Научная статья на тему 'Медиатексты в структуре принятия решений'

Медиатексты в структуре принятия решений Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
401
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / КОММУНИКАЦИЯ / МЕДИАТЕКСТ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / DECISION MAKING / FEEDBACK / COMMUNICATION / MEDIA / CRITICAL THINKING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дружинин Андрей Михайлович

Принятие решений в процессе управленческой и особенно инновационной и законотворческой деятельности рассмотрен как сложный и противоречивый коммуникативный процесс, в котором на современном этапе нередко складывается такая система обратных связей, которая оказывает сопротивление государственным инициативам относительно различных реформ. Этот процесс отражен в различных медиатекстах как традиционных СМИ, так и представленных на различных сетевых ресурсах. При этом официальные каналы распространения информации зачастую показывают низкую эффективность в учете и мониторинге мнений субъектов, способных аргументировано представить личную оценку тем или иным инициативам «снизу».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Media Texts within the Decision-Making Structure

Everyone who takes part in the preparation and implementation of management decisions is inevitably included in the communication streams of mass media. These actors are more or less susceptible to influences, installations which are broadcast by means of mass communication. This makes it important to study the media texts for understanding both the decision itself, and feedback concerning it. The subject of my study is media text as decision-making context. For my research goal I use method of critical discourse analysis. I show decision making process of management and especially innovative and lawmaking considered as a complex and contradictory communicative process in which at the present stage there is often such a feedback system, which provides resistance to government initiatives regarding various reforms. This process is reflected in a variety of media texts as traditional media, and presented at various network resources. The official channels of information dissemination often show low efficiency in the accounting and monitoring of opinions and actors can convincingly deliver a personal evaluation of the different initiatives ‘from below’. My conclusion is about the most promising areas of research of media texts as decision-making tool. The first promising direction is the study of decision-makers’ reaction on the feedback from the network community. No less important is the study of virtual ‘forgotten groups’, which with the help of the Internet channel aim to remind about themself to those who are responsible for particular administrative decisions.

Текст научной работы на тему «Медиатексты в структуре принятия решений»

Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 9. Вып. 2 • 2015 ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 2 'Space, Time and Decision Making'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 9. Ausgb. 2. 'Raum und Zeit der Entscheidungsfindung'

Принятие решений и среда дискурсы — технологии — проблемы коммуникации

УДК 304.9

Дружинин А.М.

Decision Making and Environment: Discourses. Technologies. Communication Problems / Entscheidungsfindung und Umwelt: Diskursen — Technologien — Kommunikationsproblemen

Медиатексты в структуре принятия решений

Дружинин Андрей Михайлович, кандидат философских наук, доцент Института управления и права (Москва)

E-mail: www-222@yandex.ru

Принятие решений в процессе управленческой и особенно инновационной и законотворческой деятельности рассмотрен как сложный и противоречивый коммуникативный процесс, в котором на современном этапе нередко складывается такая система обратных связей, которая оказывает сопротивление государственным инициативам относительно различных реформ. Этот процесс отражен в различных медиатекстах как традиционных СМИ, так и представленных на различных сетевых ресурсах. При этом официальные каналы распространения информации зачастую показывают низкую эффективность в учете и мониторинге мнений субъектов, способных аргументировано представить личную оценку тем или иным инициативам «снизу».

Ключевые слова: принятие решений, обратная связь, коммуникация, медиатекст, критическое мышление.

Почему так важно изучение медиатекстов в системе подготовки и реализации ключевых управленческих решений на общегосударственном уровне? Уже на первый взгляд, ответ на этот вопрос, очевиден. Индивиды, принимающие участие в подготовке и реализации решений, относительно важных проблем, к примеру, системы образования, неизбежно включены в коммуникативные потоки масс-медиа. Эти субъекты в той или иной степени подвержены влияниям, установкам, которые транслируются средствами массовых коммуникаций. Мысль эта в дополнительном обосновании не нуждается и размыкает проблему форм и уровней принятия решений в системе образования в максимально широкое социальное пространство [Дружинин 2011]. Поэтому можно предположить, что без изучения медиатекстов многие процессы и явления в системе подготовки принятия решений корректно интерпретировать весьма проблематично. Посредством СМИ транслируются ключевые государственные решения, с их помощью соответствующие структуры и институты общества осуществляют «обратную связь» — важнейший элемент любого управленческого решения.

Медиа-среда в середине XX и в XXI вв. Фото с сайтов http://liquid-state.com/survival-newspaper-digital-age/ и http://www.alamy.com/stock-photo-people-reading-on-electronic-tablets-in-new-york-metro-43391190.html

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 2 'Space, Time and Decision Making'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 9. Ausgb. 2. 'Raum und Zeit der Entscheidungsfindung'

Дружинин А.М. Медиатексты в структуре принятия решения

Совершенно уже на другом уровне проблема исследования медиатекстов, затрагивающих масштабные изменения, присутствует в таком специфическом виде гуманитарного творчества как медиакритика. Как утверждает А.П. Корочен-ский [Короченский 2004], медиакритика — это такой вид журналистской деятельности, в рамках которой происходит критическое осмысление содержания и формы продукта, транслируемого средствами массовой коммуникации. Как отдельный вид медиакритики исследователь выделяет академическую медиакритику, которая является результатом публикационной активности ученых, в чьи профессиональные интересы входит медиа как объект или предмет исследования. Особо отмечается, что академическая медиакритика познает наиболее сложные и масштабные явления и процессы в массово-информационной сфере, требующие теоретического подхода, повышенного уровня компетентности. Таким образом, критический анализ медиапродукта определенной тематики, в частности, публикаций посвященных актуальным вопросам принятия решений относительно образовательных процессов претендует на особую медиакритиче-скую институциональную роль.

