Медиапредставления об инвалидности: новые подходы к исследованию темы
Ксения Истомина
В статье рассматриваются современные подходы к медиапрезентации проблем людей с инвалидностью. Представлены исследовательские перспективы нового обращения к теме. Показано, что на фоне интереса к проблематике социальной инклюзии необходимо обратиться к особенностям отдельных групп людей с ОВЗ, в частности к своеобразию потребностей людей с нарушениями слуха. В статье представлены статистические, документированные и теоретические источники, которые планируется использовать в качестве базовой основы эмпирического исследования.
Ключевые слова: инвалидность и люди с ОВЗ, социализация и адаптация, интеграция, инклюзия, глухие.
РО!: 10.30547/теЖаа1тапаЬ.2.2021.2533
@ Истомина Ксения Дмитриевна
аспирантка кафедры периодической печати
факультета журналистики
МГУ имени М.В. Ломоносова
(г. Москва, Россия), [email protected]
Введение
Поворот исследовательского внимания к гуманитарным ценностям общества («антропологический поворот») как одному из основных факторов развития мироздания отчетливо обозначился во всем мире (Фролова, 2015). В информационное поле активно вовлекаются интересы различных общественных групп. Заинтересованность в проблемах социальной инклюзии растет, в том числе все больше внимания уделяется людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Достижение социальной гомогенности становится ориентиром социальной политики многих государств. Границы данной темы постоянно расширяются, наблюдается переход от постановки общих проблем инклюзии и интеграции к проблематике отдельных групп, которые по своим жизненным (психофизиологическим) проявлениям и потребностям отличаются друг от друга. К числу таких групп относятся и люди с разными видами инвалидности.
Медиакоммуникациям принадлежит важная роль в данном процессе, поскольку одной из базовых функций СМИ является социализация и социальная организация (Фомичева, 2007), в контексте которых массмедиа становятся агентом приобщения личности к обществу (Зейтунян, 2009). В настоящее время именно СМИ - наряду со
школой, семьей, референтными группами - и постановке конкретных исследовательских являются одним из основных социализи- задач. рующих институтов в качестве наиболее
доступного и наиболее влиятельного ме- Социализация, адаптация, ханизма формирования личности. Нема- а,ИГП0™ИЯ|.,
ловажно и то, что сегодня баланс агентов
теоретические подходы
социализации все больше смещается в сто- Логично, как мы полагаем, начать насто-рону медиа. Проблему социальной адапта- ящий обзор с указаниями на статистику и ции и интеграции людей с ОВЗ необходимо профильные документы. В мире более 1 млрд рассматривать в том числе через освещен- людей с инвалидностью1, в России - 11 млн2. ность данной тематики в различных сред- Людей с нарушениями слуха (непосредст-ствах массовой информации. Результаты венный предмет нашего интереса) насчи-многочисленных исследований (Богдан, тывается в мире 466 млн человек3. Что ка-2007; Домбровская, 2006; Петросян, 2011; сается лиц с данным недугом в России, то, Рябова, 2011; Романов, Ярская-Смирнова, к сожалению, в нашей стране не ведется 2010) показывают высокую включенность серьезный статистический учет числа ин-людей с ОВЗ в процесс восприятия массо- валидов по слуху, однако периодически вой информации, их повышенное внима- озвучивается цифра в 13 млн, из которых ние к материалам СМИ. Вместе с тем медиа- 300 тыс. являются глухими4. презентация инвалидов глубоко влияет Лица с нарушениями слуха (глухие) при-на общественное мнение и устанавлива- надлежат к культуре глухого сообщества, ет социальные нормы. Люди с ОВЗ редко и именно через СМИ люди узнают о нем, становятся героями публикаций. А когда об особенностях данной культуры, о пра-о них пишут, то часто используют нега- вильной терминологии и т.д., именно СМИ тивные стереотипы: инвалиды становят- создают некий портрет глухих сограждан ся объектами жалости, нуждающимися в и формируют отношение к ним. Однако, в лечении, благотворительности, которые связи с недостаточным уровнем распро-должны преодолеть трагическое и инва- странения данной темы в массмедиа, в об-лидизирующее состояние. Или, наоборот, ществе глухие воспринимаются как «ин-их представляют как супергероев, совер- валиды» (физически ущемленные лица), шивших великие подвиги, чтобы вдохно- в то время как сообщество глухих зачас-вить людей, не являющихся инвалидами, тую представляется как лингвистическое что также не способствует восприятию лиц и культурное меньшинство, а сами глухие с ОВЗ как «равных». рассматривают глухоту как особенность,
