Научная статья на тему 'Мечта. Какая она бывает? (результат социологического исследования)'

Мечта. Какая она бывает? (результат социологического исследования) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2886
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕН МЕЧТЫ / МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ / ПРОБЛЕМА ИДЕАЛА / ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Порядин Иван Александрович

В этой статье излагаются результаты исследования ценностей и ценностных ориентаций выпускников школ Свердловской области, объективирующихся, как полагает автор, через их мечтания. Также это исследование сравнивается с исследованием ФОМ «Увлечения и мечты» (февраль 2003).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Порядин Иван Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мечта. Какая она бывает? (результат социологического исследования)»

Администрация города как защитник интересов населения на первом месте, но ее рейтинг всего 19 %. Рейтинг руководства «Маяка» как защитника интересов и того меньше - 9 %. Выше такой рейтинг руководства ПО «Маяк» среди работников объединения, но и там он только 16 %. А рейтинг общественных организаций как защитников интересов населения вообще крайне низок. Низкий рейтинг ПО «Маяк» связан с тем, что он явно недостаточно учитывает в своей деятельности мнение населения города. Так определенно считают 34 % опрошенных, а еще 24 % затруднились ответить.

Представляют интерес предложения озерчан об улучшении взаимопонимания между населением города и ПО «Маяк». Таких предложений поступило 354 от 328 горожан. Здесь выделяются пожелания по повышению информированности горожан о деятельности ПО «Маяк», по организации встреч руководства ПО «Маяк» с населением, содействию ПО «Маяк» улучшению жизни населения, улучшению отношений администрации города и руководства ПО «Маяк». Их рассмотрение и реализация, как и предложений по улучшению условий жизни, могут быть основанием для корректировки социально-экономической политики в городе и приближения его к гражданскому обществу. Представляют интерес и результаты анализа социального благополучия, здорового образа жизни и отношения населения города к производственному объединению «Маяк» в социально-демографическом разрезе. Их рассмотрение позволяет учесть особенности положения и мнения каждой социальной группы и общности, вести адресную дифференцированную политику, эффективно и реально на всех уровнях решать проблемы закрытого города.

Примечания

1 www.vesti.ru.

2 См.: Лаппо, Г. Закрытые города России / Г. Лаппо, П. Полян // Население и общество. - 1997. - № 16.

3 Социальное благополучие населения города Озерска / под ред. В. Н. Козлова. - Челябинск, 2007. - 118 с.

4 Штейнберг, М. Что таят закрытые города России? [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.russian-bazaar.com.

5 См.: Штейнберг, М. Что таят закрытые города России? [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://www.russian-bazaar.com.

И. А. Порядин

МЕЧТА. КАКАЯ ОНА БЫВАЕТ?

(РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

В этой статье излагаются результаты исследования ценностей и ценностных ориентаций выпускников школ Свердловской области, объективирующихся, как полагает автор, через их мечтания. Также это исследование сравнивается с исследованием ФОМ «Увлечения и мечты» (февраль 2003).

Ключевые слова: феномен мечты, мечтательность, проблема идеала, проблема смысла жизни.

Человечество неизменно, во все времена, грезило о таких вещах, как

- физическое бессмертие, а также различные способы усовершенствования и увеличения возможностей человека;

- передвижение с огромной скоростью, включая мгновенное перемещение в пространстве или во времени (с этим же, отчасти, связана и мечта о полете);

- совершенное общество и мироустройство;

- совершенное, сверхмощное оружие;

- неиссякаемые источники материальных (и не только) благ и т. д.

Мы назовем их запредельными мечтами, за исключением тех, что уже достигнуты. У разных народов в разные времена появлялись предания о разнообразных механизмах, которые должны были бы осуществлять эти мечтания: «рог изобилия», «ковер-самолет», «скатерть-самобранка», волшебная дудочка, «сапоги-скороходы», воздушный корабль, «молодильные яблоки», «волшебная палочка» и пр. Считанные единицы всерьез задумывались о воплощении этих мечтаний. Для большинства людей эти идеи были чем-то невозможным, запредельным. Сейчас нам известно: если чего-то еще не существует, это еще не значит, что это невозможно и ни в коем случае не состоится. Мы создали скоростной транспорт, мы научились перемещаться по воздуху, нам удаются эксперименты по телепортации материи, мы способны разрушать города в считанные секунды, пролонгирование жизни за видовой предел - это шаг к мечте о бессмертии.

Можно сказать, что у древних чаяний человечества существует склонность к осуществлению, и склонность эта становится тенденцией. И мы должны изучать такое явление, как человеческая мечта. Изучать мечты на уровне отдельного индивида и мечты, распространенные в обществе; мечты, предложенные потребителю, и мечты, не связанные с обществом потребления; мечты добрые и злые; мечты, вполне достижимые, и те, которые все еще запредельны. Осуществление запредельных интенций изменяет индивида, общество, его структуру, формы и виды общественных отношений, изменяет настоящее и отменяет те прогнозы на будущее, которые не учли мечту как фактор. Те же мечты, которые реализуются в обществе постоянно и в больших количествах (холодильники, карьерный рост, автомобили, пластические операции и т. д.), также играют огромную роль в жизни общества, и их также следует изучать.

