Научная статья на тему 'Медиасистема Абхазии: характер становления и развития'

Медиасистема Абхазии: характер становления и развития Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
394
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАСИСТЕМА / АБХАЗИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЛОКАДА / MEDIA SYSTEM / ABKHAZIA / ELECTRONIC MEANS OF MASS INFORMATION / INTERNET / INFORMATION BLOCKADE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шулумба Батал Владимирович

В статье исследуются основные факторы, способствовавшие становлению и развитию медиасистемы Абхазии в постсоветский период. Характеризуются условия, при которых происходило зарождение современной медиасистемы страны, поскольку именно от этих условий во многом зависела динамика дальнейшей трансформации национальных средств массовой информации. Изучена деятельность абхазских телекомпаний, а также проведен типологический анализ наиболее крупных периодических изданий. Приведены результаты социологического исследования, выявляющие предпочтения абхазского общества при выборе источника получения информации среди местных, зарубежных и сетевых медиасистем. Выработаны рекомендации по улучшению взаимодействия абхазских медиасистем с массовой аудиторией, охарактеризованы методы по оптимизации их деятельности, развитию современных информационных и коммуникационных технологий, особенно в сфере Интернета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA SYSTEM OF ABKHAZIA: NATURE OF FORMATION AND DEVELOPMENT

The article examines the main factors that contributed to establishment and development of Abkhazia's media systems in the post-Soviet period, characterizes the conditions that allowed the rise of the modern media system of the country, because these conditions were the ones on which the dynamics of further transformation of the national mass media was largely dependent. Investigation is made of the Abkhazian TV companies' activities, as well as the typological analysis of the major periodicals, while giving the results of the sociological research that reveals the Abkhazian society's preferences in selecting the source of obtaining information among the local, foreign and network media systems. Recommendations are worked out for improving interactions of the Abkhazian media systems with mass audience alongside with characteristics of the method for optimizing their activities, developing modern information and communication technologies, especially in the Internet sphere.

Текст научной работы на тему «Медиасистема Абхазии: характер становления и развития»

УДК 070.1 Б. В. Шулумба

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

МЕДИАСИСТЕМА АБХАЗИИ: ХАРАКТЕР СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

В статье исследуются основные факторы, способствовавшие становлению и развитию медиасистемы Абхазии в постсоветский период. Характеризуются условия, при которых происходило зарождение современной медиасистемы страны, поскольку именно от этих условий во многом зависела динамика дальнейшей трансформации национальных средств массовой информации. Изучена деятельность абхазских телекомпаний, а также проведен типологический анализ наиболее крупных периодических изданий. Приведены результаты социологического исследования, выявляющие предпочтения абхазского общества при выборе источника получения информации среди местных, зарубежных и сетевых медиасистем. Выработаны рекомендации по улучшению взаимодействия абхазских медиасистем с массовой аудиторией, охарактеризованы методы по оптимизации их деятельности, развитию современных информационных и коммуникационных технологий, особенно в сфере Интернета.

Ключевые слова: медиасистема; Абхазия; электронные средства массовой информации; Интернет; информационная блокада.

B. V. Shulumba

Lomonosov Moscow State University

MEDIA SYSTEM OF ABKHAZIA: NATURE OF FORMATION AND DEVELOPMENT

The article examines the main factors that contributed to establishment and development of Abkhazia's media systems in the post-Soviet period, characterizes the conditions that allowed the rise of the modern media system of the country, because these conditions were the ones on which the dynamics of further transformation of the national mass media was largely dependent. Investigation is made of the Abkhazian TV companies' activities, as well as the typological analysis of the major periodicals, while giving the results of the sociological research that reveals the Abkhazian society's preferences in selecting the source of obtaining information among the local, foreign and network media systems. Recommendations are worked out for improving interactions of the Abkhazian media systems with mass audience alongside with characteristics of the method for optimizing their activities, developing modern information and communication technologies, especially in the Internet sphere.

Keywords: media system; Abkhazia; electronic means of mass information; the Internet; information blockade.

Любая модель медиасистемы, формирующаяся в рамках того или иного политического образования, является отражением внутригосударственных социально-политических процессов. Учитывая, что современная абхазская журналистика стала формироваться в послевоенное время в условиях непризнанного государства, наличие единой для всех национальной идеи (борьбы за независимость) в какой-то степени позволило преодолеть определенные трудности в развитии абхазской медиасистемы.

