Научная статья на тему 'Медиаиндустрия Индии: итоги 2015 г'

Медиаиндустрия Индии: итоги 2015 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
320
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИАРЫНОК / МЕДИАКОМПАНИЯ / ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ДОХОДЫ / МЕДИАКОНТЕНТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INDIA / DOMESTIC MEDIA MARKET / MEDIA COMPANIES / FOREIGN DIRECT INVESTMENT / REVENUE / MEDIA CONTENT / IT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матвиенко Валентин Викторович, Михайлов Владимир Анатольевич

Медиаиндустрия Индии прогрессивный сектор экономики с высокими показателями развития сегодня находится на пике своего развития. Об этом свидетельствуют высокие доходы от рекламной деятельности и продолжающийся рост потребительского спроса. Развитие индийской медиаиндустрии в значительной степени обусловлено возможностью оцифровки контента и повышением доступности к сети Интернет, которая для большей части населения является основным средством массовой коммуникации и развлечений. В статье проанализированы ключевые показатели развития индийского медиарынка в 2015 г. в сравнении с аналогичными показателями 2014 г. с целью выявления динамики положительного или отрицательного его развития в условиях мировой финансово-экономической нестабильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

India''s media industry: results of 2015

India’s media industry is a progressive and fast developing economic sector that is now at the peak of its growth. It is evidenced by high advertising revenues and continuing growth of consumer demand. Development of the Indian media industry is largely determined by the possibility of digitizing of the content and increased availability of the Internet, which has become the main means of mass communication and entertainment for the majority of the population. The article analyses the key performance indicators of the Indian media market of 2015 compared with those of 2014 with the aim to identify positive or negative dynamics of its development in the context of the global financial and economic instability.

Текст научной работы на тему «Медиаиндустрия Индии: итоги 2015 г»

УДК 338.467.6(540) Матвиенко Валентин Викторович

кандидат филологических наук,

доцент кафедры теории и истории журналистики

Российского университета дружбы народов

Михайлов Владимир Анатольевич

ассистент кафедры макроэкономического регулирования и планирования Российского университета дружбы народов

МЕДИАИНДУСТРИЯ ИНДИИ: ИТОГИ 2015 Г.

Аннотация:

Медиаиндустрия Индии - прогрессивный сектор экономики с высокими показателями развития - сегодня находится на пике своего развития. Об этом свидетельствуют высокие доходы от рекламной деятельности и продолжающийся рост потребительского спроса. Развитие индийской медиаинду-стрии в значительной степени обусловлено возможностью оцифровки контента и повышением доступности к сети Интернет, которая для большей части населения является основным средством массовой коммуникации и развлечений. В статье проанализированы ключевые показатели развития индийского медиарынка в 2015 г. в сравнении с аналогичными показателями 2014 г. с целью выявления динамики положительного или отрицательного его развития в условиях мировой финансово-экономической нестабильности.

Ключевые слова:

Индия, национальный медиарынок, медиакомпа-ния, прямые иностранные инвестиции, доходы, медиаконтент, информационные технологии.

Matvienko Valentin Viktorovich

PhD in Philology, Assistant Professor, Theory and History of Journalism Department, Peoples' Friendship University of Russia

Mikhaylov Vladimir Anatolyevich

Assistant, Macroeconomic Regulation and Planning Department, Peoples' Friendship University of Russia

INDIA'S MEDIA INDUSTRY: RESULTS OF 2015

Summary:

India's media industry is a progressive and fast developing economic sector that is now at the peak of its growth. It is evidenced by high advertising revenues and continuing growth of consumer demand. Development of the Indian media industry is largely determined by the possibility of digitizing of the content and increased availability of the Internet, which has become the main means of mass communication and entertainment for the majority of the population. The article analyses the key performance indicators of the Indian media market of 2015 compared with those of 2014 with the aim to identify positive or negative dynamics of its development in the context of the global financial and economic instability.

Keywords:

India, domestic media market, media companies, foreign direct investment, revenue, media content, IT.

Динамика медиарынка Индии за 2015 г.

Проведенное исследование состояния индийской медиаиндустрии по итогам 2015 г. показало, что прогнозируемый 14 %-й совокупный среднегодовой темп роста в пределах 2015-2020 гг. уже подвергся корректировке и составил 13,9 %, в связи с чем доходы отрасли к 2019 г. должны увеличиться на 29,11, а не на 32,7 млрд долл. США, как было рассчитано на начало 2015 г. [1].

