Научная статья на тему 'Медиаконцепт New Europe в электронных СМИ США и Великобритании'

Медиаконцепт New Europe в электронных СМИ США и Великобритании Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
196
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗ / МЕДИАКОНЦЕПТ / НОВАЯ ЕВРОПА / КОГНИТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ / КОГНИТИВНЫЕ СЛОИ / СТРУК ТУРА МЕДИАКОНЦЕПТА / ЯДРО / ПЕРИФЕРИЯ / MEDIA IMAGE / MEDIA CONCEPT / NEW EUROPE / COGNITIVE SIGNS / COGNITIVE LAYERS / STRUCTURE OF MEDIA CONCEPT / CORE / PERIPHERY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пинчукова Наталья Владимировна

Статья посвящена исследованию медиаконцепта New Europe в электронных средствах массовой информации США и Великобритании. Раскрывается содержание понятия «медиаконцепт» в сравнении с понятием «концепт». Структура исследуемого медиаконцепта состоит из когнитивных слоёв, ранжированных в порядке убывания, что позволило описать его ядро и периферию. Проанализированы сходства и отличия данного медиаконцепта в медий ном дискурсе США и Великобритании.План исследования включал в себя три этапа: 1) теоретический (изучение понятия медиаконцепта и его отли чий от концепта; 2) технологический (разработка методики описания исследуемого медиаконцепта по материа лам выбранных периодических изданий (их электронных версий); 3) практический (реконструкция медиаконцепта New Europe в СМИ США и Великобритании, сравнительный анализ результатов исследования).В результате проведённого исследования автор приходит к следующим выводам. Медиаконцепт New Europe в медийном дискурсе США и Великобритании имеет ряд отличий. Данный концепт имеет более объёмную и слож ную структуру в прессе США, чем в прессе Великобританнии. Исследуемый медиаконцепт более детально актуали зируется в американских СМИ, чем в британских, следовательно, он более коммуникативно релевантен, актуален для американского языкового сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New Europe media concept of the electronic mass media of the USA and Great Britain

The aim of the article is the study of the media concept NEW EUROPE in the electronic media of the USA and Great Britain. The author reveals the content of the term “media concept” in comparison with the term “concept”. The structure of the investigated media concept consists of cognitive layers, ranked in descending order, which allowed to describe the core and the periphery. The author analysed similarities and differences of the media concept in the media discourse of the US and Great Britain. The stages of description of the studied media-concept: 1) the analysis of the semantics of the language means forming the contextual environment of the phrase NEW EUROPE with the use of dictionaries; 2) the identification of cognitive signs that shape the studied concept as a mental unit; 3) cognitive signs were grouped into cognitive layers of media concept NEW EUROPE; 4) the description of the core and the periphery of media concepts based on quantitative analysis of references to cognitive layers. As a result of the conducted research, the author comes to the following conclusions. The media concept NEW EUROPE in the media discourse of the USA and Great Britain has a number of differences. The media concept under study is foregrounded in more detail in American mass media than in British mass media, it is therefore more important for American linguistic consciousness.

Текст научной работы на тему «Медиаконцепт New Europe в электронных СМИ США и Великобритании»

УДК 81.42(410) ; 81'27

Пинчукова Наталья Владимировна

Амурский государственный университет, г. Благовещенск

pinnat12@mail.ru

МЕДИАКОНЦЕПТ NEW EUROPE В ЭЛЕКТРОННЫХ СМИ США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Статья посвящена исследованию медиаконцепта New Europe в электронных средствах массовой информации США и Великобритании. Раскрывается содержание понятия «медиаконцепт» в сравнении с понятием «концепт». Структура исследуемого медиаконцепта состоит из когнитивных слоёв, ранжированных в порядке убывания, что позволило описать его ядро и периферию. Проанализированы сходства и отличия данного медиаконцепта в медийном дискурсе США и Великобритании.

План исследования включал в себя три этапа: 1) теоретический (изучение понятия медиаконцепта и его отличий от концепта; 2) технологический (разработка методики описания исследуемого медиаконцепта по материалам выбранных периодических изданий (их электронных версий); 3) практический (реконструкция медиаконцепта New Europe в СМИ США и Великобритании, сравнительный анализ результатов исследования).

