Научная статья на тему 'Медиаобразование: поиск исследовательских векторов'

Медиаобразование: поиск исследовательских векторов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ НАУКИ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / КУМУЛЯТИВНАЯ ТЕОРИЯ / АНТИКУМУЛЯТИВИЗМ / ЭВОЛЮЦИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / MEDIA EDUCATION / DEVELOPMENT OF SCIENCE / MEDIA COMPETENCE / CUMULATIVE THEORY / ANTICUMULATIVITY / EVOLUTION / CONTINUOUS MEDIA EDUCATION / MEDIA EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Людмила Анатольевна

Обрисована одна из привлекательных, в плане исследования перспектив её развития, научная область, связанная с формированием медиакомпетентности личности. Утверждается, что медиаобразование как формирующаяся наука находится на пике своего развития и одновременно подвергается интенсивному переосмыслению в аспекте концептуализации её позиций, пересмотру её методологических оснований, сообразных современным тенденциям. Раскрываются принципиально новые векторы развития данной научной области. Сформулированы задачи, которые ставят вышеперечисленные процессы перед педагогической наукой и практикой в условиях экспоненциального прироста научного знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA EDUCATION: SEARCH FOR EXPLORATORY VECTORS

The paper outlines one of the attractive scientific areas forming media competence of the personality. Media education to be the forming science at the peak of its development is at the same time the subject of intensive reconsideration in the aspect of its position conceptualization and its methodological foundations according to modern trends. The article describes principally new vectors of this scientific area development; formulates the objectives set by the above processes before pedagogical science and practice under conditions of exponential growth of scientific knowledge.

Текст научной работы на тему «Медиаобразование: поиск исследовательских векторов»

кламе крошки «Sorti» и умывальник «Миф» сами предлагают себя в распоряжение героя.

11. В редких случаях средство «похищается» (например, шоколад «Alpine gold»).

На наш взгляд, стоит обратить внимание на то, как появляется волшебный герой. В сказке, например, молодцы, исполняющие приказания героя, могут являться из рожка, сумы, бочки, ящичка, из-под тросточки, если ею ударить о землю, из волшебной книги, кольца.

В телевизионной рекламе волшебный герой и волшебное средство могут появляться из ниоткуда («Domestos» гель), возникать в магазине рядом с рекламируемым товаром («Биолан» бальзам), средство может быть принесено чудесным героем («Операция «Tide» или кипячение?» или «12 дней с «Actimel»), и волшебный герой может возникать из какого- либо сосуда-предмета («Mr.Proper», возникающий из ведра с водой).

Подводя итог, мы можем сказать, что волшебные предметы в основе фольклорной сказки и популярной телевизионной рекламы сходны по своему содержанию, что функции, через которые сообщаются свой-

ства предметов, в большинстве случаев повторяют друг друга. Представленные классификации наглядно демонстрируют схожесть персонажей сказки и телевизионной рекламы не только по внешним признакам и владению волшебной/необыкновенной силой, но и по исполняемым функциям и сопутствующим атрибутам.

В современном мире реклама должна быть конкурентоспособной, выделяться в огромном потоке телевизионной информации, запоминаться и, в конечном итоге, выполнять свою основную функцию - продавать. Для этого специалисты по рекламе прибегают к разнообразным приемам, одним из них является использование элементов фольклорной сказки. Товар наделяется волшебными свойствами, его достоинства гиперболизируются, что, на наш взгляд, способно привлекать внимание и усиливать к нему интерес потенциального потребителя.

Фигуры фольклорных героев, на наш взгляд, удачно трансформируются и применяются в современной телевизионной рекламе, они становятся элементом, способным завоевать внимание потенциального потребителя и даже взрослого телезрителя окунуть в мир детства, сказок и волшебства.

Библиографический список

1. Аникин В.П. Русская народная сказка. М.: Наука, 1950. 360 5. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. М.: Пресс, с. 1991. 415 с.

6. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 1998. 450 с.

7. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М.: Лабиринт, 1998. 512 с.

2. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. В 3т. М.: Художественная литература, 1989. Т.1.319 с.

3. Афанасьев А.Н. О народных русских сказках. М.: Художественная литература, 1989. 370 с.

4. Коханенко А.И. Имидж рекламных персонажей. М.: ИКЦ 8. Пропп. В.Я. Русская сказка. М.: Лабиринт, 2000. 416 с. «МарТ», 2004. 144 с.

