Научная статья на тему 'Медиаобразование: от теории - к практике по-сибирски'

Медиаобразование: от теории - к практике по-сибирски Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
41
56
Поделиться
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Мурюкина Е. В.

20 21 ноября 2007 года в Томске прошла всероссийская научно-практическая конференция «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации». Ни перепады во времени, ни разница в температурных режимах (между южным Таганрогом и сибирским Томском) не смогли бы омрачить радость от встречи с коллегами из Сибирской Ассоциации медиаобразования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Медиаобразование: от теории - к практике по-сибирски»

Дальновидность организаторов конференции выражается и в том, что к участию в Днях философии приглашались не только непосредственно философы, но и педагоги, и психологи и др. Таким образом, им удалось наглядно показать, что проблемы медиа, его закономерностей, механизмов, терминологического аппарата объединяют и представителей других наук.

Среди небольших недостатков можно отметить отсутствие бейджиков, что затрудняло общение людей друг с другом, а также недостатки оформления программы: в ней отсутствовали сведения об авторах, о представляемых ими вузах, научных учреждениях. Да и сборник статей не был опубликован к началу работы конференции, а выйдет только через год. Эти пожелания организационный комитет пообещал устранить к следующей встрече.

Актуальные новости

Медиаобразование: от теории - к практике по-сибирски

Е.В.Мурюкина кандидат педагогических наук, доцент

20 - 21 ноября 2007 года в Томске прошла всероссийская научно-практическая конференция «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации». Ни перепады во времени, ни разница в температурных режимах (между южным Таганрогом и сибирским Томском) не смогли бы омрачить радость от встречи с коллегами из Сибирской Ассоциации медиаобразования. С Ириной Владимировной Жилавской мы встречаемся уже четвертый раз и всегда искренне радуемся этому. Мы вместе участвовали в научно-практических конференциях в Челябинске и Белгороде. Проведение всероссийской научно-практической конференции по медиаобразованию в Челябинске проявила не только достоинства И.В.Жилавской, как исследователя, практика, медиапедагога, но и как организатора.

Отличительная особенность этой конференции, которая, по нашему мнению, имеет все шансы стать традиционной, в том, что наряду с обсуждением общих и более частных проблем современного медиаобразования проводился конкурс школьной прессы.

Примечательно, что конференция собрала коллег из многих регионов не только Сибири, но и европейской части России (Москва, Белгород, Таганрог и др.), а также стран СНГ (Украина, Казахстан, Белоруссия).

Пленарное заседание проходило в конференц-зале Томского государственного университета. Примечательно, что помимо участников конференции в зале присутствовало много гостей - преподавателей вузов, которыми так богат Томск.

Пленарное заседание открыл начальник департамента информационной политики и общественных связей администрации Томской области С.И.Никифоров. В своем приветственном слове он обозначил актуальность развития медиапедагогики в современном образовательном пространстве. С.И.Никифоров отметил, что студенты всегда считались наиболее активной частью общества, но в последнее время все чаще отмечается равнодушие молодежи к общественной, политической, экономической жизни страны. Здесь можно говорить и о неумении ориентироваться в медийном потоке, которое ведет к изоляции от информации. Таким образом, предпосылки к развитию гражданской активности студентов значительно снижаются. Одним из путей решения проблемы автору выступления видится активное внедрение медиапедагогики в образовательное пространство России, вообще, и Томской области, в частности. Именно поэтому администрация Томской области выступила одним из организаторов проведенной научно-практической конференции.

С докладами на пленарном заседании выступили И.В.Жилавская -директор Томского института информационных технологий, президент Сибирской Ассоциации медиаобразования; А.П.Короченский - доктор филологических наук, профессор, декан факультета журналстики Белгородского государственного университета; И.М.Дзялошинский -профессор Государственного университета - Высшая школа экономики, председатель совета директоров Независимого института коммуникативистики; О.Ф.Нескрябина - доктор философских наук, профессор кафедры журналистики Сибирского федерального университета и др.

Докладчикам, по нашему мнению, удалось задать рабочий тон конференции, заинтересовать собравшуюся аудиторию. Например, И.В.Жилавская предложила ввести понятие «информальная журналистика», то есть «самодеятельное неорганизованное творчество непрофессиональных авторов по созданию массового информационного продукта, который носит неформальный, внеэкономический, социальный характер и рождается из коммуникации с другими людьми». Итак, автором предпринята попытка обозначить основные отличия традиционной журналистики от информальной.