В результате проведённого исследования автор приходит к следующим выводам. Медиаконцепт New Europe в медийном дискурсе США и Великобритании имеет ряд отличий. Данный концепт имеет более объёмную и сложную структуру в прессе США, чем в прессе Великобританнии. Исследуемый медиаконцепт более детально актуализируется в американских СМИ, чем в британских, следовательно, он более коммуникативно релевантен, актуален для американского языкового сознания.

Ключевые слова: медиаобраз, медиаконцепт, Новая Европа, когнитивные признаки, когнитивные слои, структура медиаконцепта, ядро, периферия.

В настоящее время чрезвычайно актуальным представляется исследование медиаобразов, которые определяются как «фрагменты реальности, описанные в текстах профессиональных журналистов» [1, с. 91] c целью целенаправленного воздействия на массовое сознание.

По мнению современных исследователей, с понятием «медиаобраз» коррелирует понятие «медиаконцепт» [5, с. 50], который трактуется как образ, распространяемый по каналам СМИ. При этом он содержит не только образную, но и рациональную составляющую [6, с. 2].

Целью данной статьи является исследование медиаконцепта New Europe в электронных СМИ США и Великобритании.

Актуальность исследования медиаконцепта New Europe в СМИ США и Великобритании объясняется той ролью, которую данные страны играют в современных международных отношениях, а также важностью изучения ментальных конструктов через языковые репрезентации.

Термин «New Europe» используется в масс-медийном дискурсе с 2003 года. Энциклопедия Farlex определяет «New Europe» как термин, используемый политическими аналитиками в Соединенных Штатах для обозначения европейских пост-коммунистических стран. Под «новизной» этих стран понимается не продолжительность времени, на протяжении которого они были независимы, но тот факт, что они только недавно вновь обрели статус капиталистических государств с демократической формой правления [10].

Таким образом, под термином «Новая Европа» понимают страны Центральной и Восточной Европы, недавно получившие членство в европейских структурах: Чехия, Венгрия, Польша, Румыния,

Словакия, Словения, Эстония, Латвия, Литва, Болгария, Кипр, Мальта, Хорватия.

Материалы и методы. В качестве практического материала исследования были использованы публикации крупнейших (многотиражных) газет и журналов США и Великобритании за 20032015 годы: «The New York Times», «Forbes», «Newsweek», «Time», «The Washington Times», «The Washington Post», «BusinessWeek», «The Wall Street Journal», «Los Angeles Times», «USA Today», «The Times», «The Telegraph», «The Guardian», «The Independent».

В ходе исследования были использованы следующие лингвистические методы: сплошная выборка языкового материала, сравнительный, контекстуальный анализ, а также математический метод - метод моделирования.

Результаты и их обсуждение. В процессе работы был составлен план исследования, который включал три этапа: 1) теоретический (изучение понятия медиаконцепта и его отличий от концепта; 2) технологический (разработка методики описания исследуемого медиаконцепта по материалам выбранных периодических изданий (их электронных версий); 3) практический (реконструкция медиаконцепта New Europe в СМИ США и Великобритании, сравнительный анализ результатов исследования).

Остановимся подробнее на теоретическом этапе.

Медиаконцепт, наряду с термином «медиао-браз», - одно из центральных понятий медиалинг-вистики, которое было введено в терминологический аппарат современной лингвоконцептологии исследователем О.В. Орловой, которая понимает под медиаконцептом вербально-ментальный феномен особого рода, отличающийся медийной дис-курсивно-стилистической природой, вошедший

© Пинчукова Н.В., 2017

Вестник КГУ^ № 1. 2017

223

в миросознание носителей языка с началом формирования информационного общества и ставший средством ментально-психологической и эмоциональной адаптации к новой реальности [7, с. 12].

Также медиаконцепт трактуется как идеальная (ментальная) сущность, единица картины мира, которая формируется в сознании человека с помощью СМИ [4, с. 11]; феномен особого рода, отличающийся медийной детерминированностью и аккумулирующий социально значимые смыслы, установки и ценности [4, с. 5].