К настоящему времени система абхазских средств массовой информации (СМИ) недостаточно изучена. В развернутом научном исследовании нуждают-

© Б. В. Шулумба, 2014

ся все факторы, способствовавшие как появлению, так и развитию национальной журналистики. Одним из наиболее основательных научных исследований по истории абхазской национальной журналистики является работа Г. А. Ам-куаб, в которой автор представляет абхазские СМИ в исторической ретроспективе и определяет пути их дальнейшего развития в едином информационном пространстве с учетом демократизации общества, генезиса, объективных и субъективных тенденций становления современных СМИ [1].

Основную роль в возникновении абхазской периодической печати сыграли политические процессы, происходившие в Абхазии в XIX в., в период добровольного присоединения к России. Распространение русского просвещения стало катализатором появления первых периодических изданий Абхазии («Черноморский селянин», «Сухумский листок», «Сухумский вестник», «На путь» и др.), выходивших на русском языке и содержавшим помимо рекламных объявлений, научные статьи, посвященные исследованию Черноморского побережья Кавказа. Именно периодическая печать стала одним из главных факторов культурного сближения России и Абхазии, поскольку являлась носителем не только исследовательской, но и социально-культурной информации.

Первая газета на абхазском языке вышла 27 февраля 1919 г. («Апсны»), ее редактором назначили писателя Д. И. Гулиа. Изначально газета позиционировала себя как литературно-хозяйственное издание, но в скором времени становится общественно-политическим. В дальнейшем в Абхазии появляется радиовещание и телевидение. Причем предпосылкой создания первого национального телеканала (как впрочем и первого периодического издания на абхазском языке) послужили политические события.

В 1977-1978 гг. представители абхазской интеллигенции обращаются к руководству страны с письмом, в котором осуждают политику Грузии, нацеленную на растворение абхазского народа в грузинской этнокультурной среде. По указанию ЦК КПГ Пленум обкома партии осудил авторов письма, что повлекло за собою волну митингов. Тогда ЦК КПСС, Совет министров СССР и ВЦСПС приняли постановление «О мерах по дальнейшему развитию экономики и культуры Абхазской АССР», где говорилось и о создании национального телевидения. Таким образом, появление абхазского телевидения стало ответом правительства на требование народа утвердить собственное равноправие с представителями других национальностей [1].

В настоящее время Абхазская государственная телерадиокомпания (АГТРК) — одна из самых больших организаций в стране (общее количество сотрудников около 200 чел.), ее суточное вещание составляет 6-8 ч. Эфир национального телевидения начинается с утренней программы на абхазском языке «Доброе утро, Абхазия!» — аналог утренних программ на большинстве телеканалов мира. Формат программы информационно-развлекательный. Новостной блок АГТРК «Амшекушара» выходит несколько раз в день (утром, днем и вечером) на двух языках: абхазском и русском1. Новости в основном состоят из сообщений, посвященных главным событиям в стране. За мировыми новостями абхазские телезрители следят по российским или зарубежным телеканалам, поскольку у абхазского телевидения нет финансовых возможностей для создания постоянных корреспондентских пунктов в разных странах мира.

Абхазское радио создано в 1932 г., первоначально эфирное время было ограничено 4 ч в сутки. К настоящему времени радиостанция вещает ежедневно 8-10 ч в сутки. В сетку вещания включены выпуски новостей и программы

1 Такую систему подачи информации мы обозначаем новым термином: «новостной билингвизм», поскольку он подразумевает под собой одно из явлений межкультурной коммуникации в медиапространстве многоэтничного государства.

разного жанра. Одной из наиболее популярных передач является «Апсадгьыл абжьы» («Голос Родины»), которая посвящена соотечественникам, проживающим за рубежом. Абхазское радио позиционирует себя как популяризатор родного языка, культуры, истории, традиций. На территории страны также вещают и две частные радиостанции: «Наше радио» и «Radio Soma», которые в большей степени являются музыкальными радиостанциями, включающими в себя редкие информационные выпуски.

С появлением официального сайта 22 апреля 2011 г. эфир АГТРК стал доступен для пользователей Интернета. Согласно информации, размещенной на сайте АГТРК, по технической нагрузке сайт выдерживает одновременное посещение 25 тыс. чел./ч с возможностью расширения лимита посещений до 100 тыс. чел./ч. Сервер конечного выходного потока обеспечивает расширенную защиту от несанкционированного копирования видеотрансляций прямого эфира. Техплощадка сайта предоставляет возможность создавать интернет-конференции и телемосты, также имеется возможность подключаться к каналу вещания через мобильные устройства1. Сайт АГТРК доступен на нескольких языках (помимо абхазского присутствует русский и английский языки).

