ИСТОРИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ
Media Education History
МЕДИАПЕДАГОГИКА И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕФОРМЫ
ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ
М.Е. Ковалева,
соискатель кафедры социокультурного развития личности, Таганрогский государственный педагогический институт им. А.П.Чехова
Аннотация: в статье исследуется основные нормативно-правовые документы, оказавшие влияние на реформирование системы образования в период перестройки. Проведенный анализ документов направлен на определение тенденций развития медиаобразования (идей, направлений, форм концепций и т.д.)
Ключевые слова: период перестройки, нормативно-правовые документы, концепция развития образования, медиапедагоги, медиаобразование.
Media Literacy and the basic stages of reform of education in the period of Russian "perestroika"
M.E. Kovaleva, Taganrog State Pedagogical Institute
Abstracts: In article it is investigated the basic is standard-legal documents which have influenced reforming of an education system in reorganization. The carried out analysis of documents is directed on definition of tendencies of development of media education (ideas, directions, forms of concepts etc.)
Keywords: reorganization period, development of education, media teachers, media education.
В данной статье представлены результаты проведенного исследования, посвященного проблемам медиапедагогики и реформ отечественного образования в средних профессиональных учреждениях 1980-х. Нами были проанализирова-
ны нормативно-правовые акты, временные положения, документы, принятые на ведомственном уровне [Положение, 1984; Положение 1987; Указ Президента РСФСР]. Необходимым дополнительным источником для изучения темы стали материа-
лы периодической печати (газеты «Правда», «Известия», сборник документов и материалов «Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране» [Основные направления, 1987]; Государственная программа развития высшего образования РСФСР (проект) [Государственная программа, 1991]; диссертационные исследования Н.А. Булычевой [Булычева, 2012], А. А. Белоножкина [Бело-ножкин, 2006] и др.
Наше исследование посвящено относительно небольшому временному периоду - с 1984 по 1991 годы, который в отечественной истории именуется как «перестройка». Хотя временной промежуток насчитывает менее 10 лет, его значение в истории педагогики и ме-диаобразования сложно переоценить. Ведь именно в эти годы проводилась реформа общеобразовательной и профессиональной школы, переосмысление педагогических взглядов и концепций.
По нашему убеждению, данный временной промежуток заложил основу для развития медиаобразо-вания в рамках направлений, которые существуют в современных условиях; раздвинул рамки методологических основ, интегрировав труды западных ученых; создал фундамент для формирования теорий, которые отвечали бы как потребностям личности, так и социокультурного поля, неотъемлемой частью которого стало информационное пространство.
Изучение материалов по теме исследования выявило перед нами следующую проблему, которая требует разрешения. В историческом
аспекте эпоха «перестройки» имеет определенные начальную и конечную даты [История России, 1992]: март 1985 года - избрание М.С. Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС и декабрь 1991 года - роспуск Советского Союза, уход первого Президента СССР со своего поста.
В монографии А.В. Федорова и И.В. Челышевой мы встречаем иную периодизацию [Федоров, Челыше-ва, 2002], где отправной точкой считается 1986 год, когда начинается «период активизации медиаобра-зования в эпоху «перестройки» при прогрессирующем ослаблении идеологического давления и контроля со стороны государства» [Федоров, Челышева, 2002, с. 66].
Однако, вероятно, при изучении и анализе материала по теме исследования важно учитывать не только этапы активизации медиаоб-разовательной мысли, но и исторические предпосылки, которые инициировали этот процесс. Поэтому нами была предпринята попытка провести анализ с использованием исторического подхода с акцентом на педагогической системе, для этого мы обратились к важным фактам, которые послужили отправной точкой для начала реформирования образовательной системы СССР
Проведенный анализ нормативных, правовых документов, сборников материалов и документов по проблеме перестройки образовательной системы СССР позволил нам выделить наиболее значимые даты, которые способствовали трансформации педагогической мысли ученых с учетом реалий, которые существовали в стране и в
мире. Основные даты эпохи перестройки образования нашли отражение в таблице 1.
