Научная статья на тему 'МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ КОРПОРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ КОРПОРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТРАНСМЕДИЙНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / КОРПОРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОРПОРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ ТРАНСМЕДИЙНОЙ ГРАМОТНОСТИ / МАСТЕР - КЛАСС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярных Вероника Игоревна

Современное медийное пространство оказывает влияние на многие сферы жизни современного человека. В том числе и образовательное пространство не избежало этого влияния. Медиа широко входят в нашу жизнь, формируя такую часть образовательного пространства как медиаобразование. Поколения Y и Z сформировали новый запрос как на технологии обучения в образовательной среде, так и в корпоративном образовательном пространстве. Организации в системе корпоративного образования достаточно широко используют медиаобразовательные технологии. Но пандемия 2020 года заставила не просто переформатировать корпоративное образовательное пространство, но и существенно расширить использование современных медиаобразовательных технологий не только для формирования трансмедиакомпетенций. Медиаобразовательные технологии в условиях дистанционного и смешанного формата обучения позволяют быстро и комфортно для участника достичь необходимого результата в обучении. В статье рассматривается использование мастер- классов успешных сотрудников, включение хэштегов для структрурирования информационных потоков, развитие внутренних проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA EDUCATION TECHNOLOGIES IN CORPORATE EDUCATION

The modern media space influences many spheres of modern life. Including the educational space did not escape this influence. Media is widely included in our life, forming such a part of the educational space as media education. Generations Y and Z have formed a new demand for both learning technologies in the educational environment and in the corporate educational space. Organizations in the corporate education system widely use media education technologies. But the 2020 pandemic forced not only to reformat the corporate educational space, but also to significantly expand the use of modern media educational technologies, not only for the formation of transmedia competencies. Media education technologies in the conditions of distance and blended learning formats allow the participant to quickly and comfortably achieve the required learning result. The article discusses the use of master classes of successful employees, the inclusion of hashtags for structuring information flows, the development of internal projects.

Текст научной работы на тему «МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ КОРПОРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

2. Нугуманова Л.Н., Яковенко Т.В., Шайхутдинова Г.А. Драйверы современного образования, или будущее начинается сегодня // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. 2020. № 1. С. 80-85.

3. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования // Образование и наука. 2017. № 8. С. 9-28.

4. Зыбина П.М. Наставничество как современная кадровая технология на государственной гражданской службе: монография. М.: РУСАЙНС, 2019. 68 с.

5. Колесникова И.А. Опыт ретроспективной рефлексии индивидуального образовательного пути // Непрерывное образование: XXI век. 2017. Вып. 4 (20). https://lU21.petrsu.m/joumal/artide.php?id=3726 (дата обращения: 29.01.2021).

6. Локтюхина Н.В., Назарова У.А., Шабаева С.В. Развитие системы наставничества: российский и зарубежный опыт // Непрерывное образование: XXI век. Вып. 4 (28), 2019. URL: https://lU21.petrsu.m/joumal/artide.php?id=5155 (дата обращения: 29.01.2021).

7. Льюис Г. Менеджер-наставник. Стратегия раскрытия таланта и распространения знаний. М.: Амалфея, 1998. 288 с.

8. Масалимова А.Р. Корпоративная подготовка специалистов технического профиля к осуществлению наставнической деятельности в условиях современного производства: дис. ... д-ра пед. наук. Уфа, 2014. 428 с.

Педагогика

УДК 37.01

кандидат экономических наук, доцент Ярных Вероника Игоревна

Российский государственный гуманитарный университет (г. Москва)

МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ КОРПОРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Современное медийное пространство оказывает влияние на многие сферы жизни современного человека. В том числе и образовательное пространство не избежало этого влияния. Медиа широко входят в нашу жизнь, формируя такую часть образовательного пространства как медиаобразование. Поколения Y и Z сформировали новый запрос как на технологии обучения в образовательной среде, так и в корпоративном образовательном пространстве. Организации в системе корпоративного образования достаточно широко используют медиаобразовательные технологии. Но пандемия 2020 года заставила не просто переформатировать корпоративное образовательное пространство, но и существенно расширить использование современных медиаобразовательных технологий не только для формирования трансмедиакомпетенций. Медиаобразовательные технологии в условиях дистанционного и смешанного формата обучения позволяют быстро и комфортно для участника достичь необходимого результата в обучении. В статье рассматривается использование мастер- классов успешных сотрудников, включение хэштегов для структрурирования информационных потоков, развитие внутренних проектов.

Ключевые слова: образовательные технологии, трансмедийная грамотность, корпоративное образование, медиаобразование, медиаобразовательные технологии, корпоративная модель медиаобразования, компетенции трансмедийной грамотности, мастер - класс, образовательное пространство.