Повышая интерес к проблеме инва- а не как инвалидность (Большаков, 2016). лидности и разнообразия людей с ОВЗ, Обратимся к документам. Работа Орга-средства массовой информации могут низации Объединенных Наций в интересах активно способствовать эффективной и людей с ограниченными возможностями успешной интеграции людей с инвалидно- опирается на Конвенцию о правах инвалидов стью во все аспекты общественной жизни. (резолюция 61/106 Генеральной Ассамблеи Мы видим научную проблему в том, что- ООН от 13 декабря 2006 г.), которая откры-бы изучить состояние медийной прак- вает путь к дальнейшему расширению прав тики в контексте адекватного, соответст- и возможностей людей с ограниченными вующего современным представлениям возможностями для улучшения их жизни об инвалидности, отражения обозначен- и содействия их интеграции в общество ной ситуации. Настоящая статья посвяще- наравне с другими. Ее цель заключается в на обзору методологических оснований защите и обеспечении полного и равного
осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства5. Конвенция о правах инвалидов предписывает государствам повышать осведомленность и бороться со стереотипами, связанными с людьми с ограниченными возможностями, в том числе путем поощрения всех средств массовой информации к изображению людей с ограниченными возможностями в соответствии с уважением прав человека (как инвалидов в целом, так и глухих в частности). По состоянию на конец 2012 г. Конвенцию подписали 155 государств, 126 государств ее ратифицировали, в том числе Российская Федерация (в мае 2012 г. вступил в силу Федеральный закон № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»).
Конвенция изменяет само понимание инвалидности, признавая, что инвалидность - эволюционирующее понятие. Она является «результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенче-скими и средовыми барьерами, которые мешают их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими». Таким образом, в Конвенции признается, что человек является инвалидом не только в силу имеющихся у него ограничений, но и по причине тех барьеров, которые существуют в обществе.
Если мировое и национальные сообщества достигли понимания того, что люди с ОВЗ, включая глухих, «равны» всем другим гражданам и должны быть интегрированы в общество, уместно дать разъяснения того, что это означает. У термина «социализация» нет единого определения. Он описывается как процесс социального научения (Скворцова, 1998), результат социального взаимодействия людей (Горбунова, 2011), процесс ролевой тренировки (Ритцер, 2002), включения индивида в социальную систему путем интернали-зации общепринятых норм и ценностей
(Ковалёв, 1997), приспособления личности к среде путем усвоения заданных обществом норм и правил (Piaget, 1932; КоЫЬе^, 1973), усвоения индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду и как активное воспроизводство системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности (Андреева, 2017). Обобщая все вышеперечисленные определения, социализация может быть определена как процесс научения индивида с целью успешного функционирования в обществе.
При обращении к понятию «адаптация» в различных зарубежных и отечественных источниках также можно найти большое количество определений. Это уравновешивание между какой-то системой и внешними условиями (Шустова, 1999), процесс вхождения человека в социальную группу (Мид, 2009), защитный механизм для преодоления психологического дискомфорта (Фестингер, 1999), набор приспособительных реакций для восстановления равновесия между человеком и средой (Шибутани, 1969), непрерывный коммуникативный процесс для вырабатывания новых способов взаимодействия с различными структурными элементами социальной среды (Свиридов, 2002), процесс и результат взаимодействия индивида (группы) с кардинально изменяющейся социальной средой (Шабанова, 1995), процесс вхождения индивида (группы) в новую социальную среду и ее освоения (Свиридов, 2002), механизм формирования базы для качественно новой ступени социализации (Самара, Петров, 2004). Термин «адаптация», по нашему мнению, может быть определен как процесс приспособления человека к внешним условиям, в том числе социальной среде.
В контексте вовлечения людей с ОВЗ в общество часто используется понятие «интеграция». Сам термин «интеграция» (от лат. integratio - восстановление, восполнение, соединение)означает процесс объединения частей в целое (Осипов, 1995).
