Научная статья на тему 'Медиапоэтика заметки в интернет-изданиях: аксиологический подход'

Медиапоэтика заметки в интернет-изданиях: аксиологический подход Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
517
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАМЕТКА / МЕДИАСЮЖЕТ / ФУНКЦИИ ЖАНРА / АКСИОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Аржанов А.П.

Статья посвящена рассмотрению процесса создания медиасюжета в информационных интернет-СМИ, который, опираясь на функциональный базис новостной заметки, формировался путем постепенного изменения технико-функциональных и аксиологических данных исходного текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA-POETICS OF NEWS STORIES IN THE ONLINE MEDIA: AXIOLOGICAL APPROACH

The article discusses the process of creating a media story in information online media, which is based on a functional basis for news stories, was formed by the gradual change in the technical and functional and axiological data of the source text.

Текст научной работы на тему «Медиапоэтика заметки в интернет-изданиях: аксиологический подход»

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017. № 1.2

УДК 070.19

А.П. Аржанов*

МЕДИАПОЭТИКА ЗАМЕТКИ В ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЯХ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Статья посвящена рассмотрению процесса создания медиа-сюжета в информационных интернет-СМИ, который, опираясь на функциональный базис новостной заметки, формировался путем постепенного изменения технико-функциональных и аксиологических данных исходного текста.

Ключевые слова: заметка, медиасюжет, функции жанра, аксиология.

Развитие интернет-журналистики на современном этапе привело к тому, что сегодня произошли серьезные изменения как в формах, так и в принципах обработки массовой информации. Учеными активно исследуются процессы образования специфических жанров интернет-журналистики [1], процессы диффузии «традиционных» жанров [2], получивших в сети второе рождение; находят развитие и идеи, характеризующие изменение функционального «портрета» сетевых СМИ [3]; анализируется влияние, которое оказывает на журналистику специфика интернет-среды [4]; освещаются многие другие вопросы.

Стоит подчеркнуть, что почти все исследования жанров интернет-журналистики выделяют как один из самых востребованных жанр заметки, что объясняется в первую очередь его функциональностью и оперативностью, то есть этот жанр весьма хорошо адаптирован к интенсивной информационной жизни сети: «Заметка несет в себе классическое триединство: все факты в ней (предполагается, что они есть) объединены одной темой, фиксируется одномоментное состояние процессов, происходящих в действительности, и точно обозначено место действия» [5, с. 125]. При этом заметка последовательно отвечает на вопросы: что? где? кто? когда? — и практически представляет собой один из наиболее «объективистских» жанров СМИ, задача которого сколь можно объективно/точно и оперативно характеризовать новое общественно значимое явление.

В этом контексте одним из ключевых аспектов анализа происходящих изменений в интернет-журналистике становится именно оценка жанра заметки, его функционирования с технико-функциональной и аксиологической точек зрения.

Особенность технико-функционального подхода в оценке жанров интернет-журналистики заключается в том, что журналистский текст и среда, в которую он помещен, рассматриваются (по отношению к сети Интернет) как находящиеся в непрерывном функциональном балансе, говорящем фактически о задачах информационного ресурса и тех ценностях, которыми руководствуется в своих действиях его редакция.

Именно о таком балансе, проявленном в заголовочном комплексе заметки, с позиций медиапоэтики говорит А.Р. Сафина: «одна из важнейших задач адаптации текста для интернет-среды — это работа над заголовками, которые в Интернете выполняют

* © Аржанов А.П., 2017

Аржанов Алексей Павлович (aaznutii@mail.ru), кафедра теории и истории журналистики, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.

сразу две функции — информационного маркетинга и оптимизации поиска информации» [6, с. 228]. По мысли автора, обеспечение сразу двух функций ведет к тому, что из заголовков начинают уходить идиомы, метафоры, афоризмы, другие выразительные средства, характерные для печатных СМИ (в первую очередь в связи с тем, что они не могут быть адекватно опознаны поисковыми роботами и затрудняют поисковую оптимизацию ресурса). Стоит отметить, что такая ситуация особенно актуальна для информационных ресурсов, делающих (в своей стратегии) ставку именно на оперативность и привлечение максимально широкого читателя (таких, например, как «РИА Новости», Lenta.ru, Новости@таД.т, republic.ru (Слон.ру) и др.).

Другой пример связан с тем, что само пространство заметки может со временем превратиться в точку «кристаллизации» новой темы или целого развернутого во времени «сюжета», последовательно обрастающего подробностями. В этом качестве заметка становится инструментом навигации по всему ресурсу. Так, например, происходит на информационном ресурсе «РИА Новости»: заметка, посвященная обстрелу российского мобильного госпиталя в Алеппо, опубликованная 05.12.2016 г. в 15.23, постепенно обрастает подробностями, демонстрируя практически сериальный принцип в подаче информации. При этом в «теле» самой заметки создается система гиперссылок, адресующих не только к параллельным материалам по теме, но и к сформированному позже «сюжету дня», находящемуся в рубрике «Главное» и объединяющему более 20 материалов, включающих видео-, фотоматериалы, интервью с экспертами. В «тело» темы входит и сама заметка.

