Научная статья на тему 'МЕДИАЭКОЛОГИЯ КИБЕРПРОСТРАНСТВА КАК СФЕРА БЕЗОПАСНОСТИ ПОТРЕБЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ИНТЕРНЕТ-СРЕДЕ'

МЕДИАЭКОЛОГИЯ КИБЕРПРОСТРАНСТВА КАК СФЕРА БЕЗОПАСНОСТИ ПОТРЕБЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ИНТЕРНЕТ-СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
549
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / ДЕСТРУКТИВНЫЙ КОНТЕНТ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / КИБЕРСРЕДА / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / МЕДИАЭКОЛОГИЯ / SOCIAL MEDIA / DESTRUCTIVE CONTENT / MEDIA EDUCATION / MEDIA SECURITY / INFORMATION SPACE / CYBER ENVIRONMENT / MEDIA LITERACY / DIGITAL ENVIRONMENT / MEDIA ECOLOGY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Берендеев М.В., Друкер М.М.

В статье рассматривается развитие исследовательской и востребованной практикоориентированной сферы современной медиасреды как «медиаэкология киберпространства», получившей свою актуальность в связи с ростом пользовательских социальных сетей, социальных мессенджеров и пабликов как новых виртуальных социальных экологических ниш в структуре современного глобального медиапространства. Авторы акцентируют внимание не только на становлении самого феномена и интереса к предмету «медиаэкологии киберпространства», получившему развитие в европейской и американской междисциплинарной коммуникативной науке, но и на треках применения научной отрасли в российской практике, разбирая кейсы, связанные с продвижением идей медиаэкологии в российском социуме, сетевом пространстве рунета, глобальных социальных сетях. Проводится обзор сетевых ресурсов, акцентирующих свое внимание на развитие медиаэкологии как направления медиабезопасности в интернете. Интенсивное развитие дижитал-технологий, формирование новых рисков, фобий и угроз сетевого пространства влияет на социальное, культурное, психологическое благополучие современных пользователей и потребителей сетевой информации. Присутствие в киберпространстве представителей различных социальных групп, в том числе и таких уязвимых, как подростки, а также отсутствие профилактических мер и системы обучения безопасному использованию сети Интернет увеличивают вероятность столкновения пользователей с опасностью виртуального пространства. Медиаэкология киберпространства фиксируется как исследовательское направление, требующее «перезагрузки» как в формате сочетания новых теоретических моделей цифрового общества и цифрового потребления, так и в изучении практик применения условий и технологий социальной и личной безопасности при потреблении контента и коммуникативном участии в сетевых пространствах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIAECOLOGY OF CYBERSPACE AS A SPHERE OF INFORMATION CONSUMPTION SECURITY IN THE RUSSIAN INTERNET ENVIRONMENT

The article examines the development of the research and popular practice-oriented sphere of the modern media environment as "media ecology of cyberspace", which has received its relevance due to the growth of user social networks, social messengers and public posts as new virtual social ecological niches in the structure of the global modern media space. The authors focus not only on the formation of the phenomenon itself and on the interest to the subject of "media ecology of cyberspace", which has been developed in European and American interdisciplinary communication science, but also on the tracks of applying the scientific industry in Russian practice, analyzing cases related to the promotion of media ecology ideas in the Russian society, the Runet network space, and global social networks. The authors carry out the analysis of network resources focusing on the development of media ecology as media security direction in the Internet. The development of digital technologies, the emergence of new risks and threats in virtual space affects the social, cultural, and psychological well-being of modern users and consumers of network information. The presence of representatives from various social groups in cyberspace, include vulnerable groups such as adolescents, as well as the lack of preventive measures and the system of training in the safe use of the Internet increase the likelihood of users encountering the dangers of virtual space. The media ecology of cyberspace is fixed as a research direction which requires a “reset” both in the format of combining new theoretical models of digital society and digital consumption, and in the study of the practices in applying conditions and technologies of social and personal security in the consumption of content and communicative participation in network spaces. The article deals with the development of a research and popular practice-oriented sphere of the modern media environment as “media ecology of cyberspace”, that has gained its relevance due to the growth of user-generated social networks, social messengers and public posts as new virtual social ecological niches in the structure of modern global media space. The authors focus attention not only on the formation of the phenomenon itself and interest in the subject of “media ecology of cyberspace”, which has been developed in European and American interdisciplinary communication science, but also on the tracks of applying the scientific industry in Russian practice, analyzing cases which are related to the promotion of media ecology ideas in Russian society, the Runet network space, and global social networks. The authors carried out the analysis of network resources which was focused on the development of media ecology as the direction of media security in the Internet. The development of digital technologies, the emergence of new risks and threats of virtual space affects social, cultural, and psychological well-being of modern users and network information consumers. The presence of representatives from various social groups in cyberspace, including vulnerable groups such as teenagers, as well as the lack of preventive measures and training systems for safe Internet usage increase the probability that the users can meet different dangers of virtual space. The media ecology of cyberspace is fixed as a research direction that requires a “reset” both in the format of combining new theoretical models of digital society and digital consumption, and in the study of applying conditions and technologies practices of social and personal security with the consumption of content and communicative participation in network spaces.