27
Однако данный термин носит комплексный, человеку для успешного функционирова-междисциплинарный характер и поэтому ния в данной среде. Интеграция, в свою является общим предметным полем раз- очередь, выступает результатом инклю-личных наук: философии, социологии, пе- зии - неких акций включения лиц с ОВЗ в дагогики, психологии, медицины, культуро- широкое сообщество с целью приобщить логии, в связи с чем важно отметить, что в их к определенным практикам или куль-контексте данной статьи мы рассматрива- турному процессу и активно укреплять у ем явление непосредственно социальной них чувство принадлежности к обществу. интеграции. Социальная интеграция рас- Суть инклюзии в том, чтобы в группе бы-сматривается учеными как упорядоченное ли созданы условия для полной включен-взаимодействие между индивидами, соци- ности каждого. Таким образом, инклюзия альными группами, построенное на отно- может быть определена как деятельность шениях автономии и зависимости между по формированию условий среды, способ-его участниками (Гидденс, 2005). Сходство ствующих успешной интеграции человека индивидов становится фундаментом со- с ОВЗ в общество.
циально-интеграционных процессов, при Проблема социальной адаптации и ин-этом крайне важна степень данного сход- теграции лиц с ограниченными возможнос-ства и его специфика, характерные черты тями здоровья остается одной из самых (Сорокин, 2002); интеграция социальной актуальных, требующих от общества не системы строится на базе общих для всех только ее понимания, но и участия в этом ее членов ценностей и норм (Park, 1969); процессе специализированных учрежде-социальная интеграция есть полная ин- ний и структур (Мазунина, 2014). Многие из теграция общества (Седов, 1995). Таким тех проблем, которые испытывают люди с образом, термин «интеграция» может быть инвалидностью и их семьи, возникают по определен как активное взаимодействие причине общественных предубеждений между индивидами на базе социума. (Горбунова, 2011). Актуальность данной Также важным нам представляется дать темы определяется тем фактом, что СМИ определение часто встречающемуся в кон- как отражают, так и во многом формируют тексте инвалидности понятию «инклюзия», ценностные ориентации общества, в том что в переводе с английского (inclusion) оз- числе и отношение населения к проблеме начает включенность (Близнюк, 2016), про- инвалидов. Средства массовой информа-цесс реального включения людей с инва- ции выступают важным фактором соци-лидностью в активную общественную жизнь. альной адаптации этой категории граждан, Концепция социальной инклюзии лиц с ОВЗ не только определяя их систему ценнос-строится на идее инклюзивного общества, тей, но и влияя на отношение общества где разнообразие видится ресурсом устой- к ним. чивого социального развития и обеспечивается равное отношение и сопричастность Мед^^аю^а^ к общечеловеческой культуре во всех со-
состояние и проблемы
циальных практиках всем без исключения Согласно исследованию М.А. Мазуниной людям (Афонькина, 2015). Здесь необходимо (2014), из 180 опрошенных респондентов обратить внимание на отличия инклюзии от 54% указывают на недостаточный уровень интеграции, т.к. у данных понятий, безуслов- освещенности социальной инклюзии лю-но, присутствуют общие черты. Инклюзия дей с инвалидностью в СМИ и выражают предполагает не простое пространствен- желание более широкого ее распростра-ное помещение человека с ОВЗ в общую нения. Но даже при активном росте упоми-среду, а создание условий, необходимых наний данной тематики в СМИ, существуют
проблемы, требующие решения. Присутствие человека как персонажа в массовых информационных потоках, как правило, имеет спонтанный характер, в результате чего далеко не всегда создается полный и адекватный его медиаобраз; не гарантируется надежность оценок и рекомендаций, даваемых журналистами по поводу активности человека, разрешения им тех трудностей, с которыми он сталкивается и через преодоление которых осуществляется развитие его самого, страны, всего мирового сообщества (Фролова, 2014). Транслируемый медиаобраз человека с инвалидностью не всегда является полноценным и близким к современным реалиям, в то время как многие из тех проблем, которые испытывают эти наши сограждане, их семьи, возникают по причине общественных предубеждений (Шустова, 1999), и в том числе подкрепляются информацией из СМИ. Различные сообщества (как гражданские, так и профессиональные) находятся на разных этапах осознания этой проблемы.
Приведем пример. Говоря непосредственно о слабослышащих, журналисты проявляют значительную долю некомпетентности. В массовом сознании россиян восприятие образа глухого человека до сих пор не имеет цельности и наполнено стереотипами, а транслируемая массмедиа информация зачастую бывает неверна. Явным свидетельством недостаточного понимания самой культуры глухих служит тот факт, что такое популярное СМИ, как «Московский комсомолец», вплоть до 2018 г. использовало некорректное слово «глухонемой», информационный портал Life употреблял его до 2019 г., а агентство «Интерфакс» применяет его до сих пор. И это несмотря на то, что уже со второй половины XX в. термин «глухонемой» стал выходить из употребления, т.к. глухие люди в разной степени могут использовать устную речь, в связи с чем они не являются немыми, а употребление данного термина считается неполиткорректным и неэтичным.
