Научная статья на тему 'Медиагерой нашего времени (по результатам контент-анализа журнала «Русский репортер»)'

Медиагерой нашего времени (по результатам контент-анализа журнала «Русский репортер») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2467
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАГЕРОЙ / ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННИКА / АНТРОПОЦЕНТРИЗМ / АКСИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ / СМЫСЛОВОЕ КАЧЕСТВО ЖУРНАЛИСТИКИ / CONTEMPORARY'S PORTRAIT / MEDIA HERO / ANTHROPOCENTRISM / AXIOLOGY OF JOURNALISM / SEMANTIC QUALITY OF JOURNALISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зеленина Елена Васильевна, Порецкая Татьяна Юрьевна

В статье обосновывается общественный запрос на смысловое качество медиакартины мира, традиция антропоцентризма в русской журналистике. Рассматриваются ценностно-смысловые и творческие аспекты данного направления, а также факторы, негативно влияющие на медийный антропоцентризм. Освещена проблема смыслового кодирования медиатекста. На основе предпринятого контент-анализа журнала «Русский репортер» исследуется явление антропоцентризма, приводятся полученные количественные и качественные показатели по 10 критериям: 120 материалов за 2013 г. и январь-апрель 2014 г. Героями публикаций является активная, трудящаяся часть населения, в большинстве случаев проживающая в сельской местности, средних и малых городах. Дается характеристика психотипа медиагероя, его личным качествам. Отмечается возрождение традиционного жанра (очерк) и появление нового портретного репортажа, изображающего героя в проблемной ситуации. Приводятся примеры антропоцентричных публикаций в журнале «Русский репортер»: портрет политического деятеля, известного человека, предприимчивых и граждански активных людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A media hero of our time (based on the results of the content analysis of the magazine «Russian Reporter»)

The article explains the publics demand for the semantic quality of the media picture of the world, the tradition of anthropocentrism in Russian journalism. The value-sensed and creative aspects of this area of journalism along with the factors affecting the media anthropocentrism are considered. The issue of semantic encoding of a media text is highlighted. On the basis of the content analysis of the magazine «Russian Reporter» the phenomenon of anthropocentrism is investigated, the new quantitative and qualitative indicators are given, namely, 120 issues for 2013 and January-April 2014 are analyzed by 10 criteria. The active working people, mostly living in rural areas, medium and small cities usually become the heroes of publications. The characteristics of a media character psychotype and his personal qualities are given. It is stressed that a traditional genre (a sketch) revives and a new one a portrait reportage depicting the hero in a problem situation emerges. Such examples of anthropocentric publications in the magazine «Russian Reporter» as portraits of political figures, famous people, enterprising people and people having an active civil position are provided.

Текст научной работы на тему «Медиагерой нашего времени (по результатам контент-анализа журнала «Русский репортер»)»

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2014, no. 5 (97), pp. 157-166. ISSN 1993-3541

E. V. ZELENINA, T. YU. PORETSKAYA

УДК 070

Е. В. ЗЕЛЕНИНА

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова,

г. Москва, Российская Федерация Т. Ю. ПОРЕЦКАЯ

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова,

г. Москва, Российская Федерация

МЕДИАГЕРОИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА ЖУРНАЛА «РУССКИЙ РЕПОРТЕР»)

Аннотация. В статье обосновывается общественный запрос на смысловое качество медиакартины мира, традиция антропоцентризма в русской журналистике. Рассматриваются ценностно-смысловые и творческие аспекты данного направления, а также факторы, негативно влияющие на медийный антропоцентризм. Освещена проблема смыслового кодирования медиатекста. На основе предпринятого контент-анализа журнала «Русский репортер» исследуется явление антропоцентризма, приводятся полученные количественные и качественные показатели по 10 критериям: 120 материалов за 2013 г. и январь-апрель 2014 г. Героями публикаций является активная, трудящаяся часть населения, в большинстве случаев проживающая в сельской местности, средних и малых городах. Дается характеристика психотипа медиагероя, его личным качествам. Отмечается возрождение традиционного жанра (очерк) и появление нового — портретного репортажа, изображающего героя в проблемной ситуации. Приводятся примеры антропоцентричных публикаций в журнале «Русский репортер»: портрет политического деятеля, известного человека, предприимчивых и граждански активных людей.

Ключевые слова. Медиагерой; портрет современника; антропоцентризм; аксиология журналистики; смысловое качество журналистики.

Информация о статье. Дата поступления 11 сентября 2014 г.; дата принятия к печати 17 октября 2014 г.; дата онлайн-размещения 31 октября 2014 г.

E. V. ZELENINA

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation T. YU. PORETSKAYA

omonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation

A MEDIA HERO OF OUR TIME (BASED ON THE RESULTS OF THE CONTENT ANALYSIS OF THE MAGAZINE «RUSSIAN REPORTER»)

Abstract. The article explains the public's demand for the semantic quality of the media picture of the world, the tradition of anthropocentrism in Russian journalism. The value-sensed and creative aspects of this area of journalism along with the factors affecting the media anthropocentrism are considered. The issue of semantic encoding of a media text is highlighted. On the basis of the content analysis of the magazine «Russian Reporter» the phenomenon of anthropocentrism is investigated, the new quantitative and qualitative indicators are given, namely, 120 issues for 2013 and January-April 2014 are analyzed by 10 criteria. The active working people, mostly living in rural areas, medium and small cities usually become the heroes of publications. The characteristics of a media character psychotype and his personal qualities are given. It is stressed that a traditional genre (a sketch) revives and a new one - a portrait reportage depicting the hero in a problem situation emerges. Such examples of anthropocentric publications in the magazine «Russian Reporter» as portraits of political figures, famous people, enterprising people and people having an active civil position are provided.

Keywords. Media hero; contemporary's portrait; anthropocentrism; axiology of journalism; semantic quality of journalism.