Наиболее популярными телеканалами среди опрошенных жителей Абхазии являются российские: «Первый», «НТВ» и «Россия», которые указали 30,8 % респондентов. Частный абхазский телеканал «Абаза ТВ» назвали 28,6 % участников исследования, при этом 19,7 % респондентов указали, что являются постоянными зрителями АГТРК. Вместе с тем, 11,2 % участников анкетирования предпочитают смотреть зарубежные телеканалы («Euronews», «ВВС», «National Geographic» и др.), а вот 9,6 % признались, что совсем не смотрят телевизор (рис. 1).

Я не смотрю Спутниковое Российское Абаза Абхазское

9,6

1 11,2

| 30,8

] 8,6

и

19,7

0 10 20 30

Рис. 1. Ответы респондентов на вопрос: «Какое телевидение Вы предпочитаете смотреть?», %

40

Несмотря на сравнительно высокие рейтинги, телевизионная продукция, предоставляемая телезрителям частной телекомпанией «Абаза ТВ», содержит очень мало информации на родном языке. Также ощущается низкий уровень освещения событий, происходящих в районах республики: большая часть информации посвящена столичной жизни. Проанализировав телевизионные выпуски «Абаза ТВ», пришли к выводу, что к настоящему времени телеканал чаще соответствует масштабу городского ТВ, нежели республиканского. При этом следует отметить, что до появления «Абаза ТВ» в 2007 г. АГТРК являлся монополистом в сфере телевизионного вещания. С началом работы второго те-

1 Официальный сайт АГТРК. URL : http://www.apsua.tv.

леканала, благодаря возникшей конкурентной среде в работе абхазского телевидения, стали наблюдаться тенденции к улучшению качества эфира.

В Абхазии только одно информационное агентство — «Апсныпресс». Учитывая, что агентство помимо сетевой версии издает выпуски в виде информационных бюллетеней для подписчиков, специфику ее деятельности мы рассмотрели в рамах периодических изданий. Материалы на портале разделены на несколько рубрик социальной, политической, экономической и административной тематики. Помимо этого, размещена информация об истории Абхазии в форме энциклопедической справки, различные Законы (в том числе и о СМИ), а также комментарии и интервью ведущих политиков и общественных деятелей по наиболее важным политическим вопросам.

В Абхазии почти вся периодика еженедельная. Средний тираж абхазских периодических изданий составляет 500-1000 экземпляров. В основном газеты выходят в черно-белом варианте, что в большей степени связанно с высокими расценками на типографские услуги. При этом большая часть изданий выходит на двух языках: абхазском и русском. Наиболее крупными из государственных изданий являются газеты «Апсны» и «Республика Абхазия». Газета «Апсны» издается полностью на абхазском языке. Издание придерживается узколитературной тематики, хотя и очевидно, что становление газеты «Апсны» конкурентоспособным элементом среди абхазских информационных ресурсов сделает возможным проведение ею серьезной и основательной работы по популяризации родного языка.

Газета «Республика Абхазия» выходит с 1991 г. Основная тематика издания, появление которого пришлось в предвоенный период, заключалась в защите национальных интересов Абхазии. В настоящее время над созданием газеты трудится коллектив из 40 чел. Если по своему содержанию газета отвечает высоким требованиям журналистского текста, то внешний вид не привлекателен.

Из негосударственных периодических изданий Абхазии еженедельно издаются газеты: «Нужная» (редактор И. Чания), «Эхо Абхазии» (редактор В. Шария) и «Чегемская правда» (редактор И. Хашиг). Редакционные коллективы этих изданий не превышают пяти человек, а тираж составляет около 500-1000 экземпляров. Тематика негосударственных изданий в большей части состоит из политической информации, которая нередко носит критический характер. Например, газета «Нужная» одна из немногих изданий, выступающая с открытой критикой деятельности различных государственных структур. Так, в одной из статей («Аракич — зона беспредела») раскрывается существование преступной группы, грабившей долгое время жителей с. Ара-кич, и при этом указывается бездействие правоохранительных органов [3]. Остальная часть газетной периодики, издающаяся на территории Абхазии, из-за небольшого тиража, узкой тематики и редкой периодичности не оказывает значимого влияния на информационную среду страны.

Из журнальной периодики Абхазии наиболее крупным является ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал «Алашара», издающийся с 1955 г. В большей части журнал придерживается литературной тематики. Журнал «Аказара» («Искусство») — один из немногих периодических изданий, которое достаточно широко освещает социокультурную сферу страны. Журнал издается с 1979 г. и к настоящему времени является официальным печатным органом Министерства культуры Абхазии. Периодичность издания составляет 4 номера в год, объемом 24 страницы на цветной глянцевой бумаге формата А4. В журнале есть постоянные рубрики, в которых затрагиваются проблемы современного искусства и культурного на-

следия, а также выявляются точки пересечения абхазской культуры с культурами других народов.

