Научная статья на тему 'МЕДИА ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ'

МЕДИА ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиа образование / информационная грамотность / цифровая грамотность / медийный формат / библиотека / критическое мышление. / media education / information literacy / digital literacy / media format / library / critical thinking.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Ганиева Б.И., Усманова Н.Р.

Статья посвящена внедрению медиа образования в подготовке библиотечных специалистов. Рассматриваются различные типы медиаобразования, информационной грамотности, анализируются передовой опыт развитых стран, такие как, Финландия, Австралия, также приведены примеры исследования по формированию медиаи информационной грамотности среди студентов, обучающихся по библиотечному направлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA EDUCATION IN THE CONTEXT OF LIBRARY SPECIALISTS TRAINING

The article is dedicated to the implementation of media education in the training of library specialists. It explores various types of media education, information literacy, and analyzes advanced experiences from developed countries such as Finland and Australia. Additionally, examples of research on the development of media and information literacy among students studying library science are provided.

Текст научной работы на тему «МЕДИА ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

Ганиева Б.И. профессор

кафедра «Информационно-библиотечные системы» ТУИТ имени Мухаммада аль-Хорезми

УсмановА Н.Р. докторант

кафедра «Информационно-библиотечные системы» ТУИТ имени Мухаммада аль-Хорезми

МЕДИА ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация. Статья посвящена внедрению медиа образования в подготовке библиотечных специалистов. Рассматриваются различные типы медиаобразования, информационной грамотности, анализируются передовой опыт развитых стран, такие как, Финландия, Австралия, также приведены примеры исследования по формированию медиа- и информационной грамотности среди студентов, обучающихся по библиотечному направлению.

Ключевые слова: медиа образование, информационная грамотность, цифровая грамотность, медийный формат, библиотека, критическое мышление.

Ganieva B.I. professor

"Department of Information and Library Systems" Tashkent University of Information Technologies named after Muhammad al-Khwarizmi

Usmanova N.R. doctoral student

"Department of Information and Library Systems" Tashkent University of Information Technologies named after Muhammad al-Khwarizmi

MEDIA EDUCATION IN THE CONTEXT OF LIBRARY SPECIALISTS

TRAINING

Abstract. The article is dedicated to the implementation of media education in the training of library specialists. It explores various types of media education, information literacy, and analyzes advanced experiences from developed countries such as Finland and Australia. Additionally, examples of research on the development of media and information literacy among students studying library science are provided.

Keywords: media education, information literacy, digital literacy, media format, library, critical thinking.

Медиа образование - это область образования, которая занимается изучением и использованием в учебных целях. Существует некоторые понятия, такие как: медиа образование помогает людям стать более осведомленными и критически мыслящими потребителями информации, а также освоить навыки в области создания медийного контента. Кроме того, медиа образование фокусируется на обучении навыкам работы с медийными форматами, включая чтение, просмотр, прослушивание и создание медиа контента. Это включает в себя критический анализ информации, оценку достоверности источников, а также понимание медийных технологий и их воздействия на общество.

В программе ЮНЕСКО71 по медиа информационной грамотности и представленные в ней рамки компетенций объединяют три разных области — медиа грамотность, информационную грамотность и цифровую грамотность — в одном зонтичном понятии: медийная и информационная грамотность. Содержание этого понятия развивается от простой суммы указанных областей, как таковых в направлении к комплексному понятию, охватывающему информацию, медиа и технологии в качестве составных элементов и отражающему цели и задачи медиа информационной грамотности.

В учебном пособии «Мыслите критически, кликайте с умом!» даны ключевые результаты и элементы медийной и цифровой информационной грамотности (Рис.1)

Рисунок 1. Ключевые результаты/элементы медийной и информационной

грамотности

ИНФОРМАЦИОНН [АЯ ГРАМОТНОСТЬ72

Определять Определять Получать Структу Использова Распрос Использов

и местонахож информац рироват ть транять ать

формулирова дение ию ь информаци информ ИКТ-

ть и владеть информ ю на ацию навыки

информацион способами ацию этичной для

ные получения основе переработ

потребности доступа к информации ки информац ии

71 Мыслите критически, кликайте с умом! /учебная программа ЮНЕСКО по медийной и информационной грамотности для педагогов и учащихся. ЮНЕСКО - Франция, 2021.- 27 с.

72 White Paper. Digital Intelligence (DQ): A Conceptual Framework & Methodology for Teaching and Measuring Digital Citizenship. DQ Institute, 2017.

