Научная статья на тему 'Медиабезопасность в пространстве полиэтничного региона (на примере астраханской прессы)'

Медиабезопасность в пространстве полиэтничного региона (на примере астраханской прессы) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
260
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЭТНИЧНОСТЬ / ПОЛИЭТНИЧНЫЙ РЕГИОН / МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ ДИАСПОР / АСТРАХАНСКАЯ ПРЕССА / КУЛЬТУРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЛАСТНЫЕ ИЗДАНИЯ / ГИЛЬДИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ / МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ DIASPORAS / POLY-ETHNIC REGION / ASTRAKHAN PRESS / CULTURAL SECURITY / REGIONAL PUBLICATIONS / THE GUILD OF INTERETHNIC JOURNALISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Байбатырова Наиля Мунировна

В современном мире в условиях полиэтничного региона становится актуальным контроль за медиабезопасностью материалов в национальных, областных СМИ и прессе диаспор. Анализируется этническая проблематика в материалах региональных астраханских изданий в аспекте освещения национальных взаимоотношений и национальных конфликтов. Рассматривается пресса национальных диаспор как важный инструмент этнической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Security of Media in the Space of a Polyethnic Region (on the Example of Astrakhan Press)

In the modern world in conditions of a polyethnic region is actual control over media security of materials in national, regional press and the press of diaspora. The article is devoted to the analysis of ethnic issues in the materials of the Astrakhan regional publications on the subject of the light of national relations and national conflicts. Considered by the press of national diasporas as an important instrument of ethnic security.

Текст научной работы на тему «Медиабезопасность в пространстве полиэтничного региона (на примере астраханской прессы)»

автор обращается к проблеме превышения служебных полномочий российскими властями, а именно представителями Министерства внутренних дел РФ. Автор критикует не только сложившуюся ситуацию в целом, но и отсутствие эффективного, глубокого и непредвзятого расследования дел по превышению работниками указанных госструктур служебных полномочий на фоне постоянного роста данной тенденции и увеличением числа жалоб о злоупотреблениях.

Деятельность Министерства обороны и Министерства внутренних дел носит, с точки зрения автора статьи, жестокий характер: The Russian military and police are often accused of brutality (Российские военные силы и полиция часто обвиняются в жестокости). Автор статьи приводит информацию о злоупотреблении госслужащими своими полномочиями: An increased number of allegations of abuse (увеличилось число судебных исков по обвинению в злоупотреблении полномочиями), что также вызывает у читателя негативные настроения относительно системы госуправления в РФ.

Наиболее часто встречающие при оценке деятельности средства выразительности -эпитеты (corrupt - коррумпированный, inflexible - негибкий, unreformable - нереформиру-емый, hostile - враждебный), фразеологизмы (go to these length - пускаться во все тяжкие), устойчивые словосочетания (as far as deeds are concerned - что же касается дела), ироничные высказывания (this so-called - этот так называемый), также встречается аллюзия (Machiavel-lan methods - макиавеллистские методы).

Анализ медийного суждения о деятельности государственных учреждений дает возможность определить важные для того или иного языкового сообщества структуры знания, ценностно-смысловые доминанты в сознании его представителей, стоящие за языковыми знаками. Перспективами настоящего исследования могут стать фреймовый анализ оценочной категоризации деятельности госучреждений, выявление обязательных и факультативных признаков при восприятии и интерпретации их деятельности; анализ характера оценки деятельности госструктур в медиади-скурсивном пространстве на материале других языков, в частности китайского, сравнение систем оценочных категорий профессиональной деятельности, приоритетных для российского, английского и китайского сообществ, а также особенностей языковых средств вербализации оценки профессиональной деятельности в западной и восточной лингвокультурах.

Список литературы

1. Болдырев, Н. Н. Когнитивная семантика : курс лекций по английской филологии. Тамбов, 2001. 123 с.

2. Комлев, Н. Г. Словарь иностранных слов. М., 2000. 1308 с.

