Научная статья на тему 'Медиасреда в системе взаимоотношений с экранной информацией'

Медиасреда в системе взаимоотношений с экранной информацией Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
473
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАСРЕДА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ЭКРАН / ИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хилько Н. Ф.

Наряду с развитием самого процесса аудиовизуального творчества вырабатываются группы отношений медиакультуры и личности, которые зависят главным образом от степени осознанности и осмысления интуитивных проявлений, заложенных в социально-культурных механизмах аудиовизуального творчества. Вместе с тем не следует забывать, что уровни социально-культурного воздействия медиа отражают их. Что же является следствием формируемых отношений?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиасреда в системе взаимоотношений с экранной информацией»

МЕДИАСРЕДА В СИСТЕМЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ЭКРАННОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ

Н.Ф.Хилько,

кандидат педагогических наук, доцент

Наряду с развитием самого процесса аудиовизуального творчества вырабатываются группы отношений медиакультуры и личности, которые зависят главным образом от степени осознанности и осмысления интуитивных проявлений, заложенных в социально-культурных механизмах аудиовизуального творчества. Вместе с тем не следует забывать, что уровни социально-культурного воздействия медиа отражают их. Что же является следствием формируемых отношений? Следует полагать вместе с В.Н.Дружининым, что преобразующий характер происходящих взаимодействий субъекта деятельности завязан на его творческом поведении - активности, создающей новую среду [Дружинин, 1999]. Очевидно, здесь речь идет о некоторой среде, в которой отражается характер отношений, эвристичность которых, связь с общением, творчеством и социумом позволяют сконцентрировать экранную информацию и сформировать субкультуру. Исходное положение среди отношений занимают инфоориентирующие, которых зарождается медиасреда, возникающая на основе отношений.

Под экранной медиасредой мы понимаем внеличностные формы сосредоточения продуктов аудиовизуального творчества, содержание которых разделяется определенным сообществом, структурно отражая характер приемлемых культурных ценностей. Она содержит в качестве блоков функционального назначения информации накопительную, когнитивную, образную и индивидуально-творческую формы. Каждая из них имеет блоки функционального назначения информации (компоненты), которые определяют характер соответствующей технологии коллективного творчества. Под ее компонентами (составляющими) мы подразумеваем блоки функционального назначения данных источников информации, позволяющих выполнять определенные социально-культурные роли [Кириллова, 2005, с.5-6]. Так, сбор информации, ее сосредоточение в среде ближайшего окружения дает возможность стимулировать творчество в зрительских технологиях, особую значимость в которых приобретает экологический аспект. Благодаря данным признакам формируется накопительная медиасреда (системы коллекционирования, презентаций, проектов, сценариев, литературы и сетературы), включающая в себя ассоциативный, ретро/генеалогический компоненты, направленные на создание условий саморазвития. Данному механизму соответствует типологическая группа посетителя.

Своеобразная когнитивная медиасреда выражается в информационно-ориентирующей и сопровождающей составляющих, благодаря которым

возникают различные технологии и стратегии медийных контактов. Таким образом, интерактивное социально-культурное воздействие связано с особенностями визуализации и виртуализации зрительных образов, которые влияют на роль интеграции медиа и различных видов деятельности, что сказывается на смене культурных приоритетов и дает начало медиасреде, включающей воображаемые компоненты аудиовизуальных образов. Следует заметить, что различный характер интерактивности обусловливает идентифицированные формы общения и деятельности и, кроме этого, альтернативные информационные экранные системы творческих интеракций. Здесь налицо действие блока, соединяющего общение и восприятие. Этому механизму свойственна деятельность пользователя.

На основе предыдущих формируется индивидуально-творческая медиасреда, которая включает рефлексивную, имиджмейкерскую и культурно-средовую составляющие, отражая содержание дневников, сайтов, портфолио и других способов авторского самовыражения в аудиовизуальной форме. Блоки получаемой персональной информации становятся основой сосредоточения творческих качеств личности в отдельно взятом образном содержании деятельности медиалидера.

