Научная статья на тему 'МЕДИАТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ЖИЗНИ И ПОВЕДЕНИЯ'

МЕДИАТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ЖИЗНИ И ПОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
578
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСС-МЕДИА / MASS MEDIA / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / QUALITY OF LIFE / ПОВЕДЕНИЕ / BEHAVIOR / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / МАНИПУЛИРОВАНИЕ / MANIPULATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ефимов Иван Серафимович

На современном этапе развития общества, в век тотальной информатизации, общественное сознание во многом предопределено воздействием со стороны массмедиа - средств массовой информации (СМИ). Повсеместное распространение средств массмедиа в настоящее время оказывает огромное влияние на формирование общественного сознания, в особенности у такой социальной группы, как молодежь. На современном этапе возникла проблема «сдвигов» стандартов и ценностей молодых людей, в частности наблюдается искажение их жизненных целей, стремление к некоей мифической «успешности», потребительское отношение к образованию и саморазвитию (изучение лишь тех дисциплин, направлений, специальностей, которые считаются престижными и высокооплачиваемыми). Во многом это обусловлено воздействием тех образов, которые навязаны со стороны СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Media technologies for forming a lifestyle and behavior

At the present stage of the development of society - in the age of total informatization, public consciousness is largely predetermined by the influence of the mass media - the media. The ubiquitous spread of the media now has a huge impact on the formation of public consciousness, especially among a social group such as youth. At the present stage, the problem of “shifts” in the standards and values of young people has arisen, in particular, there is a distortion of their life goals, a desire for a mythical “success”, a consumer attitude toward education and self-development (studying only those disciplines, directions, specialties that are considered prestigious And highly paid). In many ways, this is due to the impact of those images that are imposed by the media.

Текст научной работы на тему «МЕДИАТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ЖИЗНИ И ПОВЕДЕНИЯ»

6. Маргулян Я. А., Степанов С. А. Формирование организаторской компетентности как технология развития интеллектуального капитала // Научная мысль. 2016. № 1 (19).

7. Бережная Г. С. Формирование конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательных школ: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Калининград, 2009. 336 с.

УДК 316.6

И. С. Ефимов

медиатехнологии формирования образа жизни

и поведения

I. S. Efimov. Media technologies for forming a lifestyle and behavior

На современном этапе развития общества, в век тотальной информатизации, общественное сознание во многом предопределено воздействием со стороны массмедиа — средств массовой информации (СМИ). Повсеместное распространение средств массмедиа в настоящее время оказывает огромное влияние на формирование общественного сознания, в особенности у такой социальной группы, как молодежь. На современном этапе возникла проблема «сдвигов» стандартов и ценностей молодых людей, в частности наблюдается искажение их жизненных целей, стремление к некоей мифической «успешности», потребительское отношение к образованию и саморазвитию (изучение лишь тех дисциплин, направлений, специальностей, которые считаются престижными и высокооплачиваемыми). Во многом это обусловлено воздействием тех образов, которые навязаны со стороны СМИ.

Ключевые слова: массмедиа; качество жизни; поведение; молодежь; идентичность; манипулирование.

Контактные данные: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21; (812) 602-23-24; vanya-e@mail.ru.

At the present stage of the development of society — in the age of total informatization, public consciousness is largely predetermined by the influence of the mass media — the media.

The ubiquitous spread of the media now has a huge impact on the formation of public consciousness, especially among a social group such as youth.

At the present stage, the problem of "shifts" in the standards and values of young people has arisen, in particular, there is a distortion of their life goals, a desire for a mythical "success", a consumer attitude toward education and self-development (studying only those disciplines, directions, specialties that are considered prestigious And highly paid). In many ways, this is due to the impact of those images that are imposed by the media.

Keywords: mass media; the quality of life; behavior; the youth; identity; manipulation.

Contact details: Sadovaya Str. 21, St. Petersburg, Russian Federation, 191023 ; (812) 602-23-24; vanya-e@mail.ru.

Средства массовой информации и коммуникации на современном этапе представляют собой значимый общественный институт социализации, наряду

Иван Серафимович Ефимов — аспирант кафедры социологии и психологии Санкт-Петербургского государственного экономического университета. © Ефимов И. С., 2017

с семьей и учреждениями образования. Массмедиа проектируют информацию, и следовательно, человека и все общество. Массмедиа сопровождают современного человека в труде, быту, процессе обучения и отдыха. Постоянное присутствие массмедиа в жизни человека говорит о том, что СМИ и СМК стали частью образа жизни современного человека, причем достаточно значимой частью.

