Научная статья на тему 'МЕЧЕТИ СТАРОГО БАХЧИСАРАЯ: К ИСТОРИИ РЕМОНТНО-РЕСТАВРАЦИОННЫХ РАБОТ'

МЕЧЕТИ СТАРОГО БАХЧИСАРАЯ: К ИСТОРИИ РЕМОНТНО-РЕСТАВРАЦИОННЫХ РАБОТ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
142
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE / КУЛЬТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ / МУСУЛЬМАНСКИЕ ПАМЯТНИКИ / THE MUSLIM RELIGIOUS MONUMENTS / БАХЧИСАРАЙ / BAKHCHISARAI / МЕЧЕТИ / MOSQUES / РЕМОНТНО-РЕСТАВРАЦИОННЫЕ РАБОТЫ / REPAIR AND RESTORATION WORK / CHURCHES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Османов Эльвиз Эдемович

На основе архивных материалов, в статье освещена история ремонтно-реставрационных работ, проводившихся в период с конца ХVIII до начала ХХI вв. в существующих ныне мечетях г. Бахчисарая. Показано, что большая часть этих построек была возведена в историческом центре старого города, где градоформирующая роль принадлежала Ханскому дворцу. Несмотря на зачастую трагические перипетии исторических судеб, их удалось сохранить для потомков. Перспектива включения акцентных историко-архитектурных сооружений в номинацию ЮНЕСКО требует сегодня дополнительного внимания к сохранившимся памятникам города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOSQUES OF OLD BAKHCHISARAI: TO THE HISTORY OF REPAIR AND RESTORATION WORKS

On the basis of archival materials illuminated the history of repair and restoration work carried out between the end of the eighteenth century to the early twenty-first centuries in the currently existing mosque in Bakhchisaray. It is shown that most of these buildings was built in the historic center of the old city, where urban planning role belonged to the Khan's palace. Despite the often tragic vicissitudes of historical destinies, they managed to preserve for posterity. The prospect of incorporating accent historical and architectural structures in the nomination of UNESCO today requires additional attention to the surviving monuments of the city.

Текст научной работы на тему «МЕЧЕТИ СТАРОГО БАХЧИСАРАЯ: К ИСТОРИИ РЕМОНТНО-РЕСТАВРАЦИОННЫХ РАБОТ»

CIL - Corpus Inscriptionum Latinarum ILS - Inscriptiones Latinae Selectae RIB - The Roman Inscriptions of Britain SHA - Scriptores Historiae Augustae SP - Select Papyri: NonLiterary Papyri

РУБЛЕВСКАЯ ЕКАТЕРИНА ИВАНОВНА - кандидат медицинских наук, директор учреждения образования «Мозырский государственный медицинский колледж». Республика Беларусь, Мозырь (lobanei@bk.ry) RUBLEVSKAYA, EKATERINA I. - MD, The director of the Mozyr State Medical College. Republic of Belarus, Mоzyr (lobanei@bk.ry)

ТЕЛЕПЕНЬ СЕРГЕЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и методики преподавания истории Мозырского государственного педагогического университета. Республика Беларусь, Мозырь TELEPEN, SERGEY V. - PhD in History, Associate Professor of chair of history and a technique of teaching of history of Mozyrsky state pedagogical university. Republic of Belarus, Mоzyr (telepen_serg@tut.by )

УДК 725.94(47+57)Р:(470.75)«19/22»

ОСМАНОВ Э.Э. МЕЧЕТИ СТАРОГО БАХЧИСАРАЯ: К ИСТОРИИ РЕМОНТНО-РЕСТАВРАЦИОННЫХ РАБОТ

Ключевые слова: архитектура, мусульманские памятники, Бахчисарай, мечети, культовые сооружения, ремонтно-реставрационные работы.

На основе архивных материалов, в статье освещена история ремонтно-реставрационных работ, проводившихся в период с конца XVIII до начала XXI вв. в существующих ныне мечетях г. Бахчисарая. Показано, что большая часть этих построек была возведена в историческом центре старого города, где градоформирующая роль принадлежала Ханскому дворцу. Несмотря на зачастую трагические перипетии исторических судеб, их удалось сохранить для потомков. Перспектива включения акцентных историко-архитектурных сооружений в номинацию ЮНЕСКО требует сегодня дополнительного внимания к сохранившимся памятникам города.

