Научная статья на тему 'Медиа и журналистика'

Медиа и журналистика Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1008
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ЖУРНАЛИСТИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бабкина Н. А.

Именно в приобщении человека к вечным ценностям главное жизнеоправдание современных СМИ и непосредственная связь с представлениями о журналистской чести и этике. Нерешенность, но возможная решаемость современных проблем журналистской этики тема последней 9-й главы, обозначенной автором как неоконченная.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиа и журналистика»

Книжная полка Медиа и журналистика Н.А.Бабкина

Рецензия на монографию: Прозоров В.В. Власть современной журналистики или СМИ наяву. -

Саратов: Изд-во Саратов. гос. ун-та, 2004.

После законодательной, исполнительной и судебной власти, без коих немыслимо ни одно государство, пресса по праву получила звание «четвертой власти», потому что «журналистика (газета, журнал, радио, телевидение, новейшие сетевые версии) обладает действительной - властью - властью над душами и умами массовых потребителей», - утверждает автор монографии «Власть современной журналистики или СМИ наяву» В.В.Прозоров [С.10].

Книга написана образным языком, материал подан ярко и интересен даже для неискушенного читателя при несомненных достоинствах научно-исследовательского труда.

В первой главе монографии автор всесторонне рассматривает феномен власти как таковой и взаимоотношения власти и прессы в частности, рассуждает об экономической и политической несвободе журналистики; о власти медиамагнатов, рекламодателей и потребителей над СМИ; о цензуре; о журналистской чести и корпоративной саморегуляции медиа; о власти журналиста над собой. Примечательны в связи с этим слова К.Моргана, приведенные автором: «Отношения между властью и СМИ должны складываться на расстоянии вытянутой, но не протянутой руки» [С.37].

Вторая глава книги посвящена широкому кругу образовательных журналистских ценностей. Здесь подчеркивается необходимость фундаментальной и производственно-практической подготовки будущих журналистов, её трудности и проблемы на современном этапе. В частности, высказывается мысль о необходимости новой специализации по журналистской критике в связи с отсутствием специально подготовленных кадров, занимающихся профессиональной критикой в области медиа. Автор также обозначает спектр знаний, составляющих фундаментальную базу для подготовки профессиональных журналистов-критиков.

Литературный обзор исторически складывающегося отношения к ремеслу журналиста составляет основу третьей главы монографии. Интересно подан материал, где в русской словесности минувших эпох высмеиваются и бичуются беспринципность и беззастенчивая продажность, мошенничество и дилетантизм представителей прессы, формируя негативный имидж журналиста и журналистики.

Рассматривая малоизученную сферу науки о журналистике - массмедиа-поэтику - автор в 4-й - 8-й главах намечает подступы к общей медийной поэтике, исследует коммуникативную готовность печати, радио и телевидения. К сверхзадачам поэтики как «науки о сущности и строении, о родах и жанрах литературных произведений, о системе средств выражения в произведениях искусства» [С.142] В.В.Прозоров относит выявление универсальной природы аудиторной (читательской, зрительской, слушательской) направленности текста.

Рассматривая СМИ как пограничную разновидность нового искусства, автор исследует феномен власти мультитекста над потребителем. Разделяя множество жанров словесного искусства - по Аристотелю - на эпический, лирический и драматический, и доказывая их соответствие тройственной функции человеческого языка и тернальным свойствам человеческой психики, автор соотносит их с основными разновидностями современных медиа: печатью как эпическим каналом информации, радио как лирическим каналом информации и телевидением как драматическим каналом информации.

В книге ставится вопрос о существовании в современных СМИ ориентации на универсальные ценности человеческого бытия. И звучит ответ: в злободневных и новостных медиатекстах отражаются природно-социальные и духовные универсалии бытия - в просветительском и воспитательном назначении медиапродукции, в отражении вечных тем и мотивов.

Именно в приобщении человека к вечным ценностям - главное жизнеоправдание современных СМИ и непосредственная связь с представлениями о журналистской чести и этике. Нерешенность, но возможная решаемость современных проблем журналистской этики - тема последней 9-й главы, обозначенной автором как неоконченная.

Библиография

Список книг, статей по проблемам медиаобразования, опубликованных российскими авторами на иностранных языках

Baranov O. (1989). Pedagogickym otazkam vychovy filmovym umehim oborove informachi strcaisko. Praha: Pedagogicki fakulty University Karlovy.

Bazhenova, L. (2000). Film Education and Media Education of Schoolboys 6-10 Years, Practice of Children's Activity. International Research Forum on Children and Media (Australia), N 9, p9.

Bondarenko, E. (2000). Integrated Media Education in History Lessons. International Research Forum on Children and Media (Australia), N 9, p.9.

Bondarenko, E. (2000). Integrated Media Education in Padding Formation System. International Research Forum on Children and Media (Australia), N 9, p.9.

Charikov A. (1998). Russia: Country Report. In: Country Reports: Recent Developments in Media Broadcasting and Media Research. GEAR Annual Conference, Stockholm, 9-13 May 1998, pp.52-54.

