Научная статья на тему 'Медиаиндустрия как фактор преобразования форм организации современной экономики'

Медиаиндустрия как фактор преобразования форм организации современной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1080
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАИНДУСТРИЯ / ТРАНСАКЦИОННЫЙ СЕКТОР / ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ / MEDIA INDUSTRY / SECTOR OF THE TRANSACTION / TRANSNATIONALIZATION / MARKET ECONOMY / ECONOMICS MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Климов Cергей Михайлович, Федорова Татьяна Аркадьевна

В статье рассматриваются методологические аспекты развития медиаидустрии как самостоятельного сектора экономики и ее роль в трансформации форм организации общественного воспроизводства. Анализируются изменения, происходящие в производстве, торговле, финансовом секторе, в формировании потребностей и образе жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Media Industry AS A FACTOR OF TRANSFORMATION OF Forms of modern economies organization

The article deals with methodological aspects of the development of media industry as independent sector of economy and its role in transformation of forms of organization public reproductions. Analyzes the changes, what be going on a production, trade, financial sector, on the forming of necessities and on the forms of life of people.

Текст научной работы на тему «Медиаиндустрия как фактор преобразования форм организации современной экономики»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

Сергей Михайлович КЛИМОВ — доктор экономических наук, профессор. Ректор Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права.

В 1976 году окончил Ленинградский политехнический институт. С 1994 года по настоящее время - ректор Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права.

Автор более 70 научных работ, в том числе 5 монографий и 6 учебников.

Сфера научных интересов - стратегическое планирование и управление в сфере образования, интеллектуальные ресурсы общества.

Татьяна Аркадьевна ФЕДОРОВА — доктор экономических наук, профессор. Профессор кафедры страхования Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

В 1968 году окончила Ленинградский государственный универ ситет, экономический факультет. С 1971 г. по настоящее время работает в СПбГЭУ.

Автор более 200 научных работ, в том числе 9 монографий.

Сфера научных интересов - макроэкономика, коммерческое и социальное страхование.

А А А

МЕДИАИНДУСТРИЯ КАК ФАКТОР ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. В статье рассматриваются методологические аспекты развития медиаидустрии как самостоятельного сектора экономики и ее роль в трансформации форм организации общественного воспроизводства. Анализируются изменения, происходящие в производстве, торговле, финансовом секторе, в формировании потребностей и образе жизни населения.

Климов С.М., Федорова Т.А.

ГРНТИ 06.03.15

© С.М. Климов, Т.А. Федорова, 2015

Контактные данные для связи с авторами (Климов С.М.): 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр. 42 (Russia, St. Petersburg, Liteyniy av., 42). Тел. (812) 273-20-49. E-mail: ivesep@.ivesep.spb.ru.

Статья поступила в редакцию 26.02.2014 г.

Для ссылок: Климов С.М., Федорова Т.А. Медиаиндустрия как фактор преобразования форм организации современной экономики // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 1 (91). С. 92-100.

Климов С.М., Федорова Т.А.

93

Ключевые слова. Медиаиндустрия, трансакционный сектор, транснационализация, рыночная экономика, хозяйственный механизм.

Klimov S.M., Fedorova T.A.

MEDIA INDUSTRY AS A FACTOR OF TRANSFORMATION OF FORMS OF MODERN ECONOMIES ORGANIZATION

Abstract. The article deals with methodological aspects of the development of media industry as independent sector of economy and its role in transformation of forms of organization public reproductions. Analyzes the changes, what be going on a production, trade, financial sector, on the forming of necessities and on the forms of life ofpeople.

Keywords. Media industry, sector of the transaction, transnationalization, market economy, economics mechanism.