Медиаконцепт - более узкое понятие, нежели концепт, так как является предметом целенаправленного создания смыслов и предполагает минимальную психическую активность личности читателя в его формировании. В отличие от концепта в структуру медиаконцепта не входят чувственный опыт и предметная деятельность, а также не в полной мере реализуются языковое общение и сознательное познание языковых единиц [4, с. 5]. Особенностью медиаконцептов является, во-первых, то, что они бытуют в медиатексте, в медиадискурсе, во-вторых, то, что они определяют и фокусируют актуальные социакультурные тенденции [2, с. 78].

Следующим этапом стала разработка методики описания исследуемого медиаконцепта.

Под методом исследования мы понимаем совокупность «определённых правил, приёмов, способов, норм познания и действия. Метод - это система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определённого результата» [3, с. 219].

Во-первых, был проведен анализ словосочетания New Europe, объективирующего данный медиаконцепт в исследуемом языковом материале. В этом случае был использован контекстуальный анализ, позволяющий выделить те признаки Новой Европы, которые в американских и британских средствах массовой информации рассматриваются

как существенные, важные, отличительные, как предмет осмысления и обсуждения. На данном этапе анализировалась семантика языковых средств, образующих контекстуальное окружение словосочетаний Old Europe и New Europe, с использованием словарей.

Следующим этапом явилась когнитивная интерпретация результатов описания семантики языковых средств, которая «представляет собой выявление когнитивных признаков, формирующих исследуемый концепт как ментальную единицу» [8, с. 262]. Под когнитивными признаками понимаются отдельные признаки объекта, осознанные человеком и отображенные в структуре соответствующего концепта как отдельные элементы его содержания [8, с. 128].

Далее когнитивные признаки были сгруппированы в когнитивные слои медиаконцепта New Europe. Под когнитивным слоем мы понимаем «совокупность когнитивных признаков, отражающих дискретную единицу концепта определённого уровня абстракции, имеющую языковые способы объективации (слово, словесный ряд, фразеологические единицы, лингвистические средства текста)» [9, с. 49].

Затем проводилось описание ядра и периферии медиаконцептов на основе количественного анализа обращений к когнитивным слоям.

Практическая часть, в которой реконструируется медиаконцепт New Europe, является основной и самой объёмной частью исследования.

Изучение языкового материала позволило проанализировать содержательное наполнение рассматриваемого медиаконцепта. Выявленные когнитивные слои были ранжированы в порядке убывания, что позволило описать ядро и периферию медиаконцепта (таблицы 1, 2).

Сравнительный анализ результатов исследования медиаконцепта New Europe в американских и британских СМИ позволяет сделать вывод, что

Таблица 1

Структура медиаконцепта New Europe (по материалам интернет-версий периодических изданий США)

Элементы полевой организации медиаконцепта Наименование когнитивного слоя Процентное соотношение выявленных контекстов

Ядро Отношения Новой Европы и США 27 %

Отношения между Новой и Старой Европой 16 %

Ближняя периферия Экономическое развитие 11 %

Идеология 9 %

Физические качества 8 %

Волевые качества 7 %

Дальняя периферия Приток мигрантов 5 %

Моральные качества 5 %

Эмоциональные качества 4 %

Территориальное расширение 4 %

Инвестиции и кредитование 4 %

224

Вестник КГУ .J № 1. 2017

Таблица 2

Структура медиаконцепта New Europe

(по материалам интернет-версий периодических изданий Великобритании)

Элементы полевой организации медиаконцепта Наименование когнитивного слоя Процентное соотношение выявленных контекстов

Ядро Отношения Новой Европы и США 38 %

Отношения между Новой и Старой Европой 28 %

Ближняя периферия Отношения между Новой Европой и Великобританией 10 %

Экономическое развитие 9 %

Дальняя периферия Волевые качества 7,5 %

Приток мигрантов 7,5 %

содержание исследуемого медиаконцепта в СМИ США более разнообразно (11 когнитивных слоёв по сравнению с 6 когнитивными слоями в британских СМИ). В то же время медиаконцепты имеют 5 сходных когнитивных слоёв: «отношения с США», «отношения со Старой Европой», «волевые качества», «экономическое развитие», «приток мигрантов».