УДК 681.518(075.8)

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ: ПОИСК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ВЕКТОРОВ

Л

Л.А.Иванова1

Иркутский государственный лингвистический университет, 664025, г. Иркутск, ул. Ленина, 8.

Обрисована одна из привлекательных, в плане исследования перспектив её развития, научная область, связанная с формированием медиакомпетентности личности. Утверждается, что медиаобразование как формирующаяся наука находится на пике своего развития и одновременно подвергается интенсивному переосмыслению в аспекте концептуализации её позиций, пересмотру её методологических оснований, сообразных современным тенденциям. Раскрываются принципиально новые векторы развития данной научной области. Сформулированы задачи, которые ставят вышеперечисленные процессы перед педагогической наукой и практикой в условиях экспоненциального прироста научного знания. Табл. 1. Библиогр. 19 назв.

Ключевые слова: медиаобразование; развитие науки; медиакомпетентность; кумулятивная теория; антику-мулятивизм; эволюция; непрерывное медиаобразование; медиаобразовательное пространство.

MEDIA EDUCATION: SEARCH FOR EXPLORATORY VECTORS L.A. Ivanova

Irkutsk State Linguistic University, 8 Lenin Street, Irkutsk 664025.

The paper outlines one of the attractive scientific areas forming media competence of the personality. Media education to

1Иванова Людмила Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики, тел.: 89021772567, e-mail: media-lai@mail.ru

Ivanova Lyudmila, Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Head of the Department of Pedagogics, tel.:89021772567, e-mail: media-lai@mail.ru

be the forming science at the peak of its development is at the same time the subject of intensive reconsideration in the aspect of its position conceptualization and its methodological foundations according to modern trends. The article describes principally new vectors of this scientific area development; formulates the objectives set by the above processes before pedagogical science and practice under conditions of exponential growth of scientific knowledge. 1 table. 19 sources.

Key words: media education; development of science; media competence; cumulative theory; anticumulativity; evolution; continuous media education; media educational environment.

Прежде чем рассматривать основные актуальные направления развития медиаобразования, полезно обратиться к общей теории развития науки и научного знания. Выступление Д.И. Фельдштейна 20.04.2011 в актовом зале Российской академии образования [13] с докладом, освещающим проблему падения уровня исследований в областях педагогической и психологической науки, свидетельствует о необходимости честного разговора о том, что мы вкладываем в понятие «развитие науки», «развитие научного знания». В своем выступлении докладчик отметил, что «как ни тяжело это констатировать, наблюдается «разнаучивание» большого пласта психолого-педагогических диссертационных работ. Разрушаются сами основы диссертации с позиций культуры научного мышления и научного поиска» [14]. Остро назрела необходимость рассмотреть, что представляет собой движение в науке, научный поиск, и с этих позиций определить, какие важные проблемы ждут сейчас своего решения в области медиаобразования. Надо полагать, что ни у кого не вызывает сомнения утверждение, что развитие науки в целом представляет собой эволюционный процесс. Однако нет однозначного ответа на вопрос -развивается ли наука в соответствии с кумулятивной концепцией или модель развития науки должна быть принципиально другой? Между тем попытка дать ответ на вопрос все ещё наталкивается на множество трудностей, нет однозначного ответа и в классических учебниках по философии науки. Справедливости ради отметим, что эта актуальная проблема философии и методологии науки представлена в литературе как противостояние кумулятивных и некумулятивных концепций. В связи с этим становится актуальным рассуждение Л.А. Микешиной: «Суть кумулятивной концепции в том, что знания о реальных свойствах, отношениях, процессах природы и общества, однажды приобретенные наукой, накапливаются, кумулируются, образуя своего рода фонд, постоянно растущий, увеличивающийся, что обусловливает рост и развитие знания» [9, с. 201]. Представитель кумулятивной теории, французский математик А. Пуанкаре, рассматривая вопросы, связанные с поступательностью в науке, размышляя о науке, отмечал, что «она является коллективным творчеством и не может быть ничем иным; она как монументальное сооружение, строить которое нужно века и где каждый должен принести камень, а

2Д.И. Фельдштейн - действительный член (академик) РАО, доктор психологических наук, профессор, председатель Экспертного совета по педагогике и психологии ВАК Министерства образования и науки РФ, вице-президент РАО, заслуженный деятель науки РФ, почетный член Американской психологической ассоциации.

