Научная статья на тему 'МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ В БЕЛАРУСИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ'

МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ В БЕЛАРУСИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
379
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА / МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ / СМИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Черняк Ю. Г.

В статье анализируется трансформация медиасреды в современном обществе. На основе результатов социологического исследования раскрываются основные тренды регионального медиапотребления в Беларуси. Показано, что цифровые новые медиа становятся основным конкурентом традиционных СМИ в информационном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA CONSUMPTION IN BELARUS: REGIONAL ASPECT

The article analyzes the transformation of the media environment in modern society. The main trends of regional media consumption in Belarus are revealed, based on the results of a sociological study. It is shown that digital new media are becoming the main competitor of traditional media in the information space.

Текст научной работы на тему «МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ В БЕЛАРУСИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

УДК 316.775.4:070(476)

Ю. Г. ЧЕРНЯК,

кандидат социологических наук, доцент, Институт социологии НАНБеларуси, г. Минск

МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ В БЕЛАРУСИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

В статье анализируется трансформация медиасреды в современном обществе. На основе результатов социологического исследования раскрываются основные тренды регионального медиапотребления в Беларуси. Показано, что цифровые новые медиа становятся основным конкурентом традиционных СМИ в информационном пространстве.

Ключевые слова: медиа, медиапотребление, СМИ, информационные предпочтения, региональный аспект, цифровизация.

Y. G. CHERNYAK,

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Institute of Sociology of NAS of Belarus, Minsk

MEDIA CONSUMPTION IN BELARUS: REGIONAL ASPECT

The article analyzes the transformation of the media environment in modern society. The main trends of regional media consumption in Belarus are revealed, based on the results of a sociological study. It is shown that digital new media are becoming the main competitor of traditional media in the information space.

Keywords: media, media consumption, mass media, information preferences, regional aspect, digitalization.

В последние десятилетия роль информации, скорость ее распространения, возможности формировать и регулировать общественное сознание объективно становятся ключевыми факторами социальной жизни. Появление новых каналов коммуникации, интенсификация информационных потоков, развитие технологических возможностей для создания и потребления контента, возрастание его объема и доступности приводит к актуализации социологического изучения функционирования СМИ и специфики медиапотребления.

Вполне закономерно, что развитие новых технологий ведет к очевидным и неизбежным социальным изменениям, затрагивающим в том числе и информационное пространство. В этих условиях онтологическая сущность СМИ -массовость - приобретает новые характеристики. Речь в данном случае идет не только о трансформации организационной парадигмы медиа, их взаимодействии

с обществом и его институтами. Эти изменения затрагивают и процесс медиа-потребления, который становится индивидуализированным, поливариантным и динамичным.

Следствием увеличения скорости интеграции новых технологий в повседневную жизнь является объединение информационно-коммуникативных технологий в единую пользовательскую систему. Общая цифровизация, доступность гаджетов, распространение новых стратегий коммуникации, переход СМИ на новые платформы и изменение экономики их деятельности формируют мультимедийность информационного пространства, которая позволяет субъекту потребления информационных продуктов самому генерировать контент, исходя из своих предпочтений, используя одно мобильное устройство (смартфон, планшет, ноутбук). Эти возможности на уровне потребителя медиа-контента снимают необходимость «перехода» от одного традиционного СМИ (например, телеканала) к другому (газете) для формирования информационной картины. В этой связи вполне можно согласиться с российским исследователем СМИ В. П. Коломийцем, констатировавшим, что благодаря техническим достижениям коммуникационный процесс и информационное пространство «получили совершенно иную конфигурацию, в которой доминирующие позиции заняли не традиционные институты массовой коммуникации, а индивид, вооруженный тем или иным техническим коммуникационным средством» [3, с. 36].

Цифровизация социальной жизни обусловила необходимость использования традиционными СМИ новых средств и стратегий для воздействия на целевые группы потребителей информации. Одной из причин этого, как отмечают некоторые исследователи, является изменение способов потребления новостного контента и развлечений, формирование новых медиазапросов и форм коммуникации [1]. В частности, процесс потребления информации, создаваемой тем или иным медиа, перестал зависеть от целевой установки потребителя в удовлетворении сугубо информационной потребности.