^ ^ ^

Введение

Современная медиаиндустрия представляет собой совокупность видов деятельности, связанных с производством, передачей и обменом информацией. Понятие медиаиндустрии идентично понятию индустрии СМИ, которая включает многие виды деятельности, различающиеся по способам и средствам передачи информации и ее целевому назначению. В состав медиаиндустрии традиционно включают печатные СМИ, телевидение, радио, интернет. Каждый из этих видов производства и передачи информации имеет собственную материально-техническую базу и технологии, отличные от других. Экономика каждой из этих сфер отличается ярко выраженной спецификой и поэтому они не могут быть объединены в рамках одной статистически однородной отрасли хозяйственной деятельности. Однако все они соединены воедино через свой продукт - информацию, которая может дублироваться полностью или частично и комбинироваться в формах ее доставки к потребителю. На этой основе между ними возникает конкуренция, которая носит как ценовой, так и неценовой характер. Ведущая роль в этом секторе хозяйственной деятельности принадлежит глобальным информационным сетям Интернета, тем более, что другие подотрасли медиаиндустрии активно интегрируются в эти сети, сохраняя при этом собственные технологии производства и подачи информационного продукта.

Современные информационные технологии привели к существенным качественным изменениям в формах хозяйственной деятельности, включая как сферу производства общественного продукта, так и его распределения, обмена и потребления. Более того, они радикальным образом меняют мировоззрение и образ жизни людей, все способы организации общественной жизни, включая формы общения, культуру, религию, досуг, политическую деятельность, государственное управление.

Информация всегда играла в экономике решающую роль. Недостаточность и неполнота информации определяют степень риска в деятельности хозяйствующего субъекта. Полнота и доступность информации для субъектов хозяйствования рассматриваются в качестве одного из условий формирования справедливой рыночной цены и действенности рыночного механизма саморегулирования. Формы и скорость передачи информации во многом определяют скорость принятия и исполнения хозяйственных решений и, следовательно, скорость оборота капитала.

1. Медиаиндустрия и трансакционный сектор экономики

Влияние медиаиндустрии на общественное воспроизводство выражается в использовании новых технологий в организации процессов экономического взаимодействия, включая управление производством и товарообмен. Прежде всего, медиаиндустрия становится сосредоточием трансакционных издержек для хозяйствующих субъектов, обеспечивающих реализацию всех форм экономических взаимодействий и дополняющих издержки производства продукции. На организацию и осуществление взаимодействий по подготовке и оформлению контрактов, передаче и защите прав собственности,

94

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

оценке и гарантированию качества товаров и услуг, контролю поведения контрагентов работает множество организаций, образующих трансакционный сектор экономики. По опубликованным данным, в 70-е годы прошлого века доля трансакционного сектора в ВВП США составляла около 55%, тогда как столетием раньше она была вдвое меньше [5].

Это увеличение связывается с такими факторами, как экономический рост, увеличение числа и размеров фирм, углубление разделения труда и специализации, усиление роли государственного регулирования экономики. Более свежих данных о доле трансакционного сектора в ВВП нет, но есть все основания предполагать, что она стала значительно больше. Процессы экономической интеграции, перешедшие в конце ХХ века в формы глобализации мировой экономики, значительно увеличили число и степень сложности трансакций, а следовательно, и затраты на их осуществление.

Через медиасистемы ведется поиск информации, формируются предварительные контакты и идут переговоры, осуществляются сделки купли-продажи. Важнейший вид трансакционных издержек в сфере обмена - расходы на рекламу. Российский рекламный рынок оценивается в 9 млрд долл. США и находится на пятой позиции среди европейских стран после Великобритании, Германии, Италии и Франции. Структура этого рынка в 2012 году была такова: телевидение - 48%, интернет - 18,9%, печатные СМИ - 13,8%, наружная реклама - 12,8%, радио - 4,9% [12]. По темпам прироста самым динамичным сектором этого рынка является интернет-реклама.

На основе использования средств медиаиндустрии развиваются новые формы торговли и продвижения услуг, формируются новые каналы движения денежных средств. Показательным в этом отношении является рост во всем мире интернет-торговли потребительскими товарами. Это бытовая техника, мобильные телефоны, компьютеры, книги, одежда, обувь. В 2011 году объем этого рынка в России составил 10,5 млрд долл. США, около 1,2% ВВП. Это немного в сравнении с другими странами: в США товарооборот в этой сфере превышает 200 млрд долл. [3]. Однако в связи с присоединением России к ВТО интернет-продажи демонстрируют взрывной рост, в том числе и за счет прихода на рынок иностранных операторов. Интернет-торговля преодолевает ограниченность национальных рынков, качественно изменяет характер рыночной конкуренции и условия ценообразования.