Annotation. The modern media space influences many spheres of modern life. Including the educational space did not escape this influence. Media is widely included in our life, forming such a part of the educational space as media education. Generations Y and Z have formed a new demand for both learning technologies in the educational environment and in the corporate educational space. Organizations in the corporate education system widely use media education technologies. But the 2020 pandemic forced not only to reformat the corporate educational space, but also to significantly expand the use of modern media educational technologies, not only for the formation of transmedia competencies. Media education technologies in the conditions of distance and blended learning formats allow the participant to quickly and comfortably achieve the required learning result. The article discusses the use of master classes of successful employees, the inclusion of hashtags for structuring information flows, the development of internal projects.

Keywords: educational technologies, transmedia literacy, corporate education, media education, media education technologies, corporate model of media education, transmedia literacy competences, master class, educational space.

Введение. Перемены в современной сфере труда и образования заставляют совсем по-другому относится к системе корпоративного образования. Поколения У и Z вышедшие или выходящие на рынок труда и рынок обучения формируют собственные запросы на формы, технологии и подходы к системе обучения в корпоративной и образовательной сфере. Для них удобно мобильное обучение, цифровые возможности курсов, короткие обучающие программы, много драйва и развлечения. Геймофикация не прошла бесследно, и тоже сформировала запрос на проектные формы взаимодействия у поколения Z. Пандемия 2020 года усилила существующий драйвер к изменениям и инновациям. Те организации, которые оказались маневреннее и быстрее смогли встроится в удаленный или смешанный формат работы смогли предложить своим работникам удобные и результативные формы формирования и развития новых компетенций. В целом смешанный или удаленный формат работы оказался для системы корпоративного обучения мощным драйвером использования медиаобразовательных технологий и встраивания их в образовательный процесс.

Изложение основного материала статьи. Понятие «медиаобразовательные технологии» разрабатывалось достаточно давно. Например, М.В. Рудниченко рассматривает медиаобразовательные технологии «...как процесс методического взаимодействия с аудиторией направленный на получение профессиональных навыков и формирование медиаграмотности» [1]. Е.А. Бондаренко рассматривает медиаобразовательные технологии в контексте решения основной задачи медиаобразования: «.формирование общих информационных умений, культуры работы с информацией, этики и эстетики общения в мире массовых коммуникаций» [2, c. 24]. С.В. Миндеева относит медиаобразовательные технологии к комплексу образовательных технологий наряду с педагогическими, сетевыми, информационными, нтеллектуальными и инновационными [3, с. 45]. И наконец А.В. Федоров трактует медиаобразовательные технологии как «.совокупность методов, приемов, способов создания

педагогических условий для эффективного медиаобразования различных возрастных групп населения» [4, c. 46]. В этой связи необходимо заметить, что многие исследователи отмечают, что медиаобразовательные технологии служат либо для развития медийно-информационной грамотности, либо для реализации задач медиаобразования. В любом случае с точки зрения медиаобразования необходимо отметить то, что медиаобразование и медиаобразовательные технологии известны и исследуются достаточно давно, но основное развитие и применение получили с развитием новых медиа с одной стороны, и с появлением на рынке образования и рынке труда поколения Z с другой. В этой связи важно отметить, что спектр медиаобразовательных технологий достаточно обширен и разнообразен. Но Фатеева И.А. выделяет, например, всего два типа медиаобразования: профессиональное и непрофессиональное (массовое) и также говорит о том, что медиаобразовательные технологии имеют такое же распределение [5, c. 118].

Важно становится отметить, что медиаобразовательные технологии в настоящий момент носят интегрированный характер, используют несколько видов медиа и фокусируются на формирование и развитие трансмедиакомпетенций, то есть на умение существовать в современной медийной среде, которая по сути своей является трансмедийной.

Работа в проектной группе как медиаобразовательная технология является одной из наиболее потенциальных для развития трансмедиакомпетенций. Проектная группа как образовательная технология известна и используется достаточно давно. Однако работа над внутренним медиапроектом, например, позволяет развить комплекс коммуникационных, проектных, профессиональных и медиакомпетенций. Привычная деятельность в проекте удобна, понятна и комфортна для представителей поколения Z [10, с. 342]. Представители поколения Z, и частично представители поколения Y с детства играя в компьютерные игры привыкли к проектному поведению [11]. Это удобная медиаобразовательная технология для ведения образовательных проектов и одновременно является фактором мотивационных программ организации. Вторым важным фактором использования проектной работы как медиаобразовательной технологии позволяет использовать элементы менторинга и наставничества. А это один из возможных реализаций мотивационного фактора как статус внутри компании. Такие возможности позволяют реализовать комплексный подход в управлении человеческим капиталом компании.