Когнитивные слои, присутствующие только в американских СМИ: «идеология», «физические качества», «моральные качества», «эмоциональные качества». Когнитивный слой, выявленный только в британских СМИ, - «отношения между Новой Европой и Великобританией».

Сравнительный анализ представленных в таблицах 1-2 результатов исследования особенностей содержания медиаконцепта New Europe даёт основания говорить о различии его структуры в периодике США и Великобритании. Так, если ядро когнитивной единицы New Europe является идентичным (в периодике США и Великобритании его составляют когнитивные слои «отношения Новой Европы с США», «отношения между Новой и Старой Европой»), то в ближней периферии общим является только один когнитивный слой - «экономическое развитие», а когнитивные слои «отношения между Новой Европой и Великобританией», «идеология», «физические качества», «волевые качества», входящие в медиаконцепт New Europe в СМИ США, имеют дифференцирующие значение в исследуемых медиаконцептах.

Что касается дальней периферии, то здесь наблюдается один общий когнитивный слой - «приток мигрантов». Дальняя периферия концепта New Europe в американских СМИ превосходит по объёму аналогичную часть структуры данного концепта в британских СМИ более чем в два раза.

Таким образом, анализ результатов исследования позволяет сделать вывод, что структура меди-аконцепта New Europe в американских СМИ более объёмна и вариативна по сравнению со структурой исследуемой когнитивной единицы в британских СМИ. Следовательно, номинативная плотность первого медиаконцепта, а значит, его коммуникативная значимость и актуальность, выше.

В качестве примера для описания содержательного наполнения когнитивных слоёв, и, следова-

тельно, самого медиаконцепта мы выбрали самый объёмный слой - «отношения Новой Европы и США». Данный когнитивный слой представлен публикациями, тематически связанными с различными аспектами отношений между странами Новой Европы и Соединёнными Штатами.

Американскими и британскими журналистами создается образ Новой Европы, для которого характерны следующие когнитивные признаки: «приверженность политике США», «противление политике США», «поддержка хороших отношений с США».

В таблице 3 представлены когнитивные признаки, составляющие данный когнитивный слой исследуемого медиаконцепта в СМИ США и Великобритании, а также примеры контекстов, на основании когнитивной интерпретации которых были сформулированы вышеуказанные признаки.

Как в периодических изданиях США, так и в периодических изданиях Великобритании выделяются признаки «приверженность Новой Европы политике США», «поддержка Новой Европы со стороны США». Что касается когнитивного признака «противление политике США», то он фиксируется только в медиаконцепте в СМИ США. Остановимся на каждом из перечисленных признаков.

Когнитивный признак «приверженность политике США».

На страницах периодики США Новая Европа предстает в образе ласкового человека, горячего приверженца политики США, например: that while "old Europe" - France and Germany - might oppose U.S. policy, "new Europe" embraces them (NW. 2003. March 24). Метафорическое выражение "new Europe" embraces them имеет экспрессивное значение, усиливающее воздействие на чувственно-образную сферу восприятия массового сознания американцев, делая образ Новой Европы более выразительным.

Повествуя об отношениях Новой Европы и США, авторы сообщений характеризуют их как теплые, дружеские: So far, the relations between "New Europe" and America have been cordial (The WT. 2008. March 16). Реализуемое значение лексемы cordial («warmly and genially affable»; «warm and gracious; courteous» способствует уста-

Таблица 3

Когнитивный слой «отношения Новой Европы и США»

