Научная статья на тему 'Медиаобразование в Канаде'

Медиаобразование в Канаде Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
835
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиаобразование в Канаде»

А. ФЕДОРОВ,

доктор педагогических наук Таганрогский государственный педагогический институт

Me^ao6pa30BaHne в Kaнaдe*

Канада - родина знаменитого теоретика СМИК Маршалла Маклюэна [1-3], который еще в 50-е годы разработал специальный учебный курс, касающийся изучения медиакультуры. Сегодня Канада - одна из наиболее продвинутых стран мира в этой области. Во всяком случае, медиакультура здесь - неотъемлемый компонент школьных учебных планов по английскому языку, курсы по медиа читаются практически во всех канадских университетах. Почти в каждой канадской провинции существует своя ассоциация деятелей медиаобразования, которая проводит научно-методические конференции, выпускает периодику, публикует учебно-методические материалы и т.д. Один из лидеров канадской медиапедагогики К.Ворсноп (C.Worsnop) полагает, что медиаобразование ценно не только само по себе, но и потому, что медиа сегодня - это наша окружающая среда, и было бы неразумным игнорировать то, что нас окружает [4, с. 43]. Думаю, такая позиция может убедить многих скептиков, считающих, что в школе нужно, к примеру, изучать экологию, но не следует изучать медиакультуру...

Как и во многих других странах, история медиаобразования в Канаде началась с курсов по основам киноискусства - «Экранное образование» [5, с. 3]. В 60-е годы была создана первая организация, объединившая канадских медиапедагогов - Канадская ассоциация экранного образования (CASE: Ca-nadian

Association for Screen Education), которая в 1969 году провела первую масштабную национальную конференцию в Торонто. В апреле 1978 года в Торонто была основана Ассоциация медиаграмотности (Association for Media Literacy - AML).

В 1986 году совместными усилиями Ассоциации медиаграмотности и Министерства образования провинции Онтарио был выпущен солидный учебник по медиаобразованию, вскоре переведенный на французский, испанский, итальянский и японский языки. С1987 года медиаобразование стало составной частью школьного образования в провинции Онтарио, где проживает третья часть 30-миллионного населения Канады.

Не остались в стороне от движения медиаобразования и канадские франкофоны. В сентябре 1990 школьные учителя, преподаватели университетов, деятели медиакультуры Квебека тоже основали Ассоциацию медиаобразования (Association for Media Education in Quebec - AMEQ).

Вскоре аналогичное движение возникает и в остальных канадских провинциях. В конце концов многолетние усилия деятелей медиаобразования увенчались триумфальной победой: в сентябре 1999 года изучение медиакультуры стало обязательным для учащихся всех канадских средних школ с 1 по 12 классы. Координация усилий медиапедагогов из разных регионов осуществляется с помощью Ка-

* This work was supported by the Research Support Scheme of the Open Society Support Foundation, grant No.: 18/2000.

надской ассоциации медиаобразователь-ных организаций (Canadian Association of Media Education Organisations: CAMEO), созданной в 1992 году.

Теория медиаобразования находится под сильным влиянием идей Маршалла Маклюэна, а также видных британских медиапедагогов - Лена Мастермана (L. Masterman), Кэри Бэзэлгэт (C.Bazalgette), Эндрю Харта (A.Hart). В отличие от США в Канаде не популярна идея «защиты от медиа», зато разнообразные культурологические теории, пришедшие из Европы, получили большое распространение. В результате сформулирована богатая сетка категорий, осмысливающая накопленный опыт медиаобразования.

К примеру, предлагаются следующие концепты-тезисы:

♦ все медиатексты являются результатом целенаправленного конструирования;

♦ медиа создает реальность;

♦ аудитория оценивает значение медиатекста с точки зрения таких факторов, как пол, раса, возраст, жизненный опыт;

♦ медиа имеет коммерческое значение;

♦ медиа содержит идеологические и ценностные сообщения (прямая адаптация знаменитого тезиса М. Маклюэна «Медиа - это сообщение»).

♦ медиа имеет социально-политическое значение;

♦ форма и содержания в медиатексте тесно связаны, каждый вид медиа имеет свои особенности языка, намеков и кодирования реальности;

♦ каждый медиатекст имеет уникальную эстетическую форму.

При изучении различных видов медиа канадские медиапедагоги рассматривают вопросы, связанные с их историей, экономическими механизмами, влиянием на аудиторию, типичными жанрами, персонажами, спецификой языка,

ролью рекламы, проблемами насилия и секса в прессе и на экране и т.п. [6, c. 832].