Формы интернет-продажи активно используют непосредственно производители товаров и услуг, особенно в текстильной и пищевой промышленности. Дилерские центры автопроизводителей оформляют через интернет значительную часть своих продаж с последующим получением автомобиля покупателем в удобном для него центре. Все большая доля туристских поездок бронируется через интернет: в Британии так делают 78%, в Германии - 53%, в Китае - около 40% путешественников.

Новые технологии приходят в страхование и банковскую деятельность. Интернет-страхование давно и успешно развивается в сфере продажи массовых однородных страховых продуктов. В сфере денежных платежей набирает обороты мобильный банкинг, растет рынок мобильных операторских платежей и SMS-банкинга. В 2012 году оборот рынка мобильных платежей в России составил 24,2 млрд руб. В настоящее время на российском рынке мобильных платежей доминируют мобильные операторские платежи - 38%, на втором месте мобильный банкинг - 32%, SMS-банкинг - 30% [4]. Мобильный банкинг в значительной степени сконцентрирован на денежных переводах. SMS-банкинг предоставляет в основном информационные услуги, услуги по управлению счетами, контролю за их состоянием, позволяет проводить оплату товаров и услуг.

Медиатехнологии пришли на фондовые и валютные рынки. Интернет-трейдинг полностью преобразовал стереотипы биржевой торговли, привлекая к участию в этих рынках через брокерские интернет-компании огромное количество не только юридических, но и физических лиц, независимо от места их нахождения. Первый шаг в торговле акциями через Интернет был сделан в России в 1999 г., с открытием интернет-портала на ММВБ. Сейчас он составляет около 60% оборота фондовой секции ММВБ. В целом на интернет-трейдинг приходится более 25% оборота по российским акциям. Оборот российского сегмента форекс-брокеров составляет более 500 млрд долл. США в год. Три крупнейшие брокерские компании «Альпари», «Телетрейд» и «ForexClub», доминирующие на рынке, обслуживали в 2012 году более 266 тысяч клиентов [9].

На основе анализа процессов, происходящих в сфере обращения, можно сделать вывод о радикальных изменениях форм продажи и оплаты товаров и услуг. Понятие рынка сбыта теряет четкие пространственные границы местного, регионального или национального рынка, формируясь в виртуальном пространстве через взаимодействия заинтересованных лиц. Продвижение продукта на такой

Климов С.М., Федорова Т.А.

95

рынок осуществляется через рекламу. Сублимированный ею спрос становится фактором ценообразования. Уровень конкуренции определяется в значительной степени активностью производителей в использовании СМИ. Бумажные деньги постепенно вытесняются из обращения, и их функция средства обращения все больше уступает место функции средства платежа. Размывание границ национальных рынков лишает определенности денежный рынок как сферу взаимодействия предложения денег и спроса на них. В этой связи возникают проблемы в государственном регулировании денежного предложения и контроле инфляции.

2. Трансформация процессов формирования потребностей и образа жизни населения

Медиаиндустрия решительным образом изменяет привычные формы базовых процессов, протекающих в потреблении и других сферах жизнедеятельности человека. Это проявляется, в частности, в формировании потребностей и структуры спроса; трансформации форм взаимодействия между людьми в частной и общественной жизни; в создании и развитии инфраструктуры обслуживания этих форм; в изменении технологий образования и обучения; в переходе к новым принципам формирования и функционирования различных типов человеческих сообществ, основанных на общности национальных, культурных, политических, социальных и любых других интересов.

Индустрия СМИ сейчас практически полностью определяет развитие потребностей и оказывает решающее воздействие на формирование структуры спроса. Именно реклама порождает интерес населения к новым товарам и услугам и с легкостью разворачивает денежные потоки в сторону товаров, продвижение которых финансируется заинтересованными лицами. Реальному движению этих потоков препятствуют только национальные границы и несовместимость национальных валют.

