ЖУРНАЛИСТИКА
УДК: 82-92; 070
ББК: 80; 76.0
Аникина М.Е., Галкина М.Ю., Образцова А.Ю.
МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В Г. ВЛАДИВОСТОКЕ
Anikina M.E., Galkina M. Yu., Obraztsova A.Yu. MEDIA CONSUMPTION OF SCHOOL CHILDREN IN RUSSIAN REGIONS: THE EMPIRICAL STUDY EXPERIENCE IN VLADIVOSTOK
Ключевые слова: социологическое исследование, школьники, медиапотребление, информационные предпочтения, социализация, Владивосток, информационное поведение школьника.
Keywords: sociological study, school children, media consumption, information preferences, socialization, Vladivostok, information behavior of school children.
Аннотация: статья посвящена осмыслению информационного поведения современного российского школьника, представляет результаты разведывательного исследования ключевых характеристик медиапотребления школьников г. Владивостоке. Социализация в начале XXI века происходит в условиях трансформации ценностно-нормативной системы, изменения функций основных институтов социализации. Это приводит к перераспределению ролей социальных институтов, актуализации процесса медиаобразования, выводит на первый план обсуждение феномена медиакультуры. В подобных обстоятельствах в условиях роста медиакоммуникационного пространства возрастает роль изучения процесса и базовых характеристик медиапотребления подростков, повышается значение анализа практик взаимодействия школьников с информационно-коммуникативными ресурсами. Опыт разведывательного эмпирического исследования, реализованного на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова в 2018 году, позволяет уточнять методические подходы к изучению информационного поведения современных школьников, формулировать предположения о параметрах их медиаактивности и характеристиках их информационных предпочтений. Авторы указывают разнородность профиля медиапотребления школьников в России, отмечают невысокий уровень осведомленности школьников во Владивостоке о конкретных содержательных и субъектных характеристиках информационного пространства, фиксируют переход данной аудитории в Интернет при одновременном частичном сохранении традиционных образцов информационного потребления.
Abstracts: the article is devoted to study of modern Russian school children informational behavior. It presents the results of pilot study of media consumption key characteristics typical school pupils in Vladivostok. Socialization at the beginning of the XXI century takes place in transformational context when the value-normative system transforms, the functions of the main social institutions change rapidly. This leads to a redistribution of the roles of diverse social actors, the media education process actualization. It highlights the necessity of discussion about phenomenon of media culture in modern world. From a research point of view in such circumstances, in the context of constant growth of media and communication space, the study of the process and the basic characteristics of media consumption process of adolescents becomes more and more significant. The analysis of relations between school children and information and communication resources stays increasingly important. The experience of pilot empirical research realized at the Faculty of Journalism of Moscow State University Lomonosov in 2018, allows to clarify methodological approaches to the study of the information behavior of modern children, to formulate assumptions about the parameters of their media activity and the characteristics of their information prefer-
ences. The authors indicate the heterogeneity of media consumption profile typical for school children in Russia, note the low level of awareness of schoolchildren in Vladivostok about specific content and subjective characteristics of the information space, fix the transition of this audience to the Internet while partially preserving traditional patterns of information consumption.
Вступление
В настоящее время российские школьники очень близко знакомы с медиакомму-никационной средой. Они свободно используют многообразные доступные средства массового, группового и межличностного взаимодействия, ищут, создают и публикуют информацию, могут получить доступ к интересующим их пластам контента, участвуют в различных опосредованных медиа-взаимодействиях. При этом сосуществуют два информационно-коммуникативных пространства. С одной стороны, открыто для потребителя пространство традиционных медиа, часть которого по-прежнему специально адресована школьниками и подросткам. С другой стороны, бурно развивается пространство новых медиакоммуникацион-ных взаимодействий, в котором меняются роли участников общения, разрушаются границы различных пластов контента. И если первое из названных полей все меньше привлекает школьников, то второе все чаще становится частью их ежедневной жизни.
Представители международного академического сообщества говорят о медиатизации как об актуальном социальном процессе, затрагивающем буквально все стороны жизни современного человека. Достаточно часто ученые делают акцент на технологической природе данного процесса. Так, в частности немецкий медиасоциолог В. Шульц утверждает, что медиатизация затрагивает изменения и развитие совокупности коммуникационных средств, когда в первую очередь технологические трансформации ведут к возникновению ряда социально-культурных последствий1. В условиях медиатизации актуализируется задача изучения информационного поведения современного школьника. Сегодня социализация происходит в контексте глобальной трансформации ценностной системы, изменения ключевых функций основных инсти-
1 Schultz W. (2004). Reconstructing mediatiza-tion as an analytical concept // European Journal of Communication. 19 (1). Pp. 87-101.
тутов социализации, перераспределения ролей различных институтов, смены оснований социального контроля, а процесс ме-диапотребления в случае со школьной (подростковой) аудиторией оказывается тесно связан с последующим формированием ме-диакультуры, со стабилизацией существующих нормативно-ценностных моделей и образцов социального взаимодействия, с усвоением всех необходимых элементов социального опыта.
