Научная статья на тему 'Медиаобразование для журналистов'

Медиаобразование для журналистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ЖУРНАЛИСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челышева И. В.

На рубеже тысячелетий четко обозначилась тенденция к интеграции медиаматериала: прессы, кинематографа, телевидения, видео, прессы, Интернета и т.д. Данная ситуация привела к необходимости выработки единой концепции российского медиаобразования, включающей опыт, накопленный отечественной медиапедагогикой как на материале уже традиционных, так и новых экранных искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиаобразование для журналистов»

Книжная полка

Медиаобразование для журналистов

И.В. Челышева кандидат педагогических наук, доцент

Рецензия на учебное пособие: Корконосенко С.Г. Преподаем журналистику: профессиональное и массовое медиаобразование. - СПб: Изд-во Михайлова, 2004. - 240 с.

На рубеже тысячелетий четко обозначилась тенденция к интеграции медиаматериала: прессы, кинематографа, телевидения, видео, прессы, Интернета и т.д. Данная ситуация привела к необходимости выработки единой концепции российского медиаобразования, включающей опыт, накопленный отечественной медиапедагогикой как на материале уже традиционных, так и новых экранных искусств.

Современное медиаобразование развивается по следующим направлениям:

1) медиаобразование будущих профессионалов - журналистов в разных отраслях медиа;

2) медиаобразование будущих педагогов;

3) медиаобразование как часть общего образования школьников и студентов;

4) медиаобразование в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах;

5) дистанционное медиаобразование школьников, студентов и взрослых;

6) самостоятельное/непрерывное медиаобразование.

Учебное пособие С.Г.Корконосенко рассматривает проблему подготовки профессиональных журналистов, основные вопросы, связанные с нормативными, кадровыми, организационно-методическими факторами журналистского медиаобразования.

Нормативно-правовое обеспечение отраслей образования является одним из ключевых моментов для педагогов-практиков, работающих в высшей школе. Нормативные документы, представленные в пособии, их анализ и характеристика структурных компонентов позволяет читателю подробно ознакомиться с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 02.14.00 «Журналистика», учебным планом, объемами работы научных кафедр.

В главе «Аудиторный фактор журналистского образования» автором проанализированы современные формы и уровни образования, рассматриваются материалы VII съезда Российского союза ректоров России в контексте отечественных журналистских школ.

Особое внимание хотелось бы обратить на анализ массового направления медиаобразования, представленный в пособии. Можно полностью согласиться с С.Г.Корконосенко, что «приобщение детей и подростков к сфере массово-информационного обмена - само по себе уже благородная и социально необходимая задача. Она не менее значима, чем ознакомление их с правилами поведения в общественных местах или вовлечение в культурную жизнь «взрослого» мира» [с.78]. Безусловно, объединение усилий медиапедагогов и профессиональных журналистов сможет способствовать развитию системы массового просвещения в журналистской сфере. Кстати, об этом говорилось и на прошедшей совсем недавно (2004) первой Всероссийской Интернет -конференции Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России [см. http://edu.of.ru/mediaeducation].

Еще одна проблема, затронутая С.Г.Корконосенко в данном издании, на наш взгляд, вызывает большой интерес для практикующего педагога высшей школы - проблема отношений преподавателя и студента. Здесь рассмотрены профессиональные требования к деятельности педагога, этические вопросы, постоянно возникающие в процессе преподавания, приведены фрагменты уставов крупных вузов.

В пособии представлен один из первых систематизированных подходов к проблеме подготовки высококвалифицированных журналистских кадров. Научно-теоретическая концепция удачно сочетается с солидным педагогическим опытом автора. Бесспорно, данная книга

представляет интерес как для профессиональных журналистов, так и для всех, кто интересуется проблемами медиа и медиаобразования.

Книжная полка Проблемы медийной экологии и образования Н.А.Бабкина

Рецензия на сборник статей: Экология культуры и творчества в экранном медиаобразовании/Отв. ред. Н.Ф.Хилько. - Омск: Изд-во Сибир. филиала Российского инта культурологии, 2004. - 110 с.

Сборник статей «Экология культуры и творчества в экранном медиаобразовании», подготовлен и издан Сибирским филиалом Российского института культурологии. Представленные в нем теоретические и методические материалы посвящены проблемам эколого-культурной и социотворческой деятельности в области экранных медиа, мультимедийного взаимодействия в нравственном, духовно-эстетическом и креативном аспектах культурно-экологического пространства экрана.

Особого внимания заслуживает статья Н.Ф.Хилько «Культурно-экологическое взаимодействие в процессе экранного творчества». Автор пишет о сохранении, защите и улучшении целостности экранной медиасреды, о культурно-экологическом потенциале медиакультуры. В связи с этим отмечается значение медиапедагогики; прослеживается эволюция экологического сознания в экранном творчестве; подчеркивается необходимость социокультурной регуляции содержания информационной среды. В статье говорится о преодолении деструктивного восприятия, для этого рассматриваются стратегии духовного иммунитета и технологии сопровождения экранных медиа, необходимые для формирования медиаиммунитета.

Статья С.В.Шубина «Воспитание телевизионных журналистов средствами аудиовизуальной культуры» - итог творческого практического опыта, проведенного в рамках изучения студентами-журналистами курса «Техника и технология СМИ», цель которого - создание многосерийной документальной ленты, отразившей историю Омска. В процессе создания фильма осуществлялись межпредметные связи в области краеведения и литературоведения, были выполнены обучающие и воспитательные задачи. Значение данного исследования заключается в теоретическом осмыслении углубленного практического опыта, затронувшего многие аспекты истории города, изложенные видеофактами.

В статье «Экология телевизионного информационного пространства» С.В.Шубин на примере конкретных телепрограмм и телеведущих, нарушающих журналистскую и речевую этику, доказывает необходимость экологизации телевизионного информационного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.