В рамках данной статьи мы будем основываться на представленной периодизации, в соответствии с которой мы определяем дату начала эпохи "перестройки" в образовательной сфере СССР - 12 апреля 1984 года. Начало перестройки непосредственно связывают с приходом на пост Генерального секре-
таря ЦК КПСС М.С. Горбачева. Однако, по мнению многих историков, ученых, политиков (А.Н. Сахарова, М.Н. Зуева, И.С. Ратьковского, М.В. Ходякова и др.), осознание необходимости реформ пришло к советскому руководству еще в начале 1980-х годов, о чем свидетельствовала деятельность Ю.В. Андропова и сменившего его на посту Генерального Секретаря ЦК КПСС К.У. Черненко.
Таблица 1. Основные даты реформы отечественного образования эпохи « перестройки»
№ п/п Даты Названия законодательных актов
1 12 апреля 1984 года, № 13-Х1 Постановление Верховного Совета СССР об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы.
2 25 февраля 1986 года Политический доклад Центрального Комитета КПСС XXVII Съезду Коммунистической партии Советского Союза [Политический доклад, 1986], включающий поддержку реформы среднего и профессионального образования.
3 18 марта 1987 года Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране» [Постановление, 1987], которое в своей основе базировалось на Постановлении 1984 года.
4 20-22 декабря 1988 года Всесоюзной съезд работников образования, где были сформулированы основные принципы новой образовательной политики: демократизация, расширение полномочий и повышение самостоятельности образовательных учреждений; регионализация; многообразие в целях, задачах и технологиях и .т.д. [Всесоюзный съезд, 1988].
5 1990 год Была начата разработка проекта нормативно-правового акта об образовании.
6 Начало 1991 года Проект закона РСФСР "Об образовании" [Государственная программа (проект), 1991] был принят к рассмотрению. Его положения базировались на следующих принципах: либеральная идеология, увеличение объемов финансирования, льготное налогообложение, обеспечение социальных гарантий учащихся и работников образования.
7 11 июля 1991 года Указ Президента РСФСР "О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР", согласно которому сфера образования объявлялась приоритетной для государственного финансирования, освобождалась от всех видов налогов, вводились льготы на средства, направляемые на поддержку образования.
В образовательной сфере это выразилось в Постановлении Верховного Совета СССР об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы (от 12 апреля 1984 года) (таблица 1, графа 1) [Постановление, 1984].
Мы проанализировали наиболее важные (в контексте данного исследования) моменты, которые, с нашей точки зрения, способствовали стимуляции и трансформации медиаобразовательной мысли и деятельности. По итогам решений XXVI съезда КПСС, июньского (1983) и февральского (1984) Пленумов ЦК КПСС было разработано постановление, которое касалось всех направлений педагогической системы СССР:
1. Школа в условиях совершенствования развитого социализма.
2. Структура общего, среднего и профессионального образования.
3. Повышение качества учебно-воспитательного процесса.
4. Трудовое воспитание, обучение, профессиональная ориентация.
5. Учитель в советском обществе.
6. Укрепление учебно-материальной базы образования.
7. Совершенствование управления народным образованием.
В Постановлении говорится: «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы" имеют важнейшее значение для экономического, социально-политического и духовного прогресса советского общества. ... содержат научно обоснованную стратегическую программу дальнейшего совершенствования общего среднего и профессионального об-
разования, воспитания юной смены в свете решений XXVI съезда КПСС, июньского (1983) и февральского (1984) Пленумов ЦК КПСС, полностью соответствуют положениям Конституции СССР о праве граждан СССР на образование. В них намечен широкий комплекс общегосударственных мер, призванных поднять работу советской школы на новый качественный уровень, определены перспективы ее развития» [Постановление, 1984].
Итак, анализируемое Постановление не ставило своей целью глубокое реформирование системы образования , но намечало пути и направления , по которым оно должно было развиваться в ближайшей перспективе. В основе педагогической системы страны лежала единая трудовая, политехническая школа, деятельность которой была направлена не только на образование, но и на воспитание согласно коммунистическим ценностям и идеалам.
