Научная статья на тему 'МЕДИА-БИЗНЕС – УГРОЗА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ'

МЕДИА-БИЗНЕС – УГРОЗА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
77
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиа-бизнес / средства массовой информации / Интернет / медийное пространство / демократическое общество / media business / mass media / Internet / media space / democratic society
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕДИА-БИЗНЕС – УГРОЗА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ»

Зеленков М.Ю.

д.полит.н., к.в.н., доцент, директор научно-образовательного центра, Московский государственный областной

университет

mz60@mail.ru

МЕДИА-БИЗНЕС - УГРОЗА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ

Ключевые слова: медиа-бизнес, средства массовой информации, Интернет, медийное пространство, демократическое общество.

Keywords: media business, mass media, Internet, media space, democratic society.

Введение

Сегодня не является секретом то, что медиа-бизнес в первую очередь определяется рейтингами и доходами от рекламы. Уже никто в XXI веке не отрицает, что новейшие медиа-технологии, системы связи и всеохватывающее распространение СМИ и Интернет оказали существенное влияние на уровень духовно-нравственного сознания человечества. Масс-медиа платформы играют ключевую роль в информировании общества о том, что происходит в мире, особенно в тех областях его жизнедеятельности, о которых представители социума не обладают свободной информацией. Так, согласно данным Левада-Центр (выполняет функции иностранного агента на территории РФ), уровень доверия к источникам новостей следующий: Телевидение - 46%, Социальные сети - 23, Интернет-издания - 21, Радио - 8, Газеты -, Телеграм-каналы - 5%1. Аналитики консалтинговой компании Deloitte за 2019 г. представили следующие данные по доверию: Интернет-сайты - 42%, социальные сети - 13%2. Согласно данным ВЦИОМ в 2018 г.: Интернет-сайты - 48%, социальные сети - 31%3.

Современные противники России, также как и отечественная государственная власть используют все преимущества медиа-бизнеса для представления и навязывания социуму своих целей и получения его поддержки. Свобода слова и свобода СМИ - основные инструменты (многие сказали бы - ценности) любой демократии. Однако именно они предоставляют субъектам негативного информационного воздействия публичность, необходимую им для реализации своих целей.

История учит, что медиа-пространство усиливает воздействие на сознание человека, а глобальные средства связи обеспечивают освещение всех событий в реальном времени. Вот как охарактеризовал СМИ 37 Президент США Р. Никсон: «Выгоднее вложить один доллар в СМИ, чем 10 долларов в оружие: оружие вряд ли заговорит вообще, а СМИ с утра до ночи не закрывают рта»4.

Л. Гроссманн, президент NBC News, по этому поводу сказал: «Работа прессы заключается не в том, чтобы беспокоиться о последствиях своего освещения, а в том, чтобы сказать правду. ... Как бы ни хотелось тем из нас, кто работает в прессе, быть популярными и любимыми, гораздо важнее, чтобы мы были точными и справедливыми ... и пусть "щепки" падают, куда им вздумается»5. В то же время на Совете министров информации арабских стран по поводу «щепок» отмечалось: «Настало время, чтобы мир взял на себя ответственность за то, чтобы эти средства были подотчетны»6.

Таким образом, на повестку дня выходит дилемма, заключающаяся, с одной стороны в том, что общество имеет право на получение достоверной информации во всех сферах его жизнедеятельности, а с другой - информация, циркулирующая в свободном доступе не должна оказывать деструктивного воздействия на сознание социума. Мы убеждены в том, что в любом обществе должна гарантироваться свобода слова, СМИ, Интернет и социальных сетей на содержание их репортажей, но они также должны ограничиваться, если речь идет о деструктивном влиянии на мировоззрение и на психологическое состояние демократического социума.

1 Российский медиаландшафт-2021. - https://www.levada.ru/2021/08/05/rossijskij-medialandshaft-2021/

2 Россияне больше не доверяют ТВ, Интернет вышел на 1 место с большим отрывом. - https://habr.eom/ru/news/t/468159/

3 Доверяй, но проверяй! Или об особенностях современного медиапотребления в России. - https://weiom.ru/fileadmin/file/ reports_conferences/2018/2018-10-24_Media.pdf

4 Система морально-психологического обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации. - М.: 12 ЦТ МО, 2005. -

С. 151.