МЕДИАГРАМОТ ГНОСТЬ

Понимать роль Понимать Критическ Использовать Владеть

и функции условия, и медиа навыками,

медиа в которых оценивать для необходимыми

и интернет- медиа могут медийный самовыражения для

компаний реализовыват контент и создания

в ь свои в демократическог пользовательског

демократически функции контексте о о контента

х функций участия (включая

обществах медиа ИКТ-навыки)

ЦИФРО1 5АЯ ГРАМОТНОСТЬ73

Использов Понимать, Знать Оценивать Развивать Владеть Применят

ать что о риски, навыки навыка ь

цифровые такое цифров связанные цифровой ми инструме

инструмен цифровая ых с коммуника в нты

ты идентично правах технология ции области цифровой

сть ми цифров безопасно

искусственн ого сти

ого здоровь и защиты

интеллекта я

Каждый из этих подходов имеет свои преимущества и подходит для различных контекстов обучения и понимания роли грамотностей в современном информационном обществе. Однако большинство международных экспертов, собранных ЮНЕСКО, указывают на тесную связь, а порой и неотделимость информации, медиа и цифровых технологий. Различные специалисты в разных странах мира используют следующую терминологию:

^ Медиа грамотность ^ Информационная грамотность

^ Грамотность в области самовыражения и информации ^ Библиотечная грамотность ^ Новостная грамотность ^ Грамотность в области социальных медиа ^ Критическая грамотность ^ Визуальная грамотность ^ Грамотность в области печатных медиа ^ Компьютерная грамотность ^ Интернет-грамотность ^ Цифровая грамотность ^ Кинематографическая грамотность

73 «Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО», 2019. https://iite.unesco.org/wp-content/uploads/2019/05/ICT-CFT-Version- 3 -Russian- 1.pdf

^ Навыки критического просмотра фильмов ^ Игровая грамотность ^ Телевизионная грамотность ^ Грамотность в области рекламы

^ Грамотность в области технологий искусственного интеллекта ^ Грамотность в области данных ^ Гражданская грамотность ^ Социальная и эмоциональная грамотность ^ Сетевая грамотность

Н. И. Гендина трактует, что «Медиа образование в библиотечной сфере» позволяет выделить как минимум две взаимосвязанных доминанты: медиа образование в структуре профессионального библиотечного образования, формирование медиа информационной грамотности пользователей в библиотеках разных типов (школьных, публичных, детских, вузовских и т. д.)

Осваивается язык медиа информации, медиа образовательные технологии в системе средств массовой информации, способы рекомендации интернет ресурсов, создание собственной медиа информации с помощью интернет-сервисов, в том числе для продвижения чтения; способы и цел использования медиа- контента в личной и профессиональной жизни.

Медиа информационная грамотность позволяет учащемуся достичь нового качества образования:

^ самостоятельно ставить учебную задачу; ^ проектировать пути ее реализации;

^ решать задачу с использование современных средств ИКТ в электронной среде и оценивать свои достижения;

^ возможность доступа с помощью широкого спектра устройств к большому количеству информационных ресурсов позволяет библиотекарю получить навыки медиа грамотности и помогать в их освоении читателям.

Следует рассмотреть развитые страны в сфере медиа образования в библиотеках таких как, Австралия и Финляндия, в которой страной-лидером в сфере медиа образования является Австралия, где с 1990 года медиа образование школьников - обязательная составляющая учебного процесса. 74

В направлении формирования медиа грамотности и медиа культуры публичные библиотеки Австралии обеспечивают работу медийных зон. В городской библиотеке г. Аделаида работает медиа лаборатория. Ее пользователи имеют доступ к новейшим технологиям, в том числе

74 Min Shi, & Zhilavskaya, I. V. (2020). "Особенности медиаобразовательной деятельности библиотек в зарубежных странах" [The features of media educational activities of libraries in foreign countries].

*Актуальные направления развития: гуманитарные и социальные науки* [Current Directions of Development: Humanities and Social Sciences], 86(45), 71-76. https://doi.org/10.34670/AR.2020.86.45.071

видеокамере Sony HD, Intuous Pro Wacom, программному обеспечению от Adobe Creative Cloud suite, Avid Pro Tools, Sibelius и другим. Это дает им возможность полноценно заниматься съемкой, монтажом, созданием анимации и редактированием фотографий и конечно развивать свой контент в публичных и региональных библиотеках.