Текст научной работы на тему «МЕДИАЭКОЛОГИЯ КИБЕРПРОСТРАНСТВА КАК СФЕРА БЕЗОПАСНОСТИ ПОТРЕБЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ИНТЕРНЕТ-СРЕДЕ»

УДК: 80\84 070

ББК: 80; 76.02

DOI: 10.51965/2076-7919_2021_1_1_109

Берендеев М.В., Друкер М.М.

МЕДИАЭКОЛОГИЯ КИБЕРПРОСТРАНСТВА КАК СФЕРА БЕЗОПАСНОСТИ ПОТРЕБЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ИНТЕРНЕТ-СРЕДЕ

BerendeevM.V., DrukerM.M.

MEDIAECOLOGY OF CYBERSPACE AS A SPHERE OF INFORMATION CONSUMPTION SECURITY IN THE RUSSIAN INTERNET ENVIRONMENT

Ключевые слова: социальные медиа, деструктивный контент, медиаобразование, ме-диабезопасность, информационное пространство, киберсреда, медиаграмотность, цифровая среда, медиаэкология.

Keywords: social media, destructive content, media education, media security, information space, cyber environment, media literacy, digital environment, media ecology.

Аннотация: В статье рассматривается развитие исследовательской и востребованной практикоориентированной сферы современной медиасреды как «медиаэкология кибер-пространства», получившей свою актуальность в связи с ростом пользовательских социальных сетей, социальных мессенджеров и пабликов как новых виртуальных социальных экологических ниш в структуре современного глобального медиапространства.

Авторы акцентируют внимание не только на становлении самого феномена и интереса к предмету «медиаэкологии киберпространства», получившему развитие в европейской и американской междисциплинарной коммуникативной науке, но и на треках применения научной отрасли в российской практике, разбирая кейсы, связанные с продвижением идей медиаэкологии в российском социуме, сетевом пространстве рунета, глобальных социальных сетях. Проводится обзор сетевых ресурсов, акцентирующих свое внимание на развитие медиаэкологии как направления медиабезопасности в интернете.

Интенсивное развитие дижитал-технологий, формирование новых рисков, фобий и угроз сетевого пространства влияет на социальное, культурное, психологическое благополучие современных пользователей и потребителей сетевой информации. Присутствие в ки-берпространстве представителей различных социальных групп, в том числе и таких уязвимых, как подростки, а также отсутствие профилактических мер и системы обучения безопасному использованию сети Интернет увеличивают вероятность столкновения пользователей с опасностью виртуального пространства.

Медиаэкология киберпространства фиксируется как исследовательское направление, требующее «перезагрузки» как в формате сочетания новых теоретических моделей цифрового общества и цифрового потребления, так и в изучении практик применения условий и технологий социальной и личной безопасности при потреблении контента и коммуникативном участии в сетевых пространствах.

Abstract: the article examines the development of the research and popular practice-oriented sphere of the modern media environment as "media ecology of cyberspace", which has received its relevance due to the growth of user social networks, social messengers and public posts as new virtual social ecological niches in the structure of the global modern media space.

The authors focus not only on the formation of the phenomenon itself and on the interest to the subject of "media ecology of cyberspace", which has been developed in European and American interdisciplinary communication science, but also on the tracks of applying the scientific industry in Russian practice, analyzing cases related to the promotion of media ecology ideas in the Russian society, the Runet network space, and global social networks. The authors carry out the analysis of

network resources focusing on the development of media ecology as media security direction in the Internet.

