Научная статья на тему 'МЕДИАКАРЬЕРА СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ: К ВОПРОСУ ОБ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДАХ ИССЛЕДОВАНИЯ СМИ'

МЕДИАКАРЬЕРА СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ: К ВОПРОСУ ОБ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДАХ ИССЛЕДОВАНИЯ СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
520
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА / SOCIAL PROBLEMS / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MASS MEDIA / МЕДИАКАРЬЕРА / MEDIA CAREER / МЕДИАТРАНЗИТ / СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПРОБЛЕМЫ / PROBLEM DEVELOPMENT STAGES / ИНДИКАТОРЫ ТРАНЗИТА / TRANSIT INDICATORS / MEDIA TRANSIT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фролова Татьяна Ивановна

В статье представлена концепция медиакарьеры социальных проблем (продвижения проблемы в СМИ) и ее исследовательский потенциал, отражающий инновационный подход к оценке содержания российских СМИ, дается обзор наиболее острых социальных проблем, представленных в прессе, с позиций перспектив их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Problems'' Media Career: innovative media research issues

The article presents the concept of the social problems media careers and its research potential, reflecting an innovative approach to the evaluation of Russian media contents, provides an overview of the most pressing social problems presented in media, from the perspective of their solution.

Текст научной работы на тему «МЕДИАКАРЬЕРА СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ: К ВОПРОСУ ОБ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДАХ ИССЛЕДОВАНИЯ СМИ»

Т.И. ФРОЛОВА доктор филологических наук, профессор кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова*

Медиакарьера социальных

проблем: к вопросу об инновационных методах исследования СМИ

Медиаконтент - один из наиболее популярных объектов изучения в сфере коммуникаций. Профессиональное сообщество журналистов и всех, кто причастен к производству массовых информационных потоков, находится в поиске консенсуса вокруг проблем, обусловленных двойственной природой массмедиа (общественной и коммерческой)1. Проблема состоит в том, что популярные сегодня исследовательские методики не могут претендовать на получение более или менее полного и целостного результата -

при том, что объем исследований растет. Распространение

2

количественных методов - шаг вперед по сравнению с еще недавно преобладавшим описательством, однако и они не дают ответов на множество вопросов общего характера. Это, скорее, экстенсивное расширение, вовлекающее в исследовательские орбиты все новые тематики и дающее более обоснованное суждение о состоянии медиарепре-зентаций отдельных проблем в тот или иной временной период. При всех достоинствах данных методов они не решают главных задач. Как следствие, перспективные научные объекты - это не оставшиеся «неописанными» конкретные тематические сегменты, а общая теория контентообра-зования, дающая основания понять его глубинные законо-

* Фролова Татьяна Ивановна, e-mail: t_frolova@bk.ru

1 Вартанова Е.Л. Движущие силы развития медиабизнеса // Основы медиабизнеса / Под ред. Е.Л. Вартановой. М., 2009, с. 113-116.

2 Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации: учебник для вузов. СПб., 2003; Фомичева И.Д. Индустрия рейтингов. Введение в медиаметрию. М., 2004.

мерности в медиасистеме, формирующая обоснованные критерии для оценок.

В качестве вех на этом пути могут быть рассмотрены подходы, осуществленные в последние годы и позволяющие оценить содержательные особенности массмедиа в более широких и комплексных аспектах: изучение медиа-карьер1, исследование контент-стратегий2, методика

3

экспертного анализа текста .

Рассмотрим исследовательский потенциал одного из таких инновационных методов - построение и анализ ме-диакарьеры социальной проблемы. Медиакарьера - сравнительно новое понятие в теории журналистики. Это ведет к необходимости разобраться в самом понятии социальной проблемы в его связи с коммуникационной составляющей ее возникновения и развития.

