Научная статья на тему 'Медиакультура как «Катализатор» общепринятого риторического идеала'

Медиакультура как «Катализатор» общепринятого риторического идеала Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
229
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАКУЛЬТУРА / РИТОРИКА / РИТОРИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ / РЕЧЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕДИАРИТОРИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мошкина Олеся Витальевна

Статья посвящена проблеме риторики в аспекте медиакультуры, рассматривается взаимосвязь понятий «риторика» и «медиакультура», находятся основные точки соприкосновения двух феноменов, выявляются основные особенности риторического идеала применительно к медиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиакультура как «Катализатор» общепринятого риторического идеала»

УДК 808.51

Олеся Витальевна Мошкина

Челябинская государственная академия культуры и искусств

МЕДИАКУЛЬТУРА КАК «КАТАЛИЗАТОР» ОБЩЕПРИНЯТОГО РИТОРИЧЕСКОГО ИДЕАЛА

Статья посвящена проблеме риторики в аспекте медиакультуры, рассматривается взаимосвязь понятии «риторика» и «медиакультура», находятся основные точки соприкосновения двух феноменов, выявляются основные особенности риторического идеала применительно к медиа.

Ключевые слова: медиакультура, риторика, риторический идеал, речевое взаимодействие, медиариторика.

В настоящее время как тема риторики, так и тема медиакультуры глубоко изучены в научном сообществе, существует значительный массив публикаций по данной тематике, который не прекращает свой рост и сегодня. Однако рассмотрение двух этих феноменов во взаимосвязи достаточно редкое явление. Наряду с другими значительными факторами данное замечание определило постановку вопроса применительно к данной теме.

Прежде чем обратиться к прямому рассмотрению поставленной проблемы, необходимо обозначить основные принципы риторического идеала, складывающегося на протяжении нескольких тысячелетий, передаваемых от поколения к поколению и являющихся сегодня общепринятыми в рамках современной жизнедеятельности.

Ряд исследователей риторического идеала отмечают основную его особенность, которая заключается в том, что процесс речевой деятельности представляет собой не путь одного человека к другому, а движение навстречу друг другу.

Необходимо также отметить, что риторика в данной связи представляет собой некую систему, в которой накоплены образцы и традиции речевого поведения, отражающиеся в речевой деятельности. Речевая же деятельность человека подразумевает нацеленность на что-либо, а также наличие партнера, на которого направлена эта деятельность.

Элементами деятельности, позволяющими выстроить контакт и решить сложившуюся проблему, являются определенные правила. Эти правила обозначаются как принципы, позволяющие определить этику речевого взаимодействия.

Следует подчеркнуть, что ряд исследователей указывают принципы риторического идеала в концепции своего исследования. Один из таких принципов определяет в своей работе исследователь речевой деятельности Дж. Лич. Он сформировал основной принцип этики речевого взаимодействия - принцип вежливости [3]. Исследователь общения П. Грайс называет основным принципом принцип кооперации, раскрывающий следующий смысл: «Твой коммуникативный вклад на данном шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель этого диалога» [1].

Наиболее репрезентативным исследованием, включающим в себя практически все изучаемые принципы риторического идеала, является исследование С. В. Мельниковой, которая обращает внимание на следующие его принципы:

- принцип кооперации и коммуникативного сотрудничества, когда собеседники идут навстречу друг другу;

- принцип интереса, означающий то, что обеим сторонам интересен процесс общения, в которых превалируют отношения доверия, уважения и дружелюбия;

©О.В. Мошкина, 2013.

- принцип Поллианы, создающий оптимистический фон. Согласно принципу Поллианы даже не пришедшие к согласию или компромиссному решению стороны в заключение переговоров должны выразить надежду на разрешение конфликтной ситуации или решение вопроса. А начинать переговоры нужно с верой в собственные силы, здравый смысл и добрую волю партнера [5. С. 80].