3. Кузнецов, С. А. Большой толковый словарь русского языка. СПб., 1998. 794 с.

4. Сайт газеты «The Daily Telegraph» [Электронный ресурс]. URL: http://www.dailytele-graph.com

5. Сайт газеты «The Guardian» [Электронный ресурс]. URL: http://www.guardian.co.uk

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312).

Филология. Искусствоведение. Вып. 80. С. 46-51.

Н. М. Байбатырова

МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ В ПРОСТРАНСТВЕ ПОЛИЭТНИЧНОГО РЕГИОНА (на примере астраханской прессы)

В современном мире в условиях полиэтничного региона становится актуальным контроль за медиабезопасностью материалов в национальных, областных СМИ и прессе диаспор. Анализируется этническая проблематика в материалах региональных астраханских изданий в аспекте освещения национальных взаимоотношений и национальных конфликтов. Рассматривается пресса национальных диаспор как важный инструмент этнической безопасности.

Ключевые слова: полиэтничность, полиэтничный регион, медиабезопасность диаспор, астраханская пресса, культурная безопасность, областные издания, Гильдия межэтнической журналистики.

В настоящее время в полиэтничных регионах Российской Федерации появляются проблемы формирования единого национального информационного пространства. Важен учет процессов повышения и снижения конфликто-генности в региональном социуме, регулирование социальных отношений, построенных на принципах мультикультурализма и толерантности. Медиабезопасность в пространстве по-лиэтничного региона - одно из важных направлений, над которым необходимо работать не только средствам массовой информации, но и федеральным и региональным властным структурам, а также общественным организациям и национальным обществам. На VII съезде Союза журналистов Москвы 27 марта 2013 г. был обнародован этический кодекс журналистов, освещающих межэтническую тематику в Российской Федерации. Документ был разработан Гильдией межэтнической журналистики. В кодексе подчеркивается, что его соблюдение «является добровольным, свободным и осознанным шагом каждого профессионального журналиста» [11]. Этические нормы журналиста, освещающего межэтнические проблемы, накладывают на него особую ответственность. Кодекс призывает журналистов избегать стереотипов в отношении этнических групп, «языка вражды», не манипулировать фактами и не замалчивать информацию о событиях в межнациональной сфере. В документе сказано, что национальность журналиста не должна влиять на объективность его работы [11].

Рассматривая медиабезопасность в пространстве полиэтничного региона, следует прежде всего обратиться к уточнению термина «медийное пространство» и более широкому понятию «информационное пространство». Понятие медийного пространства часто используется для обозначения системы СМИ (федеральной, региональной, городской, районной) или медийной картины мира (как совокупности медиатекстов). Медийное пространство - это и физическое, и социокультурное пространство. В английском варианте этот термин звучит как «mediated space». Медиапространство имеет географические и социокультурные координаты. Массмедиа не просто отображают то или иное медиапространство, но и приписывают ему определенные смысловые

оценки. Медийное пространство - это, прежде всего, материальное пространство информационно-коммуникативных сетей и потоков. Оно априори выступает как источник потенциальных опасностей. Информационное пространство - более обширный термин, представляющий собой совокупность объектов, вступающих друг с другом в информационное взаимодействие, а также сами технологии, обеспечивающие это взаимодействие. Информационное пространство имеет своим центром субъект, который в процессе своей деятельности создает информацию, присваивает ее, накапливает и передает. Таким субъектом может выступать не только человек, социальная группа, но и целый регион. Информационное пространство полиэтничного региона следует определить как пространство межнациональных отношений, в котором происходят процессы создания, обработки, хранения, передачи особого рода информации. В связи с многонациональным и многоконфессиональным составом российского общества важен не только общенациональный, но и региональный уровень этнической медиабезопасности. Под этнической медиабезопасностью в данном случае следует понимать комплекс мер, предпринимаемых в медиапространстве и направленных на предупреждение и ликвидацию межнациональных конфликтов, противодействие этнической и религиозной нетерпимости, воспитанию у аудитории СМИ толерантного отношения к представителям различных национальностей и религиозных конфессий. Этническая медиабезопасность населения страны является частью культурной и политической безопасности. Это особенно актуально для субъектов Южного федерального округа.