Article info. Received September 11, 2014; accepted October 17, 2014; available online October 31, 2014.

© Е. В. Зеленина, Т. Ю. Порецкая, 2014

157

Россия в настоящее время переживает очередной этап трансформации, на этот раз идеологической. Новейшие политические и экономические вызовы — реанимация западными лидерами методов «холодной» войны, искусственная изоляция России в качестве наказания за возвращение Крыма, т. е. за воссоединение русских земель, информационное противостояние как за пределами, так и внутри страны — транслируют обществу необходимость консолидироваться.

В такой исторический момент обществу необходимы средства массовой информации (СМИ), считающиеся с реальными информационными потребностями аудитории, создающие позитивный образ родной страны и культуры, пробуждающие чувство гордости к истории и языку. Это без преувеличений может быть названо вопросом жизненной важности. Тот факт, что сегодня ощущается дефицит качественной журналистики, ведет к дополнительному психическому неблагополучию. Данное обстоятельство тем более досадно, что история русской журналистики насчитывает более трех веков и может представить образцы для дальнейшего развития.

Журнал «Русский репортер» (далее — «РР») в номере, посвященном 5-летию издания, выдвинул свою версию современных медиатрендов, где числом «7» обозначил, что наиболее актуально в современном коммуникативном пространстве [3]. Хочется продолжить начатый «репортерами» разговор, чтобы добавить неучтенный ими медиатренд — журналистское «человековедение» с присущим ему созидательным духом Просвещения, совестливостью и философским постижением персонифицированного социального бытия. Имеет важное значение и традиция, ведь русская журналистика всегда шла от человека, а значит, всегда была антропоцентричной. В современной философии под антропоцентризмом понимается сосредоточие философских исследований на проблематике человека, та же проблематика актуальна и в медиадискурсе. Мыслящая аудитория прессы создает стойкий спрос именно на такую журналистику, она устала от катастроф и сенсаций, слухов и скандалов из жизни «звезд» и других VIP-персон. И сегодня «постепенно возвращается интерес к рядовым людям, намечаются тенденции к возрождению в печатных СМИ материалов, центром которых является человек и его ценности» [5, с. 46].

Справедливости ради надлежит сказать, что в своей картине информационного мира авторы популярного журнала все же увидели главное:

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2014, no. 5 (97), pp. 157-166. ISSN 1993-3541

MASS COMMUNICATION

«В обществе очевиден запрос на реальное смысловое качество. Люди готовы платить не тем, кто предоставит им максимум новостей или развлечений, а тем, кто избавит их от шума, от лишней информации и эмоций» [4]. В ближайшее десятилетие на медиарынке выиграют те СМИ, — считают они, — которые, сохранив высокие стандарты журналистского труда, смогут стать для своей аудитории социальным навигатором, т. е. той силой, которая формирует законченную версию мира, отвечает на главные вопросы вечности и современности.

По сути, речь идет о культурных кодах, аксиологической матрице, цивилизационном ядре, которые веками определяли жизнь русского народа. Пренебрежение фундаментальными основами культуры не проходит безнаказанно — это сказывается на общем психическом неблагополучии как отдельного человека, так и всего общества в целом. Может стать причиной латентных форм расстройств, вялотекущих заболеваний, хронических психозов и неврозов. Поэтому безусловной ценностью может быть названа установка на целомудрие, чистоту, некоторую романтичность, что, к сожалению, не соответствует общему настроению современной массовой культуры.

Ведущий исследователь медиасистемы М. В. Шкондин утверждает, что создаваемая в сознании массовой аудитории медиакартина мира способствует освоению и преобразованию его социумом в соответствии с возможностями общественного развития [11]. Для России характерны острая проблема культурной идентификации, девальвация духовных ценностей, размытость ценностных ориентиров, недостаточное внимание к национальным культурным традициям и отечественной истории. Создание в таких условиях медиакартины мира, которая была бы направлена на укрепление ценностных иерархий, высоких ценностного и культурного модусов — одна из стратегических задач информационной политики.

Большое значение для этих процессов, по мнению И. Н. Деминой, является экономическая модернизация, которая детерминируется изменениями в сознании и мышлении индивидов. «Взаимосвязь между экономической модернизацией и человеческим сознанием носит дуалистический характер: с одной стороны, изменения в экономике невозможны без изменений в сознании и мышлении индивидов, с другой, изменения экономических реалий приводят к соответствующим сдвигам в сознании и мышлении. Далеко не

всегда изменения эти способствуют повышению комфортности существования человека, часто стереотипное сознание не "поспевает" за "крутыми виражами" экономической действительности. В этой связи можно говорить о пересмотре системы ценностей индивидов» [3, с. 32].

В год празднования 200-летия М. Ю. Лермонтова естественным образом напрашиваются аналогии с созданным им образом героя времени. Мы также задались целью понять, а каким журналисты «РР» видят героя современности? При этом нам важно определить реально транслируемую журналом систему ценностей и соотнести ее с системой социально и культурно необходимых аудитории ценностей. В результате проведенного исследования — анализа публикаций в журнале «РР» за 2013 г. и январь-апрель 2014 г. (120 материалов) — пришли к заключению, что журналисты, не игнорируя свои потенциальные возможности в формировании ценностного и культурного модуса аудитории, все же не в полной мере реализуют его сообразно аксиологической матрице, основанной на традиционных российских ценностях, которые веками разрабатывались в смысловом поле русской цивилизации. Естественно, что эти базовые ценности должны быть обогащены современными реалиями динамично развивающегося российского общества.

