Научная статья на тему 'МЕДИАПОРТРЕТ ВРАЧА В ЭПОХУ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА: ОПЫТ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ'

МЕДИАПОРТРЕТ ВРАЧА В ЭПОХУ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА: ОПЫТ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
216
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРАЧ / МЕДИАОБРАЗ / ПАНДЕМИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕДИА / ЖАНР

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Байбатырова Наиля Мунировна

В статье представлены результаты исследования образа медицинского работника как героя журналистских публикаций в период коронавирусной пандемии. Изучены основные жанрово-стилистические особенности репрезентации образа врача в новостных, аналитических текстах, интервью. На основе анализа материалов региональных астраханских онлайн-ресурсов делается вывод о том, что в период массовой заболеваемости медиапортрет врача становится особым жанром и социально значимым явлением в средствах массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕДИАПОРТРЕТ ВРАЧА В ЭПОХУ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА: ОПЫТ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ»

Медиапортрет врача в эпоху пандемии коронавируса: опыт региональных СМИ

Наиля Байбатырова

В статье представлены результаты исследования образа медицинского работника как героя журналистских публикаций в период коронавирусной пандемии. Изучены основные жанрово-стилистические особенности репрезентации образа врача в новостных, аналитических текстах, интервью. На основе анализа материалов региональных астраханских онлайн-ресурсов делается вывод о том, что в период массовой заболеваемости медиапортрет врача становится особым жанром и социально значимым явлением в средствах массовой информации. Ключевые слова: врач, медиаобраз, пандемия, региональные медиа, жанр.

Р01: 10.30547/тес11аа1тапа1г3.2022.5664 ЕРИ: МОТ!^

© Байбатырова Наиля Мунировна кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории журналистики Астраханского государственного университета (г. Астрахань, Россия), [email protected]

Введение

В течение последних двух лет публикационная активность российских СМИ о медицинской сфере и профессии врача заметно возросла, что является прямым следствием пандемии коронавирусной инфекции. Представление о труде человека в белом халате претерпевает трансформацию в связи с меняющейся реальностью. Ранее возможными были различные интерпретации имиджа современного врача, колеблющиеся от его изображения в СМИ как представителя социального слоя интеллигенции до резко критического отношения к докторам с безразличным, иногда попустительским отношением к своему труду и пациентам. Такой медиаобраз способствовал возникновению в сознании массовой аудитории определенного типа медицинского работника. Отметим, что ак-сиологически окрашенные стереотипные репрезентации профессии подробно изучены Е.А. Чигриновой (2018).

Однако с 2020 г. медиапортрет врача, отважно сражающегося за жизни граждан в период массовой заболеваемости коро-навирусом, становится особым жанром и социально значимым явлением в средствах массовой информации. Специальные проекты на федеральных и региональных телеканалах, материалы в печатных

и онлайн-медиа, а также социальная реклама конструируют положительный образ медицинского работника, при этом учитываются и релевантные признаки социально-политического и медицинского дискурса. «С помощью массмедиа индивиды и группы транслируют свое представление о реальности, нормах и проблемах, или же - создают смыслы и обмениваются ими», - пишет в своем исследовании Е.А. Кожемякин (2010: 13).

Изучению профессиональной идентичности врачей посвящены работы таких исследователей, как О.С. Мосиенко (2017), О.А. Нор-Аревян (2017). Ими проанализирована оценка статуса медицинских профессий в российском обществе, отмечена нестабильность социальной престижности деятельности докторов. В статье Т.В. Сёминой (2013) подчеркивается снижение социального статуса врача в российском обществе. Отдельное внимание ценностно-смысловым ориентациям в структуре профессиональной идентичности доктора уделено в работе А.А. Водяхи (2008). О динамике образа врача можно судить, исходя из исследования А.В. Таскаевой (2021), которая обосновала феномен героизации медицинских работников в массмедийном дискурсе в период пандемии. Анализом символизации профессиональной идентичности врачей в отечественных СМИ и влиянием медиа на трансформацию коммуникативных практик врачей занимается А.С. Фролова (2017, 2018). Однако ме-диаобраз человека в белом халате в традиционных и новых средствах массовой информации, а также его портретные характеристики в эпохукоронавируса изучены недостаточно. В большинстве научных работ оценивается функция специалистов в области медицины как экспертов и лидеров мнений. Вместе с тем прослеживается преемственность научной традиции в изучении имиджа врача в отечественном медиаполе.

