МЕДИАПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
Для цитирования: Макаров Д.В. Медиаполитика государства в условиях социокультурной модернизации. // Коммуникология: электронный научный журнал. Том 3. № 2, 2018. С. 76-86.
Автор: МАКАРОВ Д.В.
МАКАРОВ Денис Вадимович - магистрант кафедры общественных связей и медиаполитики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Адрес: 119571, г. Москва, проспект Вернадского, д. 84. Email: [email protected].
Аннотация. Социокультурная модернизация современной России побуждает к активной трансформации всю медиаполитику государства, которая должна строиться на основе активного взаимодействия государства и гражданского общества. Указывается, что в настоящее время сфера СМИ подвержена множественным рискам, которые связаны в первую очередь с экономическими и политическими факторами. Отмечается, что средства массовой информации в России в условиях кризиса и снижения уровня рекламы оказываются очень уязвимыми, учитывая минимальную поддержку государства в отношении коммерческих газет, журналов, телеканалов и т. п. Рассмотрены специфические черты российской государственной медиаполитики: перечень значимых медиа, специфику российских медиахолдингов, влияние глобализации на СМИ, попытки регулирования государством системы медиа и их результаты. Сделан вывод, что современная медиаполитика государства в России является несовершенной, и следует вырабатывать способы инновационные способы её совершенствования, в том числе, при сотрудничестве с наукой.
Ключевые слова: медиа, медиаполитика, государство, общество, модернизация, социально-культурная модернизация, медиахолдинг, глобализация.
В современном мире огромное значение приобретает резкий рост объёма информации на каждого члена общества. В значительной степени эта информация поступает к нам, пройдя субъективную оценку, через различные средства массовой информации (масс-медиа). Часто столь высокая противоречивость и недостоверность информации, её негативный характер становится источником психологических проблем общества. Очень велико в этом аспекте значение глобализации. Поступление информации из дополнительных, внешних для страны информационных источников может являться элементом информационной войны [Сизьмин: 72].
Что должно сделать в этих условиях государство: попытаться защитить своих граждан, сформировав некоторые нормы подачи информации обществу (но тогда это может быть оценено как контроль за СМИ, что не соответствует принципам демократического общества) или использовать политику невмешательства, надеясь, что институт СМИ в процессе эволюции самостоятельно разовьётся до уровня, комфортного для общества? Вопрос является очень спорным, особенно в условиях социокультурной модернизации.
Интерпретация фактов выходит на первое место среди остальных задач журналистики, опережая уходящую в историю функцию их беспристрастного сообщения. «Воздействие на информацию в СМИ - это стремление не давать фактам говорить самим за себя». М.А. Сизьмин утверждает, что методы пропаганды утрачивают свою актуальность и неприменимы в условиях современной демократии [Сизьмин: 72]. Аудитория более восприимчива к инструментам более деликатной обработки фактов, включая манипулятивные.
В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» 13 потенциальным противником названы США: «Проведение Российской Федерацией самостоятельной внешней и внутренней политики вызывает противодействие со стороны США и их союзников, стремящихся сохранить свое доминирование в мировых делах» информационная составляющая жизнедеятельности общества является одной из важнейших. Деятельность СМИ относится именно к этой сфере, чем и обусловлен повышенный интерес государства к участию средств массовой информации в их влиянии на уровень национальной безопасности.
Меняется само общество, и способы действенной медиаполитики государства могут трансформироваться, обновляться, усложняться, создавая новые формы и механизмы взаимодействия с различными общественными составляющими - бизнес-структурами, гражданским обществом, СМИ. Без этого государство не сможет сформировать разумную медиаполитику. В связи с вышеотмеченным, актуальной представляется попытка рассмотрения медиаполитики государства в условиях социокультурной модернизации.
Целесообразно уточнить термины и понятия, используемые в данной статье. Под медиаполитикой нами подразумевается комплекс государственных мер, направленных на обеспечение гарантированных Конституцией прав в сфере СМИ (это определение также можно обозначить как «медиаполитика государства» или «государственная медиаполитика»). Включает обычно два направления:
- комплекс мер по поддержке плюрализма и конкуренции;
- ограничение концентрации медиасобственности.
13
Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 191669/ (Дата обращения 24.04.2018)
Плюрализм в отношении медиа в том числе зафиксирован статьёй 29 Конституции Российской Федерации14, он также расширяется в рамках Федерального закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»15, Федерального закона Российской Федерации от 25 ноября 2017 года № 327-ФЗ «О внесении изменений в статьи 10.4 и 15.3 Федерального закона Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»16.
