Научная статья на тему 'Мечети Поволжья в социальных процессах современной России'

Мечети Поволжья в социальных процессах современной России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
168
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сенюткина О.

«Религиозные миссии на общественной арене: Российский и зарубежный опыт. ИЕ РАН», М., 2016 г., с. 255-260.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мечети Поволжья в социальных процессах современной России»

5. Беккин Р.И. Исламские финансовые институты и инструменты в мусульманских и немусульманских странах: Особенности и перспективы развития; автореф. дис. д-ра экон. наук. - М., 2006.

6. Ахмадуллин Р.М. Принципы функционирования исламской финансовой системы // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2011. -№ 6.

7. Сюкияйнен Л.Р. Правовые основы исламской экономики: Взаимодействие исламской и европейской правовых культур // Pax Islamica. - 2010. - № 4.

8. Чаплин В. Сайт Интерфакс. URL: http://www.interfax.ru (Дата обращения: 20.03.2014.)

9. Зарипов И. Исламские финансы - альтернативный вид низкорискового банковского бизнеса // VI Международный банковский форум «Corporate banking: кредитование и риски». - Вена, 8-11 июня 2015 г.

10. Джабиев А.Н. 21-я WIBC (Всемирная конференция по исламскому банкингу. 1-3 декабря 2014 г.). Сайт ТОО «Msm^ Соrpоrаtiоn». URL: http://www. istism.kz/rus (Дата обращения: 09.09.2015.)

11. В ЦБ не исключили введения регулирования для исламского банкинга. URL: http://www.forbes.ru/news (Дата обращения: 26.11.2014.)

12. Тосунян Г.А. Письмо Ассоциации региональных банков России (Ассоциация «Россия») от 08.08.2014 г. [Официальный сайт Ассоциации российских банков]. URL: http://аrb.ru / (Дата обращения: 20.08.2014.)

13. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ. Часть вторая // Собр. законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 5. -Ст. 410.

14. Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. № 395-1: в ред. от 13.07.2015 г. // Собр. законодательства РФ. - 1996. -№ 6 - Ст. 492.

«Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3. Общественные науки», Махачкала, 2016 г., т. 31, вып. 1, с. 56-64.

О. Сенюткина,

доктор исторических наук (Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова) МЕЧЕТИ ПОВОЛЖЬЯ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Поволжье - это тот регион России, для которого многокон-

фессиональность является объективной данностью: и исторически,

и применительно к современности. В этом конфессиональном

многоцветье свое место, наряду с церквями, синагогами, занимают

мечети. Меняются ли со временем социальные задачи мечетей или же их предназначение настолько традиционно, что не терпит никаких перемен? Насколько ныне действующие поволжские имамы ощущают необходимость усиления роли мечетей в современных условиях? И какие задачи ставит социум сегодня перед мечетями?

В наши дни в быстро меняющихся условиях российской и международной действительности мусульманам, в том числе поволжским, приходится всё больше задумываться о роли мечетей как центров жизни махалля и о более эффективном использовании потенциала мусульманских общин. Конечно, мечети должны по-прежнему, как это было всегда, оставаться центрами единения мусульман, возносящих молитвы Всевышнему. Должны быть, как и ранее, местами общения и сближения единоверцев, местами обсуждения первоочередных задач махалля и способов решения этих задач. Это традиции жизни мечетей.

Как отметил в своем выступлении в 2014 г. во время торжественного открытия мечети в городе Дзержинске Нижегородской области муфтий, шейх Равиль-хазрат Гайнутдин: «В мечетях воспитываются богобоязненные верующие. Богобоязненный человек - он необходим и мусульманской общине, и православной общине, и всему нашему обществу и государству»1.