В чем особенности этой роли? Дело в том, что мнению современных авторов, медиакритика обладает регулятивной функцией, т.е. оказывает влияние на медиа с целью упорядочивания норм и правил, посредством которых медиа реализуют свое социальное предназначение. В этом смысле и данный текст является произведением медиакритики, поскольку речь пойдет о полноте, качестве и специфике отражения проблем образования в современных массовых коммуникациях. Сверхзадача текстов медиакритики, помимо прочего, является критический анализ шаблонов, по которым происходит описание той или иной темы. Забегая вперед, необходимо отметить, что проблема решений в области социальной политики государства, в частности, модернизации системы образования обросли подобными шаблонами, как с формальной, так и с содержательной стороны. Выход за пределы шаблонных иначе обыденных либо повседневных представлений в конечном итоге представляется составной частью эффективной подготовки того или иного важного решения вообще и в образовательной сфере в частности. Таким образом, представители различных инициативных групп посредством системной медиакритики способны видоизменить медиаконтекст проблем образования и, таким образом, появляется дополнительный способ донести мнение профессионалов до лиц, принимающих решения. Медиакритика может стать и профессиональной специализацией в том случае, если той или иной структуре потребуется экспертная оценка ее внешним коммуникациям [Дружинин 2011].

Развитие медиатекстов, затрагивающих процесс принятия решений в той или иной общественно важной проблеме, нуждается в весомых основаниях. Представляется, что подобной предпосылкой могут служить две противоположные оценки пост-современного устройства социальной среды с точки зрения степени его упорядоченности и/или хаотичности. Как в России, так и за рубежом, происходит стремительное разрушение ценностей и ориентиров, характерных для индустриального общества. Снижается уровень капиталовложений в материальное производство, а одним из основных конкурентных преимуществ становиться максимально высокий уровень мобильности. В этих условиях, с одной стороны, различные институты общества становятся как бы ускользающими от вдумчивого анализа, поскольку быстро меняется сам предмет исследования. А, с другой стороны, попытки упорядочить этот хаос при помощи уже известных и проверенных моделей социального и коммуникативного взаимодействия вполне могут рассматриваться как опасный анахронизм, способный лишь усилить уже существующие конфликты интересов различных групп и слоев интеллектуального взаимодействия.

Вместе с тем, медиатексты имеет смысл рассматривать как частное проявления концептуализации той или иной структуры аргументации, построенной в качестве основания для того или иного управленческого решения. Несомненно, такие тесты одновременно являются и формой реализации «мягкой власти» [Сорина 2014]. Они конструируют необходимую субъектам принятия решений или их критикам понятийную систему, активно внедряют ее общественно-политический обиход. И в этом случае цель создания того или иного медиатекста определяется задачами по внедрению в общественное сознание некоего понятия, которое в скором времени должно занять в коммуникативном пространстве ключевую роль. Постоянное противоборство таких концептуальных построений в результате и становится основным проявлением «мягкой власти».

Скорость «перезагрузки» понятийной системы в целом обусловлена тем фактом, что современная социальная жизнь протекает в условиях нелинейности, характер проблем подвержен резкой смене. У многих индивидов возрастает эклектизм в представлениях, который создает непредсказуемость их поведения. Эти процессы происходят в условиях краха универсальных концепций [Бауман 2002]. Демассифицированное общество под воздействием неопределенного числа столь же неопределенного круга факторов весьма быстро становится фрагментарно-аморфным образованием. При деструктивной политике преобразований «мобильность» сопровождается разрушением любых видов долгосрочных отношений, что влечет за собой утрату веры в разумность и необходимость коллективных действий. В образовательной сфере в этом случае повышенным спросом начинают пользоваться профессии, которые открывают специалисту простор для организации дорогостоящих услуг. Адвокат, стоматолог или бухгалтер, в силу специфики своего отраслевого сектора, способны обходится без многочисленного штата сотрудников. Чем меньше зависимость от партнеров, тем выше благосостояние такого специалиста во фрагментированном обществе. А вот успех инженера-проектировщика в таких условиях достижим намного труднее, поскольку его результат зависит от согласованности действий значительного количества специалистов.

Помимо этого, специфика взаимодействия медиатекстов с субъектом принятия решений, предметом и объектом

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 2 'Space, Time and Decision Making'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 9. Ausgb. 2. 'Raum und Zeit der Entscheidungsfindung'

Дружинин А.М. Медиатексты в структуре принятия решения

управленческой деятельности, субъектом сообщения и аудиторией является отдельной проблемой [Кожанова 2011]. Она включает в себя субъективную реальность или картину мира всех субъектов медиакоммуникации и ее социально исторический контекст. При этом в сложившихся на сегодняшний день обстоятельствах, определяющую роль в рецепции конкретного медиатекста играет субъект принятия решений, включенный в жесткую государственную структуру.

Bu V V V V/ ^

качестве ключевой для понимания динамики изменений той или иной общественно-значимой проблемы имеет смысл воспользоваться идеей Ю. Хабермаса о том, что

«процесс модернизации может прочитываться равным образом как «сверху», так и «снизу»: и как мотивацион-ная укорененность и институциональное воплощение структур сознания, и как инновационное преодоление конфликтов интересов, которые вытекают из проблем хозяйственного воспроизводства и политической борьбы за власть» [Хабермас 2010, с. 4].

Смысловые прочтения модернизационных процессов на площадках различных СМИ, таким образом, могут отражать оба вектора коммуникативных усилий субъектов, выступающих в том или ином тексте. Такие субъекты представлены либо в качестве персонифицированного института власти, либо в роли носителя индивидуализированного конфликта с тем или иным положением вещей. Академическая медиакритика представляется коммуникацией «по-горизонтали», не претендуя на власть, уходя от конфликта интересов, научная среда способна презентовать субъектам, принимающим решения уникальные «картины мира» или понятийные структуры. Однако не стоит забывать, что в современных условиях обострилась конкуренция научного и обыденного сознания.

Некоторые специалисты отмечают высокую степень недоверия к науке и образовательным коммуникациям в обществе. Так, по мнению Н. Штера, расширение экономической и общественной сфер за счет знания порождает новые риски, которые способны усилить социальную неопределенность [Штер 2002]. Значительно ослабли позиции гуманитарного знания, в силу его особенностей.

«Вместо знания о мире, — отметил профессор Юрген Хабермас на открытой лекции в МГУ имени М.В. Ломоносова 16 ноября 2009 г. — философия обещает просвещение относительно того, что означает прирост мирового знания для нас — для нас, как родовых существ, как индивидов и современников».

