4. Karlsson F. (2008). Early generative linguistics and empirical methodology // M. Kyto and A. Ludeling, eds., Handbook on Corpus Linguistics. Vol. 1. Mou-ton de Gruyter, Berlin & New York. Pp. 14-32.
5. Shchukin A. N. (2007). Obucheniye inostrannym yazykam: teoriya i prakti-ka: uchebnoe posobie dlya prepodavateley i studentov. Moscow.
6. Orwell G. Politics and the English Language [Electronic Resource]. URL: http://www.orwell.ru/librarv/essays/politics/english7e polit
7. URL: http://www.richmond.k 12.va.us/readamillion/readingquotes.htm (Дата обращения 05.06.2010)
8. Kravchenko A. V. (2008). Kognitivnyi gorizont yazykoznaniya. Irkutsk.
Федоров Александр Викторович
Доктор педагогических наук, профессор проректор по научной работе ФГБОУ ВПО «ТГПИ им. А.П. Чехова», г. Таганрог, Ростовская область, Россия
УДК 316.77:001.8 ББК 74.580.
МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ СОВРЕМЕННОЙ
ФРАНЦИИ*
В статье анализируется деятельность (основные цели и задачи, целевая аудитория, теоретические концепции, базовые блоки моделей, формы и методы работы) наиболее значимых центров медиаобразования в современной Франции, среди которых лидирующее положение занимает государственный национальный медиаобразовательный центр CLEMI.
Ключевые слова: Центры медиаобразования; медиаобразование; медиаграмотность; медиакомпетентность; сравнительный анализ; школы; вузы; педагоги; Франция.
MEDIA EDUCATION CENTERS IN MODERN FRANCE The article examines the work (the basic goals and objectives, target audience, theoretical concepts, basic components of models, forms and methods), of the most
* Написано при финансовой поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы по мероприятию 1.1. (III очередь) - «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров» по лоту № 5. 2010-1.1-305-021 «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области психологических и педагогических наук», ГК 02.740.11.0604 по теме «Анализ эффективности российских научно-образовательных центров в области медиаобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами» (рук.проекта - доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров).
important media education centers in modern France, with the state national media education center CLEMI in the leading position.
Key words: Media Education Centers, media education, media literacy, media competence, comparative analysis, schools, universities, educators, France.
На сегодняшний день во Франции можно выделить несколько крупных медиаобразовательных центров - государственный национальный ме-диаобразовательный центр CLEMI - Centre de liaison de l'enseignement et des medias d'information. http://www.clemi.org; Исследовательская группа «Дети и медиа» GRREM: Group de recherche sur la relation Enfants/Medias). http://www.grrem.org; Региональная ассоциация образовательной молодежной прессы Association regional press enseignement jeuness - ARPEJ: http://www.pressealecole.fr; APTE: Экран, медиа и мы http://www.apte.asso.fr.
Во время нашей научной поездки во Францию нам удалось систематизировать и обобщить опыт работы крупнейших медиаобразовательных центров в различных регионах страны.
1. Название научно-образовательного центра (НОЦ) в области медиапедагогики: государственный национальный медиаобразовательный центр CLEMI - Centre de liaison de l'enseignement et des medias d'information. http://www.clemi.org
2. Год создания, место расположения НОЦ: 1982, Париж.
3. Источники финансирования НОЦ: государственное финансирование и гранты различных фондов.
4. Руководство НОЦ: Франс Ренуччи (France Renucci), Эвелин Бевор
(Evelyne Bevort).
Ренуччи, Франс (France Renucci): краткая творческая биография
Ф.Ренуччи - доктор наук, директор CLEMI, преподает в Сорбонне дисциплины, связанные с теорией и историей медиа. Член редколлегии журнала Medium, организатор и участница многих международных конференций и программ как на уровне Европейского Союза, так и на уровне ЮНЕСКО.
Бевор, Эвелин (Evelyne Bevort): краткая творческая биография
Э.Бевор - исполнительный директор CLEMI, известный медиапедагог и исследователь, организатор и участница многих международных конференций и программ как на уровне Европейского Союза, так и на уровне ЮНЕСКО. Участвовала в медиаобразовательных конференциях в России.