Медиаиндустрия формирует новые рынки продуктов и услуг, удовлетворяющих досуговые и иные нематериальные потребности людей, и создает в этой сфере новые рабочие места. Например, отрасли развлечений в последние десятилетия кормят такое количество людей, которое абсолютно непредставимо для прежних общественно-экономических формаций. Так, объем рынка компьютерных игр в России в 2011 году составил 860 млн долл. США, а к 2015 году, как прогнозируется, он увеличится до 1,5 млрд. Общий объем мирового рынка игр составляет 74 млрд долл., из них в США - 21,6 млрд [10].

Медиаиндустрия формирует новый образ жизни, создавая новые формы межличностного и социального общения, перенося эти связи в социальные сети. В 2011 году мировая аудитория социальных сетей составляла 1,4 млрд человек. По пользованию социальными сетями Россия стоит на одном из первых мест в мире. В 2012 году доля пользователей Интернета достигла 55% россиян, в социальных сетях зарегистрировано 82% населения [8]. Социальные сети предоставляют пользователям возможности общения и развлечений, и одновременно они являются хорошим бизнесом. Основная часть доходов сетей идет от рекламы (80%), но есть и другие возможности: платные приложения и сервисы, в основном игры. Наблюдаются явления, весьма значимые с точки зрения перспективы, например, в мобильных социальных сетях - создание внутрисетевой валюты. Общий объем мирового рынка мобильных социальных сетей в 2011 году составил 1,24 млрд долл. США, в России - около 50 млн долл. США.

Феномен социальных сетей несет в себе огромный потенциал управления социальноэкономическими процессами. Российские «Одноклассники» представлены в 229 странах мира. Социальные сети незаметно формируют новую модель общества, отличную от прежней, и по существу являются инструментом глобализации общества и мировой экономики. Социальная сеть - это сообщество, свободное от локальных ограничений, оно носит глобальный характер и, несмотря на свою виртуальность, уже сегодня становится важным фактором движения спроса, несущего на себе денежные потоки. При этом следует исходить из того, что эффективный спрос является основой развития производства. Сегодня социальная сеть не содержит в себе явного организующего начала, превращающего ее в матричную структуру глобального управления экономикой, но в потенциале она может ею стать. Наряду с социальными сетями общего назначения в интернете представлены деловые сети: «Профессионалы», «RB.ru», «Ibusiness», «Freelance.ru» и другие, создающие новые формы взаимодействия в производственной сфере.

Важнейшим направлением трансформации базовых процессов общественного воспроизводства, связанных с формированием рабочей силы, является внедрение информационных технологий в сферу образования. Они включают в себя технологии доставки учебной информации, рекомендации по способам ее обработки, учебные задания и технологии контроля знаний. Использование этих технологий

96

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

открывает неограниченный доступ к информации, независимо от места пребывания пользователя, поэтому возможности образования и самообразования практически безграничны. Логика развития системы образования в конечном счете выводит ее на бесконтактные формы обучения, при использовании которых формируются простые процедуры отсева и управляемой социальной кластеризации. При этом традиционная система образования, как сеть образовательных организаций, постепенно утрачивает функцию социализации подрастающих поколений, которая переходит к социальным сетям.

В результате можно сделать вывод, что медиаиндустрия - это не просто растущий сектор новой экономики, предоставляющий разного рода информацию, рекламные услуги, развлечения, услуги коммуникации. Индустрия СМИ глубоко преобразует формы общественных взаимодействий как в производственной, так и в непроизводственной сферах, и ведет к формированию нового типа общественного воспроизводства.

3. Влияние информационные технологий на формы организации общественного производства

Трансформация форм организации производства осуществляется через развитие систем управления. Сетевые технологии коренным образом изменяют значение в сфере принятия решений двух определяющих факторов организации хозяйственной жизни - пространства и времени. Эти фундаментальные доминанты уже не влияют так, как раньше, на скорость принятия решений, эффективность которых всецело зависит от полноты и качества информации, накапливающейся в сетях.

Развитие информационных технологий усиливает эффект интеграции экономики на базе общественного разделения труда, производственной кооперации и международной торговли. В этом процессе просматриваются определенные периоды и закономерности. Во второй половине прошлого века в рамках отдельных предприятий и организаций развиваются локальные информационные системы управления производством типа АСУ. В конце ХХ века формируются глобальные информационные сети Интернета. Вначале они развиваются независимо от производственных, но очень скоро начинают использоваться производителями товаров и услуг в качестве презентационной платформы, затем - рабочей площадки для заключения контрактов, а затем - сферы реализации товаров и услуг. В результате в структуре современных информационных сетей сложились две функциональные подсистемы: локальные корпоративные сети Интранета и глобальная сеть - Интернет.