Наступление информационной эпохи предписывает всем участникам социальных действий учитывать возрастание роли массовых коммуникаций. Тривиальность этого тезиса не позволяет тем не менее отказаться от его констатации. Сегодня все знают, что вне публичного пространства, без участия СМИ едва ли можно решить какие-либо серьезные общественные проблемы. Однако не менее важны и детали, развивающие общеизвестное положение, - во многом именно они объясняют успех или провал информационных кампаний. Стремление социальных акторов попасть в информационную повестку (зачастую грубо и неверно именуемое словом «пропиариться», прочно осевшим в нашем повседневном актуальном лексиконе) довольно часто сочетается с изрядной долей невежества в отношении медиапространства и его внутренних закономерностей, а также с непониманием особых условий функционирования российской медиасистемы -такова сегодня информационная реальность.

Медиаобраз социальной проблемы способен оказать мощное воздействие на ее восприятие и движение, на общественное настроение по отношению к ней. От того, как

1 Фролова Т.И. Гуманитарная повестка российских СМИ. Журналистика, человек, общество. М., 2014; Ясавеев И.Г. Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации. Казань, 2004.

2 Дзялошинский И.М., Дзялошинская М.И. Концепция современного периодического издания: учеб.-метод. пособ. М., 2012.

Лазутина Г.В. Экспертный анализ текстов как метод научного исследования / Вопросы теории и практики журналистики, 2016, №2.

пишут о проблемах - мало или много, достоверно или нет, «вширь» или «вглубь», какова динамика медиапокрытия -зависит и отношение к ним, вовлеченность широкой аудитории в деятельность по их разрешению. Средства массовой информации способны разбудить внимание аудитории и сделать предметом общественной дискуссии любой проблемный спектр, тем самым обеспечив его движение. Однако практика медиакоммуникаций показывает, что реализуются такие «способности» медиа далеко не всегда. Мы полагаем, что это может быть вызвано уровнем осведомленности журналистов по части связей теории и практики журналистики с теорией социальных проблем.

В социологии существуют различные подходы к пониманию того, что такое социальная проблема1. Согласно конст-рукционистскому подходу, «социальные проблемы - это то, что люди считают социальными проблемами»2. Рождением проблемы оказывается момент ее появления в общественном сознании, ее признание в публичной сфере, влекущее за собой ее конструирование там же, в публичной сфере, с привлечением различных сил общества. Так предлагают обозначить суть подхода его сторонники, подчеркивая: «Социальная проблема не существует для общества до тех пор, пока общество не признает, что она существует. Не осознавая социальную проблему, общество не воспринимает ее, не обращается к ней, не обсуждает ее и ничего не предпринимает. Проблемы просто нет»3. Конструкционистс-кий подход привлекает своей конструктивностью (в данном случае придется пренебречь тавтологией) - ведь именно он уделяет наибольшее внимание поиску путей разрешения проблемы, подчеркивая роль публичной сферы в осуществлении этого процесса.

Основное место в конструкционистском подходе занимает «риторика требовательного характера», как это сформулировал казанский исследователь И.Г. Ясавеев, разрабатывая идеи американских теоретиков М. Спектора и Д.

1 См.: Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. Казань, 2000; Ясавеев И.Г. Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации. Казань, 2004.

2 Фуллер Р., Майерс Р. Стадии социальной проблемы // Контексты современности-М, 2001, с. 139.

3 Блумер Г. Социальные проблемы как коллективное поведение // Контексты современности-!!, 2001, с. 154.

Китсьюза1. Структуру риторики он раскрывает так: обращение с жалобами, предъявление исков, выступления в парламенте, проведение пресс-конференций, участие в митингах и демонстрациях и главное - выступление в СМИ. Нетрудно заметить, что перечисленные действия ориентированы на разрешение проблемы и представляют собой реализацию усилий тех членов общества, которые могут иметь непосредственное отношение к проблемной ситуации. Исследователями разработаны различные варианты схемы, отражающей последовательность стадий развития социальных проблем. В общих чертах такая последовательность выглядит следующим образом:

• легитимация или признание проблемы обществом;

• мобилизация сил общественности для активных действий по разрешению проблемы;

• появление официальной реакции и разработка институционального плана действий;

• осуществление и коррекция плана2.