Цель и методы исследования

Цель исследования - рассмотреть образ врача в региональных массмедиа как важную составляющую специально проводимой социальной политики государства и местных властей в эпоху пандемии коронавируса. В материале проанализированы ценностно-смысловые особенности репрезентации образа медицинского работника в астраханских региональных традиционных и новых СМИ. Для анализа были выбраны материалы областных телеканалов и региональных новостных порталов, сообщения в блогах и социальных сетях. Отбор публикаций обусловлен временными рамками, связанными с началом пандемии коронавирусной инфекции: с весны 2020 г. до настоящего времени. Общий объем публикаций составляет 20 материалов различных жанров, что позволяет оценить особенности дискурсивной репрезентации имиджа врача на протяжении обозначенного временного отрезка.

Медиапортрет человека в белом халате исследован по ряду параметров: профессиональная специализация врача, социальные и личностные качества, оценка героя (положительная, отрицательная, нейтральная, сбалансированная), интенция журналистского материала. Дана характеристика психотипа врача как медиагероя, обладающего определенными профессиональными и личностными качествами. Приведены примеры антропоцентричных публикаций о докторах в период пандемии СйУЮ-19 в региональном медиаполе. Отмечено возрождение традиционного жанра портретного очерка и появление новой формы портретного репортажа, изображающего героя в процессе трудовой деятельности либо в проблемной ситуации. В задачи исследования входил анализ публикаций новостныхонлайн-ме-диа (интернет-ресурсы, информационные порталы, а также блоги, форумы и социальные сети) Астраханского региона с точки

зрения репрезентации образа медицинского работника. Подчеркивается ответственность региональной журналистики в формировании и медийной актуализации деятельности современных медицинских работников в новых реалиях.

Медиапортрет врача в астраханских медиа

Возрастание количества информационных и аналитических материалов о медицине и медицинских работниках в астраханских СМИ в последние годы свидетельствует о понимании властными структурами важности формирования положительного отношения населения к данной сфере. Задолго до начала пандемии коронавирус-ной инфекции региональный телеканал «Астрахань 24» инициировал проект под названием «Люди, которые лечат». Документальный проект строится на трех реальных историях жизней, спасенных астраханскими медиками. «Они спасают жизни и помогают сохранить здоровье. Их рабочий день длится 24 часа в сутки. Они привыкли видеть боль и страдания, но не разучились сопереживать», - говорится в аннотации к документальному фильму1. В данном цикле телесюжетов основной акцент делается на прорисовке личностных качеств, поведенческих особенностей врачей-современников в экстремальной ситуации. Исследователи Е.В. Зеленина, Т.Ю. Порецкая (2014: 157) называют подобный антропоцентризм журналистским «человековедением».

С 2020 г. врачи областных и городских, сельских больниц, медицинские работники высшего звена и младший медперсонал стали главными героями журналистских публикаций, важными ньюсмейкерами. При этом официальные сообщения, отчеты строятся на фактологической основе, подкрепленной статистикой и цитатами главы областного минздрава, докторов, возглавляющих ковидные госпитали

и отделения, в которых проходят лечение больные. Многочисленные информационные материалы, с одной стороны, подчеркивают важность ежедневной работы докторов и младшего медперсонала, а с другой - ставят цель помочь медицинским работникам и защитить их. Так, в сообщении «Медики астраханской Александро-Мариинской больницы опубликовали в сети крик о помощи» рассказывается о том, что часть астраханских врачей, медсестер и вспомогательного персонала больниц сокращают либо переводят на часть оклада2. «В качестве доказательства своих слов медики опубликовали приказ за подписью главного врача», - говорится в материале. Ситуация получила общественный резонанс. Через несколько дней после появления в социальных сетях поста областной минздрав дал официальный ответ: всем сотрудникам лечебного учреждения, в котором были сокращены «ковидные койки», предложили вакантные места в других астраханских больницах.