В отличие от Интернета как технологии глобальных коммуникаций, Интранет является инструментом исключительно внутрикорпоративного управления [1]. Интранет - это внутренняя локальная сеть корпорации, которая содержит информацию, необходимую для внутрифирменных взаимодействий. Эта информация может быть представлена разными блоками, в зависимости от управленческих задач. Самые простые - это списки сотрудников, партнеров и заказчиков, служебные инструкции, стандарты, рассылки сообщений и т.д. При применении Интранета в управлении организацией могут быть использованы различные подходы к моделированию процессов, которые в ней происходят. Эти процессы могут рассматриваться как технологическая схема движения ресурсов, или как система бизнес-процессов, или как взаимодействие отдельных коллективов сотрудников в разработке и осуществлении проекта.

Модели, закладываемые в основу «Интранета», имеют определенные ресурсные и ценовые ограничения, идущие из внешней среды. По существу все они укладываются в рамки оптимизационной задачи «затраты - выпуск», которая может быть поставлена в двух вариантах: минимизация затрат на заданный выпуск или максимизация выпуска при заданных ресурсных ограничениях. При этом весьма существенный момент состоит в том, что выпуск рассматривается как физический показатель объемов производства, но не как доход, поскольку финансовый результат зависит от состояния внешней среды, параметры которой изменчивы.

Системы информационных сетей Интранета и Интернета позволяют существенно расширить в пространстве рамки управляемой производственной системы, включая в нее такие комбинации ресурсов, которые ранее были недоступны из-за коммуникационных ограничений. В результате возможности роста прибыли корпорации растут. Наличие информационных систем является необходимой предпосылкой функционирования современных транснациональных компаний (ТНК), знаменующих собой качественное преобразование организации производства в рамках всей мировой экономики.

ТНК - это компания, имеющая хозяйственные подразделения в двух и более странах и функционирующая на основе единой системы управления. Мощности информационных технологий позволяют управляющему центру оперативно находить оптимальные пункты пространственной локализации

Климов С.М., Федорова Т.А.

97

отдельных стадий производственного цикла, от получения сырья до сборочного производства. В настоящее время совокупный объем производства ТНК превышает четверть мирового ВВП, на подразделения ТНК за пределами стран базирования приходится около 10,3% мирового ВВП и треть мирового экспорта [2].

Для изучения этих процессов используются индексы транснационализации, представляющие собой процентные соотношения объемов хозяйственной деятельности ТНК в стране базирования и за ее пределами по показателям стоимости основных фондов, доли производимой добавленной стоимости, полученной выручки, объему сбыта, количеству работников. На основе частных индексов рассчитывают средние индексы транснационализации. По данным исследований, средний индекс транснационализации для 100 самых крупных ТНК мира составляет 57%, в том числе для стран ЕС - 60%, для США - 43,8%. Следует отметить, что почти 70% этих компаний принадлежат к индустриальному сектору.

То обстоятельство, что транснационализацией охвачен в первую очередь реальный сектор экономики, является принципиально важным моментом, характеризующим состояние производительных сил общества. Растущие транснациональные корпорации по существу взламывают границы национальных экономических пространств, создавая производственные системы, использующие для достижения собственных коммерческих целей ресурсы всей мировой экономики. Не удивительно, что они гораздо менее уязвимы к кризисным явлениям, чем национальные экономики. По данным за 2012 г., ТНК демонстрируют бурный рост по сравнению с предкризисным уровнем на фоне вялого «выползания» из рецессии большинства национальных экономик. Численность занятых в подразделениях ТНК за пределами стран базирования за этот период выросла на 33,9%, объем продаж - на 35%, объем экспорта - на 47% [6].

