Научная статья на тему 'Медиаобразование как фактор демократизации телевидения (Европейский опыт)'

Медиаобразование как фактор демократизации телевидения (Европейский опыт) Текст научной статьи по специальности «Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации (СМИ)»

CC BY
43
9
Поделиться
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по массовой коммуникации, журналистике, средствам массовой информации, автор научной работы — Короченский А. П.

В марте 2006 года член редколлегии журнала «Медиаобразование», декан факультета журналистики Белгородского госуниверситета, профессор А.П.Короченский побывал в Барселонском Автономном университете и других университетах Каталонии, где читал лекции по журналистике и медиаобразованию, изучал опыт испанских коллег исследователей массовых коммуникаций. Публикуемая ниже статья является результатом работы, начатой в Барселоне. Автор выражает благодарность за великодушную помощь и поддержку коллегам профессорам факультета журналистики и наук о коммуникации Барселонского Автономного университета (UAB), прежде всего почётному профессору факультета Мануэлю Паресу Майкасу (Manuel Parés Maicas), в недавнем прошлом президенту Международной Ассоциации исследователей массовых коммуникаций.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Медиаобразование как фактор демократизации телевидения (Европейский опыт)»

Медиапедагогика за рубежом

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ТЕЛЕВИДЕНИЯ (ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ)

А.П.Короченский, доктор филологических наук, профессор

В марте нынешнего года член редколлегии журнала «Медиаобразование», декан факультета журналистики Белгородского госуниверситета, профессор А.П.Короченский побывал в Барселонском Автономном университете и других университетах Каталонии, где читал лекции по журналистике и медиаобразованию, изучал опыт испанских коллег - исследователей массовых коммуникаций. Публикуемая ниже статья является результатом работы, начатой в Барселоне. Автор выражает благодарность за великодушную помощь и поддержку коллегам -профессорам факультета журналистики и наук о коммуникации Барселонского Автономного университета (UAB), прежде всего -почётному профессору факультета Мануэлю Паресу Майкасу (Manuel Parés Maicas), в недавнем прошлом - президенту Международной Ассоциации исследователей массовых коммуникаций.

Телезритель-реципиент, потребитель телепередач - или гражданин у телевизора?

В современных условиях форсированной коммерциализации массовых коммуникаций периодическая печать, телевидение, радио, сетевые издания всё чаще характеризуются как медийная индустрия, поставляющая информационные продукты на рынок согласно запросам потребителей. При этом медийная аудитория характеризуется как совокупность потребителей (покупателей) информационных продуктов, производимых и поставляемых на рынок. «Индустриальный» подход нашёл отражение, в частности, в содержании многих официальных регулирующих документов ЕС, относящихся к деятельности медиа.

В период, когда рассмотрение взаимоотношений между зрителями и вещателями во всё большей степени переходит в рыночную плоскость, а мерилом отношений средств массовой информации и их аудитории становятся рыночные категории предложения и спроса, вполне закономерной оказывается постановка вопроса о защите прав и интересов потребителей информационных продуктов в их взаимодействии с производителями и поставщиками медиаконтента. Это придаёт потребителю в его отношениях с вещателями характеристики субъекта. Субъектность выражается в способности потребителя формулировать свои запросы, покупать или не покупать те или иные информационные продукты и услуги, а также защищать свои права и интересы в отношениях с производителями и

поставщиками телепрограмм, как это делают потребители обычных товаров и услуг.

В последние годы идея защиты потребителей медиатекстов, прежде всего - телевизионных, нашла общественную поддержку во многих странах ЕС. В ряде европейских стран, за исключением некоторых государств Центральной и Восточной Европы, были учреждены общественные ассоциации, призванные отстаивать права и интересы потребителей массмедиа, главным образом телевидения. Потребительские ассоциации концентрируют своё внимание на защите прав аудитории главным образом в случаях несовершенства используемого телеоборудования, а также при наличии технических проблем в доставке телепередач вещательными компаниями и операторами кабельного ТВ. Такие объединения действуют на стороне потребителей и в спорных вопросах, касающихся оплаты услуг кабельных операторов и подписных спутниковых служб.