Мы ставили перед собой задачу — рассмотреть героев антропоцентричных публикаций (профессиональную деятельность, окружение, уровень жизни), а также определить, как изображает современника журналист, как нарисован портрет, на чем он основывается (профессиональной деятельности, биографии, поступке или истории успеха). Всего в основу анализа были положены 10 критериев по следующим категориям:

- название — заголовок статьи с указанием даты выхода и номера журнала, а также автора материала;

- жанр — очерк, репортаж, интервью, зарисовка, исповедь;

- пол и возраст — молодой (до 35 лет), средний (35-55, 60 лет), пожилой (выше 55, 60 лет);

- профессиональная деятельность — указание профессии героя;

- тип героя — разделение на рядовых граждан, средний класс и элиту (хотелось бы отметить тот факт, что иногда было достаточно сложно отнести героя к определенному типу, особенно это касается среднего класса и рядовых граждан);

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2014, no. 5 (97),pp. 157-166. ISSN 1993-3541

E. V. ZELENINA, T. YU. PORETSKAYA

- отношение автора — положительное, отрицательное, отсутствие или смешанное, возможны комментарии;

- внешность героя — одежда, жесты и мимика, речь, рост, цвет глаз, т. е. любые характеристики, связанные с внешним обликом героя;

- характер — качества героя, черты характера, т. е. все то, что связано с внутренним описанием персонажа;

- окружение (условия) — как изображен герой (в кругу семьи, за работой, в какой-то определенной ситуации, в конкретных условиях и жизненных обстоятельствах), сюда также относится биография героя;

- портрет — посредством чего был раскрыт портрет героя (поведенческая линия, поступок, биография, творчество, профессия).

Журнал «РР» относится к типу общественно-политических еженедельников с широким диапазоном информации для всех и обо всем. Тираж на 2013 г. составил 168 тыс. экз. Первый номер журнала вышел в 2007 г. Если в 2009 г. издание, по некоторым исследованиям, не попадало даже в десятку самых цитируемых СМИ, то в апреле 2012 г. «РР» занял 6-е место. На начало текущего года «РР» также входит в десятку самых цитируемых федеральных СМИ1.

По данным компании «TNS Global», журнал «"РР" показал наилучший прирост аудитории по России среди еженедельных общественно-политических изданий, тогда как лидеры данного сегмента продемонстрировали снижение»2. Издание обогнало даже известнейшие медийные бренды — «Огонек», «Итоги» и «Власть».

Одной из причин подобного успеха является успешная реализация концепции «РР», озвученная его главным редактором В. Лейбиным. «Идея была в том, чтобы сделать вещи не новые, почти очевидные, но практически отсутствовавшие на тот момент в нашей культуре. Журнал, во-первых, для всей страны, то есть для самого широкого среднего класса, а не для какой-то части аудитории (бизнеса, например). Во-вторых, журнал, сделанный специально для России, а не копия чего-то западного или восточного. В-третьих, возродить классические жанры журналистики — большой репортаж, очерк, большую фотографию. То есть сделать общенациональный еженедельник, похожий по функции на

1 Федеральные СМИ — апрель 2009 // Медиалогия. 2009. апр. URL : http:// www.mlg/ ratings/ federal_ smi/1595/.

2 Лучший рост // Эксперт Online. 2011. 19 сент. URL : http://expert.ru/2011/09/19/luchshij-rost/.

"Шпигель" или "Штерн" в Германии или "Пари Матч" во Франции, но не скопировав, а придумав специально для нашей страны» [9].

Главный редактор определяет свою аудиторию как средний класс. При этом он уточняет, что это не тот средний класс, который принято соотносить с европейским образом жизни, это явление, перенесенное на российскую реальность. «В России "средний класс" — это, скорее, сословие активных свободных людей, если понимать свободу не идеологически, а как способность к поступкам вопреки среде. Уникальное по мировым меркам сословие сложилось за последние пятнадцать лет. Это люди, которые прошли сквозь бурные годы перемен. Не боялись круто менять свою жизнь. Именно они открывают новые профессии, новые бизнесы, создают свои культурные образцы, свой стиль. Они критичны, скептичны, потому что постигают жизнь не по телепередачам, и им нельзя навязать идеологическую неправду. Им многое претит в родной стране, но они хотят жить только в России»[1].

Залогом успеха «РР» является то, что одна из главных задач издания — быть с аудиторией наравне и оставаться честными перед ней, писать о реальных людях и для реальных людей. «Основанная идея — наблюдать и слушать, а не проповедовать, работать в жанре фактов и репортажа, а не в жанре выдумок и лозунгов. Это для нас принципиально. Как и то, что мы эмоционально и содержательно вовлечены в жизнь героев репортажа, мы не холодные наблюдатели, мы пишем и снимаем драматичные и яркие истории, а не холодные и отстраненные. Мы искренни, и нам нравится делать свое дело. Мы не считаем себя умнее наших читателей. Мы их любим» [9].

«РР» — явление во многом уникальное. Несмотря на перечисленные коммерческие успехи, издание остается примером действенной и качественной журналистики. Так, например, репортаж из Ингушетии, рассказывающей о произволе, достигшей предела, и полной безысходности местного населения, стал толчком к отставке президента, который не выполнял приписанные ему обязанности [2]. «После публикации репортажа буквально на следующий день отправили в отставку президента Зязикова, от которого стонала республика. Разумеется, не считаем, что именно мы его сняли, но роль последней капли наше слово сыграло» [1]. Данный пример далеко не единственный. Это и репортажи Д. Соколо-ва-Митрича, и М. Ахмедовой, и многих других журналистов «РР», которые обнажают опасные

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2014, no. 5 (97),pp. 157-166. ISSN 1993-3541

MASS COMMUNICATION

и непростые реалии российской действительности, пытаясь изменить ее.

Что касается тематического поля журнала, то палитра его текстов крайне разнообразна. О социальной тематике говорится с той же частотой, что и о политике, духовной жизни общества уделяется такое же внимание, что и экономической. География материалов также обширна, как и спектр рассматриваемых проблем. Журналисты создают трехмерную картину российской действительности: для читателя создается живая картина с места событий, с реальными героями и их комментариями.

