Научная статья на тему 'МЕДИАГРАМОТНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР'

МЕДИАГРАМОТНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
86
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / МАСС-МЕДИА / МЕДИАПРОСТРАНСВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / MEDIA EDUCATION / MEDIA LITERACY / MASS MEDIA / MEDIA TRANSPORT / INFORMATION LITERACY / MASS COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Подопригора Д.А.

В данной статье рассматривается медиаобразование как комплекс практических и теоретических знаний и навыков в области массмедиа. Подробно анализируются различные подходы к определениям понятий «медиаобразование» и «медиаграмотность». Медийно-информационная грамотность рассматривается как ключевая концепция медиаобразования в России и в мире в целом. Выделяются наиболее значимые способности, знания и навыки, которые формируются в результате медийного образования личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA LITERACY IN THE CONTEXT OF MEDIA EDUCATION: AN ANALYTICAL REVIEW

This article deals with media education as a set of practical and theoretical knowledge and skills in the field of mass media. Various approaches to the definitions of "media education" and "media literacy"are analyzed in detail. Media and information literacy is considered as a key concept of media education in Russia and in the world as a whole. The most significant abilities, knowledge and skills which are formed as a result of media education of the personality are allocated.

Текст научной работы на тему «МЕДИАГРАМОТНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР»

УДК 005

Подопригора Д.А. студент магистратуры 1 курса Донской государственный технический университет

Россия, г. Ростов-на-Дону МЕДИАГРАМОТНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ:

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Аннотация: В данной статье рассматривается медиаобразование как комплекс практических и теоретических знаний и навыков в области массмедиа. Подробно анализируются различные подходы к определениям понятий «медиаобразование» и «медиаграмотность». Медийно-информационная грамотность рассматривается как ключевая концепция медиаобразования в России и в мире в целом. Выделяются наиболее значимые способности, знания и навыки, которые формируются в результате медийного образования личности.

Ключевые слова: медиаобразование, медиаграмотность, массмедиа, медиапространсво, информационная грамотность, массовая коммуникация.

Podoprigora D.A. graduate student, 1 course Don State Technical University Russia, Rostov-on-don

MEDIA LITERACY IN THE CONTEXT OF MEDIA EDUCATION: AN ANALYTICAL REVIEW

Abstract: This article deals with media education as a set of practical and theoretical knowledge and skills in the field of mass media. Various approaches to the definitions of "media education" and "media literacy"are analyzed in detail. Media and information literacy is considered as a key concept of media education in Russia and in the world as a whole. The most significant abilities, knowledge and skills which are formed as a result of media education of the personality are allocated.

Keywords: media education, media literacy, mass media, media transport, information literacy, mass communication

Современный мир трудно представить без медиа - средств массовой коммуникации. Особую значимость в жизни каждого человека и всего общества в целом медиа приобрели за последние полвека. Сегодня медиа -это одна из важнейших сфер в жизни людей всех наций. Отсюда возникает потребность в медиаобразовании, которая уже велика и будет еще возрастать. Это связано с тем, что массмедиа (средства массовой информации и средства массовой коммуникации) определяют облик современной цивилизации как в локальном, так и во всемирном масштабе.

Существуют разные определения понятия «медиаобразование». Например, Марзак А. С. в своей статье рассматривает медийно -информационную грамотность как результат медиаобразования. [1] С этой

точки зрения медиаобразование выступает, в первую очередь, как комплекс знаний, навыков и умений, предоставляющих возможность ориентироваться в современных условиях, прямо или косвенно связанных с медийно -информационным пространством.

По мнению В. В. Давыдова медиаобразование представляет собой направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации» [2]. Медиаобразование, по его мнению, связано одновременно с двумя факторами. Во-первых, это познание того, как создается и распространяется медийная информация. Во-вторых, это развитие аналитических способностей для интерпретации и оценки содержания той самой медийной информации. Проанализировав данную точку зрения, можно сказать, что именно медиаобразование позволяет разработать принципиально новый (в контексте информационного общества) аналитический тип мышления на основе изучения закономерностей медиасреды.