этот камень часто стоит ему целой жизни. Следовательно, она дает нам чувство необходимой кооперации, солидарности наших трудов с трудами наших современников и наших последователей» [9, с. 202]. Эта позиция дала нам основание думать, что новые научные знания непосредственно вытекают из уже известного, что нельзя познать действительность, не считаясь с идейными течениями своего времени, не учитывая научные тенденции, не опираясь на предыдущие достижения. Эта модель нам кажется более естественной. В свою очередь, А.Я. Найн убедительно пишет: «Ни одна наука, особенно гуманитарного профиля, не может претендовать на то, чтобы считаться полностью независимой от идейных течений своего времени, научных тенденций, а порой и эмоциональных пристрастий» [11, с. 13]. В таком понимании, на наш взгляд, медиаобразование не исключение.

Вместе с тем мы не разделяем концепцию, которая стремится объяснить развитие науки только куму-лятивностью, отрицает роль отдельных ученых, не имеет «механизма» предвидения и прогнозирования развития будущего науки. Нам представляются не совсем корректными и воззрения представителей анти-кумулятивизма, которые считают, что только отказ от устоявшихся представлений способен стимулировать научные открытия. Вряд ли продуктивным можно считать полное разрушение старого знания, полный отказ от него и возникновение нового знания. В развитии научного знания выделяют периоды развития эволюционных и революционных преобразований в науке. Под эволюцией науки понимают постепенное развитие процесса познания. Под научной революцией -глубокое качественное изменение в развитии познания. Наиболее яркий сторонник революционного развития Томас Кун - американский физик, теоретик и философ. В своей работе «Структура научных революций» [8] мыслитель показал, что в истории любой науки можно выделить периоды «нормальной» науки и научных революций. Нормальная наука - это исследования, осуществляемые научным сообществом с опорой на крупные научные достижения, которые в течение некоторого времени признаются как основа дальнейшей деятельности. В этой концепции субъектом научно-познавательной деятельности является научное сообщество, организующееся как научная школа, направление. Соответственно каждый ученый входит в такое научное сообщество, принимая все его идеалы, образцы, ценностные ориентации, которые образуют некоторую парадигму, пример осуществления научного поиска [8, с. 205]. Именно Томас Кун ввел в широкое обращение термин «парадигма». Идеи его концепции нашли свое отражение в создании различного рода ассоциаций, научно-образовательных

центров, лабораторий, научных школ и т.д. Согласно этой концепции, парадигма, которая господствует в течение определенного периода времени, определяет алгоритмическую деятельность по выбору проблем, задач, а также способов их решения. Соответственно в рамках нормальной науки происходит эволюционное развитие процесса научного познания. Но рано или поздно в научном познании возникают кризисные явления, выявление новых данных, которые в рамках принятой парадигмы выглядят аномалиями. Возрастание такого числа аномалий является симптомом перехода от нормального исследования к экстраординарному, возникает ситуация кризиса, которая разрешается только сменой парадигм. При смене парадигм, пересмотре стандартов исследования происходит революционный переворот. Главная идея - опровергнуть кумулятивную концепцию и доказать, что накопительные процессы в науке «достаточно часто прерываются революционными преобразованиями различных масштабов» [9, с. 206]. Сейчас, пятьдесят лет спустя, эта концепция, некогда давшая повод для широкой полемики и множества философских дискуссий, является общепризнанной во всём научном мире и по праву считается основополагающей. Вместе с тем, целый ряд положений концепции Т. Куна подверглись и все ещё подвергаются критике. В действии парадигмы прослеживается догматичность, принудительность, а также несоизмеримость старой и новой парадигм. «Следовательно, не решается вопрос о преемственности знания, а проблема возникновения нового знания порой заменяется выбором между уже существующими теориями и парадигмами» [9, с. 206].

Отечественный ученый С.Р. Микулинский [10] предлагает следующую графическую схему развития науки:

«Плоскости а, б, в, г и т.д. отражают определенный уровень развития той или иной науки. После того как в ней сложились определенные методы исследования и создана теория, обобщившая и систематизировавшая накопленные факты, эти методы или теория находят довольно широкое применение при изучении все новых и новых объектов в различных областях науки и практики. По мере накопления новых данных на каком-то участке этой плоскости, большей частью в результате обнаружения фактов, не укладывающихся в рамки существующей теории, начинает возникать новое направление в науке и происходит сначала скачок, переход к изучению явления с новой стороны, в новом аспекте. Это - новые направления прогресса в

развитии науки, узловые моменты в ее истории, знаменующие революционные преобразования в ней и переход исследования в иную плоскость, на новый уровень» [10]. Одновременно продолжается изучение новых объектов с помощью прежних методов и теорий, расширение сферы их применения в практике, что отражено в схеме продолжением плоскостей а, б, в, г.