Для достижения данной цели была необходима работа не только Министерства просвещения СССР, но и других Министерств. Координационная деятельность как залог успешного реформирования нашла отражение в анализируемом Постановлении Верховного Совета СССР: "Министерству просвещения СССР, Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Советам Министров союзных и автономных республик, местным Советам народных депутатов, их исполнительным комитетам принять меры к значительному
улучшению учебно-воспитательного процесса, дальнейшему совершенствованию идейно-политического, нравственного и трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащейся молодежи в соответствии с требованиями реформы, задачами современного этапа развития советского общества" [Постановление, 1984].
На местах Советам народных депутатов необходимо было разработать и утвердить конкретные планы по реализации реформы школы, шире использовать свои координационные и контрольные полномочия в организации воспитательной работы с детьми и молодежью, в объединении усилий родителей, семьи, школы, учреждений культуры, творческих союзов, средств массовой информации.
Необходимость реформирования четко понималась политическим руководством страны и ставилась наравне с экономическими, социальными задачами. Отражение этого мы находим в Постановлении, где отмечалось, что воспитание молодого человека должно осуществляться объединенными усилиями школы, семьи, средств массовой информации, искусства. Для страны эта задача представляет собой первостепенную экономическую, социальную и нравственную значимость.
Правительством СССР признавалось несовершенство существующей с стране образовательной системы, отражение чего есть в анализируемом Постановлении (13 апреля 1984 года): «Реформа школы имеет целью также преодоление ряда негативных явлений, се-
рьезных недостатков и упущений, накопившихся в ее деятельности. Следует усовершенствовать структуру образования, существенно повысить качество общеобразовательной, трудовой и профессиональной подготовки, более широко применять активные формы и методы, технические средства обучения...» [Постановление, 1984]. По нашему мнению, здесь выявлялось противоречие методов, средств обучения и воспитания, которые в ряде случаев безнадежно отстали и устарели по отношению к технической, социальной ситуации середины 1980-х годов.
Одним из решений, находящим отражение в Постановлении (1984) было полное удовлетворение потребности в учебной, справочной и научно-популярной литературе по основам наукам и факультативным курсам. Рассматривая медиаобра-зовательную деятельность, можно говорить о том, что это как раз в этой области научная литература издавалась активно. Так, А. В. Федоров утверждает, что в 1980-х годах «в России было опубликовано немало книг, статей, исследований, посвященных проблемам массового образования на материале различных видов медиа (Л.М. Баженова, О.А. Баранов, Е.А. Бондаренко, Л.С. Зазнобина, И.С. Левшина, В.А. Монастырский, С.Н. Пензин, Г.А. По-личко, Л.П. Прессман, А.В. Спичкин, Ю.Н. Усов, А.В. Федоров, Н.Ф. Хиль-ко, А.В. Шариков и др.). Поток ме-диаобразовательных исследований усилился особенно со времени радикального изменения политической и социально-экономической жизни в России... » [Федоров,
2012, с. 12]. Материалы, представленные в монографиях, научно-методических пособиях, учебных программах (С.Н. Пензин, Ю.Н.Усов, А.В.Шариков и др.), представляют собой как обобщение теоретических исследований, практической деятельности, так и совершенно новые по форме работы - интеграция отечественного и западного опыта, расширение средств меди-аобразования (от традиционных -кинематографа, прессы, фотографии, радио к обращению к видео, телевидению, компьютерным технологиям и пр.). Эпоха перестройки стала определенным периодом подведения итогов более чем полувековой деятельности в работах Ю.Н. Усова [1988], С.Н. Пензина [1984, 1987] и др.
Далее в пунктах 14 и 16 Постановления (12 апреля 1984 года) мы находим дополнительные данные, важные для нашего исследования:
Пункт 14: «Активными и постоянными помощниками учителя, семьи и общественности должны быть средства массовой информации. Необходимо расширить учебные передачи по телевидению и радио, улучшить их содержание, обеспечить пропаганду и распространение передового опыта, образцовой постановки воспитания молодежи» [Постановление, 1984, с.14].
Пункт 16: «Важнейшая задача - значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитек-
туры, красоту и богатство родной природы...» [Постановление, 1984, с.15].