В 2015 г. отмечено увеличение индийской медиаиндустрии на 11,7 % по сравнению с 2014 г., что в свою очередь является существенным показателем, учитывая рост индийской медиаиндустрии в 2014 г. всего на 0,7 % относительно 2013 г. Лидерские позиции на медиарынке Индии продолжают сохраняться за телеиндустрией, чей доход от абонентской платы показал прирост в 13,2 %, который, однако, оказался ниже прогнозируемого на 13,8 %.

Не оправдался и ожидаемый ежегодный темп роста в 44,5 % такого сегмента индийского медиарынка, как интернет-реклама. В 2015 г. рынок интернет-рекламы в Индии увеличился на 33 %.

В 2015 г. оправдался прогноз относительно резко возросшего числа пользователей смартфонов и расширения 30 и 40-технологий. Как итог - было загружено более 9 млрд приложений для мобильных телефонов, что превысило показатели 2012 г. более чем в 5 раз.

Такой прорыв в загрузке платных мобильных приложений в 2015 г. принес индийской медиаиндустрии более 240 млн долл. США.

По сведениям Департамента промышленной политики и развития Министерства промышленности и торговли Индии, прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в информационный сектор Индии (вещание и печатные медиа) в период с апреля 2000 г. по март 2016 г. составили почти 5 млрд долл. США [2]. До начала 2000-х гг. прямые иностранные инвестиции в национальный медиарынок и информационно-коммуникационные технологии Индии были запрещены.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Инвестиционные проекты индийской медиандустрии в 2015 г.

- Закрытая акционерная компания Cinepolis India Private Limited, индийское отделение мексиканской сети кинотеатров «Синеполис», продолжая расширение своего присутствия на медиа-рынке Индии, инвестировала 59,65 млн долл. США и собирается открыть в 2016-2017 гг. 160 кинозалов. Таким образом, в общей сложности число киноэкранов «Синеполис» в Индии достигнет 400 [3].

- Крупная китайская корпорация Dalian Wanda Group во главе с ее владельцем и богатейшим человеком Китая Ван Цзяньлинем (Wang Jianlin) провела переговоры с ведущими индийскими владельцами мультиплексов, таких как PVR Ltd и Carnival Cinemas Ltd, о приобретении их активов и выходе на индийский рынок [4].

- Американский хедж-фонд Tiger Global Management, ранее инвестировавший в российские «Яндекс» и Mail.ru, приобрел 25 %-ю долю индийского цифрового развлекательного онлайн-канала The Viral Fever, имеющего более 1 млн подписчиков, за 10 млн долл. США [5].

- Популярная в Индии медиакомпания по производству мыльных опер, реалити-шоу, те-леигр и т. д. на нескольких местных языках Balaji Telefilms Limited получила 150,08 крор (более 22 млн долл. США) [6] за счет распределения своих акций на льготной основе, чтобы начать запуск и в дальнейшем развивать новый проект ALT Digital Media, Business-to-Consumer (B2C) -цифровой контент, входящий в бизнес-сегмент Balaji Group [7].

- Всемирный сервис видеотрансляций Netflix, обеспечивающий Индию высокоскоростной интернет-связью, становится доступным для граждан Индии. Около одной пятой части населения страны (из 1,3 млрд человек) всегда находится онлайн.

- Компания Reliance Entertainment (находится в собственности Анила Амбани, богатейшего человека в Индии и владельца крупнейшего медиаконгломерата) и компания Dream Works (главой которой является американский кинорежиссер Стивен Спилберг) совместно с кинокомпанией Participant Media (под управлением Джеффа Сколла) и канадской медиакомпанией Entertainment One (eOne) объединили усилия, вложив 500 млн долл. США в новую медиаструктуру Amblin Partners, задачами которой являются создание цифрового, теле- и киноконтента, а также продюсирование фильмов, рассчитанных на массового зрителя [8].

- Крупная индийская венчурная фирма Kalaari Capital инвестировала 4 млн долл. США в медиастартап ScroopWhoop для расширения индийского рынка видеопродукции [9].