Все перечисленные принципы создают благоприятные условия общения и позволяют партнерам раскрыться в полной мере, выразить свою позицию, выслушать позицию коммуниканта и прийти к позитивному решению проблемы и завершению диалога.

Обращаясь к современной жизни и оценивая пространство медиакультуры, необходимо понимать то, что под ее воздействием риторический идеал, рассмотренный нами, не минует изменений и перемен в своем содержании и средствах.

В современных условиях партнером, собеседником человека все чаще является телевидение, мультимедийные технологии, интернет. Именно они задают модель риторического идеала речевого взаимодействия, поэтому большую роль играет оценка их этического содержания, сопоставимость с риторическим идеалом, который складывался на протяжении многих веков. Все это поможет воспрепятствовать развитию антикорректности в речевом акте, распространению псевдокультуры, искажающий внутренний мир человека.

Исходя из вышесказанного, нетрудно предугадать взаимосвязь современной медиа-культуры и риторики, неотступно следующей рядом. Чтобы значительнее убедиться в этом, обратимся к исследованию.

В процессах медиакультуры улавливается постоянное стремление человека к самоопределению. Этот процесс проходит далеко не без вмешательства риторических способностей. Это доказывают сами задачи самоопределения:

• понять себя;

• изъяснить себя на понятном языке;

• принять иную предлагаемую позицию;

• осознать сходства и противоречия двух позиций;

• продолжить или прекратить контакт, в связи с осознанием [4. С. 124].

Данные задачи базируются в самосознании человека. Их материализацией и является речевой акт. Речь человека отражает его мироощущение, жизненные цели, стремления, ценности, которые появляются, развиваются, накапливаются в процессе жизнедеятельности и взаимодействия человека с миром, культурой, медиакультурой.

Все это являет собой факт, отмеченный исследователем медиакультуры Н. А. Коноваловой, что медиакультура определяется как диалоговый способ взаимодействия человека с информационным обществом. Эта особенность медиакультуры отражает ее динамическую особенность, которая заключается в предположении обратной связи, влекущей определенные взаимные изменения и развития субъектов [2. С. 40]. Субъектами описанного взаимодействия являются человек, владеющий навыками медиакультуры, и информационное общество, включающее в себя различные явления.

Медиакультура, так или иначе, навязывает человеку те или иные нравственные, этические и эстетические ценности и нормы поведения. Реальность, воспроизведенная средствами медиа, не столько отражается, сколько конструируется посредством соединения различных образов и фактов.

Рассматривая данную проблему, необходимым является рассмотрение медиа с точки зрения риторического аспекта. Диалог, создаваемый мультимедиа, является не только вербальным и аудиовизуальным, но и приобретает форму чувствительного, поведенческого полилога, наиболее ощутимо указанное представлено интерактивными мультимедиа, распространяющимися активно в настоящее время.

Формы интерактивного мультимедиа появились в ответ на представленное телевидением в большинстве своем и все больше распространяющееся «фактологическое направление» разговорного стиля (по определению А. Л. Миргородской) [6. С. 60]. Данное направление заполонило практически все телевидение сегодня, оно отказывается от мнения собеседника, выстройки диалога, речевого взаимодействия, предполагая явную дидактику со стороны лидера речевого общения. Это способствовало отказу от риторики с составляющим ее двусторонним контактом и принятие только одностороннего типа разговорной коммуникации. Отечественное телевидение построено на изобилии представленных передач, отсюда все «болезни» человечества, связанные с неспособностью, неумением человека выстроить речевой акт.

Данный феномен, по мнению большинства исследователей, связан прежде всего с заменой идеологических рычагов управления телевидением коммерческими, что в конечном результате и привело к востребованию непаритетных, неравноправных способов взаимодействия, когда человек утрачивает права равноценного собеседника, участника социального диалога.