Ньюсмейкером, и одновременно героем публикации о сложностях ежедневной работы врачей в период пандемии, был заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии Астраханского государственного медицинского университета (АГМУ), руководитель службы анестезиологии и реанимации Александро-Мари-инской областной клинической больницы, главный внештатный анестезиолог-реаниматолог минздрава Астраханской области, доктор медицинских наук, профессор Ираклий Китиашвили3. Он рассказал о ситуации в медучреждениях, многие из которых в срочном порядке приходится перепрофилировать под ковидные госпитали. При этом доктор Китиашвили позиционируется какобразецдля подражания во всеобщей социальной кампании по вакцинации населения. В материале подчеркивается, что он привился «Спутником V» и скоро планирует пройти ревакцинацию.

Другой журналистский текст «Астраханский врач "красной зоны" рассказал, что происходит в госпиталях» построен на описании деятельности врача-уролога Александро-Мариинской больницы Сергея Выборнова. В «красную зону» он впервые вошел 15 мая 2020 г. и сейчас заведует шестым инфекционным отделением АМОКБ. Предметом обсуждения становится обстановка с коронавирусом и особенности течения заболевания у пожилых и молодых астраханцев. В материале приводится статистика по заболевшим и тем, кто проходит лечение в стационарах области4. Доктор Выборнов предстает в образе героя, который ежедневно сражается за жизни пациентов вместе с другими астраханскими врачами. Эти публикации можно классифицировать как портретные репортажи - жанр, который изучают исследователи В.М. Амиров, Ю.М. Щепеткина (2018). Они подчеркивают, что в этой разновидности жанра сочетаются анализ проблемной ситуации и классический портретный очерк.

При репрезентации образа российского врача акцентируется внимание на мотивах его личной социальной активности. В декабре 2020 г. региональная пресса оповестила о печальном событии: «Сегодня ушел из жизни врач анестезиолог-реаниматолог Ахтубинской районной больницы Астраханской области Иван Семириков»5. Далее следует текст некролога как специфического портретного жанра о личности человека, который до последнего спасал жизни пациентов, но заразился и умер от СОМО-пневмонии. Приводится цитата из обращения доктора Семирикова на личной странице в социальной сети: «...это очень тяжелое и коварное заболевание. В полной степени вот уже несколько дней осознаю это на своем опыте. И хотя все еще в самом начале, а состояние трудно описать, я понимаю, что все "погремушки" СОУЮ припас впереди»6. Данную разновидность жанра исследователь Р.И. Павленко

называет«социальным некрологом»(Павленко, 2015: 247).

Еще один популярный медиажанр, помогающий в полной мере раскрыть образ врача, - интервью. Общение является тем уникальным способом получения информации, который не заменит ни наблюдение, ни анализ документов. О преодолении «кризиса идентичности» в отечественной журналистике через акцентуацию таких качеств героя портретного интервью, как милосердие, преданность, верность долгу, уважение к традициям, пишет Е.В. Зеленина (2014). Главные требования - компетентность и беспристрастность в оценке ситуации. Такого рода интервью требуют от журналиста серьезной подготовки, его цель - всестороннее представление своего современника. На первый план выходит профессия врача, и лишь затем - его личность. Беседа с доктором медицинских наук, доцентом кафедры госпитальной терапии АГМУ, аллергологом-иммунологом Беллой Шамгуновой построен на мотиве особой экспертной компетентности. Героиня сравнивает течение болезни у пациентов с русской рулеткой. «Вакцинопрофилакти-ка - единственный метод борьбы с вирусом на сегодняшний день», - неоднократно подчеркивается в материале, опубликованном на новостном портале «Каспий Инфо»7. Стиль интервью характеризует социальную позицию журналиста-интервьюера и доктора. Экспрессивная и динамичная лексика воздействует на эмоционально-оценочное восприятие материала об опасности заражения и сложности течения коварного заболевания.

