Научная статья на тему 'Медиаграмотность в системе новых медиа'

Медиаграмотность в системе новых медиа Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
425
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЕМЫЙ / РЕФЛЕКСИЯ / ПОНИМАНИЕ / МАСС-МЕДИА / ЖУРНАЛИСТИКА РЕКЛАМНОЙ ПАРАДИГМЫ / ТЕКСТОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНАЯ ПОДГОТОВКА / ТИПЫ СВЯЗЕЙ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ / ДИСКУРС / МЕДИАДИСКУРС / АНАЛИТИКА / ГИПЕРТЕКСТ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / STUDENT / REFLEXIVITY / COMPREHENSION / MASS MEDIA / JOURNALISM OF ADVERTISING PARADIGM / TEXTUAL COMPETENCIES / CULTURE / CULTURAL BACKGROUND / DISCOURSE / MEDIA DISCOURSE / ANALYTICAL GENRES / HYPERTEXT / INTERACTIVITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бушев А.Б.

Рассматриваются современные формы представления медиадискурса и готовность читателя понимать эти формы, вырабатываемую в процессе обучения и самообучения дискурс-анализу. На пересечении полей цифровых медиа (конвергентных медиа) с мультимедийностью их материалов и не масс-медийных, но столь модных ныне мультимедийных цифровых ресурсов возникает поле новых медиа. Работа ставит вопрос о текстовых компетенциях и культурологическом бэкграунде подготовке специалиста. Обсуждаются виды коммуникации в социальных сетях и типы связей участников социальных сетей. Унифицированность профилей социальной сети делает её огромной базой данных людей с большим количеством различной информации о них, причём эта информация строго структурирована. Это даёт отличную возможность поиска по социальной сети для нахождения интересующих человека людей с определёнными данными в профиле, при этом такие данные выступают в качестве критериев поиска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA LITERACY IN THE SYSTEM OF NEW MEDIA

The paper analyses modern forms of representation of media discourse and the capacity of the reader to comprehend these forms, which can de developed through practices of interpretation and reflexivity. At the crossroads of digital media with their multimedia content and multimedia recourses created outside the realm of mass media (the latter being so modern and popular today) there emerge the new media. The paper raises a question of textual and cultural competencies in the education of such a specialist. The paper discusses the problem of the method of analysis in media communicative net discourse studies: what can augment discourse studies in this research. The paper discusses the opportunities for communication in social nets, types of connections in social nets and types of communication in social nets. The standard character of the social profiles makes them work as a large database for a great deal of structured data. This fact simplifies targeted search with specific criteria in social nets.

Текст научной работы на тему «Медиаграмотность в системе новых медиа»

ЯЗЫК. ЗНАНИЕ. АНАЛИТИКА. БУШЕВ А.Б. МЕДИАГРАМОТНОСТЬ В СИСТЕМЕ НОВЫХ МЕДИА

Рассматриваются современные формы представления медиадискурса и готовность читателя понимать эти формы, вырабатываемую в процессе обучения и самообучения дискурс-анализу. На пересечении полей цифровых медиа (конвергентных медиа) с мультимедийностью их материалов и не масс-медийных, но столь модных ныне мультимедийных цифровых ресурсов возникает поле новых медиа. Работа ставит вопрос о текстовых компетенциях и культурологическом бэкграунде подготовке специалиста. Обсуждаются виды коммуникации в социальных сетях и типы связей участников социальных сетей. Унифицированность профилей социальной сети делает её огромной базой данных людей с большим количеством различной информации о них, причём эта информация строго структурирована. Это даёт отличную возможность поиска по социальной сети для нахождения интересующих человека людей с определёнными данными в профиле, при этом такие данные выступают в качестве критериев поиска.

Ключевые слова: обучаемый, рефлексия, понимание, масс-медиа, журналистика рекламной парадигмы, текстовые компетенции, культура, культурная подготовка, типы связей в социальных сетях, дискурс, медиадискурс, аналитика, гипертекст, интерактивность

Bouchev A.