В этой статье, основываясь на значительных эмпирических данных, мы рассмотрим мечту, понимая ее предмет как ценность для мечтающего актора. К изучению ценностных аспектов мечты обязывает понимание мечтания как социального действия, которое, соответственно, одновременно может быть представлено несколькими его видами. Мечта есть предмет процесса мечтания, который есть «действие и состояние по значению глагола “мечтать”»1. Мечтающий устремлен к предмету своей мечты как в феноменологическом понимании, так и с точки зрения теории действия. Предмет мечтания может быть представлен длинным рядом ипостасей, основными выражениями которых являются материальные объекты, образы, действия, процессы, состояния. Можно предположить, что мечтание как социальное действие может «сопровождать» многие из ментальных процессов, например, рациональное целеполагание. Очевидно, что особенность мечтания - это его сильный ценностный компонент.

Анализируя содержание таких категорий, как ценности, ценностные ориентации, несложно выделить в них несколько уровней.

1. Предметность ценности (наличие объекта или образа, который, собственно, и ценен).

2. Отношение значимости, которое иначе называется ценностным отношением.

3. Интенциональность субъекта.

На аналогичные элементы можно разложить и феномен, который именуется мечтой. Предметом мечты может выступать какой-либо объект, образ и т. п. Пред-

мет мечты в любом из его возможных проявлений имеет значимость для мечтающего индивида, а значит, имеет и ценность. Важно отметить, что предмет мечты как предмет ценностного отношения и, соответственно, как ценность, может выступать за пределы некоторых значений понятия «ценность», хотя и имеет с ним общую природу. Это значит, что предмет части мечтаний может не принадлежать к миру метафизических, надисторических, «объективных», «всем понятных», очевидных ценностей. Мечты могут быть очень злыми и разрушительными. Любой объект, образ, состояние, событие, процесс, который только можно помыслить, может стать предметом мечтаний и, следовательно, ценностью, пусть даже и не только тем, «что должно быть, что соответствует представлению о назначении человека и его достоинстве»2.

Мечта может выступать как терминальная ценность, если в отношении нее « индивиды или группы, занимающие позицию оценки, приписывая им важную роль в своей жизни и стремление к обладанию, которыми ощущают как необходимость»3.

Целеустремленность мечтающего к предмету мечтания и его действия, которые направлены на достижение мечты, сближает мечту с ценностной ориентацией с той лишь разницей, что под ценностными ориентациями нередко подразумеваются некие положительные нормативные ценности, на которые индивид ориентируется в своей деятельности. Это обычное понимание ценностных ориентаций, как ориентаций на нормативные ценности. Однако ценности отнюдь не всегда нормативны, и именно такие «ненормальные» ценности обнаружить сложно. Мечта может происходить от ценностей, которые не всегда провозглашаются и одобряются, а то и противостоят нормативным и положительным ценностям. А это значит, что между проговариваемыми вслух ценностями и теми ценностями, которые играют свою роль в мечтотворении, может существовать разрыв.

В 2007 г. Министерство среднего и профессионального образования Свердловской области в рамках национального проекта «Образование» проводило исследование ценностных ориентаций выпускников школ. Автор принимал участие в данном исследовании в качестве члена рабочей группы. В анкеты для выпускников и их родителей был включен блок вопросов о мечте. Методом анкетного опроса изучались ценностные ориентации трех групп: выпускников, их родителей и учителей. Вопросы о мечте были включены в анкеты выпускников и их родителей. Об этих двух группах и пойдет речь. Также мы сравнили результаты нашего исследования с результатами опроса населения, проведенного ФОМ в феврале 2003 г., в котором респондентам были заданы вопросы «Есть ли у Вас мечта?» и «О чем Вы мечтаете?». Сравнение результатов двух исследований завершит эту статью.

Итак, нами было опрошено 1992 выпускника одиннадцатых классов, учащихся школ разных населенных пунктов Свердловской области (Екатеринбург, крупные, большие, средние, малые города, поселки городского типа, села: всего 67 населенных пунктов). Им были предложены 4 вопроса, касающиеся мечты, которые имели следующий вид:

1. У Вас есть мечта (мечты)? (закрытый вопрос-фильтр);

2. О чем Вы мечтаете? (открытый вопрос);

3. Вы рассказываете кому-нибудь о своих мечтах? (закрытый вопрос с предложением выбрать один из 4 вариантов ответа);

4. С какими из следующих суждений о мечте Вы согласны? (закрытый вопрос с предложением выбрать один из 5 вариантов ответа).

