Научная статья на тему 'Медиакультура XXI века в контексте развития инновационных технологий'

Медиакультура XXI века в контексте развития инновационных технологий Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1143
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАКУЛЬТУРА / НОВЫЕ МЕДИА / СВОБОДА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / MEDIA CULTURE / NEW MEDIA / FREEDOM / RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кузнецова Е. И.

Анализируется проблемный комплекс эпохи новых медиа, соотношение шансов потерь в процессе создания инновационных моделей жизненной среды человека, обусловленных развитием медиакультуры XXI века. Утверждается, что в условиях развития информационных технологий, позволяющих создавать инновационные модели социального взаимодействия, создаются и те позиции нестабильности, которые приводят к уязвимости общественной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA CULTURE OF THE 21ST CENTURY IN THE CONTEXT OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES DEVELOPMENT

The article contains the analysis of the most topical problems in the new media epoch, of the relations between opportunities and losses in the process of creation of innovative models of human life environment, arising out of the media culture development in the 21st century. It is stated that under conditions of information technologies development, which contribute to the creation of innovative social cooperation models, there also appear some elements of instability, which can result in the vulnerability of public security.

Текст научной работы на тему «Медиакультура XXI века в контексте развития инновационных технологий»

Журналистика

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 4 (2), с. 220-223

УДК 101.1:3

МЕДИАКУЛЬТУРА XXI века В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

© 2013 г. Е.И. Кузнецова

Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова

tvelena@mail. ru

Поступила в редакцию 23.03.2013

Анализируется проблемный комплекс эпохи новых медиа, соотношение шансов потерь в процессе создания инновационных моделей жизненной среды человека, обусловленных развитием медиакультуры XXI века. Утверждается, что в условиях развития информационных технологий, позволяющих создавать инновационные модели социального взаимодействия, создаются и те позиции нестабильности, которые приводят к уязвимости общественной безопасности.

Ключевые слова: медиакультура, новые медиа, свобода, ответственность.

Актуализация понятия «медиакультура» в последней четверти XX века обусловлено революционизирующим воздействием новейших информационных технологий на все аспекты культурно-коммуникативной ситуации эпохи. Любая новация в сфере «новых медиа» вызывает множественные изменения контуров социальной среды: увеличение плотности информационных потоков, возрастание их скорости, становление новых социокультурных феноменов. В этом контексте медиакультура как социальная среда, обеспечивающая посредством механизмов символического обмена взаимодействие между различными системами общества, вызывает несомненный интерес в предметном поле философских, социологических, психологических исследований.

Несмотря на то, что информационная революция признается фактором, радикально трансформирующим основы общества, проблемы, связанные с новыми телекоммуникационными и компьютерными технологиями и основанными на них «новыми медиа», обсуждаются в основном в контексте профессиональных проблем различных видов информационной деятельности и реже в аспекте психологических проблем, создающих опасности для приватной жизни человека. Вместе с тем в любых видах деятельности коммуникационная составляющая играет огромную роль, и недооценка этого фактора может привести к весьма ощутимым последствиям.

В чем сегодня может состоять пафос исследователей, ставящих проблемы ответственности в эпоху новых медиа? Ответственность - отношение зависимости человека от чего-то, что воспринимается им в качестве определяющего

основания для принятия решений и совершения действий. В условиях развития инновационных технологий объектом ответственности становится каждый человек, в т.ч. будущие поколения, а также духовные ценности общества. В истории философии идея ответственности развивается в связи с темами свободы (свободы воли, принятия решения, свободы действия). Думается, что в контексте изучения проблемы ответственности в эпоху новых медиа можно вспомнить сформулированное Максом Вебером понятие «этика ответственности» как этика практической, сориентированной на объективные результаты деятельности, которая требует непременно учитывать возможные результаты применения инновационных технологий и отвечать за них.

Скорее всего, если мы обращаемся к понятию «ответственность», мы хотим узнать каково соотношение шансов и потерь в использовании технологий новых медиа, когда мы взвешиваем коммуникативные возможности инновационных технологий в дальнейшем развитии процессов социального взаимодействия.

Медиакультура XXI века демонстрирует увеличение плотности информационных потоков, возрастание скорости информационнокоммуникационных процессов, изменение конфигурации коммуникативных отношений, что обеспечивается не только преобладанием во всех сферах деятельности новых технических коммуникативных медиа, но и принципом кон-вергентности всех телекоммуникаций, лежащим в основе новой модели медиавзаимодействия. Особенности современной ситуации дают новые шансы для создания инновационных моделей жизненной среды человека: принципы

«электронной демократии», формы работы электронных правительств и муниципалитетов, условия телеработы для граждан с ограниченными возможностями и т.д. Медиакультура расширяет возможности для коммуникаций, сжимает пространство, создает ощущение близости любой точки современного мирового пространства.