Особая тема, связанная с героизацией профессии современного врача, лежит в плоскости обсуждения безопасности медицинских работников, исполняющих свою работу. В последние годы периодически появляются сообщения СМИ о том, что в различных регионах страны участились случаи нападения пациентов на медиков

59

скорой помощи. В настоящее время рассматривается законопроект, согласно которому врачей скорой помощи могут приравнять к сотрудникам полиции. Об этом шла речь еще в 2017 г. в материале «На астраханских врачей нападают, но скоро медиков могут приравнять к полицейским»8. Медсестра одной из бригад неотложки рассказала об агрессии, ненормативной лексике, проклятиях и обвинениях во всевозможных бедах со стороны некоторых пациентов. Другие трудности этой сферы - внеплановые дежурства, нехватка машин, увеличение количества «уличных» вызовов, зачастую тяжелый физический труд, что также связано с ликвидацией должности медбрата. Автор статьи резюмирует: «Как видим, проблем в работе скорой помощи немало. Но, несмотря на невысокие зарплаты, пьяных пациентов и нехватку кадров каждый день врачи скорой выходят на работу и спасают наши жизни. Надеемся, что государство позаботится о безопасности медиков и защитит их на законодательном уровне»9.

Однако в течение трех с половиной лет законопроект все-таки не был принят. В публикации на региональном новостном портале «Ast-news.ru - Астраханские новости» от 2 ноября 2021 г. вновь сообщается о случившемся нападении на бригаду скорой помощи на первом утреннем вызове. Мужчина накинулся на женщин - врача и фельдшера. «В помощь подоспел водитель, который оттащил буйного, находившегося, по-видимому, в наркотическом опьянении. В результате водитель получил перелом руки, лобовое стекло машины скорой помощи разбито кирпичом - уезжая от дебошира, тот успел закинуть кирпич», - говорится в материале10. Автор - врач скорой помощи Наиль Адельшинов - пишет о том, как сложно приходится докторам, большинство из которых работают по призванию. Уже в конце того же месяца другой региональный новостной ресурс

«Каспий Инфо» сообщил, что профсоюз работников здравоохранения закупил для медиков скорой помощи электрошокеры: «...применять их по назначению будут только в самых крайних случаях, исключительно в целях самообороны, и только при нападении на сотрудников скорой»".

Образ врача в блогосфере

Общероссийский и региональный сегменты блогосферы напрямую отражают происходящее, незамедлительно реагируя на события в мире и стране. Это один из самых «прямых» коммуникационных каналов с особыми принципами подачи информации, главный из которых - одновременная обращенность к своим подписчикам и ко всей аудитории. Об особой природе новых медиа пишут исследователи Д.А. Устюжанина (2019) и Ф.И. Шарков (2019). Высокая интерактивность блогов дает возможность отслеживать мнения и ожидания аудитории, в том числе ожидания, связанные с ролью и ключевыми характеристиками, которые должны быть присущи врачам в затянувшийся период пандемии COVID-19. В настоящее время в Сети популярны бизнес-аккаунты, личные блоги, в том числе персональные блоги экспертов в области медицины.

Блогосфера также иерархична, включает наиболее популярные, значимые блоги докторов, которые являются лидерами мнений и цитируются другими пользователями. При этом имидж врача в блогосфере создают как авторские публикации, так и комментарии. В настоящее время для многих докторов коммуникация в блоге становится не только средством передачи информации, но и средством самовыражения, самопрезентации. Любой блог может стать местом возникновения публичных обсуждений, при этом практически не существует ограничений в написании комментариев, если владелец страницы не ограничил их. За счет быстрого

и неконтролируемого распространения информации в блогосфере ускоряется и реакция пользователей о важности труда докторов. Мотив идентичности медицинского работника реализуется через позиционирование его в журналистском тексте либо сюжете блога как человека, имеющего высокий ценностный статус посредством трансляции идей его избранности и компетентности в период пандемии.