5 Цит. по: Cohen-Almagor R. Media Coverage of Acts of Terrorism: Troubling Episodes and Suggested Guidelines. - https://www. cjc-online.ca/index.php/journal/article/view/1579/1734

6 См.: ^LmcI JUL! ^oUxVI '*JI vL^jV-J. - https://www.alittihad.ae/article/71939/2017/

СМИ - деструктивный фактор в мировоззрении социума

У СМИ есть врожденная склонность к сенсации. Телерепортажи с места событий создают у зрителей иллюзию сопричастности с показываемыми на экране событиями. На самом же деле зрители нередко получают уже интерпретированную соответствующим образом информацию о реальных событиях, что называется из «вторых рук»1. Эффект восприятия такой «информации» в значительной мере зависит от содержания и тональности комментариев, пропагандистского мастерства ведущего телепрограммы, соответствующего разъяснения фактов. А они, как правило, находятся в прямой зависимости от целей, преследуемых конкретными силами. Повторно используя телепередачи и апеллируя в основном к эмоциям, можно навязать объекту воздействия практически любую точку зрения. Применяя военную терминологию, можно утверждать, что контроль над масс-медиа эквивалентен «господству в воздухе в современной войне».

В качестве примера приведем результаты работы по изучению конфликта Израиля и Палестины, проведенного C. Happer и G. Philoa, которые обнаружили, что в содержательном исследовании 89 новостных бюллетеней было только 17 строк текста (из транскрибированных бюллетеней), касающихся его истории. Когда журналисты использовали слово «оккупированный», не было никаких объяснений того, что израильтяне также вовлечены в военную оккупацию. Это заставило некоторых слушателей поверить в то, что палестинцы были «оккупантами», поскольку они понимали это слово только для обозначения того, что люди находятся на конкретной территории. Само насилие широко освещалось, а анализ его характера и причин был очень незначительным. Практический эффект заключался в устранении обоснования действий палестинцев. Большая часть новостей косвенно приняла статус-кво - как будто неприятности и насилие «начались» с того, что палестинцы начали атаку, на которую израильтяне «отреагировали». В итоге палестинские взгляды были эффективно маргинализированы в дебатах, а израильские перспективы продвигались2.

Интересна в этом контексте работа Д. Берковица, в которой применяется семиотическая линза для изучения роли негативных образов в содействии исцелению и солидарности общества как на местном, так и на глобальном уровне СМИ. Используя качественное изучение новостных сообщений и блогов, связанных с терактами в Брюсселе в 2016 г., он обнаружил, что правильное сочетание фотографий, редакционных карикатур и якорных текстов может создать глобальную солидарность против терроризма. Одна из идей его работы подчеркивает важность функции привязки. Берковиц объясняет, что эта функция необходима для декодирования аудитории3.

Конечно, общественные новостные сети менее подвержены влиянию рекламы, но в равной степени зависят от рейтинга. Сегодня появление множества новых цифровых платформ превратило медийную конкуренцию в ожесточенную борьбу за привлечение внимания людей. Это привело к поиску чрезмерной сенсации и нашло свое отражение в том, как сообщается миру о том или ином событии. И этот тренд, возможно? наиболее очевиден для телевидения, которое все еще является основным источником информации для широкой публики.

Отметим, что у телевидения всегда был роман с драмой и насилием. «На телевидении люди узнают нечто большее, чем то, о чем пишут печатные СМИ», - сказал Д. Шорр, трехкратный лауреат премии «Эмми», освещавший мировые новости более 60 лет. Драма находится на пике своего влияния именно на телевидении. Ш. Гадарян, доцент политологии в Сиракузском университете (США) делает аналогичные выводы в статье, опубликованной в The Washington Post: «Медийная конкуренция означает, что у журналистов и редакторов есть стимул использовать эмоционально мощные визуальные эффекты и сюжетные линии для привлечения и поддержания постоянно сокращающейся новостной аудитории»4. Например, СМИ используют замешательство и ужас, вызванные терактами, чтобы произвести драматические новости, привлекающие внимание, выиграть аудиторию и получить рекламные прибыли. Телевизор как средство коммуникации может улавливать и показывать кровь и хаос лучше, чем печатные или аудио СМИ5.

