Научная статья на тему 'Медиаобразовательные центры в Австралии'

Медиаобразовательные центры в Австралии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
184
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРЫ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / АВСТРАЛИЯ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ШКОЛЫ / ВУЗЫ / ПЕДАГОГИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Федоров А. В., Сердюков Р. В.

В статье анализируется деятельность (основные цели и задачи, целевая аудитория, теоретические концепции, базовые блоки моделей, формы и методы работы) наиболее значимых центров медиаобразования в современной Австралии, среди которых лидирующее положение занимают организации Совет медиаобразовательных организаций Австралии (Council of Australian Media Education Organizations Inc. CAMEO) и «Австралийские медиапедагоги» (Australian Teachers of Media ATOM).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиаобразовательные центры в Австралии»

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ

Media Education in the World

МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ В АВСТРАЛИИ*

А.В.Федоров,

доктор педагогических наук, профессор, президент Ассоциации медиапедагогики России, проректор по научной работе Таганрогского государственного педагогического

института им. А.П.Чехова mediashkola@rambler.ru

Р.В.Сердюков, аспирант

Таганрогского государственного педагогического института им. А.П.Чехова, член Ассоциации медиапедагогики России,

Аннотация. В статье анализируется деятельность (основные цели и задачи, целевая аудитория, теоретические концепции, базовые блоки моделей, формы и методы работы) наиболее значимых центров медиаобразования в современной Австралии, среди которых лидирующее положение занимают организации Совет медиаобразовательных организаций Австралии (Council of Australian Media Education Organizations Inc. - CAMEO) и «Австралийские медиапедагоги» (Australian Teachers of Media - ATOM).

Ключевые слова: центры медиаобразования, медиаобразование, меди-аграмотность, медиакомпетентность, Австралия, сравнительный анализ, школы, вузы, педагоги.

* Написано при финансовой поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы по мероприятию 1.1. (III очередь) - «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров», «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области психологических и педагогических наук», ГК 02.740.11.0604 по теме «Анализ эффективности российских научно-образовательных центров в области медиаобра-зования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами» (рук. проекта -доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров).

Media Education Centers in Australia

Prof. Dr. Alexander Fedorov,

president of Russian Association for Film and Media Education, pro-rector of Anton Chekhov's Taganrog State Pedagogical Institute,

mediashkola@rambler.ru

Ruslan Serdukov,

Ph.D. student of Anton Chekhov's Taganrog State Pedagogical Institute, member of Russian Association for Film and Media Education,

Abstract. The article examines the work (the basic goals and objectives, target audience, theoretical concepts, basic components of models, forms and methods), the most important media education centers in modern Australia, among them the leading position are organizations Council of Australian Media Education Organizations Inc. - CAMEO and Australian Teachers of Media - ATOM.

Keywords: Media Education Centers, Media education, media literacy, media competence, Australia, comparative analysis, schools, universities, educators.

Наряду с Канадой и Великобританией, Австралия - один из бесспорных лидеров медиаобразова-ния в современном мире. Изучение медиа предусматривается здесь школьными учебными планами всех австралийских штатов. Деятели ме-диаобразования в Австралии объединены в профессиональную ассоциацию - АТОМ (Australian Teachers of Media), которая выпускает ежеквартальный журнал METRO. АТОМ проводит регулярные конференции, издает книги, выпускает аудиовизуальные учебные пособия и т.д.

Каждый австралийский ребенок обязан учиться в школе до 15 летнего возраста. 70% школьников продолжают свое обучение до 17 лет [McMahon, Quin, 1999, p.191]. При этом медиаобразование (в Австралии также применяется термин 'Media Studies Viewing') осуществляется в основном в старших классах, хотя затрагивает и начальную школу В старших классах существуют автономные курсы под названием 'Media Studies', но медиа-

образование также интегрировано в такие дисциплины, как «Английский язык», «Искусства», «Технологии» и т.д. Большинство австралийских педагогов верит, что медиагра-мотность/медиакомпетентность необходима для учебного процесса, «так как это медиа - средство распространения культуры и источник новых знаний» [Greenaway, 1997, p. 187]. Имеется в виду также, что в учебном процессе надо учитывать медийные предпочтения аудитории, понимать важность удовольствия от контакта с медиатек-стами [McMahon, Quin, 1997, p.317].