Цифровизация приводит к тому, что при выборе медиа все более значимой становится возможность постоянного и оперативного потребления контента. По этой причине медиапотребление перестало зависеть от адресата, места и времени, в координатах которых ранее осуществлялись селекция информации и ее использование. В этом смысле те традиционные СМИ, которые имеют выход на цифровые платформы, являются более перспективными с точки зрения потенциального аудиторного охвата. Однако такая технологическая конвергенция без соответствующих усилий самого медиа не гарантирует лидерства в информационном пространстве. Чтобы стать действительно социальным инфлюенсером необходимо не только создавать контент, но и заниматься продвижением ресурса, исходя из особенностей целевой группы. В частности, как отмечает Д. Маккуэйл, эффективность массовой коммуникации, которую обеспечивают СМИ, во многом определяется влиянием региональных, социальных и демографических факторов [4].

Монополия традиционных СМИ на создание и распространение информации под воздействием цифровизации разрушается, приводя тем самым к изменению структуры информационного пространства. Для понимания масштабов этих трансформаций необходимыми являются социологические исследования медиасреды на разных уровнях - от глобального до регионального.

Современное медиапространство Республики Беларусь развивается в русле мировых тенденций и представляет собой систему каналов и механизмов создания, получения, обработки и распространения информации. В этой системе структурно выделяются международные, республиканские и региональные СМИ. По состоянию на 1 июня 2021 г., в Беларуси издавалось 719 газет и 854 журнала, осуществляли вещание 164 радиопрограммы и 98 телепрограмм [5], что свидетельствует о развитости информационной инфраструктуры. Доля региональных СМИ в национальном медиапространстве достаточно высокая. Тем не менее региональные медиа вынуждены конкурировать с республиканскими и международными СМИ, обладая при этом заведомо более низким ресурсным потенциалом.

Очевидно, что республиканские СМИ имеют большие возможности по внедрению новых технологий в создание и трансляцию контента, более мобильны в выборе медиастратегии и модели менеджмента для удержания своей целевой группы. Имеющиеся возможности априори обеспечивают значительный аудиторный охват, но не гарантируют учета запросов у жителей регионов в части освещения локальных событий. Такая ситуация детерминирует необходимость поддержки конкурентоспособности региональных СМИ, в том числе и на государственном уровне, одним из вариантов которой является социологическая информация, раскрывающая особенности и специфику регионального медиапотребления.

Как показывают результаты социологического исследования, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси - осенью 2020 г. с целью выявления характера и направленности информационных предпочтений жителей малых городов1, тенденция снижения значимости традиционных СМИ и одновременного роста статуса новых медиа становится закономерностью, в том числе и на уровне регионального медиапотребления. В частности, доля пользователей новых медиа (социальных сетей, информационных и новостных сайтов, мессенджеров) уже существенно выше, чем у традиционных (рис. 1). Исключение составляют телевизионные каналы. Их как источник информации используют 59,4 % жителей регионов Беларуси. Ожидаемым является то, что доля представителей старшего поколения среди аудитории традиционных СМИ выше, нежели цифровых медиа. Так, например, к телевидению обращаются 92,2 % респондентов в возрасте 65 лет и старше, к радио - 29,5 %, к печатным изданиям - 44,0 %, что является фактом, подтверждающим консервативность моделей потребления медиаконтента у представителей данной социально-демографической группы.

1 Всего по репрезентативной выборке методом социологического интервью было опрошено 1523 респондента в 20 населенных пунктах всех областей Республики Беларусь.

Рис. 1. Используемые для получения информации источники, %

Удобство использования новых медиа становится причиной их преобладания в информационном пространстве. Возможность получения информации в любое время делает цифровые медиа основным конкурентом традиционных СМИ, что подтверждается результатами проведенного исследования. В частности, ежедневная аудитория социальных сетей составляет 62,5 % жителей регионов Беларуси (табл. 1). При этом суммарный аудиторный охват прессы и радио не превышает 25 %. Стоит отметить и тот факт, что около половины респондентов никогда не обращаются к этим источникам информации (50,5 % к радио, 47,7 % к печатной прессе).