Реализация собственных медиапроектов, работа с ними является важной современной медиаобразовательной технологией. Реализация собственных медиапроектов сотрудников достаточно распространена в образовательной организации любого уровня. В образовательной среде, например, многие педагоги любого уровня имеют собственные медиапроекты (блоги, влоги, YouTube каналы, аккаунты в социальных сетях) нацеленные на профессиональную составляющую и демонстрирующие их портфолио, например. Кроме того, любой личный медиапроект сотрудника организации влияет на формирование медийного образа организации в целом. К собственным медиапроектам можно отнести личный блог\влог работника компании, личные аккаунты в социальных медиа и т.д. Например, негативные высказывания о компании или о конкурентах, провокационные фотографии или материалы, мгновенно тиражируются и распространяются в интернете, индексируются и влияют на паблисити компании. В современных условиях распространения информации, особенно ее негативной части, такие публикации в личных аккаунтах работников компании в социальных медиа формируют в том числе и медийный имидж организации [8, c. 76].

Появление Web 2.0 повлекло за собой новую философию влияния, которая сильно повлияла на образовательную среду. Наряду с социальной сетью, широкий спектр высококачественных инструментов для повышения производительности, таких как графика, инструменты, программное обеспечение для редактирования видео и инструменты для совместной работы стали доступны бесплатно или в основном бесплатно. Это позволяет учащимся активно участвовать в традиционной роли провайдера как разработчика контента. Следовательно, Web 2.0 вытесняет традиционные модели разработки контента, которые более иерархичны. Модель просьюмера позволяет реализовывать новые дидактические подходы, которые позволяют учащимся создавать, адаптировать, делиться и аннонсировать собственные обучающие видео. Интернет и медиареальность, таким образом, распространяется на сферу образования и влияет на традиционные образовательные отношения [9, с. 22]. Среди других медиаобразовательных технологий необходимо выделить работу с массивами данных. Формирование единой базы знаний внутри корпоративного образовательного пространства позволяет не просто собрать массив данных, но и в том числе донести малейшие изменения массово до персонала компании. Благодаря современным техническим средствам обучения и сопровождения обучения, процесс обучения стал гибкий и живой. Преподаватели могут хранить учебные материалы, видео и другую информацию в процессе обучения, и учащиеся могут легко получить доступ и учиться. В этой связи важно отметить технологию хэштегов как способ структурирования информации. Невероятная популярность интернет-площадок, предназначенных для социального взаимодействия пользователей и наделяющих потребителя информационного контента средствами его публикации с помощью общедоступных технологий, привела к стиранию четких границ между потребителями и производителями информации, что в современной теории коммуникации стало обозначаться как «просьюмеризм» (этот термин, образованный от английских слов «producer» и «consumer», в 1980 г. ввел в оборот Элвин Тоффлер для описания смешанной формы производства и потребления) [10, с. 62]. Закономерным результатом просьюмеризма стало увеличивающееся в геометрической прогрессии количество контента в сетевом пространстве и, как следствие, обострившаяся борьба за внимание аудитории. В этой связи важным представляется умение работников компании работать в системе Big Data и в целом умение структурировать информацию. Умение работать с большими массивами данных является одной из составных элементов развития трансмедиаграмотности в настоящее время и стремительно приближается к понятию метанавыков. А вот навыки и умения структурирования информации могут рассматриваться с разных сторон и их развитие включает в себя различные технологии и инструменты. Одной из таких технологий становится использование хештегов. Как отмечает А. Беловодская [10, с. 61] хэштеги - это один из самых популярных механизмов структурирования информационных потоков. И в этой связи использование хэштега в едином образовательном пространстве любой организации позволит связать информацию, находящуюся в совершенно различных курсах, презентациях, материалах мастер-классов и т.д. В данном случае хэштег становится связующим звеном внутри системы корпоративного образования для самых разных материалов с одной стороны, но и позволяет получить интегрированную информацию с другой, посмотреть на проблему с разных точек зрения и обеспечить комплексный, интегрированный характер обучения. Также именно хэштег является важной составляющей в системе управления знаниями

организации, позволяя очень быстро и удобно для участника обучения сформировать учебные материалы, собрать их вместе и по сути сформировать образовательный комплекс.