Анализируются и трудности, с которыми сталкиваются учителя и студенты, изучающие средства массовой коммуникации. К примеру, К.Ворсноп справедливо видит одну из главных опасностей в ортодоксальном мышлении, когда учитель думает, что «медиа-информация вредна и вы нуждаетесь в защите от нее» [4, c.33]. В самом деле, «дети сегодня, конечно, более зависимы от ТВ, чем их родители, но они, скорее всего, менее зависимы, чем их родители в том же возрасте» [4, c. 34].

На пути эффективного медиаобразования не должны стоять технические трудности. Ведь медиа можно изучать, даже не имея видеокамеры или киноаппарата - используя на практических занятиях фотографии, иллюстрированные журналы, газеты и т.д. В этом плане К. Ворсноп предлагает186 видов творческих заданий для учащихся, которые в основном не требуют сложной аппаратуры (аннотация, «мозговой штурм», рисунок, коллаж, плакат, кроссворд, дневник, дискуссия, драматизация, эссе, интервью, репортаж, рецензия, сценарий, игра и т.д.).

Вот лишь некоторые из этих оригинальных заданий:

□ Как давно возникла медиакультура? Подготовьте сообщение на тему «Краткая история развития медиа»;

□ Как присутствие или отсутствие масс-медиа влияет на общество? Представьте себе, что вам надо рассказать о медиа человеку, который никогда с ним не сталкивался. Напишите короткое эссе о влиянии медиа [4, c.102];

□ Выделите несколько типичных персонажей игровых видов медиа (фильмов, рассказов, телепередач) [4, c.118];

□ Используя фрагменты из разных журналов, составьте «свой» журнал для заданной аудитории [4, c.146].

Крупнейшим событием не только для канадского, но и для международного медиаобразования стала всемирная научно-методическая конференция «Summit 2000: Children, Youth and the Media - Beyond the Millennium», с успехом прошедшая в Торонто в мае 2000 года. В этом форуме приняли участие делегаты 54 стран, включая Канаду, США, Францию, Великобританию, Германию, Италию, Австралию, Китай, Индию, Японию, Бразилию и Россию. Спонсорами конференции стали ведущие телевизионные организации и фирмы, имеющие отношение к сфере медиа и образования. Гигантский Конгресс-центр, находящийся рядом с самой высокой в мире телебашней, предоставил свои многочисленные залы и уникальные технические возможности для этого крупнейшего медиафорума, когда-либо проходившего в Северной Америке.

Медиа, как известно, имеют огромные возможности для просвещения, информирования, развития, развлечения и манипулирования людьми. Вот почему главными целями саммита его организаторы провозгласили поддержку эффективного медиаобразования детей и молодежи, стимулирование распространения лучших учебных программ и практических методик, сближение позиций деятелей медиасферы (продюсеров, дистрибьюторов и авторов фильмов, телепередач и др.) и медиаобразования (педагогов начальной, средней и высшей школы). Были намечены базовые направления для инноваций, для успешного развития медиа и медиаобразования в новом тысячелетии.

Саммит в Торонто дал уникальную возможность для развития сотрудничества между деятелями медиа и медиаобразования различных стран, научных школ и технологических подходов. Многие из них определили стратегию своих будущих совместных проектов в области прессы, радио, телевидения, кино, ви-

део, Интернета и научных исследований в области педагогики. К примеру, К. Ворсноп рассказал участникам саммита о текущих результатах совместного с автором этих строк проекта, касающегося инструментов оценки уровней восприятия и анализа медиатекстов в молодежной аудитории Канады и России.

«Изучение взаимоотношений медиа и аудитории - ключ к успешному медиаобразованию школьников» -так называлась тема выступления Барри Дункана (B.Duncan). Действительно, прежде чем пытаться «меди-аобразовывать» школьников и студентов, педагог просто обязан изучить свою аудиторию, выяснить вкусы, предпочтения, уровни восприятия учащихся, их способности к аналитической оценке увиденного на экране, прочитанного или прослушанного.

Большой интерес слушателей вызвало сообщение лидеров канадского медиаобразования Сары Кроуфорд (S.Crawford) и Джона Пандженте (J.Pungente) о работе уникального телеканала CHUM Television, который с 1989 года успешно осуществляет программу медиаграмотности (Media Literacy Program) для детской аудитории.

Литература

1. McLuhan M, Hutchon K. аnd McLuhan E.

City as Classroom: Understanding Language and Media. - Richmond Hill, Ontario: Irwin Publishing, 1977.

2. McLuhan M. Understanding Media. - New

York: McCraw-Hill, 1964.

3. McLuhan M. Teaching the Media. -London: Comedia, 1985.

4. Worsnop C. Screening Images: Ideas for Media Education. - Mississauga: Wright Communication, 1994.

5. Screen Education in Ontario. - Toronto: Ontario Department of Education, 1969.

6. Duncan B. (Ed.). Media Literacy Resource Guide. - Toronto: Ministry of Education of Ontario, Publications Branch, the Queen’s Printer, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.