Учеными выявлено, что СМИ уделялось больше внимания событиям в случае гибели людей. Например, если какое-либо событие было правоохранительными органами квалифицировано как преступление (сродни убийству), а не теракт, то СМИ данный факт не интересовал. Анализ новостных материалов в сфере совершения террористических актов показал: «во всех СМИ теракты получали в среднем на 357% больше освещения, если террорист был мусульманином; для крупных СМИ этот показатель - 758%. Так, в базе данных, на которые опиралось исследование, мусульмане совершили 12,5% нападений в США, но получили 50% освещения данных событий в новостях. Освещений в СМИ было больше, когда: террорист был арестован (арест сам по себе является отчетным событием); целью нападения были правоохранительные органы или правительство; когда в ходе теракта были жертвы среди населения. Один дополнительный смертельный исход давал среднее увеличение охвата аудитории на 46%6.

1 Зеленков М.Ю. Морально-психологическое обеспечение деятельности войск, воинских формирований и органов. - М.: ИНФРА-М, 2016. - С. 125.

2 См.: Happer C., Philoa G. The Role of the Media in the Construction of Public Belief and Social Change. - https://jspp.psychopen. eu/article/view/96/37

3 Цит. по: Fahmy S. Media, Terrorism, and Society: Perspectives and Trends in the Digital Age. - https://www.tandfonline.com/ doi/full/10.1080/15205436.2017.1382285?src=recsys

4 См.: Ogilvy J. TV and Terror: How the Medium Plays into Terrorist Strategy. - https://www.forbes.com/sites/stratfor/2017/11/09/ tv-and-terror-how-the-medium-plays-into-terrorist-strategy/#1c073dd154bb

5 Там же.

6 См.: Gray A. Terrorismus hat sehr wohl mit Religion zu tun. - https://www.cicero.de/kultur/weltanschauung-terrorismus-hat-sehr-wohl-religion/ 60232

Интернет и социальные сети - современные медийные платформы и угроза информационной безопасности

Помимо СМИ в XXI веке широкую популярность среди человечества приобрели Интернет и социальные сети. Их глубоко укоренившийся характер в современной жизни позволил обеспечить легкость доступа к информации и скорость ее использования практически во всех аспектах жизни человека. Но нельзя забывать, что эти преимущества также доступны субъектам негативного информационно-психологического воздействия. Та же технология, которая позволяет глобализированному миру взаимодействовать без учета расстояния или физического местоположения, используется и адаптируется ими для реализации своих целей.

Например, использование тактики он-лайн апеллирует к чувству справедливости, особенно молодых людей или используется для нагнетания и разжигания расизма, дискриминации или ненависти к обществу. Так, дебаты по расизму вокруг М. Озиль (немецкий футболист турецкого происхождения) и его отставка из национальной команды (2018) стали отправной точкой для создания специальных сюжетов. Цель состояла в том, чтобы охватить молодых пользователей многими предложениями в социальных сетях и постепенно обращать их в свою идеологию1.

Основатель Facebook (признан экстремистским и запрещен на территории России) признался в ноябре 2017 года, что Facebook (и с высокой долей вероятности можно предположить, что другие платформы для социальных сетей

тоже) «буквально меняет наши отношения с обществом, друг с другом. Это цикл обратной связи с социальной про-

~ 2

веркой и использованием уязвимости в человеческой психологии» .

Другая социальная сеть Twitter (деятельность заблокирована на территории России) является особенно полезным инструментом для манипулирования сознанием общества через поставку информации. Связано это с тем, что Twitter использует метод «толкания» информации к потребителю. Это означает, что пользователь часто в конечном итоге будет обнаруживать на экранах своих гаджетов информацию, которую он не обязательно ищет. Например, за неделю до отставки египетского президента Х. Мубарака общий уровень твитов о политических изменениях в Египте увеличился в 10 раз. Топ-видео с протестами и политическими комментариями составило почти 5,5 млн просмотров. Более 75% людей, которые нажали на встроенные ссылки Twitter об «арабской весне» были из-за границ арабского мира. В итоге социальные медиа-ресурсы стали мегафоном, который распространял информацию о волнениях и восстаниях в Египте. Причем, использование информации Twitter было замечено еще в 2008 году во время конфликта между Южной Осетией и Грузией и проведения Россией операции по принуждению Грузии к миру. В 2017 году основатель Twitter Эван Уильямс сказал: «Я думал, что когда каждый сможет свободно говорить и обмениваться информацией и идеями, мир автоматически станет лучше. Я ошибался насчет этого»3.