Таблица 1. Частота использования источников информации, %

Периодичность Телевидение Радио Печатная пресса Информационные, новостные сайты Социальные сети Мессенджеры

Каждый день 57,6 17,0 6,4 47,9 62,5 54,7

Несколько раз в неделю 13,7 10,4 15,4 12,9 6,6 5,4

Раз в неделю 4,2 3,0 8,4 6,3 2,0 1,1

Несколько раз в месяц и реже 7,7 6,8 9,0 4,7 2,3 2,5

Никогда 12,7 50,5 47,7 22,5 22,1 26,7

Затрудняюсь ответить 4,2 12,2 13,1 5,6 4,5 9,7

Преобладание в структуре используемых источников информации именно новых медиа можно объяснить и тем, что онлайн-ресурсы позволяют потребителю формировать индивидуализированный контент, учитывающий его

конкретные запросы. Такое расширение медиавозможностей очевидным образом приводит к фрагментации аудитории и меняет ее статус: потребитель становится активным и ищет соответствующие его запросам источники информации.

Одним из показателей, отражающих специфику медиапотребления, является использование источников информации в течение дня. Его анализ позволяет констатировать, что новые медиаресурсы занимают значительное место в повседневной жизни белорусов. Так, например, если телевидение жители регионов чаще всего смотрят в вечернее время (47,7 %), то к социальным сетям и мессенджерам обращаются преимущественно на протяжении всего дня (47,0 и 47,5 соответственно). Также следует отметить, что в структуре суточного медиапотребления интернет-СМИ являются основными конкурентами радиостанций и периодики (табл. 2).

Таблица 2. Предпочтения в выборе источников информации в течение дня, %

Периодичность Телевидение Радио Печатная пресса Информационные и новостные сайты Социальные сети Мессенджеры

Утром 18,1 10,1 1,2 7,1 6,5 4,3

Днем 4,1 10,8 12,6 12,9 5,8 5,5

Вечером 47,7 3,7 17,1 19,4 17,6 10,1

Ночью 2,2 0,1 0,3 1,3 1,8 1,0

На протяжении всего дня 22,5 12,3 5,9 36,8 47,0 47,5

Не пользуюсь 17,5 61,7 60,1 25,3 24,7 32,0

Затрудняюсь ответить 1,1 3,2 3,7 2,7 2,4 3,3

На формирование информационных предпочтений населения существенное влияние оказывает возможность получения необходимого контента. Вполне ожидаемо, что в их структуре важное место занимает информация о региональных событиях. В этом отношении республиканские, а тем более и международные СМИ не могут выступать полноценным и единственным источником информации. Причиной этого является то, что, как правило, поводом для репортажа в них становится какой-либо экстраординарный инфоповод. Такая ситуация объективно приводит к выбору тех медиа, в которых можно получить необходимую информацию, в данном случае - о жизни региона.

В качестве основного источника информации о жизни своего региона для 30,6 % респондентов выступают социальные сети (табл. 3). Их преобладание (это касается и новостных сайтов) может объясняться возможностью комфортного потребления контента: оперативным обновлением, наличием интерактивности, получением информации в удобное время и т. д.

Следует обратить внимание на то, что роль радио как источника информации о жизни региона достаточно низкая. Это можно объяснить тем, что в настоящее время радиостанции ориентированы на создание и трансляцию преи-

мущественно развлекательного контента. При этом новостная информация, как правило, заимствуется из республиканских или международных СМИ. По сути, это приводит к тому, что радио не воспринимается населением страны в качестве информационного медиаресурса.

Таблица 3. Основные источники информации о жизни региона, %

Социальные сети 30,6

Телевидение 23,6

Информационные и новостные сайты 21,7

Родственники, друзья, коллеги 10,2

Печатная пресса 9,2

Мессенджеры 2,2

Другое 0,2

Радио 1,1

Очевидно, что контент, производимый СМИ, имеет своего потребителя. В свою очередь, аудитория медиа, имея «потребительскую свободу», выбирает тот информационный продукт, который соответствует ее ожиданиям и требованиям. В этой связи вполне закономерным может считаться тот факт, что при выборе источника информации респонденты ориентируются, прежде всего, на такой параметр, как достоверность, - 92,7 % (рис. 2). Не менее значимыми для жителей регионов являются и такие характеристики, как актуальность контента, оперативность и возможность бесплатного доступа к нему. Таким образом, можно говорить о возрастающей требовательности аудитории к потребляемой информации, причинами которой являются не только расширение

Рис. 2. Требования, предъявляемые к информации, %

границ информационного пространства, но также увеличивающиеся активность и избирательность самих медиапотребителей.