Подчеркнем: существование проблемы может быть признано обществом, но чтобы она стала для него предметом беспокойства и точкой приложения коллективных усилий, направленных на оптимизацию действительности, ей нужно придать «необходимую степень респектабельности, предоставляющей право быть рассматриваемой на признанных аренах общественного обсуждения <...> Если проблема не имеет мандата респектабельности, то она обречена»3. Другими словами, проблеме необходимо быть не только замеченной в обществе, но и «легитимной», «респектабельной», имеющей серьезное общественное значение, для чего она должна быть широко представлена в средствах массовой информации. Ей необходимо «набрать вес» объемом и качеством публикаций, утвердиться в публичной сфере общества при посредстве массовых коммуникаций.

Немногим из реальных проблемных ситуаций удается отразиться в публичных информационных потоках и уж тем более достичь легитимности. Однако если стадии признания и легитимации пройдены, проблема начинает жить в публичной сфере, претерпевая развитие: становится пред-

1 Ясавеев И.Г. Указ. соч., с. 53.

2 См.: Фуллер Р., Майерс Р. Указ. соч., с. 138 и далее.

3 БлумерГ. Указ соч., с. 155.

метом обсуждения, полемики, различных описаний и разнообразных требований. Действительность при этом поставляет все новые и новые факты, доказывающие актуальность и остроту проблемы. Приобретенный статус позволяет ей попасть в повестку дня СМИ и помогает уверенно держаться в информационном поле. В условиях ее легитимности для обращения к ней прессе уже не требуются чрезвычайные поводы. Их заменяют события, проясняющие истоки проблемы, подсказывающие пути выхода из нее, - в публичной жизни проблемы начинается стадия мобилизации сил общественности для решительных действий. Если эта стадия успешна, она может привести к формированию и последующему осуществлению официального плана действий, иногда - к коррекции первоначального плана. Другими словами, если отдельным представителям общества (социальной группе) с помощью СМИ и публичных действий удается проявить значение проблемы и привлечь внимание к необходимости ее разрешения - к этой деятельности подключаются власти, формируют «официальный план действий» и необходимый арсенал средств.

Конструкционистский подход, в ключе которого были выделены и описаны стадии движения социальной проблемы в публичном пространстве, позволил сформировать довольно надежный теоретический инструментарий для изучения и оценки того, как проблема (проблемная ситуация) освещается в СМИ, насколько успешно они ведут ее разработку. Это существенный момент, поскольку, как уже было сказано, вне медиапространства, вне условий публичности разрешение проблем в современных обществах невозможно. Следовательно, актуален вопрос о «медиа-карьере» социальной проблемы - о том, как обеспечивается ее жизнь в пространстве журналистики и СМИ, какими средствами достигается ее продвижение - «медиатранзит».

Представление о медиатранзите основано на нашем предположении о том, что каждой стадии в движении проблемы присущ определенный характер ее освещения в СМИ. Это обусловлено тем, что в границах стадий решаются определенные - различные по своей сути - задачи, а они требуют соответствующих журналистских практик. Состояние компонентов этих практик может служить индикатором транзита. В роли индикаторов способны выступить структурные элементы медийной повестки. Так, о состоянии проб-

лемы (о стадии ее движения) можно судить по наличию и особенностям информационных поводов, благодаря которым проблема попадает в информационное пространство; по тематической структуре публикаций, отражающей преимущественное внимание общества к тем или иным аспектам проблемы; по характеру высказываемых позиций и оценочным контекстам; по уровню освещения и глубине проникновения публикаций в сущность проблемы; по жанровому балансу текстов; по упоминанию имен участников процесса, принадлежащих к тем или иным общественным структурам; по распределению публикаций по типам СМИ и т.д.