В период активного развития медиа-коммуникационного пространства повышаются значение исследований медиапо-требления подростков и актуальность анализа практик их взаимодействия с информационно-коммуникативными ресурсами, поскольку крайне важно иметь четкие представления о навыках и опыте работы с информацией, имеющихся у представителей разных социальных групп, но прежде всего - у подростковых и молодежных, необходимо рассматривать их с точки зрения успешного становления в будущем и с точки зрения выработки механизмов критической оценки окружающей реальности в настоящем. Эмпирическая информация дает исследователям и практикам представление о владении школьниками и подростками необходимыми для медиакоммуникционной среды навыками, прежде всего связанными с возможностями критического восприятия контента, навыками поиска и получения, анализа и оценки новых сведений, традиционно описываемыми как ключевые2 и соотносящимися с формированием медиакуль-туры адекватного представителя современного общества.
Медиатизация - один из процессов, который характеризует трансформацию современного общества, связанную с неоспоримым влиянием медиа на различные сферы и институты общества, на каждого конкретного индивида. Безусловно, в этом многостороннем процессе медиа и многообразные
2 Potter W.J. (2019). Media Literacy. SAGE Publications.
сферы жизни социума влияют друг на друга. В XXI веке дети школьного возраста являются активными потребителями цифрового контента, часто обращающимися к телевизору, использующими компьютер, смартфоны, планшеты и игровые консоли1. Согласно официальной статистике, в 2018 году в Российской Федерации проживало 32,634 детей и подростков в возрасте до 20 лет (в их числе детей школьного возраста -23287 человек, 22.22% от всего населения России ). Можно сказать, что изучение этого множества и отдельных его сегментов позволяет определить отдельные черты поколения, которое в скором времени станет социально активным и сможет самостоятельно принимать значимые для общественного развития решения. А социологические исследования в области медиапо-требления, традиционно имеющие прогностический потенциал, предоставят информацию о значимых чертах его представителей.
Методика исследования
В рамках проекта «Медиапотребление школьников: информационная эпоха и социализация детей в постпереходном обществе», реализованного сотрудниками факультета журналистики МГУ имени
1 См.: El-Badawy T.A., Hashem Y. (2015). The Impact of Social Media on the Academic Development of School Students // International Journal of Business Administration. Vol. 6. No. 1. doi:10.5430/ijba.v6n1p46; Chassiakos Y.L.R., Radesky J., Christakis D., Moreno M.A., Cross C. (2016). Children and Adolescents and Digital Media // Pediatrics. Vol. 138 No. 5 November 01, 10.1542/peds.2016-2593; Schouwstra M. (2016). Social media interaction between teachers and pupils: Exploring opportunities and challenges in elementary school contexts. University of Twente. https://pdfs.semanticscholar.org/a8d8/8d152d2369effdb7 64fd48b25438e490e21a.pdf; 10; Blair R., Millard D., Woollard J. Perceptions of School Children of Using Social Media for Learning. Perceptions of school children of using social media for learning. At E-LEARN 2014 - World Conference on E-Learning E-LEARN 2014 World Conference on E-Learning. 27 - 30 Oct. - United States, 2014. - 10 p.; Gladkova A. A. The Role of Television in Cultivating the Values of Pluralism and Cultural Diversity in Children. // Russian Journal of Communication. 2013. 5 (2). p. 299-300. DOI: 10.1080/19409419.2013.819463
2 Итоги всероссийской переписи населения.
Распределение по возрастным группам. Режим доступа: https://www.gks.ru/folder/12781
М.В. Ломоносова в 2013-2016 гг., уже были выявлены последствия интенсификации медийных процессов и попытках общества воздействовать на процессы медиапотреб-ления детей. Поскольку проект представлял собой комплексное социологическое исследование аналитико-экспериментального сравнительного характера, на примере анализа практик медиапотребления в шести городах России - Москве, Угличе, Воронеже, Якутске, Перми и Калининграде3 - были выявлены характерные черты профиля информационного поведения подростков. Однако до настоящего времени специфика ме-диапотребления школьников в восточных регионах страны оставалась за рамками проводимых исследований. Тем не менее важно отметить, что получение эмпирической информации, описывающей ситуацию на Дальнем Востоке, было актуальной задачей, решенной в конце 2010 гг. Выбор Владивостока в качестве географического региона для продолжения исследования представляется достаточно объяснимым. Нужно принимать во внимание географическую удаленность города от столицы, влияние на медиасистему региона и процесс медипо-требления набора факторов, включая геополитический (в том числе - наличие в качестве территориальных соседей Китая, Южной и Северной Кореи, Японии), специфический историко-культурный контекст и др.