Вместе с тем весьма актуальными являются задачи защиты прав и интересов аудитории в вопросах, касающихся программной политики и содержания телепередач. Мировая практика свидетельствует, что качество телевизионных передач отнюдь не всегда отвечает потребностям и запросам зрителей. Даже в странах с развитыми медиарынками не подтверждается неолиберальный постулат, согласно которому на рынке с его способностью к саморегулированию «автоматически» достигается баланс интересов медийной индустрии и потребителей, а также обеспечивается необходимый уровень качества медиатекстов. Действующее законодательство и органы саморегулирования телевещания зачастую не обеспечивают комплекс необходимых условий для защиты интересов аудитории в отношении содержания телепередач. В итоге во многих государствах мира общим местом стали претензии к телевещателям (главным образом коммерческим) в связи с переизбытком экранного насилия, дефицитом познавательно-просветительских передач, забвением специфики детской аудитории, количеством и качеством транслируемой рекламы и пр.

Осознание необходимости оказывать на ТВ эффективное гражданское влияние с целью добиться общественно необходимых перемен в их программной политике и содержании телепередач привело к созданию в ряде стран ЕС зрительских объединений и организаций, призванных вести диалог с телевизионной индустрией. Сплочение граждан, недовольных нынешним состоянием телевидения и побуждающих вещателей прислушаться к их голосу, отразилось в деятельности разнообразных зрительских ассоциаций. Такие гражданские структуры созданы в целях защиты прав и интересов детской и юношеской аудитории, обеспечения политического плюрализма и свободы информации на ТВ и радио, этнического и культурного разнообразия передач, для борьбы против ущербных гендерных стереотипов, а также в поддержку общественного вещания.

В Великобритании наиболее крупной и известной организацией подобного рода является «Голос радиослушателя и телезрителя» (Voice of the Listener and Viewer - VLV). Различные зрительские объединения действуют в

Бельгии, Болгарии, Греции, Испании, Нидерландах, Норвегии, Франции, Финляндии и Швейцарии.

Характерно, что в странах, где существуют развитые и авторитетные организации общественного вещания, ориентированные на учёт интересов и запросов аудитории, на её качественное информационное обслуживание и подотчетность перед зрителями и слушателями, отмечается относительно слабая активность телезрительских организаций (например, в Швеции, Германии, Голландии). Исключение - Великобритания, где с давних пор сосуществуют мощная общественная вещательная корпорация Би-Би-Си и влиятельная организация телезрителей и радиослушателей VLV. В Финляндии с её давними традициями общественного ТВ и радио первой общественной организацией, выступающей в защиту интересов телезрителей и за развитие демократических принципов общественного вещания, стала «Pro Yleisö».1 Побудительными мотивами к созданию этой организации в 2004 г. стали планы коммерциализации финского общественного вещания, а также усилившиеся нападки на реализуемые им принципы «всеобщей публичной службы».

В тех государствах Европы, где ТВ не в полной мере реализует свой потенциал «всеобщей публичной службы», сформировались более сильные и организованные движения в защиту прав и интересов зрителей. Это относится, например, к Испании, где действует государственное телерадиовещание RTVE, имеющее некоторые признаки «публичной службы» (например, консультативный совет с участием представителей профсоюзов, авторитетных деятелей культуры и пр.) . Различные испанские гражданские объединения, отстаивающие интересы аудитории, сплотились, создав «Федерацию ассоциаций телезрителей и радиослушателей».

Появляются первые ассоциации такого года и в восточноевропейских государствах, где начиная с 1990-х годов происходила коммерциализация телевидения со всеми её негативными последствиями, а общественное ТВ пока ещё не вышло из стадии становления. Характерно название одной из таких ассоциаций, созданной в Пловдиве (Болгария): «За телевидение с человеческим лицом».

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

У. Хасебринк (Uwe Hasebrink, Hans Bredow Institute, Hamburg) выделил следующие основные направления в деятельности зрительских организаций, отстаивающих права и интересы аудитории ТВ: - лоббирование в пользу телезрителей;

1 См.: Короченский А.П., Пиетиляйнен Ю. Медиакритика в Финляндии//Журналистика и социология'2004. Культура общества и достоинство журналистики. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. (Электронная версия статьи опубликована на официальном сайте Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России на портале Министерства образования и науки РФ: http://www.edu.of.ru/mediaeducation).

2 Энциклопедия общественного вещания. М., 2005. С.104.

- создание и деятельность гражданских групп мониторинга и контроля

3

телевещания (TV watchdogs groups). .