The development of digital technologies, the emergence of new risks and threats in virtual space affects the social, cultural, and psychological well-being of modern users and consumers of network information. The presence of representatives from various social groups in cyberspace, include vulnerable groups such as adolescents, as well as the lack of preventive measures and the system of training in the safe use of the Internet increase the likelihood of users encountering the dangers of virtual space.

The media ecology of cyberspace is fixed as a research direction which requires a "reset" both in the format of combining new theoretical models of digital society and digital consumption, and in the study of the practices in applying conditions and technologies of social and personal security in the consumption of content and communicative participation in network spaces. The article deals with the development of a research and popular practice-oriented sphere of the modern media environment as "media ecology of cyberspace", that has gained its relevance due to the growth of user-generated social networks, social messengers and public posts as new virtual social ecological niches in the structure of modern global media space.

The authors focus attention not only on the formation of the phenomenon itself and interest in the subject of "media ecology of cyberspace ", which has been developed in European and American interdisciplinary communication science, but also on the tracks of applying the scientific industry in Russian practice, analyzing cases which are related to the promotion of media ecology ideas in Russian society, the Runet network space, and global social networks. The authors carried out the analysis of network resources which was focused on the development of media ecology as the direction of media security in the Internet.

The development of digital technologies, the emergence of new risks and threats of virtual space affects social, cultural, and psychological well-being of modern users and network information consumers. The presence of representatives from various social groups in cyberspace, including vulnerable groups such as teenagers, as well as the lack of preventive measures and training systems for safe Internet usage increase the probability that the users can meet different dangers of virtual space.

The media ecology of cyberspace is fixed as a research direction that requires a "reset" both in the format of combining new theoretical models of digital society and digital consumption, and in the study of applying conditions and technologies practices of social and personal security with the consumption of content and communicative participation in network spaces.

Направление медиаэкологии является достаточно новым в российском исследовательском дискурсе. Повышенный рост внимания к социальным сетям и новым медиа как активно развивающемуся и быстро растущему рынку коммуникаций, а также исследовательские проекты в области экологии производства и потребления информационного контента в социальных сетях и мессенджерах вызвали научный интерес в современной междисциплинарной медиа-коммуникативистике к проблемам социального и психологического влияния интернет-сетей на все уровни общественной жизни, социальное здоровье человека и целых социальных групп, потребительской грамотности пользователей сетевых пространств.

Несмотря на то, что сам термин «ме-диаэкология» существует в североамериканском и европейском научных дискурсах и науках о коммуникации уже почти 50 лет, существуют разные подходы к его операци-онализации и интерпретации как в самих научных школах, так и в практическом поле. Разные подходы к медиаэкологии в Америке и Европе неизбежно заставляют нас обращаться к Н. Постману1, основателю медиаэкологии как предмета коммуникати-вистики, в фокусе которого акцентирова-

1 Postman, N. The Humanism of Media Ecology // Proceedings of the Media Ecology Association, Volume

1, 2000 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.media-ecology.org/resources/Documents/ Proceedings/v1/v1-02-Postman.pdf (дата обращения 14.12.2020).

лось влияние электронно-коммуникационного окружения на человека и социум, которые подвержены сегодня изменениям в связи с развитием и трансформацией сетевых медиа и социальных сетей. Для Н. Постмана и М. Маклюэна1, который еще в 1962 году ввел похожий термин «экология средств массовой информации», под которым понималось изучение воздействия средств коммуникации как внешней среды, медиаэкология представлялась как влияние технологий информационной среды на социум, социальные группы, политические и гражданские идеи.

М. Маклюен пояснял, что «нас интересуют не просто СМИ, а способы, с помощью которых проводится взаимодействие между СМИ и людьми, а также то, что придает культуре ее характер, можно сказать, помогает культуре поддерживать символический баланс»2. В этой парадигмальной логике утвердились и более современные подходы к медиаэкологии, в которых «ме-диаэкология рассматривает медиа не только как средство коммуникации, но больше как социальную виртуальную среду, похожую на любую другую социальную среду, а исследовательские традиции также обращаются к взаимосвязи между эволюцией СМИ и социальными изменениями»3. Эта среда создает новые формы подачи и нормы потребления информации, а также продуцирует новые модели коммуникативных контактов в глобальной сетевой среде, содержащей в себе риски и угрозы как следующие из контента, так и из самой потребительской культуры.