При этом результат этого просвещения чаще всего порождает дискуссионное напряжение, которое у неискушенного наблюдателя вызывает лишь ощущение бесконечного спора в лучшем случае или, в худшем, последовательный отказ от взаимодействия с научным сообществом.

Поиск своего места в социуме, принятие стратегических решений относительно дальнейших действий, индивид осуществляет зачастую исходя из информационно достоверного, но все же имплицитно фонового знания. И при этом осознание этих фоновых допущений происходит лишь в процессе коммуникаций, в процессе приложения таких знаний к чему-то за пределами индивидов. Ю. Хабермас называет это явление хабитулизированным умением. При этом осознание и вербализация этого умения вызывает эффект «ускользания» предмета исследования.

«Уверенности жизненного мира представляют собой интенсифицированную и одновременно дефицитную форму «знания»; они могут быть приведены в форму высказываний только при утрате своего перформативного модуса. То, что не может быть истинным или ложным в форме высказываний, в строгом смысле и не является знанием. Тому, что мы «знаем» таким интуитивным образом, мы можем придать эксплицитный вид, только оформляя его в виде описания, при этом модус исполнения просто «известного» растворяется, он как бы распадается», — утверждал профессор Хабермас на лекции в МГУ.

В этих условиях, представляется важной концепция критических и некритических коммуникативных отношений, введенная Г.В. Сориной [Сорина 2003]. По ее мнению, критические коммуникативные отношения между субъектами выстраиваются на базе самостоятельного анализа и оценки представленных текстов. Соответственно некритические коммуникативные отношения такой анализ исключают и свидетельствуют о застое во всех сферах жизнедеятельности человека. Поэтому данная оппозиция является определяющей в оценке того или иного сообщения относительно процессов модернизации образовательной системы.

И, наконец, весьма существенна для исследования медиатекстов социально-психологическая гипотеза избирательного внимания [Брайант 2004], согласно которой люди склонны смотреть, слушать и запоминать те сообщения медиа, которые согласуются с их установками, интересами или склонностями.

Как показывает практика, с точки зрения формально-жанрового подхода, основная масса медиатекстов тематически связанная с подготовкой того или иного управленческого решения общегосударственного масштаба представлены такие виды журналистских произведений, как заметка, отчет, корреспонденция, информационное интервью. Аналитическое интервью представлено лишь в тех случаях, когда собеседником журналиста являются руководящие работники или признанные эксперты. Журналистские отчеты, зачастую подготовлены на основе докладов ответственных работ-

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 2 'Space, Time and Decision Making'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 9. Ausgb. 2. 'Raum und Zeit der Entscheidungsfindung'

Дружинин А.М. Медиатексты в структуре принятия решения

ников системы исполнительной власти и, по всей видимости, нередко являются, всего лишь, слегка переработанными версиями подобных выступлений. Многие публикации из регионов изобилуют статистическими данными, которые не подкреплены анализом и выводами.

Необходимо отметить, что подавляющее большинство публикаций, затрагивающих вопросы принятия управленческих решений, в России являются результатом коммуникативных усилий пресс-служб и PR-отделов различных органов исполнительной или законодательной власти. В качестве субъекта сообщения в этих случаях выступают руководители этих ведомств или их официальные представители.

Как выясняется в ходе анализа медиатекстов, касающихся, в частности проблем науки и образования, в этих сообщениях, зачастую, употребление терминов «модернизация», «принятие решений в области образования» и др., несет формально-отчетный характер, без детальной расшифровки значения этих терминов. Публикации соответствуют пропагандистским и презентационным задачам ведомств, однако не преследуют задач широкого общественного обсуждения насущных проблем. Чиновники рассказывают о путях и способах реализации этой стратегии развития той или иной общественной сферы. Основную идеологическую нагрузку несут выступления и отдельные цитаты различных субъектов принятия решений. Характерен тот факт, что многие субъекты медиатекстов модернизацию социально значимых структур, например, научных и образовательных учреждений понимают в первую очередь как уровень их материально-технической обеспеченности.

С содержательной точки зрения, медиатексты показывают, что система подготовки важных управленческих решений де-факто замкнута на самой себе. Не исключено, что правила построения журналистских текстов, главным формальным требованием которых, является концентрация на одной теме, не позволяют раскрыть всю сложность инновационных процессов, представить экономический и общественно-политический контекст обсуждаемых проблем. Однако, сложившаяся ситуация в информационном пространстве, формирует представление о различных сферах жизни, и в первую очередь об образовании и науке, как о некоем изолированном фрагменте социума. Даже если в концептуальных документах и существует представление о модернизации, как системе изменений всех сторон общественной жизни, тексты СМИ, следуя, сложившейся культурной традиции, рассматривают лишь отдельные элементы этой системы, слабо отслеживая специфику взаимосвязей этих элементов.

На сегодняшний день в явном виде сформулированы задачи по модернизации экономики на инновационной основе, созданию «умной экономики», «умного общества». Осознано, что эти цели не могут быть воплощены в жизнь без передовой науки и талантливых ученых. Представители академической медиакритики уже доказали, что модернизационные процессы охватывает не только сферу экономики. По своему содержанию, характеру и масштабам — это осовременивание всех сторон жизни нашего общества, где необходим системный подход.

Следует отметить, что построение экономики, основанной на знаниях и связанная с этим процессом модернизация образования — это, скорее, воспитание особой ментальности современного человека, что ставит перед системой образования задачи мировоззренческого уровня. Причем, это мировоззрение определяется актуальными концепциями постсовременного общества. Хотя, надо отметить, концепции эти находятся лишь в стадии формирования, уточнения категориального аппарата. Трансляция подобных знаний представляет собой сложную проблему, современные знания быстро устаревают. В результате, актуальная, на первый взгляд, парадигма выглядит быстро ускользающим предметом исследования и сомнительной для образовательной трансляции совокупностью знаний.