Здесь мы видим ссылку на ме-диаобразование, которое должно быть организовано как в школах, так и во внеучебных учреждениях страны. В документе прямо указывается на два аспекта медиаобразова-тельной деятельности:
- развитие учебных передач, фильмов, транслируемых по различным каналам масс-медиа;
- развитие "сети" кружков, клубов, факультативов, где на материале и с помощью масс-медиа осуществляется эстетическое воспитание учащихся и молодежи.
В этой двухаспектности нам видится единая цель: идеологическая пропаганда советского образа жизни, пропаганда социалистическим идеалов, принципов, которая достигается с помощью трудового, эстетического, нравственного воспитания.
В произведениях медиакульту-ры, в особенности, - в кинематографе, прессе скрыт достаточный потенциал, который должен был, согласно Постановлению, активизироваться. Мы можем констатировать, что медиапедагоги своим энтузиазмом ответили на этот правительственный документ, который нашел поддержку и во время правления М.С. Горбачева. Ими были разработаны программы для всех звеньев школы, внешкольных учреждений (Ю.И. Божков, И.Н. Гутова, Ю.Н. Пензин, Г.А. Поличко, Ю.Н. Усов, Е.А. Черкашин, Н.Н. Яковлева и др.).
Вовлечение в реформирование
- как школьного, так и внешкольного образования - учащихся и молодежи должно было укрепить ком-
мунистическую идеологию, принципы морали, нравственности.
Одним из важных моментов Постановления можно отметить создание в экспериментальном порядке учебно-воспитательные комплексов, дающих возможность органически соединить общее образование с музыкальным, художественным развитием. В учебных заведениях, домах пионеров, клубах и дворцах культуры рекомендовалось повсеместно наладить работу кружков художественной самодеятельности, уделять постоянное внимание их репертуару.
Во многих медиаобразователь-ных моделях, разработанных меди-апедагогами в рассматриваемый период, мы наблюдаем именно создание комплексных программ по медиаобразовательной тематике. С.Н.Пензин писал о неразделимости воспитания и обучения: «Педагогическое воздействие на личность подразделяется на образование (формирование знаний), обучение (соответственно — умений, на вы-ков) и воспитание (организация ценностных ориентации)... Многие исследователи понимают эстетическое воспитание кинозрителей как двойной процесс и именуют его «кинообразование и киновоспитание», подчер кивая тем самым желание избавиться от опасности одностороннего подхода к кино, проявляющегося или в эстетизме, или в прагматизме... Мы будем употреблять одно слово - «кинообразование», включая в это понятие и обучение, и воспитание» [Пензин, 1987, с.28]. Изучение созданных в эпоху перестройки моделей и программ медиаобразования подво-
дит нас к выводу, что при их создании педагоги (Ю.И. Божков, И.Н. Гу-това, А.В. Федоров, Ю.Н. Усов и др.) опирались именно на решение учебных и воспитательных задач с помощью кинематографа, прессы, радио, фотографии и т.д.
Далее в Постановлении отмечалось, что необходимо поставить надежный заслон проникновению в молодежную среду безыдейности, пошлости, низкопробной духовной продукции. Что касается идеологии, то, по нашему мнению, можно говорить, что в 1980-х годах постепенно набирала обороты западная медийная экспансия. В духовной, моральной жизни молодежи начала формироваться альтернатива в виде внедрения зарубежных идей, культуры. Информация о западной жизни поступала к советским людям, преимущественно, при помощи масс-медиа - журналов, фильмов («несанкционированно» просматриваемых теперь на появившихся видеомагнитофонах), фотографий и т.д., все более стройным потоком ввозимых из стран «капиталистического лагеря».
Четкое осознание этого и понимание последствий (разрушение советской идеологический системы на духовном, ментальном уровнях) находит отражение в анализируемом Постановлении 1984 года. В нем указывается обязательность разработки рекомендаций по комплексному подходу к воспитательной работе в учебных заведениях, предусматривающие координацию усилий по всем направлениям коммунистического воспитания - идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического, физического.