Также медиаполитикой может называться проведение политики в и с помощью медиа, однако данное определение в нашей работе не будет являться основным.
В настоящее время медиаполитика государства в России, вероятно, не достаточно стратегически ориентирована, однако в числе культурных ориентиров отчётливо выделяется пропаганда русского языка (как основы национальной культуры) и чтения, развитие СМИ в регионах (в том числе, на языках национальных меньшинств). В последние годы, с нашей точки зрения, на уровне государственной медиаполитики наблюдается усиливающееся противопоставление специфики российской культуры массовой культуре западного мира[Пономарев].
Государство - понятие, приоритетное для политологии, при этом, имеющее значительное число толкований. В широком смысле это страна, общество, народ, находящийся на определённой территории, представляемый органом высшей власти. Вариант узкой трактовки — государство как самостоятельная организация, имеющая суверенитет, обладающая специальными механизмами управления и принуждения, обеспечивающая правовой порядок на определённой территории. Заметим, что в рамках своей статьи мы привлекаем преимущественно узкую трактовку, несколько разделяя понятия «общество» и «государство». При этом они рассматриваются нами не в качестве субъектов противостояния, а как активно взаимодействующие стороны, и в определённой мере посредником (способом взаимовлияния) между ними становятся средства массовой информации.
Модернизация трактуется современными исследователями обычно как глобальный феномен мировой истории, в российских условиях — вероятно, как переход от закрытости к открытости общества. Опираясь на исследования П. Штомпки [Штомпка], можно выделить три основных подхода к понятию модернизации:
- модернизация как вестернизация или американизация (исторический подход);
14 Конституция Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/ (Дата обращения 24.04.2018)
15 Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 ФЗ (ред. от 25.11.2017) «О средствах массовой информации». [Электронный ресурс]. URL: http://legalacts.ru/doc/zakon-rf-ot-27121991-n-2124-1-o/ (дата обращения: 24.04.2018)
16 Федеральный закон от 25 ноября 2017 года № 327-ФЗ «О внесении изменений в статьи 10.4 и
15.3 Федерального закона Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2017/! 1/25/fz327-site-dok.html (дата обращения: 24.04.2018)
- модернизация как инновации в морально-этических, социальных, ческих установках, вносящие свой вклад в улучшение человеческого существования (релятивистский подход);
- модернизация как комплекс структурных изменений и специфический, современный тип личности (аналитический подход).
В рамках данного исследования мы более склоняемся к аналитическому подходу, но при этом в отдельных аспектах применяем как исторический, так и релятивистский подходы (это связано с тем, что медиаполитика в России очень сильно связана с перениманием западных образцов, а также со значимостью инновационного аспекта в работе с информацией) [Хлыстунов]. Социокультурная модернизация оценивается нами как «достижение нового качества российского общества» [Тихонова: 5-23], основанное на трансформации культурной и социальной компонент, а также на изменениях личности [Горбунова].
Для раскрытия специфики медиаполитики государства в России стоит отметить особенности структуры российских медиа. Важно уточнить, что в нашей стране значительная часть населения продолжает читать газеты и журналы, предпочитая именно печатные версии электронным. Однако заметим, что в нашей стране резко снизилось число ежедневных печатных изданий (доминируют еженедельные издания). Большая часть населения (по данным статистики — не менее 80%) смотрит телевизор, при этом абсолютное большинство (более 90%) зрителей предпочитает бесплатные каналы, количество которых в России по сравнению с прочими странами является достаточно большим. Интернет в России становится всё более значимым СМИ.
По данным исследовательского подразделения компании GfK, к началу 2018 года аудитория Интернет-пользователей в России среди населения 16+ составила 87 млн человек. Каждый третий мужчина старше 65 лет (33%) пользуется интернетом, однако только пятая часть женщин (19%) в этой
" 17
возрастной категории17.
Безусловно, этот показатель в нашей стране гораздо ниже, чем в Европе и США, где Интернетом пользуются более 90 (по некоторым данным — более 95) % населения. Мы говорим здесь как о газетах и журналах, представленных в электронном виде, так и о сайтах, статьи которых содержат разнообразную информацию, о благах и т. п. Заметим, что стоимость рекламы в Интернете сегодня значительно ниже, чем в иных СМИ, поэтому многие производители, особенно - специализированной продукции, предпочитают располагать свою рекламу именно в Интернете. То же касается крупных сайтов рекламных объявлений с удобными поисковыми системами, предлагающими пользователю найти нужное объявление в пределах конкретного населённого пункта, региона или страны в целом.
