Научная статья на тему 'Мечты студентов как составляющая проектирования будущего страны'

Мечты студентов как составляющая проектирования будущего страны Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1623
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЧТЫ СТУДЕНТОВ / КОЛЛЕКТИВНАЯ МЕЧТА / ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТА / ПИРАМИДА ПОТРЕБНОСТЕЙ А.МАСЛОУ / ОБРАЗ РОССИИ / DREAMS OF STUDENTS / THE COLLECTIVE DREAM / THE LIFESTYLE OF A STUDENT / THE PYRAMID OF NEEDS OF A. MASLOW / IMAGE OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Куприянычева Э.Б.

В статье анализируются результаты проведенного социологического опроса студентов Самарского университета. Цель опроса изучить мечты студенческой молодежи, выявить индивидуальные мечты, образ коллективной мечты студенческой молодежи. Тема актуальна, потому что то, о чём в настоящее время мечтают студенты, многие из них будут воплощать в реальность по окончании ВУЗа. Результаты исследования показали, что большинство студентов мечтает заниматься любимым делом, создать хорошую семью и иметь возможность путешествовать по миру. При этом ценность богатства для российских студентов значительно ниже, чем для американских студентов. Готовы самостоятельно, без посторонней помощи реализовывать свои мечты около 60% студентов, но предпринимают конкретные шаги в этом направлении (обладают необходимой силой воли, ежедневно занимаются самообразованием и самосовершенствованием) не более 30% опрошенных. Образ жизни, который мечтают вести студенты, ориентирован не на производство, творчество, а на потребление и развлечение. Ни один студент не указал, что он мечтает изобрести, разработать, создать новый продукт. Для выявления перспектив будущего страны важную роль играет образ России в глазах молодежи. Для большинства опрошенных это неоднозначный герой: неуничтожимый воин-защитник, который, как Илья Муромец, дремлет до поры и просыпается, чтобы победить агрессора и зло, креативный, но не способный использовать плоды своего творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Куприянычева Э.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS DREAMS AS A CONSTITUENT OF THE DESIGN OF THE FUTURE

The article analyzes the results of sociological poll of students of the Samara University. The purpose of the survey was to study dreams of students, to identify the individual dreams, the collective image dreams of students. The article analyzes the results of sociological poll of students of the Samara National Research University. The purpose of the survey was to study dreams of students, to identify the individual dreams, the collective image dreams of students. The topic is relevant, because what is currently the dream students, many of them will be to make a reality after graduation. The results showed that most students dream to pursue their passions, to create a good family and to have the opportunity to travel the world. The value of wealth for Russian students is much lower than for American students. Prepared independently, without help realize their dreams, about 60% of the students, but are taking concrete steps in this direction (have the necessary will power, daily engaged in self-education and self-improvement) not more than 30% of the respondents/ The lifestyle that I dream to lead the students focused not on production, creativity, and consumption and entertainment. No student indicated that he wants to invent, to develop, to create a new product. To identify the prospects for the future of the country plays an important role image of Russia in the eyes of young people. For most respondents this controversial character: the indestructible warrior-defender, which, like Ilya Muromets, is dormant for the time and wakes up to defeat the aggressor and evil, creative, but not able to use the fruits of his work.

Текст научной работы на тему «Мечты студентов как составляющая проектирования будущего страны»

УДК 316.7

МЕЧТЫ СТУДЕНТОВ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО СТРАНЫ

Э.Б. Куприянычева

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Самара, Россия ella5@mail.ru

Аннотация

В статье анализируются результаты проведенного социологического опроса студентов Самарского университета. Цель опроса - изучить мечты студенческой молодежи, выявить индивидуальные мечты, образ коллективной мечты студенческой молодежи. Тема актуальна, потому что то, о чём в настоящее время мечтают студенты, многие из них будут воплощать в реальность по окончании ВУЗа. Результаты исследования показали, что большинство студентов мечтает заниматься любимым делом, создать хорошую семью и иметь возможность путешествовать по миру. При этом ценность богатства для российских студентов значительно ниже, чем для американских студентов. Готовы самостоятельно, без посторонней помощи реализовывать свои мечты около 60% студентов, но предпринимают конкретные шаги в этом направлении (обладают необходимой силой воли, ежедневно занимаются самообразованием и самосовершенствованием) не более 30% опрошенных. Образ жизни, который мечтают вести студенты, ориентирован не на производство, творчество, а на потребление и развлечение. Ни один студент не указал, что он мечтает изобрести, разработать, создать новый продукт. Для выявления перспектив будущего страны важную роль играет образ России в глазах молодежи. Для большинства опрошенных это неоднозначный герой: неуничтожимый воин-защитник, который, как Илья Муромец, дремлет до поры и просыпается, чтобы победить агрессора и зло, креативный, но не способный использовать плоды своего творчества.