Российская экономика тоже не стоит в стороне от этого процесса. Уже в начале 2000-х годов в экономике России действовали 80 из 100 крупнейших в мире ТНК. Начав с освоения дистрибьютерских сетей, иностранные ТНК устремились в ведущие отрасли промышленности. По прямым инвестициям в российскую экономику первое место занимает американский капитал. Больше всего ТНК в электронной и электротехнической промышленности. Это всемирно известные IBM, General Electric, ITT, Hewlett-Packard, Sony, NEC, Sharp Corp, Alcatel, Alstom, Thomson, Electrolux, Philips Electronics, Siemens и другие.

За прошедшие годы в России сформировались собственные ТНК, осуществляющие успешные инвестиции в зарубежные активы. В числе крупнейших - Лукойл, Газпром, Евраз, Северсталь, Акрон, Русал, Магнитогорский металлургический комбинат (ММК), Норильский Никель, Роснефть и другие. Их общие активы по данным 2011 года составили 795 млрд долл. США, в том числе за рубежом -111,2 млрд; общий объем продаж - 578 млрд долл. США, в том числе за рубежом - 382,8 мдрд [7]. Средняя величина индекса транснационализации для 20 крупнейших российских ТНК составляет примерно 36%. Более 60% иностранных активов российских ТНК находятся в Европе и Центральной Азии, 28% - в республиках бывшего СССР; и ни одна из них не входит в сотню крупнейших мировых компаний. В определенной мере это объясняется тем, что вложения капитала до сих пор шли в основном через оффшоры. Самая крупная российская ТНК «Лукойл» имеет свои филиалы более чем в 40 странах и осуществляет нефтяные и газовые проекты в 14 странах. «Газпром» имеет дочерние компании и филиалы в 30 странах.

Транснационализация производства является объективной закономерностью развития производительных сил в современных условиях, от которой не может уклониться крупный бизнес ни одной страны, несмотря на существование альтернативных вариантов вложения капитала в рамках национальной экономики. Это обусловлено интернациональной природой самого капитала, движение которого обусловлено соображениями экономической эффективности вложений и политической целесообразности принимаемых решений с точки зрения сил, доминирующих в мировом хозяйстве.

4. Эволюция механизмов функционирования рыночного хозяйства

Создание глобальных информационных сетей ведет к трансформации рыночного механизма функционирования экономики. В настоящее время рыночная экономика преподносится как самая эффективная форма организации хозяйственной жизни, способная обеспечить всеобщее благоденствие и социальный мир на основе работы рыночного механизма саморегулирования. Между тем, теоретические концепции рыночной экономики и представления о механизмах ее функционирования во многом

98

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

не соответствуют действительности. Все они основаны на предпосылке наличия достаточно развитой конкуренции. Инструментом саморегулирования является рыночная цена, формирующаяся на основе взаимодействия между совокупным спросом и совокупным товарным предложением. Такая модель предполагает наличие замкнутого национального рынка и, если она когда-то существовала в реальности, то, вероятно, это относится к эпохе становления капитализма времен Мартина Лютера. Современная капиталистическая экономика не соответствует этой модели, потому что совершенной конкуренции практически нет нигде.

На самом деле в экономике функционируют рынки несовершенной конкуренции, где существуют другие типы экономических взаимодействий, основанные на концентрации рыночной власти в руках определенных групп экономических субъектов. Модель рынка совершенной конкуренции необходима для понимания принципов работы этих реальных рынков в качестве эталона и только в этом ее практический смысл. Состояния реальных рыночных систем могут быть описаны только через отклонения от эталонных значений. Что касается цены как регулятора, то она сохраняет свою роль, но не как продукт стихийного взаимодействия рыночных сил, а как инструмент достижения собственных целей доминирующими субъектами хозяйствования, в числе которых могут быть не только частные корпорации, но и государство.

Глобальные информационные системы изменяют качество конкуренции как определяющего признака рыночной экономики, отличающего ее от экономики нерыночного типа, основанной на прямом планировании производства и распределения. Транснационализация неизбежно ведет к укреплению планового начала в организации производства. В рамках ТНК конкуренция отсутствует. Конкуренция переносится на уровень взаимоотношений между глобальными бизнес-ассоциациями, число которых ограничено, и деятельность которых в высшей степени диверсифицирована. В такой конкуренции почти нет состязательности, зато много прямого силового давления на противника.