OSMANOV, E.E. MOSQUES OF OLD BAKHCHISARAI: TO THE HISTORY OF REPAIR AND RESTORATION WORKS

Keywords: architecture, the Muslim religious monuments, Bakhchisarai, mosques, churches, repair and restoration work.

On the basis of archival materials illuminated the history of repair and restoration work carried out between the end of the eighteenth century to the early twenty-first centuries in the currently existing mosque in Bakhchisaray. It is shown that most of these buildings was built in the historic center of the old city, where urban planning role belonged to the Khan's palace. Despite the often tragic vicissitudes of historical destinies, they managed to preserve for posterity. The prospect of incorporating accent historical and architectural structures in the nomination of UNESCO today requires additional attention to the surviving monuments of the city.

Наиболее важной составляющей архитектурного ансамбля практически каждого города являются культовые постройки. Исторически, самыми многочисленными культовыми сооружениями Бахчисарая были мечети. Минареты определяли архитектурную форму этих построек, характер восточного города, его лицо.

Мечети Крыма разделяются на два типа: купольные и базиличные. В истории искусства ислама существует положение, согласно которому, древнейшей формой мечети является базилика с деревянным покрытием. При этом появление сводчатых мечетей относят лишь к XIV в. Мечети, которые сохранились и изображенные на фотографиях начала ХХ в. не имеют куполов. Они покрыты низкими скатными крышами пирамидальной формы (некоторые исследователи называют их шатровыми). На более ранних изображениях видны как скатные крыши, так и сферические своды.

^хранившиеся мечети Бахчисарая, возможно кроме двух дворцовых, относятся к ХVШ веку. Их купола могли быть разрушены и позднее перекрыты или скрыты четырехскатными крышами, что может быть установлено лишь специальными исследованиями. Возможно, что плоское или скатное перекрытие характерно для цеховых общинных мечетей, так как сферические своды довольно сложны в исполнении, а потому применялись лишь для квартальных и соборных мечетей.

В конце ХVШ столетия в Бахчисарае насчитывалось 36 мечетей. На сегодняшний день сохранились семь. Из них по прямому назначению используются четыре - «Биюк Хан-Джами», «Тахталы-Джами», «Орта-Джами» и «Молла-Мустафа». «Малая Дворцовая мечеть» является экспозиционным объектом Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника (БИКАМЗ). Минарет мечети «Исмихан» разрушен, а «Сырлы-Чешме» утратила традиционные храмовые формы в ходе использования ее в 1917-1980 гг. в качестве промышленного строения.

Биюк Хан-Джами (Большая Ханская мечеть) - двухъярусное каменное строение, крытое четырехскатной черепичной крышей, расположено в восточной части Ханского дворца и занимает особое положение в истории мусульманских культовых сооружений Крыма [21, с. 26-37]. Дело в том, что, с вхождением Крыма в состав Российской империи, Ханский дворец представлял

несомненный интерес, как главный памятник татарского владычества в Крыму. Плачевное состояние комплекса привело к проведению широких реставрационных работ уже во втором десятилетии XIX века. Затронули они и Биюк Хан-Джами. В «Описании...», составленном архитектором Колодиным в 1820 гг. отмечено, что планировалось перебрать пол, потолок с балками и дощатой подшивкой, и крышу [13, с. 143].

Вопрос о проведении новой реставрации Ханского Дворца был поставлен в 90-е гг. XIX столетия в Акте за подписями архитектора Геккера, губернского инженера Еремеева и полицмейстера Иваненко, направленном в Строительное отделение Таврической губернии 20 октября 1891 года. Осмотрев ханские мавзолеи и Большую ханскую мечеть, Еремеев убедился, что постройки, в особенности два минарета и треснувший купол одного из мавзолеев, своей ветхостью угрожали общественной безопасности и требовали капитального ремонта, оцененного в 1 045 руб. (в смете мечеть ошибочно названа Гамиль-джами) [2. л.9]. В 1892 г. из общего вакуфного капитала (форма недвижимого имущества, доход с которого шел на содержание определенной мечети, медресе, мектеба и др.) было выделено 9 335 руб. на ремонт ханской мечети и одного из мавзолеев, с распределением выдачи денег на три года равными частями. Забегая вперед, отметим, что 26 февраля 1902 г. губернский инженер Иванов отрапортовал об израсходовании 1 037 руб. на окончательный ремонт ханской мечети и перестройку минаретов при ней - 7 530 рублей. Однако вслед за этим, 17 июля 1892 год в результате сильного ливня ханский дворец получил новые повреждения. Губернский инженер, осмотрев строения, находящиеся на площади Чурук-Су, пришел к выводу, что для предотвращения их разрушения требуется 38 760 рублей. Таврическая Ученая Архивная Комиссия (ТУАК) уведомила об ассигновании 40 000 рублей серебром на ремонт ханского дворца. Из них 20 000 рублей было выделено на ремонт ханской мечети, минарета и ханских гробниц.