В Западной Австралии, например, медиаобразование уже давно включено в учебный план средних школ для учащихся возраста 12-17 лет. В начальных классах нет никакого формального учебного плана по медиаобразованию, однако оно интегрировано в курс английского языка. Занятия медиаобразовательно-го цикла проводятся преподавателями, прошедшими соответствующую подготовку на специальных курсах.

Как и в Великобритании, меди-аобразование в Австралии опирается на так называемые «ключевые понятия» (key aspects). Среди них в качестве основных выделяются, например, «репрезентация», «селекция», «конструкция», «медиа-тексты» (как агенты влияния культуры и доминирующей идеологии) - с их функциями и формами; «агентства» (источники медиатек-стов), «аудитория», процесс создания «компетентных и значимых сообщений» и др.

Направленность медиаобра-зования в Австралии [Quin, McMahon, 1999, p.32] поначалу была связана с известной моделью Г.Лассуэла (H.Lasswell) («коммуникатор» - «сообщение» - «канал» -«получатель» - «эффект»). Бесспорно, сильное теоретическое влияние на медиаобразование оказало и учение М.Маклюэна (M.McLuhan). Ведь именно он одним из первых стал отстаивать важность медиаграмотности [McLuhan, 1967, p.36] в условиях «глобальной деревни» (global village) [McLuhan, 1967, p.31], в которую, по его мнению, неизбежно должна была превратиться наша планета после мощного и свободного распространения и массового потребления широчайшего спектра медиатек-стов в любой точке мира. В некотором смысле медиаобразование было связано и с учением марксистского толка (ideological approach) о медиа как агенте социального контроля. Многие педагоги хотели разъяснить учащимся, что медиа-культура зависит от политической и экономической поддержки наиболее влиятельных сил в социуме.

В 1970-х годах в Австралии стал распространяться семиотический подход (semiotic approach) [Quin, McMahon, 1999, p.32]. Немало сторонников имел и подход, комбинирующий практику и теорию. На практических занятиях школьники учились пользоваться техническими медиа, писать сценарии (к примеру, сценарии коротких телесюжетов), что, в свою очередь, помогало им лучше понимать медиатексты, созданные профессионалами.

В 1980-х годах ощутимую поддержку обрела идея «освобождения от идеологии»: то есть медиа-образование должно было помочь учащимся в «демифологизации» идеологической направленности медиатекстов. Здесь, бесспорно, ощущалось влияние британских теорий медиаобразования - в частности, теории «критической автономии» (critical autonomy approach) Л.Мастермана (L.Masterman), культурологической концепции (cultural studies approach).

Ведущим направлением меди-аобразования в современной Австралии все чаще становится изучение вопросов, связанных с ролью медиа в производстве и репроизводстве, в репрезентации различных социальных групп в условиях демократического общества. Медиа рассматривается в широком социокультурном контексте. Глобальная ценность медиаобразования видится австралийским педагогам в том, чтобы «сделать медиаграмотность процессом, развивающимся в течение всей человеческой жизни» [McMahon, Quin, 1997, p.316].

Популярными темами исследований становятся: «Реклама на теле-

видение и детская аудитория», «Культурные различия и развитие телевидения для детей», «Влияние видеоигр на детскую аудиторию», «Дети и домашние компьютеры», «Молодежная аудитория и Интернет» и др. [International..., 2000, p.4-5].

Вместе с тем в Австралии есть и сторонники художественного меди-аобразования (media as popular art approach). «Понимание популярной культуры, - пишет П.Гринэвей (P.Greenaway), - и, возможно, более узкой области - подростковой культуры - весьма существенная часть тематики занятий со школьниками, особенно в медиаобразовании» [Greenaway, 1997, p.188].

Однако большинство деятелей медиаобразования Австралии понимают его в более широком, нежели художественном, контексте. Например, Б.Мак-Махон (B.McMahon) и РКуин (R.Quin) [McMahon, Quin, 1997, p.315] предлагают модель медиаобразования, которая предусматривает «контекст» (исходные базовые знания аудитории, совместная работа и активность аудитории), «цели» (обучение), «стратегии» («знания»: работа с текстами, исследования, исходные факты, данные, альтернативные представления, критика и т.д.; «практические задания»: видеосъемка, написание сценария и т.д.; «ценности»: этическое рассмотрение, культурные ожидания, альтернативные точки зрения, моральные суждения), «итоговые результаты» (умение «читать» ме-диатекст, анализировать его значимость и ценность и т.д.), «оценку результатов медиаобразования» (ориентация в мире медиакультуры, самостоятельное продолжение

медиаобразования в дальнейшем).