Первоначальная функция мечети и ее социальное предназначение были сугубо внутренними для формирующейся уммы. То есть мечеть выполняла те задачи, которые должна была выполнять по нормам исламского вероучения: задачи молитвенного места мусульман. Известно, что в исламской культуре обязательно должна быть мечеть или «масджид» (с арабского языка), «место, где совершаются земные поклоны», моления Аллаху. Так было и так есть теперь. Но при этом с самого начала своей истории мечети являлись не только молитвенными, но и общественными зданиями с самыми разнообразными функциями.

Мечеть в начале своей истории времен Пророка Мухаммада и праведных халифов не была отделена от государственной деятельности: даже культовое здание строилось стена к стене с резиденцией наместника, в мечети хранилась казна, объявлялись указы, правители и наместники обращались к народу с политическими речами. До Х-Х1 вв. в мечетях шли судебные разбира-

1 Выступление муфтия, шейха Равиля-хазрата Гайнутдина на торжественном открытии мечети в городе Дзержинске // Электронный ресурс: Интернет www.dumrf.ru. Доступ: 10.08.2014.

тельства. До появления мектебе и медресе в мечетях шли учебные занятия1. Обращение к мусульманскому средневековью показывает, что социальные функции мечети менялись уже на том этапе развития мусульманского общества.

Изменение социальных функций мечетей

в средневековый период истории ислама

Однако в мировой истории наблюдается действие тенденции разделения светского и религиозного начал. Коснулось ли это разделение исламского общества?

Если вести речь о Западной Европе, то в период эпохи гуманизма, в условиях трансформации западноевропейской цивилизации в индустриальную, наметилось разделение светской и религиозной сфер жизнедеятельности общества. Применительно к истории исламского мира такого не произошло. Но существует некий стереотип, что для него подобное разделение вообще не свойственно: вся история исламской цивилизации - это общественные движения согласно Корану. Это не совсем так и звучит слишком категорично. Все-таки исторически жизнь любого общества складывалась таким образом, что неизбежно активизировались процессы разделения светского и религиозного начал - и это было свойственно и мусульманскому сообществу. Для уммы это было также характерно, но не в таких масштабах, как для Запада.

Если говорить о мечетях, то постепенно из мечетей уходили кади (судьи), в мечети прекращали свое существование элементы какого-либо культурного досуга, появлялись специальные люди -имамы: правители уже не выступали в роли предстоятелей на молитве и т. п. Эти процессы коренились в особенностях жизни социума: начиная от создания многоэтноконфессионального состава населения Арабского халифата до процессов глобализации современности. Отсюда изменения социального предназначения мечетей, что позволяет утверждать, что социальное предназначение мечетей может меняться и менялось в конкретных условиях жизни исламской цивилизации.

1 Большаков О.Г. Масджид // Ислам. Энциклопедический словарь. - М., 1991. - 315 с. - С. 160.

Мечети в Новое и Новейшее время

Российское общество, в отличие от Запада, - это общество, для которого ислам есть неотъемлемая часть российской культуры (ислам «внутри», а не «вне» социума)1.

Российский ислам утверждался в рамках имперской, по стилю жизни, цивилизации. И, в частности, это очень внятно подтверждается ситуацией в Поволжье. Особенно прогосударственный настрой ощущался в мишарской среде служилых татар допетровского времени2.

«Прекрасным архитектурным памятником и символом веротерпимости можно назвать старейшую мечеть города (Казани. - Авт.), гордо носящую имя выдающегося татарского ученого просветителя, проповедника, мыслителя Шигабуддина Мард-жани. Ее строительство стало возможным после личного разрешения императрицы Екатерины II, посетившей Казань весной 1767 г. Этим гуманным и благородным актом просвещенная правительница не только прекратила практику открытой религиозной дискриминации, но и оценила высокий патриотизм и преданность татар»3.

Мечети Поволжья в период новой истории все в большей степени проявляли себя как защитники государственной политики, приняв тот стиль жизни внутри имперского общества, который предлагался властями. И в условиях политизации российского общества начала XX столетия мусульмане не становились на радикальный путь, пытаясь найти компромиссные решения в отношениях с властью4.