Среди отдельных экспертов есть мнение, что социальные сети - это всего лишь новейшая форма СМИ, в которой размещаются негативные сообщения с момента их создания, но проникновение в социальные сети и базу данных информации, хранящейся о каждом пользователе, невозможны. Однако с этим трудно согласиться, ибо распространение агитационных материалов - это только полдела. Самое большое беспокойство вызывает то, что пользователи социальных сетей могут опосредованно радикализироваться через целевые рекламные алгоритмы Facebook и Twitter. Причем владельцы этих медиа-гигантов не отрицают данный факт. Данная целевая реклама может быть даже более точной, чем считалось ранее. Есть отчеты, показывающие, что Facebook имеет 29 000 различных критериев для каждого своего пользователя, которые он может использовать для отслеживания таких вещей, как доход, количество кредитных карт у него и т.д.

В качестве примера американская некоммерческая редакция ProPublica в своих исследованиях даже смогла направить рекламу на радикальные группы через рекламный сервис Facebook, заплатив всего 30 долларов США за продвижение постов. В ответ на полученный запрос Facebook предложил группы, на которые их можно нацелить, в том числе 2300 человек, интересующихся темами «Ненавистник евреев», «Как сжигать евреев» и «История того, почему евреи разрушают мир». ProPublica выбрала группы, и в течение 15 минут объявления были одобрены4. Как отмечает M. Pascoe, при таком таргетинге своим пользователям Facebook будет показывать контент, которого они никогда раньше не видели, иногда на основе непрерывного поиска, а иногда только на основе одного клика5.

«Facebook опасен», - сказал сенатор Ш. Браун (штат Огайо, США) на слушаниях в сенатском комитете в июле 2018 года. «Facebook сказал: «Просто доверься нам». И каждый раз, когда американцы доверяют ему, они, кажется, обжигаются». У социальных сетей есть много недоброжелателей, но в целом американцы согласны с мнением Брауна. В 2018 году в ходе социологического опроса Pew Research Center (США) 42% опрошенных заявили, что сделали перерыв в обращении к платформе в течение нескольких недель или более, в то время как 26% заявили, что удалили приложение Facebook со своего мобильного телефона. Год спустя итерация опроса Pew в 2019 году показала, что объем использования социальных сетей с 2018 года не изменился. По словам профессора по маркетингу П. Йилдирима, у Facebook есть свои критики и они в основном обеспокоены двумя вещами: неправильным обращением с данными по-

1 Cm.: REPORT Islamist content on Telegram. Children and young people lack protection. February 2019. - http:// jugendschutz.net

2 Uht. no: Why is youth extremism on the rise? - http://opinion.inquirer.net/109594/youth-extremism-rise

3 Uht. no: Streitfeld D. 'The internet is broken': @ev is trying to salvage it // The New York Times May 2017. - https://www. nytimes.com/2017/05/20/technology/evan-williams-medium-twitter-internet.html

4 «How to burn Jews» Facebook group suggested to advertisers by algorithm. - https://www.rt.com/news/403448-facebook-jewish-ads-algorithm/

5 Cm.: Pascoe M. Can Social Media be Considered a Cause of Terrorism? - https://intpolicydigest.org/2019/11/02/can-social-media-be-considered-a-cause-of-terrorism/

требителей и плохим управлением доступом к ним сторонних поставщиков, а также уровнем распространения дезинформации.

Коррелирующий с этим феномен публичных дебатов, ведущий к повышенному восприятию рисков с точки зрения их вероятности и серьезности, был назван Р. Касперсоном и его коллегами «социальным усилением риска»1. Быстрое распространение дезинформации, такой как слухи и так называемые фейковые новости, в настоящее время также посредством мобильных технологий и Интернет-СМИ, может способствовать усилению восприятия риска2. Например, увеличение охвата социальных сетей в ходе распространения вируса Зика оказало значительное влияние на то, как люди воспринимали риск, что, в свою очередь, повлияло на их поведение3. В другом контексте, во время кризиса гриппа H1N1 на Тайване, было доказано, что социальные медиа формируют информацию, которая впоследствии влияет на избрание людьми определенного вектора поведения4.