Не являясь отработанной на опыте других прикладных исследований частью инструмента, блок вопросов о мечте был включен в анкету экспериментально, с целью возможного получения новых сведений о, казалось бы, уже знакомом предмете

(ценностные ориентации). Мы не ожидали от респондентов особых откровений, они, чаще всего, указывали лишь одну свою мечту. Мы же предполагаем, что у каждого достаточно зрелого человека существует множество желаний, которые он мог бы назвать своими мечтами. И опрошенным нетрудно было выбрать то из них, которое не компрометировало бы их. В случае нашего исследования искомое разнообразие возникает из множества, из количества ответов, то есть, обязано объему выборки.

Всего на вопрос «У Вас есть мечта (мечты)?» ответило 1976 человек (99,1 % от всех опрошенных школьников). В таблице 1 показано, как распределились их ответы.

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос «У Вас есть мечта (мечты)?» (в %)________

У Вас есть мечта? Число ответивших % от числа ответивших ± % ошибки

Да 1769 89,52 ± 1,35

Нет 72 3,64 ±0,83

Затрудняюсь ответить 135 6,83 ± 1,11

Итого: 1976 99,99

1125 человек из тех 1769, кто утвердительно ответил на вопрос о том, есть ли у него мечта, указали, о чем именно они мечтают. Значит 63,6 % «мечтающих» приняли решение озвучить свою одну (редко две и более) мечту. Что же выпускники называют своими мечтами? Так как вопрос «О чем Вы мечтаете?» был вопросом открытым, то мы получили множество разнообразных ответов. Вот несколько примеров: «мечтаю стать олигархом»; «мир во всем мире»; «мечтаю о Страшном Суде»; «уехать в Италию жить»; «прыгнуть с парашютом»; «поступить в вуз»; «встретить настоящую любовь» и пр.

Нами была проведена категоризация, и в результате из 1125 ответов мы получили перечень основных мечтаний, который образовал иерархию (по частоте указания категории в качестве мечты): 1. Образование (51 %); 2. Интересная, высокооплачиваемая работа (12,3 %); 3. Чтобы все получилось - эта категория состоит из тех текстов, которые имели именно такой вид, то есть, мечта в них указывалась максимально обобщенно (11,8 %); 4. Сделать что-то особенное (10,4 %); 5. Материальные блага (10 %); 6. Семейное благополучие (9,5 %); 7. Карьера (7,8 %); 8. Стать кем-то - подразумеваются социальный статус, роль (7,2 %); 9. Чтобы всем было хорошо - очень неконкретная категория (как и «чтобы все получилось»), состоит из высказываний наподобие: «Чтобы все люди на Земле были счастливы» (5,2 %); 10. Любовь (4,9 %); 11. Событие - необычное, как, например, «Страшный Суд» или «Найти чемодан денег» (3,9 %); 12. Счастье (3,7 %); 13. Самореализация (3,5 %); 14. Достижение неопределенных целей (3,2 %); 15. Заполучить свойства, способности, возможности - стать умнее, например (1,4%); 16. Стать кем-то необычным, нереальным, сказочным (0,4 %).

Этот список похож на те, что получаются во многих исследованиях ценностей и ценностных ориентаций молодежи. Он представляет перечень социально ожидаемых и одобряемых ценностей, который часто создается еще на методологическом этапе и используется при подготовке инструментария. Например, респондента в анкете просят составить иерархию его ценностей или просто указать самые значимые на основе подобного списка. Здесь же произошло обратное - множество высказываний, типа «Я мечтаю о...», свелись в эти основные категории. Если обычно они утверждаются дедуктивно и являются измеряемым предметом, то здесь мы к ним приходим индуктивно. Если обычно респондент находит в анкете слова «счастье», «са-

мореализация», «карьера» и т. д., то здесь он эти слова сообщает нам, найдя их в «своей собственной голове». Этим снова подтверждается наше предположение о том, что мечта, ее предмет имеют ценность для мечтающего, поскольку он указывает, что предметом его мечты как раз и являются эти самые ценности. Мечта есть ценность, потому как мечтают о ценностях.

Открытость вопроса дает анкетируемым свободу для размышлений, дает им возможность написать о чем-то, что не было воображено социологом. Так и появляются следующие категории: «сделать что-то особенное»; «стать кем-то необычным, нереальным, сказочным»; «заполучить свойства, способности»; «некое необычное событие».

Нужно сказать, что мечта, как она проговаривается, может не быть ценностью сама по себе, но способом ее выражения или выражения отношения к ценностям. Например, если человек «мечтает» найти чемодан с деньгами, то, очевидно, что ценностью для него наверняка являются деньги, а не столько сама идея найти их «случайно». Или, например, мечта о Страшном Суде выражает критическое отношение к человеческому миру и его ценностям.