17
Исследование GfK: Проникновение Интернета в России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-proniknovenie-interneta-v-rossii/ (дата обращения: 24.04.2018)
Медиаполитика российского государства ориентирована именно на бесплатность или минимальную стоимость средств массовой информации для потребителя информации, при том, чтобы расходы медиа компенсировались за счёт рекламы. Заметим, что воздействие государства на Интернет-СМИ коммерческого характера является минимальным, медиаполитика государства здесь исключает значительное влияние, и может быть ориентирована исключительно на соблюдение правовых аспектов деятельности указанными СМИ.
Рассмотрим специфику медиа в современных социально-экономических условиях. Сегодня медиа - это уже не исключительно источник информации и средство создания информационного пространства, но сфера экономики, по мнению большинства исследователей [Смеюха: 38-42]. Важный элемент -экономическая эффективность газет, журналов, телевизионных каналов, формируемая преимущественно на основе рекламы. В сущности, реклама — та же информация, а средство массовой информации в этом случае становится способом организации диалога производителя и потребителя.
За последнее десятилетие снизился объём рекламы в СМИ, что связано с экономией средств производителей в кризисный период. Особое влияние здесь оказало ужесточение законодательства в сфере рекламы, в связи с чем российские СМИ лишились около 60% рекламного рынка. Заметим, что часть современных СМИ, преимущественно — газет сегодня вынуждены использовать бесплатное распространение, для того, чтобы повысить эффективность продаж по своим рекламным объявлениям и не потерять рекламодателя. С 2014 года отменены государственные дотации на доставку подписных изданий, отчего подписные тиражи снизились не менее чем на 25%. Таким образом, многие медиа поставлены в экономически-сложное положение. Заметим, что медиаполитика в России не подразумевает всестороннюю поддержку СМИ, включая коммерческие издания, что присутствует, например, в Италии. Однако возможны гранты при написании серий статей о культуре, возможностях экономического развития регионов и т.п.
Меняется общество, его структура и культурные традиции, и любая медиаполитика государства нуждается в непрерывном обновлении, соответствующем происходящим трансформациям. Яркий пример - высокое значение для современного человека Интернет-ресурсов как средства получения информации разных типов. И медиаполитика государства вынуждена подстраиваться под этот фактор: на сегодняшний день фактически все органы государственной власти (на федеральном, региональном и местном уровнях), государственные службы имеют собственные сайты, на которых в обязательном порядке присутствуют новостные линейки. Такой принцип снижает уровень искажений в представлениях граждан относительно деятельности конкретного министерства или ведомства, способствует повышению эффективности взаимодействия государственных органов и граждан.
Медиаполитика России как государства вызывает постоянную критику, которая во многом связана с монопольным характером рынка масс-медиа в
стране. Естественно, наличие крупных медиахолдингов снижает уровень конкуренции, а значит, - и качество развития рынка. Однако наиболее значимым для нас становится снижение уровня свободы СМИ. Обратим внимание на то, что крупнейший собственник на рынке медиа в России - это государство. Под его контролем - Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (ВГТРК), в составе которой - пять национальных телеканалов, более восьмидесяти региональных и пять национальных радиостанций. В лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом и агентства ИТАР-ТАСС, а также телевизионного технического центра «Останкино» государство управляет одним из трёх наиболее популярных каналов РФ - «Первым каналом» (51% акций, собственники прочих акций - Р. Абрамович и «Национальная медиа группа»).
Собственностью государства являются и две национальные газеты -«Российская газета», «Парламентская газета», а также медиахолдинг «Россия сегодня». На основе госисточников финансируется канал «Общественное телевидение России», частично международный канал «Мир», международный канал «Russia Today» (вещание на английском, испанском, арабском языках).
Собственностью государства можно в определённой степени признать медиахолдинг «Газпром-медиа», владеющий каналами «НТВ», «ТНТ», «НТВ-ПЛЮС». Также в составе холдинга имеются 5 радиостанций, в том числе, «Эхо Москвы», «Сити-ФМ», издательский дом «Семь дней».
Среди крупных медиа-холдингов стоит назвать «Национальную группу медиа», владельцем которой является Ю. Ковальчук, медиагруппу А. Усманова, холдинг «Москва-медиа» и некоторые другие.