В итоге «медиакомпетентные учащиеся» должны [McMahon, Quin, 1997, p.316-317]:

- понимать, какие средства используются для создания медиа-текстов;

- осознавать связь между выбором специфики изображения (например, в рекламе) и ее соотнесением с «целевой аудиторией»;

- уметь проиллюстрировать соответствующими примерами стереотипность медиаобраза (как эти стереотипные образы служат экономическим, социальным интересам отдельных групп общества).

Медиаобразование в Австралии сегодня становится все более разветвленным. Ведущие деятели австралийского медиаобразования все чаще выходят на международный уровень. Благодаря развитию Интернета работы австралийских медиапедагогов распространяются по всему миру

Попробуем систематизировать и обобщить опыт работы крупнейших медиаобразовательных центров в различных регионах Австралии. ***

1. Название научно-образовательного центра (НОЦ) в области медиапедагогики: Совет медиаобразовательных организаций Австралии (Council of Australian Media Education Organizations Inc. - CAMEO)

2. Год создания, место расположения НОЦ: 1991, представительство в различных штатах.

3. Источники финансирования НОЦ: государственное, со стороны различных фондов.

4. Руководство НОЦ: Грант Бриндал (Grant Brindal).

5. Целевая аудитория, на которую ориентирован НОЦ: школьники различных возрастных групп, студенты, преподаватели, а также общество в целом.

6. Основная цель НОЦ: осуществлять продвижение медиаобра-зования среди учителей, учащихся на всех уровнях обучения, а также в обществе в целом.

7. Основные задачи НОЦ:

- содействовать взаимодействию между медиаобразователь-ными организациями в различных штатах Австралии, а также в Новой Зеландии для свободного обмена идеями;

- активно распространять информацию о медиаобразовании среди общественности;

- информировать организации, входящие в состав CAMEO, о последних новостях в сфере медиаобра-зования;

- оказывать помощь школьникам и студентам в развитии медиа-образовательных умений и навыков;

- содействовать созданию меди-аобразовательных ассоциаций в тех штатах/территориях, где подобные ассоциации отсутствуют, и оказывать им спонсорскую поддержку;

- поддерживать связь с другими австралийскими и международными медиаобразовательными организациями.

8. Определение медиаобразо-вания, на которое опирается деятельность НОЦ:

В целом совпадает с определением ЮНЕСКО: «Медиаобразова-ние (media education) связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) и различными технология-

ми; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как: 1) анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты; 2) определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст; 3) интерпретировать медиа-тексты и ценности, распространяемые медиа; 4) отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории; 5) получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции. Медиаобразование является частью основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию и является инструментом поддержки демократии. Медиаобразование рекомендуется к внедрению в национальные учебные планы всех государств, в систему дополнительного, неформального и образования в течение всей жизни человека» [Rec. UNESCO, 1999].

9. Основные теоретические концепции медиаобразования, на которые опирается НОЦ: теория медиаобразования, сориентированная на формирование «критического мышления», социокультурная, практическая теории.

10. Перечень базовых блоков модели медиаобразования в НОЦ:

целевой (ориентация на формирование критического мышле-

ния, критической автономии личности), констатирующий, содержательный (изучение, анализ медиа-текстов, обучение самовыражению при помощи медиа), развитие прак-тико-деятельностных умений с опорой на анализ медиатекстов, результативный (повышение уровня медиакомпетентности аудитории).

11. Организационные формы, применяемые в НОЦ: лекции, спецкурсы, семинары, конференции, различные программы и мероприятия.

12. Методы, используемые в НОЦ: по источникам полученных знаний: словесные (лекция, рассказ, беседа, дискуссия); наглядные (иллюстрация и демонстрация медиа-текстов); практические (выполнение различного рода заданий практического характера на материале медиа). По уровню познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные (сообщение педагогом определенной информации о медиа, восприятие и усвоение этой информации аудиторией); репродуктивные (разработка и применение педагогом различных упражнений и заданий на материале медиа для того, чтобы учащиеся овладели приемами их решения), проблемные (проблемный анализ определенных ситуаций или медиатекста с целью развития критического мышления); исследовательские (организация исследовательской деятельности учащихся).