Библиография (избранные работы Э.Бевор)
Bazalgette, C., Bevort, E. & Savino, J. (1992). L’Education aux medias dans le monde: Nouvelles orientations. Paris - London: BFI, CLEMI, UNESCO, 120 p.
Bevort, E. & De Smedt, T. (1997) Peut-on evaluer l’education aux medias? La revue Educations. 1997. N 14, p. 50-54.
Bevort, E. & Smedt, T. (1997). Une research en vue d’envaluer les effets de l’education aux medias. Les jeunes et les medias demain. Paris: UNESCO-GRREM.
Bevort, E., Breda, I. (2001) Les jeunes et Internet. - Paris: CLEMI, 160 p.
Bevort, E., Cardy H., De Smedt, T., Garcin-Marrou, I. (1999) Evaluation des pratiques en education aux medias, leurs effects sur les enseignants et leurs eleves.
- Paris: CLEMI, 152 p.
Savino-Blind, J., Bevort, E., Fremont, P., Menu, B. (2008). Eduquer aux medias ca s'apprend! Paris: SNDP-CLEMI, 152 p.
Бевор, Э. Юные, медиа и медиаобразование // Средства коммуникации и проблемы развития личности ребенка / ред. А. В. Шариков. М. : ЮНПРЕСС, 1994. С. 29-35.
5. Целевая аудитория, на которую ориентирован НОЦ: школьники разных возрастных групп, дошкольники, школьные учителя, студенты.
6. Основная цель НОЦ: медиаобразование школьников, выполнение научных исследований, связанных с медиаобразованием школьников (в основном, на материале прессы и интернета), с изучением влияния медиа на подрастающее поколение, повышением медиакомпетентности и т.д.
7. Основные задачи НОЦ:
- развивать критическое мышление путем сравнения различных источников информации и формировать более активных и ответственных граждан;
- развивать дух толерантности, способность услышать аргументы друг друга, понимание плюрализма идей, их относительности;
- внедрить динамичные педагогические инновации, касающиеся учебных заведений всех уровней;
- покончить с изоляцией школы от медиа, то есть установить тесные отношения с жизненными реалиями;
- использовать преимущества специфических форм печатной и аудиовизуальной культуры в нашем обществе (CLEMI, 1996, p. 12).
8. Определение медиаобразования, на которую опирается деятельность НОЦ: определение ЮНЕСКО.
9. Основные теоретические концепции медиаобразования, на которые опирается НОЦ: культурологическая, развития критического мышления, практическая, семиотическая теории медиаобразования. Важнейшее ключевое понятие во французском медиаобразовании — словосочетание l’education critique aux medias (le jugement critique). Очевидно, тут можно провести прямую параллель с концепцией формирования критического мышления по отношению к медиатекстам, выдвинутой британцем Л. Мастерманом (L. Masterman). Имеется в виду, что учащиеся должны не только критически воспринимать и осмысленно оценивать произведения медиакультуры, но и осознавать, какую роль она играет в окружающей действительности (медиа как средство самовыражения человека, как средство его культурного развития и пр.), как медиатексты влияют на аудиторию и т.д.
10. Перечень базовых блоков модели медиаобразования в НОЦ: блок констатирующих экспериментов, направленных на выявление исходных уровней развития медиакомпетентности аудитории; блок формирующих экспериментов, направленных на развитие медиакомпетентности той или иной возрастной группы людей; блок итоговых констатирующих экспери-
ментов, выявляющих изменения, произошедшие у аудитории в процессе формирующих экспериментов.
11. Организационные формы, применяемые в НОЦ: внедрение медиаобразования в учебную, внеучебную и досуговую деятельность учащихся; интегрированные занятия в школах, дополнительное медиаобразование. Медиаобразование на материале прессы традиционно самая сильная сторона французской модели медиаобразования. Именно в этом направлении осуществляется львиная доля деятельности CLEMI, проходит большая часть ежегодных конференций и семинаров.