Итак, стоит отметить, что государство - наиболее крупный собственник в сфере российских медиа. Важно, что это в значительной мере позволяет государству воздействовать на общество.
Ещё более ярким примером подобной медиаполитики следует признать КНР, где основой телевизионного вещания является Центральное телевидение (ЦТК), которое включает около 10 программ (в том числе, с переводом на английский язык) и финансируется из государственного бюджета. Количество же коммерческих медиа в стране незначительно.
В России иные, помимо государства, владельцы медиа-холдингов связаны с самыми различными типами предприятий: с банками, производственными предприятиями (преимущественно, сырьевой сферой) и т. п. Такая тенденция распространена не только в России. Яркий пример — Италия, где некоторые монополии - одновременно прямые владельцы средств печати, радио и телевидения (яркий пример - группа «Фиат»). Во Франции также в сфере медиа присуствует широкое распространение немедийного капитала, где в большинстве случаев медиаконцерны объединены с крупными индустриальными предприятиями, банками и т. п. Заметим, что медиарынок в стране в значительной мере контролируется государством.
Важный аспект для современной медиаполитики каждого государства -это глобализация. Проникновение иностранных игроков на национальные
медиарынки способствует расширению числа точек зрения, но при этом является средством влияния на общество в стране. Различные страны в результате выбирают разные тактики. К примеру, Франция крайне незначительно продвигает собственных игроков на зарубежные рынки медиа, но одновременно и имеет относительно малое количество иностранных игроков на французском медиарынке.
США максимизирует влияние собственных СМИ в разных странах мира, активно покупая иностранные медиа. Этот путь стоит признать агрессивной информационной политикой по отношению к обществу, так как большинство подобных СМИ пропагандируют американскую политику, систему жизни и т. п. как оптимальные варианты организации общества и государства.
В России влияние глобализации на СМИ неоднозначно. С одной стороны, перемены в стране в 1990-е гг. способствовали массовому проникновению на российский рынок иностранных медиа, что продолжалось значительное время, и многие участники продолжают удерживаться на российском медиа рынке (но большая часть таких предприятий сегодня находится в совместной собственности). Свою роль по их вытеснению сыграла Доктрина национальной безопасности от 2016 года18.
Влияние оказали и последующие меры, например, поправки в законе о СМИ в начале 2016 года, согласно которым доля иностранного капитала не может составлять в финансировании российских СМИ более 20% (ранее — не более 50%). Одновременно государство наращивает своё влияние, приобретая новые медиа. Отметим, что коммерческие медиа-холдинги в России практически не работают с региональными СМИ, тогда как государству принадлежит, например, около 80 региональных телеканалов. Большинство из них являются убыточными, но государство поддерживает их, что рассматривается нами как элемент защиты общества.
Сегодня Россия старается вывести собственные масс-медиа на мировой рынок. Это в значительной мере способствовало бы изменению отношения к нашей стране в мире, а также, что не менее важно — в мировом сообществе в рамках иных стран. Для этого мы должны предложить Западу собственную позицию в философском, социокультурном и политологическом дискурсах. Мы уже упоминали о каналах «Мир» и «Russia Today», однако их реальная значимость, доверие к ним на иностранных медиарынках незначительны вследствие подачи информации с позиции государства, что позволило США объявить ««Russia Today» иностранным агентом.
Некоторую роль играют теле- и радиоканалы, печатные СМИ, ориентированные на русскоязычную или русскую по происхождению аудиторию в таких странах, как Германия, Франция, Нидерланды и т. п. Однако изучая проблему возможности проникновения российских медиа на мировой рынок, мы вынуждены полностью согласиться с точкой зрения Н.Б. Кирилловой
18
Указ Президента РФ от 05.12.2016 N 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации». [Электронный ресурс]. иг1: 1Щр://Ьа^с. garant.ru/71556224/ (дата обращения: 24.04.2018).
[Кириллова] в том, что в данной ситуации шансов у нашей страны очень мало, так как при наличии информационного противостояния практически всегда лидером становится тот, кто первым вышел на этот рынок, «прибрав к рукам» аудиторию.
Поэтому сегодня в информационном противостоянии очевиден лидирующий перевес США, насаждающих свою точку зрения большинству европейских стран, развивающимся, экономически зависимым странам, при этом совмещая СМИ как средство влияния на общество и как способ воздействия на властные структуры этих стран с помощью использования приемов «мягкой силы».