13. Основные разделы содержания медиаобразовательной программы НОЦ (касающиеся изучения таких ключевых понятий медиаобразования как «идеология медиа», «агентства медиа», «категории медиа», «технологии медиа»,

«язык медиа», «репрезентации медиа», «аудитория медиа» и др.):

- медиаобразовательные задания, интегрированные в базовые курсы школы/вуза;

- медиаобразовательные задания автономного характера для школ/вузов.

14. Области применения меди-аобразовательных программ, разработанных в НОЦ: автономное и интегрированное медиаобразова-ние в учебных и внеучебных учреждениях различных типов.

***

1. Название научно-образовательного центра (НОЦ) в области медиапедагогики: Организация «Австралийские медиапедагоги» (Australian Teachers of Media - ATOM)

2. Год создания, место расположения НОЦ: Середина 1960-х, штаты Виктория, Квинсленд, Новый Южный Уэльс, Западная Австралия, Территория федеральной столицы, Тасмания (Victoria, Queensland, New South Wales, Western Australia, Australian Capital Territory, Tasmania).

3. Источники финансирования НОЦ: со стороны различных учреждений (QANTM College, Queensland University of Technology, Screen Australia Digital Learning, Videopro Business Centre, Australian Film, Television and Radio School).

4. Руководство НОЦ: Дерек Уикс (Derek Weeks) (Квинсленд), Роджер Данскомб (Roger Dunscombe) (Виктория) и др.

5. Целевая аудитория, на которую ориентирован НОЦ: учителя и преподаватели медиа, студенты, аспиранты, докторанты.

6. Основная цель НОЦ: Повышение квалификации медиапеда-гогов, а также уровня медиаграмот-ности и технической подкованности студентов.

7. Основные задачи НОЦ:

- обмен опытом между педагогами из различных учебных заведений;

- содействие развитию и распространению медиаобразования в Австралии и во всем мире;

- развитие способностей аудитории к критическому мышлению/ критической автономии личности;

- развитие способностей аудитории к восприятию, оценке, пониманию, анализу медиатекстов;

- обучение аудитории творческому самовыражению с помощью медиа.

8. Определение медиаобразо-вания, на которое опирается деятельность НОЦ, в целом совпадает с определением ЮНЕСКО [Rec. UNESCO, 1999].

9. Основные теоретические концепции медиаобразования, на которые опирается НОЦ: теория медиаобразования, ориентированная на формирование «критического мышления»; практическая теория, социокультурная теория.

10. Перечень базовых блоков модели медиаобразования в НОЦ:

целевой (ориентация на формирование критического мышления, критической автономии личности), констатирующий, содержательный (изучение, анализ медиа-текстов, обучение самовыражению при помощи медиа), развитие прак-тико-деятельностных умений с опорой на анализ медиатекстов, результативный (повышение уровня

медиакомпетентности аудитории).

11. Организационные формы, применяемые в НОЦ: лекции, спецкурсы, семинары, конференции, различные программы и мероприятия.

12. Методы, используемые в НОЦ: по источникам полученных знаний: словесные (лекция, рассказ, беседа, дискуссия); наглядные (иллюстрация и демонстрация медиатекстов); практические (выполнение различного рода заданий практического характера на материале медиа). По уровню познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные (сообщение педагогом определенной информации о медиа, восприятие и усвоение этой информации аудиторией); репродуктивные (разработка и применение педагогом различных упражнений и заданий на материале медиа для того, чтобы учащиеся овладели приемами их решения), проблемные (проблемный анализ определенных ситуаций или медиатекста с целью развития критического мышления); исследовательские (организация исследовательской деятельности учащихся). Преобладают проблемные, практические, исследовательские методы.

13. Основные разделы содержания медиаобразовательной программы НОЦ ( касающиеся изучения таких ключевых понятий медиаобразования как «идеология медиа», «агентства медиа», «категории медиа», «технологии медиа», «язык медиа», «репрезентации медиа», «аудитория медиа» и др.):

- медиаобразовательные задания, интегрированные в базовые курсы вуза;

- медиаобразовательные задания автономного характера для вузов.

Профессиональная ассоциация деятелей медиаобразования ATOM выпускает ежеквартальный журнал "METRO". АТОМ проводит регулярные конференции, издает книги, выпускает аудиовизуальные учебные пособия и т.д.

14. Области применения меди-аобразовательных программ, разработанных в НОЦ: автономное и интегрированное медиаобразова-ние в учебных и внеучебных учреждениях различных типов.