Есть и еще одна проблема, которая связана с тем, что в социальных сетях наблюдается привыкание, так как благодаря своей адаптивности они настраиваются в зависимости от предпочтений и поведения пользователя, следовательно, становятся захватывающими5. Как было отмечено Дж. Фельтманом, заместителем Генерального секретаря ООН по политическим вопросам на заседании Контртеррористического комитета ООН, ИГИЛ в 2015 году поднял эксплуатацию Интернета и социальных сетей на новый уровень, заманив более 30 000 иностранных боевиков-террористов из более чем 100 стран к участию в конфликтах в Сирии и Ираке или подстрекая людей совершать террористические акты в их родных странах6. Именно социальные сети во время «арабской весны» 2010-2011 годов помогли молодежи организовать беспрецедентную антиправительственную революцию, которая началась в Тунисе, а затем распространилась на Египет, Ливию, Йемен, Сирию, Бахрейн и другие страны Ближнего Востока.

Приведем еще один пример - в 2018 году в Южной Корее в ходе одной из операций по «фальсификации общественного мнения», которую возглавил популярный блогер, использовалась комбинация комментаторов-людей, а также автоматизированная программа для публикации и усиления комментариев с критикой конкретного политика. Сеульская полиция отметила увеличение объема активности за два дня: «С 17 по 18 января они сформировали около 20 000 комментариев к 675 новостным статьям, используя 2 290 различных идентификаторов7».

В то же время отметим, что еще в 1990 г. появился доклад Национальной академии наук США, в котором отмечалось, что террорист, применяя новейшие информационно-коммуникационные технологии, в перспективе будет способен нанести больше урона «клавиатурой, чем взрывным устройством»8. Этот вывод разделяется в отчете, опубликованном в феврале 2018 гг. Университетом Джорджа Вашингтона (США), где говорится: «Только один из 12 репатриантов, указанных в этом исследовании, вернулся в США с намерением совершить нападение от имени группы джи-хадистов в Сирии»9.

Особо отметим, что социальные сети являются мощным инструментом не только для вербовки рекрутов в экстремистские организации, но и для запугивания своих оппонентов, публикуя ужасающие видеоролики казней, а также для пропаганды своего мировоззрения и оправдания своих действия. Так, продолжительность средней радикализации (т. е. время от первого воздействия экстремистских убеждений до участия в экстремистских действия) иностранных боевиков в США в 2005 году, когда социальные медиа были первым формирующим фактором радикализации американских экстремистов, была приблизительно 18 месяцев. В 2016 году, когда более 90% иностранных боевиков в США были активны в социальных сетях, продолжительность радикализации снизилась до 13 месяцев в среднем10.

Сотрудники правоохранительных органов, психиатры и криминологи на протяжении десятилетий знали, что некоторые жестокие преступники любят публиковать информацию о своих действиях, - считает криминолог С. Бонн из SPIEGEL, исследующий мотивацию террористов и общественное мнение. Они делают это, чтобы взращивать свой порочный нарциссизм и великолепие. Так, террорист, который напал на мечети в Новой Зеландии в марте 2019 года,

1 Kasperson R., Renn O., Slovic P., Brown H., Emel J., Goble R. et al. The social amplification of risk: a conceptual framework // Risk Anal. 1988. - N 8. - P. 177-187.

2 Vosoughi S., Roy D., Aral S. The spread of true and false news online // Science. 2018. - N 359. - P. 1146-1151.

3 Chan M.P.S., Winneg K., Hawkins L., Farhadloo M., Jamieson K.H., Albarracin D. Legacy and social media respectively influence risk perceptions and protective behaviors during emerging health threats: A multi-wave analysis of communications on Zika virus cases // Social Science & Medicine. 2018. - N 212. - P. 50-59.

4 Chang C. News coverage of health-related issues and its impacts on perceptions: Taiwan as an example // Health Communication. 2012. - N 27 (2). - P. 111-123.