Астраханская область граничит с СевероКавказским федеральным округом, поэтому стоит помнить об угрозах безопасности, возможных актах терроризма и экстремизма. С 1990-х гг. в регионе периодически возникает серьезное социальное напряжение, что ставит под сомнение идею благополучной многонациональной Астрахани. В таких условиях важной задачей астраханской прессы должно стать рассмотрение ментальных основ безопасности государства, общества, отдельной личности. В региональных СМИ необходимо целенаправ-

ленное формирование гражданской общероссийской идентичности, а также ментальных, мировоззренческих основ и механизмов обеспечения медиабезопасности как компонента системы национальной и региональной безопасности. Население Астраханской области немного превышает 1 млн человек. В регионе представлены более 100 национальностей. Преобладающее население - русские (70 %), казахи (14,2 %) и татары (7 %), однако, вследствие миграций, неуклонно возрастает численность народов Кавказа [9. С. 19].

Как отмечает историк-краевед А. В. Сызра-нов, «с эпохи “перестройки” в СССР началось так называемое “национальное возрождение”. Этот процесс затронул и многонациональное население Астраханской области. Выразилось это, прежде всего, в возникновении целого ряда национально-культурных обществ, ставящих своей главной задачей возрождение родного языка и культуры: татарское “Дуслык” (“Дружба”), казахское “Жолдастык” (“Товарищество”), ногайское “Бирлик” (“Единство”), туркменское “Ватан” (“Родина”), армянское “Арев” (“Солнце”), еврейское “Тхия” (“Возрождение”), немецкое “Хоффнунг” (“Надежда”) и другие» [9. С. 37]. Отдельные общества стали издавать свои газеты: появились татарское издание «Идель» («Волга»), казахское -«Ак Арна» («Чистый родник»), газета «Немецкое Астраханское обозрение».

Однако, несмотря на наличие прессы национальных диаспор, информационное пространство Астраханского региона в настоящий момент разбалансировано. Необходимо отметить, что не в полной мере удовлетворяются имеющиеся информационные потребности национальных меньшинств Астраханской области и уровень их информационного развития. Слабо развита, в первую очередь, печать национальных диаспор, что в большей степени связано с финансовыми трудностями. Качество, объем и периодичность выхода газет и журналов национальных обществ не являются стабильными.

Между тем сайты и блоги экстремистского содержания не всегда поддаются контролю и своевременной блокировке. С целью повышения медиабезопасности как в научном, так и в практическом отношении важно определить источники возникновения экстремистских форм сознания в Астраханском регионе, поскольку они являются наиболее опасными угрозами безопасности в информационно-сетевом обществе. Необходим постоянный мони-

торинг, способный выявить принципы кооперации индивидов в сетях, оценить их дискурсную активность и направленность тематизации информационно-сетевого дискурса. Региональной прессе на современном этапе важно предложить способы оптимизации информационной деятельности на основе разработки эффективных технологий противодействия идеологии экстремизма на ментальном и когнитивном уровнях. В полиэтничных регионах необходимо уделять внимание таким негативным аспектам информационной политики, как экстремистские медиавойны, национальная медиаагрессия, информационный терроризм.

Актуальность этнической медиабезопасности подтверждается заинтересованностью государственных структур в научном сопровождении формирования и развития системы противодействия идеологии экстремизма и терроризма в Астраханском регионе. Так, в Астрахани работает Этноконфессиональный совет при губернаторе Астраханской области, в состав которого входят не только главы национальных обществ региона, но и представитель СМИ - председатель регионального отделения общероссийской общественной организации «Союз журналистов России» З. З. Муратова. При этноконфессиональном совете существует молодежная рабочая группа.