Высказывания о мечте показывают и еще одну важную особенность, а именно направленность мечты вовне, не на себя, на кого-то другого. Почти в любой из категорий можно найти примеры, когда действие осуществляющейся мечты, по замыслу мечтающего, должно оказать воздействие не только на него, но и на других людей. В соответствии с этим, мы выделили мечты, направленные (распространяющие свое действие): 1) лично на мечтающего; 2) на других людей; 3) на мечтающего и на других. В большинстве случаев (92,2 %) действие мечты направлено непосредственно на самого мечтателя. То есть, для этой обследуемой группы (выпускники) это является характерной чертой. Самый простой вывод состоит в том, что выпускники, как правило, в мечтах заботятся о себе. Очевидно, что это обусловлено какими-то особенностями группы: социальным возрастом, стратификационным положением, ее переходным состоянием из мира детства в мир взрослых и т. д. Эти же факторы могли воздействовать не только на направленность мечты, но и на остальные полученные нами сведения о мечте.

Итак, были получены линейные данные по вопросам: 1) наличия (отсутствия) мечты; 2) направленности мечты; 3) отношения к мечте (мечта - это цель, ценность, фантазия и т. д.); 4) о чем мечтают; 5) рассказывают ли о своих мечтах. Мы предположили, что эти результаты в группе выпускников должны быть связаны со следующими факторами: 1) пол; 2) материальное положение семьи; 3) удовлетворенность жизнью; 4) отношение к жизни (оптимизм, пессимизм); 5) религиозные убеждения; 6) тип поселения; 7) социально-экономический статус поселения.

Посмотрим, обнаружилось ли влияние этих факторов на мечту. При сравнении двух групп (молодые люди и девушки) выяснилось, что различия в наличии мечты у полов являются статистически значимыми (табл. 2). В этой же таблице указано соотношение полов в исследуемой группе.

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос «У Вас есть мечта (мечты)?»

________по признаку «пол» (в абсолютных цифрах и %)_________________

У Вас есть мечта? Юноши Девушки

Да 602 (82,47 %) 1164 (93,64 %)

Нет 52 (7,12 %) 20 (1,61 %)

Затрудняюсь ответить 76 (10,41 %) 59 (4,75 %)

Всего 730 (100,00 %) 1243 (100,00 %)

Примечание: коэффициент Крамера [0..1]: 0,183, вероятность ошибки: 0,10%.

Очевидно, что здесь действуют гендерные различия, к биологическому полу отношения не имеющие. Вообще, очень спорно, что разница, которую показали результаты, действительно существует, а если она и есть, то вряд ли является сколько-нибудь существенной. Скорее всего, в ее основе лежат те же причины, по которым «мужчины не плачут», то есть гендерные стереотипы. Стереотип «мужчина должен быть реалистом» противопоставлен предположению о том, что «мужчина может мечтать». Юноши просто не признаются в своих мечтах, стараются не употреблять это понятие.

Так, в вопросе «С какими из следующих суждений вы согласны?» с предложенными вариантами определений мечты и просьбой выбрать одно из них проявились гендерные различия в понимании того, какое отношение к «реальному» миру имеет мечта (табл. 3).

Таблица 3

Отношение к мечте молодых людей и девушек (в %)________________

Мечта это. П ол Всего

мужской женский

Несерьезно 1,36 0,16 0,6

Игра фантазии 5,83 1,52 3,13

Уход от реальности 10,43 6,1 7,71

Главные ценности 12,87 13,32 13,16

Цели 69,51 78,89 75,4

Всего 100 99,99 100

Примечание: коэффициент Крамера [0..1]: 0,167, вероятность ошибки: 0,10 %.

Девушки несколько серьезнее относятся к своим мечтам и выглядят большими реалистами, они строят меньше «:воздушных замков». Это предположение находит себе подтверждение в дальнейшем сравнении этих двух групп, а именно в сравнении того, о чем мечтают и те, и другие. Наиболее существенным и статистически значимым различием оказалось желание получить образование, которое и та, и другая группы указали как свою мечту (табл. 4). В остальном же разница в мечтах между юношами и девушками невелика. Вообще связь между полом и содержанием указанных мечтаний нельзя назвать сильной как по причине несущественности большинства различий, так и по причине многочисленности категорий, в которых мы пытались ее обнаружить.

Одной из возможных причин неуказания мечты, помимо ее реального отсутствия, может являться стесненность респондента ее эфемерностью, нереальностью. Молодые люди, таким образом, оказываются в своеобразной «вилке» между своими мечтами о невозможном, нереальном, несерьезном, невообразимом, практически недоступном (например, полет в космос) и гендерными запретами на выражение такого рода мечтаний, которые возникают по достижении определенного возраста и статуса. Оказалось, что пол практически не влияет на направленность мечты (на себя, на других и т. д.). Мечты выпускников обоих полов направлены на самих же мечтающих. Также выяснилось, что существует разница между юношами и девушками в том, рассказывают ли они о своих мечтах кому-нибудь и, если рассказывают, то по каким причинам (табл. 5).