- направление представителей зрительских ассоциаций в наблюдательно-консультативные советы телекомпаний;

- организация кампаний протестов и давления на вещателей (публичное предъявление жалоб и обращений, протестные демонстрации, пикетирование и бойкот телекомпаний и пр.);

- организация и проведение публичных дебатов по спорным вопросам телевещанния;

- присуждение премий за лучшие телепрограммы и «анти-премий» за худшие;

- реализация исследовательских проектов по изучению телевидения и интересов телезрителей);

- осуществление медиаобразовательных программ;

- производство качественных программ собственными силами4.

Нетрудно заметить, что ряд обозначенных выше направлений выходит за рамки собственно «защитной» деятельности или отстаивания сугубо потребительских прав и интересов.

Часть европейских учёных и общественных деятелей демонстрируют несогласие и с сугубо «индустриальным» подходом к телевещанию, и с рассмотрением аудитории телевидения исключительно как совокупности реципиентов/потребителей передач. Барселонский исследователь Х.М. Перес Торнеро не без оснований отмечает: характеристика телезрителей в качестве реципиентов аудиовизуальной информации рождает устойчивое отношение к ним как к пассивным несамостоятельным поглотителям экранных образов и информации, неспособным влиять на вещателей5. Вещатели рассматриваются при этом как монопольные создатели и «дирижёры» телепоказа, поставщики содержания телезрителям.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Хотя подобная схема информационного контакта телевидения и реципиентов телепрограмм привычна и широко распространена, продуцируемая таким образом коммуникация имеет признаки ущербности, поскольку фактически является односторонним процессом. По существу, это квазикоммуникация, так как феномен полноценной коммуникации (общения) предусматривает устойчивую, постоянную обратную связь. Такая редуцированная схема принципиально исключает возможность эффективного влияния со стороны аудитории на программную политику ТВ и содержание телепередач, поскольку в данном случае зрители не

3 Часть из таких групп стремится воздействовать на общественное мнение и телевещателей, публикуя критико-обзорные работы о различных аспектах программной политики и содержания передач ТВ. Данное направление их деятельности (медиакритика) в ряде случаев становится доминирующим. См.: Короченский А.П. «Пятая власть»? Медиакритика в теории и практике журналистики. Ростов: Изд-во Ростов. гос. ун-та, 2003.

4 Hasebrink, Uwe. Television Viewers Participation in Europe//Advancing the European Viewers Interests. EAVI Conference. Lucca (Italy) 22 - 23 October 2004.

5 Pérez Tornero, José Manuel. Los ciudadanos y la televisión. Participación, regulación y asociacionismo en Europa. // Análisi. Quаderns de comunicació i cultura. UAB. Barcelona. 2005. no. 32. p.251-252.

рассматриваются как полноценные участники массовой коммуникации. Даже внедрение интерактивного телевидения не способно радикально изменить ситуацию, если вещатели, обычно выполняющие модераторские функции в интерактивном общении, будут и впредь относиться к аудитории прежде всего как к совокупности репициентов - объектов коммуникативного воздействия.

Х.М. Перес Торнеро предлагает рассматривать телезрителей не только и столько как реципиентов и потребителей, но прежде всего как граждан, находящихся у телевизора. Этот ракурс рассмотрения существенно расширяет проблематику взаимоотношений телезрителей и телевидения: «...область прав и обязанностей гражданина у телевизора более обширна и сложна, нежели у телезрителя или потребителя. Соответственно, есть существенные различия и в запросах и требованиях к телевидению»6. Испанский исследователь выдвигает на повестку дня обсуждение проблем взаимодействия телевидения с гражданами - с тем, чтобы в конечном итоге в объединённой Европе стала реальностью перспектива развития «телевидения на службе гражданам» - или, иначе, «гражданского» ТВ. Х.М. Перес Торнеро отмечает: необходимо перейти от доминирования упрощённых взглядов на ТВ исключительно как на зрелище или бизнес (притом не отвергая эти взгляды окончательно), к отчётливому признанию приоритета гражданских аспектов телевидения. В этой позиции испанского исследователя просматривается влияние концепции «гражданской журналистики» (civic journalism), получившей распространение в академических кругах США и Европы с 1990-х годов.