Чем больше утверждалась секулярность в жизни социума, что особенно характерно для советского периода истории, тем в большей степени татары Поволжья уходили от традиционной религии. Хотя в понимании татар, носителей исламских ценностей, религия оставалась и остается важнейшей частью их

1 Ланда Р.Г. Ислам в истории России. - М., 1995.

2 Сенюткин С.Б. История татар Нижегородского Поволжья с последней трети XVI до начала XX в. (Историческая судьба мишарей Нижегородского края). -Нижний Новгород, 2001. - 416 с.

3 Джалялетдин Мансур-хазрат. Предисловие // Салихов Р.Р., Хайрутди-нов Р.Р. Исторические мечети Казани. - 2005. - 191 с. - С. 4.

4 Сенюткина О.Н. Тюркизм как историческое явление (на материалах истории Российской империи 1905-1916 гг.). - Нижний Новгород, 2007. - 520 с.

прошлой культуры1. Некий разрыв между неверующими татарами и татарами-мусульманами сегодня ощущается. Но этот разрыв не так силен, если говорить о поволжских татарах, поскольку начало его проявления относится только к прошлому веку. В условиях современной жизни, когда происходят на параллелях процессы не только секуляризации, но и десекуляризации2, роль мечетей может и должна (теоретически, во всяком случае, а возможно, и реально) возрастать, хотя не всякий татарин идет по пути ислама.

Факторы влияния

на современные функции мечетей Поволжья

Какие современные социальные процессы, происходящие в России, функционально меняют роль мечетей в обществе? Прежде всего, следует говорить о миграционных процессах, влияющих на этнический состав махалля Поволжья.

Отвечая на вопрос журналиста «Столичного Нижнего»: «В чем Вы видите свою основную задачу на посту председателя Духовного управления мусульман Нижегородской области? Где ваша деятельность пересекается с решением государственных задач?» - Гаяз-хазрат Закиров заметил:

«За последние годы в нашем регионе растет число эмигрантов, которые приезжают к нам на работу. Узбеки, киргизы, таджики, азербайджанцы, среди которых есть и те, кто представляет разные течения и направления в исламе. В связи с этим то духовное окормление, которое мусульмане получают в наших мечетях, направлено еще и на большую работу с нашими единоверцами, приехавшими из других стран. Нам необходимо поддерживать связи местных и приезжающих мусульман на почве мира и добрососедства, а также выстраивать и укреплять связи с представителями иных конфессий. Моя задача состоит именно в этой работе, в поддержании вековых традиций, в укреплении

1 Гусева Ю.Н. Российский мусульманин в XX веке (на материалах Среднего Поволжья). - Самара, 2013. - 416 с.

2 Шиманская O.K. Секуляризация и десекуляризация // Культура. Религия. Толерантность: учебное пособие / О.Н. Сенюткина, О.К. Шиманская, А.С. Пар-шаков, М.П. Самойлова; под ред. О.Н. Сенюткиной. - Нижний Новгород, 2013. -С. 123-139.

Шиманская О.К. Цивилизационный кризис России и десекуляризация / контрсекуляризация как вариант его разрешения // Наука о человеке: Гуманитарные исследования. - 2015. - № 2. - С. 50-57.

взаимного уважения. Если человек в силу различных обстоятельств приезжает в другую страну, он, безусловно, ищет единоверцев, ищет духовную поддержку. Однако нельзя забывать, что традиции, культура, образ жизни населения страны, в которую ты приехал, достойны уважения»1.

Из приведенной цитаты очевидно, что за общими фразами говорящего скрывается ряд противоречивых жизненных обстоятельств, которые трудно не заметить. Традиционно татарская по составу мусульманская община должна прикладывать дополнительные усилия, чтобы ввести в свой состав людей иной этнической культуры, более того, представителей других государств. Но готовы ли они адаптироваться к иной культурной среде? Что касается религиозных представлений мигрантов, то напрямую сказано, что эти люди представляют «разные течения и направления в исламе», что также увеличивает набор трудностей, стоящих перед духовными наставниками Поволжья.