На основе изучения и анализа Постановления Верховного Совета СССР «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» мы приходим к следующим выводам:
1. Данный документ был составлен исходя из назревшей необходимости внесения изменений, которая осознавалась политиками, учеными уже с начала 1980-х годов. Постановление стало, по сути, итоговым документом по результатам решений XXVI съезда КПСС (июнь 1983 года, февраль 1984 года), Пленумов ЦК КПСС, общественного обсуждения сути и направления реформ в области образования;
2. Реформирование образовательной и профессиональной школы было обосновано внешнеполитическими, экономическими, социальными факторами. Реформы образования были частью кардинального изменения общего курса страны. Взяв за основу историю СССР, мы находим подтверждение этой мысли: реформы образования проходили с 1917 года, захватив 1920-е годы и часть 1930-х годов (связано с образованием Советского государства); в 1958 году - период оттепели, который отразился и в педагогической системе; 1984 год и эпоха перестройки.
Подтверждение нашей мысли находим и в словах Э.Д.Днепрова [Днепров, 2006], который считает, что идеи образовательных реформ необходимы в период "перемен", потому что в ядре образований заключается проблема человека. То есть любые перемены предусматривают направленность на будущее, поэтому, наравне с экономи-
ческими, политическими и пр. реформами необходимо проецировать тип будущей личности.
3. Именно Постановление Верховного Совета от 14 апреля 1984 года стало основанием для реформирования образования в эпоху "перестройки", которая началась с приходом к власти М.С. Горбачева. Таким образом, мы говорить о том, что перемены в образовательной системе ведут начало не с 1985 года (если иметь в виду исторический аспект), а ранее, так как "перестройка" в образовании базировалась на представленном нами документе.
4. Постановление Верховного Совета в своей основе основывалось на комплексном и системном подходах, о чем свидетельствует достаточное количество Министерств, в юрисдикции которых было выполнение Постановления. Одной из главных задач партии, а соответственно и педагогической системы было всестороннее и гармоничное развитие личности.
Следующая значимая дата реформы образования в СССР (таблица 1, графа 2) 25 февраля 1986 года, когда М.С. Горбачевым был сделан политический доклад на XXVII Съезде Коммунистической партии Советского Союза [Политический доклад, 1986]. В нем поддерживалась реформа среднего и профессионального образования. Эта реформа базировалась на общих принципах развития страны, которые М.С. Горбачев сформулировал следующим образом [Горбачев, 1988]: - демократизация всех сторон жизни советского общества, в том числе расширение гласности и радикальная экономическая реформа;
- во внешней политике - утверждение всеобъемлющей системы международной безопасности, безъядерного ненасильственного мира. В основе универсальный способ решения международных вопросов не как баланса сил двух систем, а как баланса их интересов;
- конструктивное, равноправное взаимодействие государств и народов в масштабах всей планеты. Отказ от вывода о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические системы (социалистическую и капиталистическую), признание его единым и взаимозависимым;
- отказ от принципа пролетарского (социалистического) интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (классовыми, национальными, идеологическими).
Итак, этот документ дает нам представление о векторной направленности перестройки в образовании, которая была направлена на:
- укрепление социалистических основ воспитания советского человека с одной стороны;
- разработку основ и развитие непрерывного образования;
- изменения: как в средней школе, так и в высших заведениях, главными задачами которых были модернизация научных знаний, технически-материальной базы, введение новых предметов в школах (информатика и пр.), открытие специальностей в вузах, направленных на развитие современной науки и т.д.;
- наращивание связей между образовательными учреждениями и производственными предприятиями;
- гуманизацию образования в целом.
Начало реформирования образовательной системы в СССР послужило толчком к развитию педагогических знаний, интеграции западных теорий, концепций в отечественный опыт педагогики, обращению взглядов многих ученых к духовному, нравственному эстетическому развитию личности в свете новых мировоззренческих установок, который были привнесены М.С. Горбачевым и его командой.
Следующей важной датой реформы образования с 1984 по 1991 годы мы выделили 13 марта 1987 года (таблица 1, графа 3).
Последовательность реформы образования эпохи перестройки, которой положило начало Постановление 1984 года, нашло отражение и в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране» [Постановление, 1987] от 13 марта 1987 года. В нем наблюдалась прямая преемственность Постановлению 1984 года с усилением акцентов на интеграцию образовательной системы с наукой и производством. В рассматриваемом документе мы находим выявление недостатков образовательной системы, в соответствии с которыми были намечены необходимые пути их преодоления.
