Научная статья на тему 'Медиаобразование как инструмент продвижения критического мышления у студентов'

Медиаобразование как инструмент продвижения критического мышления у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / MEDIA EDUCATION / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CRITICAL THINKING / КРИТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / CRITICAL PEDAGOGY / БЛОГИ / WEBLOGS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Е.В.

В статье рассматриваются проблемы медиаобразования связанные с критическим мышлением и необходимостью поощрять учебные и обучающие среды, которые формируют независимых, сильных личностей. Обсуждается взаимосвязь между теорией критического мышления и медиаобразованием. Демонстрируется, как преподавание медиаобразования можно использовать в качестве эффективного средства для продвижения критического отношения и облегчения процесса отражения и обмена знаниями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA EDUCATION AS A TOOL TO PROMOTE CRITICAL THINKING AMONG STUDENTS

In the article discussed problems of Media Education in relation to critical thinking and the need to promote teaching and learning environments which form independent, empowered persons. The paper discusses the interplay between the Theory of Critical Thinking and Media Education. It demonstrates how the teaching of media education can be used as an effective means to promote a critical attitude and facilitate the process of reflecting and exchanging knowledge

Текст научной работы на тему «Медиаобразование как инструмент продвижения критического мышления у студентов»

5. Мнухин С. С., Зеленецкая А. Е, Исаев Д. Н. О синдроме «раннего детского аутизма», или синдроме Каннера у детей // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1967/

6. Никольская О. С. «Особенности обучения аутичных детей». Детский аутизм: хрестоматия/ Сост. Л. М. Шипицына. СПб., 2001. - 234

7. Скуднова Т.Д., Кобышева Л.И., Шалова С.Ю. Психолого-педагогическая антропология. М.-Берлин, 2018.

8. Сайт Центр «Наш солнечный мир» http://solnechnymir.ru/

9. Bleuler E. Dementia Praecox or the Group of Schizophrenias. — New York: International Universities Press, 1950. — P. 272. — 548 p. Цит. по: Read J. The invention of 'schizophenia' // Models of Madness: Psychological, Social and Biological Approaches to Schizophrenia / Edited by J. Read, R.L. Mosher, R.P. Bentall. — Hove, East Sussex: Brunner-Routledge, 2004. — 373 p. — На русском: Рид Дж. Изобретение шизофрении // Модели безумия: Психологические, социальные и биологические подходы к пониманию шизофрении / Под ред. Дж. Рида, Л.Р. Мошера, Р.П. Бенталла. — Ставрополь: Возрождение, 2008. — С. 53.

Е.В. Романова

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОДВИЖЕНИЯ КРИТИЧЕСКОГО

МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы медиаобразования связанные с критическим мышлением и необходимостью поощрять учебные и обучающие среды, которые формируют независимых, сильных личностей. Обсуждается взаимосвязь между теорией критического мышления и медиаобразованием. Демонстрируется, как преподавание медиаобразования можно использовать в качестве эффективного средства для продвижения критического отношения и облегчения процесса отражения и обмена знаниями.

Ключевые слова: медиаобразование, критическое мышление, критическая педагогика, бло-

ги.

E.V. Romanova

MEDIA EDUCATION AS A TOOL TO PROMOTE CRITICAL THINKING AMONG

STUDENTS

Abstract. In the article discussed problems of Media Education in relation to critical thinking and the need to promote teaching and learning environments which form independent, empowered persons. The paper discusses the interplay between the Theory of Critical Thinking and Media Education. It demonstrates how the teaching of media education can be used as an effective means to promote a critical attitude and facilitate the process of reflecting and exchanging knowledge.

Key words: Media Education, Critical Thinking, Critical Pedagogy, Weblogs.

Цифровые технологии радикально изменили медиапространство, в результате чего в настоящее время создается иная среда мультимедиа. В отличие от традиционных средств массовой информации, модель коммуникации новых медиа сглажена, демократизирована, проста в использовании и включает в себя общение от многих к многим. Интернет имеет привилегированное место в этой среде: на сегодняшний день сеть Интернет использует 2,4 миллиарда человек. Всемирная паутина, находящаяся в свободном доступе более двадцать лет, уже насчитывает примерно 630 миллионов сайтов.

В радикальном изменении способа общения мы видим положительные и отрицательные последствия. Бернерс-Ли, создатель сети Интернет, считает, что эгалитарные принципы всеобщего свободного доступа подрываются под давлением крупных корпораций. Эта опасность вместе с повсеместностью и вездесущностью новых средств массовой информации делает критическое отношение к медиа необходимым условием активного гражданства [1,115].