Астраханцы принимают участие и в общефедеральных и окружных мероприятиях. В ноябре 2010 г. Южный научный центр РАН организовал и провел «круглый стол» по теме «Использование инновационных методов и технологий в практической деятельности по профилактике идеологии терроризма», а кафедра политологии и политического управления Кубанского государственного университета — международную конференцию «Политическая безопасность юга России», а также круглый стол «Информационное противодействие идеологии терроризма в сфере этноконфессиональ-ных отношений». Рассматривались методы и способы профилактики и упреждения экстремистских и террористических проявлений в СМИ и Интернете.

Информационные угрозы со стороны ультрарадикальных сил становятся самыми опасными в современном обществе. Важным фактором риска для Астраханского региона является его геополитическое положением. Экстремистские и террористические проявления в сети Интернет набирают силу и становятся наиболее частыми, а российское законода-

тельство не успевает за развитием информационных технологий. В связи с этим средства массовой информации разрабатывают систему внутреннего самоконтроля, а проблема свободы и ответственности СМИ перед обществом и государством приобретает особую остроту, сложность и актуальность, особенно в вопросах обеспечения информационной безопасности государства. В условиях полиэтничного Астраханского региона необходим комплексный подход к обеспечению информационной безопасности в процессе политических, этнических и конфессиональных коммуникаций в прессе. Также необходимо своевременно регистрировать сигналы экстремистского содержания в социальных сетях и прессе, разработать методы упреждающего, профилактического и ответного характера, необходимые для создания эффективной функциональной системы информационной безопасности.

Рассматривая информационную среду региона, особое внимание следует уделить областным печатным изданиям, среди которых газеты «Волга» и «Комсомолец Каспия». Необходима разработка системы оценок и индикаторов угроз интолерантных идеологий в политикоинформационном пространстве, определение параметров его мониторинга и диагностирование состояния информационной среды региона, выявление, оценка и классификация информационных угроз. Проведение дискурс-анализа материалов названных газет в контексте обеспечения региональной безопасности основывается на определении методических приемов подмены понятий, манипулирования сознанием, исследования «лингвистики лжи» и «семиотики искажения истины» [4. С. 10]. На основе такого анализа возможно определение модельных параметров эффективных технологий предотвращения, профилактики и упреждения идеологии экстремизма в политико-информационном пространстве, систематизация оценочных характеристик информационной среды, опасности экстремизма и политических рисков

Обратимся к отдельным материалам астраханской региональной газеты «Волга» на тему межэтнических отношений. Оценивая уровень медиабезопасности в политико-информационном пространстве полиэтничного региона, можно провести систематизацию оценочных характеристик информационной среды, определить уровни опасности экстремизма и политических рисков в Астраханском регионе. Достаточно сложно оценить уровень соотношения

журналистских текстов, содержащих идеи толерантности и идеологии превосходства одних этносов над другими. В материале «Перепись как зеркало эпохи перемен» [1] приведены объективные статистические данные Всероссийской переписи 2010. Факт представленности населения 146 национальностями и этническими группами звучит как гордость. В сведениях о стремительном сокращении коренного населения - русских, татар, казахов - помимо аналитики звучит и тревожная интонация.

В аналитической статье журналиста Л. Немцовой «Дети разных народов» [5] поднимаются важные проблемы: «Сегодня ни для кого не секрет, что целые микрорайоны Астрахани у нас заселены “инородцами”, как их называли раньше на Руси. Но так у нас было всегда! Вокруг Больших Исад, Татар-базара на месте трущоб растут как на дрожжах двух-, а то и трехэтажные особняки с характерной архитектурой. На городских улицах женщины в хиджабах, а то и в парандже никого не удивляют <...> В учебниках истории весьма “деликатно” всего несколькими предложениями рассказывается о том, как в 24 часа с веками обжитых мест, от родовых домов и могил изгонялись целые народы. А документальное кино про “это” показывают опять же весьма “деликатно”, после полуночи. В одно время с эротикой и пип-шоу» [5]. Далее журналист анализирует конфликт на национальной почве 2 августа 2011 г., в День ВДВ, на одном из рынков Астрахани: «Спроси сегодня тех, кто мутузил друг друга на Больших Исадах: “За что бились? За какую такую великую идею кровь проливали?” И ведь не ответят!» [5]. Ксенофобия, национальная нетерпимость или бытовое хамство и хулиганство, которое не имеет национальной принадлежности? Этими почти риторическими вопросом задается автор.