Недостатки были заметны не только чиновникам образования, но и педагогической, а также широкой общественности. Критика касалась не только форм, методов, содержания образования и воспитания, но и идеологической основы, на которой базировалась советская образовательная система. «Либерали-
зация общественной жизни и развитие плюрализма в стране привели к усилению критики системы образования, которая в силу своего консерватизма не могла быстро адаптироваться к меняющимся условиям. Необходимы были меры, которые базировались бы на новых идейных установках» [Белая книга, 2000, с.19]. То есть реформа прохо -дила в условиях гласности, где свое видение платформы образования, его модернизации предлагалась как государственными чиновниками, так и педагогической общественностью. Э.Д.Днепров видит особенность образовательной реформы в том, что, по сути, она была подготовлена «снизу»: «Учительской газетой», педагогами, научным сообществом. «Учительство было настроено на перемены, и это еще одна особенность, потому что все остальные реформы навязывались сверху» [Днепров, 2006, с.2].
В практической деятельности это нашло отражение в появлении альтернативных проектов развития системы образования, программ реформ общеобразовательной школы, создании новых типов учебных учреждений -таких как гимназии, лицеи. Ослабла регламентация школьной жизни, по-новому стали преподаваться предметы гуманитарного цикла. Но анализ нормативно-правовых документов по теме исследования, диссертационных исследований (А.С. Белонож-кина, Н.А. Булычевой, В.Г. Шишики-на и др.), периодической печати и пр. убеждает нас в том, что реформирование образования проходило в сложных условиях (как внутри педагогической науки, сообщества,
так и с учетом социальных, политических, экономических реалий).
Неоднозначность реализации реформы образования обозначила следующую дату в таблице 1 (графа 4): 20-22 декабря 1988 года - проведение Всесоюзного съезда работников образования [Всесоюзный съезд, 1988].
До начала работы съезда, в середине 1988 года Госкомвуз СССР провел дискуссию на тему «Стратегия образования», в которой участвовали учителя, работники вузов, чиновники образования всех уровней. В ходе встречи работники образования попытались более четко определить цели реформы. Обсуждался ряд важных вопросов: учет новых экономических факторов, которые находят/не находят отражение в образовательной системе; способы осуществления непрерывного образования; внедрение в учебный процесс обновленных методик преподавания; применение инновационных технологий; методы обучения специалистов (для средних и высших учебных заведений); подбор преподавательских кадров и др.
Заключительной точкой широкого обсуждения реформы образования стал Всесоюзный съезд работников образования, где разработанная Концепция была одобрена педагогической общественностью, что выразилось в итогах голосования: 920 голосов "за", 3 - "против" и 1 - "воздержался".
Во время работы съезда его участниками были сформулированы основные принципы новой образовательной политики. «Базовым посылом для реформирования образовательной системы становилась
ее демократизация, включающая децентрализацию управления, расширение полномочий и повышение самостоятельности образовательных учреждений от опеки органов власти. Особое место отводилось регионализации, то есть праву субъектов федерации на формирование собственных образовательных стратегий и программ развития, которые отвечали бы потребностям территорий. Допускалось многообразие в целях, задачах и технологиях, а также формах собственности образовательных учреждений» [Шишикин, 2011, с.13].
Аналогии этому в рассматриваемый период прослеживаются и в развитии медиаобразования, особенно в региональном компоненте образования (что нашло отражение во многих программах медиа-педагогов, которые разрабатывались и реализовались в годы перестройки: Ю.Н. Усова, Ю.М. Рабиновича, И.В. Вайсфельда, С.Н. Пензи-на, Г.А. Поличко и мн. др.).
Итак, в 1988 году была сформулирована и принята Концепция развития образования, определены принципы, на которых будет строится учебно-воспитательный процесс в образовательных и досу-говых учреждениях. Изменения коснулись и одного из основных векторов в развитии образовательной системы, а именно отказа от тотальной унификации и профессионализации общеобразовательной школы, демократизация и гуманизация процесса образования.