В 1909 г. хатиб Биюк Хан-Джами Сеит-Мамут Мармудов направил прошение Таврическому Губернатору с просьбой о необходимости капитального ремонта зданий. Ввиду бедности вакуфа, прихожане просили губернатора помочь средствами на его усмотрение. В ответ для осмотра памятника был командирован инженер Садовский [3, л.21]. При осмотре было обнаружено, что крыша на мечети и прилегающих к ней галереях во многих местах протекает, черепица местами побита, обрешетка и стропила подгнили, а висячий деревянный зонтик над главным входом, крытый черепицей с чистой узорчатой раскрашенной подшивкой, обвис и грозил падением [10. л.2]. В 1912 г. мечеть вновь была осмотрена инженером Садовским, отметившим необходимость исправить кровлю, починить ветрогоны и карниз, что было оценено в 632 рублей. Более серьезный ремонт с возобновлением некоторых декоративных гипсовых оконных переплетов планировали отложить на будущее [5, л.133]. К 1914 г. были выполнены следующие работы. На галерее, выходящей во двор дворца, разобрали старую и сделали новую крышу;

исправили кровлю с добавлением черепицы на другой галерее; побелили стены снаружи и внутри мечети с исправлением штукатурки; над входом в мечеть сделали временный деревянный навес. Губернский инженер Геккер выполненной работой был удовлетворен [6, л.46] (Рис.1).

■"1 г\ н

СО сто(,он I., ^

г- КС га ^

г-

Рис.1.План галереи Большой ханской мечети, 1912 г. Архив ГАРК.

В целом, вплоть до начала Первой Мировой войны городской полицмейстер Казанский ежемесячно направлял просьбы о выделении средств для содержания памятников, которые удовлетворялись, причем немалыми суммами. Тем не менее, ремонты проводились весьма поверхностные [4, л.41].

После установления советской власти в Крыму, в ноябре 1920 г. учреждается Государственный дворец-музей тюрко-татарской культуры, основанный на базе Ханского дворца. В 1920 гг. он становится признанным центром историко-этнографического изучения крымских татар и хранения материалов этнографических экспедиций. Естественно, что при проведении в 1923-1924 гг. ремонтно-реставрационных работ на памятники Бахчисарайского дворца было обращено первоочередное внимание. В Биюк Хан-Джами была заменена черепица на крыше, укреплены все двери и окна [23, с. 13].

Во второй половине 30 гг. ХХ в. мечеть была закрыта. В ее верхней части разместилась экспозиция музейного отдела археологии пещерных городов, а в нижней был расположен лапидарий - экспозиция образцов лапидарного письма (старинные надписи, выполненные на каменных плитах, в том числе надгробиях). Новый ремонт Биюк Хан-Джами был проведен уже в 50 гг. ХХ века. В это время были отреставрированы участки росписи на фасадах в виде орнаментальных розеток с изречениями из Корана, произведена наружная побелка стен, частично заменена черепица на кровле. В 1960-1965 гг. были заменены потерявшие прочность деревянные конструкции крыши мечети. Северный фасад полностью освободили от позднейших штукатурок и побелок, благодаря чему на нем были открыты ранние росписи портала и оконных наличников. Удалось восстановить росписи и на западном портале. Наряду с этим, были выполнены значительные работы по укреплению минарета, который находился в аварийном состоянии после землетрясения [15, л.17].

Учитывая историческую и архитектурную ценность этого уникального памятника, в 1990 г. группа архитекторов института «Укрпроектреставрация» под руководством главного архитектора проектов Е.И. Лопушинской приступила к изучению памятника с целью разработки проектной документации для последующей реставрации.