12. Методы, используемые в НОЦ: по источникам полученных знаний: словесные (лекция, рассказ, беседа, объяснение, дискуссия); наглядные (иллюстрация и демонстрация медиатекстов); практические (выполнение различного рода заданий практического характера на материале медиа). По уровню познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные (сообщение педагогом определенной информации о медиа, медиакультуре, восприятие и усвоение этой информации аудиторией); репродуктивные (разработка и применение педагогом различных упражнений и заданий на материале медиа для того, чтобы учащиеся овладели приемами их решения), проблемные (проблемный анализ определенных ситуаций или медиатекста с целью развития критического мышления); частично-поисковые или эвристические, исследовательские (организация поисково-творческой деятельности обучения). Предпочтение оказывается процессу практической медиаобразо-вательной деятельности, медийным проектам, циклам игровых/творческих занятий.
13. Основные разделы содержания медиаобразовательной программы
НОЦ (касающиеся изучения таких ключевых понятий медиаобразования как «агентства медиа», «категории медиа», «технологии медиа», «язык медиа», «репрезентации медиа» и «аудитория медиа»). В CLEMI разработаны подробные программы и методические рекомендации по медиаобразованию для начальной и средней школы, лицеев — как для школьной аудитории, так и для учителей (Savino-Blind, Bevort, Fremont, Menu, 2008, p.8-34). В частности, предполагается, чтобы учащиеся сравнивали точки зрения авторов медиатекстов разных видов и жанров, обнаруживали их противоречия, идентифицировали источники информации, анализировали сюжетные конструкции, аудиовизуальный ряд, экономические механизмы рекламы, аргументированно обосновывали свою точку зрения, умели создавать собственные медиатексты и т.д. В итоге аудитория должна обладать развитым критическим мышлением по отношению к медиа и медиатекстам, основанным на демократических ценностях.
Аудиовизуальная сфера медиаобразования представлена в методических рекомендация П. Бертело, Э. Бевор и др. под названием «Телевидение: способ использования». Здесь дается представление о телевизионных жанрах и особенностях телеязыка, о том, как создаются телепередачи и как они воспринимаются различными социальными, возрастными и иными группами аудитории [Berthelot, Bevort. et les autres, 2003, p.8-47]. Еще детальнее мето-
дика медиаобразования на материале телевидения с четкой ориентацией на развитие критического и демократического мышления дана в учебном пособии, разработанном сотрудниками отделения CLEMI в Бордо (CLEMI de l'academie de Bordeaux, 2003, p.78-83). Сотрудники регионального отделения CLEMI в Бордо разработали также методические рекомендации для использования интегрированного медиаобразования на уроках французского и иностранных языков, литературы, истории, географии, художественного образования, экологии, математики, технологии и др. (CLEMI de l'academie de Bordeaux, 2003).
14. Области применения медиаобразовательных программ, разработанных в НОЦ: в школах, в специализированных учебных заведениях, на курсах повышения квалификации учителей, на кружковых занятиях (в клубах, студиях, учреждениях дополнительного образования и досуга). Очаги медиаобразования на материале прессы есть практически во всех французских школах. В начале текущего столетия во Франции был успешно проведен второй национальный конкурс школьных и лицейских журналов, в котором участвовали 982 журнала, созданных школьниками [CLEMI, 2009, р.19].
Только в 2007-2008 годах в процесс медиаобразования (с учетом деятельности всех национальных отделений CLEMI) было вовлечено 30 тысяч человек. Из них — 24,5% составили школьники, 8% — студенты, 13,7% — педагоги, 9,5% — члены различных ассоциаций, 4,5% — исследователи. Остальную аудитория - журналисты, библиотекари, работники архивов, иностранцы и пр. [CLEMI, 2009, р.10]. Успешно проведенная в 2008 году девятнадцатая национальная Неделя прессы и медиа в школе вовлекла в свою деятельность 4,7 миллиона учащихся и 415,5 тысяч педагогов в четырнадцати тысячах учебных заведений по всей территории Франции (CLEMI, 2009, p. 12). Как всегда в Неделе прессы и медиа участвовали профессиональные журналисты из 1750 средств массовой информации (пресса, радио, телевидение, интернет).