В итоге в высказываниях субъектов управленческих решений до сих пор доминирует образ мышления, характерный для индустриального общества. В их понятийной системе сохраняется вульгарно-технократическое представление о человеке и ценности образования. Граждане страны зачастую рассматриваются как пассивный объект приложения управленческих решений или «человеческий капитал», «население». В рамках подобного рассмотрения явно прослеживается рассмотрение человека, как средства достижения внешних по отношению к нему целей, а главной ценностью выступает некий идеальный образ государства, очертания которого мало понятны аудитории. Отдельные голоса о недопустимости подобного понятийного аппарата гуманитарной интеллигенции, увы, единичны. Вместе с тем отечественная педагогическая традиция ориентирована на личностное развитие человека, на преодоление тенденции рассматривать людей как средство решения различных социальных проблем, пусть даже таких благородных и достойных, как демократизация общественной жизни. Впрочем, намеченное здесь дискуссионное напряжение не получает в СМИ дальнейшего развития. В результате исследования выяснилось, что на 2010 г. так и не была выстроена общественная полемика относительно проблем образования. Есть запрос информации, вернее передача общественности дозированной части информации. Инициатором сообщения чаще всего является лицо, принимающее решение (ЛПР), рассматривающее сообщение в СМИ, как часть отчетности о проделанной работе.

Выстраивается однонаправленная коммуникация по схеме ньюсмейкер — журналист, при которой корреспондент того или иного издания лишь адаптирует переданную ему информацию, не подвергая сообщение всестороннему анализу. Именно поэтому в центре внимания многих публикаций оказались отчеты прошедших коллегий, которые проводятся образовательными ведомствами различных уровней в начале каждого года.

Во многих медиатекстах, сопровождающих процесс принятия решений «отрабатываются» важнейшие информацион-

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 2 'Space, Time and Decision Making'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 9. Ausgb. 2. 'Raum und Zeit der Entscheidungsfindung'

Дружинин А.М. Медиатексты в структуре принятия решения

ные поводы, чаще всего официальные выступления первых лиц государства. При этом, так и остается непонятным, насколько острая нехватка обратной связи с субъектами, которые, по сути, являются целью реформ, таким образом,

V/ V/ V/ U М V/ V/

осознана российской управленческой элитой. А, как показывает дальнейшая практика взаимодействия чиновников с научным сообществом на примере реформирования РАН, пропасть взаимного непонимания только увеличивается.

Митинги против реформы РАН. Фото с сайтов http://nb-licantrop.livejournal.com/614442.html?thread = 3561770, http://www.ras.ru/photo_archive/private/multimedia/2013/2013-14.aspx, http://polit.ru/news/2013/07/26/rally_ras/

В последние годы медиатексты относительно государственной политики в области науки и образования носят по большей части уведомительный характер, редко включают всесторонний анализ проблемы. С этой особенностью публикаций связана весьма низкая дискуссионность подобных текстов. Отдельные примеры критических разборов не восполняют недостаток коммуникации «снизу-вверх» или обратной связи от лица активных субъектов. Подавляющее большинство текстов отражают лишь официальные события и факты. По всей видимости, руководители государственных подразделений и ведомств, связанных с процессом принятия решений в области образования, активно используют свой административный ресурс для создания непротиворечивого и комфортного для них информационного пространства. Тем временем, отдельные публикации критического свойства свидетельствуют о том, что реальные проблемы находятся вне поля зрения большинства официальных СМИ. Нередко ключевые понятия, такие как «модернизация», «общество знаний», «процесс принятия решений», применяемые чиновниками разного уровня подразумевают разное содержание и объем терминов. И если основополагающие документы, транслирующиеся первыми лицами государства, еще содержат системное представление об этих феноменах, то при дальнейшей интерпретации значение, упоминаемых понятий, теряется, меняется их смысловая нагрузка, что свидетельствует о слабой включенности чиновников на местах в общие процессы формирования базовых концептуальных структур.

Необходимо отметить, что шаблонное и поверхностное содержание медиа зачастую оказывает встречное воздействие на различные профессиональные сообщества, и научный дискурс в том числе. Обыденные представления характерные для массовой культуры можно обнаружить в гуманитарных исследованиях, выполненных, на первый взгляд, весьма добросовестно. Так, например, в работе Т.Т. Сидельниковой представлены современные способы подачи материалов по курсу «Политология» и включают весьма полезные методические рекомендации, подробно показаны методики построения образовательных коммуникаций. Однако, ключевые вопросы преподавания остались за рамками исследования. И причина тому исходные методологические установки исследователя.

Во «Введении», излагая общие замечания, автор вводит дихотомию традиционно-инновационное. При этом содержание понятия «традиционное» автор толкует излишне радикально и тенденциозно, что характерно для масс-медиа. Понимание традиционного подхода в преподавании социально-гуманитарного цикла исследователь трактует исключительно как партийно-идеологическое давление преподавателя на будущего специалиста.

Традиции Т.Т. Сидельникова увязывает политически ангажированным подходом в преподавании. Традиционное в содержании курсов социально-политического вектора можно автор сводит к следующим чертам.

— Излагаемый материал и его направленность строятся на основе «официальной», государственной идеологии, доминирует монистический подход.

— Превалирует некритическая оценка действий политических субъектов или вообще отсутствие таковой, слепая вера в авторитеты (прежде всего политические), что ведет к защите устаревших идей, теоретических положений; пропаганда (и агитация) положений официальной идеологии выступает как неотъемлемый атрибут профессиональной деятельности преподавателя-обществоведа.

— Приращение социально-политических знаний осуществляется либо в формате марксизма с постулатом «Учение Маркса всесильно потому, что оно верно», либо через их «творческое развитие», но опять-таки в формате марксистско-ленинского учения.

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 2 'Space, Time and Decision Making'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 9. Ausgb. 2. 'Raum und Zeit der Entscheidungsfindung'

Дружинин А.М. Медиатексты в структуре принятия решения

— Традиционная оценка событий исходит, прежде всего, из политического единообразия, когда есть прогрессивные страны, принципу которых должны следовать все остальные. Изложение материала строится по дихотомическому принципу «мы» и «весь остальной мир». Не подвергается сомнению, что студенты разделяют подобный подход и они познают окружающий мир одинаково» [Сидельникова 2009, с. 8].