В рамках исследования тематики глобализации и медиа как слабое место российских СМИ следует отметить некоторую недостаточность технических и иных инноваций. Мы в этом плане согласны с Е.Л. Вартановой, которая утверждает, что «профессиональные практики масс-медиа претерпели куда меньшие изменения, чем их «внешний вид» [Вартанова: 222-233].
С этой точки зрения, многие проблемы, недоработки, слабые места российской медиаполитики связаны с тем, что по сравнению с Западом эта сфера в нашей стране развивалась очень недлительное время. Мы отмечаем, что для достаточного развития СМИ в России обязательна активность гражданского общества (выявление в рамках писем, направленных в разнообразные СМИ, наиболее болезненных проблем российского общества, обнаружение возможностей и приоритетов развития, особенно важные на местном уровне и т. п.).
Также гражданское общество должно определить некие границы вмешательства государства в деятельность СМИ (такие рамки в современной России фактически отсутствуют). Медиаполитика государства же должна защищать общество, в сфере СМИ формируя законодательные рамки, регулирующие и контролирующие соблюдение законов. Здесь отметим два вида государственного регулирования:
- позитивное регулирование - поддержка некоммерческих проектов в сфере культуры, детских и образовательных программ, то есть, медиапроектов, имеющих высокую социальную значимость. В условиях социально-культурной модернизации такие проекты предстают экономически неэффективными, и именно государство способно (и должно) компенсировать затраты с целью получения информационного продукта, необходимого для развития общества;
- негативное регулирование - некоторые ограничения в сфере этики и нравственности.
Заметим, что в условиях демократии государство не может накладывать такие ограничения на СМИ (если они не обозначены нормативно-правовыми актами), однако используя систему государственных СМИ, оно может показать пример, на который станут равняться прочие СМИ (либо формировать в государственных СМИ критику тех средств информации, которые нарушают морально-этические нормы, значимые для российского общества).
Будет полезным процесс институционализации медиаисследований в российской науке: качественный научный анализ медиаполитики, в том числе -государственной, будет способствовать интенсификации государственной медиаполитики при снижении уровня экономических рисков, «перекосов» и прочих негативных явлений.
Таким образом, медиаполитика государства в России имеет заметную специфику, обусловленную геополитическими, социально-экономическими, культурно-историческими факторами. Очевидны недостатки российской медиаполитики (влияние холдингов, недостаточный контакт с гражданским обществом, недостаточная государственная поддержка СМИ, минимум технических и технологических инноваций, слабость стратегического планирования и т. п. Следует полагать, что интенсификация развития медиаполитики государства в России возможна при расширении числа научных медиаисследований.
Источники
Вартанова Е.Л. (2015). Медиаполитика в контексте научных исследований СМИ: российские и зарубежные векторы // Электронный научный журнал «Медиаскоп». №2. [Электронный ресурс]. http://www.mediascope.ru/1744
Вартанова Е.Л. (2007). Социальная ответственность СМИ в условиях становления медиабизнеса. // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. №1/2. С. 222-233.
Горбунова С.В. (2014). Влияние социокультурной модернизации на развитие человеческого капитала в России // Современные технологии управления. №1 (37). [Электронный ресурс]. http ://sovman. ru/article/3702/
Кириллова Н.Б. (2017). Медиаполитика государства в условиях социокультурной модернизации: учеб. пособие. Москва. Юрайт. 112 с.
Маркина Ю.В. (2016). Становление современных российских медиахолдингов // Научные ведомости БелГУ. №12 (209), вып. 26. С.110-116.
Паньков Д. (2008). В поисках национальной идентичности: стратегии и тактикисовременной российской медиаполитики. // Власть. №6. С. 38-40.
Пономарев Н.Ф. (2010). Когнитивные аспекты медиарилейшнз на примере информационной деятельности органов государственной власти: дисс. ... канд. филолог. наук. Воронеж. 199 с.
Сизьмин М.А. (2017). Медиаугрозы национальной безопасности России и средства их устранения: автореферат дис. ... канд. фил.н. Москва. С. 72.
Смеюха В.В. (2015). Медиатизация общества: проблемы и последствия // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. № 18(215). С. 38-42.
Сулейманова Ш.С. (2013). Медиаполитика в современном российском обществе. Москва. 142 с.