Современные исследователи медиа-экологии концентрируют свое внимание вокруг темы безопасного поведения в интернет-пространстве, критически оценивая коммуникативную эволюцию не сточки

1 Маклюэн, М. Понимание медиа: внешние расширения человека — М.: Кучково поле, 2007. — С. 64.

2 Postman, N. Там же.

3 Ruotsalainen, J., Heinonen, S. Media ecology and the future ecosystemic society // European Journal of Futures Research volume 3, Article number: 9 (2015)

[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://eujournalfuturesresearch.springeropen.com/article s/10.1007/s40309-015-0068-7 (дата обращения

12.12.2020).

зрения морали, а с точки зрения практик повседневного поведения. Р. Логан, в частности, отмечает, что «Маклюэн и его последователи были заинтересованы не в морализаторстве, в чем заключалась их философия медиаэкологии, а в разработке критической теории. Он конструировал модели влияния технологий и средств массовой информации на наше сознание»4. В этом смысле, эволюция СМИ может набирать критическую массу, когда человек может терять связь с реальностью и существовать в мнимой картине мира.

Растущие тренды развития средств массовой коммуникации и средств массовой информации косвенно подтверждают эту гипотезу, «поскольку они имеют тенденцию приспосабливаться к новым условиям, а ме-диаэкосистема, чтобы выжить, например, принимает или моделирует особенности характеристик новичков в новые медиа, интегрируя их по своим правилам»5. СМИ теперь основаны на новых маршрутах передачи данных и информации, информационные материалы могут быть прежними, в то время как интерфейсы и семиотические процессы производства смысла быстро меняются. Вместе с ними изменениям подлежат и «правила игры» в коммуникативном пространстве медиа.

Медиаэкология как направление сегодня кастомизируется вокруг рисков и угроз потребителей киберсреды, поскольку экспоненциальный рост социальных сетей и социальных медиасервисов в последние 10 лет сформировал и новую экологическую нишу с потребительскими рисками, кон-тентными угрозами, токсичными моделями поведения и социального подражания, собственной культурой языка и нарративами повествования. Медиаэкология в этой связи

4 Logan, R. McLuhan's Philosophy of Media Ecology: An Introduction [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/3058 17681_McLuhan's_Philosophy_of_Media_Ecology_An_ Introduction (дата обращения 12.12.2020).

5 Velasquez, A., Renó, D., Beltrán, A., Maldonado, J.C. From the mass media tosocial media: reflections on the new media ecology // Revista Latina de Comunicación Social, 73, pp. 583 to 594 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.revistalatinacs.org /073paper/1270/29en.html (дата обращения: 12.12.2020).

переросла из чисто исследовательской области в область инструментальную, разрабатывающую модели и приемы безопасного поведения в сетевом пространстве, а также образовательно-дисциплинарную, создавая траектории медиахеджирования рисков для различных групп и интернет-аудиторий, которые наиболее подвержены негативным последствиями потребления контента и направленного медиавоздействия.

Онтологические сложности понимания процесса производства и потребления информации во многом зависят от структуры самого WEB 2.0, поскольку «нельзя забывать и о том, что аудитория не только потребляет информацию, но и сама активно создает и распространяет ее»1. Современные медиааудитории являются субъектами экологического пространства сетевых медиа, иногда организуясь в подсетевые ниши «фейсбукеров», «твиттерианцев», «ютубе-ров» и тому подобное, являясь носителями идентичности идеологии сетевого сообщества, одновременно выполняя роль «конструкторов» внутренних рынков информации.

Но сетевое конструирование виртуальности, в отличие от социального конструирования реальности в знаменитой социологической парадигме П. Бергера и Н. Лукмана, где «сознание всегда интернационально и всегда направлено на объекты или предполагает их»2, часто основывается на распространении информации и использовании форм коммуникации, направленных на деконструкцию, разрушение, фрагментацию индивидуального и коллективного сознания личности, идей, истории, отношений между социальными группами. Кроме того, происходит и смена самого дискурса, когда «любое суждение может приобретать большее или меньшее значение даже исходя из развитости интерфейса паблика или специфики контента. Любое событие,

1 Зорин, К.А. Медиасистема как совокупность «информационных торнадо» // Медиаскоп. 2014. № 4 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mediascope.ru/1655 (дата обращения: 29.12.2020).