Разумеется, замечания Т.Т. Сидельниковой во многом справедливы, но это совершенно не значит, что между традицией и советской идеологией можно ставить знак равенства. Подобное отождествление и является общим местом для современной российской масс-культуры. Возможно, столь прямолинейная взаимосвязь, уже стала тем фоновым, неявным знанием, элементом обыденной картины мира, наличие которой характерно для повседневных практик, но не допустимо, если речь идет о научном исследовании. Не исключено, что, шаблонные массовые представления, введенные в исходные предпосылки гуманитарного исследования, на сегодняшний день являются серьезным вызовом профессиональному сообществу. А выявление подобных фоновых элементов в научных текстах становится весьма нетривиальной задачей для научно обоснованного критического рецензирования, поскольку предполагает высокую степень погружения рецензента в актуальную систему содержания масс-медиа.

Необходимо отметить, что сильная сторона традиционной советской (да и любой другой) высшей школы — это развитие навыков корректной работы с источниками. Качественное освоение текстов классиков философии и политической науки способно обеспечить высокий содержательный уровень дискуссий во время аудиторной работы, исключить наивные, упрощенные суждения студентов. Конечно, аккуратное конспектирование классиков марксизма-ленинизма было навязано системой обучения и успеваемость по этим дисциплинам рассматривалась обязательным условием подготовки специалиста любого направления. Однако верно и то, что подобная практика формировала навыки научной работы с текстом, умения грамотно распоряжаться собственными записями, элементарные приемы конспектирования и реферирования. А сейчас приходится констатировать, что в современной вузовской практике подмена чтения, навыком работы в Интернете привела лишь к сужению кругозора современных студентов.

Какие инновационные образовательные технологии способны вернуть студента к чтению исходных текстов, а не сокращенных и во многом искаженных версий из сети Интернет? Вот какой вопрос представляется важнейшим для практикующих преподавателей социальных дисциплин.

Практика показывает, что излишнее увлеченность формой подачи материала, представляет собой угрозу для содержательной части. Интерактив, визуализации, тонкие технологии мозгового штурма в реалиях современной высшей школы способны подменить собой конструктивное содержание дисциплин. Остается согласиться с Т.Т. Сидельниковой относительно того, что политический режим формирует определенную систему ценностей, которую образование как канал этой власти, транслирует в процесс обучения. И здесь необходимо обратить внимание на противоречие результатов работы исследователя с существующей практикой принятия решений, предполагающих повсеместное тестирование, феномен ЕГЭ и переходом многих общественных дисциплин в вариативную часть образовательных стандартов нового поколения.

Автор монографии совершенно верно замечает, что характеристика социально-политического знания — постоянная незавершенность, отсутствие претендующих на окончательность оценок и обобщений, принципиальный отказ от моноцентрических представлений. Однако этим характеристикам сопутствует и такое явление как высокий уровень информационной перегрузки. Общественные науки развиваются настолько динамично, ежемесячно появляются новые тексты, сориентироваться в которых неподготовленному молодому человеку достаточно сложно. Развивается и усиливается уже упомянутое недоверие к упорядоченному знанию. И поэтому одна из актуальных задач современных гуманитарных наук — поиск таких логико-познавательных оснований, которые позволят студенту самостоятельно структурировать весь этот разнообразный и, зачастую, противоречивый материал.

Справедливости ради, необходимо отметить, что шаблонно-медийные практики в образовательных коммуникациях далеко не всегда можно трактовать однозначно с негативной точки зрения. Под воздействием медиатекстов меняется и специфика, форма и даже содержание образовательных коммуникаций. Попадая в контекст масс-культуры, научно-гуманитарные практики как таковые сами нередко распадаются на фрагменты, соответствующие различным формам и жанрам популярной литературы. Так, некоторые преподаватели американских университетов всерьез предлагают спецкурсы, где основным материалом для изучения рассматриваются телесериалы. Доцент кафедры философии в Университете Галладет в Вашингтоне Барбара Сток читает первокурсникам лекции по авторскому курсу «Смысл жизни на материале сериала "Доктор Хаус"». Другой доцент из Университета Крейтона, (Омахо) Джеральд Абрамс публикует статьи в сборниках «"Звездный крейсер Галактика" и философия». Оба автора входят в творческий коллектив бестселлера «Хаус и философия. Все врут!», который позиционируется как сборник философских эссе (доктор Хаус — персонаж популярного телесериала). В нем в популярной форме представлены важнейшие проблемы в биоэтике, логике, эстетике, конфликтологии [Джейкоби и др. 2010]. Сборник в кратчайшие сроки стал одной из самых покупаемых книг, а «широкий читатель», посредством их приобретения, инвестирует в исследования в самых разнообразных областях современного методологического и философского знания. Таким способом, вузовская философия в США сейчас активно ищет новые способы трансляции специфически собственных областей знания, которые способны оперативно стать предметом купли

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 2 'Space, Time and Decision Making'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 9. Ausgb. 2. 'Raum und Zeit der Entscheidungsfindung'

Дружинин А.М. Медиатексты в структуре принятия решения

продажи. При этом массовость и популярность того или иного издания определяется способностью трансляторов этого знания действовать и использовать в своих интересах шаблоны масс-культуры. В американскую философию врывается жаргонная, порой грубая лексика, разговорная, живая подача материала, да и сам материал — медиатексты, которые остаются за рамками академической философии.

В рамках обыденности, повседневности, шаблонных способов коммуникации и стереотипов в содержательной ее части как правило нет места целостному мировоззрению.

«Повседневность воздействует на все стадии принятия решений и является условием различных типов решений — от инструктивного до инновационного» [Кириленко 2009].

Для любых важных социальных решений подобной повседневностью и явяются ежедневные практики медиа.

Характерное для здравомыслящего человека, который между тем остается в плену рутинных установок, стремление структурировать информационную реальность общедоступными способами, например посредством медиа, рано или поздно приводит к разочарованию. Обыденные представления не обладают методологическими возможностями для непротиворечивого объяснения происходящих процессов. Но и наука, как уже было сказано, ставящая вопросы и порождающая гипотезы, не приносит желанного покоя. И поэтому коммуникативные и интеллектуальные усилия по содержательному наполнению информационных картин мира открывают возможности не только накопления интеллектуальных ресурсов, но и для всевозможных злонамеренных манипуляций.