В 2001-2010 гг. - предприятием «Оберег» под руководством О.Н. Кушлик проводилась реставрация западного фасада мечети Хан-Джами, Ханской ложи и восточного минарета. Предложенная программа по реставрации отделки фасадов Биюк Хан-Джами и интерьера «Ханской ложи» включала несколько этапов:

1 этап - 2001 г. - выполнение научных изысканий отделки западной стены фасада мечети, реставрация ее верхней части, на которой имеются росписи иранского мастера Омера 1740 гг.

2 этап - 2002 г. - выполнение реставрации нижней части фасада западной стены мечети под галереей. Отделка нижней части стены имеет росписи конца ХУП-ХУШ вв., геометрический монохромный орнамент, с фрагментарно сохраненными росписями более поздних периодов.

3 этап - 2003 г. - выполнение реставрации отделки открытой каменной галереи, и западной части фасада Ханской ложи на 50 %.

4 этап - 2004 г. - научные исследования и реставрация отделки интерьера Ханской ложи и северного фасада Биюк Хан-Джами.

За период 2003-2010 гг. был выполнен полный комплекс научно-реставрационных работ отделки Ханской ложи - фасада и интерьера двух существующих комнат. Было выявлено, что в интерьере Ханской ложи преобладает отделка второй половины ХУШ в. с дополнениями и изменениями начала Х1Х века. Она сохранилась до нашего времени благодаря тому, что в ХХ в. реставрация не проводилась. Между окнами и витражами сохранились росписи «под серый мрамор» в полоску, близкий по орнаментике к витражам Биюк Хан-Джами. Судя по историческим документам, можно утверждать, что

они были восстановлены в 1913 г. при реставрационных работах в Дворцовой мечети. Основной задачей реставраторов было полностью укрепить сохранившиеся фрагменты, воссоздать утраченные и возобновить цветные заполнения с последующей установкой на месте в оконных проемах [20, л. 5-9].

Среди проблем, остающихся на сегодняшний день, особо отметим вопрос о состоянии восточного минарета. Во время реставрации 1967 г. для укрепления его несущей способности внутри был установлен металлический каркас. Сегодня он все еще находится внутри и является дестабилизатором технического состояния. Здания. В настоящее время, во избежание разрушения минарета, планируется провести полный комплекс научно-реставрационных работ и выполнить их в течение 5-10 лет [19, л. 4-5].

Для истории крымско-татарской культовой архитектуры Хан-Джами представляет особый интерес, так как в дальнейшем практика установки двух минаретов исчезла (мечети ХУШ в. имеют один минарет), реже стала применяться система открытых аркад, придававшая постройкам легкость. На современном этапе

К одной из самых старых построек Ханского дворца принадлежит Малая дворцовая мечеть, которая перекрывалась куполом. В качестве опоры перекрытия выступала верхняя часть - массивный восьмигранный барабан с арками и парусами. В средневековой архитектуре парусами (пандативами) назывались скульптурные лепные элементы, которые обеспечивали переход от квадратного купольного пространства к окружности (Рис.2). Для этой цели по сторонам квадрата располагались арки, а промежутки между ними и куполом заполнялись парусами. В южной стене находится молитвенная ниша - михраб, традиционно повернутая к Мекке, но необычно украшенная сталактитами.

П -

|1

Рис.2. Малая дворцовая мечеть. Внутренний вид.

Древнее строение сгорело в 1736 г. Спустя несколько лет, а именно в 1741 г., на ее месте возникла новая мечеть, построенная по приказу хана Селямета-Герая. Имя хана и дата окончания строительства высечены на мраморной доске над входом. Интересно, что купол и крыша мечети были покрыты свинцом, а не черепицей, как указывалось на плане Гесте, где крыша мечети показана серым, так как в описи дворца 1800 г. указывалось, что «близ золотого фонтана, мечеть покрыта свинцом» [12, с. 11]. Стены мечети были украшены росписью. Это мотив прямых широких линий светло-серых, черно-серых и зеленых тонов. Стена разбита на большие квадраты, которые и заполнены подобным мотивом линий, идущих вертикально или вкосую. Эта роспись сохранилась только на южной стене и фрагментарно на западной.

В маалле Осман-Ага по ул. Гаспринского, д.7 находится одна из немногих почти полностью сохранившихся мечетей Тахталы-Джами, построенная дочерью Хаджи-Селим Герай хана Бек-Султан-ханум в 1704 году. Предполагается, что первоначально часть или все здание было выполнено из дерева. Отсюда и название, в переводе означающее «деревянная мечеть». Поэтому этот квартал еще называли Тахталы-Джами, хотя в некоторых архивных документах мечеть по названию прихода названа Осман-Ага.