СМИ США СМИ Великобритании

Приверженность политике США

while "oldEurope" — France and Germany — might oppose U.S. policy, "new Europe" embraces them (NW. 2003. March 24). So far, the relations between "New Europe" and America have been cordial (The WT. 2008. March 16). It was only a decade ago that Central Europe, in the American imagination, was Donald Rumsfeld's "New Europe," a collection of freedom-loving, heroic small nations - and America's most loyal allies (The NYT. 2015. Apr. 27). Together with the Poles, Czechs and Hungarians, all brimming with optimism, and can-do spirit, these nations form a "New Europe" of sorts, more or less coinciding with the core of pro-American states singled out for praise by Mr Rumsfeld, who dismissed France and Germany as the "Old Europe" (Telegraph. 2003. Jan. 31). Favourable views of the US tend only to be found in the "New Europe", some parts of Africa and the Far East (Independent. 2007. June 29). New eastern Europe was not only prepared to spill the blood of its youth, but to look to Washington as its leader (Guardian. 2009. Oct. 27).

Поддержка Новой Европы со стороны США

...the new Europe of Poland, Hungary, Bulgaria and Romania, which have a deep understanding of America's role in winning their liberty (Time. 2003. Aug. 04). The former Soviet satellites... believed they could count on the United States to defend their interests against perennially predatory Russia (The WT. 2009. Aug. 28). President Bush and the US Senate demonstrated Washington's alliance with "new" Europe yesterday by welcoming seven Central and Eastern European nations into Nato (The Times. 2003. May 09) His extensive tour — to the French-German border for the 60th anniversary of Nato; to the Czech Republic — the "new Europe", so beloved of George Bush (Independent. 2009. Apr. 01).

Противление политике США

Some conservatives see this new Europe as focusing on building itself up as a counterweight to American interest (The NYT. 2005. Feb. 20). In any case, public support for America has been steadily slipping across the countries of what Donald Rumsfeld called "new Europe" (NW. 2009. Sep. 18).

новлению в сознании читателей представления о сердечном, дружественном отношении стран Новой Европы к США.

Образ Новой Европы - союзника США вер-бализируется при помощи лексемы ally («one that is associated with another as a helper»): It was only a decade ago that Central Europe, in the American imagination, was Donald Rumsfeld's "New Europe," a collection of freedom-loving, heroic small nations -and America's most loyal allies (The NYT. 2015. Apr. 27). Уверенность в союзнике подчеркивается прилагательным loyal.

В британских СМИ в ряде публикаций для характеристики стран Новой Европы используется лексема pro-American (приставка pro- образует слова со значением «сторонник»), вербализирующая приверженность политических кругов Новой Европы курсу, проводимому Соединёнными Штатами: Together with the Poles, Czechs and Hungarians, all brimming with optimism, and can-do spirit, these nations form a "New Europe" of sorts, more or less coinciding with the core ofpro-American states singled out for praise by Mr Rumsfeld, who dismissed France and Germany as the "OldEurope" (Telegraph. 2003. Jan. 31).

Правительства стран Новой Европы зарекомендовали себя как союзники США по многим политическим вопросам, что находит своё отражение

в британских СМИ. Авторы сообщений отмечают, что Соединённые Штаты получают одобрительную оценку только в Новой Европе, в некоторых государствах Африки и на Дальнем Востоке: Favourable views of the US tend only to be found in the "New Europe", some parts of Africa and the Far East (Independent. 2007. June 29).

В британских СМИ формируется представление о Новой Европе как о личности, считающей Америку своим лидером: New eastern Europe was not only prepared to spill the blood of its youth, but to look to Washington as its leader (Guardian. 2009. Oct. 27).

Рассмотрим когнитивный признак «поддержка Новой Европы со стороны США».

Авторы публикаций в американских изданиях пишут о том, что страны Новой Европы осознают роль Америки в обретении ими свободы: ...the new Europe of Poland, Hungary, Bulgaria and Romania, which have a deep understanding of America's role in winning their liberty (Time. 2003. Aug. 04).

Они также полагают (согласно СМИ США), что могут рассчитывать на помощь Соединённых Штатов в защите их интересов: The former Soviet satellites... believed they could count on the United States to defend their interests against perennially predatory Russia (The WT. 2009. Aug. 28).