Учитывая стремительный рост влияния интернет-сайтов на подрастающее поколение, CLEMI активизировала свою деятельность в данном направлении. Это касается не только расширения функций и поддержки базового сайта организации www.clemi.org, содержащего тексты и аудиовизуальные файлы медиаобразовательного характера, но и проведения семинаров и круглых столов по тематике интернет-образования. В итоге это привело к восьмикратному увеличению числа посещений страниц сайта (2008) по сравнению с аналогичными данными начала XXI столетия (CLEMI, 2009, p. 20-21). Во Франции существуют также и другие медиаобразовательные сайты или ме-диапедагогические секции в рамках образовательных сайтах [www.educaresources.education.fr, www.curiospere.tv и др.].
1. Название научно-образовательного центра (НОЦ) в области медиапедагогики: Исследовательская группа «Дети и медиа» — GRREM: Group de recherche sur la relation Enfants/Medias). http://www.grrem.org
2. Год создания, место расположения НОЦ: 1995, Париж.
3. Источники финансирования НОЦ: государственное финансирование и гранты различных фондов.
4. Руководство НОЦ: Коринн Десталь (Corinne Destal), Элизаберт Оклэр (Elisabeth Auclaire).
5. Целевая аудитория, на которую ориентирован НОЦ: широкие слои населения.
6. Основная цель НОЦ: выполнение научных исследований, связанных с изучением влияния медиа на детскую аудиторию и повышением медиакомпетентности подрастающего поколения.
7. Основные задачи НОЦ:
- изучение и анализ медиапедагогического опыта;
- проведение научных исследований;
- проведение конференций и семинаров по проблемам медиаобразования, влияния медиа на детскую аудиторию;
- публикации по тематике медиакультуры, медиаобразования.
8. Определение медиаобразования, на которую опирается деятельность НОЦ: определение ЮНЕСКО.
9. Основные теоретические концепции медиаобразования, на которые опирается НОЦ: культурологическая, развития критического мышления, семиотическая теории медиаобразования.
10. Перечень базовых блоков модели медиаобразования в НОЦ: блок констатирующих экспериментов, направленных на выявление уровней развития медиакомпетентности детской аудитории, степени влияния медиа на детей и подростков; блок анализа результатов такого рода экспериментов.
11. Организационные формы, применяемые в НОЦ: исследовательская деятельность, семинары, конференции.
12. Методы, используемые в НОЦ: по источникам полученных знаний: словесные (лекция, рассказ, беседа, объяснение, дискуссия); наглядные (иллюстрация и демонстрация медиатекстов); исследовательские. Предпочтение оказывается исследовательским методам.
13. Основные разделы содержания медиаобразовательной программы НОЦ (касающиеся изучения таких ключевых понятий медиаобразования как «агентства медиа», «категории медиа», «технологии медиа», «язык медиа», «репрезентации медиа» и «аудитория медиа»):
- влияние медиа на детскую аудиторию;
- методы и формы медиаобразования школьников;
- методология и методы научных исследований по тематике «Дети и медиа».
14. Области применения медиаобразовательных программ, разработанных в НОЦ: дисциплины базовых и факультативных циклов (для базо-
вых курсов в университетах, для школ, специализированных учебных заведений, для курсов повышения квалификации учителей, в учреждениях дополнительного образования), кружковые занятия (в клубах, студиях, учреждениях дополнительного образования и досуга).
1. Название научно-образовательного центра (НОЦ) в области медиапедагогики: Региональная ассоциация образовательной молодежной прессы
— Association regional press enseignement jeuness — ARPEJ: http://www.pressealecole.fr.
2. Год создания, место расположения НОЦ: 1977, Париж.
3. Источники финансирования НОЦ: государственное финансирование и гранты различных фондов.
4. Руководство НОЦ: Жан-Клод Бонно (Jean-Claude Bonnaud), Жан-Пьер Спирле (Jean-Pierre SPIRLET).
5. Целевая аудитория, на которую ориентирован НОЦ: школьники, студенты, школьные учителя.
6. Основная цель НОЦ: медиаобразование молодежи на материале прессы.
7. Основные задачи НОЦ:
- проведение конференций и семинаров по проблемам прессы и медиаобразования молодежи;
- медиаобразование молодежной аудитории.
8. Определение медиаобразования, на которую опирается деятельность НОЦ: определение ЮНЕСКО.