В плане мечеть представляет собой одноэтажное здание простой прямоугольной формы с высокой цокольной частью, увеличивающейся на юг в сторону поймы р. Чурук-су. Минарет и каменный михраб памятника находятся на основной продольной композиционной оси здания. Вход в минарет организован изнутри здания через узкий проем с килевидной аркой. Винтовая лестница из 54 каменных ступеней внутри минарета ведет на балкончик -жерфе. Парапет балкона минарета украшен резьбой по дереву. Само здание сложено из тесаных блоков правильной формы. На западном и южном фасадах выявлен один ярус, состоящий из ряда полуциркульных оконных проемов. На восточном фасаде окна прямоугольной формы и расположены под потолком. Северный фасад мечети претерпел изменения в начале ХХ века - дверной проем был заменен и расширен [16, с. 3].

Со стороны улицы к зданию примыкает широкий навес, опирающийся на мощную деревянную четырехгранную колонну. Под ним в подпорной стене находится фонтан, к которому ведет ряд каменных ступеней. С северовосточной стороны находится каменный портал, выполненный из тесаного известняка, ведущий на соседний земельный участок, где находился жилой дом, снесенный в 1983 году (вероятно, он функционально был связан с мечетью). В 1885 г. мечеть перестраивалась прихожанами без разрешения губернского начальства, поэтому подробности внесенных изменений неизвестны [9, л.16].

В 1913 г. прихожанами квартала Осман-Ага в Строительное отделение Губернского Правления был направлен проект на ремонт мечети «Тахталы-Джами». Проект был утвержден и выслан на имя имама Сеит-Асан Мустафа Эфенди 29 июля 1913 г. [7, л. 40] (Рис. 3).

Л Ж

а

Рис.3. Проект на ремонт мечети «Осман-Ага» («Тахталы-Джами») в Бахчисарае в 1913 г. Архив ГАРК.

Председатель ТУАК - А.И. Маркевич, узнав о ремонте Тахталы-Джами в 1914 г. осмотрел ее. Он обнаружил, что каменный пол мечети был заменен деревянным, окна и входные двери увеличены в размере с приданием им полуциркульного завершения, а арка, находящаяся над дверью с двумя большими рельефными и четырьмя малыми розетками, выкрашенными голубой краской, вынута и вставлена в обочину входного крыльца в мечеть [14, с.253].

Мечеть действовала до 1923 г., а после закрытия использовалась как хозяйственное помещение. В октябре 1981 г. в результате осмотра мечети были выявлены вертикальные трещины в цоколе северной части здания, а также в стенах над проемами. Крыша и деревянное перекрытие мечети почти полностью обрушились. В том же году был разработан проект реставрации мечети «Тахталы-Джами». Цокольная и внутренняя поверхность стен были очищены от штукатурки; выявленные при этом вывалы кладки стен, были заложены. Объем работ по благоустройству территории включал в себя снос хозяйственных помещений примыкающих к мечети [18, л. 3-7]. К 1989 г. мечеть была отреставрирована и передана Мусульманской общине Крыма.

В целом, реставрационные работы конца ХУШ-ХХ вв. практически не изменили облик здания, сохранившего восточный колорит. Однако перед входом в мечеть ныне стоит электрический столб, который «режет» фасад

мечети, мешает обзору этого, уцелевшего от позднейшей перестройки, живописного уголка старого города.

Мечеть «Орта-Джами» из одноименного квартала на протяжении столетий являлась одной из главных городских мечетей для проведения пятничных богослужений (Рис.4).

Рис.4. Мечеть Орта-Джами. Фото 1918 г.

Согласно архивным данным, мечеть этого квартала была построена в конце ХУ века. Для подтверждения или опровержения указанной датировки необходимы дальнейшие исследования. Мы предполагаем, что Ханский дворец начал строиться в начале ХУ века. Вокруг него в первой трети ХУ1 в. возник Бахчисарай, благоустроенный в годы правления хана Сахиб-Герая I (15321551). Поэтому можно предположить, что мечеть Орта-Джами возникла во второй половине XVI - начале XVII в. - в период активного роста города. Известно, что ранее в этом квартале располагались ряды «сарачлар» («седельщиков»). Рядом с «Орта Джами» находились «согъан базар», «ашлыкъ базар», «туз базар». Здесь же располагался хан - постоялый двор для приезжих купцов.

