Научная статья на тему 'Мебель в жилом интерьере'

Мебель в жилом интерьере Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
871
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРОВАТИ / СЕДАЛИША / ЛАРЦЫ / КУРУЛЬНЫЕ КРЕСЛА / СТУЛЬЯ / ТАБУРЕТЫ / КАССА-ПАНКИ / КАССОНЕ / СУНДУКИ / КРЕДЕНЦЫ / ПОСТАВЦЫ / ДРЕССУАРЫ / ШКАФЫ / КАБИНЕТЫ / ЧАСЫ / КАНДЕЛЯБРЫ / BEDS / THRONE SEAT / LARETS / CURULE SEATS / CHAIRS / STOOLS / CASSAPANCAS / CASSONES / CHESTS / CREDENZAS / POSTAVETS / DRESSOIRS / CUPBOARDS / CABINETS / CLOCKS / CANDELABRA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Махлина Светлана Тевельевна

В статье приведены исторические формы изменения мебели. Мебель (фр. meuble от лат. mobilis подвижный) комнатная обстановка. Как правило, мебель классифицируется по принадлежности к определенной функциональной среде для сна, работы, приготовления и принятия пищи. По характеру использования, функциональному назначению мебель делится на три группы. Первая для хранения и размещения различных бытовых вещей. К ней относятся шкафы (гардеробы, посудные, книжные, универсальные и т.п.). Также к ней относятся комоды, тумбы, секретеры, серванты, сундуки, полки. Вторую группу образуют предметы для сидения и лежания кровати, диваны, кушетки, тахты, кресла, а также стулья, табуретки, банкетки, скамьи и т.п. Третью группу мебели составляют предметы с рабочей плоскостью разного рода столы (письменные, обеденные, журнальные, сервировочные, туалетные и т.п.). В XX веке широкое распространение получила трансформируемая мебель диваны-кровати, кресла кровати, кровати, убирающиеся в шкаф (откидные, складные, вдвигаемые), кровати, выдвигающиеся одна из-под другой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FURNITURE IN DWELLING INTERIOR

In the article historical changing forms of furniture are described. Furniture (Fr. meuble от лат. mobilis подвижный) room setting. As a rule, pieces of furniture are classified according to the function: for sleeping, for working, for cooking and for eating. According to its function pieces of furniture are divided into three groups. The first group is cupboards (wardrobe, kitchen cupboard, bookcase, for general use etc.) Chests of drawers, cabinet bases, writing cabinets, china-cupboards, chests and shelves are also associated with the group. The second group consists of pieces for seating and sleeping; beds, sofas, chaises longue, ottomans, as well as chairs, stools, banquettes, benches, etc. The third group includes the pieces with working surface all kinds of tables (writing desks, wine tables, dining table, toilet table etc.). In XX convertible furniture has become quite popular; convertible sofa, chair-beds, all kinds of recessed beds, telescoping beds.

Текст научной работы на тему «Мебель в жилом интерьере»

УДК 749

МЕБЕЛЬ В ЖИЛОМ ИНТЕРЬЕРЕ

© 2012 С.Т.Махлина

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

Статья поступила в редакцию 23.11.2011

В статье приведены исторические формы изменения мебели. Мебель - (фр. meuble от лат. mobilis - подвижный) - комнатная обстановка. Как правило, мебель классифицируется по принадлежности к определенной функциональной среде - для сна, работы, приготовления и принятия пищи. По характеру использования, функциональному назначению мебель делится на три группы. Первая - для хранения и размещения различных бытовых вещей. К ней относятся шкафы (гардеробы, посудные, книжные, универсальные и т.п.). Также к ней относятся комоды, тумбы, секретеры, серванты, сундуки, полки. Вторую группу образуют предметы для сидения и лежания - кровати, диваны, кушетки, тахты, кресла, а также стулья, табуретки, банкетки, скамьи и т.п. Третью группу мебели составляют предметы с рабочей плоскостью - разного рода столы (письменные, обеденные, журнальные, сервировочные, туалетные и т.п.). В XX веке широкое распространение получила трансформируемая мебель - диваны-кровати, кресла - кровати, кровати, убирающиеся в шкаф (откидные, складные, вдвигаемые), кровати, выдвигающиеся одна из-под другой. Клюжевые слова: кровати, седалиша, ларцы, курульные кресла, стулья, табуреты, касса-панки, кассоне, сундуки, креденцы, поставцы, дрессуары, шкафы, кабинеты, часы, канделябры.

Мебель - (фр. meuble от лат. mobilis - подвижный) - комнатная обстановка. Как правило, мебель классифицируется по принадлежности к определенной функциональной среде -для сна, работы, приготовления и принятия пищи. По характеру использования, функциональному назначению мебель делится на три группы. Первая - для хранения и размещения различных бытовых вещей. К ней относятся шкафы (гардеробы, посудные, книжные, универсальные и т.п.). Также к ней относятся комоды, тумбы, секретеры, серванты, сундуки, полки. Вторую группу образуют предметы для сидения и лежания - кровати, диваны, кушетки, тахты, кресла, а также стулья, табуретки, банкетки, скамьи и т.п. Третью группу мебели составляют предметы с рабочей плоскостью -разного рода столы (письменные, обеденные, журнальные, сервировочные, туалетные и т.п.).