На основе новых информационно-коммуникационных технологий институтами глобальной экономики созданы стратегии международного сотрудничества, которые позволяют контролировать мировые рынки; финансовые операции в глобальной сети помогают сэкономить время; результаты биржевых торгов по всему миру высвечиваются на экранах компьютеров, а электронные деньги Третьей волны цивилизации, по выражению Э. Тоффлера, «во все большей степени представляют собой электронные импульсы» [5, с. 95].

В разряд шансов, которые дает эпоха «новых медиа», можно отнести возможности создания качественно новой информационно-образовательной среды как основы для развития и совершенствования системы образования. Использование информационно-коммуникационных технологий обеспечивает ускорение в процессе поиска и передачи информации, преобразовании характера интеллектуальной деятельности; внедрение интерактивных методов в области дистанционного обучения способствовало становлению новых форм интернет-обучения и развитию принципа доступности в получении образования.

Значительные трансформации проявились и в сфере профессиональной коммуникативной деятельности массмедиа: доступ к архивам издания и внешним электронным ресурсам, базам данных, официальным сайтам организаций, лентам новостей, видеоконференциям сделал возможным более «объемное» видение журналистами темы. Множественность источников способствует более эффективному проведению самостоятельных журналистских расследований. Изменилась и роль аудитории: различные формы обратной связи позволили читателю, слушателю и зрителю участвовать в производстве информационного продукта. В технологически изменяющемся контексте стали необходимыми новые творческие коммуникативные стратегии. Так, сообщения, запечатленные любительскими медиа (мобильными телефонами, фото и видеокамерами), встроенные в программы телевизионных новостей, стали структурным элементом медийного потока, при этом они не только становятся основой для создания

профессиональных медиатекстов, но достаточно часто входят в структуру текста самостоятельной формой, не подвергнутой обработке. Актуальными примерами являются «любительские» кадры протестных выступлений в российских городах, демонстрируемые традиционными профессиональными телевизионными каналами, но большей частью «выложенные» файлами в сетевых ресурсах. Под воздействием новых технологий происходит нарушение прежде замкнутых границ медиасистемы, сопряжение с другими формами организации интерактивных видов информирования. Это ставит систему массмедиа перед проблемой разработки новых аспектов в структуре профессиональных кодексов, определения новых границ ответственности в процессе исполнения институциональных функций.

Вместе с тем следует заметить, что наряду с огромным коммуникативным потенциалом, которым обладают «новые медиа», позволяющим развертывать инновационные конструктивные модели социального взаимодействия, создаются и те позиции нестабильности, которые рассматриваются в современном мире как угроза безопасности.

Так, новым вызовом, который порожден современными коммуникативными технологиями Интернета, стала невозможность политических институтов осуществлять управление хаотичными ресурсами в пространстве глобальной Сети. Проблема регулирования интернет-пространства стала самой острой проблемой, выдвинутой развитием глобальных коммуникаций. Уязвимость общественной безопасности не раз проявлялась в сложных ситуациях катастроф, когда их развитие сопровождалось использованием новых технологий, однако необходимость введения регламентаций в новом коммуникативном пространстве всегда вызывала острые дискуссии, предметом которых был вопрос о свободе слова. Обозначенная ситуация сформировала новый проблемный комплекс эпохи новых медиа, где вопросы свободы-ответственности требуют новых подходов к их решению. Приоритетными в этом ряду специалисты признают следующие проблемы: выработка единых межгосударственных стандартов в вопросах определения юрисдикции правовых норм интернет-отношений, определение географических координат субъектов правоотношений, времени совершения деяний субъектами, определение границ Сети, видов правосубъектности, определение функционального пространства правовых норм, структуры и источников норм [6, с. 18].

Сегодня инновационные информационные и телекоммуникационные технологии приходится рассматривать как фактор риска и в том случае, когда мы ведем речь не только о правовых аспектах новых медиа, но и о нравственных: о свободе и не-свободе человеческой экзистенции, о конвенциональных рамках, которые должно вырабатывать общество, желающее сохранить мир гуманным. Исследователями современных проблем, связанных с новыми медиа, не раз высказывались опасения, что технологические новации эпохи сделают мир гомогенным, что трансграничные коммуникации, представляющие собой потоки унифицированных информационных продуктов, угрожают национальной идентичности. Электронные образы выступают интеграторами гетерогенного культурного опыта, нивелируют этнонацио-нальные культурные традиции, изменяют собственно «культурный элемент», в котором А. Тойнби видел душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации [4, с. 292]. В определенной мере этнокультурное разнообразие снимает электронная «детерриторизация» человека - вторжение в частное пространство электронных медиапотоков, что разрушает индивидуальную, привычную, интимную сферу человека. В глобализирующемся мире «местности лишаются своего культурного, исторического, географического значения и реинтегрируются в функциональные сети или в образные коллажи, вызывая к жизни пространство потоков, заменяющее пространство мест» [2, с. 51-53].

