Научная статья на тему 'МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ: ЦЕЛИ, МОДЕЛИ, КЛАССИФИКАЦИИ'

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ: ЦЕЛИ, МОДЕЛИ, КЛАССИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
151
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕДИАКУЛЬТУРА / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / МЕДИАПРОДУКТ / MEDIA EDUCATION / MEDIA COMPETENCE / MEDIA CULTURE / MEDIA LITERACY / MEDIA PRODUCT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Подопригора Д.А.

В современное время не только человек, работающий в сфере медиа, но и специалисты других отраслей обязаны быть медиакомпетентными. Медиакомпетентность специалиста является признаком медиакультуры и медиаграмотности. Именно этого необходимо достичь, внедряя медиаобразование во все учебные учреждения и во все направления подготовки. В данной статье рассмотрены основные цели и модели медаобразования, а также разобраны некоторые классификации медиаобразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA EDUCATION: GOALS, MODELS, CLASSIFICATION

In modern times, not only a person working in the media sphere, but also specialists from other industries must be media-competent. Media competence is a sign of media culture and media literacy. This is what needs to be achieved by introducing media education in all educational institutions and in all areas of training. This article discusses the main goals and models of honey formation, as well as some classifications of media education.

Текст научной работы на тему «МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ: ЦЕЛИ, МОДЕЛИ, КЛАССИФИКАЦИИ»

УДК 005

Подопригора Д.А. студент магистратуры 1 курса Донской государственный технический университет

Россия, г. Ростов-на-Дону МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ: ЦЕЛИ, МОДЕЛИ, КЛАССИФИКАЦИИ Аннотация: В современное время не только человек, работающий в сфере медиа, но и специалисты других отраслей обязаны быть медиакомпетентными. Медиакомпетентность специалиста является признаком медиакультуры и медиаграмотности. Именно этого необходимо достичь, внедряя медиаобразование во все учебные учреждения и во все направления подготовки. В данной статье рассмотрены основные цели и модели медаобразования, а также разобраны некоторые классификации медиаобразования.

Ключевые слова: медиаобразование, медиакомпетентность, медиакультура, медиаграмотность, медиапродукт.

Podoprigora D.A. graduate student, 1 course Don State Technical University Russia, Rostov-on-don MEDIA EDUCATION: GOALS, MODELS, CLASSIFICATION Abstract: in modern times, not only a person working in the media sphere, but also specialists from other industries must be media-competent. Media competence is a sign of media culture and media literacy. This is what needs to be achieved by introducing media education in all educational institutions and in all areas of training. This article discusses the main goals and models of honey formation, as well as some classifications of media education.

Keywords: media education, media competence, media culture, media literacy, media product.

Технический прогресс и возникновение новых медиа требуют ориентации образования на всестороннее развитие общества. Задача любого человека информационной эпохи - развивать критическое мышление, уметь структурировать и отбирать необходимую информацию, анализировать и осмысленно использовать медиапродукты [1]. В современное время не только человек, работающий в сфере медиа, но и специалисты других отраслей обязаны быть медиакомпетентными. Медиакомпетентность специалиста является признаком медиакультуры и медиаграмотности. Именно этого необходимо достичь, внедряя медиаобразование во все учебные учреждения и во все направления подготовки.

Цели медиаобразования могут меняться в зависимости от возраста аудитории, от задач занятий, от уже имеющейся теоретической базы медиаобразования и т.д. В рамках данной научной работы выделены основные цели медиаобразования [2]:

• развитие способностей личности к критическому мышлению;

• обучение техническим навыкам, способности создавать различные медиапродукты;

• развитие способностей личности к анализу, восприятию, оценке, пониманию медийной информации;

• подготовка к жизни в демократическом обществе;

• обучение пониманию различных смыслов и подтекстов медийной информации, в том числе политических;

• обучение декодированию медийных сообщений;

• развитие коммуникативных способностей личности;

• способность творческого самовыражения с помощью медиа;

• теоретическое обучение (основы медиа, закономерности медиасреды, медиакультура)

Мнения российских и зарубежных экспертов касательно целей медиаобразования несколько расходятся. Согласно опросу А. В. Федорова зарубежные эксперты в большинстве случаев отмечают цель подготовки аудитории к жизни в демократическом обществе [3]. Российские эксперты большее внимание уделяют развитию способности к анализу, восприятию, оценке, пониманию медийной информации. При этом и российские, и зарубежные исследователи в первую очередь отмечают способность к критическому мышлению.

Существуют различные модели медиаобразования, которые сочетают в себе различные элементы в зависимости от одной из вышепредставленных целей [3]:

• образовательно-информационные модели (изучение теории, истории и т.д.);

• воспитательно-этические модели (рассмотрение философских, моральных и других проблем в области массмедиа);

• практико-утилитарные модели (изучение медиатехнологий, работы различных медиасредств с целью последующих практических реализаций фото/видеосъемок, создания web-сайтов и т.д.);

• эстетические модели (развитие художественного вкуса и анализ произведений медиакультуры и т.д.);

• модели развивающего обучения (развитие творческой личности в плане восприятия, воображения, зрительной памяти, анализа, самостоятельного критического мышления и т.д.).

Бесспорно, часто эти модели выступают не в чистом виде, ав смешанном. К примеру, модель так называемой «медиаграмотности» сочетает в себе элементы образовательно-информационной модели и модели «развивающего» и «практического» обучения.