Политики, особенно в рамках ЮНЕСКО, Совета Европы и Европейского союза, подчеркивают необходимость развития системы образования, основанной на поощрении навыков критического мышления. Эти идеи продвигаются приверженцами школ Критического мышления и критической педагогики. Медиаобразование, а также критическая педагогика направлены на то, чтобы дать возможность студентам и взрослым стать независимыми мыслителями. Сами средства массовой информации могут использоваться для развития таких навыков. В нашей статье мы даем сравнительный анализ средств медиаобразования с целями критического мышления и критической педагогики. Мы предполагаем, что сами средства массовой информации могут использоваться в качестве обучения и для пропаганды идей критического мышления.

Исследователи и политики (Д. Бэкингем, Л. Маркус) утверждают, что медиаобразование имеет решающее значение для развития молодых людей. На каждую сферу жизни человека - эко-

номика, политика, религия, культура и отношения - влияют средства массовой информации. Крайне важно, чтобы медиаобразование стало средством поощрения и стимулирования критического мышления у студентов, которые постоянно сталкиваются с быстро меняющейся медиасфе-рой. ЮНЕСКО в 1982 г., принявшая Грюнвальдскую декларацию о медиаобразовании, заявляет, что программы медиаобразования должны «развивать знания, навыки и отношения, которые будут способствовать росту критической осведомленности и, следовательно, большей компетентности среди пользователей электронных и печатных СМИ. В идеале такие программы должны включать анализ медиапродукции, использование средств массовой информации в качестве средства творческого выражения, а также эффективное использование и участие в доступных медиа-каналах» [19]. ЮНЕСКО вновь подчеркнула эту позицию на Парижской повестке дня (ЮНЕСКО, 2007 г.), которая была посвящена 25-й годовщине Грюнвальдской декларации. В выступлениях представителей ЮНЕСКО говорится, что медиаобразование должно способствовать развитию навыков критического анализа информации, как в новостях, так и в развлекательных программах, в целях укрепления способностей физических лиц и активных пользователей [6].

Парламентская ассамблея Совета Европы также заявляет, что целью медиаобразования является «развитие медиакомпетентности, понимаемая как критическое и взыскательное отношение к средствам массовой информации с целью формирования гармонично развитых граждан, способных принимать собственные суждения, базирующиеся на имеющейся информации». Медиакомпе-тентный человек должен уметь анализировать и интерпретировать информацию, одновременно определяя стоящие за этим экономические, политические, социальные и / или культурные интересы. Европейский союз также подчеркивает, что медиаобразование должно включать «способность ... критически оценивать различные аспекты формы и содержания средств массовой информации и видеть связи в самых разных контекстах» [6].

В основе этих документов лежит признание и убеждение, что дети и взрослые должны научиться приобретать, анализировать и интегрировать знания, которыми они пользуются из разных источников, включая музыку, видео, онлайн-базы данных и социальные сети. Люди должны научиться определять аргументированность и достоверность источника информации, которая предоставляется. Не вызывает сомнение тот факт, что исключительно важно включение медиаобразова-ние в школьную учебную программу, чтобы дать молодым людям возможность критически оценивать информацию, которую они могут мгновенно получить из любой точки мира. Когда мы действительно понимаем, что значит жить в глобализованном мире, главным образом в виртуальных реалиях социальных сетей, в которых все время проводят студенты, и о влиянии этой реальности на их жизнь, мы осознаем важность их воспитания в понимании перспективы других, развитии исторического наследия и наблюдения взаимосвязи экономических и экологических систем [4,63].

Этот критический подход соответствует общему подходу к образованию двух академических потоков, которые внесли большой вклад в формирование основ медиаобразования с 70-х годов XX в. Представители теории критического мышления и «критическая педагогика», как и представители медиаобразования имеют перед собой цель расширение прав и возможностей людей. Слово «критическое» является общим и считается одной из основных целей и ценностей образования. Использование данного термина в обучении влечет за собой острую необходимость в создании «критически ориентированных» классов. Н. Бербулес и Р. Берк [1, 87] отмечают, что вышеперечисленные научные течения признают, что обществу в целом и многим его членам не хватает навыков, позволяющих распознавать неточности, искажения и даже ложность в информации. Критическое мышление является наиболее необходимым компонентом диалогического метода обучения, который в значительной степени отличается от традиционной концепции образования. П. Фрейре и И. Шор считают, что люди становятся все более критически коммуникативно настроенными, и поэтому «диалог - это момент, когда люди встречаются, чтобы задуматься о своей реальности, когда они создают и меняют ее» [14,132].