Имамы сегодня все чаще говорят о необходимости налаживания серьезного диалога не только с властью, но и с общественными организациями, представителями иных конфессий, с академическим сообществом.

«Мы должны обозначить масштабы значения мечети и не отводить ей роль только места совершения пятикратной молитвы», -отметил шейх Мухаммад Ахмад Аль-Хашим 25 марта 2015 г. в своей лекции «Миссия мечети в обществе», прочитанной в здании Нижегородского исламского института им. X. Фаизханова в рамках официального визита в Российскую Федерацию2.

Имамы ощущают всё большую необходимость искать возможности коммуникаций с мигрантами, и встает проблема языка проповеди. Кроме арабского языка, языка ислама как мировой религии, необходимо вести речь на родном языке слушателя джума, пятничного обращения имама к приходящим в мечеть. В мечетях Поволжья звучат проповеди на русском, татарском языках. Кроме того, ставится вопрос о том, чтобы мечеть активнее участвовала

1 Гаяз-хазрат Закиров. У нас общая история. Беседовала Мария Медвидь // Столица Нижний. Культурно-деловой журнал. 2014. Ноябрь. № 11 (20). С. 19.

2 Шейх Мухаммад Ахмад Аль-Хашим, член ученого совета университета «Шакра» города Эр-Рияд Королевства Саудовская Аравия, член Комитета по международным отношениям с РФ и представитель Международной ассоциации мусульманской молодежи. Миссия мечети в обществе // Электронный ресурс Интернет www.dumrf.ru. Доступ: 25.03.2015.

в решении проблем развития татарской культуры, обучении татарскому языку всех желающих.

Ученые в современных условиях обращают внимание на такой феномен как «исламо-русский язык». «Русский язык, - как отмечает М. Кемпер, - стал языком ислама в Российской Федерации. Все, кто пишет на исламские темы на русском языке, постоянно переводит тексты или термины "традиционного" исламского языка (арабского, татарского, аварского и т.д.) на русский язык»1.

Традиционный ислам -

споры вокруг дефиниции

Обратим внимание и на тот оживленный спор, который в последнее время ведется по поводу понятия «традиционный ислам». В контексте данной статьи словосочетание явно требует внимания, поскольку встает вопрос, как соотносится деятельность современных мечетей с содержанием этого понятия.

Некоторые участники дискуссий (как мусульмане, так и не мусульмане) считают, что это словосочетание использовать ни к чему и спорить по этому поводу бесполезно. Ссылаются при этом на некий консерватизм религиозных обозначений: раз мусульмане не использовали ранее такое понятие - значит, оно не нужно и сегодня. Но тогда встает вопрос, как поддерживать контакт мусульман с той большей частью общества, которая, не будучи сведущей в вопросах мусульманского вероучения, совершенно запуталась, что же подразумевается под традиционным исламом, понятием, которое постоянно мелькает в СМИ. Даже в самой умме нет единого представления о том, как ликвидировать те «разломы», которые в ней существуют.

«Российская умма сегодня переживает все те же проблемы, которые свойственны и всему российскому обществу. Поляризация и сегрегация различных элементов уммы является ее самой главной проблемой, которая отражается во всех аспектах ее существования. Речь в данном случае не идет о противостоянии всероссийских муфтиятов или борьбе кадимистов с джихади-

1 Кемпер М. Русский язык ислама: Феномен переключения кода // Реформы образования мусульман Евразии от Хусаина Фаизханова до Исмаила Гаспринского: Исторический опыт и современная актуальность. Материалы юбилейной Х Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Фаизхановские чтения». - М., 12 декабря 2014 г. - Ч. 1. - С. 41.