Сравнение между собой форм медиасреды позволило обнаружить связи инфоориентирующих, диалоговых и субкультурогенных отношений, складывающихся в процессе взаимодействия с медиакультурой. Они проявляют себя двояко. Так, инфоориентирующие отношения создают условия для перехода в форме культурных хронотопов из накопительной, в когнитивную и далее - в образную и индивидуально-творческую медиасреды с соответствующими функциональными составляющими, в которых заложено взаимодействие внутри разных полюсов медиасреды. Диалоговые отношения определяют интеллектуальную, художественную и духовно-нравственную сферы развития личности, среду совместного творчества и общения, выраженную в субкультурах, формирует субкультурогенный тип взаимоотношений медиакультуры и личности. Так формируется своеобразный «круговорот архетипов». Кроме того, диалоговые отношения отразились на сферах социокультурного развития личности. Они отражают медиасреду и формируют разнообразные качества, включенные в блоки (совокупности личностных свойств).

Обоснование блоков как структурных компонентов личности базировалось на представлениях о ней как «более или менее стабильной и устойчивой совокупности свойств характера, темперамента, интеллекта» [Айзенк, 1999, с.13], что потребовало выхода на знание структуры личности. Согласно теории построения социально-воспитательных технологий [Селевко, 2002, с.5-10], главной целью деятельности является совершенствование личности объекта педагогического процесса, который неразрывен с его субъективной сущностью. Учитывая структуру личности по К.К.Платонову и делая акцент на ее социально-культурном опыте в различных видах деятельности, можно определить состав преобладающих черт, доминанты которых преобладают в развитии личности с помощью

аудиовизуальных творческих технологий. Выделив в качестве приоритетов личностного развития эстетическую, познавательную, художественно-творческую и духовно-нравственную сферу, можно увидеть, как они связаны медиасредой (репертуаром, коллекциями и т.д.). В результате такой медиасреды в сферу развития личности формируются блоки определенных свойств личности. В целом связь экранных медиасред и сфер развития личности, закладываемых в авторские компоненты технологий, можно представить следующим образом (см. табл. 1).

Табл. 1. Связь сфер развития личности с медиасредами и авторскими

компонентами технологий аудиовизуального творчества

№ Экранные медиасреды и их составляющие Сферы развития личности Авторские компоненты в блоках технологий

1. Накопительная ассоциативная, ретро-, генеалогическая Эстетическая СПУД (сфера перцептивно-умственных действий), СКЭЦР (сфера культурно-эстетической ценностной регуляции)

2. Когнитивная инфоориентирующая, сопровождающая Интеллектуальная ЗУН (знания, умения и навыки), СИТО (сфера интеллектуально-творческого опыта)

3. Образная ролевая, социально-проблемная Художественная, творческой адаптации ДСТР (действенное стимулирование творческого развития), РТСК (развитие творческих способностей и качеств), САТЛ (сфера адаптации творческой личности)

4. Индивидуально- творческая, рефлексивная, имиджмейкерская, культурно-средовая Духовно-нравственная СДН(сфера духовно-нравственной регуляции)

Как видим, выделенные нами сферы развития личности коренным образом отличаются от исходных своей обобщенностью, направленностью на аудиовизуальную сферу и любительский характер деятельности. Мы основываемся на позициях духовной сущности человека, проявляющихся в системе опосредованных отношений к миру и с миром, к себе, осуществление многообразия социальных ролей в различных субкультурах. Сфера перцептивно-умственных действий (СПУД) отражает совокупность черт восприятия, соединенных с мыслительными особенностями, проявляющимися в экранном мышлении. Сфера культурно-эстетической