Ключевые слова: мечты студентов, коллективная мечта, образ жизни студента, пирамида потребностей А.Маслоу, образ России.

Цитирование: Куприянычева, Э.Б. Мечты студентов как составляющая проектирования будущего страны /Э.Б. Куприянычева // Онтология проектирования. - 2016. - Т. 6, №2(20). - С. 231-240. -DOI: 10.18287/2223-9537-2016-6-2-231-240.

Введение

В качестве предмета исследования выступают мечты. В чём актуальность данной темы? Во-первых, мечты редко становятся объектом исследования психологов, философов и социологов [1]. Как можно исследовать то, что невозможно увидеть, что существует только в проекте, и чего нет в реальности? И многие, возможно, зададутся вопросом - зачем исследовать мечты, какое в этом прикладное значение? В мечтах человек формулирует образы целей, которых хочет достичь. Мечты, как и фантазии - плод активного воображения, но, в отличие от них - обладают большей константностью и формируются более сознательно и целенаправленно. Согласно психологическому словарю P.C. Немова, мечты - это «планы человека на будущее, представленные в его воображении и реализующие наиболее важные для него потребности и интересы» [2, с.213]. Мечты связаны с проектированием [3]. В них содержится прообраз, проект наиболее желанного будущего, которое с определённой долей вероятности может наступить [4]. Здесь мы выходим на причину, по которой в качестве объекта исследования выступает студенческая молодежь на примере студентов Самарского университета. От того, насколько грамотно они расставят приоритеты и соотнесут мечты с

возможностями - зависит их дальнейшая судьба и будущее страны [5]. Студенческие годы -наиболее продуктивный период для мечтаний, так как человек ощущает, что всё ещё впереди (работа, карьера, любовь, семья, возможности реализовать самые смелые мечты), но также осознаётся ответственность за их реализацию. Первые итоги своих достижений человек подводит к 30-40 годам. И если какие-то мечты оказались не реализованы или иллюзорными - это переживается как кризис среднего возраста.

Когда в среде молодежи есть совпадение мечтаний, устремлений, мы имеем дело с коллективной мечтой. Таким образом, то, о чём сейчас мечтает студенческая молодежь, имеет важное социальное и политическое значение для будущего страны на ближайшие 520 лет (сроки, в которые выпускники ВУЗа реализуют свои мечты).

1 Методика и сравнительный контекст исследования

Для проведения научного исследования необходима точка отсчёта (научная разработанность темы), которая обеспечит сравнительный контекст и позволит исследованию вписаться в имеющиеся данные по изучаемой теме. В качестве такой точки отсчёта выступили два исследования:

1) лонгитюдное исследование взглядов студенчества на этапе поступления в колледжи США в 1988 и 2000 годах, проведённое Ричардом и Маргарет Браунгартами [6], а также Линдой Сакс, Алесандром Остином, Уильмом Корном и Кетрин Махоней [7];

2) общероссийское социологическое исследование «Русская мечта: какая она и может ли осуществиться?», проведённое рабочей группой Института социологии РАН под руководством академика М.К. Горшкова в 2012 году [8].