Схожим образом структурируют информацию порталы Lenta.ru и Новости@таД.ги. Причем на последнем материалы буквально «сращиваются» в одно целое, визуально разбитое на информационные блоки, с выделением комментариев официальных лиц в крупных кавычках, констатацией свершившихся событий, публикацией фотоматериалов [7]. Сама начальная заметка при этом ценна уже не как оперативный жанр, но как строго определенное во времени свидетельство — отправная точка. Перед читателем начинает разворачиваться вся хроника события, которая в зависимости от значимости темы может впоследствии превратиться в текст любой сложности и структуры, сформировать медиасюжет.

Такие примеры, с одной стороны, убеждают, что гипертекстуальность и мультиме-дийность представляются совершенно самостоятельными «внешними условиями» бытования журналистской информации в сети Интернет. Технологии гипертекста и мульти-медийности могут активно применяться при создании журналистского текста или игнорироваться, использоваться в большей или меньшей степени и в силу этого влиять или нет на бытование текста в интернет-пространстве (рождая новые жанровые формы в том числе). С другой стороны, существенно, что уже наличие вариантов «построения» развернутой темы демонстрирует простой феномен: характер самой сети Интернет делает любую форму коммуникации технически «проектируемой», то есть такой, которая с помощью технических средств (не только текста) задает характер отношений между адресатом и адресантом сообщения, в том числе с ранжированием уровней допуска к тексту или метатексту, между провокацией или запретом диалога и т. д.

В этой связи развитие мультимедийности и/или гипертекстуальности есть лишь производное от технически запланированных свойств конкретного процесса коммуникации, а журналистский текст перестает быть только «кодом, с помощью которого шифруется массовая информация СМИ и дешифруется аудиторией» [8, с. 8]. Текст, технически включенный в более широкий контекст, становится методом решения других задач редакции, таких, например, как управление поведением пользователя в пространстве медиаресурса, проектирование его деятельности с целью последующей монетизации его активности.

Даже на приведенном выше примере видно, что функциональная направленность журналистского материала (в данном случае заметки) и интерактивной среды тесно взаимодействуют так, что провоцируют новые отношения «автор — читатель», «читатель — текст», а следовательно, изменяется сама прагматика журналистского текста. Он начинает функционировать как меняющееся, становящееся во времени «медиапо-вествование».

Такая особенность технико-функциональной «жизни» заметки на рассмотренных порталах позволяет говорить и еще об одной особенности. Как уже отмечалось, основой аксиологии жанра заметки, свойственной ей как типичному способу отражения мира, является способность ее оперативно, точно и объективно отражать важные фрагменты реальности. Именно совокупность этих способностей составляет «ценностное ядро жанра». При этом в случае включения заметки в более развернутый контекст происходит трансформация ее базовых функций.

Так, если заметка становится центром кристаллизации темы, она начинает выполнять контактоустанавливающую и навигационную функции по преимуществу. Здесь уже совершенно неактуальна оперативность размещенного материала, а ценность точности и объективности вытесняется хроникальным значением свидетельства.

Ослабление объективистского значения заметки, открывающей тему обстрела госпиталя на портале «РИА Новости», подчеркивается тем, что в ходе развития темы все большее значение приобретают дополнительные материалы, дающие теме эмоционально-экспрессивное развитие. «Минобороны назвало нападение на российский госпиталь убийством» — таков один из заголовков наиболее популярного из материалов, развивающих тему. Страница, на которой была размещена исходная заметка, подверглась вечерней правке, и ее контент существенно расширился (19.32 от 05.12.2016 г.): появляются комментарии официальных лиц: «Кровь наших военнослужащих лежит и на руках заказчиков этого убийства...»; элементы интерпретации, свойственные аналитическим жанрам журналистики: «Напомнив, что сейчас все террористы "ан-Нусры", как убеждают западные коллеги, зажаты сирийской армией в южной части восточного Алеппо, Конашенков констатировал, что они не в состоянии наносить оттуда такие прицельные удары» [9].

Очевидно, что тяготеющий к объективности на первом этапе текст существенно преобразился. Теперь это не просто констатация того или иного факта, текст адресует к четким и недвусмысленным оценкам и начинает выполнять ценностно-ориентиру-ющую функцию, предлагая читателю четкий эмоциональный и идеологический вектор прочтения всей темы.

Тема обстрела госпиталя на портале Новости@таД.т также_находит свое развитие. Здесь появляются новые материалы, в том числе ссылки на официальные ресурсы, где есть информация о прошедшей трагедии (включая «РИА Новости», ссылка на видео ТК «Россия 24»), и информация эта также имеет не столько оперативный, сколько ценностный характер. При этом замечательно, что портал Новости@таД.ги на данном этапе уже не склонен расширять пространство опубликованной ранее заметки, а скорее дает систему перекрестных ссылок, адресуя к прошедшему событию из новых свежеопубликованных материалов. Аналогичным образом поступает редакция портала Lenta.ru.