Одна из главных особенностей издания, важная с точки зрения задач нашего исследования, — это мастерство создания медиакартины мира через полифоничный, многоликий образ современника, умение выводить в качестве медиаперсон рядовых граждан, концентрировать внимание на картинах, на первый взгляд, ничем не примечательной жизни. Проблема сильной личности в провинции, необходимости политического, экономического и гражданского «самоликбеза», а также трансформации общественного сознания, обретения гражданского самопознания — одни из ключевых в социальной тематике «РР». Тема харизматичной личности, подлинного, а не карьерного лидерства, на котором держится физическое, духовное и социальное здоровье людей в отдельно взятой деревне, городе или районе — явление уникальное в российской прессе [10].

Социальная жизнь на страницах журнала — это жизнь реальных людей с реальными поступками, приводящими к конкретному результату. Фигуры социальных «спасителей» провинции харизматичны, непафосны, нешаблонны, находятся внутри той социальной группы, проблемы которой решают они сами. Есть здесь и санитарка Юлия Ануфриева из д. Лука Новгородской обл., спасшая из пожара подопечных психиатрической больницы ценою собственной жизни. Это и бесконечно жизнерадостный, трудолюбивый и предприимчивый Юра по прозвищу Огурец из д. Рассолово Костромской обл., на плечах которого держатся если не вся хозяйственная жизнь деревни, то большая ее часть. Это и политический деятель Ирина Акбашева из г. Сатки Челябинской обл. — пробивная, предприимчивая женщина, патриот своего города. Галерею ярких портретов наших современников, запечатленных на страницах «РР», можно продолжать до бесконечности. Главное в изображении этих героев то, что их опыт учит других сохранять человече-

скую гордость и гражданское достоинство. «РР» умеет находить героев среди обычных людей, что большая редкость для современной журналистики. Этим фактом мы объясняем наш выбор «РР» в качестве объекта исследования.

Показательным является проект «РР» — «Сто влиятельных персон года». Главная идея проекта — показать истинные и заслуженные репутации, а не мимолетную медийную славу или формальные должности. «Слава преходяща, должности переменчивы, а реальный авторитет, искреннее доверие к выдающимся современникам помогают нам лучше понять страну и увидеть ее истинную элиту. Но "поймать" эту самую социальную реальность сложно, поэтому мы стараемся каждый раз находить новых героев и новые подходы к исследованию» [7]. Героями проекта становятся бизнесмены, общественники, чиновники, ученые, учителя, медики, юристы, военные, деятели культуры, люди спорта.

Из проведенного анализа публикаций в «РР» был получен следующий портрет современника.

По категориям «пол» и «возраст» — мужчина (67,5 %) или женщина (32,5 %), возраст которых средний (60 %) или молодой (20 %). В основном современники, запечатленные на страницах «РР» — активная, трудящаяся часть населения, поэтому и возраст их в основном приходится на средний (35-60 лет). Что касается героев-муж-чин, то их больше, чем женщин.

По типу героя — портретные материалы, посвященные рядовому человеку, составляют 45 %, представители среднего класса — 42,5 %, элита — 17 %. Получается, что в центре журналистских публикаций — рядовой гражданин, представитель активной, трудоспособной части населения. Данный результат еще раз подтверждает концепцию издания, озвученную главным редактором В. Лейбиным о том, что их журнал для реальных людей и о реальных людях.

По географическому признаку — современник, отображенный в «РР», в большинстве случаев живет в сельской местности (42,5 %), либо средних и малых городах (25 %). На Москву и крупные города приходится 32,5 %. В этом выражается принцип регионализма, также вошедший в концепцию издания: сделать журнал для всей страны, а не для какой-то отдельной ее части. Что касается профессиональной деятельности, то это люди разных профессий: политики и учителя, спортсмены и деятели культуры, фермеры и судьи, врачи и ученые.

Авторская позиция в большинстве случаев положительная и составляет 67,5 %; очевидно

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2014, no. 5 (97), pp. 157-166. ISSN 1993-3541

E. V. ZELENINA, T. YU. PORETSKAYA

не проявленная — 22,5 %; негативная и смешанная — 5 и 5 % соответственно. «Очевидно не проявленная» позиция связана с проблемой ценностно-смыслового кодирования медиатекста. «Уровень авторских суждений нельзя вычленить в каком-то одном месте текста. Этот уровень не столько композиционный, сколько понятийный, позволяющий проникнуть в структуру сообщения. Мы имеем дело не с намерением, а с раскрытием авторского восприятия событий. Поэтому нас волнует не цель событий, а цель автора, цель публикации. Эта цель может проясниться на уровне суждений, но может и остаться невысказанной»[6,с. 107].

Приведенные показатели тем не менее говорят о том, что журналисты чаще выбирают для своих материалов героя, обладающего положительными характеристиками. Нередко автор показывает не просто позитивное отношение к персонажу, но и чувство восхищения им. Положительная позиция авторов также подтверждается словами В. Лейбина о героях журнала: «Мы, конечно, не считаем, что наши герои инопланетяне. Но они действительно на голову возвышаются над общественной депрессией, надолго поразившей нашу страну» [7]. Чаще всего журналисты используют профессиональную деятельность героя или поведенческую линию, достойный поступок. Практически отсутствуют портреты, в которых акцент делается только на материальное благосостояние и успех. Особое внимание на страницах журнала уделяется характеру героя, его личным качествам. Это человек сильный духом, трудолюбивый, упорный и предприимчивый. Он думает не столько о своем личном счастье, сколько об общественном благополучии. Находясь даже в самых сложных жизненных ситуациях, трудных материальных условиях, герой остается оптимистом и продолжает трудиться, отстаивать свои права, бороться за свою землю, хранить свою культуру. Перед ним рушатся самые глухие бюрократические стены. Это человек патриот. Его не страшит бедность деревенской жизни, местная коррупция. Он видит перспективу и верит в свои силы.