***

1. Название научно-образовательного центра (НОЦ) в области медиапедагогики: Медиа для австралийской молодежи (Young Media Australia).

2. Год создания, место расположения НОЦ: Гленелг, Южная Австралия (Glenelg, South Australia).

3. Источники финансирования НОЦ: со стороны различных фондов, частные пожертвования.

4. Руководство НОЦ: профессор Элизабет Хэндсли.

Элизабет Хэндсли (Elizabeth Handsley): краткая творческая биография

Профессор права, работает в Университете Флиндерс с 1996 года. Президент организации Young Media Australia, специализируется на защите детей от негативного влияния медиа.

Библиография (публикации Э.Хэндсли):

Handsley, E. (2006). Class actions. Torts Law Journal, 14(3), 301-310.

Handsley, E., Davis, G., & Israel, M.A. (2005). Law school lemonade -or can you turn external pressures into

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

educational advantages? Griffith Law Review, 14(1), 108-133.

Handsley, E., Mehta, K.P., Coveney, J.D., & Nehmy, C.S. (2009). Regulatory Axes on Food Advertising to Children. Australia and New Zealand Health Policy, 6(1).

Handsley, E., Nehmy, C.S., Mehta, K.P., & Coveney, J.D. (2007). Media, public health and law: A lawyer's primer on the food advertising debate. Media and Arts Law Review, 12(1), 1-20.

5. Целевая аудитория, на которую ориентирован НОЦ: австралийские дети, молодежь, родители, учителя.

6. Основная цель НОЦ: Защитить детей, молодежь от негативного влияния медиа.

7. Основные задачи НОЦ:

- содействие здоровому развитию австралийских детей, молодежи;

- изучение влияния медиа на развитие детей, молодежь;

- улучшение качества медиа, создаваемых для детей, молодежи;

- помощь родителям и учителям в выборе медиа для демонстрации детям, молодежи.

8. Определение медиаобразования, на которое опирается деятельность НОЦ: Медиаобразова-ние призвано развивать социальные и эмоциональные навыки детей/молодежи, их языковые умения, способствовать формированию здоровых взаимоотношений между детьми, формировать уверенность в себе и в собственных силах, развивать творческое и аналитическое мышление посредством различных медиа (http:// www.youngmedia.org.au).

9. Основные теоретические концепции медиаобразования, на

которые опирается НОЦ: защитная, социокультурная теория, теория медиаобразования, ориентированная на формирование «критического мышления».

10. Перечень базовых блоков модели медиаобразования в НОЦ:

целевой (защита детей от негативного влияния медиа, ориентация на формирование критического и творческого мышления), констатирующий, содержательный (изучение, анализ медиатекстов, обучение аудитории самовыражаться с помощью медиа), развитие практико-де-ятельностных умений с опорой на анализ медиатекстов, результативный (повышение уровня медиаком-петентности аудитории).

11. Организационные формы, применяемые в НОЦ: конференции, семинары для родителей, круглосуточная «горячая линия» для родителей по вопросам медиа.

12. Методы, используемые в НОЦ: в целом аналогичные CAMEO.

13. Основные разделы содержания медиаобразовательной программы НОЦ:

- медиаобразовательные задания, использующиеся при проведении семинаров.

14. Области применения меди-аобразовательных программ, разработанных в НОЦ: автономное и интегрированное медиаобразова-ние в учебных и внеучебных учреждениях различных типов.

***

1. Название научно-образовательного центра (НОЦ) в области медиапедагогики: Университет Маккуори (Macquarie University).

2. Год создания, место расположения НОЦ: 1970, Сидней (год

создания кафедры медиаобразо-вания).

3. Источники финансирования НОЦ: со стороны государства и различных фондов, также за счет частных пожертвований.

4. Руководство НОЦ: доктор наук Вилла МакДональд.

Вилла МакДональд (Willa McDonald): краткая творческая биография

Работала журналистом в газетах Sydney Morning Herald, Bulletin, the Times on Sunday, на радио и ТВ. Преподавала в различных учебных заведениях Австралии и Японии (Sydney Institute of Technology, TAFE, the University of Technology, the Australian Centre for Independent Journalism.,).

Библиография (публикации В.МакДональд):

McDonald, W. (2004). New Beginnings, Finding Happiness: Single Mothers Share their China Adoption Stories, Our Chinese Daughters Foundation, Illinois.