Тот путь, который в предложенной С.Р. Микулин-ским схеме [10] выражается плоскостями а, б, в, г, может быть назван эволюционным, а периоды, выраженные линиями А, Б, В, Г, - линиями перехода к новому горизонту - революционными. В схеме выражена преемственность в развитии науки, непосредственная, прямая связь эволюционных периодов и периодов революций в науке.

Изучение вопроса приводит нас к выводу, что для развития науки большое значение имеет ретроспективный анализ, но не меньшее значение имеет и перспективный анализ. Чем выше уровень развития науки и познавательной активности, деятельности сообщества исследователей, тем шире становится круг явлений, охватываемых научным исследованием. Безусловен тот факт, что «знание - это своеобразная социальная и индивидуальная память - способ сохранения и использования наследуемого и/или вновь создаваемого объема информации» [9, с. 58]. Обращение к ретроспективному анализу ситуации совершенно необходимо. Ретроспективный анализ страхует от дублирования ранее выполненные работы, зная историю вопроса, исследователь может определить место своего труда в общем ходе его изучения. Ретроспективный анализ позволяет использовать опыт предшественников; рассмотрение предмета в динамике дает возможность проследить общие тенденции его развития, построить научный прогноз. Поскольку наука отражает объективный мир, который находится в состоянии постоянного изменения и развития, то она, естественно, также должна постоянно двигаться вперед, находить новые решения и результаты. Это не упраздняет прежние завоевания науки (по принципу «разрушим до основания, а затем...»), но дополняет их, способствует созданию более обстоятельных и цельных теорий. Любая наука находится не в статическом, а в динамическом состоянии, в процессе постоянного развития и совершенствования знаний. Наука -постоянно развивающийся объект. Каждое новое поколение ученых дополняет и углубляет знания, полученные предшественниками, а также создает основу для дальнейших открытий. Процессы открытий в науке имеют многочисленные репрезентации. Новации могут состоять в постановке новых проблем, в разработке новой концепции, в представлении новой логически стройной теоретической модели, в построении новой классификации или периодизации, в разработке новых методов исследования и т.д. Исследование можно считать содержащим новизну лишь в том случае, если современно не только данное научное направление, но и сама тема актуальна в двух отношениях: её научное решение, во-первых, отвечает насущной потребности практики; во-вторых, заполняет пробел в

науке.

Именно в силу вышесказанного прогнозирование в науке, поиск исследовательских векторов - дело чрезвычайно трудоемкое, однако крайне важное. Одной из привлекательных в плане исследования перспектив её развития является научная область, связанная с формированием медиакомпетентности личности. Речь идет о теории медиаобразования, находящейся сегодня на пике своего развития и одновременно подвергающейся интенсивному переосмыслению в аспекте концептуализации её позиций, пересмотра её методологических оснований, придания ей характера, сообразного современным тенденциям [5]. Привлекательность для пытливого исследователя этой области знаний объясняется как минимум тремя весомыми причинами, которые были обозначены в статье «Ме-диаобразование: взгляд в будущее» [5].

Во-первых, это связано с относительной молодостью данной области знаний. Возникновение термина «медиаобразование» относят к середине XX века [15,16,17,18 и др.]. Как мы уже отмечали в [2,3,4,5 и др.], этот термин пришел в Россию из зарубежной педагогики. Там же возникло и предложение о необходимости ввести в высшей и средней школе обучение СМК. Тогда же впервые (1973г.) в документах ЮНЕСКО было раскрыто и его понятие. Появившееся в середине XX века и прошедшее длительный период «испытаний» (долгое время необходимость введения медиаобразования в непрерывное образование от детского сада до вуза подвергалось сомнению, а само медиаобразование оставалось уделом немногочисленных энтузиастов) данное направление в педагогике оформилось в виде стройной и строгой системы научного знания и достигло, наконец, этапа, когда можно подводить итоги, выявлять закономерности, определять пути его дальнейшего развития.