Часть вопросов из отмеченных выше американского и общероссийского исследований была включена в анкету для сравнения результатов. Одной из задач исследования было выявить образ России в сознании студенческой молодежи. Для определения понятия «образ страны» были использованы работы признанного лидера в исследовании имиджа и образа Шестопал Е.Б. [9], а также исследователей Гравера А.А. [10], Барабаш В.В., Бордюгова Г.А., Котеленец Е.А. [11]. Шестопал Е.Б. различает два похожих понятия «имидж» и «образ»: имидж формируется кем-либо, а образ уже существует в сознании людей. Она в качестве образа рассматривает «отражение личности лидера, партии, государства, организации, товара и пр. в массовом и индивидуальном сознании граждан» [9, с.3]. Гравер А.А. связывает понятие «образ страны» со всем объемом самостоятельно сложившихся представлений о стране - от философского анализа до прикладных исследований [10]. Более конкретное определение образа страны дают авторы работы «Образы России в мире» Барабаш В.В., Бордюгов Г.А., Котеленец Е.А. Они отмечают, что образ страны включает в себя не только объективные, но и субъективные характеристики, установки, стереотипы, штампы исторической памяти. «Образ размещается в тех глубинах индивидуального, группового и корпоративного сознания, которые обозначаются понятиями «менталитет» и «архетипы»» [11, с. 17]. Таким образом, образ страны включает в себя по преимуществу субъективное, самостоятельно сформированное в индивидуальном и массовом сознании представление о стране. В общероссийском исследовании [8] образ страны рассматривался сквозь призму менталитета россиян, которые отвечали на вопросы о мечтах, идеологических предпочтениях, жизненных устремлениях и отношении к сказочным персонажам, воплощающим архетипы российской цивилизации. Для исследования, проведённого в Самарском университете, была разработана проективная методика, с помощью которой студенты соотносили образы сказочных персонажей со своим восприятием России и себя в семье, вузе, на отдыхе и в мечтах.

Более того, каждый студент указал, какие именно характеристики сказочного персонажа обусловили его выбор. В отличие от других исследований выбранной тематики, был выявлен образ России в сознании студентов и качества, с которыми она ассоциируется.

Исследование, проведённое американскими учёными, демонстрирует изменение устремлений молодежи вниз по пирамиде потребностей А. Маслоу - от альтруизма, поиска смысла жизни, ценностей самореализации к эгоизму, ориентации на выживание, статус и материальные блага. Дети идеалистов выросли прагматиками. Альтруизм, толерантность, политическая активность граждан за 30 лет сформировали в США общество эгоистов. Второе исследование, о котором идёт речь, - российское - показало, что большинство россиян (более 90%) - мечтатели [12]. И мечтают они, в основном, о достатке, при котором не нужно считать копейки (40%), хорошем здоровье близких (33%) и справедливом обществе, в котором каждому воздаётся по труду (33%). В отличие от американцев, россияне не мечтают о богатстве, славе или красивом теле. Ещё один значимый вывод из российского исследования - отсутствие мечты у конкретного человека свидетельствует о низком материальном положении и социальном, профессиональном статусе. У бомжей и люмпенов нет мечты.

Так же учитывались данные исследования «Будущего университета», проведённого Боргестом Н.М., в котором приведены данные исследования мотивации студентов инженерных специальностей Самарского университета за 2012 и 2014 годы [13-15].

Цель исследования - изучить мечты студенческой молодежи - была достигнута с помощью социологического опроса, проведённого в феврале 2016 года. В анкетировании приняли участие 196 студентов инженерных специальностей Самарского университета.

2 Образ коллективной мечты студентов

Проведённый социологический опрос показал, что абсолютное большинство студентов Самарского университета (99%) имеет мечту. Каждый из опрошенных студентов выбирал три мечты. В целом, мнения студентов Самарского университета распределились следующим образом:

Каковы Ваши жизненные устремления?

Заниматься любимым делом 60 %

Создать хорошую семью 59 %

Побывать в разных странах мира 50 %

Встретить настоящую любовь 21 %

Иметь интересную работу 16 %

Получить престижную работу 13 %

Быть полезным обществу, внести вклад в развитие России 13 %

Добиться успеха в собственном бизнесе 11 %

Получить хорошее образование 11 %

Сделать блестящую карьеру 10 %

Не стареть, оставаться красивым, здоровым, молодо выглядящим, долго жить 9,7 %

Стать богатым человеком 9 %

Жить не хуже других 8,2 %

Выработать философию жизни 7 %

Помогать другим в беде 6,6 %

Стать стильным, модным, престижным, знаменитым 3 %

Быть политически активным 1 %

Образ коллективной мечты студенческой молодежи выражается в трёх вариантах:

1) Большинство мечтает заниматься любимым делом (60%)

2) Второе место занимает желание создать хорошую семью (58%)

3) На третьем месте - желание побывать в разных странах (49%).

Если оценивать указанные результаты по пирамиде потребностей А. Маслоу [16], то очевидна ориентация студентов на один из высших уровней (творческая самореализация) и на средний уровень (достижение эмоционального комфорта, любовь и принятие). Интересно, что, признавая ценность семьи, большинство студентов демонстрируют прагматизм -сходится во мнении, что любовь - не главный элемент в создании хорошей семьи.