McDonald, W. (2007). Dis/ Connections: Expressions of belonging in non-Indigenous Australian non-fiction, in Offord, B, and Haebich, A (eds), Landscapes of Exile, Peter Lang.

McDonald, W. (2009). Warrior for Peace: Dorothy Auchterlonie Green, Australian Scholarly Publishing.

http://www.dmc.mq.edu.au/

5. Целевая аудитория, на которую ориентирован НОЦ: студенты, аспиранты.

6. Основная цель НОЦ: научить аудиторию анализировать, критически оценивать, создавать и получать доступ к медиатекстам.

7. Основные задачи НОЦ:

- развить способности аудитории к критическому мышлению;

- развить способности аудитории к восприятию, оценке, пониманию, анализу медиатекстов;

- обучить аудиторию творческому самовыражению с помощью медиа;

- подготовить аудиторию к жизни в демократическом обществе.

8. Определение медиаобразо-вания, на которое опирается деятельность НОЦ, в целом совпадает с определением ЮНЕСКО [Rec. UNESCO, 1999].

9. Основные теоретические концепции медиаобразования, на которые опирается НОЦ: теория медиаобразования, сориентированная на формирование «критического мышления»; практическая теория, социокультурная теория.

10. Перечень базовых блоков модели медиаобразования в НОЦ:

целевой (ориентация на формирование критического мышления, критической автономии личности), констатирующий, содержательный (изучение, анализ медиа-текстов, обучение самовыражению при помощи медиа), развитие прак-тико-деятельностных умений с опорой на анализ медиатекстов, результативный (повышение уровня медиакомпетентности аудитории).

11. Организационные формы, применяемые в НОЦ:

лекции, спецкурсы, семинары.

12. Методы, используемые в НОЦ, в целом совпадают с теми, что используются в CAMEO и ATOM.

13. Основные разделы содержания медиаобразовательной программы НОЦ:

- медиаобразовательные задания, интегрированные в базовые курсы вуза;

- медиаобразовательные задания автономного характера для вузов.

14. Области применения меди-аобразовательных программ, разработанных в НОЦ: в основном -учебные учреждения высшего образования.

***

1. Название научно-образовательного центра (НОЦ) в области медиапедагогики: Школа медиа и коммуникации Университета RMIT (School of Media and Communications, RMIT University).

2. Год создания, место расположения НОЦ: 9 июля 2009г. после объединения Школы креативных медиа (School of Creative Media) и Школы прикладной коммуникации (School of Applied Communication) Университета RMIT. Мельбурн, штат Виктория (Melbourne, Victoria).

3. Источники финансирования НОЦ: со стороны государства и различных фондов, частные пожертвования

4. Руководство НОЦ: Профессор Стефани Хемелрик Дональд.

Стефани Хемелрик Дональд (Stephanie Hemelrik Donald): краткая творческая биография

Работает в сфере австралийского высшего образования с 1997 года. Окончила Оксфордский университет в 1983 году, в 1997 получила степень доктора наук в Университете Сассекса. Ее исследования в основном посвящены кинематографу, медиа и обучению детей в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В данный момент занимает должность декана Школы медиа и ком-

муникации Университета RMIT, Мельбурн .

Библиография (книги С.Х.Дональд):

Balnaves, M, Donald, J. and Donald, S.H. (2001). The Penguin Atlas of Media and Information, New York: Penguin USA.

Balnaves, M., Donald, S.H. and Shoesmith, B. (2009). Media Theories and Approaches: A Global Perspective, London: Palgrave.

Donald S.H., Keane, M. and Hong, Y. (eds.) (2002). Media in China: Consumption, Content, and Crisis, London: Routledge-Curzon.

Donald, S.H. (2000). Public Secrets, Public Spaces: Cinema and Civility in China, Lanham: Rowman and Littlefield.

Donald, S.H. (2005). Little Friends: Children's Film and Media Culture in New China, Lanham: Rowman and Littlefield.

Donald, S.H., Anderson, T. and Spry, D. (eds) (2010). Youth, Society and Mobile Media in Asia. London: Routledge.

5. Целевая аудитория, на которую ориентирован НОЦ: студенты, аспиранты.

6. Основная цель НОЦ: достижение понимания студентами медиа и теории коммуникации посредством ряда практических занятий.