Имплементация «гражданского» подхода к массовой коммуникации требует изменения привычной схемы отношений аудитории и вещателей. Новые, гражданские характеристики телевидения немыслимы без широкого развития медиаобразования, вооружающего аудиторию знаниями о природе и формах массовой коммуникации, социальном функционировании телевещательных организаций и его профессионально-этической и правовой нормативной базе, а также способностью самостоятельного критического восприятия и оценки телепрограмм. Только на этой основе возможен эффективный диалог между гражданским обществом и вещателями. В дополнение к традиционным направлениям медиаобразовательной деятельности, рождающаяся «гражданская» парадигма подготовки к новому типу взаимодействия граждан с телевидением должна включать, по мнению Х.М. Переса Торнеро, следующие элементы:

- проблематику качества телевидения;

- вопросы, связанные с условиями доступа к телевидению и участия граждан в деятельности вещателей;

- социальные обязанности журналистики, в особенности общественной телевизионной журналистики;

- обучение потребителей через телевидение;

6 Там же.

- внимание к содержанию детских телепрограмм;

- рассмотрение потока телепрограмм с учётом их общественной ценности;

- внимание к роли ТВ в социальной интеграции меньшинств и в обеспечении культурного многообразия;

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

- использование преимуществ телевидения в совершенствовании образования и культуры, в осуществлении медиаобразовательных программ7.

От защиты интересов телезрителей - к демократическому участию граждан в управлении телевидением

А.В.Федоров и другие российские и зарубежные исследователи отмечают, что существующие теории медиаобразования и соответствующая им практическая образовательная деятельность разделяются на различные группы в зависимости от доминирующих установок и подходов к медиаобразовательной деятельности. Для ряда моделей медиаобразования наиболее характерными являются протекционистские подходы, предусматривающие нацеленность на формирование у аудитории способности к самозащите от негативных медийных воздействий в режиме сознательного реагирования на поступающую информацию.

Существенно отличаются от них модели, сконцентрированные главным образом на формировании в процессе медиаобразования качеств, необходимых свободным гражданам демократического общества. Граждане информационной эпохи должны быть способны не только самостоятельно анализировать, интерпретировать и оценивать текущее медийное содержание, но и быть готовыми к активному участию в массово-коммуникационных процессах в роли создателей медиатекстов - субъектов социальной коммуникации8.

В отличие от протекционистских теорий медиаобразования, в данном случае упор делается не только и не столько на формирование коммуникативного опыта реагирования на массмедиа (с приматом объектной роли аудитории в массовых коммуникациях), сколько на активное и конструктивное участие граждан в коммуникационных процессах, придающее медийной аудитории характеристики расширенной субъектности

- гораздо более весомой и значимой, чем охарактеризованная выше «потребительская» субъектность.

Появление и широкое распространение компьютерно-сетевых коммуникационных технологий, интерактивного телевидения, использование разнообразных форм «обратной связи» массмедиа с публикой создаёт принципиальную возможность не только для участия граждан в массовых коммуникациях, но и, при определённых условиях, для их соучастия в управлении деятельностью медийных организаций. В условиях современной «медиатизированной» политической и общественной жизни широкое

7 Pérez Tornero, José Manuel. Media Education and Television//Advancing the European Viewers Interests. EAVI Conference. Lucca (Italy) 22 - 23 October 2004.

8 См.: Федоров А.В., Новикова А.А. Ключевые теории медиаобразования//Преподаем журналистику: взгляды и опыт. СПб: Изд-во СПб гос. ун-та. 2006. С.51-84.

субъектное участие граждан в массовых коммуникациях, а также эффективное гражданское присутствие в управляющих структурах массмедиа и органах медиарегулирования, превращаются в важнейшие условия дальнейшего развития и совершенствования демократии, предотвращают её от трансформации в манипулятивную «медиакратию».

Конечно же, речь идёт главным образом о сознательных и социально активных гражданах, способных к грамотному, осмысленному взаимодействию с медиа, что предусматривает знание медийных форматов и «правил игры», развитую способность к самостоятельному критическому анализу и оценке медиатекстов. Обязательным атрибутом современного гражданина является развитая медиакультура, адекватная условиям жизни и деятельности в условиях информационно насыщенного демократического общества XXI века. Именно поэтому развитие медиаобразования, нацеленного на формирование знаний и умений подобного рода, является сегодня чрезвычайно важной демократической задачей.