Сведения, касающиеся квартала и мечети Орта-Джами, в большом количестве присутствуют в так называемых кадыаскерских тетрадях (сиджиль) - ценнейших юридических документах периода Крымского ханства. Так,

некоторые известные документы, в которых упоминается квартал и мечеть «Орта-Джами», датируются 1674, 1701 и 1710 гг. По одному из них, квартал Орта-Джами являлся одним из самых крупных по вакуфным доходам, состоящим из 12 торговых лавок и пекарни. Из другого документа явствует, что рядом с мечетью существовал крупный рынок - Юкары-Чаршы (т.е. Верхний рынок) [1, л.3].

Согласно архивным данным следует, что в 1861 году мечеть подверглась капитальной перестройке и, судя по всему, приобрела нынешний архитектурный вид. Но во время землетрясения 1927 г. мечеть сильно пострадала, и ее ремонт лег огромным бременем на прихожан. В итоге, 15 апреля 1928 г. на заседании Президиума Бахчисарайского райисполкома было решено расторгнуть договор с местной мусульманской общиной, якобы, ввиду невыполнения ею условий договора по ремонту здания. На заседании 1 января 1929 года было принято решение о ликвидации мечети «Орта-Джами» с последующей передачей здания для использования в культурно-просветительских целях [11, л.17] (Рис.5). Впоследствии в здании располагались дом культуры и кинотеатр «Старт».

Рис. 5. Мечеть Орта-Джами. Фото 1920-1930 гг. Архив БИКАМЗ

Лишь в 2001 г. решением 20-ой сессии Бахчисарайского районного Совета 23-го созыва от 18 июля 2001 года здание мечети было возвращено мусульманской общине «Мустафа-Джами» [22, л.4].

В 2012-2014 гг. частными спонсорами были профинансированы работы по реконструкции и реставрации молитвенного дома. 16 августа 2013 года в Бахчисарае состоялось торжественное открытие мечети Орта Джами, которая была недействующей около 95 лет (Рис.6).

Рис. 6. Мечеть Орта-Джами после реставрации. Фото 2014 г.

Далее по руслу р. Чурук-Су располагалось маалле «Сырлы-Чешме», где сохранились строения мечети с одноименным названием, примерно 1740 г. постройки, и ее мектеб (Рис.7). В 1886 г. кровля мечети была перестроена прихожанами без привлечения губернского начальства [9, л. 28].

Рис.7. Мечеть и мектебе Сырлы-Чешме (ул. Спаи, 11/1).

На сегодняшний день мечеть Сырлы-Чешме (угол улицы Затрубченко и Спаи) утратила традиционные храмовые формы и используется не по назначению.

В квартале «Исми-Хан», по адресу Севастопольская, 81, находится остов здания одноименной мечети. Она построена в начале ХХ в., но приход «Исми-

Хан» существовал еще в XVIII веке. К северо-восточному углу квадратного в плане здания был пристроен минарет, который не сохранился. Все четыре фасада по вертикали разделены плоскими пилястрами на три части; в каждой из них на первом ярусе проем обрамлен треугольным наличником, а на втором ярусе - круглые окна с переплетом в виде шестиконечной звезды. Исключение составляет закругленный наличник ниши в центральной части южного фасада -он обрамлен спаренными колоннами. Южный фасад мечети выходит на улицу; в интерьере к этой части стены, где расположена ниша, примыкает изящно отделанный михраб. В южной стене - главный вход в мечеть; слева от него -фонтан для омовений. Еще один вход - с восточной стороны. Мечеть была покрыта черепичной крышей.

В 1914 г. в Департамент Таврического Магометанского Духовного Правления было направлено прошение прихожанина мечети «Исми-Хан» с просьбой разрешить ему построить на собственные средства минарет. Он предоставил в Департамент проект на постройку минарета и просил выслать ему разрешение, которое и получил 17 февраля 1914 г. [8, л. 21] (Рис.8).

ПРПЕКТЪ

■и <д у ^«.^л^ьес^ р- г--, "В;

"^.СЛ УЛ

11

план "а.

Э л

л II1 лгт

4 Ь

Рис.8. Проект на постройку минарета к мечети «Исми-Хан» в 1914 г. (ГАРК).

Минарет мечети «Исми-хан» был разрушен в послевоенное время. В 1986 г. решением Крымского облисполкома от 15 апреля 1986 года здание мечети было возвращено мусульманской общине [22, л. 5].