Вполне ожидаемо, что требования, предъявляемые аудиторией СМИ к информации, являются идеализированными и в принципе не могут найти полного соответствия с теми медиа, которые доступны для использования потребителем в локальном информационном пространстве. Тем не менее в наибольшей степени критериям оперативности, достоверности и актуальности, по мнению респондентов, соответствуют информационные и новостные сайты (табл. 4). Вместе с этим периодические издания и радио не рассматриваются жителями регионов в качестве таковых, что объясняет снижение их востребованности как источников информации.

Таблица 4. Соответствие источников информации запросам аудитории, %

Источник информации Оперативность Достоверность Актуальность

Телевидение 28,2 26,1 26,8

Радио 3,2 2,2 2,7

Печатная пресса 2,4 5,1 4,6

Информационные и новостные сайты 34,7 32,2 33,9

Социальные сети 32,3 25,4 31,1

Мессенджеры 9,5 7,7 8,8

Затрудняюсь ответить 11,9 20,4 15,3

Корреляция популярности СМИ от его содержания очевидна. В условиях, когда аудитория перестает быть пассивной, а конкуренция между медиа возрастает, особую значимость приобретает выявление предпочтений и интересов целевой аудитории. Как показывают результаты исследования, спектр тематических предпочтений респондентов достаточно разнообразен (табл. 5). Так, например, информация о происшествиях в регионе интересует 66,8 % респондентов. Востребованными являются и такие темы, как здоровье и медицина, жилищно-коммунальные вопросы, прогноз погоды, культурная жизнь в регионе и т. д.

Таблица 5. Информация о регионе, интересующая его жителей, %

Происшествия в регионе 66,8

Здоровье и медицина 45,8

Жилищно-коммунальные вопросы 45,6

Прогноз погоды 44,2

Культурная жизнь (выставки, концерты, ярмарки, мероприятия) 36,9

Экономика региона 32,6

Информация о жителях региона 31,3

Информация органов местного управления и самоуправления 29,7

Окончание табл. 5

Реклама и объявления 28,1

Экологические проблемы 26,9

Образование (работа школ, кружков и т. п.) 25,4

Спортивные новости 23,4

Другое 3,7

Существующие цифровые технологии становятся своеобразным импульсом для реализации инновационных стратегий развития СМИ. Следствием дигитализации повседневной жизни является полный переход традиционных информационных потоков в цифровой формат. Вполне закономерным в этой связи является большая готовность и приспособленность телевидения и радио к таким изменениям. Немаловажную роль играет и техническая оснащенность населения коммуникационными средствами. Как показывают результаты выборочных обследований домохозяйств Национального статистического комитета Республики Беларусь, количество пользователей информационно-коммуникативных технологий ежегодно растет. Так, если в 2014 г. персональный компьютер имелся у 59,9 % домохозяйств, то в 2020 г. - у 71,2 %. Возрастает также и число пользователей мобильной связью - в 2014 г. ею пользовались 93,8 % домохозяйств, в 2020 г. - 98,7 %. Практически неизменным остается число домохозяйств, у которых имеется телевизор (98,7 % в 2014 г. и 98,1 % в 2020 г. соответственно). Удельный вес населения, использующего интернет, в 2020 г. составлял 85,1 %. [2]. Очевидно, что в условиях многообразия информационных потоков в цифровом формате печатные СМИ, изначально не приспособленные для передачи аудио- и видеоконтента, вынуждены наращивать усилия по сохранению своей аудитории.

В структуре предпочитаемых медиаисточников печатные СМИ у жителей регионов не занимают лидирующей позиции. Так, среди опрошенных респондентов газеты читают 34,9 %, из них 84,2 % составляют аудиторию региональных изданий. Среди причин снижения популярности прессы жителями регионов назывались такие, как наличие альтернативных источников информации (телевидение, радио, интернет-ресурсы) - 66,9 %, высокая стоимость печатных изданий - 23,9 %, отсутствие интереса к чтению - 17,8 % (табл. 6).