В эпоху новых медиа власть и капитал приобретают глобальный характер, и в современном мире институтами глобального управления предстают не национальные территории в привычном геополитическом измерении индустриальной цивилизации, а новые, «внеисторические», в терминах Кастельса, пространства, созданные сетевыми технологиями. Благодаря наличию интернет-среды высокоуровневые сети принятия решений могут существовать лишь в немногих узлах страны или планеты, осуществляя связь со всем остальным миром из нескольких кварталов крупнейших мегаполисов планеты, становясь комплексами генерации знаний и обработки информации, предвестниками «новой глобальной географии, основанной на узлах и сетях» [3, с. 264].

Современная медиакультура сняла психологические границы между «дальним» и «ближним», благодаря телекоммуникациям создала иллюзию большей значительности «дальнего» и с достаточной степенью остроты высветила новые аспекты этносоциальных проблем. Когда мы говорим о медиареальности в этом контек-

сте, немаловажным вопросом представляется следующий: эффективны ли в эпоху новых медиа существующие традиционные механизмы выражения культурных норм, которые воспроизводят идентичность этноса? Следует отметить, что в созданной «вестернизированной», скорее даже «американизированной» медиареальности коммуникативные структуры в большей степени проявляют тенденцию к ассимиляции, к поглощению привычными стереотипами массовой медийной культуры этнических норм и ценностей.

При этом в транснациональных культурных продуктах растворяются языки, традиции, культурные ценности этноменьшинств, в то время как важнейшим элементом информационнокоммуникационных обществ, ориентированных на интересы людей, признается культурное и языковое разнообразие, диалог между культурами, а информационные и коммуникационные ресурсы рассматриваются и охраняются как общее наследие человечества. Нельзя не видеть развивающегося противоречия: расширение

возможностей каждого человека в удовлетворении своих культурных прав, с одной стороны, и возрастающее воздействие глобализационного фактора на универсализацию культуры - с другой. Таким образом, в фокусе влияния высокотехнологичной медиасреды оказываются основополагающие духовно-культурные структуры человека, система ценностных ориентаций, его идеалов и представлений о себе и о мире. Новейшие технологии выступают имманентным фактором, определяющим смену цивилизационной модели. В связи с этим возрастает необходимость философского осмысления сложной взаимозависимости человека и новой техники, осознания того, что «в конечном счете все механизмы рассчитаны на прирост предзаданной ограниченной способности; а именно - способности человека к бытию» [1, с. 90]. Думается, что эта способность человека к бытию - предмет ответственности самого человека, с его устремлениями, мечтами, переживаниями, с его самой большой ценностью -жить в этом мире рядом с Другим.

Подводя итог сказанному, следует отметить следующее. Новые медиа, являясь главным фактором развития медиакультуры в современном мире, ставят нас перед лицом сложнейших социально-культурных проблем В условиях стремительного внедрения инновационных технологий в повседневную жизнь объектом ответственности становится каждый человек, в том числе будущие поколения, а также духовные ценности общества. Изучение возможных результатов применения инновационных техноло-

гий в практической деятельности и определение критериев ответственности в различных сферах общественной жизни представляется актуальной задачей исследовательского сообщества.

Список литературы

1. Блуменберг Х. Жизненный мир и технизация с точки зрения феноменологии // Вопросы философии. 1993. № 10. С. 69-93.

2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.

3. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 328 с.

4. Тойнби А. Постижение истории. М., 1996. 736 с.

5. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М.: Изд-во АСТ, 2001. 669 с.

6. Фролов Д.Б., Старостин А.В. Вопросы опре-

деления юрисдикции в рамках сети Интернет С. 18. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: иКЬ :Ьйр ://р\!і. тМа1а/й1е/В 1Т_1_2008_3. pdf (дата

обращения: 5.12.2012).

MEDIA CULTURE OF THE 21ST CENTURY IN THE CONTEXT OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES DEVELOPMENT

E.I. Kuznetsova

The article contains the analysis of the most topical problems in the new media epoch, of the relations between opportunities and losses in the process of creation of innovative models of human life environment, arising out of the media culture development in the 21st century. It is stated that under conditions of information technologies development, which contribute to the creation of innovative social cooperation models, there also appear some elements of instability, which can result in the vulnerability of public security.

Keywords: media culture, new media, freedom, responsibility.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.