Сторонники критического мышления и критической педагогики полагают, что все люди должны стать более критичными мыслителями, что приведет к общему гуманистическому эффекту во всех социальных группах и классах. Становясь более ответственным в мышлении и действии, учащийся может видеть мир таким, какой он есть, и действовать соответствующим образом. Таким образом, критическое образование может увеличить свободу и расширить возможности для учащихся. Метод критической педагогики для П. Фрейре предполагает не только изучение, но также понимание мира. Критическое сознание требует от человека проницательного отношения к социальным взаимоотношениям, институтам и традициям, которые создают и поддерживают условия угнетения. В этой перспективе преподавание медиаграмотности и медиаобразования становится основной формой культурных взаимодействий и поэтому должно «относить слово как способу трансформации реальности» [15,94]. Фрейре разработал процесс декодирования, который лежит в основе диалогического метода. Он включает в себя «чтение» социальной динамики, ин-

тенсивности реакции или изменений явлений мира. Поэтому представители критического мышления и критической педагогики делают все возможное, чтобы помочь учащимся понять мир как есть, а не так, как иногда представляют СМИ.

В контексте такой освободительной концепции и перспективы образования мы должны смотреть на цифровой мир, в котором мы живем сегодня. Появление киберпространства в 1990-х годах вызвало революцию во всех сферах жизни общества. Пространство, с которым компьютерный экран приглашает нас присоединиться, в определенном смысле похоже на акустическое пространство дограмотной культуры, поскольку оно не только повсюду вокруг нас, но и потенциально наше собственное создание [9,78].

На сегодняшний день киберпространство, которое является реальностью людей в современном мире, также предоставляет пространство и возможность для критического диалога, диалога, который может оспаривать перспективы людей и просвещать их умы. В таком пространстве люди могут осознать, что реальность социально построена и роль педагога заключается именно в том, чтобы создать это осознание и помочь людям стать активными участниками социального построения реальности. Согласно мнению представителей школы критического мышления человек с развитым критическим мышлением знает как быть критическим потребителем информации. Учащиеся обязательно ищут причины и доказательства для всего, что они изучают. Учащиеся в процессе критического мышления овладевают определенными навыками, такими как способность прояснять, искать и судить о том, как разумно делать выводы, воображать, предполагать и интегрировать и делать это с уважением к другим участникам процесса. Данные изыскания совпадает с целями медиаобразования. Д. Бэкингем отмечает, что медиаобразование касается «критического мышления, а также культурных предпочтений или вкусов, творчества, гражданства, расширения прав и возможностей, персонализации, инноваций, критического мышления ...» [5,126]. Критическая грамотность должна быть частью определения медиаграмотности. Это помогает отличить «честных от обманчивых, общественные интересы от коммерческих убеждений, объективных и заслуживающих доверия от предвзятого или партизанского» [9, 84].

Применение веб-журнала, иногда называемого edublog, в классе или аудитории, используется в качестве примера одного из способов создания диалога. Веб-журнал представляет собой одно из инструментов для «чтения и записи», основанных на Интернет-ресурсах, для неформального обучения. Преподаватели рассматривают их реализацию в образовательной практике как способ повышения понимания и взаимодействия [13, 247]. Веб-блоги считаются основным социальным программным обеспечением.

С появлением первых инструментов для ведения блога, использование блогов распространялось в течение 1999 года и последующих лет. К началу нового тысячелетия было создано множество блогов для практических руководства, источников новостей и платформ для политиков и политических кандидатов. В конце концов, веб-журналы появились как онлайн-инструменты для обучения, которые дают большое преимущество для образования. Edublogs обладают потенциалом и применимостью в качестве метода, который поощряет совместное обучение и развивает навыки мышления более высокого порядка, такие как критическое мышление и размышления [10. 393].

Интерактивность также - одна из основных характеристик веб-блогов. Edublogs могут продвигать и облегчать совместное обучение и обучение в Интернете. Эти средства предоставляют инструменты для «чтения и записи» второго поколения, которые включают в себя социальные сети, блоги, народные науки, мощные инструменты для неформального обучения. Все большее число преподавателей используют блоги в формальном обучении.

Веб-блоги коммуникативны по своему характеру и могут обеспечивать рефлексию посредством диалога, обмена информации и комментариев по конкретной проблеме или теме. Они также могут включать в себя фотографии (фотоблоги), видео (vlogs) или аудио (подкастинг). Веб-блоги -часть социальных сетей, они предлагают простые способы создания доски объявлений [12,175]. В рамках параметров образовательного контекста блоги могут служить в качестве ресурсных центров и в качестве витрин для проектов студентов, поддерживать формирование онлайновых сообществ, служить интерактивными инструментами обмена знаниями и, прежде всего, позволяют обмениваться мыслями на общедоступном канале без использования языка HTML, позволяя пользователям сосредоточить свое внимание на содержании записи. Участники блога могут делиться своими ресурсами и результатами и получать обратную связь не только от членов их онлайн-сообщества, но и от людей, не входящих в него, которые будут интересоваться конкретной информацией.

