Научная статья на тему 'МЕДИАБУЛИМИЯ'

МЕДИАБУЛИМИЯ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
175
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАБУЛИМИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ПРОИЗВОДСТВО / ЯВЛЕНИЕ / ДАННЫЕ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Калитюк Н.В., Першина П.А., Проводин В.Н.

В данной статье рассматривается психологическое явление медиабулимия, а также его основные свойства и причины возникновения этого явления. На данный момент ещё нет систематизированной информации о медиабулимии. Однако если продолжать исследования по данной теме, вполне вероятно, что эффект медиабулимии получит применение в различных сферах психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕДИАБУЛИМИЯ»

Вестник магистратуры. 2020. № 4-2 (103)

ISSN 2223-4047

Ф

И

З

И

К

О

-МА ТЕМА ТИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 51

Н.В. Калитюк, П.А. Першина, В.Н. Проводин МЕДИАБУЛИМИЯ

В данной статье рассматривается психологическое явление ме-диабулимия, а также его основные свойства и причины возникновения этого явления. На данный момент ещё нет систематизированной информации о медиабулимии. Однако если продолжать исследования по данной теме, вполне вероятно, что эффект медиабулимии получит применение в различных сферах психологии.

Ключевые слова: медиабулимия, информация, производство, явление, данные.

Явление медиабулимии состоит в том, что человек, взаимодействующий с чрезмерным объемом информации, испытывает трудности с восприятием, систематизацией и применением полученных знаний.

Во времена античности носителями информации были книги, тогда же начинают встречаться афоризмы о вреде бесконтрольного чтения: «Чрезмерное обилие книг распыляет мысли» - утверждал Сенека [1]. Когда в 1440 году в Европе Иоанн Гутенберг изобрел печатный станок, произошла революция в области книгопечатания, и стремительный рост производства книг и журналов вместе со снижением их себестоимости сделали их доступными широкому кругу людей. В дальнейшем, с изобретением интернета, проблема только усугубилась.

Таким образом, тенденции медиабулимии начинают все больше проявляться с ростом производства информации (развитие книгопечатания, изобретение интернета).

Основные свойства медиабулимии включают:

1)головная боль вследствие чрезмерной нагрузки на мозг;

2)отторжение информации;

3)плохой сон, как следствие постоянной работы центральной нервной системы (ЦНС);

4)повышенная нервозность, сменяющаяся апатией;

5)развитие различных психических заболеваний [2].

Данные симптомы медиабулимии наблюдаются не одновременно, а вытекают друг из друга. Можно представить следующую последовательность процессов при возникновении явления медиабулимии: поиск информации, потребление данных из нескольких источников, попытка переработки и систематизации, повышение нагрузки на ЦНС, апатия. В дальнейшем высока вероятность вывода неверных умозаключений из проанализированной информации, как следствие её большого объема и информационной перегрузки мозга [3].

Перечисленные выше свойства демонстрируют, что для достижения эффекта медиабулимии требуются определённые условия: наличие различных источников информации, их неточность, плохая оптимизация данных.

Основные причины медиабулимии включают:

1)стремительный рост темпов производства информации. На рис. 1 отражены темпы роста объема информации в мире согласно докладу IDC's Digital Universe Study [4];

© Калитюк Н.В., Першина П.А., Проводин В.Н., 2020.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2020. № 4-2 (103)

Рис. 1. Темпы роста объема информации в мире

2)простота дублирования и передачи данных через интернет;

3)увеличение доступных каналов входящей информации (СМС, мессенджеры, социальные сети);

4)противоречия и неточности в имеющейся информации;

5)отсутствие метода сравнения и обработки различных видов информации;

6)куски информации не связаны или не имеют общей структуры для выявления их отношений;

7)информационный "шум" - явление, характеризующееся уменьшением информационной ценности текста пропорционально его объему. Влияет на способность адекватно оценивать информацию. Так, например, видеоряд с подобранной определенным образом музыкой может использоваться для пропаганды [5];

8)многозадачность - явление, при котором человек постоянно переключается с одной задачи на другую, значительно снижая продуктивность своих действий [6].

При должном исследовании данной области человечество сможет найти способы минимизировать причины медиабулимии, что должно привести к качественному скачку продуктивности работы с информацией, и, как следствие, росту образованности населения.

Библиографический список

1. Афоризмы// Автор: Олег Ермишин, 2006.

2. Информационная перегрузка людей // Автор: А.Д. Еляков, 2005.

3. Perspectives on Information Overload // Jacob Jacoby, 1984.

4. Extracting Value from Chaos// By John Gantz and David Reinsel, 2011.

5. Cosmic Trigger III: My Life After Death // by Robert Anton Wilson, 1995.

6. The Organized Mind: Thinking Straight in the Age of Information Overload // by Daniel J. Levitin, 2014.

КАЛИТЮК НИКИТА ВИКТОРОВИЧ - студент, Мытищинский Филиал Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, Россия.

ПЕРШИНА ПОЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА - студент, Мытищинский Филиал Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, Россия.

ПРОВОДИН ВАЛЕНТИН НИКОЛАЕВИЧ - студент, Мытищинский Филиал Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.