Научная статья на тему 'МЕДИАГРАМОТНОСТЬ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

МЕДИАГРАМОТНОСТЬ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Медиаграмотность / концепция / проблема / медиаобразование / уровень / информация / грамотность.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Каримова Малика Абди-хафизовна, Нуралиева Наргиза Бозорбоевна, Халилова Лайло Равшановна

Статья посвящена актуальной проблеме повышения медиаграмотности во многих областях, особенно в образовании, которое играет чрезвычайно важную роль в эпоху электронных СМИ. Дается определение медиа образования и медиаграмотности, а также их структура. Целью исследования была определена попытка оценить рост грамотности, развитие критического мышления у молодых людей и способность осмысленно воспринимать то, что они видят, слышат и читают.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕДИАГРАМОТНОСТЬ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

Open access journal

www.in-academy.uz

EURASIAN JOURNAL OF TECHN01:0GY AND INNOVATION

» w. щР

МЕДИАГРАМОТНОСТЬ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Каримова Малика Абди-Хафизовна Нуралиева Наргиза Бозорбоевна Халилова Лайло Равшановна

Гулистанский государственный университет, 120100. Сырдарьинская область, город

ABSTRACT

Статья посвящена актуальной проблеме повышения медиаграмотности во многих областях, особенно в образовании, которое играет чрезвычайно важную роль в эпоху электронных СМИ. Дается определение медиаобразования и медиаграмотности, а также их структура. Целью исследования была определена попытка оценить рост грамотности, развитие критического мышления у молодых людей и способность осмысленно воспринимать то, что они видят, слышат и читают.

Медиаграмотность - это набор навыков и способностей, которые позволяют людям анализировать, оценивать и создавать сообщения в различных типах средств массовой информации, жанрах и формах. Медиаграмотность основана на модели, которая побуждает людей задавать вопросы о том, что они смотрят, смотрят и читают.

В последние годы в нашу жизнь вошли новые электронные технологии, такие как Интернет, спутниковое телевидение, мобильные телефоны, цифровые камеры и беспроводные устройства, которые воплощают эту реальность в жизнь.

Цифровизация образования представляет собой такое явление, которое непосредственно охватывающее все сферы человека, его необходимо развивать, а также необходимо применять на практике продвинутые технологии обучения для того, чтобы быть в центре мировой цифровой системы [1, с. 5].

Хотя значительная часть развивающихся стран все еще находится за пределами этой "деревни", большинство населения мира смотрит одни и те же телепрограммы и фильмы, слушает одну и ту же музыку и посещает одни и те же веб-сайты. В мире, страдающем от переизбытка информации, активное изучение медиа-возможностей актуально как никогда.

В XXI веке учителя столкнулись с задачей повышения уровня грамотности во многих новых областях, особенно в медиаграмотности и её языке, который играет чрезвычайно важную роль в эпоху электронных СМИ, развлечений и коммуникации. Например, многие дети не могут установить пространственно-временные логические связи, представленные на экране. И не все люди способны понимать язык средств массовой информации. [2, с. 10].

ARTICLE INFO

Received: 30th December 2023 Accepted: 04th January 2024 Online: 05th January 2024 KEY WORDS

Медиаграмотность, концепция, проблема,

медиаобразование, уровень, информация, грамотность.

Open access journal

www.in-academy.uz

Работа по повышению медиаграмотности ведётся во всём мире и имеет большое значение. Для этого вам необходимо знать структуру, которая включает в себя следующие ключевые концепции:

- Медиаграмотность

- Информационная грамотность

- Свобода самовыражения

- Библиотечная грамотность

- Компьютерная грамотность

- Интернет-грамотность

- Цифровая грамотность

- Грамотность в области кино

- Грамотность в использовании электронных игр

- Телевизионная грамотность

- Грамотность в области рекламы.

Между этими понятиями есть очевидные связи. Многие из них по-прежнему являются предметом оживлённых споров и используются по-разному в зависимости от профессионального контекста или культурной практики конкретного сообщества пользователей [3, с. 10].

До 1980-х годов критики считали повышение медиаграмотности "ненужной роскошью"." К счастью, сегодня в нашем многоуровневом интерактивном информационном обществе отношение к этой проблеме изменилось. Курсы по овладению культурой использования СМИ стали неотъемлемой частью изучения литературы в учебных заведениях всех регионов. Местные органы управления образованием все больше понимают, что настоящая грамотность предполагает развитие критического мышления и способности молодых людей избирательно и разумно воспринимать то, что они видят, слышат и читают, как в аудитории, так и за его пределами учебного заведения.