Если знание и образовательная система действительно становится конститутивной особенностью современного общества, то его производство, воспроизводство, распределение и применение неминуемо оказывается в центре общественных дискуссий. Рассмотрение образовательных коммуникаций в контексте современных медиатекстов позволяет говорить о своеобразных «узких местах», способных нивелировать многие позитивные намерения субъектов принимающих решения. Появляются новые риски, которые сопровождают стратегии, якобы, ориентированные на эффективное освоение интеллектуальных и человеческих ресурсов.

Кроме этого, проблема социальной неопределенности, источником которой становится накопление и трансляция знаний как таковых, открывает возможности для злонамеренных манипуляций на интеллектуальном и, как следствие, символическом уровнях. Необходимо отметить, что феномен манипулятивных коммуникаций уже довольно подробно изучен и, как следствие, стал предметом научных и общественных дискуссий, так и образовательных коммуникаций, инициированных субъектами, в чьи намерения входят практическое осуществление подобных методик. Одна из современных инициатив относительно модернизации системы образования стала источником вполне обоснованных подозрений в манипуляциях.

Так, в 2010 г. конфликтная напряженность в сфере обсуждения образовательных реформ резко возросла. Возникли протестные коммуникации, затрагивающие проблемы образования. Неопределенное множество индивидов, представило свою оценку действиям лиц, принимающих решения при обсуждении Проекта ФГОС общего образования от 16 ноября 2010 г. Общественную критику вызвала дифференциация школьных предметов на «обязательные» и предметы «по выбору». Последние, согласно Проекту, относятся к 6 образовательным областям, в рамках которых рассматриваются дисциплины, которые привычно воспринимались людьми как основные. Вскоре текст документа получил резко отрицательные оценки журналистов, общественных деятелей и новых лидеров мнений — блогеров (см., например, [Резолюция заседания Московского Математического Общества... 2011; Токарева 2011]), в том числе и довольно радикально настроенных [Оккупанты окончательно убивают систему образования... 2011].

Содержательный анализ доступного пользователям Интернета массива протестных сообщений показывает, что многие лидеры мнений реформы российского образования рассматривают как значительную угрозу для подрастающего поколения. То есть такой социально-политический и духовный процесс, который разрушающим образом действует на социальные организации и структуры, трансформирует их элементы, нарушает их функционирование, что, в конечном счете приводит к распаду и упадку системы в целом [Дружинин 2013, с. 201].

Наиболее лаконично весь комплекс подобных угроз изложен в опубликованной в Интернете Резолюции заседания Московского Математического Общества 08.02.2011, посвященного обсуждению проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Документ подписан академиком РАН В.А. Васильевым. Математики предупреждают, что предлагаемое в «Стандарте» для старшей школы решение о новой структуре учебного плана разрушает традицию отечественной школы. Авторы резолюции предрекают резкое снижение уровня общей культуры, фактическое исчезновение многих предметов. В резюме документа содержится наиболее жесткая характеристика:

«Этот план производит общее впечатление плана подготовки рабов, обслуживающих сырьевой придаток господствующих хозяев: этих рабов учат разве что основам языка хозяев, чтобы они могли понимать приказы» [Резолюция заседания Московского Математического Общества... 2011].

Таким образом, в переложении на язык социальных наук, математики подозревают авторов образовательных реформ в манипулятивных амбициях.

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 2 'Space, Time and Decision Making'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 9. Ausgb. 2. 'Raum und Zeit der Entscheidungsfindung'

ДРУЖИНИН А.М. Медиатексты в структуре принятия решения

Глобальная иерархия, возникающая в результате дифференциации общества на управляющих и управляемых, создает возможность для образованного меньшинства манипулировать большинством, осуществлять свой властный произвол. Одна из черт манипуляции — активное внедрение в сферу нормативных правил социального взаимодействия. Самый тонкий произвол — это произвол, осуществляемый посредством законов и правил, регулирующих жизнь индивида. Манипуляции свойственно ассимилировать многие общественные явления: нормотворчество, законодательный процесс, информационную свободу, что позволяет говорить о существовании особой формы деструктивной коммуникации: мани-пулятивной управленческой технологии как одного из принципов общественного устройства.

Манипулятивные знания как уникальный рациональный дискурс, ставший теоретической основой для осуществления обманных деструктивных коммуникаций, зарождается в результате умышленной подмены силы Законов на властный произвол авторитета. Само манипулятивное знание является логически аргументированным знанием, которым обосновано право лишь некоторых субъектов на манипулятивный произвол. Для эффективной борьбы со встречными властными притязаниями манипулятивный произвол стремится принять форму нормативных, а иногда и законодательных актов, стать безальтернативной, трансцендентной силой по отношению к каждому индивиду.

Современные представления о влиянии масс-медиа на сознание человека и общественное мнение. По материалам западных Интернет-ресурсов. С сайтов http://imgaгcade.com/1/mass-media-and-puЫic-opmюn/, http://imgkid.com/mass-media.shtml, https://www.youtube.com/watch?v=-q8wB5bcvZg

Снижение риска попасть под воздействие субъекта-манипулятора связано с актуализацией методов принятия решений, основанных на методологии критического мышления [Сорина, Виноградов 2013; Сорина 2012]. Именно поэтому многие публикации, отрицательно характеризующие Проект стандартов образования, представляют собой четко выверенную логическую систему аргументации в защиту традиционной системы образования.

Необходимо отметить, большинство, кто высказался в той или иной форме против предложенной реформы, являются разрозненными индивидами, не объединенными в группы давления или лоббирования, зачастую не имеющими прямого выхода на лиц, принимающих решения. Этих людей объединяет одно — обеспокоенность судьбой системы образования в России. М. Олсон подобные сообщества называет «забытыми группами» [Олсон 1995, с. 155]. Забытые группы» — это группы большие или латентные, которые не способны и не будут добровольно действовать в своих интересах, потому что у них нет лобби. Рассматривая западное общество, исследователь приходит к выводу, что забытые группы не могут организоваться, «если единственной причиной к организованному действию является превышение выгод над издержками в случае успеха». Таким группам исследователь противопоставляет группы малые, которые способны предложить участникам социальных действий индивидуальные стимулы.

