Научная статья на тему 'Медиаобразование и медиапросвещение как атрибуты информационного общества'

Медиаобразование и медиапросвещение как атрибуты информационного общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
229
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАПРОСВЕЩЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ / COMPUTERIZATION / ЭКРАННАЯ КУЛЬТУРА / SCREEN CULTURE / MEDIA-EDUCATION / MEDIA-ENLIGHTENMENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Белоглазова Лилия Борисовна, Бутенко Андрей Александрович

В статье рассматривается проблема функционирования медиаобразования и медиапросвещения в современном обществе. Главное внимание уделяется воздействию данных социокультурных феноменов на сознание членов информационного общества. Даются основные характеристики медиаобразования и медиапросвещения. Делается вывод о том, что медиапросвещение формирует антинаучное мышление и антинаучный стиль речи у пользователей экранных информационных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Media education and media enlightenment as attributes of information society

The article deals with the problem of the functioning of media-education and media-enlightenment in modern society. Focuses on the impact of this socio-cultural phenomenon on consciousness of members of the Information Society. Are the main characteristics of media-education and media-education and media-enlightenment. Concludes that media-education and media-enlightenment forms unscientific and anti-scientific thinking and style speech.

Текст научной работы на тему «Медиаобразование и медиапросвещение как атрибуты информационного общества»

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЫ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ И МЕДИАПРОСВЕЩЕНИЕ КАК АТРИБУТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Л.Б. Белоглазова, А.А. Бутенко

Кафедра русского языка № 1 Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/3, Москва, Россия, 117198

В статье рассматривается проблема функционирования медиаобразования и медиапросвещения в современном обществе. Главное внимание уделяется воздействию данных социокультурных феноменов на сознание членов информационного общества. Даются основные характеристики медиаобразования и медиапросвещения. Делается вывод о том, что медиапросвещение формирует антинаучное мышление и антинаучный стиль речи у пользователей экранных информационных средств.

Ключевые слова: медиобразование, медиапросвещение, информационное общество, компьютеризация, экранная культура.

Среди типов мировоззрения можно выделить мифологическое, религиозное, философское, мистическое, художественное, научное и обыденное. Все они представляют собой некие сектора или отсеки коллективной психики, преломляющиеся определенным образом и в различных сочетаниях в сознании индивидов. Из всех перечисленных типов осмысления действительности наиболее тяготеющим к рациональности выступает научное, так как оно стремится в объективности, системности и достоверности. В речи как базовом способе коммуникации подобный способ отношения к миру выражается в научном стиле.

Овладение научным стилем речи предполагает и развитость научного мировоззрения у индивида, что предполагает не только освоение научных знаний, но и овладение специфическим научным методом, т.е. способом познавательного отношения к миру. Сформированность научного мышления и научного стиля речи выступает важным показателем общего культурного уровня личности будущего специалиста, что делает обучение научному стилю речи важной задачей педагогического процесса в высшей школе.

Указанная задача приобретает еще большую актуальность в информационном обществе, где значительную часть информации человек получает не из книг и жур-

налов, а в экранном виде, с телевизора, компьютера, смартфона и т.д. Подобная информация далека от соответствия критериям научности, а речевой стиль ее преподнесения зачастую не соответствует простейшим языковым нормам (наиболее яркий пример — общение в Интернете, в котором не соблюдаются элементарные языковые правила).

Обыденность современного населения России сопряжена с воздействием на него значительных массивов информации, поступающих из многочисленных источников — телевидения, радио, печатных СМИ, сети Интернет. Взаимодействие с информационными ресурсами, источниками, техническими средствами информатизации, информационными сетями последовательно проникло во все сферы жизнедеятельности, расширив жизненное пространство индивида, предоставив новые возможности развития и создав новые барьеры и опасности для индивидуального сознания [1].

Что касается функционирования института образования в нынешнем информационном обществе, то результатом его компьютеризации выступает такая его форма, как медиаобразование.

Медиаобразование в широком смысле этого слова, включающее в себя телеуроки для школьников, видеолекции для студентов вузов, а также все формы дистанционного обучения в сети Интернет (тестирование, онлайн-общение с преподавателем и т.д.) на данном этапе своего развития еще не готово к полноценной альтернативе живому образовательному процессу. Оценка медиаобразования в рамках, к примеру, дистанционного образования, не входит в задачи данной работы. Достаточно отметить, что в этой сфере имеются компетентные мнения по принципу «за» и «против» зарубежных исследователей Ю. Азума (Университет маркетинга и классификации знаний США), А. Аусерхофера (Технический Университет Граза), Д. Харриса (Стэнфордский Университет) и др., а также отечественных исследователей философского аспекта дистанционного образования А.М. Бур-лакова, В.В. Ивановой, А.Д. Король, И.Л. Матяевой, В.П. Тихомирова и др.