Charikov, A. (1993). L'impact socio-culturel de l'education aux medias. In: L'education aux medias dans l'enseignement secondaire en Europe. Strasburg: CLEMI& Conceil de l'Europe, pp.24-33.

Charikov, A.V. (1992). "Voyage en Litteraturia" et les "Degres du Parnas", almanachs litteraires russes. In: Production des journaux et alphabetisation. Paris: CLEMI/UNESCO, pp.56-59. Charikov, A.V. (1992). Education aux medias en URSS: un bref historique. In: L'education aux medias dans le monde: nouvelles orientations. Londre/Paris: BFI/CLEMI/UNESCO, pp. 176180.

Fedorov, A. (1995). Film & TV - The Features of Mass Culture. Audience (USA), N 184, pp.4041.

Fedorov, A. (1995). Filmclubs Yesterday & Today. Audience (USA), N 183, pp.15-17. Fedorov, A. (1995). Russiske Studenters Kino og TV Preferancer. Media i Skolen (Norway), N 4, pp.54-56.

Fedorov, A. (1997). America, America. Cineaste, XXII, N 4, p.62.

Fedorov, A. (1997). The Cinema and TV Preferences of Russian Students. In: Les jeune et les medias demain: Problematiques et perspectives. Paris: UNESCO-GRREM, p.16. Fedorov, A. (1997). The UN's New Media Movement. Audience (USA), N 196, p.40. Fedorov, A. (1997). Ungdom og Mediaer I Morgen: Problemer og Fremtidsutsikter. Media I Skolen (Norway), N 3, pp.12-13.

Fedorov, A. (1998). From Boarding School to Nuthouse. Audience (USA), N 199, pp.19-21. Fedorov, A. (1998). Kanadisk Medie-Kunnskapsbok. Media i Skolen (Norway), N 4, p.39. Fedorov, A. (1998). Media Education of Russian Students on the Material of the Media-Screen Arts. Revista de Ciencia e Tecnologia: International Congress on Communication and Education (Brazil, Sao Paulo), N 2.

Fedorov, A. (1998). Medieundervising for Russiske Studenter. Media i Skolen (Norway), N 3, p.40.

Fedorov, A. (1998). Screening Images. Media i Skolen (Norway), N 5, pp.58-59. Fedorov, A. (1999). Advanced Course for Final Year Undergraduate Students - The Mass and Individual Terror in the Mirror of the Russian Cinema-Art. International Research Forum on Children and Media (Australia), N 8, p.16.

Fedorov, A. (1999). Cinema Art in the Structure of Russian Modern Media Education. In: Educating for the Media and Digital Age. Vienna: Austrian Federal Ministry of Education and Cultural Affairs & UNESCO, pp.100-105.

Fedorov, A. (1999). Media Education in Russia. Educating for the Media and Digital Age. Countries Report. Vienna: Austrian Federal Ministry of Education and Cultural Affairs & UNESCO, pp.93-95.

Fedorov, A. (1999). The Cinema Market: What about Russia? Canadian Journal of Communication, N 24, pp.141-142.

Fedorov, A. (1999). Vold pa Skjermen: Social Paverkning pa Russisk Ungdom. Media i Skole og Samfunn (Norway), N 5, pp.37-39.

Fedorov, A. (2000). Cinema-Art in the Structure of Russian Modern Arts Education. International Research Forum on Children and Media (Australia), N9, p.5. Fedorov, A. (2000). En Sammenlignende Analyse Mellom Tyskland og Russland. Media i Skole og Samfunn (Norway), N 4, pp.38-41.

Fedorov, A. (2000). Media Education in Russia: Past and Present. International Clearinghouse on Children and Violence on the Screen (UNESCO), N 2, p.7.

Fedorov, A. (2000). Summit 2000: Children, Youth, and the Media Beyond the Millennium. Media i Skole og Samfunn (Norway), N 2, pp.6-8.

Fedorov, A. (2000). The Digital Media Challenge & Russian Media Education. In: Pedagogy and Media: The Digital Shift. Geneva: ICEM-CIME, p.21.

Fedorov, A. (2001). A Russian Perspective. Educommunication (Belgium), N 55, pp.92-95. Fedorov, A. (2001). Data/Videospill: Medievold og Tenaringer. Media i Skole og Samfunn (Norway), N 2, p.41.

Fedorov, A. (2001). Russiask Medieundervising I Informajons-Alderen. Media i Skole og Samfunn (Norway), N 1, pp.36-37.

Fedorov, A. (2001). Von der Filmpadagocic zur Mediaenpadagogik. MERZ: Mediaen + Merziehung (Germany), N 4, pp.256-261.

Fedorov, A. (2002). Media Education in Secondary School in Russia. In: Hart, A, & Suss, D. (Eds.) Media Education in 12 European Countries. Zurich: The Swiss Federal Institute of Technology, pp.100-110.

Fedorov, A. (2003). Elektroniske og digitale medier og russiske barn: Problemet med lovregulering. Tilt (Norway), N 4, pp.22-23.