Поясним более конкретно этот ключевой для понимания момент. Например, для того чтобы объективно существующая социальная проблема была замечена и стала предметом общественного внимания, как правило, нужны особые, часто чрезвычайные, информационные поводы. Они реализуются в информационных и событийно-репортажных текстах, персонажами которых являются носители, а часто - жертвы проблемы. В дальнейшем, при условии, что конституирование проблемы уже произошло, характер ин-фоповодов должен измениться: когда требуется мобилизация общественных усилий для решения проблемы, появляется нужда в текстах проблемно-аналитических, содержащих идеи и предложения; в качестве персонажей и авторов выступают эксперты. Мера легитимности и мобилизованности определяется также соотношением текстов на разных медиаплатформах: если тема не утвердилась в СМИ прочно, она все еще недостаточно легитимна для того, чтобы можно было рассчитывать на принятие официальных решений. Характер позитивных оценочных контекстов в публикациях после принятия таких решений -яркое свидетельство успешной медиакарьеры проблемы. Обилие негативных откликов способно повлиять на коррекцию этих решений. Если же чрезвычайные инфоповоды держатся в СМИ достаточно продолжительное время -налицо признак неэффективного транзита.

Наша гипотеза о том, что успех медиакарьеры проблемы зависит от использования различных журналистских практик и, следовательно, медиакарьеру, чтобы она была более эффективной, следует осознанно конструировать, основана на том, что в современных теориях профессиональной журналистской деятельности описаны предметно-функцио-

нальные свойства журналистского текста как такового и его жанровых форм. Свою лепту в разработку этой гипотезы внесли исследования типологии СМИ, аудитории, редакционного менеджмента и т.д. Если же ресурсы и закономерности медиапространства не сопоставляются с задачами, обусловленными стадиальностью движения социальных проблем, медиакарьера складывается стихийно, без разработки специальных коммуникационных стратегий. Подобная произвольность нередко приводит к тому, что необходимые решения по проблемам не принимаются, движение проблемы останавливается. Такая ситуация достаточно характерна именно для гуманитарной повестки. Политические повестки во многом обусловлены деятельностью профессионалов соответствующего профиля; деловая сфера в публичном пространстве также не лишена такого участия. Социальная же сфера только недавно начала осознаваться как особый сегмент общественной жизни, а стала объектом усилий, направленных на ее оптимизацию, и вовсе в последнее время, когда активизировался гражданский сектор и некоммерческие организации. Между ними и СМИ пока недостаточно надежных профессиональных контактов, что серьезно мешает формированию гуманитарной повестки1.

Остановимся на некоторых аспектах медиакарьеры социальных проблем подробнее и попытаемся соотнести их с состоянием российского медиапространства. Чтобы развиваться, социальная проблема прежде всего должна попасть в повестку дня СМИ. Продолжением конструкционистского подхода к исследованию социальных проблем является хорошо известная концепция публичных арен С. Хилгарт-нера и Ч. Боска2. Эти исследователи выдвинули идею конкуренции между социальными проблемами за привлечение общественного внимания и использование ограниченной пропускной способности СМИ.

Трансформация общественных отношений в России создает условия для более эффективного конструирования деятельности по разрешению социальных проблем: осво-

1 См.: НКО И СМИ: мостик через пропасть. М., 2002; Почему о нас не пишут, или Как НКО наладить взаимодействие со СМИ / Под ред. А. Белокрыльцевой. М., 2012.

2 См.: Хилгартнер С., Боск Ч.Л. Рост и упадок социальных проблем: концепция публичных арен // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. Казань, 2000.

бождение каналов коммуникации от тотального контроля, развитие гражданского общества и его структур, появление возможности для открытого выражения позиций с помощью митингов и демонстраций, развитие служб общественного мнения и, безусловно, обмен информацией и организация взаимодействия посредством социальных сетей. Разумеется, благодаря этим вновь открывшимся условиям складывается новый, современный тип общественной дискуссии по поводу той или иной проблемы. Многие из них ранее вообще не имели шансов пробиться в публичное пространство; некоторые, в отсутствие достаточного числа публичных арен, не могли даже быть осознаны и сформулированы. Если раньше нужно было обладать административным статусом и пробиваться во властные коридоры, чтобы вывести строго ограниченный контингент руководителей на назревшие решения и действия, то в новых условиях положение складывается иначе: гражданский сектор в лице отдельных граждан и некоммерческих организаций, сформировавшееся экспертное сообщество, наличие площадок и расширение средств коммуникации - эти и многие другие факторы изменили ситуацию для осознания и развития социальных проблем. Не питая излишних иллюзий по поводу открытости, «обустроенности», эффективности и т. д. нынешнего российского коммуникативного пространства, нельзя вместе с тем не признать его существования, а также и того, что общие закономерности, описанные зарубежными и отечественными медиевистами, к нему применимы.