На современном этапе мечеть находится в плачевном состоянии: в стенах многочисленные трещины, штукатурка с верхней части стен осыпалась, трещины над оконными проемами свидетельствуют о возможных просадках в основании фундамента. Необходимо проведение первоочередных противоаварийных работ по специальному проекту, разработанному организацией, имеющей лицензию на данные виды работ, а также последующая реставрация с восстановлением минарета мечети (Рис.9)

Рис.9. Мечеть «Исми-хан». Современный вид.

В квартале «Молла Мустафа» по адресу ул. Севастопольская 41 -А, располагается здание одноименной мечети. (Рис.10)

Рис.10. Мечеть «Молла-Мустафа». Из архива БИКАМЗ.

Из списка мечетей Таврической губернии, составленного 5 ноября 1890 года, следует, что мечеть, была перекрыта прихожанами в 1888 г., а также, что она была построена 160 лет назад во времена ханов, то есть приблизительно в 1730 году [17, с. 2-4]. Однако над входом в мечеть сохранилась мраморная плита с тарихом. Их нее следует, что благотворителем и учредителем богоугодных заведений являются Канн-Темир и Абдул-Тейфи, и высечена дата в 1600 г.х. Полагаем, однако, то вряд ли это истинная дата постройки. Возможно, эта мраморная плита из более древнего сооружения, бывшего на этом месте, существование которого подтверждено списком мечетей города Бахчисарая, составленном в 1786 г.

В июле 1912 г. в Первое отделение Губернского правления были направлены на рассмотрение план и смета на сумму 1504 руб., для перестройки мектебе прихода Молла-Мустафа. Доверенным по переустройству был назначен О. Ешилев [4, л. 253].

При советской власти, мечеть вначале, по договору от 5 февраля 1923 г., была отдана местной мусульманской общине, но в последующие годы закрыта. Лишь в 1979 г. решением Крымского облисполкома от 22 мая 1979 года здание культовой постройки было возвращено мусульманской общине и занесено в Государственный реестр Республики Крым [22, л.5]. В 2003 г. здание мечети было отреставрировано частными спонсорами (Рис.11).

Рис.11. Мечеть Молла-Мустафа после реставрации

Таким образом, в ХУШ-ХХ1 вв. была сохранена структура средневекового исторического районирования, когда отдельно взятое сооружение, являясь составной частью городского ансамбля, находилось в зависимости от планировочной структуры. Акцентными элементами этой градообразующей структуры были, как правило, культовые постройки - джами (мечети). Определяющим фактором архитектурно-градостроительной структуры стало то, что большая часть этих построек была возведена в историческом центре старого города, где градоформирующая роль принадлежала Ханскому дворцу. Перспектива включения акцентных историко-архитектурных сооружений в номинацию ЮНЕСКО требует сегодня серьезного усиленного внимания к сохранившимся памятникам города.

Литература и источники

1. Абдулъваапов Н., Велиляев Э. Багъчасарайдаки Орта джума джамисининъ тарихындан // Янъы дюнья. - 2013. - 23 августа.

2. Государственное казенное учреждение Республики Крым «Государственный Архив в Республике Крым» (ГКУ РК ГАРК). Ф. 27. Оп. 13. Д.2012. Таврическое Губернское Правление, 1803-1917 гг.; Об осмотре мечети в Бахчисарае в 18941895 гг., 217 л.

3. ГКУ РК ГАРК. Ф.27. Оп. 13. Д. 3898. По прошению И. Гаспринского о разрешении установки керосинового двигателя динамо-машины и двух электродвигателей в типографии газеты «Терджиман» в 1910 г., 10 л.

4. ГКУ РК ГАРК. Ф. 27. Оп. 13. Д. 4456. Об утверждении проектов училищ мектебе и медресе в 1912-1916 гг., 351 л.

5. ГКУ РК ГАРК. Ф. 27. Оп. 13. Д. 4467. О содержании и ремонте Бахчисарайского дворца в 1912 г., 286 л.

6. ГКУ РК ГАРК. Ф. 27. Оп. 13. Д. 4635. О поддержании памятников древности в 1912 г., 50 л.

7. ГКУ РК ГАРК. Ф. 27. Оп.13. Д. 4704. Татарское училище-пансионат Орта-Медресе в Бахчисарае в 1913 г., 153 л.