стами и такфиристами. Все эти противоборства в политическом и институциональном пространстве российского Ислама являются лишь следствием более глубинных процессов. Разлом в российской умме происходит, прежде всего, не по линии идеологий или принадлежности к одной из групп деятелей. На мой взгляд, основной проблемой является отсутствие исторически обусловленной и общепринятой традиции, вокруг которой имелся бы консенсус подавляющего большинства верующих. Отсутствие такой традиции и является "спусковым крючком "... к конфликту поколений, который превратился в борьбу "государственных" муфтиев с молодыми, максималистски амбициозно настроенными мусульманами»1.

Мечети Поволжья, о чем говорит вся их богатая история, это и есть центры традиционного ислама, если хотите, «государственного». И имамы, работавшие в них, всегда стремились к тому, чтобы удержать традицию. А главное в этой мусульманской традиции -принять Единого Бога в своем сердце, а всему остальному, что сначала непонятно мусульманину, предки которого вынуждены были прервать связь поколений, можно постепенно научиться.

Важнейшей задачей для современных мусульман и их лидеров является формирование усилиями всей российской уммы своей собственной, идентичной традиции, ни в коем случае не отклоняющей их от основ вероучения, но в значительной степени соответствующей накопленному опыту предшественников-мусульман. Предки поволжских татар-мусульман выстраивали свою жизнь и создавали традиции этой жизни таким образом, чтобы, будучи законопослушными и мирными людьми России, не противоречить в своей деятельности Корану и Сунне. В их мировоззрении и деяниях переплелись кораническая традиция и традиция историческая.

В мечетях Поволжья из уст имамов звучали те идеи, которые шли от благословенного Пророка Мухаммада. Даже в самые трудные, трагические моменты своей истории следование религии и стилю жизни предков спасало и защищало людей, помогало людям оставаться людьми.

В мечетях на берегах Волги никогда не звучали призывы к насилию, напротив, вся риторика была направлена на утверждение

1 Подробнее на эту тему см.: Мухетдинов Д.В. «Россия + УММА: Нужны ли мы друг другу? Наблюдения над текущими процессами в российской мусульманской общине - итоги 2012 года». - М.: ИД «Медина», 2013.

мира, спокойствия, добрососедства и взаимопомощи. Потенциал традиционного ислама велик - и его необходимо использовать на благо людей.

В качестве заключения

Несмотря на вековые традиции, изменения жизненных условий в России и мире в целом (рост экстремизма, в первую очередь) требуют от мечетей не только большей активности в удержании традиционного стиля деятельности, но и некоторых новаций.

На необходимость новаций в современных условиях обращает внимание российская мусульманская элита. В обсуждение проблемных вопросов жизни мусульман включаются не только имамы и председатели Духовных управлений мусульман, но и рядовые верующие. Для всех желающих рассуждать, какими должны быть сегодня функции мечетей, всё большие возможности представляют форумы сетевого поля Интернета.

Сегодня от мечети требуется тесное взаимодействие в ходе социальных практик со всем формирующимся гражданским обществом. Мечеть призвана решать те задачи, которые ранее перед ней социум не ставил. Необходимо:

- развивать культуру своих прихожан (татарскую, азербайджанскую, таджикскую, узбекскую и др.);

- осуществлять социальное служение в больших масштабах;

- формировать условия для развертывания более активного диалога со всеми членами социума как минимум на уровне региона, исповедующими разные религии или являющимися сугубо светским людьми;

- стремиться всеми силами не допустить никаких тенденций тяготения прихожан к экстремизму и, тем более, вербовки мусульман-прихожан в террористические группировки, чтобы ни в коем случае не получить такое абсурдное, с точки зрения ислама, обозначение: «радикальная мечеть».

«Религиозные миссии на общественной арене: Российский и зарубежный опыт. ИЕ РАН», М., 2016г., с. 255-260.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.