Попадание в публичную повестку дня и удержание места в ней осуществляется так называемыми функционерами публичных арен («да1е-кеерегэ»), в числе которых журналисты занимают видное место. Жесткая борьба за попадание в повестку дня приводит к тому, что общественное внимание крайне неравномерно распределяется между социальными проблемами: одни становятся доминирующими темами, другие привлекают к себе лишь небольшой интерес, огромное количество остается вообще вне поля зрения общества - и это не всегда зависит от их объективного воздействия на ход общественного развития, проще говоря, от их значения и остроты.

В чем же тут дело? Среди критериев отбора информационных поводов такие, как драматичность, новизна события, культурные предпочтения и политические пристрастия

тех, кто знакомится с информацией о событиях. Но побеждают в этом «состязании за осознание» те проблемы, к которым имеют отношение люди, способные обеспечить прессу постоянным потоком новых информационных поводов, - сообщений о событиях, показывающих разные стороны проблемы и ее развитие. Наладить контакты с такими людьми - первостепенная забота журналистов. Понимая, что потенциал событийности в большинстве собственно гуманитарных тем невелик, журналистам следует обратить особое внимание на общественные организации, которые озабочены созданием прецедентов разрешения проблемных ситуаций, - событий, способных стать информационными поводами. При этом необходимо иметь в виду, что важным информационным поводом могут явиться и заявления представителей властных структур по поводу таких событий, а также их действия.

Эти обстоятельства объясняют, почему некоторые российские беды - неблагополучие на дорогах, алкоголизм, отсталая социальная инфраструктура, бытовое невежество, отсутствие массовой культуры здорового образа жизни, традиция неуважения к отдельной личности и еще многое из того, что в исследованиях называется «одномерной модернизацией» российского общества, «антимодерниза-ционным поведением» россиян, их приверженностью устаревшим образцам поведения, властью традиции, - даже получив статус проблем, предпочтительными темами для СМИ не становятся. Если аудитория воспринимает событие как обыденность, то и журналисты не воспринимают его как новость, а следовательно, проблема остается в тени. Имея в виду российскую повседневность, можно сказать, что все знают о подобных проблемах, но «поскольку это происходит каждый день, день за днем, это каким-то образом не 1

является новостью» .

Таким образом, медиакарьера социальной проблемы -это своего рода ее жизненный цикл, отдельные фазы которого свидетельствуют о том, как происходит развитие проблемы в публичном пространстве, как она осознается и решается обществом и властными структурами. Понима-

1 Хеншель Р. Определение социальных проблем средствами массовой коммуникации // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. Казань, 2000, с. 65-66.

нию этого процесса способствуют периодические медиаис-следования, представляющие собой одну из форм профессиональной рефлексии.

Резонно указать еще на одно обстоятельство: озабоченность тем, чтобы привлечь внимание СМИ к проблеме и представить ее в нужном ракурсе, - не единственная «головная боль» инициаторов выдвижения требований и общественных лидеров, хотя именно на этот аспект обычно ставится акцент. Мобилизация общества и власти на решение проблемы, осуществляемая посредством массмедиа и других публичных арен, имеет еще и побочные, чаще всего непреднамеренные, эффекты. В этой связи уместно обратиться еще к одной модели стадий движения социальных проблем1. Если представленная выше обобщенная модель стадий отражает желаемый ход развития проблемы и может быть названа «нормативной», то та, о которой идет речь в данном случае, демонстрирует возможность поворота на определенной ступени развития на неблагоприятный путь, это «модель неудачи». Причем таковой она может стать на любой из стадий медиакарьеры; возможные осложнения могут быть вызваны неправильными действиями любого из участников транзита, в том числе и журналистов. Выглядит эта модель так:

• Предпроблемная стадия - сложная социальная ситуация существует, но общественным большинством еще не осознана.