Еще одним аспектом данной проблемы является отсутствие редакторского состава на телевидении. В последнее время судьбу программы решают ее продюсеры, которые занимаются не только производственными, организационными, финансовыми вопросами, но и следят за идейно-художественным уровнем передачи, активно вмешиваясь в творческий процесс, редактирование текста, не обладая при этом соответствующим образовательным уровнем.

Нельзя сказать, что на современном телевидении нельзя найти не одной передачи риторического склада, они, конечно, существуют, но в большинстве своем в них превалирует черта агрессивного вещания, что также противоречит идеалу риторического взаимодействия.

В отличие от телевидения, создаваемые интерактивные программы помогают освоить риторику, так как в них есть место двустороннему речевому акту, диалогу, речевому взаимодействию. Интерактивность только вошла в современный мир знаков и только начинает развиваться, открывая для нас массу положительных впечатлений.

Уже сегодня телевидение взаимодействия представляет собой достаточно развитую систему. Оно имеет несколько этапов развития, которые появились в результате его эволюции.

Уместно в этой связи ввести исследования Е. В. Поберезниковой, определившей основные элементы, из которых строится модель взаимодействия телекоммуникатора и зрителя:

1) зрелище - реакция;

2) вопрос - ответ;

3) суждение - контрсуждение;

4) действие - контрдействие [7. С. 118].

На основе представленных элементов и строится основная масса телевизионных передач. Если рассматривать данные проявления медиакультуры с точки зрения риторики, то мы непременно сможем уловить в них проявления риторического аспекта.

Не секрет для человечества и то, что вербальные риторические технологии играют огромную роль в политико-коммуникативном аспекте. Именно выступления древних ораторов, политических лидеров, главной целью которых было убеждение слушателя, являются основой современного политического дискурса. Мы не имеем возможности напрямую участвовать в подобном дискурсе, но современные технические средства медиа позволяют окунуться в подобный материал и начать речевое взаимодействие.

Данное взаимодействие представляет собой канал вербального контакта с аудиторией, прямое и непрямое выступление, в котором передается смысл политических идей и

взглядов и принимаются вопросы аудитории и зрителя, сидящего по ту сторону экрана с телефоном в руке, имеющим возможность наблюдать и принимать активное участие в процессе общения посредством медиа. Данное выступление целиком и полностью опирается на имеющиеся законы риторики, позволяющие в данном случае быстро воспринимать речь, улавливать в нем основные смыслы для принятия определенного решения, а потом извлекать новую мысль, воспроизводить ее, создавая диалог. В общем, все то, что уже рассматривалось при исследовании идеала риторического взаимодействия.

Отличительной чертой непрямого общения является лишь то, что между зрителем и оратором в данном случае появляется еще одно звено - медиапосредник, имеющий собственные интересы и цели, технологические приемы и возможности. В связи с этим меняется и сама риторика, приобретая новые особенности и черты. Риторика теперь объединяет в себе признаки прямого выступления оратора и медийных способов передачи заявленного смысла. Медийный посредник в данном процессе становится соавтором говорящего, меняя условия воздействия на адресата, добавляя к риторике манипулятивные эффекты.

Все это говорит лишь об одном, стоя на пороге новой социально-культурной парадигмы, взаимодействуя с процессами медиакультуры, определяется ее способность выступать в качестве «катализатора», влияющего и изменяющего привычный речевой идеал, и именно это еще раз доказывает существующую взаимосвязь медиакультуры и риторики.

Исследователь политической риторики С. А. Шомова указывает на подобные признаки и указывает в данной связи уже не просто на риторику, а феномен «медиариторики», который в настоящем времени нуждается в исследовании и изучении [8. С. 56].

Таким образом, риторика в сфере медиакультуры занимает значительное место, определяются многочисленные точки соприкосновения двух этих феноменов. Медиакульту-ра влияет на риторику, изменяя ее особенности и возможности представления различных точек зрения оратора. Под воздействием медиакультуры рождается новый феномен риторики - медиариторика, который дает нам возможность его изучения и исследования с целью практического применения человеком в условиях нового информационного общества, требующего высоких знаний в сфере риторического взаимодействия.