MEDIA LITERACY IN THE SYSTEM OF NEW MEDIA

The paper analyses modern forms of representation of media discourse and the capacity of the reader to comprehend these forms, which can de developed through practices of interpretation and reflexivity. At the crossroads of digital media with their multimedia content and multimedia recourses created outside the realm of mass media (the latter being so modern and popular today) there emerge the new media. The paper raises a question of textual and cultural competencies in the education of such a specialist. The paper discusses the problem of the method of analysis in media communicative net discourse studies: what can augment discourse studies in this research. The paper discusses the opportunities for communication in social nets, types of connections in social nets and types of communication in social nets. The standard character of the social profiles makes them work as a large database for a great deal of structured data. This fact simplifies targeted search with specific criteria in social nets.

Key words: student, reflexivity, comprehension, mass media, journalism of advertising paradigm, textual competencies, culture, cultural background, discourse, media discourse, analytical genres, hypertext, interactivity

ЯЗЫК. ЗНАНИЕ. АНАЛИТИКА. БУШЕВ А.Б. МЕДИАГРАМОТНОСТЬ В СИСТЕМЕ НОВЫХ МЕДИА

Значение медийной и информационной грамотности подчеркивается ЮНЕСКО. К медиаграмотности относится ряд навыков, необходимых для эффективного поиска, критического анализа, использования и размещения информации и медийного контента, значение прав человека в Интернете, понимание способов борьбы с пропагандой ненависти в Интернете кибербуллинга, понимание этических проблем, связанных к доступом к информации и ее использованием, сотрудничество с представителями СМИ и ИКТ в целях содействия равенству, свободе выражения мнений, межкультурному, межрелигиозному диалогу, миру и т.д. Как мы видим, здесь есть проблемы собственно филологические.

Никакие инновации невозможны без развитой личности. Сегодня ее компетенции расширяются. Без труда ориентируется новый потребитель и в мультимедийном контенте. Понятны и принципы работы конвергентной редакции - постоянный мониторинг лент новостных агентств 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Здесь интересны наблюдения над общественным ТВ (Би-би-си) и рассмотрение Евроньюз как противовеса англоязычным СМИ, с характерным для Евроньюз стилем без интерпретации, новостями без журналистов в студии, принципами формирования новостного канала европейской точки зрения.

Демонстрация реального читателя через комменты к текстам, возможность через вербальное поведение, через речевой портрет реального читателя судить о состоянии аудитории. Прочтение блогов на сайтах традиционно печатных некогда СМИ заставляет нас понять фигуру просьюмера. Контент, генерируемый пользователями (UGC), повсеместно модерируется на сайтах онлайновых СМИ. Модный ныне термин web 2.0. подразумевает второе поколение сервисов в Сети - качественным образом отличающееся от взаимодействия между веб-страницами первого поколения, где взаимодействие осуществляется посредством гиперссылок. Девиз сервисов нового поколения -

социальность и мобильность. Стираются различия между потребителями информации и ее авторами. Блог-платформы, их доступность сделала публикацию в сети обычным делом. Контент, генерируемый пользователями имеет свои риторические и лингвистические особенности. Входит в моду интерактивность - это комментирование событий, и создание групп пользователей, и наличие возможностей мобильного доступа с любого устройства, имеющего выход в Интернет. Некоторым функционалом становится удобнее пользоваться онлайн. Современные технологии переселяют потребителей в сеть Интернет.

Так, например, для понимания сути экономического дискурса обязательно знакомство не с одним, а с несколькими бизнес-медиа- Business Week Magazine, Fast Company, Forbes Magazine, Fortune, The Wall Street Journal, NY Times, The International Herald Tribune, The Financial Times (многочисленные адреса в сети не исчерпываются www.switchboard.com. www. hypermartnetwww.mysteinc.com, www.brandsforless.com.www.bloomberg.cn, www.CNBS.com) Электронные средства массовой информации - Bloomberg TV, BBC World, CNN и т.д. - дают возможность чтения актуальных текстов, что представляется важным на профессиональном этапе обучения.