Образ жизни можно рассматривать как совокупность наиболее типичных для определенной социальной группы форм жизнедеятельности, поведения, социального взаимодействия. Средства массмедиа воздействуют на все указанные составляющие образа жизни.

Массовая культура современной молодежи демонстрирует процесс разрушения прежних традиционных мировоззренческих установок и ориентиров и «перестройку», происходящую в сфере общественной морали. В социологических исследованиях последнего десятилетия (К. Э. Разлогов, А. В. Шариков, В. С. Собкин и др.) выявлено, что в среде молодежи в ряду жизненных приоритетов наиболее значимыми являются материальный достаток, самовыражение (индивидуализм, достигаемый не через реализацию способностей, талантов, потенциала, а через эксцентричность поведения, одежды, образа жизни), стремление к наслаждению, развлечениям. А традиционные ценности — труд, образование, творчество, наука, культура, искусство, которые активно внедрялись в социум в период СССР, когда идеология народа Советского Союза была контролируемой и целенаправленно формируемой, — потеряли былую значимость.

В общественном мнении зачастую звучит тревога относительно духовно-нравственного воспитания молодежи, состояния духовного мира личности в социокультурной ситуации. Многие социологи обеспокоены высокой интенсивностью воздействия массмедиа на формирование ценностных ориентаций молодого поколения. Прежние непреложные ценности, такие как семья, любовь, брак, на современном этапе подвергаются переоценке и зачастую теряют свою значимость в глазах молодого поколения.

Телевидение, Интернет, радио становятся сегодня ведущими институтами социализации для молодежи за счет своей доступности, эмоциональности, простоты преподнесения информации. В качестве ключевого социализирующего института выступает реклама, которой изобилуют современные СМИ. Реклама по глобальности влияния на личность человека сопоставляется с участием семьи в процессе социализации человека. В процессе рекламы товаров и услуг, которая адресована определенным социальным группам, транслируются отдельные составляющие образа жизни. При обзоре телевизионных рекламных роликов можно отметить несколько непропорциональное соотношение образов жизни, транслируемых рекламой. В частности, значительная часть рекламных роликов предназначена именно для молодежи и ориентирована, преимущественно, на популяризацию гедонистического образа жизни и поведения.

Реклама на радио и телевидении намеренно создает качественно иное, виртуальное социокультурное пространство, навязывая стереотипы поведения, ценностные установки и систему ценностей, программируя потенциального потребителя на приобретение определенного товара (услуги). Влияние рекламных роликов на социализацию молодежи состоит в том, что реклама участвует в процессе усвоения молодым человеком социальных ролей, норм и правил общества, и при этом конструирует социальные роли и позиции индивидов и социальных групп.

Роль рекламы в социализации молодежи заключается в том, что реклама, формируя стандарты образа жизни и поведения, одновременно создает у молодого человека иллюзию приобщения к неким социальным группам. Например, покупка товара, повышающего «успешность» и «уровень красоты», создает у молодых людей ложное ощущение приобщения к социальной группе успешных и красивых людей посредством покупки этого товара.

Реклама, в большинстве случаев, имеет ценностную окраску, т. е. тот или иной рекламируемый товар (услуга) соотносится с определенным стилем жизни, в рекламе товаров используются стандартные ситуации, которые пропагандируют определенный стиль жизни и бытия (развлечения, приключения, престиж, удовольствия, высокий статус и др.).

Повсеместное распространение в социальной среде массовой информации обусловило формирование новой «медиацивилизации», которая имеет ряд отличительных характеристик, таких как:

• Новые виды деятельности.

• Новые продукты и услуги.

• Новые представления о качестве жизни.

• Новые ценности.

• Новые представления о пространстве и времени.

• Новый образ и стиль жизни.

Средства массмедиа не только являются частью психосоциальной среды обитания человека в новой «медиасреде», но и прямо воздействуют на принятие (отторжение) обществом определенных ценностей морали, нравственности, культуры. Причем средства массмедиа являются не только «проводниками» указанных ценностей, но и влияют на их формирование.

Массмедиа являются инструментом, который определяет сознание общества, ввиду того что убеждения, нравственные ориентиры, принципы как отдельной личности, так и определенной социальной группы напрямую зависят от информации, которая поступает извне. При оценке влияния средств массмедиа на социум необходимо учитывать и положительные, и отрицательные аспекты влияния.