Таблица 6. Причины отказа от чтения периодических изданий, %

Предпочитают другие источники информации (телевидение, радио, интернет) 66,9

Не хотят тратить на это деньги (высокая цена) 23,9

Не любят читать 17,8

Не доверяют информации из газет, журналов 14,1

В газетах нет интересующей информации 13,3

Другое 4,4

Развитие цифровых средств доставки контента с одновременным увеличением числа интернет-пользователей детерминирует необходимость перехода печатных СМИ к мультимедийному формату, распространением информации с помощью различных онлайн-платформ, что, собственно, активно реализуется редакциями региональных газет. Тем не менее, несмотря на предпринимаемые усилия, уровень вовлеченности целевой аудитории в онлайн-потребление не является высоким. Подтверждением этому служит тот факт, что только 10,9 % потребителей региональной периодики читают и печатный, и электронный формат. В свою очередь, доля тех, кто использует только цифровые версии периодических изданий, не превышает 5 %. Необходимо также отметить и низкий уровень вовлеченности аудитории региональных печатных СМИ в интерактивное взаимодействие с их онлайн-версиями. Большинство пользователей интернет-сайтов региональных газет используют их для чтения статей (81,8 %), треть (34,1 %) - для просмотра комментариев, лишь 6,8 % сами оставляют комментарии и вступают в обсуждение статей.

Одним из достижений цифровизации является возможность постоянного нахождения в информационной среде, в том числе благодаря социальным сетям, которые сегодня являются значимым каналом получения информации. Понимая значение интернета, многие редакции открывают доступ к контенту посредством интеграции с социальными медиа. Тем не менее большая часть читательской аудитории не посещает социальные сети и мессенджеры региональных газет (81,3 %). Данный способ взаимодействия с контентом изданий используют только 12,9 %. Среди посетителей страниц региональных газет в социальных сетях и мессенджерах большинство используют их для чтения статей (89,7 %), треть (34,5 %) - для чтения комментариев, еще 5,2 % участвуют в обсуждении статей и оставляют комментарии.

Полный переход СМИ в цифровой формат, предполагающий в том числе предоставление платного контента, является одним из трендов мировой медиа-индустрии. Если использование платных видеосервисов стало уже привычным для нас (например, сервис интерактивного телевидения ZALA существует в Беларуси уже более 10 лет), то платный доступ к онлайн-версиям печатных СМИ не получает поддержки их реальной и потенциальной аудитории. Как показали результаты исследования, стоимостной фактор имеет решающее значение. В частности, большинство респондентов, читающих региональные газеты в электронном формате, не выразили готовность платить за контент регионального издания в интернете, если доступ к газете станет платным. Лишь незначительная часть читательской аудитории готова покупать доступ к отдельным материалам или выпускам газеты (4,2 и 2,8 % соответственно). При этом 12,7 % затруднились с ответом и при формировании соответствующей мотивации и установок могут войти в группу респондентов, готовых приобретать контент региональных газет в интернете за плату.

Стремительный рост технической оснащенности населения, снижение стоимости коммуникационных услуг привели к закономерному перераспределению

информационных потоков и, как следствие, к изменению моделей потребления медиаконтента. Меняется не только поведение медиапотребителей, но и функционирование СМИ. При этом трансформационные процессы затрагивают информационную среду как на республиканском, так и региональном уровнях.

Современное белорусское медиаполе характеризуется тем, что доминирующими его агентами становятся новые медиа: информационные и новостные сайты, социальные сети, мессенджеры. Именно они в условиях смешения платформ доставки контента конечному потребителю, конвергенции информационных потоков обладают реальными конкурентыми возможностями по расширению своей аудитории, в том числе и за счет аудитории традиционных СМИ. В этих условиях социологическое изучение особенностей медиапотреб-ления и его структуры приобретает особую эвристическую значимость.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список использованных источников

1. Вартанова, Е. Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики / Е. Л. Вартанова. - М. : МедиаМир, 2014. - 277 с.

2. Информационное общество в Республике Беларусь: статистический сборник [Электронный ресурс] // Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. - Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_39954/ - Дата доступа: 15.10.2021.

3. Коломиец, В. П. Медиасоциология: теория и практика / В. П. Коломиец ; Аналитический центр VI - М. : НИПКЦ Восход-А, 2014. - 328 с.

4. Косяков, В. А. Реферативный обзор книги Д. МакКуэйла «Теория массовой коммуникации». Ч. 1 / В. А. Косяков, Е. А. Универсалюк // Вопр. теории и практики журналистики. - 2019. -Т. 8, № 3. - С. 524-534.

5. Средства массовой информации в Беларуси [Электронный ресурс] // Официальный сайт Республики Беларусь. - Режим доступа: https://www.belarus.by/ra/about-belaras/mass-media-m-Ье!агш - Дата доступа: 01.09.2020.

Поступила 10.12.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.