Жанровое распределение выглядит следующим образом: интервью — 37,5 % (в основном с известными людьми), затем репортаж и очерк — 35 и 25 % соответственно, зарисовка — 2,5 %. Таким образом, главными инструментами в создании портрета современника на страницах «РР» становятся репортаж и очерк (60 %).

Особое место в «РР» занимает представитель русской деревни. Авторы антропоцентрич-

ных материалов создают яркие, харизматичные образы жителей российской глубинки. Это Лидия Васильцева из с. Заречье Республики Бурятия (героиня репортажа М. Ахмедовой) — портрет сильной русской деревенской женщины. На фоне спившейся, обедневшей деревни героиня выделяется своим энтузиазмом, титаническим трудолюбием, предприимчивостью. Она с утра до ночи занимается домашним хозяйством, привечает у себя в доме туристов за небольшую плату (кормит их, готовит для них баню), чтобы прокормить и воспитать своих шестерых детей. Ради них она и письмо Путину готова написать, чтобы помог детей в школу собрать. В характере Васильцевой гармонично сочетаются детская наивность и сила характера, трудолюбие и жизнерадостность. Она не жалуется на свою судьбу, не стыдится своей бедности, не жаждет счастливой городской жизни. Ее мечта — воспитать детей достойными, порядочными людьми.

Еще один яркий представитель деревенской жизни Юра Огурец из д. Рассолово Костромской области — феномен современной русской глубинки. Он не пьет, надежный семьянин, труженик, постоянно находит для себя новые занятия: и трактор подчинит, и крышу отремонтирует, и огород вспашет, и электриком поработает, и всем, кто ни попросит, в деревне по хозяйству поможет. Местные жители называют Юру своим ангелом-хранителем, а он в своей деятельности ничего особенного не находит. Работает в свое удовольствие и радуется жизни.

Показательна история парикмахера Елены Пчёлкиной из с. Верхнезейск Амурской области, которая работает на несколько поселков. Чтобы «навести красоту», Пчёлкина готова отправиться в самые отдаленные и отрезанные от большой земли населенные пункты. Героиня считает, что она не просто обычный парикмахер, ее миссия «дарить людям красоту и чувство свободы». Своей работой она скрашивает серые будни деревенских женщин, ее приезд в любую деревню равнозначен празднику. У Елены Пчёлкиной из Верхнезейска есть мечта — открыть свое дело и продолжать выполнять свою миссию.

Объединяет всех этих персонажей жизнелюбие, они не жалуются на обстоятельства, не спешат уезжать из родного края. Наоборот, готовы трудиться, заниматься сельским хозяйством, строить дома, растить детей. Характерные черты для этих героев — трудолюбие, оптимизм, сила характера, доброта.

Часто ценностная основа антропоцентричных материалов проявляется через поступок, пове-

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2014, no. 5 (97), pp. 157-166. ISSN 1993-3541

MASS COMMUNICATION

денческую линию героя. Сюда можно отнести историю судьи Вахида Абубаракова из г. Грозный Чеченской Республики. Он первый судья в России, который открыто объявил самоотвод, усомнившись в честности суда и следствия. Журналист О. Тимофеева на основе биографии героя создает портрет строгого, беспристрастного судьи, честного человека. Его не страшат угрозы и давление со стороны следствия, он выбирает единственно правильный для себя выбор — остаться верным себе и своему делу. Дополняет ценностную картину героиня еще одного материала журналиста О. Тимофеевой — санитарка Юлия Ануфриева из д. Лука Новгородской обл. В основе портрета Ануфриевой героический поступок — ценою собственной жизни спасла из пожара пациентов психиатрической больницы, в которой работала.

Сюда можно отнести и очерк А. Молодых о директоре лицея Александре Попове из г. Челябинска, который борется с местным чиновничьим произволом. Всю свою жизнь герой посвятил работе в школе. Лицей, который возглавляет Попов, известен высоким уровнем образования, но главная особенность учебного заведения, по мнению самого директора, морально-нравственное воспитание учеников. Для героя лицей — второй дом, в который он вложил много средств и сил. Попов на свои деньги ремонтировал здание, организовывал компьютерный класс, возил учеников на олимпиады, а сейчас его хотят лишить возможности заниматься любимым делом. Герой готов вступить в борьбу с чиновниками, которые хотят его отстранить, лишь бы продолжать работать в родном лицее.

Показательна история молодого общественного деятеля Андрея Коновалова из г. Ижевска (героя репортажа О. Андреевой), который является борцом за справедливость. Он помог местным рабочим добиться выплаты задолженностей по зарплате, активно выступал за проведение честных выборов и стал общественным контролером, организовал митинг по поводу отмены монетизации льгот пенсионеров, бесплатно оказывает юридическую помощь гражданам, попавшим в сложную ситуацию. Главная заслуга героя в том, что его деятельность влияет на общественную жизнь города, принося значимую помощь его жителям.

Еще одной составляющей ценностной основы выступает портрет известного человека, основанный на раскрытии личности героя через профессиональную или творческую деятельность. Героями таких материалов, как правило портрет-

ных интервью, становятся известные деятели науки, культуры, шоу-бизнеса и спорта — актриса А. Демидова, чемпион мира по боксу Г. Дрозд, режиссер Ю. Быков, основатель команды КВН «Уральские пельмени» Д. Соколов и др. Важная особенность таких портретов — творческий или профессиональный путь, преодоление героем тяжестей, достижение успеха благодаря труду и непрерывной работе над собой.

Особое место на страницах «РР» занимает портрет предприимчивого человека, активного, деятельного, человека идеи. Таким перед нами предстает молодой предприниматель и программист Юрий Лифшиц из г. Санкт-Петербурга — основатель самого крупного в России коворкинг-центра. Он хорошо образован, умен, целеустремлен и сдает в аренду молодым предпринимателям лофт-пространство, помогая им реализовывать и продвигать свои проекты. Его мечта — создать крупный центр, в котором одновременно бы находились творческие мастерские и бизнес-кластеры.