2 Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / Пер. с англ. Е. Руткевич; Моск. филос. фонд. — М.: Academia-Центр; Медиум, 1995. С. 11.

размещенное в Instagram, может быть воспринято иначе, чем в Facebook только лишь потому, что создаваемый или размещаемый контент очень разный, и его коды считыва-ются по-разному»3. Одна из ведущих концепций кодирования и декодирования информации С. Холла, базирующаяся на телевизионном дискурсе, актуализируется в новых категориях, когда мы попадаем не просто в различно считываемый текст и технологии его подачи, а на нас воздействуют еще и агенты социальных сетей, выполняющие конкретные социальные роли, осуществляя социальные действия хейтеров, фейк-ньюсмейкеров, кибербуллеров, дисси-нгентов, кетфишенгеров, за каждым из которых может скрываться отдельный аспект деструктивного влияния. Каждый из нас может «использовать «навязанный вариант», когда «работает» заложенный в тексте код»4. Л. Стрейт — один из ведущих методологов и теоретиков медиаэкологии продолжает традицию экологии медиапро-странства, рассматривая «технологии и методы передачи информации и коды коммуникации как выполняющие ведущую роль в человеческой деятельности»5.

Именно технологии, методы передачи информации, а также манипулятивные практики работы с потребителями информационного контента становятся для современной медиаэкологии виртуального пространства еще одной предметной областью, учитывая, что современный пользователь не склонен проверять информацию, не владеет методами практического фактчекинга при проверке фактов и событий из интернета, доверчив к первой попавшейся информации. А учитывая, что социальные виртуальные круги и группы зачастую строятся по

3 Берендеев, М.В. Медиадискурсы и образы стран в условиях политики постправды // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2017. Т.13, № 4. С. 67.

4 Hall, S. Encoding and Decoding in the Television Discourse [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.birmingham.ac.uk/Documents/college-artslaw/history/cccs/stencilled-occasional-papers/ 1to8and11to24and38to48/SOP07.pdf (дата обращения: 12.12.2020).

5 Strate, L., Jacobson, R., and Stephanie Gibson (Eds.). Communication and Cyberspace: Social Interaction in an Electronic Environment (2nd ed.). Cresskill, NJ: Hampton Press, 2003.

принципу доверия его участников и виртуальной социальной поддержке, и они значительно шире чем реальные сообщества и социальные круги, то пользователь очень быстро может попасть в систему ложных социальных кодов и ожиданий, которые он проецирует на виртуальную среду, а значит, может быть больше уязвим деструктивными формами воздействия и коммуникаций, исходящих из данной среды. Мы не всегда можем определить те смыслы, которые могут быть вложены в контент, и отфильтровать те социальные виртуальные роли, которые играют агенты социальных сетевых пространств. Деструктивные социальные роли, деструктивные социальные и семиотические коды, нерефлексивное считывание информации могут явиться и определенной попыткой к реальным социальным действиям, что отражается в агрессивных пабликах и контркультурных молодежных сообществах, группах в социальных сетях, аккумулирующих и интегрирующих достаточно большие межгрупповые связи.

В западной традиции мы имеем дело с теоретическим анализом множества потенциально опасных киберпространств, особенно в свете социальных, гражданских и политических разногласий. Эта теория находится еще в допарадигмальной стадии, однако уже сегодня наблюдается дисперсия социальных медиа и выделение новых форм цифрового разрыва и цифровой стратификации, что создает дополнительные угрозы и риски для пользователей социальных сетей.

Специалисты в области цифровой дифференциации концептуализируют, что «цифровая дифференциация имеет значение для предметного изучения стратификации в целом, она также становится критическим методологическим вопросом. По мере развития интернета формы цифрового исключения только множатся»1. Вместе с тем цифровая дифференциация в социальных медиа рождает новые барьеры и непреодо-

1 Robinson, L. et al. Digital inequalities and why they matter Information|| Communication & Society, 2015Vol. 18, No. 5, 569-582 [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.lauracrobinson.com/Article _Digital_Inequalities_and_Why_They_Matter.pdf (дата обращения: 12.12. 2020).

лимые социальные паттерны между людьми, рекрутируя одними группами других в социально опасные мероприятия и деструктивные формы интернет-поведения. Цифровой разрыв и цифровые барьеры выражаются не только в разном доступе к цифровым ресурсам различных групп населения или интенсивности их использования, они фокусируется вокруг межпоколенческих разрывов, а также между группами пользователей самого сетевого пространства, в котором одни группы и агенты могут получать доминирование над другими.