5 Цит. по: The Impact of Social Media: Is it Irreplaceable? - https://knowledge.wharton.upenn.edu/article/impact-of-social-media/

6 См.: In special meeting, UN weighs measures to prevent terrorists from exploiting the Internet, social media. - https://news.un.org/ en/story /2015/12/518462-special-meeting-un-weighs-measures-prevent-terrorists-exploiting-internet

7 DiResta R. The Supply of Disinformation Will Soon Be Infinite // The Atlantic. 20 September. 2020.

8 См.: Вейманн Г. Специальный доклад № 116. Как современные террористы используют Интернет. - http://scienceport.ru/lib rary/-literature/5170-spetsialnyiy-doklad-%E2%84%96-116-kak-sovremennyie-terroristyi-ispolzuyut-internet/

9 См.: Meleagrou-Hitchens A. Seamus Hughes and Bennett Cliord, The Travelers: American Jihadists in Syria and Iraq, George Washington Program on Extremism, February 2018. -https://extremism.gwu.edu/sites/g/les/zaxdzs2191/f/TravelersAmericanJihadistsinSyriaandIraq

10 См.: The Use of Social Media by United States Extremists. - https://www.start.umd.edu/pubs/START_PIRUS_UseOfSocial MediaByUSExtremists_ResearchBrief_July2018.pdf

ранее объявил о своей атаке в Интернет и транслировал ее в прямом эфире, а убийца с Берлинской рождественской ярмарки в 2016 году записал и разместил свое исповедальное видео неделями ранее1.

Предложения по снижению деструктивного воздействия медиа-бизнеса

Исходя из вышеизложенного, возникает вопрос, что требуется сделать, чтобы превратить масс-медиа из средства информационной угрозы в средство информационного обеспечения безопасности личности и общества. Проведенный анализ позволил выделить несколько направлений.

Во-первых, требуется пересмотреть подход к подаче информационного материала, который сегодня основан больше на эмоциональности, конвульсивности и поверхностности, чем на результатах научных исследований. Мы не призываем вводить цензуру, а призываем к постановке содержания новостных лент на научную основу. Журналисты должны создавать сообщения о драматичном и эмоционально заряженном насилии, избегая при этом пропаганды ненавистнических высказываний и не способствуя распространению стереотипов, ведущих к разделению общества.

Во-вторых, требуется сокращение непреднамеренного продвижения платформ медиа-бизнеса в отношении негативного воздействия путем создания механизмов гражданского контроля употребляемой ими терминологии, а также законодательной проработки регламента освещения событий, имеющих отношение к негативному воздействию на сознание. Практика показывает, что в отдельных случаях лучше воздерживаться от прямого освещения тех или иных событий. Это особенно верно, когда освещаются события, связанные с безопасностью личности, общества и государства. Прямая трансляция, показывающая действия сил безопасности может поставить под угрозу их эффективность (например, как это происходит сегодня с освещением вопросов, связанных с проведением России Специальной военной операции). Противники России могут быть внимательны к освещению действий сил безопасности, слышать и даже видеть их действия. Их реакция может быть смертельно опасной.

В-третьих, платформы медиа-бизнеса должны бороться за достоверность и объективность информации, а правоохранительные органы и гражданское шире внедрять контроль за размещением на них материалов. Медиа-структуры и гражданское общество должны осознать свою ответственность за обеспечение информационной безопасности социума и понять, что этот процесс является коллективной и совместной ответственностью, а также подчиняется комплексному подходу, одновременно поощряя умеренность, диалог и терпимость.

Сегодня интеллектуальное наследие медиа-структур необходимо подвергнуть масштабной реструктуризации и вновь задать вопрос: «В чем разница между потребностями социума на свободу получения информации и преобладающими видами их использования со стороны медиа-бизнеса?». Медиа-бизнес не должен быть фактором маргинализации и разделения общества, питательной средой манипуляции сознанием личности и социума.

1 Cm.: Wie Nutzer mit digitalem Terror umgehen sollten. - https://www.spiegel.de/netzwelt/web/terror-im-internet-wie-nutzer-mit-der-gewalt-umgehen-sollten-a-1258126.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.