Иногда в журналистских публикациях делается акцент на астраханской многонациональной «экзотике». Так, в материале газеты «Волга» от 13 января 2013 г. под заголовком «Остановите где-нибудь здесь...» [6] рассказывается о приключениях студенток-итальянок, проходящих стажировку в местном вузе: «Самое привлекательное для Розанны в городе - его многонацио-нальность. Знакомясь с местными татарами, казахами и кавказцами, девушки думали, что они иностранцы, и спрашивали, откуда те приехали. “Мы не могли даже представить, что в одном регионе живет столько людей разных национальностей”, - удивляется Вероника» [6]. Опи-

сывается посещение итальянкой знаменитого астраханского рынка Большие Исады: «Сначала она поговорила с женщинами, вяжущими носки и шали. Те долго уговаривали ее купить товар. Потом проголодалась и съела пирожок. Затем услышала пение муллы и пошла в сторону мечети. Там познакомилась с мусульманками, которые рассказали, как правильно молиться. Еще хотела поговорить с имамом о своем дипломе (его тема - исламский терроризм и сепаратизм), но уже не успела. “Думая об Астрахани, я буду вспоминать тот день на Больших Исадах”, - говорит мне Розанна» [6].

Идея толерантности как ценности и социальной нормы гражданского общества звучит в материалах большинства региональных, городских и районных изданий. В статьях астраханских журналистов подчеркивается право всех граждан быть различными. Медиасообщество сознательно стремится к обеспечению устойчивой гармонии между различными конфессиями, этническими группами, уважению к разнообразию различных культур, традиций. Целенаправленно отмечается готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.

Таким образом, медиабезопасность в многонациональном регионе необходима как средство оценки проявлений толерантности и нетерпимости в условиях роста социального разнообразия в России. При этом информационная безопасность населения должна рассматриваться в качестве элемента системы региональной культурной безопасности как отдельного гражданина, представителя определенного этноса, так и общества в целом. Процесс осознания медиабезопасности в сфере освещения межэтнических отношений осуществляется через сопоставление ценностей и целей отдельного человека или конкретной социальной группы с целями и ценностями иных людей, иных этнических групп, культур, конфессий и вероисповеданий. В условиях роста этнического разнообразия российского общества существует опасная тенденция нарастания межэтнической, межконфессиональной нетерпимости. Медиабезопасность должна выражаться в контроле и регулировании проявлений в массовом сознании различных предрассудков и страхов: ксенофобии как реакции на встречу с чужим человеком или культурой, этнофобии, кавказофобии и антисемитизма, мигрантофобии, национализма, дискриминации и нетерпимости. Указанные

формы нетерпимости нередко используются экстремистскими движениями, разжигающими ненависть, национальную рознь и социальные конфликты в обществе. Для экстремистов часто оказывается важным, чтобы элементы нетерпимой идеологии проникли в СМИ под видом нейтральной информации.

Информационная политика Астраханского региона должна быть направлена на то, чтобы скорректировать и улучшить межнациональные отношения населения. В Астраханской области на данный момент не существует единой концепции информационной политики, что затрудняет выполнение задачи по созданию единого межэтнического информационного пространства. Важным фактором здесь является удержание областной властью информационной инициативы. В целях объединения интересов и усилий различных групп населения специально предназначенные подразделения администрации области (например, Этноконфессиональный совет при губернаторе Астраханской области) должны конструировать информационные поводы для прессы, дополняя тем самым естественно возникающие межкуль-турные события. Разработка и реализация информационной политики в регионе в указанных направлениях позволит эффективно использовать многокультурный и многоконфессиональный потенциал Астраханского региона.