О чем мечтают выпускники (в %)

О чем мечтают Пол Всего

мужской женский

Образование 43,15 54,38 51,02

Материальные блага 14,29 8,13 9,97

Карьера 9,23 7,24 7,84

Счастье 1,49 4,70 3,74

Любовь 3,57 5,46 4,90

Стать (статус) 8,33 6,73 7,21

Достигнуть целей (неопределенных) 2,08 3,68 3,21

Всем хорошо 6,85 4,45 5,16

Примечание: коэффициент Крамера [0..1]: 0,142, вероятность ошибки: 0,50%.

Таблица 5

Рассказывают ли юноши и девушки о своих мечтах (в %)

Рассказывают ли о своих мечтах? Пол Всего

мужской женский

Да, потому что мне важно поделиться с кем-нибудь 35,89 49,47 44,61

Да, потому что без помощи других людей моя мечта недостижима 16,25 15,37 15,68

Нет, потому что меня могут неправильно понять 8,72 4,1 5,76

Нет, потому что мои мечты это мое сугубо личное дело 39,14 31,06 33,95

Всего 100 100 100

Примечание: коэффициент Крамера [0..1]: 0,] 50, вероятность ошибки: 0,10 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрим, как влияет на наш предмет экономическое положение семьи. Выпускников просили отнести себя к одной из следующих категорий: 1) можем ни в чем себя не ограничивать; 2) кроме необходимого можем позволить себе дорогие покупки; 3) денег хватает на еду и одежду; 4) денег хватает только на еду; 5) еле сводим концы с концами, не хватает даже на еду.

При той количественной разнице в этих подмассивах, которая обнаружилась, не имеет смысла говорить о каких-то закономерностях изменения данных по вопросам о мечте. Наиболее общие характеристики, касающиеся мечты (наличие (отсутствие) мечты; направленность мечты; отношение к мечте; о чем мечтают; рассказывают ли о своих мечтах), по этим группам в основном совпадают. Поэтому мы укажем наиболее яркие особенности, отличия этих групп, описывая их одну за другой.

Отметим, что для повышения информативности мы включили в исследование по этим подмассивам переменную «пол». Те, кто имеют «неограниченные» возможности, это группа, в которой юноши больше, чем девушки желают получить высшее образование (65,6 % и 52,2 % соответственно). Вообще, мечты выпускников из этой категории отражают преобладание потребностей высокого уровня (работа, статусный рост, самореализация, счастье и т. д.). Часть представителей этой группы (41,8 %) никого не посвящают в свои мечты, потому что считают их своим личным делом.

В подмассивах «кроме необходимого, можем позволить себе дорогие покупки» и «денег хватает на еду и одежду» наблюдается наибольшее разнообразие мечтаний,

а также относительная равномерность распределения «душ на мечту». Респондентам из этих групп во многом «обязана» своим появлением и утверждением такая мечта, как «заполучить свойства, способности, возможности», а также, отчасти, «стать кем-то (необычным, нереальным, сказочным)». Это две самые многочисленные группы, к тому же у их представителей удовлетворены основные потребности; этими факторами и объясняется обнаруженное многообразие.

Среди тех, кому «денег хватает только на еду», совсем никто не мечтает о самореализации, о том, чтобы стать кем-то (статус), обрести способности, свойства, и

о том, чтобы произошло необычное событие. Девушки показали большее разнообразие мечтаний (10 из 16 категорий). Респонденты из этой группы указали более чем одну свою мечту, но 43,5 % никому не рассказывают о своих мечтах, считая их своим личным делом. Никто здесь не считает мечту несерьезным занятием, но 19,2 % считают ее главной ценностью и, в то же время, растет понимание ее как ухода от реальности. Выпускников, которые «еле сводят концы с концами». всего 12 человек (поровну девушек и молодых людей). Говорить о каких-то особенных свойствах этой группы касательно мечты на основании такого массива опрометчиво.

Измерения, проведенные в подмассивах, образованных по степени удовлетворенности жизнью, отношения к ней (оптимизм, пессимизм), дают картины, очень схожие с линейными распределениями ответов на вопросы о мечте, то есть эти факторы очень незначительно влияют на мечту и ее характеристики.