9. Основные теоретические концепции медиаобразования, на которые опирается НОЦ: культурологическая, развития критического мышления, практическая теории медиаобразования.
10. Перечень базовых блоков модели медиаобразования в НОЦ: блок практической деятельности, направленной на медиаобразование молодежи на материале прессы.
11. Организационные формы, применяемые в НОЦ: поддержка и развитие движения школьной и молодежной прессы в различных регионах Франции.
12. Методы, используемые в НОЦ: по источникам полученных знаний: словесные (лекция, рассказ, беседа, объяснение, дискуссия); наглядные (иллюстрация и демонстрация медиатекстов); практические (выполнение различного рода заданий практического характера на материале прессы). Предпочтение оказывается процессу практической медиаобразовательной деятельности, медийным проектам на материале прессы.
13. Основные разделы содержания медиаобразовательной программы НОЦ (касающиеся изучения таких ключевых понятий медиаобразования как «агентства медиа», «категории медиа», «технологии медиа», «язык медиа», «репрезентации медиа» и «аудитория медиа»):
- роль прессы в современном мире;
- пресса и молодежь;
- обучение школьников и молодежи процессу создания газет и журналов.
14. Области применения медиаобразовательных программ, разработанных в НОЦ: в школах и высших учебных заведениях, в учреждениях дополнительного образования и досуга.
•k'k'k
1. Название научно-образовательного центра (НОЦ) в области медиапедагогики: НОЦ APTE: Экран, медиа и мы http://www.apte.asso.fr.
2. Год создания, место расположения НОЦ: 1986, Париж.
3. Источники финансирования НОЦ: различные источники.
4. Руководство НОЦ: коллективное руководство Ассоциации APTE.
5. Целевая аудитория, на которую ориентирован НОЦ: школьники, студенты, школьные учителя.
6. Основная цель НОЦ: медиаобразование аудитории (преимущественно на материале аудиовизуальных медиа), выполнение научных исследований, связанных с изучением влияния медиа на различные слои населения и повышением медиакомпетентности различных возрастных групп.
7. Основные задачи НОЦ:
- изучение и анализ медиапедагогического опыта;
- проведение конференций и семинаров по проблемам медиаобразования;
- медиаобразование школьной студенческой аудитории на материале телевидения, кино, радио, интернета, мультимедиа.
8. Определение медиаобразования, на которую опирается деятельность НОЦ: определение ЮНЕСКО.
9. Основные теоретические концепции медиаобразования, на которые опирается НОЦ: культурологическая, развития критического мышления, практическая теории медиаобразования.
10. Перечень базовых блоков модели медиаобразования в НОЦ: блок констатирующих экспериментов, направленных на выявление исходных уровней развития медиакомпетентности аудитории; блок формирующих экспериментов, направленных на развитие медиакомпетентности и практических умений на материале аудиовизуальных медиа; блок итоговых констатирующих экспериментов, выявляющих изменения, произошедшие у аудитории в процессе формирующих экспериментов.
11. Организационные формы, применяемые в НОЦ: внедрение медиаобразования в учебную, внеучебную и досуговую деятельность учащихся.
12. Методы, используемые в НОЦ: по источникам полученных знаний: словесные (лекция, рассказ, беседа, объяснение, дискуссия); наглядные (иллюстрация и демонстрация медиатекстов); практические (выполнение различного рода заданий практического характера на материале медиа). По уровню познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные (сообщение педагогом определенной информации о медиа, медиакультуре, восприятие и усвоение этой информации аудиторией); репродуктивные (разработка и применение педагогом различных упражнений и заданий на материале медиа для того, чтобы учащиеся овладели приемами их решения), проблемные (проблемный анализ определенных ситуаций или медиатекста с целью развития критического мышления); частично-поисковые или эвристические, исследовательские (организация поисково-творческой деятельности обучения). Предпочтение оказывается процессу практической медиаобразо-вательной деятельности, медийным проектам, циклам игровых/творческих занятий на аудиовизуальном материале.