А.П.Короченский в своем выступлении акцентировал свое внимание на медиаобразовательном потенциале журналистики в информационно насыщенном «медиатизированном» обществе XXI века. И.М.Дзялошинский осветил в своем выступлении проблемы и тенденции построения гражданского общества в России. О.Ф.Нескрябина говорила о развитии медиапсихологии, механизмах ее воздействия на зрительскую аудиторию. Е.В.Мурюкина осветила опыт подготовки студентов Таганрогского государственного педагогического института в рамках специализации «Медиаобразование». Координатор проектов Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Т.А.Мурована рассказала о проектах, направленных на поддержку и развитие чтения. Таким образом,

темы, поднимавшиеся в докладах, освещали различные аспекты медиапедагогической деятельности.

В качестве рекомендации хотелось бы пожелать устроителям конференции предусмотреть время для обсуждения пленарных выступлений, что повысит продуктивность конференции и активность аудитории. В этом году в связи с плотным графиком мероприятий на обсуждение не осталось времени, поэтому участники задавали интересующие их вопросы в перерывах.

20 ноября вечером состоялись 2 круглых стола со следующими темами для обсуждения: «Проблемы медиаобразования в свете особенностей современной модернизации» и «Медиакультура на рубеже веков». В ходе работы первого круглого стола, где участвовала автор этих строк, развернулась интересная дискуссия относительно идеалов в пространстве современных коммуникаций (докладчик к.ф.н. Н.В.Брюханцева), в которой активно участвовали А.П.Короченский, И.М.Дзялошинский, А.И.Щербин и др. Профессор И.М.Дзялошинский утверждал, что человеческие идеалы не меняются какие бы времена не переживала страна, что было доказано в ходе здесь же организованного и проведенного констатирующего эксперимента. По нашему мнению, можно говорить о некоторой противоречивости идеалов, которые существуют в жизни и которые репрезентируются нам по каналам масс-медиа. Интерес вызвал и доклад Л.В.Кобзевой «Виртуальная реальность и реальный человек», в обсуждении которого участвовали многие участники (А.П.Короченский, Е.В.Мурюкина, И.Ю.Прасолова, И.М.Дзялошинский, Т.В.Трезубова и др.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ходе проведения круглого стола состоялся полезный диалог между медиапедагогами различных регионов. Можно отметить некоторое заблуждение, которое выражалось в понимании медиаобразования как качественной журналистики, которая способна обучать свою потенциальную аудиторию. Е.В.Мурюкина выступила с небольшим дополнением, в котором коснулась истории медиаобразования в нашей стране, широкого спектра медиакультур (кинематограф, пресса, фотография, видео, радио, Интернет и пр.), на котором базируется медиапедагогика. Это выступление было поддержано профессором А.П.Короченским. А медиапедагог из Тольятти (МОУ СШ № 93) рассказала о создании информационного молодежного холдинга «Жигуленок», который занимается выпуском нескольких тематических газет, а также созданием видеороликов. Руководство школы думает о создании школьного телевидения.

Уже вечером в молодежном медиаклубе «Среда» прошли презентации молодежных проектов «Креативный город», СМИ: газет «Твой выход», «Пятерка плюс», «Город/Богиш», журнала «Город Б»; телевидения «ТВ-университет», программы «Свободный доступ»; прошел конкурс социальных видеороликов «Недетская реклама» и др.

На следующий день утром участники посетили Вторую Межрегиональную выставку детско-юношеской периодики и литературы «Свежая строка», которая проходила в Доме искусств - старинном особняке,

памятнике архитектурного зодчества. Вниманию участников были представлены многочисленные издания школьной прессы - плод работы педагогов и учеников. Организаторами было выделено достаточно времени, чтобы не только посмотреть издания, но и пообщаться друг с другом.