Обратимся к вопросу возможного влияния религиозных убеждений на мечту. Из ответов на просьбу определить свое отношение к религии, оказалось, что велика группа «верующих лишь номинально» (не ходят в церковь, на службу, не молятся и т. д.) - таких 37,3 %. Другие две большие группы: «не могу сказать, что я верующий, но я и не атеист» и те, кто «никогда не задумывался о себе в таком ключе», в сумме составляют еще 40,4 %. Исключим атеистов, а также тех, кто никогда не пытался для себя решить, является он верующим или нет, и тех, кто не уверен, есть ли Бог. Мы видим, что, с социологической точки зрения, действительно религиозных людей среди опрошенных оказалось всего около 10 %. А ведь они еще делятся на конфессии. В этом случае не имеет смысла пытаться определить влияние религиозных убеждений, в частности, на мечту и на ценность вообще. Данные окажутся несостоятельными, потому как настолько слабая связь между индивидом и институтом церкви едва ли способна мощно транслировать религиозные ценности, хотя, конечно же, мы не отрицаем влияния религий на ценности и ценностные ориентации.

Не было обнаружено сколько-нибудь серьезных зависимостей мечты ни от типа поселения, ни от социально-экономического статуса территорий проживания.

В общих чертах об исследованной (на предмет мечтаний) совокупности выпускников можно сказать следующее:

1. Сравнение двух групп по признаку пола показало некоторые различия, однако сильной связи выявлено не было.

2. Во всех подгруппах девушки показывают большее разнообразие в своих мечтаниях, хотя причиной этого может быть их численное превосходство.

3. Девушки более «мечтательны» (в том смысле, что чаще утвердительно отвечают на вопрос «У Вас есть мечта?»), нежели молодые люди, во всех группах.

4. Девушки чаще делятся с кем-нибудь своими мечтами, чем молодые люди.

5. И молодые люди, и девушки в своих мечтах заботятся, в первую очередь, о

себе.

6. Во всех группах (выделенных и по полу, и по материальному положению семьи, и по отношению к жизни и т. д.) доминирующее место занимает мечта об об-

разовании, то есть выпускники хотят решить наиболее актуальную для них проблему, общую для многих из них.

7. Желание получить образование, мечта об этом соответствуют жизненным планам большинства выпускников. Однако не все те, кто готовятся поступать в вуз, указали, что такова их мечта. То есть, все те, кто мечтают поступить в вуз, планируют это поступление, и, наоборот, часть из тех, кто планирует поступать в вуз, не считают эти планы своими мечтами.

8. Найдена слабая связь между типом отношения к мечте и тем, о чем мечтают, и рассказывают ли о своих мечтах. Понимающие мечту как фантазию меньше других указывали образование, но больше других желали материальных благ и совершить что-то особенное. Им же свойственно не делиться с другими людьми о своих грезах (55,5 % «молчат о мечтах»). Те, кто понимают мечту как главную ценность, чаще остальных сообщали, что мечтают о любви, счастье, хорошей работе. Больше половины выпускников, которые ставят перед собой мечты-цели, желают получить образование. И 63,6 % из них посвящают в свои мечты других людей.

9. Не выявлено сильной зависимости мечты и ее основных свойств от материального положения семей выпускников, хотя, скорее всего, статистически значимые различия не проявились из-за неравных размеров образовавшихся групп. По этой же причине не удались попытки обнаружить связь с такими факторами, как религиозная принадлежность и членство в религиозных конфессиях.

10. Незначительны различия в подгруппах, образованных по степени удовлетворенности жизнью, формам отношения к ней, типах поселения и степени депрес-сивности поселений. Эти факторы или очень слабо, или почти никак не влияют на то, о чем мечтают, рассказывают ли кому-то о своих мечтах и т. д.

11. Указанные мечты, в основном, представлены актуальными для молодежи жизненными проблемами. Гораздо меньше было указано мечтаний, «вырывающихся» из повседневности, а среди них считанные единицы «аномальных» мечтаний (нигилистических, агрессивных и т. д.).

Мы не претендуем на то, что получили откровенные ответы на наши вопросы, ведь некоторые свои мечты не каждый человек может рассказать даже самым близким людям. Ведь только 63,6 % из всех ответивших утвердительно на вопрос «У Вас есть мечта?» смогли поделиться ею. Это значит, что 36,4 % респондентов промолчали. О чем мечтают они? Это нам неизвестно. Очевидно, что тема является сензитив-ной и для ее изучения необходимо применять и другие исследовательские методы. Тем не менее, у нас есть более тысячи ответов на наш главный вопрос из блока вопросов о мечте. И если респондент на открытый вопрос отвечает «Вот моя мечта!», то, скорее всего, так оно и есть. Пусть даже это лишь одна его мечта из многих - не самая сокровенная и не самая важная.

Обратимся к группе «родители». На вопрос «У Вас есть мечта (мечты)?» ответило 99,2 % от всех опрошенных (всего было опрошено 741 чел.). 78,9 % из них указали, что у них есть мечта (мечты), 7,4 % не мечтают, 13,7 % затруднились ответить. Итого, мы получили 580 утвердительных ответов на заданный вопрос. Всего 343 человека указывали, о чем мечтают. Это 59,1 % от «мечтающих» (у выпускников было 63,6 %), то есть взрослые люди предпочли избегать ответов на вопрос о мечте немногим чаще, чем молодые люди. Нами также была проведена категоризация, и в результате мы получили список основных мечтаний очередной обследуемой группы.