На семинаре ЮНЕСКО в Севилье (2002) цели медиаобразовательной деятельности были охарактеризованы следующим образом:

- достижение доступности медиа для аудитории - как в плане адекватного восприятия медийного содержания, так и в плане достижения способности к его производству;

- привитие способности к критическому анализу медиатекстов и развитие креативного потенциала граждан в общении с медиа;

- выработка способности идентифицировать источники информации для массмедиа в целях выявления их намерений, стратегий и интересов;

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

- приобретение способности к интерпретации текстов и ценностей, распространяемых через медиа;

- выработка навыков селекции медиатекстов в соответствии с интересами аудитории.

Медиаобразование осуществляется в европейских странах не только через систему образовательных институтов и государственных программ, но и усилиями общественных организаций и групп, сочетающих в своей деятельности функции мониторинга средств массовой коммуникации, медиакритики и развития культуры взаимодействия граждан с медиа. Свой вклад в медиаобразование населения с недавних пор вносят и разнообразные регулирующие органы (это характерно прежде всего для органов медиарегулирования в Германии, Италии и некоторых других европейских стран).

В то время как система образования охватывает прежде всего детей и молодёжь, организации и группы гражданских активистов, регулирующие инстанции ведут медиаобразовательную работу главным образом среди взрослых. Кроме того, сами средства массовой коммуникации так или иначе участвуют в формировании медиакультуры своей аудитории - либо преднамеренно, с медиаобразовательными целями, либо спонтанно. Определённый опыт целенаправленной работы в области медиаобразования

телезрителей накоплен, например, британскими и французскими телеканалами.

Наличие среди телезрителей большого количества людей, посвящённых благодаря медиаобразованию в специфику функционирования телевидения, позволит структурам гражданского общества вести более активный и эффективный диалог с вещателями и экспертами в области медиа, находить новые возможности для взаимопонимания и сотрудничества с ними, для реализации совместных телевизионных проектов и соучастия в управлении телевещательными организациями.

Медиаобразование в европерспективе: гражданин прежде всего?

В странах объединённой Европы большие надежды возлагают на ассоциации телезрителей, которые призваны сыграть большую роль в медиаобразовании аудитории и её подготовке к новой роли во взаимодействии с телевещательными организациями, действуя в союзе с уже существующими медиаобразовательными ассоциациями.

В ноябре 2003 структуры ЕС - Еврокомиссия и Генеральная дирекция по образованию и культуре - приняли решение о финансировании проекта под названием «Европейская Ассоциация потребителей телевидения -Гражданин прежде всего» (European Association of Consumers of Télévision (EACTV) - Citizen First). Приоритетной целью проекта стало создание авторитетного общественного общеевропейского форума, предназначенного для выражения нужд и защиты интересов миллионов телезрителей как в 25 странах Евросоюза, так и в четырёх государствах, не входящих в объединение в качестве полноправных членов, но находящихся на разных этапах интеграции с ним: Швейцарии, Норвегии, Болгарии и Румынии. Данный проект призван также поощрять соучастие граждан в управлении вещанием с использованием возможностей, предоставляемых для этого новейшими коммуникационными технологиями.

Созданная в рамках проекта международная группа экспертов проанализировала комплекс проблем, связанных с реализацией проекта в различных странах Европы. Были изучены правовые вопросы обеспечения прав телезрителей в их отношениях с вещателями, возможные процедуры соучастия граждан в управлении вещанием, а также формы оказания влияния на телекомпании в целях защиты интересов аудитории (включая национальные ассоциации телезрителей и потребителей, гражданские группы медиамониторинга и медиакритики, профессиональные ассоциации, органы саморегулирования вещательной деятельности и пр.). Результаты экспертных исследований были представлены на обсуждение на встрече международной экспертной группы в Италии в октябре 2004 года.

Эксперты отметили: на момент итальянского форума европейские телезрители не располагали своей авторитетной ассоциацией, способной эффективно выступать в защиту их прав и интересов в масштабе ЕС. В то же время общественные и коммерческие вещатели, журналисты, рекламисты и представители других областей деятельности, так или иначе касающихся телевидения, уже имели свои общеевропейские объединения, помогающие

им продвигать и отстаивать свои интересы. Участники встречи пришли к выводу, что в дополнение к существующим многочисленным ассоциациям по защите прав и интересов европейских телезрителей/потребителей на национальном и наднациональном уровнях, необходимо учредить единую влиятельную «Европейскую Ассоциацию в поддержку интересов телезрителей» (European Association for Viewers Interests - EAVI). Эта независимая некоммерческая ассоциация была учреждена в Брюсселе, где сконцентрированы основные руководящие структуры объединённой Европы.