Fedorov, A. (2003). Media Education and Media Literacy: Experts' Opinions. In: MENTOR. A Media Education Curriculum for Teachers in the Mediterranean. Paris: UNESCO. Fedorov, A. (2003). Mediebegivenheter I Washington. Tilt (Norway), N 3, pp.27-28. Fedorov, A. (2004). Russian Children and the Problem of Media Regulation. News from ICCVOS, N 1, pp.11-13.

Gilbert, L., Fedorov, A. (2004). A Model for Media Education Research in Russia and the US. Educational Media International, Vol. 41, N 2, pp.157-162.

Gileva, G. (2000). New Pedagogical Know-How. International Research Forum on Children and Media (Australia), N 9, p.9.

Goncharuk, O. (2000). The Techniques of formation of Information Skills of Schoolchildren in Learning Chemistry. International Research Forum on Children and Media (Australia), N 9, p.9. Gudilina, S. (2000). Integrating of Media Education into Aesthetic Education. International Research Forum on Children and Media (Australia), N 9, p.10.

Kalmanovskaja, O. (2000). Screen Arts in Psychology of the Self Development of High School Classes. International Research Forum on Children and Media (Australia), N 9, p.10. Lashenkova, E. (2000). Usage of the Laws of Ergonomics in Modern School. International Research Forum on Children and Media (Australia), N 9, p.10.

Legotina, N. (2000). Mediesosialisering i russisk undervising under og etter Sovjetunion. Media i Skole og Samfunn (Norway), N 2, pp.35-37.

Legotina, N. (2001). Mediestudiekurs i grunn opplaeringen for laerere. Media i Skole og Samfunn (Norway). N 4/5.

Novikova, A (1999). Literacy in the digital World. Media i Skolen (Norway). N 5, pp. 42-43. Novikova, A. (1999). Medieundervising I USA. Media i Skolen (Norway). N 3, pp.10-13. Novikova, A. (2000). Ny CD-ROM om Medieundervisning. Media i Skole og Samfunn (Norway). N 2, p. 43.

Novikova, A. (2001). Media Education in the USA. Program of the Specialized Seminar for Students at the Pedagogical Institute. Taganrog: Kuchma, 24 p.

Novikova, A. (2002). Media Education Seminar. In: Bradley Herald (USA). Winter. Vol. 27, p.12.

Novikova, A. (2003). Medieundervising i Russland: siste nytt. In: Tilt (Norway). N 3, p.21. Novikova, A. (2004). Teaching Media in the English Language Classroom. Activities for Media Education. Taganrog: Kuchma, 52 p.

Novozhenin, I. (2000). Integration of Media Education with Geography. International Research Forum on Children and Media (Australia), N 9, p.10.

Obrijadina, G. (2000). Creation and Usage of Training Aids for the Formation of Media Education Skills in Russian and Literature Classes. International Research Forum on Children and Media (Australia), N 9, p.10.

Sharikov A. (1991). Does Media Education Exist in the USSR? Screen. V.32, N 4, Winter, pp.382-387.

Sharikov A. (1991). TV Viewing Motivation of Moscow School Students. In: 4th International Television Studies Conference .London, 1991, p.17.

Sharikov A. Fialkov A. (2000). Some Regularities of TV News Audience. Conference Report. In: GEAR Annual Conference. Prague, 8-12 April 2000. EBU, pp.54-70.

Sharikov, A. and Baranova, E. (1999). On the Correlation Between Orientations in Axiological and Mass Media Spheres. In: 32nd Annual GEAR Conference, 15-18 May 1999, Stuttgart, Conference Report. Suedwestrundfunk (SWR), pp.82-93.

Sharikov, A., Davydov, S. and Fialkov, A. (1999). Russian Internet and its Audience. In: 32nd Annual GEAR Conference, 15-18 May 1999, Stuttgart, Conference Report. Suedwestrundfunk (SWR), pp.201-209.

Spitchkin, A. (1998). Cross-Curricular Approaches to Media Education in Secondary School.

International Research Forum on Children and Media (Australia), N 7, p.11.

Tikhomirova, K. (2000). Media Education Integrated with the Courses of Elementary Schools.

International Research Forum on Children and Media (Australia), N 9, pp.10-11.

Usov, J. (2000). Virtual Thinking as a Condition of Emotional, Intellectual and Spiritual

Development of Schoolchildren. International Research Forum on Children and Media

(Australia), N 9, p.11.

Yakushina, K. (2000). Development of Methodical Ways of Orienting Children in the Internet in Media Education. International Research Forum on Children and Media (Australia), N 9, p.11. Zaznobina, L. (2000). Media Education Integrated with Basic Education for Training Schoolchildren to Realize Modern Informational Space. International Research Forum on Children and Media (Australia), N 9, p.11.

Zhartovskaja, T. (2000). Integration of Media Education into Secondary Education Humanitarian Subjects. International Research Forum on Children and Media (Australia), N 9, p.11. Zhurin A. (2000). Integration of Media Education with Courses Natural Sciences. International Research Forum on Children and Media (Australia), N 9, р.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.