Родители мечтают (в порядке убывания частоты): об успешном будущем своих детей (41,5 %); об образовании детей (31,5); о семейном комфорте (9,8); о всеобщем благоденствии, чтобы всем было хорошо (8,6); о достатке, материальных благах

(7,1); о том, чтобы сделать что-то особенное, конкретное (5,6); о личном счастье (3); об отдыхе (3); об интересной, высокооплачиваемой работе и карьере (1,8 %). По сравнению с выпускниками родители показали почти вдвое меньшее разнообразие в мечтах. У них полностью отсутствуют некоторые категории, обнаруженные у старшеклассников, а именно: самореализация, любовь, стать кем-то (социальный статус, роль), стать кем-то (необычным, нереальным, сказочным), заполучить свойства, способности, возможности (стать умнее, например), достигнуть целей (не указано каких), чтобы все получилось (эта категория состоит из тех текстов, которые имели именно такой вид, то есть мечта в них указывалась максимально обобщенно), событие (необычное, как, например, «найти чемодан денег»).

Также наблюдаются некоторые отличия в отношении к мечте. Как оказалось, в 73 % случаев мечтания родителей направлены на собственных детей (успешное будущее детей, образование детей). Конечно, от благополучия детей зависит удовлетворенность родителей жизнью, но эти мечты мы все же определяем как «направленные на других». Заметно, что в этом отношении существует большая разница между группой «выпускники» (92,2 % мечтаний направлены на себя) и группой «родители».

Ввиду того, что в подавляющем большинстве случаев родители «в мечтах» заботятся о детях, мы можем предположить, что это связано именно с родительской ролью и статусом. «Реализм» родительства перебивает все заоблачные мечты, доминирует над ними. Так было бы, во всяком случае, если бы мы достоверно знали, что респонденты указывают свои самые сокровенные мечты, но мы не можем на это полностью рассчитывать. Тот факт, что, в большинстве своем, обделенные пока родительской долей выпускники мечтают о более разнообразных вещах, то же не является прямым доказательством нашего предположения. Очевидно только, что причины таких серьезных различий между этими группами многочисленны и неоднозначны.

Итак:

1. Взрослые «меньше мечтают» по сравнению с молодыми людьми (78,9 % «мечтателей» среди родителей и 89,5 % у выпускников).

2. Родители в мечтах заботятся о детях (73 %), тогда как выпускники почти исключительно о себе (92,2 %).

3. У взрослых чаще встречается отношение к мечтам как к главной ценности (19,8 %), что, возможно, связано с основным направлением их мечтаний (дети), тогда как в группе выпускников отношение к мечте как к главной ценности встречается у 13,1 %. Есть связь между отношением к мечте и ее содержанием.

4. Планы на будущее детей после школы и мечты, направленные на детей, во многом совпадают. Родители, как и выпускники, рассчитывают на продолжение получения образования. Таких родителей, которые планируют поступление детей в учебное заведение, 90 %. Говорят же, что мечтают об образовании детей, всего 30,9 %. То есть, как и выпускники, родители не всегда отождествляют желание продолжать образование детей с тем, что они считают своей мечтой.

5. Из всех религиозных конфессий мы рассмотрели единственную - православие (к ней себя отнесли 91 % от тех, кто ответил на вопрос о своей религиозности). Само собой, никаких корреляций от религиозной принадлежности обнаружить мы не могли. То, о чем мечтают православные, то есть большинство опрошенных, повторяет линейные данные по мечтам всей совокупности.

6. Несмотря на то, что не было обнаружено связи между мечтой и семейным положением, в двух самых многочисленных группах (замужем / женат - 539 чел. и разведен / разведена - 136 чел.) нашлись отличия в содержании мечты. Эти различия по своему характеру таковы, что позволяют предположить их происхождение имен-

но из особенностей семейного положения. Так, разведенные люди больше, чем состоящие в браке, испытывают потребность в семейном комфорте, в материальных благах, сильнее беспокоятся за будущее детей.

7. Появилась специфическая мечта, которую мы, со слов респондентов, назвали « отдохнуть». Мечтают же об отдыхе 3 %.

Проверим, сказалась ли на результатах нашего исследования региональная специфика, соответствуют ли основные выводы другим исследованиям, проведенным с применением другого метода. Для этого сравним наше исследование с исследованием ФОМ, которое называлось «Увлечения и мечты» (февраль 2003 г.), и представляло собой интервью по месту жительства с 1500 респондентов из 100 населенных пунктов 44 областей, краев и республик России, а также дополнительный опрос 600 жителей Москвы4.