В сфере торговли влияние информационных сетей на состояние конкуренции довольно противоречиво. С одной стороны, они обеспечивают полноту и доступность информации о товарах, услугах и ценах, создают свободу выбора и усиливают конкуренцию на рынках товаров массового потребления. С другой стороны, развитие форм прямых контактов между производителем и покупателем через сеть облегчают возможности ценовой дискриминации и доведения цены до уровня «цены спроса». В любом случае, понятие рынка и связанных с ним форм конкуренции теряет однозначность, обусловленную пространственной локализацией. Емкость рынка определяется лишь масштабами и глубиной продвижения рекламной информации. Мощным фактором ломки стереотипов рыночной экономики является создание сети внутренних корпоративных рынков ТНК, ложащихся на пространство национальных экономических систем, стремительно теряющих свою автономность и самодостаточность.

Внутренний рынок ТНК представляет собой систему поставок, осуществляемых ее отдельными филиалами и дочерними компаниями по специфическим трансфертным ценам. В сетевые структуры ТНК активно вовлекаются малые и средние предприятия в местах базирования их подразделений, которые получают неоспоримые преимущества в устойчивости и защищенности своего бизнеса. Такого рода корпоративные рынки обеспечивают перемещение ресурсов, товаров и услуг в пределах единой сети и, по существу, рынками не являются. В большинстве случаев внутренняя торговля представляет собой поставки полуфабрикатов, сырья, материалов по технологической цепочке. Необходимой предпосылкой организации и функционирования корпоративных рынков является использование внутренней корпоративной и глобальной информационной сетей. Благодаря этому пространственные границы внутреннего рынка ТНК становятся подвижными и могут перемещаться в рамках мирового экономического пространства.

Важнейшей особенностью внутренних рынков является использование трансфертных цен, которые определяются в рамках единой ценовой политики корпорации и существенно отличаются от рыночных цен на данный вид продукции. Стратегия трансфертного ценообразования сводится к манипулированию ценами в интересах максимизации общей прибыли корпорации. Цены на поставки товаров и услуг компаниями, находящимися в структуре ТНК, намеренно завышаются или занижаются в зависимости от условий налогообложения, таможенного режима, уровня инфляции, валютных рисков, условий перевода прибыли и выплаты дивидендов и множества других факторов. Завышение трансфертных цен обеспечивает перераспределение прибыли в пользу материнской компании через перевод денежных средств в страны с благоприятным режимом налогообложения; занижение цен позво-

Климов С.М., Федорова Т.А.

99

ляет снизить уровень таможенных пошлин и обеспечить конкурентоспособность дочерних компаний ТНК на локальных рынках.

Использование трансфертных цен наносит ощутимый урон интересам стран, в которых базируются дочерние компании ТНК. В связи с этим в рамках ОЭСЭР принята Типовая модель налогового соглашения. Согласно этой модели прибыль, которая могла бы быть получена в условиях независимости предприятием, входящим в состав ТНК, но не получена им из-за использования схемы трансфертного ценообразования, может быть включена в прибыль этого предприятия и обложена налогом. В России в 2012 году вступил в силу ФЗ № 227 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения», вводящий модель ОЭСЭР в отечественную налоговую систему.

За основу перерасчета прибыли берется рыночная цена, соответствующая условиям свободного рынка, то есть цена условная, фактически не существующая, что ставит под вопрос эффективность данного способа «латания дыр» в национальной экономике, наносимых ТНК. Тем более, что этот тип прорех - далеко не единственный. Существуют и другие, еще более мощные каналы перекачки национальных ресурсов в лоно транснационального капитала. Любая фирма, входящая в ТНК, это элемент экономики определенной страны, производитель ее ВВП. Как правило, это крупные компании и банки, которые в первую очередь получают государственную поддержку в виде госзаказов, налоговых льгот, бюджетной помощи, особенно в кризисных условиях. Этим обстоятельством объясняется рост оборотов ТНК на фоне общего спада.

