Вестник магистратуры. 2020. № 4-2 (103)
ISSN 2223-4047
Ф
И
З
И
К
О
-МА ТЕМА ТИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 51
Н.В. Калитюк, П.А. Першина, В.Н. Проводин МЕДИАБУЛИМИЯ
В данной статье рассматривается психологическое явление ме-диабулимия, а также его основные свойства и причины возникновения этого явления. На данный момент ещё нет систематизированной информации о медиабулимии. Однако если продолжать исследования по данной теме, вполне вероятно, что эффект медиабулимии получит применение в различных сферах психологии.
Ключевые слова: медиабулимия, информация, производство, явление, данные.
Явление медиабулимии состоит в том, что человек, взаимодействующий с чрезмерным объемом информации, испытывает трудности с восприятием, систематизацией и применением полученных знаний.
Во времена античности носителями информации были книги, тогда же начинают встречаться афоризмы о вреде бесконтрольного чтения: «Чрезмерное обилие книг распыляет мысли» - утверждал Сенека [1]. Когда в 1440 году в Европе Иоанн Гутенберг изобрел печатный станок, произошла революция в области книгопечатания, и стремительный рост производства книг и журналов вместе со снижением их себестоимости сделали их доступными широкому кругу людей. В дальнейшем, с изобретением интернета, проблема только усугубилась.
Таким образом, тенденции медиабулимии начинают все больше проявляться с ростом производства информации (развитие книгопечатания, изобретение интернета).
Основные свойства медиабулимии включают:
1)головная боль вследствие чрезмерной нагрузки на мозг;
2)отторжение информации;
3)плохой сон, как следствие постоянной работы центральной нервной системы (ЦНС);
4)повышенная нервозность, сменяющаяся апатией;
5)развитие различных психических заболеваний [2].
Данные симптомы медиабулимии наблюдаются не одновременно, а вытекают друг из друга. Можно представить следующую последовательность процессов при возникновении явления медиабулимии: поиск информации, потребление данных из нескольких источников, попытка переработки и систематизации, повышение нагрузки на ЦНС, апатия. В дальнейшем высока вероятность вывода неверных умозаключений из проанализированной информации, как следствие её большого объема и информационной перегрузки мозга [3].
Перечисленные выше свойства демонстрируют, что для достижения эффекта медиабулимии требуются определённые условия: наличие различных источников информации, их неточность, плохая оптимизация данных.
Основные причины медиабулимии включают:
1)стремительный рост темпов производства информации. На рис. 1 отражены темпы роста объема информации в мире согласно докладу IDC's Digital Universe Study [4];
© Калитюк Н.В., Першина П.А., Проводин В.Н., 2020.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2020. № 4-2 (103)
Рис. 1. Темпы роста объема информации в мире
2)простота дублирования и передачи данных через интернет;
3)увеличение доступных каналов входящей информации (СМС, мессенджеры, социальные сети);
4)противоречия и неточности в имеющейся информации;
5)отсутствие метода сравнения и обработки различных видов информации;
6)куски информации не связаны или не имеют общей структуры для выявления их отношений;
7)информационный "шум" - явление, характеризующееся уменьшением информационной ценности текста пропорционально его объему. Влияет на способность адекватно оценивать информацию. Так, например, видеоряд с подобранной определенным образом музыкой может использоваться для пропаганды [5];
8)многозадачность - явление, при котором человек постоянно переключается с одной задачи на другую, значительно снижая продуктивность своих действий [6].
При должном исследовании данной области человечество сможет найти способы минимизировать причины медиабулимии, что должно привести к качественному скачку продуктивности работы с информацией, и, как следствие, росту образованности населения.
Библиографический список
1. Афоризмы// Автор: Олег Ермишин, 2006.
2. Информационная перегрузка людей // Автор: А.Д. Еляков, 2005.
3. Perspectives on Information Overload // Jacob Jacoby, 1984.
4. Extracting Value from Chaos// By John Gantz and David Reinsel, 2011.
5. Cosmic Trigger III: My Life After Death // by Robert Anton Wilson, 1995.
6. The Organized Mind: Thinking Straight in the Age of Information Overload // by Daniel J. Levitin, 2014.
КАЛИТЮК НИКИТА ВИКТОРОВИЧ - студент, Мытищинский Филиал Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, Россия.
ПЕРШИНА ПОЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА - студент, Мытищинский Филиал Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, Россия.
ПРОВОДИН ВАЛЕНТИН НИКОЛАЕВИЧ - студент, Мытищинский Филиал Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, Россия.