Роль сетей в информационном обществе сводится и к проблематике горизонтального взаимодействиям и координации в условиях полицентричного общества, и к антиистеблишментской деятельности и формам протестной активности. При этом неформальные сети поддержки объединяют отдельных граждан, семьи, различные негосударственные, некоммерческие и этнические сообщества, являются одной из форм преодоления «институционального дефицита», возникающего из-за отставания институционализации социальных отношений, представляют собой краудсорсиноговые платформы (в их оппозиции сетям клиентелисткого типа). М Кастельс писал о создании о сообщества как самоорганизующейся локальной сети реально взаимодействующих в Интернете людей, использующих для этого то или иное, но общее для всей группы средства общения. Показательна ценность горизонтальной и свободной коммуникации, глобальной свободы слова. Показательно, что эти коммуникативные потоки очень интересны с языковой и коммуникативной точки зрения.

Новую журналистику характеризует, прежде всего, особый подход к функциям медиа, а также цифровой этап, интерактивность, трансграничность и конвергентность своего контента и принципиально новые фигуранты, задачи, средства коммуникации, появление SM-маркетинга.

Источники социальной власти в нашем мире - насилие и дискурс, принуждение и убеждение, политическое доминирование и культурное фреймирование - не претерпели фундаментальных изменений в ходе последнего исторического опыта человечества. Но область воздействия отношений власти конструируется сегодня вокруг сетей.

В эту логику укладываются общественные СМИ (например, сайты общественного телевидения), давно и успешно функционирующие в странах Запада. Сегодня эти СМИ стали мультимедийными, интерактивными и конвергентыми, имеют громадную фрагментированную аудиторию. С сайтов общественных СМИ удаляются лишь идеи, циркуляция которых ограничена уголовным законодательством. Все остальное без усилия можно найти на сайтах общественных СМИ, которые имеют аудиторию намного большую, чем маргинальные протестные художественно яркие социально активные СМИ. К сетевым медиа тяготеют современные политики в силу их характеристик, прежде всего охвату тем и аудитории.

Приступая к исследованию глобального медиадискурса, исследователь медиа должен иметь представления о системе мировых СМИ, видах масс-медиа, специфике их влияния на общественное мнение, наиболее частотных видах медийного дискурса, социологии массовой коммуникации, методах анализа массовой коммуникации (медиаграмотность), теоретических подходах в медиаисследованиях, уметь анализировать, резюмировать и аннотировать дискурс мировых средств массовой информации, давать интерпретацию такого дискурса с привлечением базовых знаний социо-гуманитарных дисциплин (интерпретативная компетенция, аналитическая компетенция).

Методом рассмотрения является анализ дискурса. К суждению о мире экономики привлечены дискурсивные исследования - в их развитии от З. Харриса, через Т. Ван Дейка и Р. Водак, до Д. Юла, Д. Брауна, Д. Шифрин, Д. Таннен, Н. Фарклау, М. Йогнесен и др. Мы можем отметить, что в американской традиции дискурсивный понимается практически как неориторический, а дискурс-исследования смыкаются с имеющей богатую традицию, инструментарий, хорошо институализированной риторикой. Показательны в этом направлении отечественные дискурсивные исследования: работы уральской группы «Дискурс Пи» под руководством О. Ф. Русаковой, выходящий белгородский Интернет-журнал дискурсивных исследований [2]. Сошлемся и на нашу серию работ, посвященных языковым и риторическим особенностям политического дискурса в масс-медиа [1]. На примере глобального англоязычного дискурса показана важность номинации явлений в медийном дискурсе, использование

клише и штампов как частного случая стереотипии, использования аксиологической лексики, метафорики, эвфемии, повторов, перифраз, сложности дефинитивности терминов, манипуляция фактами, выдача мнения за знания и некоторые другие облигаторные явления политического дискурса.