Ещё одна особенность российских студентов - богатство и слава не являются для них настолько же значимыми, как для американцев. Если среди американских студентов стать очень богатым человеком мечтает абсолютное большинство (75%), то среди российских студентов в качестве главной мечты богатство выбрали 9%. Ни один студент института ракетно-космической техники и факультета информатики не считает мечтой своей жизни богатство.

3 Мечты и способы их реализации (сравнение по институтам/факультетам)

По поводу остальных жизненных приоритетов оценки студентов различных институтов и факультетов несколько расходятся.

Мечтают получить хорошее образование студенты института ракетно-космической техники и института авиационной техники (22% и 39%, соответственно). Студенты института электроники и приборостроения и факультета информатики в меньшей степени мечтают о хорошем образовании (10%).

Институт ракетно-космической техники демонстрирует наиболее высокие показатели по пирамиде потребностей Маслоу. В глазах студентов данного института богатство не является значимой ценностью. Студенты не ориентированы на создание своего бизнеса, зато имеют максимальные показатели среди студентов других факультетов и институтов в желании быть полезными обществу - 22%. Несколько меньшую приверженность альтруизму демонстрируют студенты института электроники и приборостроения - 17% и наименьшую -студенты института авиационной техники и факультета информатики (по 8%).

Факультет информатики показал себя самым эгоистичным - никто из студентов не мечтает помогать другим в беде. Зато больше, чем студенты других факультетов и институтов, эти студенты готовы к созданию собственного бизнеса (15,4%).

Готовы ли студенты воплощать свои мечты в реальность? Насколько они самостоятельны и зрелы для этого? Здесь студенты выбирали три наиболее приемлемых для себя варианта движения к мечте.

Что Вы предпринимаете, чтобы Ваша мечта осуществилась?

Составлю план достижения своей мечты и реализую его шаг за шагом 50,5 %

Жду счастливого случая, благоприятного для реализации мечты 36,2 %

Надеюсь на чудо и удачу 30,6 %

Прошу родных и друзей помочь в осуществлении мечты 23,5 %

Молюсь о помощи Богу, ставлю свечку в церкви 12,2 %

Ничего не делаю. Мечты - на то они и мечты, чтобы было о чём мечтать 8,2 %

Прибегаю к помощи магии, астрологии, Фен-Шуя, оберегов и т.д. 7,1 %

Другое 19,4 %

На основе полученных данных можно выделить четыре самых популярных способа реализации мечтаний и решения проблем студентами Самарского университета:

1) поэтапное движение к поставленной цели (составление плана и его реализация) - 50,5%

2) ожидание удачного случая, благоприятных условий для реализации своей мечты - 36,2%

3) упование на чудо и удачу - 30,6%

4) обращение за помощью к родным и друзьям - 23,5%

Выбор студентами первого варианта говорит о том, что как минимум для половины студентов Самарского университета мечты - не пустые фантазии, а вполне конкретный образ будущего, который они намерены воплотить в реальность.

Второй способ реализации мечты выбрало треть студентов. Он может выражаться в том, что студенты не ждут, как мечта на них свалится с неба, а готовятся к ней (например, ходят на курсы, которые позволят им получить работу мечты), и когда сложатся благоприятные условия (например, их пригласят на собеседование) - они смогут воспользоваться этим шансом.

В третьем варианте реализации мечты можно увидеть отголосок национальной мечты о «халяве» (русское «авось», сказка «По щучьему велению»). Здесь сочетается оптимизм с безответственностью.

Выбор четвёртого варианта может говорить об инфантильности и несамостоятельности пятой части опрошенных. Низкий уровень самостоятельности и понимания, что студент сам отвечает за своё академическое образование, согласуется с результатами опроса, проведённого среди студентов инженерных специальностей в 2012 и 2014 годах [14, 15].

Только самостоятельный человек имеет возможность помогать другим в беде, и только самостоятельный человек способен создать собственный бизнес. Поэтому, не удивительно, что студенты института ракетно-космической техники и факультета информатики -альтруисты и эгоисты - оказались самыми самостоятельными, так как в реализации своей мечты они в меньшей степени, чем студенты института авиационной техники и института электроники и приборостроения полагаются на Бога, удачу, помощь родных и друзей. 70% студентов института ракетно-космической техники и факультета информатики составляют план достижения своей мечты и реализуют его шаг за шагом. В то время как среди студентов института авиационной техники и института электроники и приборостроения самостоятельно двигаются в направлении реализации своей мечты только 40-45%. Интересно, что факультет информатики в большей степени, чем остальные, склонен прибегать для решения своих проблем к магии (15,4%).