В 11 часов утра началась работа круглого стола «Медиаобразование от теории - к практике», где мы вместе с Т.В.Трезубовой (заместителем директора по учебно-воспитательной работе МУ СОШ № 8 г.Топки Кемеровская области) были модераторами. Было заслушано много докладов, каждое выступление завершалось обсуждением, вопросами к докладчику. Из наиболее интересных выступлений можно выделить Н.В.Юмашеву (Барнаул) - редактора областной газеты «САМИ», директора САМО «Изменение субъектных отношений в сфере детско-юношеской журналистики в 20002007 годах». Автором было проведено социологическое исследование, которое отражает изменения в субъектных отношениях между медиапедагогом и школьниками, принимающими участие в создании газеты. Данные изменения отражаются в замене субъектно-субъектных отношений (которые констатировались в 2000 г.) на субъектно-объектные. Таким образом, констатирует автор, существовавший в недавнем прошлом диалог сменился односторонним воздействием.

Т.В.Трезубова рассказала о внедрении элементов медиаобразования в практику образовательного учреждения, на примере СОШ № 8 г.Топки. Данное выступление нашло широкий отклик в аудитории, который проходил в форме диалога. Как известно, данное направление медиаобразования развивалось в лаборатории медиаобразования и технических средств обучения Российской Академии образования профессором Л.С.Зазнобиной, а сейчас его последовательно продолжает А.А.Журин, разработавший систему медиаобразования, интегрированного в школьные уроки химии.

Интересным опытом поделилась И.А.Чукина и ее ученицы -А.В.Новикова, В.А.Слугина, которые в создали классный Интернет-журнал, который существует уже второй год и пользуется популярностью у учеников, учителей, родителей.

Заинтересованность аудитории, желание поучаствовать в обсуждении продлили время работы круглого стола во время, и это еще раз убеждает нас в том, такие встречи необходимы, и надеемся, что они станут традиционными на радушной Сибирской земле. Совмещение работы научно-практической конференции с выставкой детско-юношеской периодики и литературы (после подведения итогов работы круглого стола, состоялось награждение школьных изданий в рамках выставки «Свежая строка») несет в себе положительный заряд, так как способствует единению теории и практики медиаобразования. Практическая медиаобразовательная деятельность представлена в Сибири шире и разнообразнее теоретической. И теперь уже на основе своего практического опыта сибирские медиапедагоги подошли к пониманию теории.

Необходимо сказать, что медиаобразованием в Томске интересуются и в вузах. К нам еще в первый день конференции подходили представители

педагогического университета, которые рассказали о планах введения курса «Медиаобразование» в магистратуре. Безусловно, опыт, который накоплен в Таганрогском государственном педагогическом институте (www.tgpi.ru), первом в России внедрившем в учебный процесс специализацию «Медиаобразование», здесь может очень пригодится.

В конце второго дня работы Всероссийской научно-практической конференции гостям была организована экскурсия, которая позволила ознакомиться с историей города, узнать о его достопримечательностях.

Приятно отметить и поблагодарить устроителей конференции в лице И.В.Жилавской и ее команды за хорошую, четкую организацию всех мероприятий, которыми были насыщены дни конференции.

Актуальные новости

В России наступил период особого интереса к медиаобразованию

Большим событием для исследователей и специалистов в области медиаобразования России стала завершившаяся 21 ноября 2007 года в Томске Первая Всероссийская научно-практическая конференция «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации». Конференция проходила под эгидой Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Комиссии по вопросам развития интеллектуального потенциала нации Общественной палаты РФ. Организаторами конференции выступили администрации Томской области и города Томска, Томский государственный университет, Томский институт информационных технологий, Сибирская ассоциация медиаобразования и Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества. Всего в конференции приняло участие более ста человек из 17 городов России, Украины и Казахстана. 21 ноября в Доме искусств Томска (ул. Шишкова, 10) в рамках конференции состоялось также открытие Второй Межрегиональной выставки детско-юношеской периодики и литературы «Свежая строка». На выставке были представлены молодежные СМИ -победители региональных этапов выставки, проходивших в последние дни на Алтае и в Кузбассе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конференция началась 20 ноября в конференц-зале ТГУ. Пленарное заседание открыла директор Томского института информационных технологий, президент Сибирской ассоциации медиаобразования И.В.Жилавская. Она поприветствовала гостей, собравшихся на томской земле, - ученых, преподавателей, медиапедагогов, представителей организаций, которые работают в области медиаобразования, из Киева, Москвы, Белгорода, Таганрога, Тольятти, Аксу, Новосибирска, Кемерова,