Заключение

Таким образом, традиционная модель общественного воспроизводства, основанная на функционировании относительно обособленных национальных экономик, фактически уступила место наднациональным сетевым моделям, работающим на базе глобальных информационных систем. Сетевые формы управления разрушают систему прежних рыночных регуляторов, таких как рыночные цены и процент. Глобализация процессов товарообмена ставит под вопрос эффективность функционирования национальных денежных систем и форм их государственного регулирования, так как существующие сегодня варианты количественной теории денег основаны на равновесии спроса и предложения денег в рамках национальных экономик и контроле за внешними товарно-денежными потоками.

Усиливается тенденция замены реальных денег в сделках, проводимых через глобальные сети, виртуальными знаками стоимости, электронной валютой. В настоящее время электронные деньги функционируют в рамках определенных платежных систем. Самыми крупными платежными системами являются Web Money, Perfect Money, Global Digital Pay, Pay Pal, Bitcoin [11]. Через электронные платежные системы растущая часть денежного оборота выводится из-под контроля национальных регуляторов финансовой деятельности.

Несмотря на мощный потенциал разрушительного воздействия на существующую капиталистическую экономику, развитие сетевых форм организации процессов общественного производства имеет серьезные внутренние и внешние ограничения. Внутренние ограничения лежат в реальном производстве, основанном на соединении факторов производства. Если денежный капитал и рабочая сила практически не имеют пространственных ограничений в своем перемещении, то этого нельзя сказать о материальных факторах производства, таких как сырье, энергия, земля. Внешние ограничения обусловлены экологическими и социальными факторами. Экология определяет естественные границы экономического роста определенным объемом потребления невоспроизводимых природных ресурсов. Воздействие социальных факторов выражается в том, что на фоне глобализации мирового хозяйства обнаруживается неготовность значительной части национальных сообществ к утрате национальной идентичности и экономической самодостаточности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьин В. Интранет как инструмент корпоративного управления // Информационный портал Бизнес Инжиниринг Групп. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://binc.ru/publications/other/it/intranet.php (дата обращения 24.12.2013 г.).

100

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

2. Афонцев С. Будущее ТНК: тенденции и сценарии для мировой политики // Экономическая политика. Экспертный канал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ecpol.ru/microeconomica/krupnyekompanii/482 (дата обращения 24.12.2013 г.).

3. Интернет-торговля 2012: объем рынка в России вырастет на 45% // Национальный экономический портал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://neprussia.ru/news/maximum/734 (дата обращения 24.12.2013 г.).

4. Исследование российского рынка мобильных операторских платежей, мобильного и SMS-банкинга. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://advertology.ru/artide118208.htm (дата обращения 24.12.2013 г.).

5. Капелюшников Р.И. Категория трансакционных издержек // Информационно-аналитический портал «Институт свободы. Московский либертариум». [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.libertarium.ru (дата обращения 22.11.2013 г.).

6. Костянцев А.Е. Транснационализация как международная форма организации предпринимательства в

развивающейся экономике. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.journal-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

nio.com/index.php?option=com_content&view=article&id (дата обращения 22.11.2013 г.).

7. Кузнецов А. Зарубежные «дочки» // Экономическая политика. Экспертный канал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ecpol.ru/microeconomica/krupnye kompanii.html (дата обращения 24.12.2013 г.).

8. Новостной портал ADVERTOLOGY. Наука в рекламе. Российский рынок мобильных социальных сетей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://advertology.ru/artide111687htm (дата обращения 22.12.2013 г.).

9. Оборот рынка интернет-трейдинга в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.finteoria.ru/inettrade.html (дата обращения 22.11.2013 г.).

10. Петлевой В. Объем рынка компьютерных игр в России к 2015 г. превысит 1,5 млрд. долл. // Информационный портал РБК daily. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rbcdai|ly.ru/media/ 562949984259651 (дата обращения 22.12.2013 г.).

11. Платежные системы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ecommerce-

payments.com/eledronic-payment-systems-of-mtemet.html?ydid=5691981945446777304 (дата обращения

28.12.2013 г.).

12. Ценообразование в режиме реального времени. Рискуют ли менеджеры по рекламе остаться без работы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://media-online.ru/index.php3?id=322543 (дата обращения

22.12.2013 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.