Если говорить о гендерныхразличиях в способах решения проблем и реализациях мечты, то их два. Студенты мужского пола чаще прибегают к помощи друзей и родных (31%), чем студентки (16,5%). Студентки в большей степени полагаются на помощь Бога (15,5%), чем студенты (8,6%). Зато сильная половина человечества больше полагается на магию (12%) -по сравнению со студентками (3%).

4 Досуговая деятельность студентов как потенциал реализации мечты

Образ жизни, согласно психологическому словарю Р.С. Немова - «целостная социально-психологическая характеристика способа существования, организации жизни отдельно взятого человека, социальной группы или общества в целом. Образ жизни включает типичные интересы, цели, ценности, нормы и правила поведения, виды деятельности, которыми занимаются люди» [2, с.246]. То, как человек распоряжается своим свободным от обязательных занятий (учёба и работа) временем, показывает, на какой образ жизни он ориентируется.

Образ жизни студента, то, как он проводит досуг, может косвенно указывать на его готовность перейти от мечтаний к действиям.

На какие виды занятий тратит студент своё свободное время ежедневно?

1) Первое место в досуге студента занимает время, проведённое за компьютером или интернетом (более 90% студентов).

2) На прослушивание музыки, просматривание видео, чтение книг - более 80% студентов.

3) 50-60% студентов ежедневно в свободное время - просто отдыхают (сон, ничегонеделание).

4) От 45 до 80% студентов ежедневно общаются с любимым человеком. Интересно, что все студенты, указавшие, что у них нет мечты - не имеют любимого человека. Согласно пирамиде потребностей Маслоу, любовь (находящаяся на уровне эмоционального комфорта), является трамплином для карьерного роста и возникновения потребности в творческой самореализации (основы формирования мечты) [16].

5) 20-35% студентов ежедневно занимаются домашним хозяйством. Это общее для всех факультетов. Но есть различия.

Регулярные занятия спортом или фитнесом укрепляют волю и формируют дисциплину в человеке. Ежедневно тратят свободное время на фитнес, тренировки, посещение спортивных секций: 12% студентов и 25% студенток факультета информатики, 13% студенток и 2% студентов института авиационной техники, 8% студенток и 8,5% студентов института электроники и приборостроения, 17% студенток и 5,5% студентов института ракетно-космической техники. Таким образом, можно заметить, что в целом студентки больше проявляют заботы о здоровье своего тела, чем студенты.

На домашнее хобби тратят ежедневно свой досуг 14% студентов и 11% студенток института авиационной техники, 25% студенток и 15% студентов института электроники и приборостроения, 17% студенток и 33% студентов института ракетно-космической техники, 2% студенток и 18% студентов факультета информатики.

Курсы по специальности ежедневно посещают 17% студентов и 1% студенток института ракетно-космической техники, 4% студенток и 14% студентов института электроники и приборостроения, 22% студенток и 6% студентов факультета информатики. Как следует из результатов опроса, курсы по специальности чаще посещают студенты, чем студентки. Исключение составляет факультет информатики.

Очевидно, что людей, использующих свободное время для саморазвития (спорт, домашнее хобби, курсы по специальности) - меньшинство (от 1 до 33%). Но именно они обладают большим потенциалом, волей для реализации своей мечты

Идеальный образ жизни, о котором они мечтают, у большинства студентов недостаточно чёткий, но присутствует. Многие студенты мечтают об интересной, полной приключений жизни, быть добрыми, умными, весёлыми, смелыми, беззаботными. Этот собирательный образ отражает общую коллективную мечту студента. Интересно, что у девочек к этим качествам ещё добавляется трудолюбие и целеустремленность. В то же время, когда студентов просят описать свою настоящую жизнь и себя в ней - это единство коллективной мечты исчезает. Реальный образ себя оказывается индивидуальным, по нему совпадений практически нет.

5 Образ России в сознании студентов Самарского университета

Мы живем в России и с этой страной связываем свои мечты. В ходе исследования студентам предлагалось выбрать сказочных персонажей, с которыми они ассоциируют

нынешнюю Россию и её миссию на протяжении истории её развития. Проективная методика, которую мы применили в исследовании, позволяет снизить вероятность получения в качестве ответов словесных штампов, устоявшихся в СМИ и общественном сознании. Нашей задачей было активизировать личностные смыслы, с которыми связывается в сознании студенческой молодежи наша страна.