В г. Владивостоке мы сосредоточили свой исследовательский интерес на изучении характеристик медиапотребления современных российских школьников подросткового возраста, потому что именно эта аудитория привлекательна и одномоментно сложна для изучения, заслуживает при-
3 Frolova T.I., Obraztsova A. Yu. Media literacy of schoolchildren in a post-transitive society: study results // Вопросы теории и практики журналистики. 2019. № 4. С. 747-763; Вартанова Е.Л., Аникина М.Е., Образцова А.Ю., Фролова Т.И., Лазарева О.В. и др. Медиа в образовательной среде: коммуникации и безопасность детей: колл. моногр. - М.: Фак. журн. МГУ, 2018; Фролова Т.И., Образцова А.Ю. Медиаграмотность школьников в оценке учителей и родителей: результаты исследования // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2017. № 4. С. 58-77; Образцова А.Ю. Особенности медиапотребления детей школьного возраста (на примере г. Углича) // Медиаскоп. 2014. № 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/1648;
стального внимания как фактор коммуникативного и социального взаимодействия, который еще не определился со своим положением в окружающей действительности. Мы пытались определить особенности использования современных СМИ школьниками, выявить соотношение традиционных и новых информационных ресурсов в общей картине медиапотребления, описать структуру медиапотребления. Сбор эмпирического материала проходил осенью 2018 года в два этапа. В рамках первого этапа, результаты которого представлены в данной статье, было проведено анкетирование 50 школьников. Методика группового раздаточного анкетированная была рассчитана на самозаполнение школьниками анкет, а поскольку речь шла о несовершеннолетних, в аудиториях, где проводилось исследование, присутствовали учителя. Отметим, что в двух возвращенных анкетах отсутствовали указания на половую принадлежность респондентов, поэтому при описании результатов в ряде случаев, когда гендерная характеристика была одним из оснований для анализа, данные этих участников исследования не были использованы в подсчетах (в этих случаях в таблицах в данной статье общее число респондентов - 48). В итоге в анкетировании приняли участие 29 респондентов женского пола и 19 респондентов мужского пола в возрасте от 11 до 16 лет. У двух третей участников (66%) есть братья и сестры. Стихийная выборка была сформирована с учетом факторов доступности и
типичности, однако имеет нерепрезентативный характер. Поэтому в рамках данного этапа исследования, имеющего поисковых характер, мы получили возможность описать лишь отдельные особенности профиля медиапотребления подростков на Дальнем Востоке, связанные с самостоятельным обращением школьников к медиа, но пока были лишены возможности делать системные обоснованные выводы о картине использования информационных ресурсов в целом по региону.
Исследовательский инструментарий позволил получить данные о способах организации времени современным школьником, о его информационных предпочтениях в области массовой информации и коммуникации, о характере и структуре медиапо-требления, о выборе предпочитаемых источников информации, о наличии семейных практик обращения к средствам массовой информации, то есть - шире - изучить контекст медиапотребления подростка. Часть вопросов анкеты была заимствована из упомянутого выше исследования 2013-2016 гг., что позволило анализировать данные ее с учетом ситуации в других регионах страны, описанной в начале десятилетия.
Результаты исследования
Характер использования разных типов СМИ школьниками Владивостока отчетливо демонстрирует специфику нового поколения - доминирующим типом СМИ, к которому регулярно обращается аудитория, становятся интернет-ресурсы (таблица 1).
Несколько раз Несколько Редко
Ежедневно в неделю раз в месяц
Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %
Смотрю телевизор 16 32 14 28 8 16 12 24
Слушаю радио 1 2 0 0 2 4 47 94
Читаю газеты 0 0 1 2 2 4 47 94
Читаю журналы 2 4 3 6 9 18 36 72
Захожу в Интернет 43 86 1 2 1 2 5 10
Таблица 1 - Частота обращений школьников Владивостока к разным типам СМИ (N=50)
Результаты исследования показывают, что школьники довольно прохладно относятся к потреблению традиционных СМИ, предпочитая иные пути получения информации. Газеты перестали быть для подростков источником актуальной информации.
Журналы - вероятно - в силу типологических характеристик и специфики распространения / получения аудиторией - хоть и не регулярно, но тем не менее периодически привлекают внимание школьников в качестве источника информации. Полученные
данные свидетельствуют о низком интересе к традиционному радиовещанию, что вероятно, связано с появлением подкастов - с одной стороны - и с замещением практик потребления массовой информации практиками коммуникативного взаимодействия в подростковой среде. Телевизор как канал ежедневного получения информации привлекает треть опрошенных. Этот показатель, выявленный в среде школьников Владивостока, вполне красноречив. Он в определенной степени свидетельствует о принципиальных отличиях всего «поколения Интернета» от остального населения страны. По данным Аналитического центра Юрия Левады, «телевидение по-прежнему остается основным источником информации для большинства россиян»1. В то же время картина медиапотребления подростков подтверждает состоявшийся переход к интернет-среде для удовлетворения значительной части информационно-коммуни-
1 Волков Д., Гончаров С. Российский медиа-ландшафт 2019: телевидение, пресса, Интернет и социальные сети. М.: Аналитический центр Юрия Левады, 2019. Режим доступа: https://www.levada.ru/ 2019/08/01/21088/
кативных потребностей. Респонденты, принявшие участие в исследовании во Владивостоке, ежедневно прибегают к помощи Всемирной паутины, чтобы узнать что-то новое для себя, получить информацию о том или ином событии, углубить и расширить уже существующие знания. Подчеркнем при этом, что вовлеченность школьников в интернет-пространство требует более глубокого изучения, поскольку общие вопросы разведывательного исследования не позволяют в полной мере оценить степень знакомства с различными типами ресурсов в Интернете, глубину осведомленности о значимых чертах различных информационно-коммуникативных ресурсов Сети и соотношение информационно-потребительских и коммуникативных практик интернет-пользования.