Однако у «забытых групп» в условиях информационного общества появился достаточно эффективный инструмент противодействия одностороннему давлению со стороны властных элит [Токарева 2011]. Блогосфера, виртуальные экспертные сообщества, теперь способны осуществлять ответные протестные коммуникации, которые снижают персональный риск субъектов, критикующих предлагаемые решения, в частности, относительно системы образования. Тем не менее, совокупный массив подобных выступлений довольно сложно оставить без внимания. Так, например, результатом бессистемного сопротивления научного и педагогического сообщества, предметом которого стала системная критика подготовки решений государственного уровня привела к существенным редакциям Проекта ФГОС от 15 февраля 2011 г. Представляется, что виртуальные протестные коммуникации профессионалов еще не раз окажут ощутимое влияние на модернизационные процессы и в системе ВПО.

Кроме того, согласно уже упомянутой гипотезе избирательного внимания, можно предположить, что лица, принимающие решения общегосударственного значения и/или готовящие подобные инициативы, в той или иной степени находятся под воздействием медиатекстов в целом и, особенно, обратных связей, в сообщениях протестных сетевых сообществ. Специфика их реакции на подобные сообщения, по всей видимости, является перспективным направлением исследования. Не менее важным представляется исследование виртуальных «забытых групп», которые при помощи Интернет-каналов стремится напомнить о себе тем, кто берет на себя ответственность за то или иное управленческое решение.

Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 9. Вып. 2 • 2015 ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 2 'Space, Time and Decision Making'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 9. Ausgb. 2. 'Raum und Zeit der Entscheidungsfindung'

Дружинин А.М. Медиатексты в структуре принятия решения

ЛИТЕРАТУРА

1. Бауман. З. Индивидуализированное общество М.: Логос. 2002.

2. Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М.: Вильямс, 2004.

3. Джейкоби Г. МакМахон Дж., Голдблатт Д., Драйден Дж., Абрамс Дж., Сток Б., Рафф Дж., Бэррис Дж.,

Фраппье М., Вернеззе П., Кайл Р., Берк Т., Уиклер М., Сартин К., Эренберг К., Фицпатрик Дж., Протаси С., Уоллер С., Бэттали Х., Коплан Э. Доктор Хаус и философия: Все врут! М.: ООО «Юнайтед Пресс» 2010.

4. Дружинин А.М. Управление экспертизой внешнего PR / / Качество. Инновации. Образование. 2011.

№ 7 (74). С. 38-42.

5. Дружинин А.М. Протестные сообщества в современном Рунете / / Социальные сети и виртуальные сете-

вые сообщества. Сб. научных трудов. М.: ИНИОН РАН, 2013. С. 201-213.

6. Кириленко Г. Г. Повседневность как универсальный контекст принятия решений / / Ценности и смыслы.

2009. № 1. С. 56-71.

7. Кожанова В.Ю. Рецептивный аспект создания медиатекста // Вестник Адыгейского государственного

университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2011. № 2. С. 42—46.

8. Короченский А.П. Регулятивная роль медиакритики // Саморегулирование журналистского сообще-

ства. Опыт. Проблемы. Перспективы становления в России. М.: Галерия, 2004.

9. Оккупанты окончательно убивают систему образования. Открытое обращение к президенту по поводу

ФГОС для старшей школы [Электронный ресурс] // МОСКВА — ТРЕТИЙ РИМ. 2011. 30 января. Режим доступа: http://www.3rm.info/8743-otkrytoe-obrashhenie-prezidentu-po-povodu-fgos.html.

10. Олсон М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп. М.: Фонд Экономиче-

ской Инициативы, 1995.

11. Резолюция заседания Московского Математического Общества по стандарту высшей школы [Резолюция

заседания Московского Математического Общества 08.02.2011, посвященного обсуждению проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образования] [Электронный ресурс] // Полит.Ру. 2011. 14 февраля. Режим доступа: http://polit.ru/article/2011/02/14/mmo_ resolution_080211/.

12. Сидельникова Т.Т. Инновации в обучении социальным и гуманитарным дисциплинам: вопросы теории

и практики на примере курса «Политология». Казань: Центр инновационных технологий, 2009.

13. Сорина Г.В. Концептуальные основания мягкой власти в системе коммуникации / / Дискурс-Пи. 2014. Т.

11. № 4. С. 62 — 68.

14. Сорина Г.В., Виноградов М.В. Субъект принятия решений: становление и деятельность / / Ценности и

смыслы. 2013. № 4 (26). С. 59 — 72.

15. Сорина Г.В. Философия и методология принятия решений/ / Вестник Российского гуманитарного науч-

ного фонда. 2010. № 1 (58). С. 81—89.

16. Сорина Г.В. Критическое мышление: история и современный статус// Вестник Московского универси-

тета. Серия 7: Философия. 2003. № 6. C. 97—110.

17. Стровский Д. Тяжела ты, шляпа журналиста! Какой профессии учат в университетах Финляндии / /

Журналист. 2009. № 3. С. 62 — 63.

18. Токарева Е. Из всех искусств для нас важнейшим является образование [Электронный ресурс] / / Stringer.

2011. 24 января. Режим доступа: http://www.stringer.ru/publication.mhtml?part=46&pubid=15586.

19. Хабермас Ю. Модернизация как общественная рационализация: роль протестантской этики / / Социо-

логическое обозрение. 2010. Т. 9. № 3. С. 3 — 25.

20. Штер Н. Мир из знания / / Социологический журнал. 2002. № 2. С. 31—35.

21. Entman R.M. "Framing Bias: Media in the Distribution of Power." Journal of Communication 57.1 (2007): 163 — 173.

22. Vaara E., Tienari J. "Justification, Legitimization and Naturalization of Mergers and Acquisitions: A Critical Dis-

course Analysis of Media Texts." Organization 9.2 (2002): 275 — 304.

Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:

Дружинин, А. М. Медиатексты в структуре принятия решений [Электронный ресурс] / А.М. Дружинин // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2015. — Т. 9. — Вып. 2: Пространство и время принятия решений. — Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast9-2.2015.41.