226

Вестник КГУ^№ 1. 2017

В британских СМИ также находит своё отражение тема поддержки стран Новой Европы со стороны США. Американские власти демонстрируют своё союзничество с Новой Европой: President Bush and the US Senate demonstrated Washington's alliance with "new" Europe yesterday by welcoming seven Central and Eastern European nations into Nato (The Times. 2003. May 09)

Создаётся образ Новой Европы, пользующейся любовью и уважением Америки. His extensive tour - to the French-German border for the 60th anniversary of Nato; to the Czech Republic - the "new Europe", so beloved of George Bush (Independent. 2009. Apr. 01). Усиление впечатления о данном образе происходит вследствие употребления прилагательного beloved («любимый») в сочетании с наречием so («чрезвычайно»).

Ещё один когнитивный признак - «противление политике США».

Признак «противление политике США» выявляется только в медиаконцепте, бытующем в американском медиадискурсе. Данный признак актуализирует несогласие Новой Европы с политикой, проводимой Соединёнными Штатами. При помощи метафоры counterweight «противовес» авторы создают образ Новой Европы как создателя противовеса американским интересам: Some conservatives see this new Europe as focusing on building itself up as a counterweight to American interest (The NYT. 2005. Feb. 20).

Новая Европа предстает в американских СМИ в образе противника политики США: In any case, public support for America has been steadily slipping across the countries of what Donald Rumsfeld called "new Europe" (NW. 2009. Sep. 18).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты проведённого исследования позволяют сделать следующие выводы. Медиаконцепт New Europe в медийном дискурсе США и Великобритании имеет ряд отличий. Данный концепт имеет более объёмную и сложную структуру в прессе США, чем в прессе Великобританнии, что отражается в большем количестве когнитивных слоев - 11 и 6 соответственно. Ядро медиаконцепта является идентичным. Все когнитивные слои, выявленные в медийном дискурсе Великобритании (за исключением когнитивного слоя «отношения между Новой Европой и Великобританией»), присутствуют в концепте в прессе США. В ходе сравнительного анализа были выявлены когнитивные слои, присутствующие только в американских СМИ: «идеология», «физические качества», «моральные качества», «эмоциональные качества». Таким образом, исследуемый медиаконцепт более

детально актуализируется в американских СМИ, чем в британских, следовательно, он более коммуникативно релевантен, актуален для американского языкового сознания.

Библиографический список

1. Галинская Т.Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. - 2013. - № 11 (160). - С. 9194 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// vestnik.osu.ru/2013_11/16.pdf (дата обращения: 19.03.2016).

2. Дуреко Е.Ю. Медиаконцепт «Екатеринбург -столица» и его варьирование в журналистском дискурсе // Известия Уральского Федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. - 2012. - Т. 101, № 2. - С. 77-83 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru/ item.asp?id=17953321 (дата обращения: 15.04.2016).

3. Комарова З.И. Методология, метод, методика и технология научных исследований в лингвистике: учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во УрФУ 2012. - 818 с.

4. Лавитский А.А. Коммуникативное пространство региональных газет: жанры, важнейшие концепты: автореф. дис. ... канд. филол. наук. -Минск, 2015. - 25 с.

5. Малышева Е.Г. «Город мёртв»: Концентрация негативного в медиаобразе Омска // Коммуникативные исследования. - 2014. - № 2. - С. 50-59 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.cyberleninka.ra/article/n/gorod-myortv-kontsentratsiya-negativnogo-v-mediaobraze-omska (дата обращения: 12.05.2016).

6. Набиева Е.А. Медиаконцепты в журналистской картине мира [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.novsu.ru/file/1146259 (дата обращения: 25.02.2016).

7. Орлова О.В. Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и ми-ромоделирующий потенциал: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - Томск, 2012. - 43 с.

8. Попова З.Д. Когнитивная лингвистика / З.Д. Попова, И.А. Стернин. - М.: АСТ: Восток -Запад, 2007. - (Лингвистика и межкультурная коммуникация. Золотая серия).

9. Рудакова А.В. Когнитология и когнитивная лингвистика / И.А. Стернин. - Воронеж: Истоки, 2004. - 80 с.

10. FDF - theFreeDictionary by Farlex [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. thefreedictionary.com (дата обращения: 14.04.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.