13. Основные разделы содержания медиаобразовательной программы
НОЦ (касающиеся изучения таких ключевых понятий медиаобразования как «агентства медиа», «категории медиа», «технологии медиа», «язык медиа», «репрезентации медиа» и «аудитория медиа»):
- медиаобразование на материале радио и телевидения;
- медиаобразование и Интернет;
- мультимедийные возможности обучения.
14. Области применения медиаобразовательных программ, разработанных в НОЦ: в школах и высших учебных заведениях, в учреждениях дополнительного образования и досуга.
Таблица 1
Современное медиаобразование во Франции
в
В
В
«
м
В
В
«
U
а
о
2
в
л
н
я
и
о
м
я
а
ю
о
я
В
ч
В
э
п
П
Государственный национальный медиаобразовательный центр (с многочисленными филиалами в разных городах Франции) CLEMI -Centre de liaison de l'enseignement et des medias d'information. http://www.clemi.org
Исследовательская группа "Дети и медиа" recherche sur la relation Enfants/Medias). http://www.grrem.org
Региональная ассоциация образовательной молодежной прессы / Association regional press enseignement jeuness - ARPEJ: http://www.pressealecole.fr
(GRREM: Group de
CEMEA: экран и дети
http://www.cemea.asso.fr/multimedia/enfants-medias/
APTE : экран, медиа и мы http://www.apte.asso.fr/APTE0809/index.html
и Ч а ю « В Н Ю
£ 2*
§ £ с В
S о.
■A у
S ч 5 m
^ 3 -fi
оа
я
35
• 5
Л
оа л
0 &
?а ®
а в
*§ ® « S в V ^ в s « g * к в
1 2 о: в н в
© к
^ 5
В 35 к о
« S3 я а
lo ^ § « с ®
и «
3 SS я S ба
ST в В Ю
Медиаобразовательные журналы выпускаются в основном на базе ^ЕМ1 (например, обзоры лицейской прессы), хотя многие французские педагогические и медийные журналы время от времени публикуют статьи на тему медиаобразования.
С 1992 по 2009 годы французскими медиапедагогами изданы десятки монографий, учебных пособий и методических рекомендаций по проблемам массового медиаобразования. Некоторые из данных материалов можно найти в свободном доступе на сайте СЬБМ1 www.clemi.org Список журнальных статей по вопросам медиаобразования еще более обширен.
1
3 Главные задачи медиаобразования - Развитие критического, демократического мышления на медийном материале, умений анализа медиатекстов различных видов и жанров; - Развитие практических умений обращаться с медиатехникой и создавать собственные медиатексты (например, школьную и лицейскую прессу, интернет-сайты)
4 Основные медиаобразо- вательные теории - теория развития критического мышления; - «практическая» теория; - семиотическая теория; - культурологическая теория
5 Базовые медиаобразовательные модели - Развития критического и демократического мышления, творческих способностей на медиаматериале - на всех уровнях обучения. - Практические (изучение использования медиа на практике) - на всех уровнях обучения. - Социокультурного развития личности (в области развития эстетического восприятия и вкуса, интерпретации, анализа и т.д.) - на всех уровнях обучения; - Образовательно-информационные (изучение теории и истории медиакультуры и языка медиа), преимущественно на уровне высшей школы
6 Ключевые темы медиаобра-зовательных занятий Язык медиа, Аудитория медиа, Категории медиа, Технологии медиа, Медийные агентства, Медийные репрезентации, Теория и история медиакультуры, Проблемы медийного насилия и др.
7 Г рантовая поддержка научных исследований в области медиаобразования Государственные гранты и гранты различных структур Европейского Союза, ЮНЕСКО. Число диссертаций французских педагогов по медиаобразователь-ной тематике, защищенных в XXI веке, не превышает десятка.
8
Медиаобразование не является обязательным (за исключением специализированных вузов, школ и факультетов, ориентированных на подготовку профессионалов в сфере медиа). Однако Резолюция Европейского Парламента (2008) настоятельно рекомендует введение обязательного школьного медиаобразования. Медиаобразование в школах развито довольно интенсивно и носит как интегрированный в базовые предметы, так и автономный (факультативный, кружковой) характер. Медиаобразование учителей осуществляется в основном на специальных курсах. Для того, чтобы дать движению медиаобразования новый импульс необходима консолидация всех образовательных и медиапедагогических организаций, медийного сообщества.
