Научная статья на тему 'Медиаобраз высшей школы (на примере СМИ Омской области)'

Медиаобраз высшей школы (на примере СМИ Омской области) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
174
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MEDIA / МОНИТОРИНГ / MONITORING / MEDIAIMAGE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Радионцева Екатерина Сергеевна

Рассматривается проблема формирования медиаобраза высшей шко­лы. Вы­воды основаны на ретроспективном мониторинге средств массовой инфор­мации, транслируемых / выходящих на территории Омской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The high school mediaimage (on the example of omsk region media)

The publication is devoted to the problem of high school mediaimage formation. The results are based on retrospective media monitoring, broadcasting/issuing on the territory of Omsk region.

Текст научной работы на тему «Медиаобраз высшей школы (на примере СМИ Омской области)»

Коммуникативные исследования. 2014. № 2. С. 67-69.

УДК 8142+316.776

Е.С. Радионцева Омск, Россия

МЕДИАОБРАЗ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ СМИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)

Рассматривается проблема формирования медиаобраза высшей школы. Выводы основаны на ретроспективном мониторинге средств массовой информации, транслируемых / выходящих на территории Омской области.

Ключевые слова: медиаобраз, средства массовой информации, мониторинг.

Высшая школа России сегодня охвачена активными трансформационными процессами. Переход на образовательные стандарты нового поколения, развитие двуступенчатой системы обучения, новая образовательная политика - вот далеко не полный перечень вопросов, требующих активного и всестороннего освещения в СМИ для формирования соответствующего медиаобраза. Чтобы суметь распознать, что стоит за «информационной вуалью», необходимо представлять, каким образом происходит процесс конструирования медиареальности.

Анализ показывает, что медиаобраз высшей школы - «совокупность эмоциональных и рациональных представлений, основанных на информации, получаемой из СМИ» [Шаталов 2002: 57] - формируется стихийно, под воздействием внешних факторов. Системной информационной политики не отмечено ни со стороны государственных структур, ни со стороны самих вузов.

Методика моделирования медиаобраза была основана на количественном и качественном контент-анализе материалов СМИ. Выборка СМИ -6 наиболее популярных телеканалов Омской области, 9 радиостанций, 18 печатных периодических изданий и 5 омских сайтов, функционирующих в режиме новостной ленты.

Ретроспективный мониторинг СМИ за год (март 2012 - апрель 2013 г.] показывает, что общее количество публикаций / сюжетов о высшей школе относительно небольшое - 3 864; это не более 3 % от общего числа публикацию / сюжетов, вышедших за это время.

Динамика выхода публикаций носит сезонный характер: всплеск интереса со стороны СМИ наблюдается дважды в году - с сентября по декабрь и с марта по май. В этот период в вузах идут занятия, организовы-

© Е.С. Радионцева, 2014

68

Раздел I. Современные масс-медиа...

ваются конференции, проводятся встречи с работодателями и т. д. В период каникул, естественно, мы видим спад интереса со стороны журналистов, информационных поводов нет.

Зачастую внимание журналистов приковано в какой-либо инициативе конкретного вуза, новому проекту и т. д. (см. диаграмму]. Информационную повестку дня формируют события - четко зафиксированные в пространстве и во времени шаги в общественной жизни. Это может быть квест, спортивное мероприятие, студенческий КВН. Значительно реже в поле зрения журналистов попадают процессы или ситуации, требующие осмысления и оценки. И совсем редко можно встретить материалы, где предметом отображения становится личность (речь не идет о личности, выступающей в роли эксперта по какому-либо конкретному вопросу, нуждающемуся в осмыслении и теоретической оценке ученого-исследователя].

Ретроспективный мониторинг региональных СМИ:

1 - материалы об ОмГУ им. Ф.М. Достоевского;

2 - материалы о других вузах Омска;

3 - другое (федеральные и региональные инициативы, визиты в Омск вип-персон из сферы образования и т. п.)

Большая часть материала - 96 % - подается в информационном ключе. Это небольшие заметки или сюжеты в новостных блоках телевидения или радио. Открытие бизнес-инкубатора в ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, проведение Ломоносовского турнира для школьников, защита слушателей проекта «Школа управдома» - таковы примеры традиционных информационных поводов. Практически отсутствуют в СМИ аналитические тексты, разъясняющие современную образовательную траекторию. Нет публицистических материалов персонифицированного характера - зарисовок или очерков об ученых, преподавателях. Исключением можно считать ситуации, когда достоянием СМИ становится информация о конфликтах. Так, летом 2013 г. мощным информационным поводом стал скандал вокруг ситуации с Ильей Дубиным, бывшим руководителем департамента образования администрации г. Омска, связанный со взяточничеством. Именно в этот момент пресса и телевидение стали готовить очерковые материалы о жизни чиновника.

По носителям информации - печатным и электронным - система публикаций не сбалансирована; небольшой перевес наблюдается в сторону печати. И это на фоне снижающего интереса аудитории к печатным СМИ.

Е.С. Радионцева

69

Еще один немаловажный фактор, значимый для формирования медиаобраза, - оценочность публикаций. 92 % материалов носят нейтральную оценку, ограничиваются констатацией фактов; 8 % - связаны с конфликтами или скандалами, имеют негативный характер.

Таким образом, в основе конструирования медиаобраза высшей школы лежит несистемный фактор, носящий фрагментарный характер. Он не направлен на формирование целостного представления о реформах в системе образования, а значит, общество пребывает в неведении относительно процессов, которые происходят в вузах.

Список литературы

Шаталов Г. Образ, имидж, бренд и репутация региона - что это такое? / Коммуникационная группа «Region PR». M., 2002.

References

Shatalov G. Obraz, imidzh, brend i reputatsiya regiona - chto eto takoe? [Appearance, image, trade name and reputation of a region - What are these?]. Moscow, Kommunikatsionnaya gruppa “Region PR”, 2002.

The publication is devoted to the problem of high school mediaimage formation. The results are based on retrospective media monitoring, broadcasting/issuing on the territory of Omsk region.

Key words: mediaimage, media, monitoring.

E.S. Radiontceva Omsk, Russia

THE HIGH SCHOOL MEDIAIMAGE (ON THE EXAMPLE OF OMSK REGION MEDIA)

Сведения об авторе:

About the author:

Radiontceva Ekaterina Sergeevna, candidate of philological sciences, аssociate рrofessor of the Department of journalism and medialinguistics of the Faculty of philology and mediacommu-nication

Omsk State University named after F.M. Dostoevsky

55a Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: rakaty@yandex.ru

Радионцева Екатерина Сергеевна,

кандидат филологических наук, до-

цент кафедры журналистики и медиа-

лингвистики факультета филологии и медиакоммуникаций

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: rakaty@yandex.ru

Дата поступления статьи 22.09.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.