В 1990 году началась разработка проекта нормативно-правового акта об образовании. К 1991 г. был принят к рассмотрению проект за-
кона РСФСР «Об образовании». Его положения в значительной мере основывались на предыдущих Постановлениях, принятой Концепции образования и пр. Но было и много принципиально нового. Главное - в его основе лежали принципы более либеральной идеологии и демократических основ развития российского общества. «Важной составляющей реформ становилось увеличение объемов финансирования, льготное налогообложение, обеспечение социальных гарантий учащихся и работников образования. Сфера образования освобождалась от каких-либо идеологических и политических доктрин и догм. Государство отказывалось от монополии в образовании, обязалось учитывать региональные компоненты развития системы, национальные, социальные, экономические особенности территорий» [Шишикин, 2011, с.19].
Несмотря на определенную реформаторскую деятельность в сфере образования, его перестройка постоянно сталкивалась с трудностями, которые тормозили начатые процессы. Поэтому педагогическая общественность многого ждала подписания Указа № 1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» (таблица 1, графа 7), подписанного Президентом РСФСР Б.Н. Ельциным 11 июля 1991 года.
Согласно данному Указу № 1, сфера образования объявлялась приоритетной для государственного финансирования, предполагалось освободить ее от всех видов налогов, ввести льготы на средства, направляемые на поддержку образования. Планировалось увеличить матери-
альное обеспечение работников системы, учащихся, активизировать международные контакты отечественной высшей школы, усилить ее научный потенциал. Мы считаем, именно с этого Указа, многие положения которого, увы, так и остались благими пожеланиями, началась новейшая история образования в Российской Федерации после распада СССР Но в рамках нашего исследования Указ № 1 от 11 июля 1991 года становится практически завершающей точкой исследования.
Итак, мы можем сделать следующие выводы о том, что:
- временные рамки эпохи «перестройки» (1986 - 1991 годы) не совсем точно отражают специфику происходивших в образовательной системе СССР изменений. С нашей точки зрения, это не совсем верно, так как изменения в сфере образования и медиаобразования - это следствия реформирования системы, которое началось с 1984 года. Нами доказано, что проведение «перестроечных» преобразований в области образования основывался на предыдущих решениях (съездов КПСС 1983, 1984 годов, итогах общественного обсуждения и т.д.), адаптированных к изменениям в политической, экономической, социальной сферах. На этом основании мы предлагаем для эпохи «перестройки» образовательной политики в СССР следующие временные рамки - 1984 - 1991 годы;
- нами выделены наиболее значительные правовые документы, мероприятия, которые повлияли не только на ход и векторность реформ в образовании, но и указали на глубину, необходимость изменений.
Литература
XXVII съезд КПСС, 25 февраля - 6 марта 1986 г.: стеног. отчет: в 3 т. М.
1986. Т. 2. 370 с.
Белая книга российского образования. М., 2000. Ч. 1. 250 с.
Белоножкин А.С. Реформирование системы высшего образования в СССР (1985 - 1991 гг.). Дисс. ... канд. истор. наук. М.,, 2006. 190 с.
Булычева Н.А. Государственная власть и педагогическая
общественность СССР в условиях реформирования системы народного образования (1985-1991 гг.). Дисс. ... канд. ист. наук. Астрахань, 2012. 196 с.
Всесоюзный съезд работников народного образования: стеног. отчет. 2022.12.1988. М.: Высшая школа, 1990. 414 с.
Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. М.: Политиздат, 1988. 272 с.
Горбачев М.С. Политический доклад Центрального Комитета КПСС XXVII Съезду Коммунистической партии Советского Союза. М., 1986. С. 59.
Государственная программа развития высшего образования РСФСР (проект). М.: Политиздат. 1991. 58 с.
Днепров Э.Д. Время. Школа. Человек. Пять эпох российского образования. Первое сентября. 2006. № 23.
История России. Россия в мировой цивилизации. Т. 3. / под ред. А.Н.Сахарова. М., 1992. 810 с.
Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране. М.: Политиздат. 1987. 312 с.
Пензин С.Н. Кино в системе искусств: проблема автора и героя. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1984. 188 с.
Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та,
1987. 176 с.
Политический доклад Центрального Комитета КПСС XXVII Съезду Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат. 1986. 352 с.