Фатеева И. А. представляет медиаобразование с математической точки зрения как сумму двух слагаемых: педагогики и массмедиа [3]. Медиаобразование она понимает как совокупность всех систематических и целенаправленных действий, предназначенных для удовлетворения образовательных потребностей, порождаемых фактом существования массмедиа. Здесь возникает вопрос о том, какие потребности порождают массмедиа. И.А. Фатеева говорит о потребности в обучении производству масс-медиа и о потребности в обучении пользованию ими.

Проанализировав различные подходы к определению понятия «медиаобразование», можно сделать вывод, что все эти мнения сходятся в том, что медийное образование - это комплекс практических и теоретических знаний и навыков в области массмедиа. То есть медиаобразование - это процесс развития личности с целью формирования следующих способностей, знаний и навыков:

• культуры взаимодействия с медиа;

• коммуникативных и творческих способностей;

• аналитического и критического мышления;

• умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медийной информации;

• способности создания собственных медиатексов и обретения заинтересованной в них аудитории;

• понимания скрытого, политического и социокультурного контекста функционирования медиа в современном мире;

• обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники;

• эффективного использования возможностей информационного поля средств массовой коммуникации;

• практических навыков в области медийных технологий;

• осознания воздействия медиаинформации на психику человека и т.д.

Одной из основных задач медиаобразования является формирование и повышение медийно-информационной грамотности как своеобразного вида мышления и ориентации в современном медиапространстве. Является ли медиаграмотность частью, следствием медиаобразования или это понятие стоит рассматривать отдельно? Для того чтобы разобраться в данном вопросе, рассмотрим несколько определений медиаграмотности.

Зарубежные исследователи определяют медиаграмотность как способность осваивать, интерпретировать, (анализировать), создавать медиатексты [4]. Медиаграмотность - черта, которой должен обладать каждый индивидуум, чтобы быть способным анализировать, оценивать и создавать печатную или электронную медийную информацию [5]. Также существует мнение, что медиаграмотность - это совокупность знаний, установок, умений и навыков, которые позволяют получить доступ к информации и знаниям, анализировать, оценивать, использовать, создавать и распространять их с максимальной производительностью в соответствии с законодательными и этическими нормами и с соблюдением прав человека [6].

Тем не менее, в представленных выше определениях граница между медиаграмотностью и медиаобразованием кажется размытой, взаимозаменяемой. Понятия «медиаграмотность» и «медиаобразование» у многих исследователей, по сути, являются синонимами, или (как один из вариантов) медиаграмотность является результатом медиаобразования. В современное время термины «медиаобразование» и «медиаграмотность» нет необходимости разделять. В настоящее время они взаимозаменяемы, и нет смысла пробовать устанавливать теоретические различия. По этой причине можно согласиться со всеми приведенными выше определениями медиаобразования и медиаграмотности.

Использованные источники:

1. Марзак А. С. Медийно-информационная грамотность в контексте медиаобразования: история и перспективы развития / А. С. Марзак // Молодежный научный вестник. - 2017. - №7(20). С 30-33

2. Медиаобразование//Российская педагогическая энциклопедия. Т.1/Гл. ред. В.В.Давыдов. - М.: Большая российская энциклопедия, 1993. - С. 555.

3. Фатеева И. А. Актуальные проблемы медиаобразования: учеб. пособие / И. А. Фатеева. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2015. С. 43 - 44. (Классическое университетское образование).

4. Worsnop, C. Screening Images: Ideas for Media Education. Mississauga, Ontario: Wright Communications, 1994, p.x

5. Aufderheide, P., Firestone, C. Media Literacy: A Report of the National Leadership Conference on Media Literacy. Queenstown, MD: The Aspen Institute, 1993, p.1.

6. Федоров, А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности / А. В. Федоров. - Таганрог : Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. - 64 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.