В современной науке сформировалось мнение относительно того, что дистанционное образование неполноценно формирует сознание обучающегося. В нем отсутствуют некоторые звенья цепи, способствующие гармоничной форме восприятия и усвоения материала. Например, А.Д. Король указывает, что «...вертикальные каналы передачи информации „учитель — ученик" превалируют сегодня над горизонтальным общением „ученик — ученик", составляющим сущность процесса социализации человека...» [7. С. 174]. Экран компьютерного устройства коммуникации в этой связи становится необходимо существующей плоскостью-пространством, представляющей собой некий единственный «участок псевдореальности» в получении знаний, который требует лишь правильного ответа. «...Дистанционное обучение подразумевает, что всех можно обучать одинаково по образцу заранее требуемого ответа. А это значит, что из процесса образования выхолащивается личностная мотивация учащегося, его направленность на общение» [7. С. 174].

Наиболее близким к образованию как социокультурному феномену выступает медиапросвещение, которое часто позиционируется как современная, актуальная в информационном обществе форма ретрансляции научных знаний, равная дистанционному образованию.

Белоглазова Л.Б., Бутенко А.А. Медиаобразование и медиапросвещение как атрибуты.

Однако медиапросвещение обладает иными социокультурными характеристиками. Медиапросвещение — это научно-познавательные циклы передач, ориентированные по доступности на детей, молодежь и взрослых. Просвещение через экран многовариативно. Для одной социальной категории (пенсионеры, домохозяйки) оно открыто через каналы ТВ, для молодежной публики — через Интернет. Следует заметить, что в данном случае экран с информацией выглядит и как традиционный монитор компьютера, и как новые технологические гаджеты — планшеты, смартфоны, мобильные устройства связи и проч. Медиапросвещение способно «работать» как некий фон, при выполнении более серьезной работы. Оно сравнимо с музыкой в цирке. Зритель, концентрируя внимание на артиста арены, слышит ее, но не слушает. Социокультурная действительность в быту заставляет зачастую воспринимать информацию через экран (к примеру, телевидение) «между прочим». Отсюда следует то, что медиапросвещение не может восприниматься логично и методично в качестве образовательного подхода в получении информации. Медиапросвещение через экран компьютера зачастую выглядит как игровое виртуальное шоу. В таких формах просветительских программ наличествуют первично технические новации (умение владеть клавиатурой, мышью), вторично проявляет себя фантастическое (как вариант, фэнтезийное) начало с элементами мистического и ирреального. И только на третьем плане можно обнаружить истинное информативно-реальное, что представляет собой суть нового знания. Ме-диапросвещение формирует нравственные характеристики личности. Специфика этого процесса в социокультурном измерении состоит в том, что экран ориентирует зрителя (или пользователя) на конъюнктурно-значимые аспекты бытия [2]. В большинстве случаев темы просветительских программ «отталкиваются» от общественных запросов.

Медиапросвещение не предполагает вдумчивости и глубокой научно-пара-дигмальной формы преподнесения информации. То, что сегодняшнее медиаоб-разование подменяется медиапросвещением на уровне общедоступности экранной культуры, безусловно, факт. Е.П. Варичева продолжает развитие мысли о проблемах формирования картины мира медиасредствами: «...Между научным пониманием образа мира и его картиной, представленной СМИ, может существовать огромная пропасть, вызванная интерпретациями, субъективными причинами, посредниками, „шумами", личностными и отвлекающими моментами в коммуникативном ряду...» [3. С. 101]. Специфичным моментом выступает формирующееся «новостийное сознание».

Именно оно, по мнению философа С.В. Пролеева и его коллег, является базовым при формировании общей идеи актуальности в мире: «...Новостийное сознание делает человека современным, всецело принадлежащим настоящему и потоку текущих событий...» [3. С. 103]. Идея проста — через экран можно преподносить информацию любого характера — от научной до обыденной на нотке новости и современной актуальности. Экран конъюнктурен. Просвещение через экран ТВ также подвержено влиянию конъюнктурных социальных моментов. Интересным можно считать мнение М. Зубрицкой о том, что «...экранная культура радикально меняет наше отношение к действительности. Теперь человек имеет власть над ме-

стом, а не наоборот... Однако мы будто бы и не замечаем, как превращаемся в туристов, а не жителей планеты...» [5. С. 102]. Это есть «экранное воображение». Понимание людей как «туристов планеты» коренится в восприятии ими информации в легкой и доступной форме через экран.