Анализ того, как развивается рассматриваемая тема на всех трех порталах, позволяет увидеть, что для развития темы значима не только единая фактическая база (пресс-служба МО РФ), но и технический фактор, который выступает как один из интерпре-тативных инструментов при отражении реальности. В этом смысле интересен процесс построения и развития формы заметок, который прямо сказывался как на функциональном, так и на аксиологическом значении исходного журналистского текста. Фор-

мирование на базе заметок единого медиасюжета ведет к изменению ценностного смысла исходного текста, что может являться показателем существования ценностных стратегий в деятельности этих порталов.

Библиографический список

1. Сафина А.Р. Особенности жанров интернет-СМИ // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. № 2 (Т. 15). С. 226—229.

2. Тертычный А.А. Особенности жанрообразования в интернет-СМИ // Научные ведомости. Сер.: Гуманитарные науки. 2013. № 6 (149). Вып. 17. С. 172—179.

3. Лазутина Г.В. Пресса в процессе ценностного ориентирования аудитории: возможности и результаты // Вестник Московского университета. Сер. 10: Журналистика. 2013. № 6. С. 65-76.

4. Калмыков А.А. Журналистика в реальности гипертекста // Вестник электронных и печатных СМИ. Академия медиаиндустрии. 2014. № 20. С. 50-71.

5. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста. СПб.: Знание. 2000. 125-168.

6. Сафина А.Р. Особенности жанров интернет-СМИ // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. № 2 (Т. 15). С. 226-229.

7. Госдеп прокомментировал удар по российскому госпиталю в Алеппо. URL: https:// news.mail.ru/politics/28028307.

8. Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 383 с.

9. При обстреле боевиками госпиталя в Алеппо погиб российский медик. URL: https:// ria.ru/syria/20161205/1482867663.html.

References

1. Safina A.R. Osobennosti zhanrovinternet-SMI [Features of genres of online media]. Izvestiia Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk [Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences]. 2013. No. 2. (Vol. 15). P. 226-229 [in Russian].

2. Tertychnyi A.A. Osobennosti zhanroobrazovaniia v internet-SMI [Features of genre genesis in online media]. Nauchnye vedomosti. Seriia Gumanitarnye nauki [Belgorod State University Scientific Bulletin. Series Humanities]. 2013. No. 6 (149). Issue 17. P. 172-179 [in Russian].

3. Lazutina G.V. Pressa v protsesse tsennostnogo orientirovaniia auditorii: vozmozhnosti i rezul'taty [Press in the process of value orientation of the audience: the opportunities and results]. Vestnik Moskovskogo Universiteta Ser. 10. Zhurnalistika [Vestnik Moskovskogo Universiteta. Series 10. Journalism]. 2013. No. 6. P. 65-76 [in Russian].

4. Kalmykov A.A. Zhurnalistika v real'nosti giperteksta [Journalism in the reality of hypertext]. [Bulletin of electronic and print media. Academy of the media industry]. 2014. № 20. P. 50-71 [in Russian].

5. Kroychik L.E. Sistema zhurnalistskikh zhanrov [System of journalistic genres]. In: Osnovy tvorcheskoi deiatel'nosti zhurnalista [Basics creative activity of journalists]. SPb .: Znanie, 2000. P. 125-168 [in Russian].

6. Safina A.R. Osobennosti zhanrov internet-SMI [Features of genres of online media]. Izvestiia Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk [Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences]. 2013. No. 2. (Vol. 15). P. 226-229 [in Russian].

7. Gosdep prokommentiroval udar po rossiiskomu gospitaliu v Aleppo [State Department commented blow to the Russian hospital in Aleppo]. Retrieved from: https://news.mail.ru/politics/ 28028307/ [in Russian].

8. Kalmykov A.A., Kokhanova L.A. Internet-zhurnalistika [Internet Journalism]. M.: IuNITI-DANA, 2005. 383 p. [in Russian].

9. Pri obstrele boevikami gospitalia v Aleppo pogib rossiiskii medik [In the shelling of a hospital in Aleppo rebels killed a Russian medic]. Retrieved from: https: //ria.ru/syria/20161205/ 1482867663.html [in Russian].

A.P. Arzhanov*

MEDIA-POETICS OF NEWS STORIES IN THE ONLINE MEDIA: AXIOLOGICAL APPROACH

The article discusses the process of creating a media story in information online media, which is based on a functional basis for news stories, was formed by the gradual change in the technical and functional and axiological data of the source text.

Key words: news stories, online media, media story, genre features, axiology.

Статья поступила в редакцию 21/XI/2016. The article received 21/XI/2016.

* Arzhanov Aleksei Pavlovich (aaznutii@mail.ru,), Department of Theory and History of Journalism, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.