• Стадия «открытия» проблемы - ситуация попадает в СМИ, вызывает прилив внимания и энтузиазма как «свежая», «незатертая» тема.

• Стадия понимания - тема развивается, наблюдается количественный рост публикаций, приходит понимание сложности решения проблемы, однако как таковое решение не возникает - запаздывает или откладывается по каким-то причинам.

• Стадия спада - в обществе возникают обескураженность и привыкание, скука, усталость от проблемы, поскольку она «топчется на месте».

• Постпроблемная стадия - уставшая аудитория не интересуется больше проблемой, но она своевременно не

1 Эти стадии сформулированы Э. Даунсом. Цит. по: Ясавеев И.Г. Указ соч., с. 146-147.

решена; возможны острые социальные конфликты как последствие неразрешенности.

Между «нормативной» моделью и описанной «моделью неудачи» заметны существенные различия на стадии понимания: именно здесь находится развилка. Успешное преодоление барьеров предыдущих ступеней ведет к принятию официального плана действий, а его осуществление - со всеми внутренними препятствиями, зигзагами и возвратами - должно знаменовать разрешение проблемной ситуации. Однако стадия разрешения может и не наступить, если план формален, если деятельность по разрешению проблемы не развивается и наступает информационная стагнация. Множащиеся информационные сообщения утрачивают привлекательность новизны - тема «захлебывается», публикации идут на спад - происходит регресс медиа-карьеры проблемы. Она так и остается для общества на многие годы болезненной, но привычной проблемной ситуацией, к которой люди притерпелись и внутренне, психологически, считают ее неразрешимой. Такое положение дел хорошо знакомо аудитории российских СМИ.

Нередко это происходит по причине возникновения непреднамеренных эффектов, получивших название «наркотизирующей дисфункции» и «усталости сострадать»1. Обилие потоков разнообразной информации приводит к поверхностному вниманию аудитории; люди знают о проблеме, они «в курсе», но действия не предпринимаются - и возникает безразличие, вызываемое уверенностью в бесполезности всяких усилий.

Современная российская аудитория хорошо помнит эпоху гласности, открывшую бездну негативных сведений из прошлого и настоящего. Никто не остался равнодушным; пережившие эмоциональное потрясение люди стали главной опорой последовавшей радикальной трансформации общества. Но уже через короткое время появилось слово «чернуха», которым обозначали не только информацию о преступлениях и чрезвычайных событиях, приобретших в условиях дезорганизации социальных структур аномальный масштаб. «Чернухой» в восприятии аудитории постепенно

1 См.: Лазарсфельд П.Ф., Мертон Р.К. Наркотизирующая дисфункция средств массовой коммуникации // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. 2000, с. 185; Фомичева И.Д. Социология СМИ. М., 2012.

стали все сколько-нибудь проблемные сообщения - любые материалы о социальных последствиях политических и экономических реформ, содержащие тревожную и тяжелую фактическую информацию (низкие зарплаты, развал социальной сферы, падение рождаемости, распространение социальных болезней и т. д.).

Негативизм превратился для некоторых СМИ в доминирующую коммуникативную стратегию, сначала с политическим подтекстом, а затем - став коммерческим инструментом привлечения внимания. Аудитория спасалась от такой стратегии «психологическим бегством», перестав воспринимать многие очень острые, очень важные проблемы как таковые. Пройдя стадию легитимации, будучи признанными аудиторией, они остановили развитие своей медиакарьеры: одни на стадии мобилизации действий (не были публично высказаны конструктивные идеи), другие на стадии принятия официального плана действий (не были приняты эффективные решения), третьи на стадии коррекции (СМИ не взялись за обсуждение новых вариантов решения проблемы).