Следующий герой, дополняющий портрет предприимчивого и активного человека, — Ахмед Шадиев из Назрани Республики Ингушетия (репортаж В. Емельяненко). Шадиев разработал метод изготовления изделий из кожи осетра и форели. Герой полностью увлечен своим делом: все свои сбережения вложил в покупку специального оборудования, целые дни проводит за работой. Пока Ахмед не получает никакой финансовой выгоды от своего изобретения, но он уверен в успехе своего дела (организация безотходного и экологического производства). Российские инвесторы не заинтересованы в изобретении Шадиева, а продавать свою идею за рубеж он отказывается. Мечта героя — найти инвестора и организовать производство кожаных изделий по своей технологии в России.

Портрет политического деятеля как часть портрета современника занимает в «РР» особое место. Здесь политики-патриоты представлены в равной степени с коррупционерами и бюрократами. Например, заместитель главы Саткин-ского муниципального района по экономике и стратегическому развитию Ирина Акбашева из г. Сатки Челябинской области (репортаж Ю. Гу-товой) — портрет сильной, деловой женщины. Она пробивная и целеустремленная, патриот своего края. Благодаря своему упорству и профессионализму добилась выделения дотаций родному городу, которые пошли на развитие инфраструктуры, малого бизнеса, сельского хозяйства. Мечта Акбашевой — возродить сель-

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2014, no. 5 (97), pp. 157-166. ISSN 1993-3541

E. V. ZELENINA, T. YU. PORETSKAYA

ское хозяйство в своем крае благодаря малому бизнесу. Антипод Акбашевой — Игорь Холман-ский, полпред президента в Уральском федеральном округе. Он прошел путь от начальника цеха на заводе до полпреда президента в своем округе. Столь высокую должность герой, по мысли автора, получил случайно, после телемоста с президентом В. В. Путиным, на котором заявил, что сам готов отстоять стабильность своего края. Холманский выступает за поддержку и защиту рабочего класса, но реально никаких мероприятий не проводит. Из борца за справедливость он превратился в типичного чиновника и бюрократа. «Обещать — не значит делать» — девиз уральского политика. В ряд с Холманским встает еще один чиновник (герой очерка О. Тимофеевой) — глава Республики Марий Эл Леонид Маркелов. Он считается крепким хозяйственником, но по мысли автора, всего лишь чиновник-самодур. Маркелов создает красивую архитектурную картину края (строит дворцы, набережные, площади, пытаясь превратить Марий Эл в подобие Италии), при этом острые социально-экономические проблемы в республике остаются нерешенными.

Современники на страницах «РР» имеют свои особенности. Это люди абсолютно разных профессий, социального и материального статуса, вероисповеданий. Шахтер из Воркуты мирно существует на страницах журнала с известным генетиком из Москвы Павлом Ивановым. Личности учителя уделяется столько же внимания и интереса, сколько прославленной актрисе. Пропаганда спорта и здорового образа жизни идет с той частотой, что и восхваление труда деревенского жителя. Практически всем героям свойственна активная гражданская позиция. Они не равнодушные наблюдатели, а инициативные и деятельные участники жизни общества, строители своей судьбы.

Авторы материалов рассматривают личность героя с разных сторон. Биография героя, условия существования, отношение к ценностям, поступки и поведение становятся главными элементами в создании глубокого живого портрета современника. Наравне с описанием внутреннего мира персонажей авторы используют описание внешности героя, что всегда гармонически соотносится с характером. Так, например, портрет писателя и режиссера из Челябинской обл. Олега Павлова — человека сильного духом, талантливого, доброго и абсолютно равнодушного к материальным благам — гармонично соединен с описанием его внешности. «Крупный мужчина

со стильными седыми кудрями. Невысокий, изогнутый болезнью человек, мягкое улыбающиеся лицо, умные глаза, бородка-эспаньолка, светлый умный взгляд».

Следующая значимая особенность на страницах «РР» — упомянутый ранее принцип регионализма, который помогает создать объемную, разнообразную и наиболее точную картину российской действительности. Журналисты не акцентируют внимание лишь на жизни крупных мегаполисов, скорее, наоборот, для них куда интереснее существование в российской деревне и провинциальном городе. Географическая карта портретных публикаций, представленная в «РР», широка: Амурская область и Хабаровский край, Чеченская Республика и Республика Ингушетия, Москва и Санкт-Петербург, Челябинская и Свердловская, Псковская и Костромская, Новгородская и Тверская области.

Еще одна важная черта — возрождение традиционного жанра очерка и появление нового — портретного репортажа, который своей целью ставит изображение личности героя в проблемной ситуации. Где, как не в «РР», можно встретить 8-полосный репортаж о русской женщине из с. Заречье, которая одна воспитывает шестерых детей. Бытовая философия, объединяющая большую часть героев публикаций, — это оптимизм и жизнерадостность. Современники, изображенные в «РР», люди деятельные и поэтому оптимисты: «если ты всегда занят делом, тебе не до сетований» [7]. После анализа многих номеров еженедельника не возникает риторического, больше похожего на причитание, вопроса «Как жить?». Ответ ясен: «Жить!»

Таким образом, ценностная основа антро-поцентричных материалов «РР» — деятельные, активные, жизнерадостные люди, борцы, труженики и созидатели, для них стерты географические и профессиональные рамки, они на голову возвышаются над обыденной жизнью, пропагандируя со страниц журнала главные человеческие ценности: патриотизм, любовь к труду, уважение своей истории и культуры, альтруизм, семья и дети. В этом есть схожесть портрета современника в «РР» с портретной журналистикой советского периода.

Проведенный контент-анализ позволил подтвердить гипотезу, что антропоцентричные тексты созвучны актуальным проблемам жизни российского общества. Гораздо более серьезной кажется проблема: ограничивается ли ценностно-смысловой модус, предлагаемый журналом, быстро меняющейся повесткой, или она

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2014, no. 5 (97), pp. 157-166. ISSN 1993-3541

MASS COMMUNICATION

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

является приложением к глубинным ценностям и смыслам и придает дополнительный объем жизненному пространству.