Список литературы

1. Грайс, П. Логика и речевое общение [Электронный ресурс] / П. Грайс. - URL: http:// kant.narod.ru/grice.htm.

2. Коновалова, Н. А. Развитие медиа-культуры студентов педагогического вуза [Текст] : дис. ... кандидата педагогических наук / Н. А. Коновалова. - Вологда, 2004. -205 с.

3. Лич, Дж. Категория вежливости и степень коммуникации [Электронный ресурс] / Дж. Лич. - URL: http://sv-scena.ru/athenaeum/kategoriya-vezhlivosti-i-stilj-kommunikaczii. Razdel-1-3-1-35-35.html.

4. Марченко, О. И. Риторика как феномен культуры [Текст] : дис. ... доктора философских наук / О. И. Марченко. - СПб, 2001. - 294 с.

5. Мельникова, С. В. Речевая культура делового общения [Текст]: дис. ... кандидата филологических наук / С. В. Мельникова. - Ульяновск : УлГТУ, 1999. - 106 с.

6. Миргородская, А. Л. ТВ-собеседник: современные стили речевого телевизионного общения [Текст] / А. Л. Миргородская. - М., 2004. - 112 с.

7. Поберезникова, Е. В. Взаимодействие с телезрителем: Эволюция, принципы и модели интерактивного телевидения общения [Текст]: дис. ... кандидата филологических наук / Е. В. Поберезникова. - М., 2000. - 242 с.

8. Шомова, С. А. Медиариторика как метод политической PR-коммуникации [Текст] / С. А. Шомова // Вестник Московского университета: серия 10. Журналистика. - М., 2003. - №4.- С. 49-60.

70

^E^^BHHCKHH ryMAHHTAPHH 2013 № 3 (24)

Bibliography

1. Grajs, P. Logika i rechevoe obshhenie [Jelektronnyj resurs] / P. Grajs. - URL: http://kant. narod.ru/grice.htm.

2. Konovalova, N. A. Razvitie media-kul'tury studentov pedagogicheskogo vuza [Tekst] : dis. ... kandidata pedagogicheskih nauk / N. A. Konovalova. - Vologda, 2004. - 205 s.

3. Lich, Dzh. Kategorija vezhlivosti i stepen' kommunikacii [Jelektronnyj resurs] / Dzh. Lich. - URL: http://sv-scena.ru/athenaeum/kategoriya-vezhlivosti-i-stilj-kommunikaczii.Raz-del-1-3-1-35-35.html.

4. Marchenko, O. I. Ritorika kak fenomen kul'tury [Tekst] : dis. ... doktora filosofskih nauk / O. I. Marchenko. - SPb, 2001.- 294 s.

5. Mel'nikova, S. V. Rechevaja kul'tura delovogo obshhenija [Tekst]: dis. ... kandidata filologicheskih nauk / S. V. Mel'nikova. - Ul'janovsk, UlGTU, 1999. - 106 s.

6. Mirgorodskaja A. L. TV-sobesednik: sovremennye stili rechevogo televizionnogo obshhenija [Tekst] / A. L. Mirgorodskaja. - M., 2004. - 112 s.

7. Pobereznikova, E. V. Vzaimodejstvie s telezritelem: Jevoljucija, principy i modeli in-teraktivnogo televidenija obshhenija [Tekst]: dis. ... kandidata filologicheskih nauk / E. V. Pobereznikova. - M., 2000. - 242 s.

8. Shomova, S. A. Mediaritorika kak metod politicheskoj PR-kommunikacii [Tekst] / S. A. Shomova//Vestnik Moskovskogo universiteta: serija 10. Zhurnalistika. - M., 2003. -N° 4. - S. 49-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.