Никакие инновации невозможны без развитой личности. Сегодня ее компетенции (в том числе и деловая) не могут быть ограничены национальными рамками. На глобальную бизнес-коммуникативность нацеливают и общемировые тенденции: глобализация интеграционных процессов, формирование единого рынка финансов, рабочей силы, услуг без обязательного участия в этом процессе государств. На это работает и приобщение людей к новым средствам общения в современном мультилингвальном и поликультурном мире. Учащиеся поставлены перед социальными задачами такого рода - иметь социальную мобильность и способность «входить» в открытое информационное пространство. Например, при работе с аутентичной деловой прессой необходимы представления о гипертекстуальном инфокоммуникативном пространстве делового медиатекста - т.е. есть отсылки к другим медиа к аналогичным статьям по проблеме, гиперссылки на данные рейтингов, опросов, ресурсы дата-журналистики, т.е. происходит интересное расширение границ делового дискурса за счет гиперссылочных материалов. Изменились и реалии работы журналиста: Интернет-СМИ преодолели некогда прочный железный занавес, стали поистине трансграничны. К услугам читателя онлайновые мультимедийные интернет-СМИ и традиционные СМИ в Интернете. Простейшего взаимодействия с сайтами достаточно, чтобы найти примеры гипертекстовости, мультимедийности, интерактивности и трансграничности как родовые признаки новых СМИ. Без труда ориентируется новый потребитель и в мультимедийном контенте. Понятны и принципы работы конвергентной редакции - постоянный мониторинг лент новостных агентств 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Здесь интересны наблюдения над общественным ТВ (Би-би-си) и рассмотрение Евроньюз как противовеса англоязычным СМИ, с характерным для Евроньюз стилем без интерпретации, новостями без журналистов в студии, принципами формирования новостного канала европейской точки зрения.

Сами мировые деловые СМИ, формируя повестку дня, участвуют в формировании мировой политики и являют собой негосударственного актора международных отношений.

Мимо новых сетевых медиа не проходят президенты крупных держав. Так, Б. Обаму называют «первым президентом, знающим толк в сетях» (text-savvy president). Понятно, что эти медиа дают возможность прямого общения с избирателями.

При этом для сетей краудсорсиногового типа характерна самонаправляемая организация сети, возможность для каждого найти в ней свое место или создать его. Показательны возможности обратной связи в сетях общественных СМИ, высокая скорость движения информации, значительное сокращение всякого рода посреднических звеньев, кодификация, ясная для участников взаимодействия.

Известно, что изменение демографических характеристик социума, распространение сетей привело к тому, что наиболее активные политически граждане сегодня рассматривают сети как первый источник информации для себя. Этого не могут не учитывать политики. В 2008 году Фэйсбук, а в 2012 году Твиттер сыграли роль в победах на президентских выборах в США. Это достижение фрагментированной аудитории, это влияние информации в социальных сетях на новостную повестку дня. Поддержку страт демонстрируют многочисленные некоммерческие ресурсы сети.

Отметим еще одну форму электронной непосредственной коммуникации. Штабы располагают сайтами кандидатов. И газеты, и сайт имеют возможность интеракции с избирателями посредством социальных сетей. И это СМИ общественные, новые.

Плюс возникает то, что М.. Кастельс назвал «беспрецедентная темпоральная мгновенность социальных и культурных событий». При этом власть в сетях сводится к власти дискурса: формируются специфические формы властных отношений, сочетающие зависимость и свободу, демонстрирующие возможность децентрализованной мобилизации (основное назначение властного ресурса). Властное действие здесь основывается на распоряжении информацией.

Унифицированность профилей социальной сети делает её огромной базой данных людей с большим количеством различной информации о них, причём эта информация строго структурирована. Это даёт отличную возможность поиска по социальной сети для нахождения интересующих человека людей с определёнными данными в профиле, при этом такие данные выступают в качестве критериев поиска.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Бушев, А. Б. Глобальный медиадискурс и межкультурная коммуникация: монография / А. Б. Бушев. - Тверь : Palmarium Academic Publishing, 2016. - 383 с.

2. Современный дискурс-анализ: повестка дня, проблематика, перспективы: коллективная монография / под ред. Е.А. Кожемякина, А.В. Полонского. - Белгород : ИД «Белгород», 2016. - 244 с.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Бушев Александр Борисович - профессор Тверского государственного университета, доктор филологических наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.