И. А. Фатеева представляет классификацию медиаобразования в зависимости от целей [4]:

1) Профессиональное. Основная цель образования - это подготовка

профессионалов в области медиа. Профессиональное медиаобразование подлежит дальнейшей классификации в зависимости от вида средства массовой коммуникации, с которым готовится работать данный специалист (периодическая печать, телевидение, радио, кинематограф и т.д.) и в зависимости от целей коммуникации (журналистика, реклама, PR и т.д.).

2) Непрофессиональное медиаобразование предназначено для массовой аудитории и готовит компетентных потребителей всех медиа.

Следует заметить, что профессиональное медиаобразование требует в качестве начальной базы некоторый достигнутый уровень массового медиаобразования. По мнению И.А. Фатеевой, массовое медиаобразование должно начинаться уже на уровне начального или среднего образования.

Отсутствие в условиях современной России вовремя организованного массового медиаобразования, несомненно, оказывает отрицательное воздействие на уровень развития информационных процессов. Недостаточная медиаграмотность аудитории не может способствовать повышению качества функционирования медиа. В соответствии с вышесказанным медиаобразование можно классифицировать в соответствии с этапом, на котором оно реализуется: дошкольное, среднее, профессиональное и последипломное.

Непрофессиональное медиаобразование подразумевает получение универсальных навыков, а значит, касается различных видов медиа. Профессиональное образование чаще всего нацелено на один вид массовой коммуникации. Таким образом, мы выделяем следующую классификацию в зависимости от изучаемых видов медиа: интегрированное и специализированное. Однако не всегда профессиональному образованию соответствует специализированное, а массовому интегрированное. Например, большую популярность в России набирает подготовка «универсальных журналистов», которые обладают универсальными медийными навыками. Соответственно это предполагает интегрированное медиаобразование. В России уже есть направления подготовки универсальных медийных специалистов в рамках высшего образования. Например, факультет «Медиакоммуникации и мультимедийные технологии» ДГТУ в г. Ростове -на-Дону. Данный факультет демонстрирует профессиональное интегрированное обучение медиаспециалистов. Студенты получают навыки программирования, видеомонтажа, журналистики, а также всю необходимую теоретическую базу в области массмедиа.

Медиаобразование подразумевает практические и теоретические знания в области массмедиа. Однако иногда может преобладать одна из двух вышеупомянутых направленностей обучения. Таким образом, в зависимости от направленности медиобразование классифицируют на академически -ориентированное и ориентированное на практические цели. Академически -ориентированное образование направлено главным образом на понимание теоретической базы дисциплины, на ее научную разработку, на подготовку исследователей в какой-либо медийной области. Дисциплины с практической

направленностью подразумевают овладение практическими навыками, умениями, необходимыми непосредственно для трудовой деятельности в той или иной медиасфере. В большинстве случаев данная классификация применяется к профессиональному виду медиаобразования.

Кроме того медийное образование может быть предметным, то есть реализовываться конкретными дисциплинами, например, «Медиамаркетинг», «Основы журналистики» и т.д. Медаобразование может быть также внедрено в содержание отличных от медиа дисциплин, тогда оно будет называться межпредметным. Например, некоторые аспекты медиасреды могут быть рассмотрены в курсах информатики, правоведения и т.д. В случае профессионального образования медиаобразование может реализовываться в рамках нескольких взаимосвязанных между собой предметов - это многопредметное медиаобразование [4].

По формам реализации медиаобразование различают на активное, пассивное и смешанное. Активное образование в области массмедиа направлено на приобретение учащимся навыков активного коммуникатора и реализуется через получение каких-либо профессиональных практических навыков ( создание журнала, интернет-сайта, монтаж видеоролика и т.д.). Пассивное же медиаобразование ограничено формированием пользовательских знаний, умений и навыков. Однако, учитывая современные тенденции (например, усиливающуюся интерактивность средств массовой коммуникации, конвергентность и т.д.), представляется целесообразным заменить пассивное медиаобразование смешанным, которое сочетает в себе активную и пассивную форму [5].

В данной статье разобраны основные классификации медиаобразования, существует множество других вариантов. Однако, применение описанных в данной работе классификаций позволит охарактеризовать особенности любого реально функционирующего медиаобразовательного модуля, что должно способствовать более полному пониманию существующей педагогической практике. Разработанная классификация, таким образом, имеет безусловное научное значение.

Использованные источники:

1. Онкович А. В. Медиаобразование: «Журналистика для всех», «предметное» или «профессионально-ориентированное»? / А. В. Онкович // Медиаобразование. - 2015. - №1. С 18-29

2. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : монография / Под.редакцией: Бадарча Дендева - М. : ИИТО ЮНЕСКО, 2013. - 320 стр.

3. Федоров, А. В. Медиаобразование и медиаграмотность / А. В. Федоров. -Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. - 340 с.

4. Фатеева, И. А. Актуальные проблемы медиаобразования : учеб. пособие / И. А. Фатеева. Челябинск: Изд-воЧеляб. гос. ун-та, 2015. -129 с. (Классическое университетское образование)

5. Онкович А. В. Медиадидактика высшей школы: профессионально -

ориентированное медиаобразование // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. - № 22 (313). - С.86-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.