Важную роль в создании блога играет его автор. За ним стоит выбор темы и идеи публикации, ее героя и сюжета. Особой формой репрезентации медиапортрета врача в эпоху коронавируса становятся фото- и видеопубликации в социальных сетях. Так, в соцсети Instagram12 появилась серия постов с заголовком «Работа врачом в эпоху ковида». Фотоколлажи, состоящие из двух частей, выполнены по принципу «Ожидание - реальность». Визуальный ряд демонстрирует, как медицинские работники круглосуточно трудятся в ковидных госпиталях, не имея возможности месяцами общаться с близкими, видеть собственных детей, отдыхать13. Такая социальная реклама содержит мощный эмоциональный посыл в адрес аудитории. Этой же тематике посвящены многочисленные публикации в ^адгат-сообществе «Врачи Астрахани»м. Здесь активно используются мультимедийные приемы, инфографика, возможности видео (документальные записи, прямые включения из ковидных госпиталей). Медиаобраз врача в блогосфере формируется через трансляцию профессиональной и личной информации. При этом ведение и обсуждение блогов специалистами медицинской сферы в период пандемии коронавируса снимает социальную напряженность.

Медиаобраз врача в фотопроектах

Астраханское сетевое издание «Арбуз» неоднократно публиковало материалы, героями которых становились врачи,

работающие в «красной зоне». Так, фоторепортаж от 23 августа 2021 г. озаглавлен «Об ангелах в белых халатах». Фотопроект корреспондентов онлайн-СМИ из Алек-сандро-Мариинской больницы наглядно показывает «как астраханские медики помогают бороться с главным заболеванием последних двух лет и развеять гуляющие по сети мифы»15.

Сами доктора сняты лишь фрагментарно: санитарные костюмы, включающие также косынку, респиратор, халат и обязательно две пары перчаток, скрывают лица. «Медперсонал признается, что в таком обмундировании потеть приходится, в буквальном смысле, до нитки, поэтому многие берут из дома несколько комплектов нижнего белья», - подчеркивается в материале. Однако глаза врачей на фото говорят о многом: в них читается сопереживание, сосредоточенность, усталость. Цветовое решение выполнено в черно-белых тонах, активно воздействующих на восприятие человека. Возникает ощущение страха и одновременно уважения к героическому труду докторов в ковидных госпиталях. Акцент делается на оборудовании, деталях обстановки, руках медработников, которые ставят капельницу, выписывают препараты. «Этим материалом мы хотим сказать спасибо всем бойцам "краснозонного" фронта, а остальным пожелать здоровья и беречь себя настолько, насколько это возможно!» - резюмирует корреспондент Рамиля Самихова1б.

Данный визуальный ряд, сопровождаемый короткими, но емкими подписями о рабочих буднях астраханских врачей и цитатами пациентов о коварности заболевания, формирует общественное мнение о важности соблюдения мер профилактики коронавирусной инфекции и вакцинации по принципу большинства. Корреспонденты онлайн-ресурса «Арбуз» делают акцент на открытости медперсонала перед социумом и на желании помочь. Главное

61

в публикациях - максимально предупредить распространение инфекции. Основными принципами подобных фотопроектов о работе врачей в период пандемии являются креативность, косвенность выражения смысла, ассоциативно-метафорическая подача образов. Лаконичные пояснения к репортажным фотографиям динамичны. С их помощью журналисты передают атмосферу происходящего в ковидных палатах, эмоции изображенных героев.