Образы сказочных персонажей, с которыми студенты Самарского университета ассоциируют современную Россию:

Образ сказочного персонажа кол-во сделанных выборов

1. Илья Муромец 23

2. Алёша Попович 13

3. Стойкий оловянный солдатик 13

4. Иванушка-дурачок 6

5. Айболит 6

6. Волшебник Гэндальф 5

7. Водяной (из сказки «Летучий корабль») 5

8. Балда (из сказки «О попе и его работнике Балде») 4

9. Ёжик в тумане 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Ниф-ниф, Нуф-нуф, Наф-наф (из сказки «Три поросенка») 4

11. Золотая Рыбка 3

12. Другие персонажи, роль которых, по мнению студентов, играет современная Россия, упоминались меньше трёх раз: Курочка Ряба, Кощей Бессмертный, Сивка Бурка, Баба Яга, Птица Феникс, Аленький цветочек и т.д.

Очевидно, что современная Россия предстает перед нашими студентами в образе воина-защитника. Большинство видят в ней опору, «силу, мощь, которая дремлет до поры до времени, а как проснётся - борется со злом» (история Ильи Муромца). Характеристики Ильи Муромца и Алёши Поповича, которые дают студенты, похожи: «борется со злом», «предводитель», «отстаивает справедливость», «сильный», «убивает нечисть», «мощь», «патриотизм», «герой». Другой образ России - персонаж сказки Андерсена - Стойкий оловянный солдатик, основное достоинство которого, по мнению студентов, «стойкость, выносливость и терпение», способность всё перенести и устоять. Эти характеристики особенно востребованы в условиях нестабильности переходного периода, и демонстрируют стойкость, способность нашей страны сохранять силу духа и оптимизм в любых условиях.

Есть и другие черты, которые студенты отмечают в России, и прежде всего - это альтруизм. Россия, как доктор Айболит - «оказывает всем помощь», «лечит других, но не себя», как Золотая Рыбка - «исполняет чужие желания, но не свои», как старик Хоттабыч «исполняет желания по прощению долгов другим странам». С Россией в сознании студентов связан элемент чудотворности, творческого начала. Она как Курочка Ряба - создаёт чудесное ценное творение (золотое яичко, а не простое), но не знает, как его использовать. Как волшебник Гэндальф - «пытается выполнить желания народа, заботится о нас», создаёт чудеса для других, но не для себя. Часть студентов назвала Россию «ёжиком в тумане». На вопрос: «За какие качества Вы выбрали именно этого персонажа» - были даны ответы: «всеми не понятая», «мы сбились со своего пути», «неоднозначность». Были студенты, которые для описания России используют метафору «Аленького цветочка» и дают ему характеристики: редкий, особенный.

Ещё одна особенность России в глазах студентов - одиночество. Несколько студентов выбрали в качестве образа современной России - Водяного («Я - Водяной, никто не водится со мой», «хочет летать, а живёт в болоте»). При этом, по мнению студентов, Россия обладает

уникальной способностью возрождаться из пепла, как птица Феникс. Образы персонажей, которые, по мнению студентов, демонстрируют это качество и характеризуют Россию: Шалтай-Болтай («Россия встаёт, падает и опять встаёт»), Кощей Бессмертный («живёт вечно», «обладает способностью к регенерации», «неуничтожим»), как барон Мюнхаузен -вытаскивает себя за волосы из болота.

Заключение'

Таким образом, на основе проведённого исследования можно сделать следующие выводы.

1) абсолютное большинство студентов Самарского университета имеют мечту.

2) существует три общих для студентов Самарского университета устремлений:

■ студенты мечтают заниматься любимым делом, а это значит - они профессионально ориентированы и было бы хорошо, чтобы ВУЗ предоставил им все возможности для профессионального роста;

■ студенты мечтают создать хорошую семью - что естественно в их возрасте, формирует в них чувство ответственности и стремление к стабильности;

■ студенты мечтают побывать в разных странах мира - в этой мечте отражается любознательность, стремление к новизне, желание расширить зону комфорта и стремление к получению новых знаний, боязнь рутины.

3) желание внести вклад в развитие страны трудиться на благо общества у студентов Самарского университета выше, чем стремление стать богатым человеком.

4) готовы к самостоятельному воплощению своей мечты в реальность около половины опрощенных.

5) уже на пути к реализации своей мечты - так как ежедневно работают над этим, обладают большой силой воли и занимаются самосовершенствованием и самообразованием - от 13 до 30 % студентов.