Гендерные отличия в ответах на вопрос о характере информационного поведения практически отсутствуют (таблица 2).
Таблица 2 - Частота обращений школьников г. Владивостока к разным типам СМИ в гендерных группах (N=48, в % от числа респондентов в каждой группе, мальчики п1 =19, девочки п2=29)
Ежедневно Несколько раз в неделю Несколько раз в месяц Редко
Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %
Смотрю телевизор мал 5 26,3 4 21,1 2 10,5 5 26,3
дев 9 31,0 10 34 6 20,7 7 24,1
Слушаю радио мал 0 0 0 5 0 0 19 100
дев 1 3,5 0 0 2 6,9 26 89,7
Читаю газеты мал 0 0 0 0 1 5,3 18 94,7
дев 0 0 1 3,5 1 3,5 27 93,1
Читаю журналы мал 0 0 0 0 15 26,3 14 73,7
дев 2 6,9 2 6,9 2 6,9 23 79,3
Захожу в Интернет мал 15 79,0 0 0 0 0 4 21,1
дев 26 89,7 1 3,5 1 3,5 1 3,5
Из результатов исследования явственно следует, что информационные предпочтения детей дежат в интернет-пространстве, причем, это среда получения информации превалирует как у девочек / девушек, так и у мальчиков / молодых людей. При этом любопытно, что регулярный просмотр телевизионного контента и регулярное чтение журнальной периодики больше характерно девочкам / девушкам. Это может свидетельствовать как о методической специфике проведения анкетирования в поростковой среде, так и о влиянии на медиапотребление факторов, связанных со структурными особенностями медиасисте-мы и с гендерными характеристиками изученных групп респондентов. Так, сегмент современной системы традиционных СМИ, ориентированных на школьную (подростковую) аудиторию, предлагает несколько большее разнообразие ресурсов для девочек / девушек. Кроме того, можно предположить, что девочки / девушки в силу психологических особенностей в большей степени склонны к совместному с близкими просмотру телевизора, чем мальчики / юноши. Это предположение нашло подтверждение в других блоках проведенного исследования.
Предметное изучение круга традиционного информационного потребления современного подростка позволяет судить о наличие возрастной специфики обращения к СМИ. В ответ на открытый вопрос анкеты респонденты указывали средства массовой информации, к которым они обращаются. 4% опрошенных, периодически читающих газеты, указали, что читают «Комсомольскую правду», одна девочка указала, что читает местные молодежные печатные издания, но ни одного названия указать не смогла. Шесть девочек в качестве журналов, которые они действительно читают с разной периодичностью, назвали в основном издания о моде и стиле («Elle Girl», «Oops», «Vogue», «Elle»), а также о жизни известных людей («Все звезды»). Примечательно, что и здесь не всегда респонденты оказывались в состоянии привести конкретные названия ресурсов. В одной из анкет было упоминание журналов о моде без конкретных названий. Мальчики / молодые люди указывали в анкетах журналы о путеше-
ствиях («National Geographic», «Вокруг света», «GEO»). Из-за того, что анкетирование проводилось среди школьников 11-16 лет, круг журнального чтения дополнился наименованиями детских изданий, отвечающих возрастным потребностям аудитории («Веселый колобок», «Непоседа»). При этом прагматическое обращение к традиционным СМИ даже в школьной аудитории привело к вполне ожидаемому появлению в списке ресурсов журналов о кулинарии, однако конкретных наименований в анкете снова указано не было.
Респонденты, хоть изредка слушающие радио, отметили в анкетах следующие радиостанции: «21», «Европа плюс», «Радио на 7 холмах», «BBC» (эти ответы присутствовали преимущественно в анкетах девочек / девушек). «Aвторадио», «Radio Record» (в основном названы мальчиками / юношами), «DFM» (судя по полученным данным, имеет аудиторию в обеих гендер-ных группах).