Постановление от 12 апреля 1984 г. N 13-XI об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы. http:// base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=ESU;n=636.
Указ № 1 Президента РСФСР Б.Н. Ельцина «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР». http:/ /www.lexed.ru/doc.php?id=2485#
Усов Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 1988.
Федоров А.В., Левицкая А.А., Че-лышева И.В. Мурюкина Е.В., Колесни-ченко В.Л., Михалева Г.В., Сердюков Р.В. Научно-образовательный центр «Меди-аобразование и медиакомпетент-ность». М.: МОО «Информация для всех», 2012. 614 с.
Федоров А.В., Челышева И.В. Ме-диаобразование в России: краткая история развития. Таганрог: Познание, 2002. 266 с.
Федоров А.В., Челышева И.В., Новикова А.А. и др. Проблемы медиаоб-разования: научная школа под руководством А.В. Федорова. Таганрог. Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та. 2007. 212 с.
Шишикин В. Г. Реформирование государственного сектора высшего образования России во второй половине 1980-х - 2001 гг. (на примере Томской и Новосибирской областей). Автореф. ... канд. ист наук. Томск, 2011.
References
All-Union congress of workers of national education: a verbatim record 2022.12.1988. Moscow: Higher School, 1990. 414 p.
Basic directions of reorganisation of the higher and average vocational education in the country. Мoscow: Politizdat. 1987, 312 p.
Belonogkin, A.S. Reforming of higher education system in the USSR (1985 -1991). Ph.D. Dis. Moscow, 2006. 190 p.
Bulycheva, N. A. State Power of the USSR in the conditions of reforming of
system of national education (1985-1991). Ph.D. Dis. Astrakhan. 2012. 196 p.
Dneprov, E.D. Time. School. Person. Five epoch of a Russian education. Pero-voe Sentybrya. 2006. № 23.
Fedorov A.V., Chelysheva I.V., Noviko-va A.A., etc. Problem а media education Problem: scientific school under the guidance of A.V.Fedorov. Taganrog, 2007. 212 p.
Fedorov A.V., Levitskaya A.A., Chelysheva I.V. IVIuryukina E.V., Kolesnichenko V.L., Mikhaleva G.V., Serdyukov RV. The scientific-educational center "Media education and media competence". Moscow: The "Information for all", 2012. 614 p.
Fedorov, A.V., Chelysheva I.V. Media education in Russia: short history of development. Taganrog: Knowledge, 2002. 266 p.
Gorbachev, M.S. Perestroika and new thinking for our country and for all world. Moscow: Politizdat, 1988. 272 p.
Gorbachev, M.S. The political report of the Central Committee of the CPSU to XXVII Congress of Communist party of Soviet Union. M. 1986, p. 59.
Government program of development of higher education of RSFSR (project). Moscow: Politizdat. 1991, 58 p.
History of Russia. Russia in a world civilisation. T. 3. Moscow, 1992. 810 p.
Penzin, S.N. Cinema and aesthetic education: methodological problems. Voronezh, 1987. 176 p.
Penzin, S.N. Cinema in system of arts: a problem of the author and the hero. Voronezh, 1984. 188 p.
Political report of the Central Committee of the CPSU to XXVII Congress of Communist party of Soviet Union. Moscow: Politizdat. 1986. 352 p.
Shishikin, V.G. Reform of public sector of higher education of Russia in second half 1980 - 2001 (on an example of Tomsk and Novosibirsk areas). Ph.D. Dis. Tomsk, 2011.
The decision from April, 12th, 1984, N 13-XI about the basic directions of reform general educational and a vocational school. http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi? req=doc; base=ESU; n=636.
The decree N 1 of the President of RSFSR B.N.Yeltsin "About prime measures on a development of education in RSFSR". http://www.lexed.ru/doc.php? id=2485 # The white book of a Russian education. Moscow, 2000. 250 p.
Usov, Y.N. Film education's moustaches as means of aesthetic education and art development of schoolboys. Ph.D. Dis. Moscow, 1988.
XXVII congress of the CPSU, on February, 25th - on March, 6th, 1986. The report. Moscow. 1986. Vol. 2. 370 p.