6) образ России - как страны, в которой мы живём и реализуем свои мечты - это образ воина-защитника, приходящего на помощь в трудную минуту, неуничтожимого и возрождающегося, креативного, но неоднозначного героя.

Список источников

[1] Стерледев, Р.К. Мечта как сущностное свойство человека. // Теория и практика общественного развития. - 2013 - №6. - С.18-21.

[2] Немов, Р.С. Психологический словарь. / Р.С. Немов. - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007. - 560 с.

[3] Боргест, Н.М. Онтология проектирования. Теоретические основы 4.1. Понятия и принципы / Н.М. Боргест. - Самара: СГАУ, 2010.- 91с.

[4] Мерзлякова, И.Л. Об историческом сознании современной студенческой молодежи/ И.Л. Мерзлякова, А.А. Линченко, Э.В. Овчинникова // Социологические исследования. - 2014. - №12. - С. 89-96.

[5] Романовский, Н.М. Будущее как проблема современной социологии. / Н.М. Романовский // Социологические исследования. 2015. - № 11. - С.13-22

[6] Richard G. Braungart, Margaret M. Braungart. From Yippies to Yuppies: Twenty years of Freshmen attitudes, Public Opinion, vol.11,no.3 (September-October 1988); p.53-56.

1 В редколлегии статья вызвала неоднозначную реакцию и соответствующую оценку. Основанием для публикации этого материала послужили не приведенные результаты исследования в форме частных выводов (хотя они, бесспорно, интересны и заслуживают публичного обсуждения), а сам подход к проектированию, в данном случае, будущего целой страны. Оценка мечты социальной группы, которая в перспективе определит технологический, культурный и знаниевый уровень страны, даёт основания полагать, что в перспективе можно ожидать построение проективной модели будущего страны на основе развития подобного подхода. Прим. ред.

[7] Linda J. Sax, Alexander W. Austin, William S. Korn, Kathryn M. Mahoney. The American Freshman: National Norms for Fall 2000 (Los Angeles: UCLA Higher Education Research Institute, 2000).

[8] О чём мечтают россияне: идеал и реальность / Под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, Н.Е. Тихоновой. - М.: Весь Мир, 2013. - 400с.

[9] Образы государств, наций и лидеров / Под ред. Е.Б. Шестопал. М.: Аспект Пресс, 2008. - 288 с.

[10] Гравер, A.A. Образ страны, имидж и бренд страны: понятие и направления исследования / А.А. Гравер // Вестник Томского государственного ун-та. Серия Философия. Социология. Политология. - 2012. - №3 (19), - С.29-45.

[11] Барабаш, В.В. Образы России в мире. Курс лекций / В.В. Барабаш, Г.А. Бордюгов, Е.А. Котеленец. - М.: Эльф ИПР, 2010. - 296 с.

[12] Горшков, М.К. Русская мечта: опыт социологического измерения / М.К. Горшков // Социологические исследования. - 2012. - № 12. - С.3-11

[13] Боргест, Н.М. Будущее университета: онтологический подход. Часть 1: история, прогноз, модели / Н.М. Боргест // Онтология проектирования, 2011. - №1(2).- С.66-79

[14] Боргест, Н.М. Будущее университета: онтологический подход. Часть 2: сущности, мотивация, проектное обучение. / Н.М. Боргест // Онтология проектирования.- 2012. - № 1(3). - С.87-106.

[15] Боргест, Н.М. Будущее университета: онтологический подход. Часть 3: автоматизация бизнес-процессов. / Н.М. Боргест // Онтология проектирования. - 2014. - № 1(11). - С.24-40.

[16] Маслоу, A. Мотивация и личность. / А. Маслоу. - СП-б.: Питер СПб, 20014. - 400 с.

STUDENTS DREAMS AS A CONSTITUENT OF THE DESIGN OF THE FUTURE

E.B. Kupriyanycheva

Samara University named after academician S.P. Korolev, Samara, Russia ella5@mail.ru