Во-вторых, всплеск (и очень ощутимый) интереса к рассматриваемой научной области спровоцирован появлением на современном этапе развития общества суммы реальных информационных угроз цивилизации в виде «информационной перегрузки», «психологического манипулятивного воздействия», «информационного насилия», «виртуализации сознания», «выхолащивания из сознания молодого поколения абсолютных ценностей» и т.д. (и не без оснований). Несмотря на возрастающее число научных публикаций, многочисленных дискуссий, создание специальных учреждений и принятие соответствующих решений (на разных уровнях), ещё много нерешенных вопросов -как теоретических, так и практических. Поэтому отрасль научного знания «медиаобразование» способна дать для практики, прежде всего, понятийные конструкции, которые позволят не только выделить виды информационных угроз среди других явлений социальной реальности, но и выявить механизмы (средства) предотвращения и защиты от различного рода информационных угроз, опасностей, обусловленных неконтролируемыми информационными потоками. Теория медиаобразования, тем самым, перешла от этапа сбора, обобщения и передачи опыта (этапа ремесла) к этапу формирования и формулирования

мощного теоретического базиса, расширяющего сферу действия научной области.

В-третьих, развитие научной области медиаобра-зования обусловлено современными социальными, политическими и даже экономическими потребностями государства, диктующими необходимость наличия у россиян определенного (базового) уровня готовности и способности к выбору, использованию, критическому анализу, оценке, осуществлению передачи и созданию медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме. Иными словами, у них должна быть сформирована медиакомпетентность, обеспечивающая эффективность осуществления коммуникационного взаимодействия, общения не только на межличностном уровне, но и с помощью технических средств, т.е. с помощью медиа в открытом информационном обществе. Эта доминанта образования личности прописана сегодня практически во всех документах, отражающих нормативы инновационного развития образовательной политики РФ.

Перечисленные выше причины в своей совокупности и определяют новую волну исследований в области медиаобразования, и эти исследования осуществляются сегодня на качественно новом уровне их реализации. При этом достигнутые ранее результаты приобретают новый статус в системе медиаобразова-тельных координат.

Сказанное позволяет констатировать, что к настоящему времени созданы весомые предпосылки для проведения интересных и продуктивных исследований в области медиаобразования, востребованных на всех ступенях образовательной системы и служащих делу совершенствования процесса медиаобразования в России. В связи с этим в рамках данной публикации хотелось бы высказать ряд сугубо оптимистичных прогнозов в адрес таких исследований и обозначить основные директивные направления развития знания в предметной области медиаобразования.

Первое из направлений является вполне очевидным и вытекает оно из общепедагогической парадигмы непрерывного образования. В докладе Общественной палаты РФ «Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее» [12, с. 5 -102], в долгосрочной программе развития образования в статье «Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики» находим: «...образование принципиально понимается как незавершенное» [7, с. 39]. Медиаобразование не стоит в стороне от значимых ориентиров этого подхода, напротив, «центрация» на непрерывном образовании, от детского сада до вуза, нашла своеобразное воплощение в теории медиаобразования как компонента общекультурной подготовки личности в соответствии с социальным заказом современной цивилизации. На сегодня концепция медиаобразования, ориентированного на приобретение знаний в области информологии и средств массовой информации, которым не придается профессиональная направленность на каждом отдельно взятом этапе непрерывного образования, обрела вполне ощутимые очертания, при-

росла знаниями. При этом работ, посвященных вопросам высшей школы, необоснованно много по сравнению с исследованиями проблем школьного и дошкольного медиаобразования.

Анализ заглавий авторефератов диссертаций, проведенный Косолаповой Е.В. в 2012 г., позволил составить таблицу [6, с. 173]. В этой таблице (дополненной нами) можно увидеть категории обучающихся, на которые направлено медиаобразование. Становится очевидным, что наибольшее количество диссертаций посвящено медиаобразованию в системе общего и вузовского образования.

Распределение авторефератов диссертаций по ступеням образования

Как видно из приведенной таблицы, не все ступени образования охвачены равномерно медиаобразо-ванием.

Нет ещё разработанной логически стройной теоретической системы медиаобразования на всех иерархических уровнях непрерывного образования, позволяющей на каждом последующем этапе обучения не формировать медиакомпетентность личности изначально, а развивать и совершенствовать её с тем, чтобы в итоге получить человека, способного жить и работать в открытом информационном обществе, в современной России. Эта идея является инновационной (нам не удалось найти работ в этом контексте) и требует ещё своего развития.