Основные отличия этих независимых друг от друга исследований заключаются в целях, методе, составе и размере выборки. Мы изучали ценности и ценностные ориентации методом анкетного опроса, наша выборка состояла из двух неодинаковых по размеру групп (выпускники - 1992 чел., родители выпускников - 741 чел.). Специалисты ФОМ сосредоточились именно на мечтах и увлечениях, о которых они узнавали из интервью. Размер их выборки - 2100 чел., она представлена достаточно равными долями в отношении пола, возраста, образования, отношения к жизни, доходов. Опрошенным не менее 18 лет - это значит что школьников среди респондентов ФОМ практически нет, а также то, что среди опрошенных есть люди старших возрастов, пенсионеры и престарелые. Эти отличия сказались на содержании мечтаний (количественном и качественном). Так, например, мечтают об образовании менее 4 % респондентов ФОМ. Появляются такие мечты, какие не были высказаны респондентами в нашем исследовании, например, «умереть на ходу, чтобы не слечь в постель и не мучить никого, как некоторые - годами» или «открытие таможни с Украиной».

Исследователям из ФОМ удалось укрупнить высказывания интервьюируемых до 14 основных категорий, с подкатегориями внутри некоторых из них. Их классификация выглядит следующим образом: 1. Материальная сфера; 2. Семейная сфера: а) благополучие детей, внуков, правнуков; б) воспитание детей; в) создать семью, иметь детей, внуков; г) благополучие в семье; д) восстановление и поддержание родственных связей; 3. Мир и счастье людей: а) благополучие людей; б) мир на земле; 4. Жилищно-бытовая сфера: а) решение жилищных проблем; б) обустройство дома; в) смена места жительства; 5. Работа: а) хорошая работа; б) бизнес; 6. Здоровье; 7. О России: а) процветание России; б) изменение политического строя; 8. Образование, получение профессии; 9. Продолжительность жизни: а) долго жить; б) умереть; в) дожить; 10. Желанные приобретения; 11. Отдых: а) путешествия; б) возможность отдохнуть так, как хочется; в) интересы, увлечения); 12. Моральное совершенствование; 13. Достижение успеха в жизни; 14. Другое.

Есть как сходства, так и различия с теми классификациями, которые были созданы нами. Многие типы имеют названия, немногим отличные от наших, при одинаковом содержании. Совершенно новыми, не обнаруженными нашим исследованием, являются так называемые мечты о России и мечты, связанные с продолжительностью жизни. Их отсутствие в нашем исследовании объясняется как возрастом большинства респондентов (школьники), так и предметом исследования (родители, в основном, люди еще не старые, рассуждали о ценностных ориентациях своих детей безотносительно к геополитическим вопросам). Однако, несмотря на все различия (в целях, задачах, инструментарии, выборке, содержании высказываний и т. д.), срав-

нение результатов этих двух исследований обнаруживает несколько важных закономерностей: во-первых, «мечтатели» составляют около 4/5 от всей совокупности опрошенных, в обоих исследованиях; во-вторых, женщины чаще утвердительно отвечают на вопросы «Мечтаете ли Вы? Есть ли у Вас мечта?», чем мужчины; в-третьих, оказалось, что, чем старше возраст, тем реже люди, по их утверждению, мечтают, однако, в то же самое время, у старших поколений учащаются случаи признания мечты как главной жизненной ценности.

Исследование показало, что мы можем определить мечту и как размышление

об актуальных жизненных проблемах, связанное с желанием их решить, преодолеть, и как игру фантазии, воображения, игру, которая располагает объектами, далекими от реальности, и как желание реализовать идеальные предельные категории человеческого бытия, и как стремление удовлетворить какие-то потребности.

Мечта - очень широкое понятие. Такое же широкое, как все то, о чем можно мечтать. А мечтать можно о чем угодно. Каждый человек сам для себя решает, что для него мечта, а что можно назвать как-то иначе. У любой мечты всегда есть предмет. Неважно, материальный он или абстрактный. Мечта - это прицеливание в этот предмет. В мечте он становится целью, независимо от того, будет эта цель достигнута или нет. У любой цели, к которой человек устремлен, присутствует, как известно из классической теории действия, ценностный компонент. Это значит, что мечта каждого индивида представляет для него ценность. Ценности не объективны, но объективированы, и мечта - один из способов их объективации. Люди мечтают, значит, нам есть что изучать.

Примечания

1 Сергеев, С. А. Особенности объективации концепта мечта в русской языковой картине мира : дис. ... канд. филос. наук / С. А. Сергеев. - Кемерово, 2005. - С. 52.

2 Здравомыслов, А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. Актуальные проблемы исторического материализма / А. Г. Здравомыслов. - М., 1986. - С. 160.

3 Социология : энциклопедия / сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. - М., 2003.

4 www.fom.ruhttp://bd.fom.ru /report /cat/man/sentiments/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.