Основываясь на результатах медиамо-ниторинга(центральные и московские газеты, российские интернет-порталы, бло-ги и сайты средств массовой информации, частично или полностью касающиеся проблем инвалидов), можно констатировать, что социальная позиция людей с ограниченными возможностями в СМИ чаще всего отражает их уязвимость, зависимое положение (Мазунина, 2014), что не способствует построению образа полноценного и социально включенного индивида, а это, в свою очередь, влияет на процесс социальной адаптации. Таким образом, социализирующая роль медиа в России не только не реализуется в надлежащем объеме, но иногда имеет обратный эффект. Наличие такого рода проблем диктует необходимость исследовать данный феномен. Наше внимание сконцентрировано на проблемах сообщества слабослышащих и глухих людей, поскольку, как отмечено выше, образ жизни отдельных групп людей с инвалидностью весьма различен и, соответственно, его медиапрезентация нуждается в специфических подходах.
Перспективы и задачи исследования
Новизна темы обусловлена практически полной неизученностью медиапрезента-ции сообщества глухих среди российских ученых. Существуют работы отечественных авторов, посвященные изучению медиа в данном контексте, однако они крайне немногочисленны и направлены на исследование цифровых социальных медиа (Жи-лавская, Широбокова, 2013; Шамсутдинова, 2018, 2019), в то время как в современных российских исследованиях отсутствуют труды, касающиеся опыта традиционных СМИ, чрезвычайно значимых для людей с нарушениями слуха. Исследовательский интерес, как мы полагаем, должен быть направлен на общероссийские общественно-политические СМИ ввиду их типологического статуса, в соответствии с которым можно определить, в какой мере названная
29
Таблица 1. Количество публикаций о глухих в российской прессе (2019 г.)
Российская газета Независимая газета Московский комсомолец Комсомольская правда Известия Итого Среднее
8 0 17 21 7 53 10,6
Таблица 2. Количество публикаций о глухих в американской прессе (2019 г.)
The New York Times Washington Post The Boston Globe The San Francisco Examiner Los Angeles Times Итого Среднее
17 74 13 13 16 133 26,6
нами проблема понимается обществом в Федерации» № 181-ФЗ (последняя редак-целом, какие тематические ракурсы в ней ция) был принят только в ноябре 1995 г. представлены, какова глубина и после- Отметим и более развитую систему со-довательность обращения к ним. Следу- циальной адаптации и интеграции глу-ет обратить внимание и на процесс исто- хих в США, а также тот факт, что культура рического развития специализированной американских и российских глухих имеет прессы (в России первая зафиксированная общие корни, обусловленные влиянием deof-пресса датируется 1916 г. и издается французской школы (Wilbur, 1979). Более до сих пор, а экспертные интервью редак- того, американский жестовый язык (ASL) и торов дополнят эту часть исследования), русский жестовый язык (РЖЯ) находятся в и на специализированные СМИ для глу- одной языковой группе, что также свиде-хих, сопоставить контент «внутренний» и тельствует о сходстве внутренних проблем «внешний». Данная статья предполагает глухих двух стран (Wittmann, 1991). В под-использование междисциплинарного под- тверждение мы провели предварительный хода на стыке медиа, социологии и пси- количественный замер российских и аме-хологии, количественных и качественных риканских СМИ (см. табл. 1, 2). методов анализа. Полученные данные показали, что час-
Одной из основных задач исследования тота упоминаний глухих в американских является сравнение опыта отечественных СМИ более чем в два раза превышает ана-массмедиа с аналогичной практикой зару- логичный показатель отечественных масс-бежных СМИ, которые осознали важность медиа. Мы планируем провести качест-работы по социальной инклюзии людей с венный контент-анализ всех упоминаний ОВЗ ранее и существенно продвинулись глухих в данных СМИ с целью выявления на этом пути. Изучение такого опыта мо- стратегий медиапрезентации глухого со-жет быть полезным для российской жур- общества и высказать предположения о налистики. По оценке некоторых исследо- взаимосвязи между уровнем социализации вателей, в США отношение общества к ин- и полученными данными, а также провес-валидам отличается от такового в России ти сравнительный анализ отечественных (Сарычев, 2015). Это стало возможным бла- и американских СМИ с целью выявления годаря активным действиям людей с ОВЗ задач, которые стоят перед российскими в 1940-1960 гг. Уже в 1974 г. в США вступил СМИ, и формулирования рекомендаций. в силу «Закон о реабилитации», запрещающий дискриминацию по причине инва- Заключение
лидности, а в России Федеральный закон Проблема изучения способов оптими-«О социальной защите инвалидов в Российской зации отечественной медиапрактики по
решению проблемы социальной инклюзии людей с ОВЗ имеет немалые исследовательские перспективы ввиду антропологического поворота в науке, ориентации на адаптацию и интеграцию людей с инвалидностью. Такое исследование, ориентированное на потребности и интересы 13 млн наших сограждан, а также на развитие общества в целом, своевременно и, соответственно, востребовано. Однако несмотря на актуальность, подобных исследований недостаточно как среди отечественного, так и среди зарубежного научного сообщества. (проведенные ранее исследования подтверждают этот факт). Наличие профессиональных проблем, этических просчетов в отечественных СМИ диктует необходимость направить внимание аналитиков в данное русло.