- Глобальная компания по производству рекламы, мобильных приложений, компьютерных игр, издательской и полиграфической продукции Mobvista International Technology Ltd планирует до 2018 г. увеличить инвестиции в индийский медиарынок до 100 млн долл. США с целью занять большую долю в пространстве быстро развивающегося рынка электронной рекламы и высоких технологий [10].

Правительственные инициативы

Правительство Индии продолжает поддержку роста индустрии медиа и развлечений прежде всего за счет увеличения лимита ПИИ, стремясь довести этот показатель до 100 % в сфере кабельного и прямого спутникового вещания.

Кабинет министров (Объединенный совет министров Индии) одобрил модель закона Model Shops and Establishment Act 2015, направленного на повышение перспектив трудоустройства и расширение занятости населения. В соответствии с этим законом кинозалы, рестораны, магазины, банки и подобные места оказания услуг в Индии должны оставаться открытыми круглосуточно.

Министерство информации и телерадиовещания Индии работает над законопроектами, которые должны содействовать ведению медиабизнеса в стране за счет снижения контролирующих мер и обеспечить саморегулирование этого сегмента национального рынка.

В планах Правительства Индии запуск Национального центра превосходства (National Centre of Excellence) для СМИ, цель которого - обучение, переподготовка и повышение квалификации специалистов данной отрасли.

Индийское правительство также приняло решение увеличить финансирование фильмов за счет госбюджета, включая продукцию Болливуда, для их участия в международных кинофестивалях.

В бюджете 2016-2017 гг. предусмотрено освобождение от уплаты базовой таможенной пошлины в отношении газетной бумаги. Примечательно, что таможенная пошлина на древесину в виде щепок или стружки для производства бумаги, строительного картона и печатной бумаги снизилась с 5 до 0 % [11].

Несмотря на небольшой спад темпов роста в 2015 г., индийская индустрия медиа и развлечений, используя все классические типы диверсификации, не просто продолжает занимать лидирующее положение в своем регионе, а уверенно выходит на глобальный рынок в форме как самостоятельных компаний, так и совместных медиаконгломератов.

Ссылки и примечания:

1. Media and Entertainment Industry [Электронный ресурс] // India Brand Equity Foundation. URL: http://www.ibef.org/pages/media-entertainment-sector (дата обращения: 15.08.2016).

2. India in Business. Ministry of External Affairs, Govt. of India. Investment and Technology Promotion Division [Электронный ресурс]. URL: http://indiainbusiness.nic.in/newdesign/index.php?param=industryservices_landing/381/3 (дата обращения: 20.08.2016).

3. Ibid.

4. Dalian Wanda group in talks with PVR, Carnival Cinemas [Электронный ресурс]. URL: http://economictimes.indi-atimes.com/et-now/corporate/Dalian-Wanda-group-in-talks-with-PVR-Carnival-Cinemas/videoshow/54186694.cms (дата обращения: 09.09.2016).

5. Choudhury V. Tiger Global Invests $10M in The Viral Fever [Электронный ресурс]. URL: http://www.iam-wire.com/2016/02/viral-fever-tvf-funding/132331 (дата обращения: 02.09.2016).

6. Крор - индийская единица исчисления, равная 10 млн индийских рупий. Так, 5 кроров означает 50 млн индийских рупий. Обменный курс в материале: INR 1 = US S 0,0148 на 11 июля 2016 г.

7. India in Business ...

8. Fritz B. Steven Spielberg's Dream Works Relaunches as Amblin Partners [Электронный ресурс]. URL: http://www.wsj.com/articles/steven-spielbergs-dreamworks-relaunches-as-amblin-partners-1450301848 (дата обращения: 15.09.2016).

9. Tripathi P. ScoopWhoop raises $4 million from Kalaari Capital [Электронный ресурс]. URL: http://startupscrib-ble.com/2015/11/scoopwhoop-raialaari-capital/ (дата обращения: 15.09.2016).

10. Poovanna S. Mobvista to invest $100 million in India in next three years [Электронный ресурс]. URL: http://www.live-mint.com/Companies/pvMv5oLlgMJtsZuDDWqbn0/Mobvista-to-invest-100-million-in-India-in-next-three-years.html (дата обращения: 10.09.2016).

11. Union Budget 2016-2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www.ibef.org/economy/union-budget-2016-17 (дата обращения: 21.09.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.