Медиаэкология сетевого пространства таким образом приобретает практические смыслы, связанные с расширением возможностей цифрового образования, медиообра-зования, разработок моделей как социального, так и психологического поведения в социальных сетях и пабликах. Можно отметить, что системные теории, представляющие единство в понимании методологических подходов к организации процессов ме-диаэкологии, практически не описаны, в отечественном научном дискурсе данная тематика представлена фрагментарно, российские социологи, психологи и специалисты по медиакоммуникациям долгое время рассматривали проблемы медиаэкологии сквозь ситуативные процессы интернет-пространства, связанные в том числе с развитием социальных сетей, интрерфейсов и конкурентной среды.

Российские кейсы с точки зрения ме-диаэкологии киберпространства сегодня направлены в практикоориентированное русло, выполняют инструментальную роль для формирования необходимых навыков безопасной работы в сетевом пространстве.

Сегодня активно происходит агрессивная и массированная пропаганда саморазрушительных форм поведения, что подтверждается сотнями групп суицидальной направленности с десятками тысяч участников. Деструктивный контент не только разрешен для демонстрации в сети, но и представлен в различных формах. Любой пользователь сети является потенциальной жертвой групп, связанных с рисками и угрозами психологическому здоровью. Современные школьники слабо защищены от разрушительного контента, рисков и угроз

психологическому здоровью, в связи с чем в России получает распространение деятельность, направленная на профилактику и защиту от агрессивной и деструктивной среды виртуального пространства.

Медиаграмотность и медиабезопас-ность сегодня - одни из ведущих направлений, необходимых для формирования навыков существования в сети современного человека.

Ключевым ресурсом, работающим на формирование необходимых компетенций в сфере медиабезопасности, является Лаборатория Касперского1 , которая не только обеспечивает защитными программами, но и осуществляет просветительскую деятельность в сфере кибербезопасности.

Одним из лидеров в сфере медиабез-опасности является Фонд развития Интернет, который «реализует исследовательские, образовательные и информационно-просветительские проекты, направленные на развитие Интернета, изучение его влияния на пользователей, повышение цифровой компетентности и безопасное использование сети Интернет»2.

Активную деятельность в виртуальном пространстве осуществляет информационно-просветительский интернет-портал Международного интернет-сообщества исследователей феномена киберсоциализации «Ното СуЬегш», созданный «для систематизации, интеграции и популяризации достижений современной теории и практики киберфилософии, киберонтологии, кибер-социологии, киберпедагогики и киберпси-хологии, для улучшения и эффективности безопасности, успешности и мобильности киберсоциализации человека, желающего научиться осмысленности, рациональности и оперативности использования ресурсов и возможностей киберпространства»3.

1 Лаборатория Касперского [Электронный ресурс]

- Режим доступа: https://www.kaspersky.ru/about /press-releases/2019_ksk-survey (дата обращения 28.12.2020).

2 Фонд развития Интернет [Электронный ресурс]

- Режим доступа: http://www.fid.su/ (дата обращения 27.12.2020).

3 «Ното Cyberus» [Электронный ресурс] - Режим

доступа: http://www.homocyberus.ru (дата обращения

29.12.2020).

Активно в процесс медиабезопасности включены и регионы. Так, челябинский портал «Киберлаборатория по вопросам ме-диабезопасности» осуществляет деятельность, направленную на безопасность виртуального пространства. Проект «Киберла-боратория» является «региональным анали-тико-методическим центром по вопросам выявления, профилактики и контрпропаганды явлений, связанных с распространением деструктивного контента в сети Интернет», где специалисты выполняют научно-аналитическую, методическую и консультационную работу, направленную на повышение компетенций граждан в вопросах ме-диабезопасности, а также на профилактику уязвимости пользователей сети Интернет перед потенциальными виртуальными угрозами .

Проблемам виртаульного пространства посвящен паблик профессора Воронежского государственного университета, доктора филологических наук А.М. Шесте-риной «Медиапсихология» социальной сети «Вконтакте»5.