Анкетирование показало, что практически половина опрошенных мальчиков / юношей и около трети девочек / девушек не смотрят никакие конкретные телевизионные передачи. Остальные школьники предпочитают развлекательный контент. 18% из них (26,3% мальчиков / юношей и 13,8% девочек / девушек) конкретные телевизионные форматы не назвали, однако написали любимые телеканалы, некоторые указали по несколько вариантов: СТС и ТНТ (31,6% мальчиков / юношей и 20,7% девочек / девушек), «Пятница», «Супер», «РЕН ТВ» и «Пятница» (10,5% мальчиков / юношей и 6,9% девочек / девушек), «Супер», «МАТЧ» и «2х2» (единичные упоминания). Остальные респонденты назвали свои любимые передачи: 16% отметили передачи «Орел и решка» (10,5% мальчиков / юношей и 20,7% девочек / девушек), «Замуж на Бузову» (13,8% девочек / девушек), 6% школьников смотрят «Comedy Club» (5,3% мальчиков / юношей и 3,5% девочек / девушек), и 4% подростков смотрят телепрограммы «Танцы», «Кухня», «Адская кухня». В анкетах присутствовали единичные упоминани таких программ, как «Своя игра», «Симпсо-ны», «Винкс», «Дом 2», «Все про животных», «Хулиганы», «Импровизация», «Do or
Die», «Игры разума», «Танцы», «Где логика?», «Галилео», «Битва экстрасенсов», «Холостяк», «Воронины», «Молодежка», «Кондитер», «Доброе утро», «Ревизорро», «На ножах».
Уровень осведомленности школьников г. Владивостока о мире медиа можно назвать невысоким. На вопрос анкеты о том, каких журналистов и (или) медийных личностей респонденты знают и могут назвать, ответило немногим меньше трети респондентов школьников (26,3% мальчиков / юношей и 34,48% девочек / девушек), остальные обозначили, что никого не знают. Некоторые школьники называли по несколько человек. Безусловный лидер по упоминаемости - Юрий Дудь (20,7% школьников: 15,8% мальчиков / юношей и всего 6,9% девочек / девушек), по 6,9% девочек указали в анкетах Андрея Малахова, Данила Поперечного, американского актера Коула Спроуса, 4% школьников назвали в анкетировании Владимира Соловьева.
Тот факт, что две девочки в качестве журналиста назвали Константина Воронина,
При формулировании вопросов анкеты на программной стадии проекта газетные и журнальные издания были объединены в одну группу не столько в силу недостаточно активного внимания к ним со стороны подростков, фиксируемого социологами, сколько в силу сходных типологических характеристик. Подобное методическое решение вполне оправдало себя, поскольку респонденты в ходе анкетирования отметили, что данный -обобщенный - тип ресурсов не вызывает особенного интереса. Материалы проведенного исследования свидетельствуют о том, что подавляющее количество опрошенных меньше
вымышленного персонажа, спортивного журналиста из ситкома «Воронины» канала «СТС»), на наш взгляд, может означать, что у подростков стирается разница между восприятием реальных людей и вымышленных образов, существующих исключительно в медиапространстве. Это, в свою очередь, актуализирует потребность в формировании критического мышления у представителей подростковой аудитории.
Можно отметить, что чтение, прослушивание и просмотр информационных ресурсов имеет недостаточно детельный, внимательный характер.
Профиль информационного поведения современной аудитории может быть более отчетливо описан при подсчете среднего времени взаимодействия человека с различными типами информационных ресурсов. Поэтому в исследовательский инструмент были включены вопросы, позволившие оценить объемы времени, которое подростки проводят непосредственно за потреблением контента того или иного типа средств массовой информации (таблица 3).
одного часа в день проводят за чтением газет и журналов и прослушиванием радио в его традиционном формате. В то же время 84% респонеднтов проводят в Интернете более 5 часов в неделю. Ситуация с телесмотрением не столь однозначная - среди опрошенных есть группа регулярных и внимательных телезрителей (таких почти половина в выборке), есть школьники, которые лишь некоторую часть своего времени проводят за просмотром традиционного телевизионного контента.
При этом анализ ситуации в группах респондентов дополняет сделанные ранее вы-
Таблица 3 - Объем пользования школьниками Владивостока разными типами СМИ (в часах в неделю, N=50)_
меньше часа 1-3 часа 3-5- часов больше 5 часов
Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %
Проводишь за чтением 44 88 4 8 0 0 2 4
газет и журналов
Проводишь перед теле- 24 48 6 12 12 24 8 16
визором
Слушаешь радио 47 94 1 2 0 0 2 4
Проводишь время в Интернете 3 6 1 2 4 8 42 84
воды относительно небольших тендерных школьников г. Владивостока (таблица 4). особенностей информационного потребления
Таблица 4 - Временные параметры недельного медиапотребления школьников г. Владивостока (N=48, в % от числа респондентов в каждой группе, мальчики п1 =19, девочки п2=29)
Проводишь за Проводишь Слушаешь Проводишь время
чтением газет перед радио в Интернете
и журналов телевизором
мал. дев. мал. дев. мал. дев. мал. дев.