Заключение

По результатам исследования можно сделать выводы о трансформации образа врача в СМИ, что стало естественным последствием увеличения в федеральной и региональной медиаповестке доли информации о медицинской сфере с наступлением пандемии. На основе анализа материалов региональных медиа можно сделать вывод о том, что имидж медицинского работника в средствах массовой информации становится особым культурным и коммуникативным явлением.Сравнительный анализ образа врача в массмедиа до и в период пандемии, который был проведен на основе контента традиционных и новых медиа Астраханского региона, показал, что качественно изменились лексические коннотации, связанные с деятельностью врачей. Возросла и доля эмоционально-экспрессивных и оценочных характеристик, появилась семантическая модификация

значений отдельных слов, связанных с медицинской профессией. Увеличение персонифицированной информации о докторах изменило медиапортрет врача в период пандемии COVID-19. В настоящее время докторам важно иметь и поддерживать положительный имидж, который формируется в обществе благодаря СМИ.

Необходимо подчеркнуть, что региональные медиа в период пандемии целенаправленно формировали особый образ медицинского работника как человека, стоящего на передовой в борьбе с коварной инфекцией. Медиапортрет современного врача становится феноменом вторичной моделирующей системы. Через репрезентацию медиаимиджа человека в белом халате осуществляется воздействие на массовое сознание с целью формирования осознанного и ответственного отношения к мерам профилактики и лечения коронавирусной инфекции. Следует отметить потенциал социальных медиа, в том числе персональных блогов, личных аккаунтов врачей в социальных сетях. Образ медицинского работника как медиакультурный феномен структурируется посредством языка публикаций, специальных фото- и муль-тимедиапроектов, социальной рекламы. Установка на обязательную массовую вакцинацию россиян через передачу важной медицинской информации осуществляется благодаря публикационной активности о сложном труде врачей в каждом регионе.

Примечания

1 Люди, которые лечат // Все новости Астрахани. 2015. Июнь, 19. Режим доступа: https://a24.press/news/society/2015-06-19/Lyudi-kotorye-Lechat-na-astrahan-24-74227 (дата обращения: 01.12.2021).

2 Медики астраханской Александро-Мариинской больницы опубликовали в сети крик о помощи. Режим доступа: https://www.instagram.com/p/CXGDKixDsDEH-boUc-geAc4AB_QFF8Lcd76voM0/ (дата обращения: 06.12.2021).

3 «Поставить больного на ноги становится все сложнее». Астраханский врач рассказал о ситуации с ковидом // Каспий Инфо. 2021. Ноябрь, 4. Режим доступа: 11М^:// kaspyinfo.ru/news/pandemiya/72416 (дата обращения: 02.12.2021).

4 Астраханский врач «красной зоны» рассказал, что происходит в госпиталях // Каспий Инфо. 2021. Октябрь, 29. Режим доступа: https://kaspyinfo.ru/news/pandemiya/72292 (дата обращения: 13.11.2021).

5 ОтCOVЮ-19 умер ахтубинский врач и фотограф Иван Семириков. Режим доступа: https://www.instagram.eom/p/CIf9knrgavO/ (дата обращения: 16.11.2021).

6 Там же.

7 Белла Шамгунова: COVЮ-19 без вакцинации - это русская рулетка // Каспий Инфо. 2021. Октябрь, 13. Режим доступа: https://kaspyinfo.ru/news/pandemiya/71820 (дата обращения: 04.12.2021).

8 На астраханских врачей нападают, но скоро медиков могут приравнять к полицейским // Каспий Инфо. 2017. Июнь, 6. Режим доступа: https://kaspyinfo.ru/news/ gorod/14300 (дата обращения: 02.12.2021).

9 Там же.

ю Врач астраханской скорой помощи рассказал о нападении пациента // Ast-news. Астраханские новости. 2021. Ноябрь, 3. Режим доступа: https://ast-news.ru/node/ vrach-astrakhanskoy-skoroy-pomoshchi-rasskazal-o-napadenii-patsienta/ (дата обращения: 06.12.2021).