Выводы. Важнейшее направление деятельности французских научнообразовательных центров в области медиапедагогики — развитие медиаобразования школьников и молодежи. В настоящий момент оно носит как интегрированный в базовые предметы, так и автономный (факультативный, кружковой) характер. Медиаобразование учителей осуществляется в основном на специальных курсах повышения квалификации. Медиаобразование во Франции пока не является обязательным (за исключением специализированных вузов, школ и факультетов, ориентированных на подготовку профессионалов в сфере медиа). Однако Резолюция Европейского Парламента (2008) настоятельно рекомендует введение обязательного школьного медиаобразования.
Библиографический список
1. Berthelot, P., Bevort, E. et les autres (2003). Television: mode d'emploi. Paris: CNDP-CLEMI, 64 p.
2. Bevort, E. & Breda, I. (2001). Les jeunes et Internet. Paris: CLEMI, 2001, 160 p.
3. CLEMI (1996) .L ’Actualite’ et les medias a l ’ecole primaire, au college et au licee. Paris: CLEMI, 120 p.
4. CLEMI (2008). Bilan de la formation 2007-2008. Paris: CLEMI, 96 p,
5. CLEMI (2009). Rapport d'activite'- 2008. Paris: CLEMI, 96 p,
6. CLEMI de l'academie de Bordeaux (2003). Parcours medias au college. Approaches disciplinaires et transdisciplinaires. Bordeux: CRDP, 168 p.
7. Corroy, L. (Ed.) (2008). Les jeunes et le medias. Les raisons du succes. Paris: CLEMI-Vuibert-INA, 268 p.
8. European Parliament Resolution (2008) on Media Literacy in a Digital
World. 16 December 2008 -
Strasbourg.http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP//TEXT+TA+P6-TA-2008-0598+0+D0C+XML+V0//EN
9. Fremont, P. (Ed.) (2002). Un partenaire exemplaire: l'ecole et les medias. Paris: CLEMI.
10. Fremont, P. & Bevort, E. (Eds.) (2001). Medias, violence et l'education. Paris: CNDP, 184 p.
11. Porcher, L. (200б). Les medias entre education et communication. Paris: CLEMI-Vuilbert-INA, 210 p.
12. Savino-Blind, J. (2009). 20e semain de la press et des medias dans l'ecole. Paris: CLEMI, бб p.
13. Savino-Blind, J., Bevort, E., Fremont, P., Menu, B. (2008). Eduquer aux medias ca s'apprend! Paris: SNDP-CLEMI, 152 p.
Иванова Людмила Анатольевна
Кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия
УДК 37.012.1 ББК 72.3 МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
Предметом статьи является научное познание, концепции развития науки и научного знания в свете кумулятивных и некумулятивных концепций. Статья написана на основе работ отечественных и зарубежных философов науки, а также на базе многолетних исследований автора в предметной области медиаобразования.
Ключевые слова: развитие науки; развитие научного знания; кумулятивная концепция; некумулятивная концепция; предвидение; прогнозирование; медиаобразование; информационное общество; меди; медиатекст; медиакомпетентность.
MEDIA EDUCATIONTION: LOOKING AHEAD
The article deals with the scientific cognition, science and scientific knowledge development in terms of cumulative and noncumulative theories. The article is based on domestic and foreign science philosophers’ works and also on the author’s long-term research of media education.
Key words: science development; development of scientific knowledge; cumulative theory; noncumulative theory; foresight, prognosis, media education; information society; media; media text; media competence.
Прежде чем говорить и представить на суд читателя основные актуальные направления развития медиаобразования, полезно обратиться к общей теории развития науки и научного знания. Выступление Д.И. Фельдштейна10 20.04.2011 в актовом зале Российской академии образования [11] с докладом, освещающем проблему падения уровня исследований в областях педагогиче-
10 Д.И. Фельдштейн - действительный член (академик) РАО, доктор психологических наук, профессор, председатель Экспертного совета по педагогике и психологии ВАК Министерства образования и науки РФ, вице-президент РАО, заслуженный деятель науки РФ, почетный член Американской психологической ассоциации.