7. Основные задачи НОЦ:

- развить способности аудитории к критическому мышлению;

- развить способности аудитории к восприятию, оценке, пониманию, анализу медиатекстов;

- выработка у аудитории профессиональных навыков в выбранной ими сфере деятельности.

8. Определение медиаобразования, на которое опирается деятельность НОЦ, в целом совпадает с определением ЮНЕСКО [Rec. UNESCO, 1999].

9. Основные теоретические концепции медиаобразования, на которые опирается НОЦ: практическая теория; теория медиаобразования, сориентированная на формирование «критического мышления».

10. Перечень базовых блоков модели медиаобразования в НОЦ:

целевой (ориентация на формирование критического мышления, критической автономии личности), констатирующий, содержательный (изучение, анализ медиа-текстов, обучение самовыражению при помощи медиа), развитие прак-тико-деятельностных умений с опорой на анализ медиатекстов, результативный (повышение уровня медиакомпетентности аудитории).

11. Организационные формы, применяемые в НОЦ: лекции, спецкурсы, семинары.

12. Методы, используемые в НОЦ, в целом совпадают с теми, что используются в CAMEO и ATOM.

13. Основные разделы содержания медиаобразовательной программы НОЦ:

- медиаобразовательные задания, интегрированные в базовые курсы вуза;

- медиаобразовательные задания автономного характера для вузов.

Школой медиа и коммуникации Университета RMIT разработаны и применяются специальные программы для студентов и аспирантов. На первом году обучения студенты изучают основы коммуникации и

медиакультуры. Также преподаются профессиональные курсы в области журналистики и связей с общественностью. В дальнейшем на выбор им предлагается продолжить обучение в контексте одной из четырех областей: кино; азиатская культура и медиа; литература и философия; коммуникации, бизнес и политика. На втором году обучения преподаются практические курсы медиа, построенные на знаниях и умениях, полученных студентами на первом году обучения. На третьем году обучения студенты выбирают одну из специальностей: печатные СМИ; телевизионная и радиожурналистика; связи с общественностью; радио производство; телевизионное производство; интегрированные медиа.

14. Области применения медиа-образовательных программ, разработанных в НОЦ: учебные и внеучеб-ные учреждения различных типов.

Выводы. Медиаобразование в Австралии (как и в Канаде, Новой Зеландии) является обязательным для всех учащихся школ с 1 по 12 классы. Медиаобразование занимает ведущие позиции и в вузах Австралии. Важнейшее направление деятельности австралийских научно-образовательных центров в области медиапедагогики - развитие медиаобразования школьников и молодежи: как по направлению ин-тегрирации в базовые предметы, так и автономного характера. Медиаобразование учителей осуществляется в основном на специальных курсах повышения квалификации.

Литература References

Greenaway, P. (1997). Media and Arts Education: A Global View from Australia. In: Kubey, R. (Ed.) Media Literacy in the Information Age. New Brunswick and London: Transaction Publishers, p.187-198.

International Research Forum on Children and Media (2000). N 9, p.4-5.

McLuhan, M. (1967). The Gutenberg Galaxy. London: Routlege & Kegan Paul, 294 p.

McMahon, B. and Quin, R. (1986). Real Images: Film & Television. Melbourne: Macmillian Company of Australia.

McMahon, B. and Quin, R. (1992). Knowledge, Power, and Pleasure: Directions in Media Education. Paper presented to the Second North American Conference on Media Education, Guelph, Ontario.

McMahon, B. and Quin, R. (1997). Living with the Tiger: Media Education Issues for the Future. In: Kubey, R. (Ed.). Media Literacy in the Information Age. New Brunswick and London: Transaction Publishers, p.307-321.

McMahon, B. and Quin, R. (1999). Australian Children and the Media Education, Participation and Enjoyment. In: Children and Media. Image. Education. Participation. Geteborg: The UNESCO International Clearinghouse on Children and Violence on the Screen, Nordicom, p.189-203.

McMahon, B. and Quin, R. (2000). Media Education or Celebration. Telemedium. The Journal of Media Literacy. Vol. 46. N 1, 6-7.

Quin, R. and McMahon, B. (1999). Theory and Practice of Media Education. Educating for the Media and the Digital Age. Vienna: Federal Ministry of Education, UNESCO, p.31-35.

Recommendations Addressed to the UNESCO. In: Education for the Media and the Digital Age. Vienna: UNESCO, 1999, p. 273-274.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.