Медиапедагог Дэвид Бэкингем определяет медиаобразование - как процесс изучения медиа и медиаграмотности как результат этого процесса - набора знаний и навыков, приобретаемых учащимися. Курс медиаобразования был назван идеальной учебной программой, поскольку он включает в себя самые современные достижения педагогической практики, носит междисциплинарный характер, способствует развитию критического мышления, ориентирован на учащихся и уделяет особое внимание поиску и анализу информации, а также самостоятельному изучению. предмета.

Медиаобразование направлено на формирование у студентов исследовательского подхода к медиа-сообщениям, стремления к целенаправленной ориентации, авторов и целей их обращения к данной аудитории, позиции автора, степени репрезентативности высказываемых в нём взглядов, методов авторов по привлечению внимания аудитории.

Курс медиаобразования не направлен на предоставление правильных ответов, а направлен на обучение тому, как задавать правильные вопросы, чтобы расширить возможности граждан и обучающихся на протяжении всей их жизни. По окончании

Open access journal

www.in-academy.uz

курса студенты получают знания, необходимые для грамотного и критического прочтения информационных, развлекательных и рекламных материалов, публикуемых ежедневно в средствах массовой информации. Они способны использовать критическое мышление, жизненный опыт и способность задавать правильные вопросы, касающиеся продукции или сообщений в сред ствах массовой информации, включая видеоклипы, интернет, опубликованные в

рекламе фильмов и виртуальной рекламе на футбольных полях. Они способны анализировать содержащийся в нём материал с точки зрения того, какая информация в нём содержится, а какая отсутствует, и задаются вопросом, какие цели преследует тот или иной медиа-продукт, кто за него платит, какие ценности он отстаивает и чьим интересам служит, а также как всё это влияет на содержание.

Медиа-пространство огромно и многогранно оно включает в себя не только средства массовой информации и развлечения, такие как газеты, журналы, телевидение, кино и интернет, но и многие формы поп-культуры, такие как мода, игрушки, известные личности и т. Д. Любой, кто пытается ориентироваться в этой области, должен исходить из определенных концептуальных предпосылок при обсуждении различных сложных и взаимосвязанных факторов.

Медиаграмотность, точнее, медиа и информационная грамотность (MMF), превратилась из модной трендовой дисциплины в вопрос первой необходимости. Теперь, с одной стороны, существует необходимость изучать эту дисциплину в различных классах (от школьных классов до университетских кафедр и корпоративных штаб-квартир). [4, с. 8]

Учителям отводится особая роль в интеграции интернет-грамотности в структуру традиционного медиаобразования в контексте постоянного прогресса современного общества в направлении объединения всех жанров медиа - Интернета, телевидения, радио, видео, CD-ROM, DVD, компьютерных игр и многих видов рекламы -в единый информационно-развлекательный комплекс с "небольшим пространством", который включает в себя: интернет, телевидение, радио, видео, CD-ROM, DVD, компьютерные игры и многие виды рекламы".

Преподаватели понимают, что молодёжь следует обучать не только основам поиска информации в Интернете, но и умению аналитически и избирательно воспринимать большие объемы информации, которую предлагает Интернет. Однако квалификация большинства учителей не позволяет им включать уроки повышения интернет-грамотности в свою повседневную преподавательскую практику.

В настоящее время учителя могут эффективно использовать в классе высококачественные информационные и коммуникационные технологии, в том числе Интернет, для повышения качества образования. В то же время существует множество препятствий для подготовки учителей к этой работе, например, отсутствие возможностей для профессионального развития, отсутствие финансирования для академической работы в классах и недостаточная осведомленность педагогических факультетов о необходимости такой подготовки. Каждый из нас ежедневно обрабатывает, оценивает и сортирует огромные объёмы данных и различных новостей в сложной информационной и развлекательной культурной среде.

Open access journal

www.in-academy.uz

В этих условиях понятие грамотности не ограничивается традиционными рамками умения читать, писать и считать - сегодня мы говорим об информационной, изобразительной медиаграмотности.

Современные молодые люди используют высокие технологии для развлечений, учёбы, исследований, покупок и общения.

Правительства, руководители сферы образования и библиотеки признают, что понимание важности традиционных форм грамотности должно измениться. Их нельзя отодвигать на второй план, но необходимо помочь молодым людям использовать все накопленные знания для управления потоком информации, понимания и обработки полученных сообщений, создания собственных информационных продуктов.

Люди чувствуют потребность в аналитическом, вдумчивом подходе к средствам массовой информации.