Таким образом, современные экранные средства передачи информации как технический базис медиапросвещения, затмевающего собой традиционное образование, формируют так называемое новостийное мышление, которое также называется клиповым (относительно телевидения) или блиповым (блип — щелчок мышки при просмотре интернет-страниц) мышлением. В результате как мышление, так и речь приобретают специфические черты, далекие от научности.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Гриншкун В.В. Подготовка педагогов к использованию электронных изданий и ресурсов // Высшее образование в России. — 2007. — № 8.

[2] Гриншкун В.В., Димов Е.Д. Принципы отбора содержания для обучения студентов вузов технологиям защиты информации в условиях фундаментализации образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». — 2012. — № 3. — С. 38—45.

[3] Варичева Е.Г. Роль медиа в формировании актуальной картины мира Медиафилософия. Основные проблемы и понятия // Медиа как предмет философии: материалы международной научной конференции. — СПб, 2007. — С. 100—103.

[4] Возчиков В.А. Философия образования и медиакультура информационного общества: Дисс. ... д-ра философ. наук. — СПб., 2007.

[5] Зубрицкая М. Homo legens: читання як соцюкультурний феномен. — Л.: Лггопис, 2004.

[6] Иванов Н. Компьютерное образование // Компьютер Пресс. — 1996. — № 8. — С. 6.

[7] Король А.Д. Общение и проблемы дистанционного образования // Вопросы философии. — 2011. — № 6.

[8] Огурчиков П.К. Экранная культура как новая мифология (на примере кино): Автореф. дисс. ... д-ра культурологии. — М., 2008.

[9] Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. — М.: Олма-Пресс, 2003.

LITERATURA

[1] Grinshkun V.V. Podgotovka pedagogov k ispol'zovaniju jelektronnyh izdanij i resursov // Vysshee obrazovanie v Rossii. — 2007. — № 8.

[2] Grinshkun V.V., Dimov E.D. Principy otbora soderzhanija dlja obuchenija studentov vuzov tehnologijam zashhity informacii v uslovijah fundamentalizacii obrazovanija // Vestnik Ros-sijskogo universiteta druzhby narodov. Serija «Informatizacija obrazovanija». — 2012. — № 3. — S. 38—45.

[3] Varicheva E.G. Rol' media v formirovanii aktual'noj kartiny mira Mediafilosofija. Osnovnye problemy i ponjatija // Media kak predmet filosofii: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj kon-ferencii. — SPb., 2007. — S. 100—103.

[4] Vozchikov V.A. Filosofija obrazovanija i mediakul'tura informacionnogo obshhestva: Diss. ... d-ra filosof. nauk. — SPb., 2007.

[5] ZubrickajaM. Homo legens: chitannja jak sociokul'turnij fenomen. — L.: Litopis, 2004.

[6] Ivanov N. Komp'juternoe obrazovanie // Komp'juter Press. — 1996. — № 8. — S. 6.

[7] Korol' A.D. Obshhenie i problemy distancionnogo obrazovanija // Voprosy filosofii. — 2011. — № 6.

Eеnогnазоeа H.E., EymeuKo A.A. meguao6pa30bahhe h meguanpocbe^ehue kak atph6ytti.

[8] Ogurchikov P.K. Jekrannaja kul'tura kak novaja mifologija (na primere kino): Avtoref. diss. ... d-ra kul'turologii. — M., 2008.

[9] HarrisR. Psihologija massovyh kommunikacij. — M.: Olma-Press, 2003. — S. 25.

MEDIA EDUCATION AND MEDIA ENLIGHTMENT AS ATTRIBUTES OF INFORMATION SOCIETY

L.B. Beloglazova, A.A. Butenko

Chair of Russian № 1 Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maclay str., 10/3, Moscow, Russia, 117198

The article deals with the problem of the functioning of media-education and media-enlightenment in modern society. Focuses on the impact of this socio-cultural phenomenon on consciousness of members of the Information Society. Are the main characteristics of media-education and media-education and media-enlightenment. Concludes that media-education and media-enlightenment forms unscientific and anti-scientific thinking and style speech.

Key words: media-education, media-enlightenment, information society, computerization, screen culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.