Материалов, посвященным просветительским темам, познанию новой полезной и интересной информации, приобретению новых знаний в разных сферах также отведено достаточно места. «РР» отличается тематическим разнообразием: у журнала высока ориентация на интеллектуальное развитие, приобретение новых знаний, всестороннюю реализацию. Такая позиция героев подается журналом как заслуживающая уважения, подражания, и однозначно может быть оценена как ориентация на интеллектуализм, и знания а не только в качестве инструментальной ценности для достижения успеха.

Все это ведет к формированию определенного отношения к действительности, оформлению определенного познавательного модуса. Это тем более значимо, что люди информационной эпохи «нетерпеливы, потому что ожидают от этого мира быстрых изменений; им скучно читать длинные занудные тексты, зато они уже поняли, что получить доступ к данным важнее, чем их запомнить. Они привыкли к тому, что информации слишком много, чтобы внимательно изучить ее всю, и важно уметь найти нужный сейчас кусок и суметь его использовать» [8].

«РР» можно назвать журналом, наиболее полно реализовывающим традиционные ценностные установки. Это издание качественно выполняет трансляцию ценностей, ответственных за социализацию и инкультурацию. Большое внимание уделяется общественному запросу на светлые целомудренные образы. Важной является установка на грамотную литературную речь, любовь к родной культуре. Тем не менее, достаточно высок градус ориентации на популярную культуру, погруженность в глобалистский контекст.

Описываемый журнал, конечно, не являются автономным ценностным и культурным феноменом. Этот пласт СМИ прочно интегрирован в медиасистему, но авторам исследования важно акцентировать внимание именно на нем, чтобы показать здоровое и перспективное «рудное тело» российской журналистики.

Итак, исследуя контент журнала «РР» на соответствие традиционным ценностям, выработанным в ценностно-смысловом поле русской культуры, можно отметить следующие особенности, отличающие российское ценностно-смысловое поле: глубокую разработку в национальной аксиосфере таких концептов, как «душа», «душевность», «совесть», «судьба»

E. V. ZELENINA, T. YU. PORETSKAYA

и т. д.; высокую ценность внутренней духовной жизни человека; отсутствие пристального внимания к материальному успеху, культурную нелигитимность богатства; высокий статус эмоциональных, доверительных отношений между людьми; установку на общинность, коллективизм; морально одобряемую большинством ориентацию на трудолюбие; стыдливое отношение к сексуальной сфере, табуирование озвучивания связанных с этой сферой проявлений.

Особое внимание здесь стоит проявить к молодому поколению, так как среди читателей журнала немало молодежи. Период отрочества, юности в психологической литературе носит название «формативные годы», когда формируются представления о мире, людях, морали и ценностях, которые в дальнейшем крайне тяжело поддаются переосмыслению и переформулированию. Соответственно, многое зависит от того, к какому типу ценностно-смыслового поля будет принадлежать ресурс формирования личности. Качество аксиосферы культурного медийного пространства, в которое погружен читатель, выступает в роли одного из субстратов, на основе которого происходит интериоризация норм и ценностей.

В результате предпринятого анализа можно сделать и такой вывод. Транслирование ценностно-смыслового поля, сопряженного с социокультурной динамикой и в то же время резонирующего с нормативной аксиологической системой, аксиологической матрицей, может считаться одним из ресурсов нравственного, а значит, психически благополучного общества. И, значит, напротив — трансляция СМИ ценностно-смыслового поля, грубо попирающего особенности отечественной аксиосферы, авто-

матически включает своих реципиентов в группу риска. Для журнала, конечно, не исключается некоторая степень погруженности в глоба-листский контекст, нивелирующий национальное ценностно-смысловое поле. Но все-таки работающим функциональным направлением в издании является инкультурация — то есть привитие позитивного отношения к своей стране, культуре, традициям, а также установки на ознакомление с классическим и качественным современным искусством. Поэтому можно констатировать, что задачи этнокультурной идентификации и инкультурации, все же остаются в орбите редакционной политики, хотя выполняются в неполной мере. Очень важной видится в контексте проведенного исследования задача создания ценностно-смыслового поля одинаково чуткого как по отношению к позитивным изменениям современного социокультурного устройства, так и по отношению к национальному ценностному наследию, аксиологической матрице.

Обобщая выводы исследования, можно сказать, что важнейшей задачей информационной национальной безопасности в условиях глобализации и начатой русофобами холодной войны может считаться формирование качественного ценностно-смыслового поля, которое ориентировало бы наш народ на позитивное отношение к Отечеству, нормативные межличностные, межпоколенческие, традиционные полоролевые отношения. Снижение градуса потребительства, погружение в пространство высокой культуры, ориентирование на образование и созидательный труд также могут быть названы в числе факторов нравственной и культурной терапии общества.

Список использованной литературы

1. Александрова Т. Интервью Лейбина В. «Научиться не вешать, а узнавать и понимать» / Т. Александрова // Журналистика и медиарынок. — 2011. — № 12. — URL : http://www.jourmedia.ru/index.php?Itemid=34&catid=73&id=198 &optюn=com_content&view=artide.

2. Буртин Ш. Ингушетия 2008: Как начать гражданскую войну / Ш. Буртин // Русский репортер. — 2008. — № 38 (68). — URL : http://rusrep.ru/2008/38/terror_v_ingushetii/.

3. Демина И. Н. Методологические подходы к ценностям: основания экономической массовой коммуникации/ И. Н. Демина // Вопросы теории и практики журналистики. — 2012. — № 2. — С. 32-49.

4. Дивный информационный мир / А. Веселов, В. Дятликовский, Д. Карцев [и др.] // Русский репортер. — 2012. — № 35 (264). — URL : http://www.rusrep.ru/article/2012/09/04/info_world.