меньше 79,0 93,1 52,6 48,3 100 89,7 5,3 6,9
часа
1-3 часа 21,1 0 10,5 10,3 0 3,5 5,3 0
3-5 часов 0 0 21,1 27,6 0 0 21,1 0
больше 0 6,9 15,8 13,8 0 6,9 68,4 93,1
5 часов
Примечательно, что подавляющее большинство девочек / девушек проводят в Интернете более 5 часов в неделю, в то время как в группе мальчиков / юношей этот показатель очевидно ниже. Различия в объемах иформационного потребления заметны также в ситуациях радиослушания и чтения периодики - девочки / девушки больше времени проводят за прослушиванием традиционного радио, за чтением газет и журналов. Детальное изучение объемных характеристик телесмотрения не выявляет гендерной специфики и не дает оснований делать дополнения к представленным выше параметрам.
Исследование мотивов медиапотреб-
ления в подростковой среде имеет крайне важное значение. Оно позволяет судить о намерениях потребителей информации, степени осознанности обращения к различным информационным ресурсам. Также оно оказывается связано с осмыслением функциональной специфики современных информационно-коммуникативных ресурсов и с описанием потенциала их эффективности во взаимодействии с аудиторией.
В рамках проведенного анкетирования была решена задача получении информации о мотивах обращения школьников г. Владивостока к средствам массовой информации (таблица 5).
Таблица 5 - Мотивы обращения школьников г. Владивостока к СМИ (можно было давать несколько вариантов ответов) (N=48, в % от числа респондентов в каждой группе, мальчики п1 =19, девочки п2=29, сумма превышает 100%, возможен выбор нескольких вариантов ответа)
Мотив мальчики / юноши девочки / девушки
абс. % абс. %
для развлечения 13 68,4 20 69,0
для расширения кругозора 7 36,8 18 62,1
для решения разных проблем 3 15,8 4 13,8
для занятий в школе 2 10,5 3 10,3
для общения 1 5,3 4 13,8
В ходе анализа полученных данных удалось понять, что в основном школьники обращаются к медиа для развлечения, на втором месте в перечне значимых мотивов использования СМИ идет расширение кругозора. Подобная ситуация свидетельствует об определенной стабильности в мотивационной структуре подростковой аудитории. В исследовании
2013-2016 года уже было отмечено, что использование традиционных информационных ресурсов в основном носит познавательно-развлекательный характер1. Школьники Владивостока в конце 2010 гг. демонстрируют те
1 Аникина М. Медиапотребление российских школьников: центр и регионы // Медиаальманах. 2017. № 4. С. 50-62.
же мотивы обращения к СМИ. При этом вполне понятно, что коммуникативная привлекательность информационных ресурсов сегодня ниже, чем в начале десятилетия, поскольку активно развивается цифровая среда, предоставляющая новые многообразные возможности для общения подростков. Прагматический потенциал современных медиаре-сурсов несколько недооценен школьной аудиторией - подростки нечасто обращаются к различным массмедиа для решения бытовых вопросов или образовательных задач. Это может свидетельствовать о недостаточно активной включенности цифровой среды в образовательный процесс и служить косвенным подтверждением необходимости развития ме-диаобразовательных практик, в том числе -среди подростков в российских регионах.
В восприятии информационных ресурсов школьниками г. Владивостока можно заметить определенные последствия процессов визуализации и медиатизации - в том числе значимую роль общего оформления печатного издания (30%) и персонализацию контента
Можно также отметить, что гендерная специфика традиционно проявляет себя в более активном стремлении девочек / девушек к расширению кругозора.
Одна из задач, сформулированных на программном этапе проекта, касалась выяснения аттракторов в мире массмедиа. В современном медиатизированном пространстве с исследовательской и практической точек зрения переставляется важным определить, что привлекает подростка в информационном поле, что становится решающим фактором выбора конкретного информационного ресурса.
Проведенное анкетирование показало, что больше всего школьников обращает внимание на заставку теле- и радиопередач - этот параметр медиапродуктов был отмечен в 40% ответов (таблица 6).
(в разных типах информационных ресурсов для 22% подростков важнее герои материалов, а не характеристика авторства и содержания).
При этом очевидна гендерная специфика восприятия медиаконтента (таблица 7).