8. ГКУ РК ГАРК. Ф. 27. Оп. 13. Д. 4887. Утверждение проектов на устройство и ремонт мечетей в 1914-1915 гг., 197 л.

9. ГКУ РК ГАРК. Ф. 27. Оп. 13. Д. 8314. Список существующим мечетям в Симферопольском уезде Таврической губернии. Составлен 11 апреля 1889 г. по городу Бахчисараю, 268 л.

10. ГКУ РК ГАРК. Ф. 64. Оп. 1. Д. 1477. Бахчисарайская Городская Управа, 1878-1920 гг.; Акт обследования Ханского дворца в 1910 г. 18 л.

10. ГКУ РК ГАРК. Ф. Р-663. Оп. 1. Д. 1715. Протоколы пленумов, оргсовещаний, конференций при Бахчисарайском РИКе, 1923-1933 гг.; Протоколы заседаний пленума Бахчисарайского РИКа за 1928 г., 21 л.

11. Котов Г.И. Бахчисарайский дворец // Зодчий. - 1896. - №1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Маркевич А.И. К истории ханского бахчисарайского дворца // Известия Таврической Ученой Архивной Комиссии (ИТУАК). - 1895. - № 23. - 274 с.

13. Маркевич А.И. Мечети Ешиль-Джами и Тахталы-Джами в Бахчисарае // ИТУАК. - 1915. - №52.

14. Научный архив Бахчисарайского государственного историко-культурного заповедника (БИКАМЗ). Ф.3. Оп.1. Материалы к проектным предложениям по реставрации главного корпуса бывшего ханского дворца в Бахчисарае, 1962 г.

15. Научный архив БИКАМЗ. Ф. 3. Оп. 1. Разработка и обоснование охранных зон на территории Бахчисарайского государственного историко-культурного заповедника (БГИКЗ). Мечеть Тахталы-Джами 1704 года, ул. Р. Люксембург, 7. - Бахчисарай, 1990. - 4 л.

16. Научный архив БИКАМЗ. Ф. 3. Оп. 1. Разработка и обоснование охранных зон на территории Бахчисарайского государственного историко-культурного заповедника (БГИКЗ). Мечеть Молла-Мустафа ХУШ в., ул. Севастопольская, 41-А. - Бахчисарай, 1990. - 3 л.

17. Научный архив БИКАМЗ. Ф.3. Оп.1. Первоочередные и противоаварийные ремонтно-реставрационные работы на объектах дворцового комплекса. - Киев, 1990. - 17 л.

18. Научный архив БИКАМЗ. Ф. 3. Оп. 1. Научно-проектная документация на реставрацию памятника архитектуры ХУ1-ХУШ вв. «Бахчисарайский дворцово-парковый комплекс (Ханский дворец)». Ханская мечеть - 1740-1743 гг. Восточный минарет. - Т. 1. Предварительные работы. Кн. 1. Выходная документация. - Киев, 2010. - 62 л.

19. Научный архив БИКАМЗ. Ф. 3,Оп. 1. Научно-проектная документация на выполнение научно-реставрационных работ памятника архитектуры ХУ1-ХУШ вв. «Бахчисарайский дворцово-парковый комплекс (Ханский дворец)». Ханская мечеть - 1740-1743 гг. - Т. 2. Научно-проектная документация на выполнение научно-реставрационных работ отделки «Ханской ложи» Большой ханской мечети. - Киев, 2010. - 134 л.

20. Османов Э.Э. Биюк Хан-Джами (Бахчисарайская ханская мечеть) // Современная научная мысль. - 2014. - № 4. - С. 26-37.

21. Список памятников местного и национального значения (архитектура и градостроительство, история, монументальное искусство) и вновь выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Автономной Республики Крым (по состоянию на 11.06.2012). - 270 с.

22. Хливнюк А.В. Неизвестные страницы памятникоохранительной работы в Крыму в 20-30 гг. ХХ в. // Историческое наследие Крыма. - Симферополь, 2007. - № 17. - 209 с.

ОСМАНОВ ЭЛЬВИЗ ЭДЕМОВИЧ - преподаватель кафедры истории Крымского инженерно-педагогического университета. Россия, Симферополь OSMANOV, ELVIS E. - teacher of Chair of History of Crimean Engineering and Pedagogic University. Russia, Simferopol (elvis_osmanov@mail.ru)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.