5. Зеленина Е. В. «Портрет героя»: ценностно-смысловые и творческие аспекты / Е. В. Зеленина // Вопросы теории и практики журналистики. — 2014. — № 2 (6). — С. 33-52.

6. Зеленина Е. В. Философская публицистика: ценностно-смысловые аспекты / Е. В. Зеленина // Вопросы теории и практики журналистики. — 2013. — № 1. — С. 100-110.

7. Келеберда В. Интервью Лейбина В. «О силе длинных текстов на бумаге» / В. Келеберда // Редакторский портал. — 2012. — 6 нояб. — URL : http://www.redactor.in.ua/personas/3901.html.

8. Константинов А. Поколение быстрых кнопок / А. Константинов // Русский репортер. — 2010. — 24 марта. — URL : http://www.rusrep.ru/2010/11/konferenc_zal/.

Известия Иркутской государственной экономической академии. Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy,

2014. № 5 (97). С. 157-166. ISSN 1993-3541 2014, no. 5 (97),pp. 157-166. ISSN 1993-3541

MASS COMMUNICATION

9. Трушина Е. Интервью Лейбина В. «Мы не считаем себя умнее читателей, мы их любим» / Е. Трушина // Гильдия издателей периодической печати. — 2012. — 13 сент. — URL : http://www.gipp.ru/viewer.php?id=42319.

10. Фокина О. А. Региональная повестка дня в общероссийских печатных СМИ : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / О. А. Фокина. — М., 2013. — 114 с.

11. Шкондин М. В. Журналистика как фактор освоения мира социумом / М. В. Шкондин // Социально-гуманитарные знания. — 2013. — № 4. — С. 62-73 ; № 5. — С. 45-55.

References

1. Aleksandrova T. The Leibin's Interview «Learn not to hang, but know and understand». Zhurnalistika i mediarynok = Journalism and mediamarket, 2011, no. 12. (In Russian). Available at: http://www.jourmedia.ru/index.php?Itemid=34&cati d=73&id=198&option=com_content&view=article.

2. Burtin Sh. Ingushetia, 2008: How to Start a Civil War. Russkii reporter = Russian Reporter, 2008, no. 38 (68). (In Russian). Available at: http://rusrep.ru/2008/38/terror_v_ingushetii/.

3. Veselov A., Dyatlikovskii V., Kartsev D. Marvelous world of information. Russkii reporter = Russian Reporter, 2012, no. 35 (264). (In Russian). Available at: http://www.rusrep.ru/article/2012/09/04/info_world.

4. Demina I. N. Methodological approaches to values: graunds of economic mass communication. Voprosy teorii i practiki zhurnalistiki = Theoretical and practical issues of journalism, 2012, no. 2, pp. 32-49. (In Russian).

5. Zelenina E. V. «Portret geroya» («Heroes portrait»): value-semantic and creative aspects. Voprosy teorii i practiki zhurnalistiki = Theoretical and practical issues of journalism, 2014, no. 2 (6), pp. 33-52. (In Russian).

6. Zelenina E. V. Philosophical publicism: value and meaning aspects. Voprosy teorii i practiki zhurnalistiki = Theoretical and practical issues of journalism, 2013, no. 1, pp. 100-110.

7. Keleberda V. The Leibin's Interview «On the Strength of Long Texts on Paper». Redaktorskii portal = Editorial Portal, 2012, Nov. 6. (In Russian). Available at: http://www.redactor.in.ua/personas/3901.html.

8. Konstantinov A. The generation of quick buttons. Russkii reporter = Russian Reporter, 2010, March 24. (In Russian). Available at: http://www.rusrep.ru/2010/11/konferenc_zal/.

9. Trushina E. The Leibin's Interview «We do not think we're smarter than readers, we love them». Gildiya izdatelei periodicheskoi pechati = Guild of Press Publishers, 2012. Sept. 13. (In Russian). Available at: http://www.gipp.ru/viewer. php?id=42319.

10. Fokina O. A. Regionalnaya povestka dnya v obshcherossiiskikh pechatnykh SMI. Kand. Diss. [Regional agenda in the Russian print media. Cand. Diss.]. Moscow, 2013. 114 p.

11. Shkondin M. V. Journalism as a factor of opening the world by the society. Sotsialno-gumanitarnye znaniya = SocioHumanitarian Knowledge, 2013, no. 4, pp. 62-73; no. 5, pp. 45-55. (In Russian).

Информация об авторах

Зеленина Елена Васильевна — кандидат филологических наук, доцент, кафедра периодической печати, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, ї25009, г. Москва, ул. Моховая, 9, e-mail: zelenina.msu@yandex.ru.

Порецкая Татьяна Юрьевна — преподаватель, кафедра периодической печати, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, ї25009, г. Москва, ул. Моховая, 9, e-mail: tatianaporetskaya@gmail.com.

Библиографическое описание статьи

Зеленина Е. В. Медиагерой нашего времени (по результатам контент-анализа журнала «Русский репортер») / Е. В. Зеленина, Т. Ю. Порецкая // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 20ї4. — № 5 (97). — С. ї57-ї66.

Authors

Elena V. Zelenina — PhD in Philology, Associate Professor, Department of Periodical Press, Lomonosov Moscow State University, 9 Mohovaya St., 125009, Moscow, Russian Federation, e-mail: zelenina.msu@yandex.ru.

Tatiana Yu. Poretskaya — PhD in Philology, Associate Professor, Department of Periodical Press, Lomonosov Moscow State University, 9 Mohovaya St., 125009, Moscow, Russian Federation, e-mail: tatianaporetskaya@gmail.com.

Reference to article

Zelenina E. V., Poretskaya T. J. A media hero of our time (based on the results of the content analysis of the magazine «Russian Reporter»). Izvestiya Irkutskoy go-sudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2014, no. 5 (97), pp. 157-166. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.