Можно привести массу примеров из практики СМИ, когда непродуманность, спонтанность коммуникативных стратегий, избираемых журналистами, приводила к «пробуксовке» актуальных тем даже в тех случаях, когда проблемам удавалось пробиться в повестку и привлечь внимание общест-

1

венности , но потом они останавливали свое движение на той или иной стадии и постепенно «сходили с дистанции». Немало среди них и таких, которые потеряли свое реальное значение именно на развилке: информационные сообщения множились и множились, создавая иллюзию развития ситуации, но в действительности обилие однотипных сообщений приводило к скуке, апатии, привыканию, а то и к ошибочной убежденности аудитории в том, что «дело делается». В действительности же проблема, обретя легитимный статус, до следующих уровней своей медиакарьеры -принятия решений и плана действий - так и не дошла.

Значительная часть сегодняшних проблем, лидирующих в российском обществе, пребывает в промежуточной фазе между стадиями понимания и спада; немало и таких, которые «застряли» на стадии открытия. Неэффективные стра-

1 См. подробнее: Фролова Т.И. Человек в информационной повестке дня: гуманитарные технологии в журналистике. М., 2009.

тегии - это, прежде всего, стратегии, ведущие к незавершенности жизненного цикла проблемы в СМИ. Когда-то привлекшие внимание, пережившие несколько информационных волн, они канули в небытие - но скольким из них удалось привести к социальным преобразованиям или хотя бы к снижению остроты ситуаций? Привести такие примеры крайне трудно. В результате российская социальная сфера во многом остается архаичной, не соответствующей представлениям о цивилизационной компетентности и развитой способности общества решать как проблемы со стажем, так и вновь возникающие. Уже несколько десятилетий Россия живет с грузом таких проблем.

Есть еще одно немаловажное обстоятельство, тормозящее развитие медиакарьер. Между стадиями нет четкой границы: например, от осознания проблемы, первых сигналов о ее наличии до приобретения «респектабельности» может пройти немало времени, в течение которого в СМИ будут представлены разные тексты - в одних ситуативный анализ проблемы, в других - простое упоминание, в третьих - косвенное отражение, а где-то - и серьезный анализ, демонстрирующий глубину проникновения в ее суть. Умеренные колебания, некоторую диффузию стадий приходится признать нормой в деятельности СМИ, объяснение которой - сложность, многосоставность самих проблемных ситуаций, неоднородность медиапространства, полифункциональность медиасистемы. Однако естественную диффузию не следует смешивать с патологическим развитием процесса, проявляющимся в заметных, массово осознаваемых дисфункциональных эффектах СМИ. Рассмотрим несколько ситуаций.

Наращивание информации в СМИ (период, когда тема перестает быть экзотикой, становится привычной для аудитории) может вызвать какую-то официальную реакцию, быть замечено на уровне властных структур, где принимаются решения. Это как будто соответствует стадии принятия плана действий, но в действительности общественные силы еще не мобилизованы, решения могут быть поспешными, а то и тормозящими развитие проблемы. Российская социальная практика показывает, что случаются и опережающие действия - в таких случаях принимаются решения, не вполне понимаемые и принимаемые обществом: проблема не достигла легитимности, несмотря на то,

что, может быть, объективные условия для ее решения и созрели, но субъективно общество к этому не готово. Нередки ситуации, когда и условия созрели, и общество готово, но официальный план действий, избыточно «приправленный» информационным сопровождением, воспринимается обществом критично. Пример - недавно озвученное решение о пенсионной реформе. Такие как будто бы навязанные решения сигнализируют о недостаточной мобилизации общественных сил: все сходятся на том, что надо что-то предпринимать, но конкретных предложений недостаточно, в дефиците консенсусное состояние. В итоге общество достигает этого состояния «от противного»: общественный потенциал расходуется на критику и отрицание официального плана. Подчас эта критика бывает чрезмерной, не позволяет уловить рациональные зерна решений и проектов. Энергия критики и несогласия оставляет психологическое ощущение «проделанной работы», хотя она может остаться и незавершенной. Знание о проблеме и переживание ее заменяют действие.