11 Врачи скорой вооружились электрошокерами // Каспий Инфо. 2021. Ноябрь, 29. Режим доступа: https://kaspyinfo.ru/news/gorod/73056 (дата обращения: 09.12.2021).

12 Деятельность соцсети Instagram признана в России экстремистской.

13 Работа врачом в эпоху ковида. Режим доступа: https://www.instagram.eom/p/ CWIOLIbA-PCp2SE3t-a5dSn9NVtZVreUQyoDC40/?hL=ru (дата обращения: 26.11.2021).

14 Врачи Астрахани. Режим доступа: https://www.instagram.eom/doetor_astrakhan/?hL=ru (дата обращения: 02.12.2021).

15 Врачи астраханской «красной зоны»: для нас счастье, когда люди возвращаются из реанимации // Арбуз: сетевое издание. 2021. Ноябрь, 17. Режим доступа: https://arbuztoday.ru/vraehi-astraxanskoj-krasnoj-zony-dLya-nas-sehaste-kogda-Lyudi-vozvrashhayutsya-iz-reanimacii/ (дата обращения: 09.12.2021).

16 Там же.

Библиография

Амиров В.М., Щепеткина Ю.М. Конструирование образа героя в синтетическом жанре портретного репортажа // Журналистика и массовые коммуникации. 2018. Т. 24. № 3 (177). С. 39-46.

ВодяхаА.А. Ценностно-смысловые ориентации в структуре профессиональной идентичности врача // Вестн. Кемеров. гос. ун-та. 2008. № 1. С. 60-65.

Зеленина Е.В., Порецкая Т.Ю. Медиагерой нашего времени (по результатам контент-анализа журнала «Русский репортер») // Изв. Байкал. гос. ун-та. 2014. № 5 (97). С. 157-166.

Зеленина Е.В. «Портрет героя»: ценностно-смысловые и творческие аспекты // Вопросы теории и практики журналистики. 2014. № 2. С. 33-52.

Кожемякин Е.А. Массовая коммуникация и медиадискурс: к методологии исследования // Научные ведомости Белгород. гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2010. № 12 (83). С. 13-21.

63

Мосиенко О.С. Профессиональная идентичность врачей г. Казани в контексте престижа медицинской профессии // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2017. №. 3. С. 196-204.

Нор-Аревян О.А. Профессиональная идентичность врачей г. Москвы в условиях прекариатизации социально-трудовых отношений в российском обществе // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2017. № 3. С. 204-214.

Павленко Р.И. Некролог в газетах и журналах рубежа XIX-XX и XX-XXI веков // Филологические этюды. 2015. Вып. 18. Ч. 2. С. 240-249.

Сёмина Т.В. Причины снижения социального статуса врача в современной России // Глобальный научный потенциал (науч.-практ. журн.). 2013. № 4 (25). С. 24-26.

Таскаева А.В. Особенности героизации медицинских работников в массмедийном дискурсе в период пандемии // Филология и человек. 2021. № 2. С. 19-35.

Устюжанина Д.А. Двойственная природа новых медиа в онлайн-пространстве // Вестн. Перм. ун-та. Философия. Психология. Социология. 2019. Вып. 2. С. 204-218.

Фролова А.С. Влияние новых медиа на трансформацию коммуникативных практик врачей в условиях медиатизации социума // Гуманитарий Юга России. 2018. Т. 7. № 6. С. 185-199.

Фролова А.С. Символическое конструирование профессиональной идентичности врачей в российском медиапространстве (1990-2017 гг.) // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 11. С. 51-59.

Шарков Ф.И. Социальные сети как основа формирования пространства публичных коммуникаций // Коммуникология. 2019. Т. 7. № 4. С. 32-40.

Чигринова Е.А. Особенности объективации образа-стереотипа «хороший врач» в русскоязычных СМИ // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5 (72). С. 493-496.

Дата поступления в редакцию: 13.04.2022 Дата публикации: 21.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.