Изменение медийной практики в отечественных СМИ может стать мощной силой для преодоления заблуждений общества относительно людей с ограниченными возможностями. В перспективном исследовании, как мы стремились показать, необходимо опираться на современные концепции инвалидности. Медиарепрезентация этой
проблематики будет означать расширение тематики, развитие жанровой структуры, распространение внимания на отдельные категории людей с ОВЗ ввиду различия их практик повседневности. Важным шагом нам представляется уход от «дискурсов исключительности», в границах которых объект нашего внимания показывается как «жертва» или «герой». Это этически неоправданно и не вписывается в базовую для нас концепцию социальной инклюзии.
Методологически важно изучить и общественно-политические СМИ, и специализированные, сопоставляя их концепции и медиапрактики в поисках резервов оптимизации. Учет мировых практик, обратившихся к проблемам социальной интеграции людей с ОВЗ раньше отечественных медиа, также важен. Повышая осведомленность граждан об этих людях, способствуя общественному пониманию проблем инвалидности и разнообразия людей с инвалидностью, СМИ могут активно способствовать эффективной и успешной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья во все аспекты общественной жизни.
Примечания
1 Всемирная Организация Здравоохранения. Инвалидность и здоровье. Режим доступа: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/disability-and-health (дата обращения: 10.10.2010).
2 ФГИС ФРИ (Федеральный реестр инвалидов). Режим доступа: https://sfri.ru/analitika/ chislennost/chislennost?territory=1 (дата обращения 25.10.2010).
3 Всемирная Организация Здравоохранения. Глухота и потеря слуха. Режим доступа: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/deafness-and-hearing-loss (дата обращения: 25.10.2020).
4 Агентство социальной информации. В Москве состоялась конференция «Глухие
могут все: трудоустройство без барьеров». Режим доступа: https://www.asi.org.ru/ report/2019/09/27/moskva-gluhie-trudoustrojstvo-konferentsiya/ (дата обращения: 05.09.2020).
5 Организация Объединенных Наций. Конвенция о правах инвалидов. Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 25.10.2020).
31
Библиография
Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2017.
Афонькина Ю.А. Социальная инклюзия лиц с инвалидностью и проблема человеческого достоинства // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 11 (55). С. 149-162.
Близнюк О.А. Формирование понятия «Инклюзивное образование» в зарубежной педагогике в контексте развития инклюзии // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2016. № 4. С. 20-24.
Богдан Е.Н. Медиаобраз России как средство консолидации общества: структурно-функциональные характеристики: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2007.
Большаков Н.В. От девиации к идентичности: трансформация научных подходов к пониманию глухоты // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. XIX. № 2 (85). С. 160-173.
Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М.: Акад. проект, 2005.
Горбунова М.Ю. Символический интеракционизм как методологическое основание исследования эмоций в социологии // Изв. Саратовск. ун-та. 2011. Т. 11. Сер.: Социология. Политология. С. 10-14.
Домбровская А.Ю. Роль СМИ в процессе социальной адаптации инвалидов в современной России: дис. ... канд. социол. наук. Тула, 2006.
Жилавская И.В., ШиробоковаА.А. Медиаобразовательный проект «Интернет-журналистика для глухих детей»: из опыта реализации // ОТО. 2013. № 2. С. 595-603.