Особо важным и значимым является практический аспект интерпретации этой теории. Речь должна идти о разработке сквозных, сопряженных программ ме-диаобразования личности от детского сада до вузовского образования, с соблюдением преемственности. Этот аспект, к сожалению, находится сегодня на периферии внимания ученых в силу, как нам кажется, особой сложности его рассмотрения. В то же время созданы теоретические основы, на базе которых мож-

но ставить и решать задачи практического характера.

Второе перспективное направление в области исследования медиаобразования касается вечной и неизменно актуальной проблемы пространственной организации образования. Пространственная организация предполагает процесс совершенствования, не ограниченный никакими рамками: от школы перипатетиков до классической университетской аудитории, от «закрытой системы» до «открытого образовательного пространства» как разных способов организации образования. Решить эту проблему раз и навсегда невозможно, иначе произойдет стагнация, несовместимая с перфекционистскими установками любого научного знания. В русле исследований этой сферы можно наметить ряд частных аспектов особой важности на сегодняшний день. Они слабо подвергались осмыслению и поэтому их можно признать актуальными и крайне перспективными для научных изысканий в области медиаобразования в условиях экспоненциального роста сетевых СМК. К таким аспектам мы относим постановку вопроса об интеграции медиа и образовательного пространства как новом педагогическом феномене, характеризующtм образование начала XXI века. Проблема интеграции медиа и образовательного пространства вызвана рядом обстоятельств, среди которых - пространственная лакунарность [2,3,4 и др.]. Пространственные лакуны в образовании (от лакуны -дыры) представляют собой средства массовой информации, которые входят в информационно-коммуникационную карту мира, но не контролируются педагогическим сообществом, не взаимодействуют с образовательным пространством. Иначе говоря, они существуют как «параллельная школа», отчего становятся зоной «риска» и несут информационную угрозу [3, с. 40]. Это создает для образования множество качественно новых проблем, которые недостаточно осознаны. Информационное пространство в условиях экспоненциального роста сетевых СМК, не контролируемое педагогическим сообществом, находится вне зоны педагогической рефлексии, а это, в свою очередь, приводит к разрушению целостности образовательного пространства, к информационной перегрузке, сильной психо-эмоциональной нагрузке. Пространственная организация образования в контексте ме-диаобразования нуждается на сегодняшний день в серьезном и основательном переосмыслении. Первые шаги в этом направлении, как думают некоторые, были сделаны, когда было принято исключительно важное правительственное решение о развитии системы дистанционного образования. Мы считаем, что развитие технической основы информационной стороны образования на самом деле не есть ещё их (медиа- и образовательного пространства) интеграция. Бесспорным представляется факт, что повышение уровня информационной общественной коммуникации ведет к росту доступности качественного образования для широких слоев глобального сообщества, через развитие системы дистанционного образования, «виртуальных вузов», «виртуальных представительств вузов» и т.д. Важно заметить, что эта система обеспечивает возможность обучения одновременно в нескольких ву-