мальчики/ юноши девочки/ девушки
абс. % абс. %
на рекламу газет и журналов в печатном контенте 2 10,5 4 13,8
на оформление в печатном контенте 5 26,3 10 34,5
на фотографию на обложке журнала или на первой полосе газеты 3 15,8 9 31
на анонсы в аудиовизуальном контенте 2 10,5 14 48,3
на заставку в аудиовизуальном контенте 1 5,3 13 44,8
тематика вне зависимости от типа контента 1 5,3 6 20,7
авторы вне зависимости от типа контента 4 21,1 1 3,5
герои вне зависимости от типа контента 3 15,8 7 21,1
Таблица 6 - Инструменты привлечения внимания в СМИ (N=50, сумма превышает 100%,
возможен выбор нескольких вариантов ответа)
В печатном контенте В аудиовизуальном контенте Вне зависимости от типа контента
реклама газет и журналов оформление фотография на обложке журнала или на первой полосе газеты анонсы заставка тематика авторы герои
Абс. 6 15 12 16 20 7 6 11
% 12,0 30,0 24,0 32,0 40,0 14,0 12,0 22,0
Таблица 7 - Инструменты привлечения внимания в СМИ в разных гендерных группах (N=48, в % от числа респондентов в каждой группе, мальчики п1 =19, девочки п2=29, сумма превышает 100%, возможен выбор нескольких вариантов ответа)
Мальчики / юноши гораздо чаще девочек / девушек при выборе источника информации обращают внимание на фигуру автора, проявляя достаточно слабую и крайне слабую заинтересованность к другим предложенным в анкете параметрам современного медиаконтента. Девочки и девушки, напротив, внимательно относятся к анонсам и заставкам, визуальным составляющим и в меньшей степени при выборе руководствуются персонами (авторами и героями) при выборе информационных ресурсов.
Известно, что во многом школьная аудитория СМИ остается плохо подготовлена к адекватному участию в информационно-коммуникативных процессах, к объемного потока информации и выбору источников новых сведений. Учитывая это
Нетрудно заметить, что девочки / девушки чаще обращаются к информационным ресурсам вместе с родителями, родными, братьями и сестрами. Это наблюдение частично подтверждает сделанное ранее предположение о влиянии психологических особенностей представителей разных ген-дерных групп на общий характер информа-
обстоятельство, важно помнить о формировании адекватной «медиаобразовательной среды» подростка1. Она, как можно предположить, отчетливо связано с ближайшим окружением подростка, средой его проживания, общения и обучения. Исходя из этого, в исследовательский инструмент на этапе программирования были включены вопросы, позволяющие оценить околомедийные процессы в жизни современного школьника из российских регионов, сделать предположения относительно возможностей обсуждения медиаконтента, а значит, потенциала его усвоения и воздействия.
Анкетирование во Владивостоке показало, что больше половины опрошенных (58%) обсуждают с друзьями и сверстниками информацию, полученную из медийных источников (таблица 8).
ационного поведения региональных подростков.
При этом любопытно, что несмотря на активное развитие новых информационно-коммуникационных технологий и распространение новых медиа, традиционные СМИ отчасти остаются центром семейной коммуникации (таблица 9).
Таблица 8 - Особенности совместного медиапотребления (в % от числа респондентов в каждой группе, N=50, мальчики п1 =19, девочки п2=29, сумма превышает 100%, возможен выбор нескольких вариантов ответа)_
мальчики девочки в целом
Абс. % Абс. % Абс. %
родители 7 36,8 13 44,8 20 10
бабушка и дедушка 2 10,5 3 10,3 5 10
сестры (братья) 2 10,5 6 20,7 9 18
другие родственники 0 0 1 3,5 1 2
близкие друзья 2 10,5 10 34,5 13 26
в одиночестве 9 47,4 13 44,8 23 46
1 Фатеева И.А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации. Челябинск: Че-ляб. гос. ун-т, 2007. С. 134.
Таблица 9 - Особенности телесмотрения в семьях школьников г. Владивостока (в % от числа респондентов в каждой группе, N=50, мальчики п1 =19, девочки п2=29, сумма превышает 100%, возможен выбор нескольких вариантов ответа)_
мальчики девочки в целом
Абс. % Абс. % Абс. %
смотрим телевизор во время употребления пищи 3 15,8 11 37,9 14 28
смотрим телевизор все вместе по вечерам 6 31,6 13 44,8 20 40
каждый смотрит телевизор в своей комнате 5 26,3 8 27,6 14 28
не смотрим телевизор вместе дома 2 10,5 8 27,6 10 10
нет телевизора 1 5,3 0 0 1 2
Привычные в прошлые десятилетия истории нашей страны практика коллективного просмотра телевизионных программ и восприятие телевизора как своеобразного центра, вокруг которого строятся обыденные досуговые практики, не вполне ушли в прошлое в российских регионах. Определенная традиционность телесмотрения, отмеченная ранее, зафиксирована и во время анкетирования школьников во Владивостоке. При этом уровень самостоятельности просмотра телевизионных программ подростками в данном случае, как следует из результатов проведенного исследования, можно назвать не очень высоким. Небольшое исключение составляют, пожалуй, лишь оценки, высказанные в ходе анкетирования девочками / девушками (больше четверти не смотрят телевизор дома вместе с семьей, родными и близкими).