Тихонова Н.Е. (2008). Социокультурная модернизация в России (Опыт эмпирического анализа). // Общественные науки и современность. № 2. C. 5-23.
Штомпка П. (1996). Социология социальных изменений / П. Штомпка, пер. с англ.; под ред. В.А. Ядова. Москва. Аспект Пресс. 416 с.
Шутов В.С. (2013). Роль социокультурных факторов в политической модернизации современной России. // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. №2 (10). С.147-154.
Хлыстунов С.Ю. (2009). Средства массовой информации российского общества в условиях идеологической глобализации: дисс. ... д-ра полит.наук. 460 с.
STATE MEDIA POLICY IN TERMS OF SOCIOCULTURAL MODERNIZATION
For citation: Makarov D.V. State Media Policy in Terms of Sociocultural Modernization. In: Communicology: The Online Scientific Journal. Vol. 3. No.2. 2018. P. 76-86.
Author: MAKAROV D.V.
MAKAROV Dmitry V., graduate student of Department of Public Relations and Media Policy, Institute of Public Administration and Civil Service of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Address: 119571, Moscow, Vernadsky av., 84. E-mail: [email protected].
Abstract. Sociocultural modernization of modern Russia encourages the active transformation of the entire media policy of the state, which should be based on active interaction between the state and civil society. Today the media sphere is subject to multiple risks, which are primarily connected with economic and political factors. It is noted that Russian media sphere during crisis and advertising decline is very vulnerable, given the minimal state support for commercial newspapers, magazines, television channels. The specific features of Russian state media policy are considered: a list of significant media, specificity of Russian media holdings, the impact of globalization on the media, attempts to regulate the state of the media system and their results, etc. It is concluded that the modern media policy of the state in Russia is imperfect, and it is necessary to develop innovative ways of improving it, including, in cooperation with science.
Keywords: media, media policy, society, modernization, socio-cultural modernization, globalization.
References
Gorbunova S.V. (2014). Sociocultural Modernization Influence on the Human Capital Development in Russia. In: Modern management technologies. No. 1 (37). [Electronic resource]. http://sovman.ru/article/3702/ (In Rus.).
Khlystunov S.Yu. (2009). Russian Mass Media in Conditions of Ideological Globalization. diss..... 460 P. (In Rus.).
Kirillova N.B. (2017). State Media Policy in Terms of Socio-Cultural Modernization. Proc. Allowance. Moscow. Yurayt. 112 P. (In Rus.).
Markina Yu.V. (2016). The Formation of Modern Russian Media Holdings. In: Scientific bulletin of BelSU. No. 12 (209), Vol. 26. P. 110-116. (In Rus.).
Pankov D. (2008). Searching for National Identity: Strategies and Tactics of Modern Russian Media Policy. In: Authority. No. 6. P. 38-40. (In Rus.).
Ponomarev N.F. (2010). Kognitive Aspects of Media Relations: Example of Informational Activities of Public Authorities: diss. ... cand. Voronezh. 199 P. (In Rus.).
P. Shtompka. (1996). Sociology of Social Change. Moscow. Aspect Press. 416 P. (In Rus.).
Sizmin M.A. (2017). Media Threats to Russia's National Security and the Means for their Elimination. Abstract of the diss. ... cand. Moscow. P. 72. (In Rus.). Smeyukha V.V. (2015). Mediatization of Society: Problems and Consequences. In: BSU Scientific Journal. The humanities series. No. 18 (215). P. 38-42. (In Rus.).
Suleymanova Sh.S. (2013). Media Policy in Modern Russian Society. Moscow. Ethnosocium. 142 P. (In Rus.).
Shutov V.S. (2013). The Role of Socio-Cultural Factors in Political Modernization of Modern Russia. In: TSU Herald. Culturology and art criticism. No. 2 (10). P. 147-154. (In Rus.).
Tikhonova N.E. (2008). Sociocultural modernization in Russia (experience of empirical analysis). In: Social sciences and modernity. No. 2. P. 5-23. (In Rus.).
Vartanova E.L. (2015). Media Policy in the Context of Media Research: Russian and Foreign vectors. In: Medioscope (Electronic Scientific Journal). No. 2. [Electronic resource]. http://www.mediascope.ru/1744 (In Rus.).
Vartanova E.L. (2007). Mass Media Social Responsibility in Conditions of Media Business Formation. In: Bulletin of the Southern Federal University. Philological Sciences. No. 1/2. P. 222-233. (In Rus.).