Ступень образования Количество диссертаций по медиаобразованию

Дошкольное образование 1

Общее образование (в целом, без дифференциации) 17

Начальное общее образование 3

Основное общее образование 9

Среднее(полное) общее образование 6

Высшее профессиональное образование 20

Среднее специальное образование 0

Непрерывное медиаобразование 0

Всего 56

зах, позволяет реализовать принцип индивидуального обучения, выбрать соответствующую «профессионально-образовательную траекторию», обеспечивает академическую мобильность. Очевидно, что этот список плюсов можно продолжить и уточнить, однако стоит констатировать, что существующие системы профессионального образования уже с охотой присваивают себе определение «открытые». Если присмотреться к ним повнимательнее, то можно увидеть уровень их открытости. Все вышеперечисленные системы открыты по отношению к «социальной физике». Они снимают ограничения времени и пространства, связанные с социальными реалиями. Мы поддерживаем ту точку зрения, согласно которой в качестве антроп-ного эффекта задает возможность синхронизации индивидуального образа жизни и образования, формирования способности планирования личного времени как такового, как в микро-, так и в макромасштабе. Однако если рассматривать модель открытого образования Интернет, то по отношению к нему все эти системы рассматриваются как закрытые. В информационном пространстве Интернет обширно представлены источники информации по любой теме. А так как они не систематизированы, то в антропном плане предъявляется требование к содержательной самоорганизации, стягиванию ресурсов разных точек пространства, практически выстраиванию, восстановлению его измерений. Несомненно, что все эти системы образования, выставленные на информационно-коммуникационную карту России, ещё не являются открытыми, поскольку даже объединенные с медиа они не могут развернуться во множество интегрированных и одновременно параллельных возможностей, пространств. Принципы обустройства пространственной среды этих систем образования и медиа не интегрированы, а продолжают сосуществовать «параллельно», хотя представлены в информационном пространстве Интернет. В силу своей новизны теория такового режима обучения ещё далека от завершения, в ней имеются серьезные пробелы, которые нуждаются в научном осмыслении с позиций медиаобразования. Весомым представляется нам и постановка амбициозной задачи проектирования открытого медиаобра-зовательного пространства России, создания модели высшего профессионального образования, имеющей опережающий исторический характер, когда будущий компетентный специалист получит фундаментальные представления о глобально-открытой информационной цивилизации, управление которой базируется на знании природы законов образования и медиа, медиа-культуры [2,3,4 и др.].

Как видится, все перечисленные аспекты второго перспективного направления исследования должны стать предметом научного рассмотрения в контексте медиаобразования в самом ближайшем будущем.

Третьим направлением, перспективным для последующих исследований, может быть признано направление, касающееся теории формирования ме-диакомпетентности вторичной языковой личности в условиях экспоненциального роста сетевых СМК. По мнению одного из виднейших представителей совре-

менной социологии массовых коммуникаций А.И. Черных [19], потребность в обмене информацией как необходимая основа общения возникла с появлением человека разумного (homo sapiens), глубоко проникнув в его поведение, привычки, обычаи. И в расширяющейся гиперреальности Интернета и функционирования медиа в складывающемся глобальном «сетевом» сообществе, Homo sapiens - существо коммунициру-ющее в силу обыденных привычек переместилось с целью коммуникации в медиа-информационное пространство. В рамках данной проблематики можно выделить следующие перспективные направления, которые до сих пор не подвергались исследованию. Совершенствование/развитие компетентностной парадигмы в области лингводидактического и медиаобра-зовательного целеполагания: речь идет о тщательном рассмотрении уже выявленных и о представлении новых субкомпетенций, входящих в состав коммуникативной/межкультурной компетенций как метапонятий. Это, как видится, позволит определить/уточнить целевые и содержательные аспекты языкового/лингвистического образования и медиаобразова-ния. В частности, нас интересует вопрос о соотношении аспектов формирования «языковой личности» как носителя родного языка, так и человека, изучающего иностранный язык, а вместе с ним и «чужие» СМК. Информационное пространство человека значительно расширяется в тот период, когда он начинает осваивать иностранный язык и «чужие» СМК. Известно, что процесс освоения медиа гораздо более противоречив и имеет свою специфику в сравнении с родным языком. Издавна известно, что «сочетая в себе вербаль-но-семантические, лингвокогнитивные и мотивацион-ные структуры, языковая личность выступает как «совокупность способностей и характеристик человека, обуславливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются: 1) степенью структурно-языковой сложности; 2) глубиной и точностью отражения действительности; 3) определенной целевой направленностью» [1, с. 15]. Что без сомнения относится и к медиатекстам.

В условиях нового международного информационного порядка складывается открытое мультилинг-вальное, кросскультурное, полиэтническое информационное (медиа) пространство вне границ, государств, континентов, вне времени. Бесспорен факт, что при обучении иноязычному общению личность может овладеть не только и не столько межличностным общением, но и опосредованным медиатизированным, что особенно актуально в условиях усиления коммуникативной инфраструктуры. Разработка идеи «ме-диакомпетентной вторичной языковой личности» неизбежно выходит на стык таких дисциплин, как лингводидактика, теория и методика преподавания иностранных языков, коммуникативная лингвистика, медиаобразование и др.

Сегодня мы отмечаем, что наметились несколько новых векторов исследовательских интересов: дошкольное медиаобразование, формирование гражданственности участников педагогического процесса с использованием средств медиаобразования, гендер-

ный аспект и возрастная обусловленность отношений к СМИ, теологическое медиаобразование и др.