Формирование на уровне калининградского регионального социума программы развития медиаграмотности школьников как современных медиапотребителей в условиях контентных, коммуникационных и других видов онлайн-рисков, а также привлечение на площадки Калининградской области профессионального экспертного сообщества в целях приобретения и накапливания опыта региональным педагогическим сообществом культуры киберсоциали-зации и кибербезопасности школьников в процессе активного медиапотребления является одним из приоритетных направлений в сфере медиабезопасности. Для достижения поставленных целей в регионе был разработан онлайн-ресурс, осуществляющий непрерывную работу в сфере медиаграмот-ности школьников Калининградской области, направленный для развития медиаком-петенций социального и психологического

Киберлаборатория по вопросам медиабезопас-ности [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://resurs-center.ru (дата обращения 29.12.2020).

5 Медиапсихология [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://vk.com/public21211663 (дата обращения 27.12.2020).

поведения в онлайн средах и социальных медиа.

Основные направления, существующие в рамках медиаэкологии сетевого пространства на территории Калининградской области, выполняют информационные, образовательные, воспитательные и просветительские функции. Так, реализуемый в рамках гранта Правительства Калининградской области проект «Медиаэкология киберпро-странства» ориентирован на педагогическое сообщество, осуществляющее дальнейшую киберсоциализацию подростковой аудито-рии1. Спектр тем, поднятых в рамках проекта, соответствует современным векторам работы в сфере медиабезопасности:

- тренды медиапотребления молодежи в условиях цифровой среды и цифрового образования;

- риски и угрозы психологическому здоровью школьников в сети Интернет;

- профилактика потребления деструктивного контента в сети Интернет;

- фейк-ньюс и постправда как современная медиареальность;

- проблемы медиаобразования современных школьников.

Сайт «Медиаэкология киберпростран-ства» представляет ресурс, который выполняет не только вышеперечисленные функции, но и является площадкой для экспертного сообщества, изучающего актуальные темы виртуального пространства: электронная культура и деструктивный контент, ме-диазависимость, медиапотребление, кибер-буллинг, фейк-ньюс и эпоха постправды. Ученые МГУ им. М. В. Ломоносова, СПбГУ, ВГУ, ЧелГУ, ДВФУ, БФУ им. И. Канта, МУБиНТ и других университетов в формате интервью объясняют специфику поведения в виртуальном пространстве.

Серии инфографик и видеороликов, размещенных на сайте, посвящены рискам и угрозам сети и ориентированы на правила безопасного поведения школьников в виртуальном пространстве. В рамках программы медиаграмотности «Медиаэкология ки-берпространства» на территории Калинин-

1 Медиаэкология киберпространства [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.cyberecology.ru (дата обращения 30.12.2020).

градской области был создан канал для размещения видеопроекта «Скринлайф: дети и сети», который объединил серию из 8 роликов на темы, посвященные медиабезопасно-сти.

Нужно отметить, что медиаэкология как практическая сфера развивается не в оппозиции к растущим трендам сетевой среды, а вместе с ней, как пространство безопасного медиаконтента, направляющего современного пользователя сети в ситуацию рефлексивного осмысления как самих социальных коммуникаций в интернете, так и размещаемого контента. В этом смысле ме-диаэкология направлена на демаркацию социально-одобряемых коммуникаций и форм поведения в сетевом пространстве от того, что принято называть токсичным контентом и токсичными коммуникациями, выражающимися в различных формах хейтерства, медиабуллинга, фейк-ньюсмейкерства и других феноменов.

Современная феноменология сетевой среды, при всей информационной и коммуникативной открытости, создает большие трудности в понимании, восприятии информации и процессе общения, чем оф-флайн-коммуникации, поскольку система онлайн-коммуникации и формы передачи контента не тождественны традиционным коммуникативным нормам, однако многими онлайн и оффлайн коммуникации воспринимаются как тождественные или близкие друг к другу. Приведенный выше отечественный опыт практической медиаэколо-гии как раз фиксирует большой разрыв между языком, психологией, социологией реального и виртуального пространств, что, безусловно, в скором будущем станет исследовательской базы академической ме-диаэкологии. Учитывая также тенденции к востребованности образовательного контента в сфере медиаэкологии и осознанного потребления информации в виртуальное среде, будет происходить и насыщение отечественного образовательного пространства, когда медиаэкология может стать и самостоятельной дисциплиной в рамках получения не только медиаобразования, но и образования по широкому профилю социально-гуманитарных направлений.