Но в связи с системой управления знаниями в корпоративном образовательном пространстве необходимо еще обратить внимание на мастер - классы успешных сотрудников. Мастер-класс - хорошо известная в сфере образования форма передачи опыта и познания нового посредством активной деятельности участников, решающих поставленную перед ними задачу. Мастер-класс — это показательный урок (занятие) специалиста для рабо-тающих без отрыва от производства. Участники мастер — класса повышают свою квалификацию, приобретают новые знания и часто открывают что-то новое, неизвестное для себя. Уникальность этой формы общения заключается в том, что приемы и способы решения педагогических х примерах, а в неразрывной связи с конкретной задачей [11, с. 2]. Мастер - классы успешных сотрудников может быть очень коротким и в его рамках есть возможность решать какую-то одну производственную задачу, какую-то одну проблему и т.д. Это способ очень быстро поделиться знаниями и решениями, причем поделиться на практике, отрабатывая умения и навыки. Это существенно повышает не только усвоение знаний как таковых, но также вносит изменения и в поведении, то есть в компетенциях, что существенно важнее в современной бизнес-среде. Также мастер-классы успешных сотрудников можно проводить и в онлайн формате, что представляется важным в условиях дистанционного и смешанного формата работы или обучения. Наконец, после проведения мастер-класса работник по сути остается экспертом по данной проблеме. Используя систему внутренних коммуникаций, всегда можно получить помощь, комментарий и поддержку такого эксперта. Такой подход к мастер- классам позволяет целенаправленно выстроить и развить как систему менторинга, так и систему горизонтальных коммуникаций, что цементирует и укрепляет систему управления внутри организации в целом.

Выводы. В заключении представляется важным отметить следующие моменты. Прежде всего необходимо отметить развитие медиаобразования в корпоративной образовательной среде. Медиа все шире и плотнее входят в обычную жизнь, они давно стали привычным элементом жизни. Люди живут в медиареальности, и система корпоративного обучения не может не принимать это во внимание. Использование медиаобразовательных технологий позволяет решить несколько актуальных задач. Прежде всего это использование привычных инструментов в процессе обучения. Мобильное обучение, хэштеги как привычный набор инструментов и технологий создает привычную среду для обучения, что существенно повышает мотивацию, а как результат усвояемость знаний и развитие компетенций. Вторым важным моментом становится скорость обучения. В привычной среде с привычными инструментами процесс идет существенно быстрее. Также такие медиаобразовательные технологии как внутренние проекты, формирование проектных групп позволяют работать в цифровой среде в удаленном и смешанном формате, что в условиях 2020-2021 годов становится конкурентным преимуществом компании. И наконец медиаобразовательные технологии носят интегрированный комплексный характер, а значит позволяют использовать для развития компетенций разные материалы, информацию и т.д. Также важно отметить, что, используя медиаинструменты работники организации развивают и трансмедиаграмотность, что косвенно влияет и на формирование медийного имиджа организации в целом.

Литература:

1. Рудниченко М.В. Применение медиаобразовательных технологий в студенческих изданиях г.о. Тольятти // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/06/7183 (дата обращения: 17.01.2021).

2. Бондаренко, Е.А. Информационно-коммуникативная среда современного образования: этнокультурные аспекты медиаобразования [Текст] / Е.А. Бондаренко // Образовательные технологии XXI века. 0Т.08: материалы седьмой городской науч.-практ. конф. - М., 2008, С. 23-28

3. Миндеева С.В. Медиакомпетентность будущего инженера: компонентный состав, критерии и показатели // Медиаобразование. 2017. №3, С. 45-53.

4. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности [Текст] / под ред. А.В. Федорова. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та. 2010. - 63 с.

5. Фатеева И.А. Классификация видов медиаобразования // Медиаобразование и медиакомпетентность: слово экспертам / Под ред. А.В. Федорова. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. педаг. инта, 2009. - С. 118-123.

6. Якимова З.В., Масилова М.Г.. Поколение Z как потенциальный сегмент рынка труда // АНИ: педагогика и психология. 2017. №4 (21) C. 341-345

7. Кармазин Т.В. Корпоративное обучение поколения Z. [Электронный ресурс]. URL\\https://ria-stk.ru/ds/adetail.php?ID=176525 (дата обращения 29.12.2020)

8. Ярных В.И. Корпоративные медиа как инструмент коммуникаций в глобальном медиапространстве // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2018. №1 (34), C. 75-80.

9. Westera, W. Reframing the Role of Educational Media Technologies. Quarterly Review of Distance Education. 2015, 16 (2), Р. 19-32.

10. Беловодская, А.А. (2019). Об исследовательском потенциале изучения хэш-тега как медиадискурсивного феномена. Медиалингвистика. 2019. Том 6, № 1, С. 60-74

11. Mavinkurve M. & Patil M. (2017). Design of a teachers' training workshop for improving technology integration skills. Proceedings of the Canadian Engineering Education Association. CEEA16; Paper 47, Р. 1-6. DOI 10.24908/pceea.v0i0.6513.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.