По утверждению А.В. Федорова, «можно ожидать расширения таких баз исследования, как дошкольные учреждения, учреждения среднего специального образования, библиотеки и медиатеки. Можно спрогнозировать также появление диссертационных исследований на тему медиаобразования (в том числе дистанционного) взрослой аудитории» [18, с. 52].

Думается, разработка данных направлений, несомненно, обогатит теорию и практику медиаобразования новыми знаниями, теоретическими умозаключениями, концепциями. Вместе с тем создание какого-либо окончательного раз и навсегда заданного вектора исследовательских интересов в области ме-

диаобразования невозможно. Скорее всего, сама научная область «медиаобразование» является эво-люционизирующим идеалом, к которому наука должна стремиться, но который в ней никогда не реализуется полностью. Понятно, почему это происходит. Одно из важных свойств научного знания - это его «способность к возрастанию, неистово быстрому, многократному и практически беспредельному» [19, с. 26]. Экспоненциальный прирост знания, получивший название информационного взрыва, позволяет предположить, что в обозримом будущем мы станем свидетелями интенсивности развития принципиально новых исследований по медиаобразовательной тематики в России и за рубежом.

Библиографический список

1. Ворожбитова А. Синергетический аспект вузовского образования в свете лингвострановедческого подхода // Альма-Матер. 1999. №2.

2. Иванова Л.А. Феномен высшего профессионального образования в меняющемся обществе: к проектированию ме-диаобразовательного пространства в условиях пространственной лакунарности // Актуальные проблемы современности. Международный научный журнал. Серия «Педагогика». Караганды: Болашак-Баспа, 2009.№2(3б). С. 22 - 27.

3. Иванова Л.А. Коадаптация медиа- и образовательного пространства - залог успешного решения проблемы пространственной лакунарности в высшем профессиональном образовании // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2009. Т. 6. №2. С. 38-44.

4. Иванова Л.А. Проблема систематизации научной терминологии педагогики (на примере медиаобразовательного пространства) // Мир науки, культуры, образования // Международный научный журнал. Горно-Алтайск, 2009. №2 [14]. С. 158-165.

5. Иванова Л.А. Медиаобразование: взгляд в будущее // Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири. 2011. № 2, URL: http://md.islu.rU/sites/md.islu.ru/files/rar/statya_ivanovoyy_l.a._1 8.05.11_0.pdf

6. Косолапова Е.В. Медиаграмотность как актуальная составляющая информационной культуры детей младшего школьного возраста // Научный диалог. 2012. № 1. С. 170181.

7. Кузьминов Я.И., Фрумин И.Д. и др. Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики // Вопросы образования. 2008. №1. С. 32-64.

8. Кун Т. Структура научных революций. М.: АСТ, 2003. 608 с.

9. Микешина Л.А. Философия науки: современная эпистемо-

логия. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования. М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. 464 с.

10. Микулинский С.Р., Маркова Л.А. Чем интересна книга Т. Куна «Структура научных революций» [Электронный ресурс]. URL: http://www.philosophy.nsc.ru/BIBLIOTECA/PHILOSOPHY_OF_ SCIENCE/KUN/3_INTE~1 .htm (дата обращения 22.05.2011).

11. Найн А.Я. Проблемы систематизации научной терминологии педагогики // Сибирский педагогический журнал. 2005. №1. С. 13-23.

12. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее? / Обществ. Палата Рос. Федерации. М.: Изд. Дом ГУ-ВШЭ. 2007. С. 5-102.

13. Титов В. А ещё я открыл... // Литературная газета. №20 (6322) (2011-05-18) — URL: http:// http://www.lgz.ru/article/16140/ (дата обращения 18.05.2011).

14. Фельдштейн Д.И. Нам еще предстоит детально выделить и изучить целый ряд актуальных сегодня проблем // Психологическая наука и образование: электронный журнал. URL: http://psyedu.ru/articles/d1132.phtml (дата обращения 18.05.2011).

15. Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. 340 с.

16. Федоров А.В. Медиаобразование: социологические опросы. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 228 с.

17. Федоров А.В. Медиаобразование: вчера и сегодня. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009. 234 c.

18. Федоров А.В. Эволюция российских научных исследований в области медиаобразования // Медиаобразование. 2009. № 12. С. 9-64.

19. Черных А.И. Социология массовых коммуникаций. М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2008. 451 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.