Выводы
Оценивая полученные результаты, можно сказать, что традиционные медиа постепенно утрачивают свои позиции в структуре досуга современного подростка. Очевидно, что технологическое развитие, медиатизация социального пространства, которая в первую очередь приносит принципиальное технологическое расширение коммуникативной среды человека, изменяют практики потребления контента представителями новых поколений. На их примере прекрасно видно, как происходит замена традиционных СМИ новыми цифровыми медиакоммуникациями, реализующими широкий набор функций от привычных информационной и развлекательной до новых мобилизационной и интеграционной
(Вартанова, 2008), что важно для успешного решения задачи социализации подростков.
Профиль медиапотребления школьников в России сегодня в целом достаточно разнороден. Региональные исследования фиксируют невысокий уровень осведомленности школьников о конкретных содержательных и субъектных характеристиках информационного пространства. В частности, опрошенные во Владивостоке школьники активно присутствуют в информационном поле, но не всегда воспринимают его конкретные составляющие, зачастую не могут воспроизвести конкретные параметры привлекательных для них медиапроектов.
Эмпирические материалы позволяют говорить об определенной стабильности причин обращения подростковой аудитории к миру массмедиа, к доминированию в мо-тивационной структуре познавательных и развлекательных аспектов.
Сопоставление частотных и объемных характеристик медиапотребления школьников г. Владивостока указывает на состоявшийся переход данной группы аудитории в Интернет при одновременном частичном сохранении в школьной аудитории сегмента увлеченных телезрителей. Хотя, разумеется, подобное предположение требует проверки на более широком массиве эмпирических данных с учетом региональной специфики.
Формирование современного потребителя массовой информации сегодня происходит под влиянием совокупности региональных и технологических обстоятельств, что не снижает, а - наоборот - повышает значимость формирования достаточно высокого уровня медийной грамотности и ак-
туализирует реализацию инициатив в обла- ников. сти медиаобразования российских школь-
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аникина, М. Медиапотребление российских школьников: центр и регионы // Медиа-альманах. - 2017. - № 4. - С. 50-62.
2. Вартанова, Е.Л., Аникина, М.Е., Образцова, А.Ю., Фролова, Т.И., Лазарева, О.В. и др. Медиа в образовательной среде: коммуникации и безопасность детей: колл. моногр. - М.: Фак. журн. МГУ, 2018.
3. Вартанова, Е.Л. Новые медиа как фактор модернизации СМИ // Информационное общество. - 2008. - № 5-6. - С. 37-39.
4. Волков, Д., Гончаров, С. Российский медиаландшафт 2019: телевидение, пресса, Интернет и социальные сети. - М.: Аналитический центр Юрия Левады, 2019. - Режим доступа: https://www.levada.ru/2019/08/01/21088/
5. Образцова, А.Ю. Особенности медиапотребления детей школьного возраста (на примере г. Углича) // Медиаскоп. - 2014. - № 4. - Режим доступа: http://www.mediascope.ru/1648
6. Образцова, А.Ю., Фролова, Т.И. Медиаграмотность школьников в оценке учителей и родителей: результаты исследования // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2017. - № 4. - С. 58-77.
7. Солдатова, Г.В., Зотова, Е.Ю. Зона риска. Российские и европейские школьники: проблемы онлайн-социализации // Дети в информационном обществе. - 2011. - № 7. - С. 4655.
8. Фатеева, И.А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации. -Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007.
9. Blair, R., Millard, D., Woollard, J. Perceptions of School Children of Using Social Media for Learning. Perceptions of school children of using social media for learning. At E-LEARN 2014
- World Conference on E-Learning E-LEARN 2014 World Conference on E-Learning. 27 - 30 Oct.
- United States, 2014. - 10 p.
10. Chassiakos, Y.L.R., Radesky, J., Christakis, D., Moreno, M.A., Cross, C. (2016). Children and Adolescents and Digital Media // Pediatrics. Vol. 138 No. 5 November 01, 10.1542/peds.2016-2593
11. El-Badawy, T.A., Hashem, Y. (2015). The Impact of Social Media on the Academic Development of School Students // International Journal of Business Administration. Vol. 6. No. 1. doi:10.5430/ijba.v6n1p46
12. Gladkova, A.A. The Role of Television in Cultivating the Values of Pluralism and Cultural Diversity in Children. // Russian Journal of Communication. 2013. 5 (2). p. 299-300. DOI: 10.1080/19409419.2013.819463
13. Potter, W.J. (2019). Media Literacy. SAGE Publications.
14. Schouwstra, M. (2016). Social media interaction between teachers and pupils: Exploring opportunities and challenges in elementary school contexts. University of Twente. https://pdfs.semanticscholar.org/a8d8/8d152d2369effdb764fd48b25438e490e21a.pdf
15. Schultz, W. (2004). Reconstructing mediatization as an analytical concept // European Journal of Communication. 19 (1). 87-101.
16. Frolova, T.I., Obraztsova, A.Yu. Media literacy of schoolchildren in a post-transitive society: study results // Вопросы теории и практики журналистики. 2019. № 4. С. 747-763.