Научная статья на тему 'Медиа в современном российском социуме'

Медиа в современном российском социуме Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
295
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА / МЕДИАСРЕДА / МЕДИАКУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бабкина Н. А.

Вслед за книгой «Медиакультура» в московском издательстве «Академический проект» вышла в свет работа Н.Б.Кирилловой «Медиасреда российской модернизации». Это исследование явилось второй частью дилогии о развитии медиакультуры как феномена информационной эпохи. Рассматривая медиакультуру как посредника между властью и обществом, автор видит в ней интегратора новой медиасреды совокупности условий, в контексте которых функционирует медиакультура, то есть сфера которая через посредничество СМК связывает человека с окружающим миром, влияет на социализацию личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиа в современном российском социуме»

Книжная полка Медиа в современном российском социуме

Н.А.Бабкина

Рецензия на монографию: Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации. М.: Академический проект, 2005.

Вслед за книгой «Медиакультура» в московском издательстве «Академический проект» вышла в свет работа Н.Б.Кирилловой «Медиасреда российской модернизации». Это исследование явилось второй частью дилогии о развитии медиакультуры как феномена информационной эпохи. Рассматривая медиакультуру как посредника между властью и обществом, автор видит в ней интегратора новой медиасреды - совокупности условий, в контексте которых функционирует медиакультура, то есть сфера которая через посредничество СМК связывает человека с окружающим миром, влияет на социализацию личности.

В разработке методологических аспектов социально-культурной модернизации Н.Б.Кириллова опирается на синергетические подходы и подробно рассматривает особенности российской модернизации, отмечая роль медиа в динамике этого процесса. Автор подчеркивает огромную социальную роль масс-медиа на современном этапе развития цивилизации и, в частности, в современном российском обществе; изучает социальные функции медиакультуры (информационною, нормативную, коммуникативную, релаксационную, креативную, интеграционную и посредническую), модели её развития и доверие общества к средствам медиа.

Говоря об особенностях медиасреды постсоветского периода, Н.Б.Кириллова рассматривает роль издательской системы и массовой печати в становлении новой демократической системы, отмечает расширение теле- и радиопространства, привлекая при этом обширные материалы практических социологических исследований разных лет, что позволяет говорить не только о культурологическом и философском, но и социологическом подходе автора к изучению феномена медиакультуры.

Во второй главе данного исследования автор касается такого феномена ХХ века, оказавшего влияние на социально-культурные процессы всего мира, как экранная или электронная культура (кино, телевидение, видео, компьютер, Интернет), справедливо отмечая, что «экран сыграл решающую роль в демократизации культуры и в появлении её новых форм». В частности, рассматриваются особенности интерактивного телевидения, особая роль в электронной культуре рекламы и телесериалов как самого массового по охвату аудитории зрелища. Отмечается активное формирование нового сознания с помощью электронной культуры, усиленной компьютерными технологиями; глобальная роль и многочисленные функции Интернета как средства общемирового вещания и общения людей и особенности российского Интернета. Н.Б.Кириллова подчеркивает, что всесилие власти медиа над обществом оказывает влияние на судьбу искусства, его разнообразных форм, заставляет задуматься о многообразии культур и поисках идентичности.

В монографии дана обширная информация о ролевых функциях субъектов информационного общества: государства как выразителя общественного интереса, российского бизнеса и некоммерческих структур, их роли в формировании медиарынка, состоянии современной российской журналистики.

Теме «Медиаобразование и социализация личности» в книге отведена отдельная глава. Основываясь на общепринятых определениях понятия «медиаобразование» (Российский энциклопедический словарь, материалы ЮНЕСКО, концепция медиаобразования Л.Мастермана и др.), автор высказывает свою точку зрения, с которой нельзя не согласиться. По мнению исследователя, медиаобразование - это комплексный процесс, воздействующий на формирование медиакультуры личности и оказывающий влияние на ментальную идентичность российской молодежи. При этом Н.Б.Кириллова разграничивает понятия «медиаобразование» и «медиаграмотность», отмечая их тесную взаимосвязь.

Подводя итоги осуществления медиаобразования на практике, Н.Кириллова подчеркивает, что «перспективы медиаобразования в России напрямую связаны с процессом социальной модернизации, проблемам формирования основ гражданского общества и соответственно медиакультуры ХХ1 века».

Книжная полка Медиа: проблемы власти и свободы

Р.В.Сальный

Резенция на учебное пособие: Прозоров В.В. Власть и свобода журналистики. М.: Флинта; Наука, 2005. 272 с.

Учебное пособие В.В.Прозорова затрагивает широкий пул проблем: отношение аудитории и медиа; свобода выбора читателя, слушателя, зрителя; свобода средств массовой информации в отношении выбора темы, выбора аудитории; медийная власть над сознанием человека; зависимость СМИ от власти и денег; их ответственность влияние на сознание человека и т.д.

Книга предназначена для аудитории, интересующейся влиянием журналистики на общественное мнение и сознание, желающей понять механизмы воздействия медиа и механизмы их восприятия, стремящейся узнать что-то новое о профессии журналиста.

В начале книги автор пишет о возможных выражениях власти, о ее отношении с народом: «Журналистика обладает действительной властью над душами и умами массовых потребителей».

Конечно, сила влияния медиа на сознание потребителя зависит от его способности критически осмысливать воздействие медиатекстов, от его уровня медиавосприятия. Но в любом случае медиа формируют «общую картину мира». Можно только говорить о различном представлении этой картины у каждого человека, что уже зависит от особенностей отдельной личности (среда, в которой развивается человек; уровень образования; генетический код и т.д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.