ценностной регуляции (СКЭЦР) показывает ценностное осмысление экранных образов, позволяющих регулировать характер творчества. Сфера знаний, умений и навыков (ЗУН) является базовой основой творческого труда и формирования опыта деятельности. Ее продолжение является составляющей сферы интеллектуально-творческого опыта (СИТО), в которой формируются собственные представления и технологические особенности деятельности. Аудиовизуальное творчество в своей совокупности находят свое отражение в блоке действенного стимулирования творческого развития (ДСТР), в котором данные свойства деятельности воплощаются в целом ряде качеств и свойств. Вместе с тем расширение сферы творческих проявлений личности способствует большей реализации в ней инициативности, гибкости мышления и восприятия, напряженности внимания, художественной восприимчивости и впечатлительности. В этом проявляется идея формирования творческой личности, способной к саморазвитию и самореализации [Бакланова, 1997]. Изменяются интеллектуальные качества, достигает максимума интуиция, фантазия, выдумка, улучшается образная память. Развитие творческих качеств в единой сфере (РТСК) позволяет скоординировать усилия медиалюбителей в процессе создания экранного произведения. Например, можно говорить о следующих чертах творческого мышления: способности переноса знаний и умений в новую ситуацию, видение новой проблемы в знакомой ситуации, возможности определить новую функцию объекта и т.п. [Лернер, 1974, с.10-11]. Художественное аудиовизуальное мышление отличает синтетический характер, сочетание в нем понятийных и образных, эмоционально-экспрессивных компонентов; особую роль здесь играет ассоциативность, метафоричность. Сфера адаптации творческой личности помогает найти собственный стиль, характер взаимоотношений с медиасредой и в кругу общения и творчества, соответствующего субкультуре. Наконец, сфера духовно-нравственной регуляции творчества (СДН) является самой сложной составляющей аудиовизуального творчества, на которую накладывают отпечаток остальные личностные ориентации. Здесь объективным подтверждением существования данного блока является тот факт, что, действительно, именно духовные качества, как считает В.Д.Шадриков, опираются исключительно на восприятие, память, мышление и чувствование, что возвышает участника над обычными способностями, придавая им особый, деятельностный характер и гармонизируя состояния эмоциональной сферы [Шадриков, 2001, с.228-231].

Однако следует отметить, что накопление творческого опыта в субкультуре неотъемлемо от социокультурной регуляции аудиовизуального творчеств, благодаря которой формируются интересы, взгляды, убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, морально-этические принципы медиалюбителей. Действующий таким образом самоуправляющий механизм личности основан на динамике социально-культурной деятельности. В нем происходит постепенное вхождение в медиасреду и субкультуру с определенной долей творческих и духовно-нравственных изменений, которые, как справедливо считает Г.К.Селевко, определяют

выборочные отношения личности к внешнему воздействию, активность регуляции способов деятельности [Селевко, 1998]. Как же действует эта регуляция? Вероятно, здесь ведущим принципом взаимодействия является соподчинение медиасреды и субкультуры.

Сферы развития личности, отражаясь в субкультурогенных отношениях, дают начало различным формам творчества и общения, то есть субкультурам через уровни социокультурного воздействия экранной информации, включенные в медиасреду. Изучение этих особенностей показало, что они реализуют себя через личностные ценности, косвенные интересы, духовно-личностные приоритеты. При этом выявленные нами блоки функционального назначения информации (БФНИ) внутри медиасреды служат в качестве средовых регуляторов творчества, действуют в разных формах использования различной аудиовидеотехники, форм медиаобщения (интернет, мультимедиа и др.), предусматривающих включение форм культурного сопровождения творческой деятельности в организационных схемах перехода из центра в центр, из субкультуры в субкультуру по принципу культурных хронотопов.

На основе проведенного социально-педагогического анализа тематики и жанрового содержания репертуара медиалюбительства, предусматривающего изучение содержания востребуемых и создаваемых медиалюбителями экранных произведений, соотносились выделенные параметры, которые соответствовали составляющим каждой медиасреды с индикаторами, в качестве которых выступали жанрово-видовые образования фильмов, программ, сайтов.

Накопительная медиасреда сосредотачивает в себе три компонента, в которых концентрируется информация об актуальных личностных событиях. В ретрокомпоненте содержится хроникальное содержание отображаемых событий, подлежащих переосмыслению и реконструкции, что составляет содержание творческих биографий, а также - так называемого «путешествия в прошлое». Вместе с тем в генеалогическом компоненте не только соединяются события, импровизации и образы, но и предусматривается исследование различного рода «корней», первоистоков с помощью первоначального осмысления материала. В ассоциативной составляющей находятся различные визуально-метафорические жанры: сказки, клипы абсурды, аллегории, суеверия, разного рода фантазии, которые выходят за рамки реального содержания и затрагивают сферу возможного в проектируемом пространстве деятельности. В целом накопительная медиасреда - это максимум информации, создающий условия дальнейшего образного воплощения.