Блоги не только способствуют индивидуальному рефлексивному мышлению, но также могут служить идеальной платформой для социального конструктивного обучения. Студенты имеют возможность обмениваться идеями, делиться опытом и генерировать знания посредством социального общения. Более того, благодаря этому взаимодействию студенты могут даже повышать

свой уровень знаний и строить свой собственный смысл реальности, в которой они живут. Построение смысла происходит через взаимодействие с различными перспективами и более широкими горизонтами смысла, которые могут помочь стимулировать дебаты среди участников и предоставить им возможность выражать разные перспективы, одновременно бросая вызов и переопределяя их собственные. Когда учащиеся имеют возможность вести переговоры с другими сверстниками в среде социального обучения, обучение будет более значимым, и их критическое отношение к обучению будет усилено. Блоги могут использоваться в качестве инструментов для рефлексии.

Рефлексия - это сложный процесс исследования, открытия и обучения, встроенный в социальное взаимодействие. Интерактивность является важным элементом этого процесса, поскольку способствует множественным перспективам обучения и получения отклика о проделанной работе. Исследования показывают, что использование сверстников как «критических друзей» в процессе обучения может служить очень сильным учебным методом в соответствии с приверженцами критического мышления и критической педагогики, подчеркивают, что критичность всегда является функцией коллективного опроса, критики и творчества [1, 184]. Таким образом, общество влияет на отношения и взаимодействие, на мышление и формирует альтернативные взгляды, которые являются результатом взаимодействия с различными точками зрения. П. Фрейре и Д. Маседо используют метафору «декодификации» для обучения. Подчеркивается, что главная цель критического мышления - выявить мир, реальный мир отношений, структур и социальной динамики, которые были затуманены искажениями идеологии [16, 143].

Таким образом, критическое мышление и рефлексия помогают найти реальные скрытые значения вещей, выходить за рамки простой интерпретации как процесса создания смысла и поиска различных альтернатив. Следовательно, эти психические процессы выходят за рамки логических и аналитических навыков, поскольку они также включают способность мыслить вне рамок обычных значений. Критическое мышление и рефлексия, усиленные навыками медиаобразования, повышают способность студентов мыслить совершенно по-новому. [18, 20].

Медиаобразование помогает студентам оторваться от условностей, предоставляет знания и навыки, необходимые студентам для использования медиапродуктов, таких как блоги для личного развития и критического мышления, которыми они могут поделиться с другими. [17, 85]. Таким образом, блоги могут предоставить студентам альтернативу традиционной учебной среде. Кибер-пространство, используемое блогами, может дополнять физическое пространство, занимаемое в ходе традиционного обучения и преподавания, и открывает ученикам глубокие сложные альтернативы. Когда блоги используются обучающимся в средствах массовой коммуникации, они могут внести свой вклад в переход от ориентированного на учителя к ориентированному на ученика подходу в обучении. Они создают прекрасные возможности для студентов обсуждать, размышлять, анализировать и оценивать разные перспективы и строить свои собственные смыслы через отзывы своих сверстников в блоге. Обратная связь может быть распространена на участников других школ или учебных заведений и даже на глобальном уровне. В нашу эпоху цифровых технологий, характеризующуюся множеством новых технологий, основные технологические навыки использования и интерпретации мультимедийных продуктов действительно необходимы, чтобы заставить учащихся стать критическими мыслителями и потребителями знаний, передаваемых и транслируемых медиа.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бербулес Н., Берк Р. Критическое мышление и критическая педагогика: отношения, различия и ограничения. Нью-Йорк, 1999. - 488 с.

2. Бернерс-Ли Т.Д. Плетя паутину: истоки и будущее Всемирной паутины. - Texere, 1999. - 254 с.

3. Бернерс-Ли Т.Д. Прядя семантическую паутину: полное раскрытие потенциала Всемирной паутины». М.: МИТ

пресс, 2005.- 272 с.

4. Брюс, Б.С. Новые технологии и социальные изменения: обучение в условиях глобальной киберзависимости. Исследованиях в области международного образования: опыт, теория и практика// Нью-Йорк, 2002. - 353 с.

5. Бэкингэм Д. Будущее медиаграмотности в Европе в эпоху цифровых технологий: споры, вызовы и перспективы. Брюссель, 2009.- 192 с.