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 2 'Space, Time and Decision Making'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 9. Ausgb. 2. 'Raum und Zeit der Entscheidungsfindung'

Дружинин А.М. Медиатексты в структуре принятия решения

MEDIA TEXTS WITHIN DECISION-MAKING STRUCTURE

Andrey M. Druzhinin, Ph.D., Associate Professor at Institute of Management and Law (Moscow)

E-mail: www-222@yandex.ru

Everyone who takes part in the preparation and implementation of management decisions is inevitably included in the communication streams of mass media. These actors are more or less susceptible to influences, installations which are broadcast by means of mass communication. This makes it important to study the media texts for understanding both the decision itself, and feedback concerning it.

The subject of my study is media text as decision-making context. For my research goal I use method of critical discourse analysis. I show decision making process of management and especially innovative and lawmaking considered as a complex and contradictory communicative process in which at the present stage there is often such a feedback system, which provides resistance to government initiatives regarding various reforms. This process is reflected in a variety of media texts as traditional media, and presented at various network resources. The official channels of information dissemination often show low efficiency in the accounting and monitoring of opinions and actors can convincingly deliver a personal evaluation of the different initiatives 'from below'.

My conclusion is about the most promising areas of research of media texts as decision-making tool. The first promising direction is the study of decision-makers' reaction on the feedback from the network community. No less important is the study of virtual 'forgotten groups', which with the help of the Internet channel aim to remind about themself to those who are responsible for particular administrative decisions.

Keywords: decision making, feedback, communication, media, critical thinking.

References:

1. Bauman Z. The Individualized Society. Moscow: Logos, 2002. (In Russian).

2. Bryant J., Thompson S. Fundamentals of Media Effects. Moscow: Viliams Publisher, 2004. (In Russian).

3. Druzhinin A.M. "Community Protest in Modern Runet." Social Network and Virtual Network Community. Moscow: In-

stitute for Scientific Information in Russian Academy of Sciences Publisher, 2013, pp. 201 — 213. (In Russian).

4. Druzhinin A.M. "Management Expertise of External PR." Quality. Innovation. Education 7 (2011): 38—42. (In Russian).

5. Entman R.M. "Framing Bias: Media in the Distribution of Power." Journal of Communication 57.1 (2007): 163 — 173.

6. Habermas J. "Theory of Communicative Action (Reason and Rationalization of Society, volume 1, chapter 2)."

Sociological Review 9.3 (2010): 3 — 25. (In Russian).

7. Jacoby H. House and Philosophy: Everybody Lies. Moscow: United-Press Publisher, 2010. (In Russian).

8. Kirilenko G.G. "Everyday Life as a Universal Context for Decision-Making." Values and Meanings 1 (2009): 56 —

71. (In Russian).

9. Korochensky P.A. "Regulatory Role of Media Criticism." The Self-Regulation of the Journalistic Community. Experi-

ence. Problems. Prospects in Russia. Moscow: Galerius Publisher, 2004. (In Russian).

10. Kozhanov V.Yu. "Receptive Aspect of Creating Media Texts." Herald of Adygean State University. Series 2: Philology

and Art History 2 (2011): 42—46. (In Russian).

11. "Occupants Conclusively Kill Education System. Open Letter to the President about the Federal State Education-

al Standard for the High School." Moscow - the Third Rome. N.p., 30 Jan. 2011. Web.

<http://www.3rm.info/8743-otkrytoe-obrashhenie-prezidentu-po-povodu-fgos.html>. (In Russian).

12. Olson M. The Logic of Collective Action: Public Goods and the Theory of Groups. Moscow, 1995. (In Russian).

13. "Resolution of Moscow Mathematical Society's Meeting Devoted to the Discussion on Project of Federal State

Educational Standard for General Education, 8 Feb. 2011." Polit.Ru. N.p., 14 Feb. 2011. Web.

<http : / / polit.ru/ article /2011/02/14/ mmo_resolution_080211/>. (In Russian).

14. Sidelnikova T.T. Innovations in Teaching Social Studies and Humanities: Theory and Practice. Case Study of the Course

of Political Science. Kazan: Center for innovative technologies Publisher, 2009. (In Russian).

15. Sorina G.V. "Critical Thinking: History and Contemporary Status." Bulletin of Moscow University. Series 7: Philoso-

phy 6 (2003): 97—110. (In Russian).

16. Sorina G.V. "Philosophy and Methodology of Decision Making." Herald of the Russian Humanitarian Scientific Fund

1 (2010): 81 — 89. (In Russian).

17. Sorina G.V. "The Conceptual Bases of Soft Power in the System of Communication." Discourse-n 11.4 (2014): 62—68.

(In Russian).

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 2 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 9. Ausgb. 2.

'Space, Time and Decision Making' 'Raum und Zeit der Entscheidungsfindung'

Дружинин А.М. Медиатексты в структуре принятия решения

18. Sorina G.V., Vinogradov M.V. "The Subject of the Decision: The Formation and Activities." Values and Meanings 4

(2013): 59-72. (In Russian).

19. Stehr N. "A World Made of Knowledge." Sociological Journal 2 (2002): 31-35. (In Russian).

20. Strovsky D. "How Heavy You Are, the Hat of a Journalist! Profession That Is Not Taught at Universities in Fin-

land." Journalist 3 (2009): 62-63. (In Russian).

21. Tokareva E. "Among All the Arts, Education Is the Most Important for Us." Stringer. N.p., 24 Jan. 2011. Web.

<http://www.stringer.ru/publication.mhtml?part=46&pubid=15586>. (In Russian).

22. Vaara E., Tienari J. "Justification, Legitimization and Naturalization of Mergers and Acquisitions: A Critical Dis-

course Analysis of Media Texts." Organization 9.2 (2002): 275-304.

Cite MLA 7:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Druzhinin, A. M. "Media Texts within the Decision-Making Structure." Elektronnoe nauchnoe izdanie Al'manakh Pros-transtvo i Vremya [Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time: Space, Time and Decision Making] 9.2 (2015). Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast9-2.2015.41>. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.