Еще более заметная патология, она же информационная дисфункция, - перезревшие, «перегретые» проблемы, которые «увязли» на стадиях открытия и легитимации. Осознанные и признанные обществом, они либо вообще откладывались под предлогом более необходимых действий (очень характерная ситуация середины и конца 1990-х гг. - все базовые документы по социальной сфере опоздали и оставили общество в состоянии культурной отсталости), либо своевременно не привели к принятию кардинальных решений под видом «постепенности» (бесконечное точечное «реформирование» образования, фактически приведшее его в значительной части к развалу; непродуманные как следует меры борьбы против эпидемии алкоголизма). Если раньше информационная дисфункция состояла, например, в несбалансированности качества и объемов информации в изданиях разных типов (образование: серьезная дискуссия в профессиональных изданиях и фактическое отсутствие таковой в общенациональных СМИ) или в ее депроблема-тизации (алкоголизм: все настолько хорошо осведомлены о наличии проблемы и убеждены в ее неразрешимости, что идеи практически не предлагаются) и были поправимы, то сегодня ситуация другая. Усилий, которые бы могли привести к результату тогда, на стадиях открытия и легитимации

проблем, теперь недостаточно. Условия серьезно усложнились. Фактически сегодня мы имеем дело с новыми, более сложными проблемами, отягощенными грузом «знакомости», «безвыходности», «перепробованности» средств и т. д.

Общим критерием эффективного развития проблемы может служить характер ее транзита в СМИ - поступательность движения, способная привести к завершенности ее жизненного цикла. Этот вопрос еще мало разработан теорией журналистики несмотря на то, что в научных рекомендациях на этот счет существует громадная практическая потребность. Количество исследований, анализирующих тот или иной тематический сегмент медиаконтента, немало, однако большая их часть носит описательный характер, не дающий возможности выработать четкие практические рекомендации для СМИ.

Подведем итоги:

1. Любая социальная проблема имеет собственную историю того, как она развивалась в публичном пространстве, - «медиакарьеру», проследить которую помогает «медиа-транзит». Эта история может быть сопоставлена со стадиальностью развития социальных проблем в публичном пространстве.

2. Концептуально стадиям развития социальных проблем должны соответствовать определенные коммуникативные практики, определяемые задачами стадии; однако в действительности далеко не всегда такое соответствие имеет место, и это порождает различные информационные дисфункции, неблагоприятно влияющие на судьбу социальной проблемы.

3. Журналистские практики - совокупность компонентов профессиональной деятельности: информационные поводы, жанровая структура текстовых массивов, приоритеты тематизации, соотношение практик в типологических нишах СМИ, оценочные контексты и др. - могут служить индикаторами транзита социальных проблем.

4. Журналистские практики меняются по мере того, как развивается медиакарьера проблемы; ее движение, фиксируемое индикаторами транзита, может быть более или менее успешным. Анализ индикаторов позволяет оценивать состояние и перспективы медиакарьеры социальной проблемы в тот или иной временной отрезок, разраба-

тывать коммуникативные стратегии, давать рекомендации по коррекции стратегий и т. д.

Фролова Т.И. Медиакарьера социальных проблем: к вопросу об инновационных методах исследования СМИ. В статье представлена концепция медиакарьеры социальных проблем (продвижения проблемы в СМИ) и ее исследовательский потенциал, отражающий инновационный подход к оценке содержания российских СМИ, дается обзор наиболее острых социальных проблем, представленных в прессе, с позиций перспектив их решения.

Ключевые слова: социальная проблема, средства массовой информации, медиакарьера, медиатранзит, стадии развития проблемы, индикаторы транзита.

Frolova T.I. Social Problems' Media Career: innovative media research issues. The article presents the concept of the social problems media careers and its research potential, reflecting an innovative approach to the evaluation of Russian media contents, provides an overview of the most pressing social problems presented in media, from the perspective of their solution.

Keywords: social problems, mass media, media career, media transit, problem development stages, transit indicators.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.