Зейтунян М.А. Роль СМИ в процессе социализации молодежи // Вестн. Адыгейск. гос. ун-та. Сер. 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009. № 1. С. 142-146.
Ковалёв А.Д. Формирование теории действия Тэлкотта-Парсонса // История теоретической социологии: в 4 т. Т. 3. М.: Канон, 1997. С. 150-179.
Мазунина М.А. Современные российские СМИ как инструмент отражения процесса социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 4 (26). С. 304-307.
Мид Дж. Г. Избранное: сб. переводов / сост. и пер. В.Г. Николаев; отв. ред. Д.В. Ефре-менко [Сер.: Теория и история социологии]. М.: РАН. ИНИОН, 2009.
Осипов Г.В. Энциклопедический социологический словарь / под общ. ред. Г.В. Оси-пова. М.: Изд-во ИСПИ РАН, 1995.
Петросян В.А. Интеграция инвалидов в российское общество: дис. ... д-ра социол. наук. М., 2011.
Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. СПб.: Питер, 2002.
Романов П.В.,Ярская-Смирнова Е.Р. Инвалиды и общество: двадцать лет спустя // Социологические исследования. 2010. № 9. С. 50-58.
Рябова А.А. Журналистика как инструмент социальной интеграции людей с инвалидностью: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2011.
Самара Г.Н., Петров Д.С. Социокультурная адаптация молодежи в период радикальных трансформаций. М.: ООО «Фирма Светотон ЛТД», 2004.
Сарычев М.Р. История социальной поддержки инвалидов в США // Физика. Технологии. Инновации: сб. науч. тр. Вып. 1. Екатеринбург: УрФУ, 2015. С. 330-336.
Свиридов Н.А. Адаптационные процессы в среде молодежи (дальневосточная ситуация) // Социологические исследования. 2002. № 1. С. 90-95.
Седов Л.А. Концепции социальной интеграции // Энциклопедический социологический словарь / под общ. ред. Г.В. Осипова. М.: Изд-во ИСПИ РАН, 1995.
Скворцова Т.Г. Социализация студенчества в условиях переходного периода российского общества: дис. ... канд. социол. наук. Рыбинск, 1998.
Сорокин П.А. Социальная аналитика. Анализ элементов взаимодействия // Теоретическая социология: Антология: в 2 ч. / пер. с англ., фр., нем., ит. / сост. и общ. ред. С.П. Баньковской. Ч. 2. М.: Кн. дом «Университет», 2002.
Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса = A Theory of Cognitive Dissonance / пер. А. Анистратенко, И. Знаешева. СПб.: Ювента, 1999.
Фомичева И.Д. Социология СМИ: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2007.
Фролова Т.И. Гуманитарная повестка российских СМИ. Журналистика, человек, общество [Сер. «Академические монографии»]. М.: МедиаМир, 2014.
Фролова Т.И. Гуманитарная повестка российских СМИ: теоретическая модель, журналистские практики, стратегии развития: дис. ... д-ра филол. наук. М., 2015.
Шабанова М.А. Социальная адаптация в контексте свободы // Социологические исследования. 1995. № 9. С. 81-88.
Шамсутдинова Ю.Ф. Проблемы использования социальных медиа людьми с ограниченными возможностями зрения // МедиаАльманах. 2018. № 2. С. 68-78.
Шамсутдинова Ю.Ф. Онлайн-сообщества для глухих и слабослышащих людей в популярных социальных медиа России: количественные и качественные характеристики // Медиаскоп. 2019. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2570
Шибутани Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969.
ШустоваН.Е. Социальная адаптация личности: дис. ... канд. социол. наук. Саратов, 1999.
Kohlberg L. (1973) The Claim to Moral Adequacy of a Highest Stage of Moral Judgment. Journal of Philosophy. The Journal of Philosophy 70 (18): 630-646. DOI: 10.2307/2025030
Park R. (1969) Assimilation. In: Introduction to the Science of Sociology. Ed. by R. Park and E. Burgess. Chicago; L.: Chicago Univ. Press, pp. 734-739.
Piaget J. (1932) The Moral Judgment of the Child. London: Kegan Paul, Trench, Trubner and Co.
Wilbur R.B. (1979) American Sign Language and Sign Systems. Baltimore: Univ. Park Press.
Wittmann H. (1991) Classification linguistique des langues signées non vocalement. Revue québécoise de linguistique théorique et appliquée 10 (1): 215-288.
Дата поступления в редакцию: 02.12.2020 Дата публикации: 15.04.2021