Список литературы

1. Андреев, А. Перепись как зеркало эпохи перемен // Волга. 2012. 27 марта.

2. Бауэр, М. М. Роль национального языка в формировании национального характера // Проблемы личности в условиях модернизации современного российского общества : тез. докладов межвуз. науч.-практ. конф. Тюмень, 2001. С. 101-103.

3. Дзялошинский, И. М. СМИ, власть и гражданское общество в регионе. М., 2002. 44 с.

4. Исследование: Россиян мало волнуют

рост национализма и ухудшение межнациональных отношений [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://nazaccent.ru/content/7218-opros-

rossiyan-malo-volnuet-vopros-rosta.html

5. Немцова, Л. Дети разных народов // Волга. 2011. 9 авг.

6. Плискина, М. Остановите где-нибудь здесь... // Волга. 2012. 13 янв.

7. Проблемы устойчивого развития региона: информационная безопасность полиэтничного

социума (на материалах Юга России). Краснодар, 2011. 148 с.

8. Романова, А. П. Культурная безопасность как фактор национальной безопасности / А. П. Романова, В. О. Мармилова // Человек. Сообщество. Управление. 2008. № 2. С. 24-47.

9. Сызранов, А. В. Этносы и этнические группы Астраханской области : справ. пособие. Астрахань, 2008. 72 с.

10. Флиер, А. Я. Культура как фактор наци-

ональной безопасности // Обществ. науки и современность. 1998. № 3. С. 181-187.

11. Этический кодекс журналистов, освещающих межэтническую тематику в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http:// nazaccent.ru/about/eticheskij-kodeks/

12. Юрченко, И. В. Обеспечение национальной безопасности на региональном уровне: основные концепты и проблемы методологии // Человек. Сообщество. 2012. № 1. С. 13-18.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312).

Филология. Искусствоведение. Вып. 80. С. 51-55.

В. С. Байдина

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ В СТРУКТУРЕ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ОБРАЗА СОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ

Изучена роль массмедиа в осознании темпоральных процессов. Описываются структурные элементы социального времени - прошлое, настоящее и будущее, раскрываются их качественные параметры. Подробно исследуется характер отражения в медиапространстве образа прошлого и проблема активизации социальной памяти.

Ключевые слова: социальное время, прошлое - настоящее - будущее, социальная память, журналистика, медиапространство, медиатекст.

На институциональном уровне большую роль в репрезентации представлений социума о времени играет журналистика. Это объясняется медиатизированным характером современного общества. Медиатизация основных институтов социального пространства - политики, экономики, социальной сферы, международных отношений - приводит к тому, что центром столкновения интересов влиятельных субъектов социального пространства становится медийная сфера, а формой взаимодействия последней с аудиторией и с активными участниками социального пространства - массовая коммуникация, где главным средством представления (отражения) информации является медиатекст.

Систематическая актуализация исторического самосознания нации и обсуждение возможных вариантов будущего развития страны сегодня помещаются в медийное пространство.

В медиасфере изо дня в день, из недели в неделю развертывается время социума как время историческое, медиаторы творят историю в повседневности. Причем творят ее в двух плоско-

стях - в оси объективного календарного времени, точно обозначая момент совершения события, детализируя последовательность смены действий и состояний. И, с другой стороны, - в качестве нарратива. Сама по себе ежедневная фиксация событий - больших, резонансных, менее значительных, важных и не очень - это процесс формирования общественной памяти.

К оценке события героями материалов прибавляется авторское видение, авторский взгляд. В комментариях журналистов предлагается метафорическое обозначение события, именно оно может впоследствии войти в историю, в общественное сознание. Журналисты стремятся отобразить уникальность события, тем самым отграничить прошлое и настоящее в социальном времени-пространстве.

Социальное время-пространство - категория, генезис которой сформировался в парадигме исследований социальной философии. В рамках современного гуманитарного знания представляется обоснованным и необходимым обращение к данным различных наук обще-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.