Анализ мультимедийных образовательных программ, телепередач, применение которых присуще пользователям, позволило выявить две формы составляющих медиасреды - информационно-ориентирующую, которая помогает осуществить технологическую поддержку медиапользования и сопровождающую, обслуживающую возникающие в процессе овладения аудиовизуальными технологиями информационных проблем. Тренинги,

тесты, викторины энциклопедии, медиасловари также являются собраниями информации и элементами ее функционального назначения в предоставлении возможности пользователя выбирать нужное и применять материал для дальнейшего домысливания, довоображения и саморазвития. Сопровождающий компонент медиасреды включает коллекции, путешествия и литературные собрания, экранизации и видеопрограммы, слайд-шоу, которые показывают образцы творчества и как бы дополняют создание ориентиров, стимулирующих поиск собственных подходов.

Изучение репертуара художественных и публицистических фильмов, создаваемых медиалюбителями, позволило распределить его содержание по двум направлениям: ролевому и социально-проблемному, что характеризует внеличностные результаты деятельности участников видеостудий и мультимедийных центров, показывающие переход чисто досуговых предпочтений в продуктивно-выраженные формы, отражающие личностное состояние и стремление к авторскому самовыражению. Образная медиасреда содержит, с одной стороны, ролевой компонент, в котором отражаются просмотренные фильмы с отражением собственного видения образов в форме стилизаций, переделок и авторской интерпретацией идей. С другой стороны, здесь есть социально-проблемная составляющая, в которой образы извлекаются из документально собранного материала, проанализированного и многократно представленного зрителю.

Наконец, изучение сайтов, видеороликов и авторских программ, работа с которыми свойственная медиалидерам, помогал выявить содержание трех направлений. Социально-референтная составляющая отражает программы и сайты, в которых сконцентрированы инфопотоки, направленные на социальное сближение и установление доверительных отношений, формирующих некое сообщество по принципу досуговых интересов. Рефлексивная составляющая является дополняющей первую и является своеобразным сопровождением создаваемых межличностных отношений, вызванных данной медиасредой. Наконец, вершиной выявленной триады является имиджмейкерская, направленная на стремление к сокровенному возвышению и исполнению желаний на основе показа, приводящего к общественному признанию и продвижению личности медиалюбителя в референтой среде.

Индивидуальная творческая медиасреда имеет некоторые своеобразие, которое заключается в том, что здесь иные функциональные признаки. Основное назначение этой информации - создание творческой ауры саморазвития, которая зависит от трех факторов, заключающихся в следующих компонентах. Социально-референтный компонент содержит в себе разнохарактерные сюжеты и виртуальные события, предназначенные для поддержания круга благоприятного общения, в котором разделяются определенные ценности. Рефлексивный компонент (притчи, поучения, любования, размышления и нравственные уроки) направлен на использование информации для размышлений, приводящих к созданию повествовательной нити. Третий компонент (реклама, эстрада, ток-шоу,

мастер классы, творческие лаборатории) показывают деятельность мастера-медиалюбителя в наиболее привлекательном виде, создают максимум возможностей для благополучного самораскрытия и продвижения в творчестве.

При этом следует оговориться, что каждый вид медиасреды присущ любому типу медиалюбителя, различие лишь заключается в характере и уровне ее использования, что доказывает следующий анализ.

Далее, расположив выявленные социально-культурные роли в порядке усложнения и сравнив их с составляющими медиасреды, обнаруживаем, что усложнение функционального назначения экранной информации приводит к более значимому социально-типологическому статусу медиалюбителя. Подтвердим вышесказанное схематически представляя «цепочки подтипологий». Так, последовательное использование

ретро/генеалогического материала с последующим переходом к ассоциативным формам повышает типологический статус до третьего уровня (участник-проектировщик).