Abstract

The article analyzes the results of sociological poll of students of the Samara University. The purpose of the survey was to study dreams of students, to identify the individual dreams, the collective image dreams of students. The article analyzes the results of sociological poll of students of the Samara National Research University. The purpose of the survey was to study dreams of students, to identify the individual dreams, the collective image dreams of students. The topic is relevant, because what is currently the dream students, many of them will be to make a reality after graduation. The results showed that most students dream to pursue their passions, to create a good family and to have the opportunity to travel the world. The value of wealth for Russian students is much lower than for American students. Prepared independently, without help realize their dreams, about 60% of the students, but are taking concrete steps in this direction (have the necessary will power, daily engaged in self-education and self-improvement) not more than 30% of the respondents/ The lifestyle that I dream to lead the students focused not on production, creativity, and consumption and entertainment. No student indicated that he wants to invent, to develop, to create a new product. To identify the prospects for the future of the country plays an important role image of Russia in the eyes of young people. For most respondents this controversial character: the indestructible warrior-defender, which, like Ilya Muromets, is dormant for the time and wakes up to defeat the aggressor and evil, creative, but not able to use the fruits of his work.

Key words: dreams of students, the collective dream, the lifestyle of a student, the pyramid of needs of A. Maslow, the image of Russia.

Citation: Kupriyanycheva E.B. Students dreams as a constituent of the design of the future [In Russian]. Ontology of designing. 2016; v.6, 2(20): 231-240. - DOI: 10.18287/2223-9537-2016-6-2- 231-240.

References

[1] Sterledev RK. Dream as the essential property of man [In Russian]. Theory and practice of social development. 2013; 6: 18-21.

[2] Nemov RS. Psychological Dictionary. [In Russian] - M.: Gumanitar.izd.tsentr VLADOS, 2007 - 560 p.

[3] Borgest NM. Ontologija proektirovanija. Teoreticheskie osnovy. Ch. 1. Ponjatija i principy. [In Russian] [Ontology of designing. Theoretical basis. Part 1. Concepts and principles] - Samara: SSAU, 2010. - 91 p.

[4] Merzlyakova LI, Linchenko AA, Ovchinnikova EV. About the historical consciousness of contemporary student youth [In Russian]. Sociological researches. - 2014; 12: 89-96.

[5] Romanovsky NM. The future as a problem of modern sociology [In Russian]. Sociological studies. 2015; 11: 1322.

[6] Braungart RG, Braungart MM. From Yippies to Yuppies: Twenty years of Freshmen attitudes, Public Opinion, vol.11, no.3 (September-October 1988); p.53-56.

[7] Sax LJ, Austin AW, Korn WS., Mahoney KM. The American Freshman: National Norms for Fall 2000 (Los Angeles: UCLA Higher Education Research Institute, 2000)

[8] The dream of the Russians: ideal and reality / ed. by MK Gorshkov, R Krumm, NE Tikhonova [In Russian]. - M.: Whole World, 2013. - 400 p.

[9] The images of states, nations and leaders / Ed. EB Shestopal [In Russian]. - M.: Aspekt Press, 2008. - 288 p.

[10] Graver AA. The image of the country's image and brand of the country: the concept and direction of research [In Russian]. Vestnik of Tomsk State University. Series Philosophy. Sociology. Political science. 2012; 3(19): 29-45.

[11] Barabash VV, Bordyugov GA, Kotelenets EA. Images of Russia in the world. Lecture course [In Russian]. - M.: IPR Elf, 2010. - 296 p.

[12] Gorshkov MK. Russian dream: experience of the sociological dimension [In Russian]. Sociological researches. -2012; 12: 3-11.

[13] Borgest NM. Future University: an ontological approach. Part 1: history, forecast, model [In Russian]. Ontology of designing, 2011; 1(2): 66-79.

[14] Borgest NM. Future University: an ontological approach. Part 2: nature, motivation, project learning. [In Russian]. Ontology of designing. - 2012; 1(3): 87-106.

[15] Borgest NM. Future University: an ontological approach. Part 3: the automation of business processes. [In Russian]. Ontology of designing. - 2014; 1(11): 24-40.

[16] MaslowA. Motivation and Personality [In Russian]. - SP-B.: Peter, St. Petersburg, 2014. - 400 p.

Сведения об авторе

Куприянычева Элла Борисовна, 1975 г. рождения. Окончила Самарский государственный университет (СамГУ) в 1998 году, к.филос.н. (2005). Доцент кафедры философии и истории Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева. Автор более 40 научных работ по истории философии, социальной философии, политологии и педагогике.

Kupriyanycheva Ella Borisovna, (b. 1975) Graduated from Samara State University (SSU) in 1998. PhD (2005). Associate Professor of Philosophy of the Samara University named after academician S. P. Korolev. She is the author more than 40 scientific works on the history of philosophy, social philosophy, political science, sociology.

I

li

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.