В Финляндии активную позицию по вопросам медиа образования занимает Финская библиотечная ассоциация. Финские библиотеки играют важное значение в разнообразных областях, включая образование с применением игровых методов и развитие медиа-компетентности среди пожилых людей. В последнее время Финская библиотечная ассоциация внедряет инновационные методы для медиа образования и акцентирует внимание на его качестве в общественных библиотеках. В небольших муниципалитетах библиотеки часто являются основным центром культурной жизни для детей и молодежи, организуя разнообразные мероприятия, такие как театральные представления, рассказы, показы фильмов и выставки. Благодаря своей деятельности библиотеки обеспечивают безопасный доступ к новым медиа и интернету.

Для того чтобы библиотекари могли эффективно развивать медиа-грамотность у пользователей, им необходимо приобрести компетенции и профессиональные навыки в области обучения информационной и медиа-грамотности.

С. Олефир в исследовании «Медийная и информационная грамотность пользователей библиотек и библиотечных специалистов» предлагает курс «Медийная информационная грамотность» 75 для студентов библиотечного направления. Его цель - сформировать у студентов, будущих менеджеров информационных ресурсов:

S новые знания;

S практические навыки;

S критического мышления;

S безопасной деятельности в медиа среде;

S использования медиа в библиотечном обслуживании.

Будущие библиотекари могут развивать эти навыки, изучая многообразные контенты и жанры медиа, самостоятельно создавая медиа контент, выражая свое мнение, используя различные аналитические инструменты на практике.

Библиотека традиционно рассматривается как хранилище знаний и источник информации. Однако, в современном мире ее роль превращается в нечто большее - она становится центром информационной грамотности. Библиотекари не только предоставляют доступ к информационным ресурсам, но и помогают пользователям развивать навыки анализа, критического мышления и оценки информации. В эпоху цифровой

75 Олефир, С. В. Медийная и информационная грамотность пользователей библиотек и библиотечных специалистов / С. В. Олефир // Вестник культуры и искусств. - 2017. - № 4 (52). - С. 24-29.

революции, когда информация стала более доступной, чем когда-либо, медиа образование и библиотека играют ключевую роль в формировании информационной грамотности общества. Эти две сферы, казалось бы, различны по своему характеру и функциям, но их связь становится все более важной в контексте современного образования и культурного развития.

В условиях медиатизации социальных процессов возрастают требования к формированию компетенций, необходимых современному человеку для эффективного труда, плодотворной жизни и успешной социализации в информационном обществе. Вполне обоснованно возникает социальный заказ на доступное и всеобщее медиа образование, уже давно развивающееся в западных странах. Особую актуальность приобретает подготовка библиотечных кадров, обладающих широким спектром компетенций, входящих в понятие медийно-информационной грамотности. Эти кадры, готовые эффективно включаться в профессиональную деятельность, хорошо понимающие происходящие в обществе процессы и имеющие целостное представление об управлении как собственными информационными потребностями, так и потребностями обучающихся, будь то школьники, студенты или взрослые.

Использованные источники:

1. Мыслите критически, кликайте с умом! учебная программа ЮНЕСКО по медийной и информационной грамотности для педагогов и учащихся / ЮНЕСКО - Франция, 2021. - 484 с.

2. White Paper. Digital Intelligence (DQ): A Conceptual Framework & Methodology for Teaching and Measuring Digital Citizenship. DQ Institute, 2017.

3. «Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО», 2019. https://iite.unesco.org/wp-content/uploads/2019/05/ICT-CFT-Version- 3-Russian-1.pdf

4. Min Shi, & Zhilavskaya, I. V. (2020). "Особенности медиа образовательной деятельности библиотек в зарубежных странах" [The features of media educational activities of libraries in foreign countries]. * Актуальные направления развития: гуманитарные и социальные науки* [Current Directions of Development: Humanities and Social Sciences], 86(45), 71-76. https://doi.org/10.34670/AR.2020.86.45.071

5. Гендина, Н. И. Информационная и медиа грамотность, информационная культура личности: ведущие международные и российские тенденции подготовки человека к жизни в информационном обществе [Электронный ресурс] / Н. И. Гендина. - Режим доступа: http://bit.ly/1NlVQr3.

6. Олефир, С. В. Медийная и информационная грамотность пользователей библиотек и библиотечных специалистов / С. В. Олефир // Вестник культуры и искусств. - 2017. - № 4 (52). - С. 24-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.