6. Всемирный доклад по образованию Сравнение мировой статистики в области образования, 2007 http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/global-education-digest-2007-comparing-education-statistics-across-the-world-ru.pdf (дата обращения 01.03.2018).

7. Жиро Х.А. К педагогике критического мышления. Деловое мышление: новые перспективы в критическом мышлении-Олбани, 1994.- 277 с.

8. Зигель Г. Цена вопроса // Философия образования. -1996. - № 2.- С.17-27.

9. Левинсон П. Цифровой Маклюэн: Руководство по информационному тысячелетию. - Лондон, 1999.- 241 с.

10. Ли Д., Аллан K. Edublogs как современная разработка в области технологического образования и инструмент онлайн-оценки // Дополнительное образование. - 2006. - № 3. - С.391-395.

11. Пол Р. Критическое мышление: способ человека выжить в быстро меняющемся мире. Ронет Парк: Центр критического мышления и моральной критики, 1990.- 572 с.

12. Рэй Д. В мире блогов: Образовательное использование блогов (Edublogs) // Kappa Delta Pi Record. - 2006. - № 4.- С. 175-177.

13. Слоуп П., Портман С. Веблоги как инструмент для размышлений о действиях в педагогическом образовании // Интерактивные учебные среды. - 2010. - № 3. - С. 245-261.

14. Фрейре П. Образование для критического сознания.- Нью-Йорк, 1973.- 276 с.

15. Фрейре П., Маседо Д. Грамотность: чтение мира и слова.- Южный Хэдли, 1987.- 305 с.

16. Фрейре П., Шор И. Что такое диалогический метод обучения? // Образование. -1987. -№ 3. - С. 11-31.

17. Челышева И.В. Медиаобразование в развитии межэтнической толерантности студентов высшей школы // Медиаобра-зование. - 2016. - № 4. - С. 81-93.

18. Челышева И.В. Сравнительный анализ основных этапов развития российского и британского медиаобразования // Медиаобразование. - 2014. - № 3. - С. 15-24.

19. ЮНЕСКО, Грюнвальдская декларация о медиаобразовании. 1982. http://www.unesco.org/education/pdf/MEDIA_E.PDF (дата обращения 1.03.2018).

М.А. Савин

ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Аннотация. В статье рассматривается теоретический анализ проблемы эмоционального выгорания. Раскрыты особенности эмоционального выгорания у военнослужащих, а также факторы, способствующие возникновению синдрома эмоционального выгорания. Ключевые слова: эмоциональное выгорание, синдром, личность.

M.A. Savin

THE PROBLEMS OF STUDYING THE EMOTIONAL COMBAT DESERT

OF THE VO-SERVANTS

Annotation. The article deals with the theoretical analysis of the problem of emotional burnout. The features of emotional burnout in military personnel, as well as factors contributing to the emergence of emotional burnout syndrome are revealed.

Key words: emotional burnout, syndrome, personality.

На современном этапе выгорание рассматривается чаще всего в качестве приобретенного стандарта эмоционального, но преимущественно профессионального, поведения. Отчасти это позволяет человеку распределять и рационально тратить энергетические ресурсы. В то же время существует вероятность возникновения дисфункциональных последствий, а выгорание начинает отрицательно сказываться на исполнении профессиональных обязанностей и отношениях с коллегами.

Синдром эмоционального выгорания является комбинацией физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления, при этом главным фактор - эмоциональное истощение.

После общепризнанного наличия феномена выгорания, вполне логично стал подниматься вопрос о способствующих его развитию причинах или факторах.

Изучая вопросы профилактики синдрома эмоционального выгорания, изначально следует разобраться в том, какие факторы могут спровоцировать данное состояние.

Профессиональный стресс - явление, проявляющееся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию. Развитие стресс-реакций возможно даже в прогрессивных, хорошо управляемых организациях, что обусловлено не только структурно-организационными особенностями, но и характером работы, личностными отношениями сотрудников, их взаимодействием [2].

Конкретизируя имеющиеся общие данные о синдроме эмоционального выгорания под конкретную профессиональную деятельность, в данном случае деятельность военнослужащих, нельзя не упомянуть о влиянии личностных характеристик, присущих военнослужащим в большей мере, чем представителям других профессий.

Дело в том, что развитию синдрома эмоционального выгорания способствуют следующие личностные особенности:

- повышенная эмоциональная лабильность;

- высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций;

- идеализация мотивов своего поведения;

- повышенная тревога и депрессивные реакции, связанные с недостижимостью «внутреннего стандарта» и блокированием в себе негативных переживаний;

- ригидность личностной структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.