1. Генеалогическая, ассоциативная и ретро- составляющие накопительной медиасреды.

Зритель, коллекционер (1-й уровень и тип). Медиаархиватор (2-й уровень и тип).

Ведущий-информатор, исполнитель-интерпретатор (2-ой уровень и тип). Проектировщик^З-й уровень и тип).

Применение не только материала для ориентации в экранной информации, но и сопровождающих блоков аудиовизуальных образов, выводит исходного игрока до уровня медиалидера, конструирующего программы медиасвязи.

2. Инфоориентирующая и сопровождающая составляющие когнитивной медиасреды.

Игрок (1-й уровень и тип).

Оформитель-навигатор, ведущий-интерпретатор (2-й уровень и тип). Разработчик алгоритмов и маршрутов (3-й уровень и тип). Конструктор медиа^Ъязи (4-й уровень и тип).

Сочетание ролевой и социально-проблемной информации, присущей не только участнику, но и изначально - зрителю, позволяет расширять диапазон социокультурный функции, присущей пропаганде культурных ценностей с постепенным переходом к их презентации и взаимообмену.

3. Ролевая и социально-проблемная составляющие образной медиасреды. Зритель, игрок (1-й уровень и тип). Демонстратор-сопроводитель (2-й уровень и тип). Ведущий-пропагандист (2-й уровень и тип).

Визуализатор и э^ранизатор (3-й уровень и тип). Ведущий-презентатор (имиджмейкер) (4-й уровень и тип).

Переход от социально-референтных связей медиалюбителей к созданию рефлексивных блоков экранной информации, несущих в дальнейшем социально-значимый характер, также подготавливает зрителей для

выполнения ролей куратора, публициста, партнера, распределителя, что усиливает приближение к лидирующему положению в аудиовизуальном творчестве.

4. Социально-референтная, рефлексивная и имиджмейкерская составляющие

индивидуально-творческой медиасреды.

Зритель (1-й уровень и тип).

Эксплуатационщик (2-й уровень и тип).

Публицист, художник, конструктор (3-ий уровень и тип).

Куратор, партнер,Эксперт-критик,

Распределитель экранной информации (4-ый уровень и тип).

Как видно из схем, образная, когнитивная и индивидуально-творческая медиасреда способна довести медиалюбителя до четвертого уровня социокультурного воздействия, и лишь накопительная имеет несколько сниженный потенциал.

Нужно заметить, что каждая форма медиасреды связана субкультурой. Так, накопительная медиасреда проявляется главным образом в семейно-родственной субкультуре, благодаря чему собираются воедино все достижения любителей. Когнитивная составляющая находит отражение в рамках среды непосредственного окружения, в образовательно-возрастной за счет складывающихся условий развертывания творческих инициатив. Образная медиасреда проявляется в совокупности любительской и национальной субкультур, за счет чего интегрируются художественные архетипы аудиовизуального творчества. Индивидуально-творческая медиасреда включается в субкультуру расширенного социального окружения, что создает условия образования новой общности. Особое внимание при этом обращается на управление видением с помощью техники, владение навыками виртуального общения. Далее следует отметить, что медиасреда неявно через механизмы отношений связана с творческим общением и деятельностью и подчиняет себе вышеназванные субкультуры.

Примечания

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб, 1999. 368 с.

Кириллова Н.Б. Медиакультура как интегратор среды социальной модернизации:

Автореф. дис. ... докт. пед. наук. М., 2005.

Айзенк Г.Ю. Структура личности. СПб: Ювента, 1999. С.13.

Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии. М., 2002. С.5-10. Бакланова Н.К. Психолого-педагогические основы профессионального мастерства специалистов культуры художественного профиля: Автореф. ... докт. пед. наук. М., 1997. 38 с.

Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974. С.10-17.

Шадриков В.Д. Происхождение человечности. М.: Логос, 2001. С.228-231.

Теория медиаобразования

ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕДИАТЕКСТА И СВЕТ В КАДРЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.