Несмотря на представленную актив- симостей и выводить научные траектории

ность, в том числе и в регионах, в сфере ме- на измерения последствии влияния кибер-

диаграмотности и медиабезопасности, мно- пространства.

гие риски и угрозы виртуального простран- Учитывая тренды информационного

ства являются слабо изученными. Дальней- перенасыщения, чрезмерной виртуализации

шая исследовательская и практикоориенти- социальной повседневности молодежными

рованная работа в рамках медиаэкологии социальными группами, фрагментарной ме-

киберпространства является одним из прио- диаграмотности пользователей социальных

ритетных направлений, необходимых для сетей, формирования новых форм зависи-

развития компетенций человека, для кото- мостей от интернет-потребительства, иссле-

рого виртуальное пространство становится довательские маркеры медиаэкологии ки-

«средой обитания». берпространства все больше будут разви-

Современное исследовательское поле ваться в области поиска новых методологи-

проблем медиаэкологии будет расширяться, ческих моделей и инструментов по создания

исходя из тенденций смещения социального комфортных зон безопасности для сохране-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пространства в сетевую виртуальную среду, ния психологического и социального здоро-

а скорость самих изменений будет способ- вья агентов виртуального социума. ствовать росту разноплановых онлайн зави-

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / Пер. с англ. Е. Руткевич; Моск. филос. фонд. — М.: Academia-Центр; Медиум, 1995. С.11.

2. Берендеев, М.В. Медиадискурсы и образы стран в условиях политики постправды // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2017. Т.13, № 4. С. 67.

3. Зорин, К.А. Медиасистема как совокупность «информационных торнадо» // Медиа-скоп. 2014. № 4 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mediascope.ru/1655 (дата обращения: 29.12.2020).

4. Киберлаборатория по вопросам медиабезопасности [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://resurs-center.ru. (дата обращения 29.12.2020).

5. Лаборатория Касперского [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.kaspersky.ru/ about/press-releases/2019_ksk-survey (дата обращения 28.12.2020).

6. Маклюэн, М. Понимание медиа: внешние расширения человека — М.: Кучково поле, 2007. — С. 64.

7. Медиапсихология [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://vk.com/public 21211663 (дата обращения 27.12.2020).

8. Медиаэкология киберпространства [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.cyberecology.ru. (дата обращения 30.12.2020).

9. Фонд развития Интернет [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.fid.su/ (дата обращения 27.12.2020).

10. Hall, S. Encoding and Decoding in the Television Discourse [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.birmingham.ac.uk/Documents/college-artslaw/history/cccs/stencilled-occasional-papers/ 1to8and11to24and38to48/SÜP07.pdf (дата обращения: 12.12.2020).

11. «Homo Cyberus» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.homocyberus. ru. (дата обращения 29.12.2020).

12. Logan, R. McLuhan's Philosophy of Media Ecology: An Introduction [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/305817681_McLuhan's _Philosophy_of_Media_Ecology_An_Introduction (дата обращения 12.12.2020).

13. Postman, N. The Humanism of Media Ecology // Proceedings of the Media Ecology Association, Volume 1, 2000 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.media-ecology.org/resources/Documents/Proceedings/v1/v1-02-Postman.pdf (дата обращения 14.12.2020).

14. Robinson, L. et al. Digital inequalities and why they matter Information|| Communication & Society, 2015Vol. 18, No. 5, 569-582 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.lauracrobinson.com/Article_Digital_Inequalities_and_Why_They_Matter.pdf (дата обращения: 12.12. 2020).

15. Ruotsalainen, J., Heinonen, S. Media ecology and the future ecosystemic society // European Journal of Futures Research volume 3, Article number: 9 (2015) [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://eujournalfuturesresearch.springeropen.com/articles/10.1007/s40309-015-0068-7 (дата обращения 12.12.2020).

16. Strate, L., Jacobson, R, and Stephanie Gibson (Eds.). Communication and Cyberspace: Social Interaction in an Electronic Environment (2nd ed.). Cresskill, NJ: Hampton Press, 2003.

17. Velasquez, A., Renó, D., Beltrán, A., Maldonado, J.C. From the mass media tosocial media: reflections on the new media ecology // Revista Latina de Comunicación Social, 73, pp. 583 to 594 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.revistalatinacs.org/073paper/ 1270/29en.html (дата обращения: 12.12.2020).

Получено: 30.12.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.