Для достижения медийной и информационной грамотности в вузах и учреждениях профессионального образования разработаны программы формирования медийной и информационной грамотности в сочетании с государственными и профессиональными стандартами специальностей, а также образовательные, программные и методические документы, обеспечивающие формирование медийной и информационной грамотности студентов. Медиаграмотность также с большой скоростью включается в образовательный процесс и распространяется среди участников педагогических коллективов, обеспечивая формирование медиаграмотности и информационной грамотности учащихся.

References:

1. Каримова, М. А. Х. (2021). Дистанционное образование образование современности. Science and Education, 2(5), 931-935.

2. Karimova, M. (2022). ЦИФРОВИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ. Science and innovation, 1(B8), 1419-1422.

3. Каримова, М. А. Х., & Шукурова, О. (2023). ОСНОВЫ МАСТЕРСТВА ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ. JOURNAL OF INNOVATIONS IN SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL RESEARCH, 6(4), 422425.

4. Karimova, M. (2022). DIGITALIZATION IN EDUCATION. Science and Innovation, 1(8), 1419-1422.

5. Khalilova, L. (2023). GRAMMATICAL GENDER IN LINGUISTICS IS A REFLECTION OF NATURAL GENDER. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 3(2), 328-331.

6. Karimova, M. (2022). DIGITALIZATION IN EDUCATION. Science and Innovation, 1(8), 1419-1422.

7. Khalilova, Laylo (2023). GRAMMATICAL GENDER IN LINGUISTICS IS A REFLECTION OF NATURAL GENDER. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 3 (2), 328-331

8. Xalilova, L. R. (2022). Interaction Between The Field Of Gender And Linguistics. Development and innovations in science, 1(1), 67-72.

Open access journal

www.in-academy.uz

9. Khalilova, L. R. (2023). LEXICAL GENDER IN WRITTEN BUSINESS ENGLISH: A CORPUS-BASED APPROACH. GOLDEN BRAIN, 1(4), 196-199.

10. Guliston, L. K. (2021, February). GAINING PRACTICAL COMMUNICATION SKILLS WITH INTERACTIVE METHODS FOR ESP GROUPS. In Archive of Conferences (Vol. 16, No. 1, pp. 7-8).

11. Xalilova, L., Turgunboeva, M., Shoxsanam, B., & Tojiev, X. (2021). Interactive Methods in English Classes. European Scholar Journal, 2(2), 48-50.

12. Khalilova, L. R. (2019). Interactive teaching methods at a higher education institution. Молодой ученый, (36), 63-64.

13. Nuraliyeva, N. (2022). Darslarda o'quvchilarning kretiv fikrlash qobiliyatlarini rivojlantirish. Science and innovation, 1(B8), 1423-1426.

14. Bozorboyevna, N. N. (2023). PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS. Horizon: Journal of Humanity and Artificial Intelligence, 2(4), 283-289.

15. Nuraliyeva Nargiza Bozorboyevna (2023). BOSHLANG'ICH TA'LIM O'QITUVCHILARINI O'Z USTIDA ISHLASHNING ZAMONAVIY YO'LLARI. Science and innovation, 2 (Special Issue 4), 262-265. doi: 10.5281/zenodo.7930683

16. Аякулов У. A. у., & Нурaлиевa Н. (2022). УЦИТУВЧИ ШАХСИНИ КАСБИЙ АХДМИЯТГА ЭГА БУЛГАН ФАЗИЛАТЛАРИНИ УРГАНИШНИНГ ПЕДАГОГИК-ПСИХОЛОГИК ОМИЛЛАРИ. Innovative Development in Educational Activities, 1(6), 297304. Retrieved from https://openidea.uz/index.php/idea/article/view/624

17. Махмудов Р., Эрназаров А. Харбий хизматчилардаги касбий бузилишнинг (деформациянинг) сабаблари, омиллари ва унинг намоён булиши //Общество и инновации. - 2022. - Т. 3. - №. 2/S. - С. 30-34.

18. Nuralieva, N. B. (2022). Developing the Professional Activity of Primary Education Teachers. International Journal of Social Science Research and Review, 5(5), 259-264. https://doi.org/10.47814/ijssrr.v5i5.308

19. Xalilova, L., & Xasanov, B. (2023). THE REAL PURPOSE IN GENDERED LANGUAGES. ZAMONAVIY TARAQQIYOTDA ILM-FAN VA MADANIYATNING O 'RNI, 2(3), 19-22.

20. Ravshanovna, K. L. (2022). The Grammatical Gender of Uzbek Nouns. Miasto Przyszlosci, 30, 286-287.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.