Особую роль в данном процессе играют современные манипулятивные технологии современных СМИ. Многие социологи подчеркивают, что современные средства массмедиа осуществляют манипулирование сознанием людей и молодежи, в частности как наиболее восприимчивой к этому воздействию социальной группы.

Манипулирование как особое действие (деятельность) представляет собой процесс воздействия со стороны агента-манипулятора на общественное мнение, поведение социума, с целью его канализации в необходимом манипулятору направлении [1, с. 18].

Любая манипуляция подразумевает следующие операции:

• Внедрение информации желательного содержания в общественное сознание как объективной и актуальной информации.

• Воздействие при помощи информации на «болевые точки» социальной группы, которые возбуждают страх, ненависть, тревогу и т. д., например страх молодежи быть «неуспешным».

• Реализация скрываемых и декларируемых замыслов, осуществление которых манипулятор приурочивает к поддержке общественным мнением собственной позиции [2, с. 40].

На основании определения и описанных действий можно выделить наиболее характерные признаки манипуляции:

• Процесс манипуляции всегда асимметричен, в нем присутствует сторона влияющая и есть сторона, испытывающая влияние (субъект и объект). Достаточно часто к людям, социальное сознание которых формируется средствами манипуляции, относятся не как к индивидуумам, личностям, а как к «объектам», своего рода вещам.

• Манипуляция во всех случаях представляет собой вид психологического и духовного воздействия (при этом физическое насилие либо его угроза при манипуляции исключены). Мишенью манипулятора выступают психические структуры личности человека.

• Манипуляция представляет собой скрытое воздействие, которое не должно быть замечено объектом (человеком или обществом, на которое направлена манипуляция) [3, с. 20].

Для любого процесса манипулирования характерна закрытость, особая иллюзия, психологическое воздействие на общественное сознание для формирования определенных убеждений либо предпочтений. Наиболее распространенным приемом СМИ является прием использования пугающих тем и сообщений. Различные пугающие сообщения являются наиболее эффективным средством воздействия на аудиторию. Страх и тревога обеспечивают сплочение общества и стимулирование нужных поступков. Эффективность применения данного метода манипулирования зависит от присутствия таких компонентов, как угроза, путь избегания угрозы, уверенность аудитории в возможности ликвидации угрозы, например при условии следования за политическим лидером.

Весьма часто применяется метод информационного шума. Принцип метода заключается в том, что на основную информацию «навешивается» большое количество других материалов (например, разноречивых комментариев, мнений, заключений экспертов).

Таким образом, современные средства массмедиа не просто оказывают воздействие на поведение, предпочтения, убеждения молодежи в процессе своей деятельности, но и имеют возможность осуществлять целенаправленное влияние, формируя, к примеру, образы «успешного» молодого человека, «постоянного потребителя» товаров и услуг, «популярного блогера» и т. д. Именно этим влиянием можно объяснить, к примеру, стремление современной молодежи к популярности в социальных сетях, вступление их в те или иные политические группировки (например, по поддержке/негативу в адрес Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, поддержке/ отторжению войны в Сирии), но не столько по политическим убеждениям, сколько из стремления выделиться из толпы.

Мультимедийные технологии, повсеместный доступ к Интернету позволяют людям самостоятельно, без давления цензуры создавать информационные источники посредством написания отзывов, статей, комментариев и сообщений. Проблема состоит в том, что авторы всегда идентифицируют себя с определенным субъектом социума, выражая собственное мнение от имени этого субъекта. Люди стремятся быть социально активными, используя медиапространство в качестве средства достижения эгоистических целей, например жизненного успеха, карьеры, гармонии отношений с противоположным полом. Повседневное безудержное потребление информации можно рассматривать как специфическую форму социального поведения, в основе которой — непрерывное взаимодействие личности с информационным пространством. Краеугольным камнем данного положения вещей является то, что большинство людей ориентированы на пассивное восприятие информации — «потребление» низкокачественных новостей, псевдонаучных открытий, газетных уток. Но в современном медиапространстве наиболее

успешен тот, кто умеет систематизировать, классифицировать, выделять необходимую информацию, отсеивая ненужную, и использовать ее в профессиональной деятельности.

Вследствие развития средств массмедиа и проникновения их во все структуры общественной жизни все более заметны изменения личности людей, основанные на доступности информации. В социуме возникает ряд особенностей, характерных для значительных по количеству групп людей, в основном молодежи и подростков, родившихся в эпоху тотальной информатизации и не мыслящих своей жизни без электронных устройств и компьютерных сетей. Среди этих особенностей «новой личности» можно выделить:

• Многозадачность умственной деятельности.