Создание EAVI призвано способствовать объединению усилий национальных и наднациональных телезрительских ассоциаций в ЕС в борьбе за права и интересы граждан в их отношениях с телевидением. С учреждением новой ассоциации появилась организационная основа для непрерывного общеевропейского публичного обсуждения нужд телезрителей и солидарного отстаивания их интересов. Ассоциация обязана оказывать влияние на общеевропейскую политику правового регулирования телевещания, которая ранее формулировалась в Брюсселе без представительского участия общеевропейской организации телезрителей -но при участии ассоциаций вещателей и рекламных компаний, которые активно влияют на принятие решений .

EAVI пытается оказывать воздействие на европейских телевещателей, добиваясь совершенствования их программной политики. Ассоциация требует повышения доли информационных, познавательных и культурных программ, передач для детей и юношества, выступает за лучшее использования телевидения как средства развития демократии и мультикультурализма в странах ЕС, за сокращение до разумного предела объема рекламы в передачах коммерческих телеканалов и чёткого отделения сюжетов рекламного характера от остального содержания телепоказа.

Новая ассоциация стремится содействовать развитию социальной ответственности и публичной подотчетности телевещателей, добиваться участия телезрителей в управлении вещанием через их представительство в руководящих структурах телекомпаний и в органах, регулирующих вещание. В связи с новейшими угрозами основополагающим принципам общественного телевидения, связанными с его коммерциализацией и дигитализацией, EAVI особое внимание уделяет поддержке и защите общественных телеканалов в Европе, поскольку те предлагают своим зрителям большое разнообразие качественных программ - в то время, когда коммерческие вещатели уклоняются от их производства в общественно необходимом количестве.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Среди основных целей деятельности EAVI выделяются ориентиры, непосредственно связанные с медиаобразованием в его «гражданской» трактовке. Ассоциация провозглашает развитие и распространение медиаобразования, ориентированного на культивирование социальной ответственности и активности граждан, их способности к самостоятельному

9 См.: www.eavi.org

критическому восприятию телепередач (critical approach). Для этого будет поощряться распространение общедоступных обучающих и просветительских материалов по медиаобразованию. Большие надежды возлагаются на партнёрство EAVI и европейских телекомпаний в совместном производстве и показе на ТВ популярных медиаобразовательных программ.

В свете общих программных установок «Европейской Ассоциации в поддержку интересов телезрителей» акцентировка медиаобразовательной составляющей её деятельности выглядит вполне обоснованной. Защита прав и интересов граждан в их отношениях с могущественной телевизионной индустрией требует не только гражданской активности и солидарности, но и определённого уровня медиакультуры активистов и публики, приобретаемого благодаря широкому набору целенаправленных образовательных акций и программ.

В заключение необходимо отметить: необходимы высокая гражданская зрелость и сплочённость для того, чтобы новая ассоциация не оказалась под влиянием и контролем могущественной евробюрократии и не монополизировала в этом качестве право на общение с вещателями и на участие в управлении телевизионным вещанием от имени телезрителей объединённой Европы. Демократические идеи, положенные в основу деятельности EAVI, не должны подвергаться бюрократическому выхолащиванию, как это нередко происходило в ЕС.

Медиапедагогика за рубежом

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В США*

А.А.Новикова кандидат педагогических наук, доцент

* статья написана при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). Проект N 04-06-00038a «Сравнительный анализ развития медиаобразования в ведущих странах Запада». Руководитель проекта - президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров.

В настоящее время уже существует поколение школьников и студентов, для которых более привычным является восприятие аудиовизуальной информации, нежели печатной, недаром в англоязычной литературе его называют Generation Dot Com. Американские педагоги раньше, чем российские, столкнулись с этой проблемой, и признали, что эту ситуацию нельзя повернуть вспять: телевидение, видео, компьютер, Интернет и другие телекоммуникационные сети неумолимо изменяют аудиторию, постепенно превращая «читателей» в большей мере в «зрителей». Знание того, как функционируют медиа, как мы