Из глянцевых журналов единственным изданием пока является «Леди Босс», позиционирующее себя как издание для успешных женщин. При этом тематика журнала достаточна широкая и включает различные рубрики: «Я и общество», «Советы психотерапевта», «Кино», «Модные тенденции», «Народы мира» и др. Выпускает журнал Ассоциация деловых женщин Абхазии. Издание располагает своим сайтом в Интернете.

Современная медиасистема Абхазии прошла достаточно сложный путь, учитывая, что она зародилась в тяжелое послевоенное время при почти полном отсутствии материально-технической оснащенности и в условиях полной изолированности, обусловленной информационной блокадой. С распространением интернета в начале 2000-х гг. ситуация стала меняться в лучшую сторону: периодические издания и телевизионные каналы обзавелись своими сайтами, что существенно расширило их читательскую аудиторию и позволило абхазскому обществу в полной мере приобщиться к информационной среде. При этом необходимо отметить, что процесс трансформации СМИ под влиянием технологических изменений в медиаотрасли ведет к появлению «универсальных» в технологическом плане профессий в журналистике [2].

В абхазском обществе наблюдаются тенденции к повышению популярности электронных медиа по сравнению с «классическими» видами СМИ. Безусловно, для полного приобщения массовой аудитории в процесс информационного взаимодействия во всех сферах жизни общества, существует необходимость перестройки информационной сферы с учетом темпов развития цивилизации [4]. Так, в ходе проведенного социологического исследования выявили, что большинство из опрошенных жителей Абхазии в качестве основного средства получения информации предпочитают Интернет (рис. 2).

Затрудняюсь ответить 3,2 Радио Телевидение Газеты и журналы I

Интернет

■ 3,2 ■ 6.4

■ 24,7

0 10 20 30 40 50

Рис. 2. Ответы респондентов на вопрос: «Какой тип СМИ Вы предпочитаете для получения информации?», %о

60

Достаточно большой процент участников исследования (41,8 %) проводят в сети Интернет более 6 ч в день. При этом существует необходимость в улучшении интернет-соединения в стране и увеличения зоны покрытия сети, а также установление более оптимальных расценок на пользование Интернетом, поскольку к настоящему времени стоимость трафика, например в сравнении с Россией, в Абхазии высокая.

Список использованной литературы

1. Амкуаб Г. А. Средства массовой информации Абхазии в политической системе общества / Г. А. Амкуаб. — М. : РАУ при президенте России 1992. — 112 с.

2. Демина И. Н. Трансформация медиасистемы: социальная структура / И. Н. Демина // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2010. — № 3. — С.172-176.

3. Хишба А. Аракич — зона беспредела / А. Хашба // Нужная. — 2000. — 25 июня.

4. Шкондин М. В. Журналистика как фактор освоения мира социумом / М. В. Шкон-дин // Социально-гуманитарные знания. — 2013. — № 4. — С. 62-73.

References

1. Amkuab G. A. Sredstva massovoi informatsii Abkhazii v politicheskoi sisteme ob-shchestva [Abkhazia's mass media in the political system of the society]. Moscow, RAU pri prezidente Rossii Publ., 1992. 112 p.

2. Demina I. N. Media system transformation: social structure. Izvestiya Irkutskoy go-sudarstvennoy ekonomicheskoy akademii - Izvestiya of Irkutsk State Economic Academy, 2010, no. 3, pp. 172-176 (in Russian).

3. Khishba A. Arakich is a zone of outrage. Nuzhnaya - The One Needed, 2000, November 25.

4. Shkondin M. V. Journalism as a factor of world exploration by society. Sotsial-no-gumanitarnye znaniya - Social and Humanitarian Knowledge, 2013, no. 4, pp. 62-73 (in Russian).

Информация об авторе

Шулумба Батал Владимирович — аспирант, кафедра периодической печати, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 103009, г. Москва, ул. Моховая, 9, e-mail: batal_sh@mail.ru.

Author

Batal V. Shulumba — PhD student, Chair of Print Media, Lomonosov Moscow State University, 9 Mokhovaya St., 103009, Moscow, Russia, e-mail: batal_sh@mail.ru.

ой»

< t

i i

See «

H

H

о

H M

CO

H

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.