• Клиповое мышление.

• Привычку к сортировке уже готовой информации.

• Значительное ослабление аналитических способностей.

• Неспособность сконцентрироваться, сосредоточиться.

• Компьютерную зависимость.

• Ухудшение социальных навыков и навыков общения.

• Эгоизм и безответственность за последствия своих действий.

Медиапространство обостряет и ряд социальных проблем, выходящих на

первый план в эпоху современного «информатизированного» общества. Среди них особо значимыми являются:

• Зависимость от компьютера — пристрастие к работе на компьютере.

• Эскейпизм представляет собой «бегство» в виртуальную реальность, возможность «спрятаться» в ней от реальной жизни. В особенности характерен для людей с пониженной самооценкой, склонных к депрессии, переживающих жизненные трудности.

• Электронное бродяжничество — бесцельная навигация по Сети. Источником удовлетворения служит сам факт присутствия в Интернете. Описывались случаи пребывания людей в сети по 18 и более часов в день, и по 100 и более часов в неделю.

• Сетевой азарт представляет собой патологическую привязанность к азартным играм в Интернете, биржам или онлайн-покупкам.

• Зависимость людей от кибер-отношений — постоянная необходимость пребывания в чатах, социальных сетях, сообществах; дружба и флирт в виртуальном мире и неумение строить отношения в жизни [4, с. 4-14].

• Медиаагрессия — постоянная демонстрация катастроф, актов агрессии по телевизионным каналам не только провоцирует агрессивное поведение у всех групп населения, но и возводит его в ранг социальной нормы.

• Медиаэротика — демонстрация большого количества сюжетов эротического содержания по телевидению, свободный доступ к порнографическим материалам в Интернете порождает сексуальную развязность населения, но не увеличивает, а порой и уменьшает сексуальную грамотность [5, с. 185-192].

Среди основных последствий и угроз влияния массмедиа на образ жизни можно выделить такие, как:

• Убийства и самоубийства.

• Побеги подростков из дома.

• Увеличение числа бракоразводных процессов.

• Осуждение родителей за неверный уход за детьми.

• Утрата у людей (особенно молодежи) способности к жизненному общению и реальной коммуникации и адекватной реакции на различные эмоциональные посылы [6].

Стрессы и депрессии, вызванные потерей доступа к Всемирной паутине или содержанием полученных сообщений.

Современная молодежь формирует собственные мнения, стандарты и вкусы на основании журналов, развлекательного телевидения и Интернета, многие взрослые люди, просматривающие телевизионные новости и (или) читающие газеты ежедневно, постепенно начинают считать мнение, преподносимое в СМИ, собственным мнением. По оценкам ряда исследователей, СМИ и СМК формируют около 80% личного и общественного мнения.

Особое воздействие массмедиа оказывают на формирование личности молодежи и подростков, что обусловлено, как уже говорилось выше, восприимчивостью данной социальной группы, а также тем фактом, что молодежь наиболее активно использует средства массмедиа в повседневной жизни.

По данным отечественных социологических исследований, телевидение, как наиболее распространенное средство массмедиа, занимает одно из ключевых мест по степени воспитательного воздействия (на третьем месте после семьи и школы), являясь при этом каналом социализации молодого человека, причем достаточно интенсивной социализации.

В результате развития массмедиа происходят изменения функций СМИ, в частности образовательная и просветительская функции (основные для СМИ в период СССР) практически не исполняются, воспитательная функция (также отлаженная в СССР) сводится к пропаганде западных идеалов, а также ценностей и норм общества потребления, информационная функция не всегда выполняется соответственно постулируемым принципам развития общества. При этом рекреационная, рекламная, развлекательная функции реализуются избыточно.

литература

1. Политология: энциклопедический словарь. М.: Наука, 1993.

2. Амелин В. Социология политики. М.: Спектр-пресс, 2012.

3. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М.: Юристъ. 2000.

4. Докторович А. Б. Социология взаимодействия и отношения как фактор развития социального потенциала // Труд и социальные отношения. 2008. № 9. С. 4-14.

5. Розина И. Н. Теория и практика компьютерно-опосредованной коммуникации в России: состояние и перспективы // Теория коммуникации и прикладная коммуникация: сб. науч. тр. Вып. 1. Ростов н/Д: ИУБиП, 2002. С. 185-192.

6. Макарова Л. С. Когортные исследования компьютерно-опосредованной коммуникации как направление социологического анализа // Вестник ВолГУ. Сер. 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2014. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.