Первая группа - это корпусная мебель. Вторая группа - мягкая мебель, а третья - решетчатая. Кроме того, мебель имеет особенности в зависимости от предназначения для определенных возрастных групп - детей, взрослых, пожилых людей, инвалидов. По конструктивным материалам делится на столярную, щитовую, металлическую, пластмассовую, стеклянную, бамбуковую, плетеную.

В XX веке широкое распространение получила трансформируемая мебель - диваны-кровати, кресла-кровати, кровати, убирающиеся в шкаф (откидные, складные, вдвигаемые),

Махлина Светлана Тевельевна, доктор философских наук, профессор кафедры теории и истории культуры, член Международной ассоциации критиков искусства (AICA). E-mail: makhlina@pochta. tvoe.yv

кровати, выдвигающиеся одна из-под другой. Такая трансформируемая мебель - это и секретеры-шкафы с крышкой, откидывающейся или опирающейся на тумбу; серванты с откидной или подъемной доской для обеденного стола, столы-тумбы с опускаемыми или раскладными крышками. Кроме того, сегодня широко практикуется встроенная мебель. «Мебель является неотъемлемой частью обстановки, в которой живет человек, и ее роль в жизни общества и в воспитании вкусов значительна; для историка она свидетельство жизни и быта прошлого»1.

В эпоху Средневековья понятия «мебель» в современном значении еще не было. Распространены были кровати, седалиша, ларцы, курульные кресла.

В эпоху Возрождения разрастается круг предметов мебели. В Италии ларцы преобразуются в касса-панки, кассоне. Основной материал - дуб и орех. Появляются стулья. В Германии и во Франции получают распространение сундуки, креденцы, поставцы, дрессуары. Получают распространение шкафы. Дуб окончательно вытесняется орехом.

В XVII в. разрастается количество предметов мебели, появляются кабинеты. Мебельное искусство вступает в новый период своего развития. В Голландии создаются предметы мебели, удобные в домашнем быту. К концу XVII -в начале XVIII века в Голландии появляются нарядные предметы с искусным набором маркетри. Излюбленный мотив - гвоздики, тюльпаны, помещаемые в вазы, над которыми порхают птицы и бабочки. При дворе Людовика

1 Соколова Т.М. Очерки по истории художественной мебели XV - XIX веков. - Л.: 1967. - С. 162.

Искусствоведение

XIV возникает помпезная и торжественная обстановка, требующая соответствующей мебели. Мебель в то время подвергалась золочению. Все деревянные части покрываются обильной резьбой и золотятся по левкасу. Во второй половине XVII века во Франции вырабатываются новые мебельные формы. Кроме кресел, стульев, распространенной формой дворцовой мебели стали табуреты. Появляются первые бюро. По-прежнему широко распространены кабинеты. В XVIII в. мебель начинает занимать в жизни французской знати огромное место. Появляется новый стиль - переходный от барокко к рококо, называемый «стиль Регентства». Наиболее излюбленная форма мебели, как и раньше - комод. Бронза начинает играть большую роль, чем раньше. Формы мебели изменяются в сторону утонченности и интимности. В 1770 г. устанавливается здесь стиль классицизм. Формы мебели этого периода весьма разнообразны. Бронза начинает играть самостоятельную роль. Появляются часы, канделябры, разного рода подставки для щипцов и кочерги у камина, представляющие в интерьере того времени важное место. Мебельное искусство Франции второй половины XVIII в. было высоко развито. Здесь работали великие мастера -Ризенер, Жакоб, Обен, Бенеман, Вейсвейлер.

Английская мебель в XV и XVI вв. мало чем отличалась от общеевропейской. Но в XVII в. и особенно в XVIII в. английская мебель приобретает черты оригинальности. Она приобретает самобытный характер, отличаясь от французской и голландской. Именно отсюда с 20-х гг. XVIII в. начинается применение в мебели красного дерева. Связь мебельщиков с архитекторами обусловила совершенно своеобразный характер мебели во второй четверти XVIII в. Появляется «китайщина», распространившаяся во все Европе. Здесь работали Т.Чиппендейл, Р.Адам, Г.Хэпплуайт, Т.Шератон. Во второй половине XVIII в. Мебель эволюционирует в сторону классицизма. Продуманность и рациональность отличает английскую мебель этого времени.

В Германии XVIII в. появляется новая мебель - шкафы. Здесь в начале XVIII в. ощущается влияние Франции. Особую роль сыграл в мебельном искусстве Д.Рентген.

Русское искусство, перерабатывая иностранные образцы, шло по самобытному пути, в том числе и в создании мебели. Петр I переселил из Устюга, Вологды, Каргополя, Белозерска большое количество русских плотников, которые занимались разными работами - плотницкими и столярными, резьбой и позолотой. Традиции их мастерства держались долгие десятилетия. Поэтому в интерьерах русских дворцов

эпохи барокко, которые строились и под руководством Растрелли, мы видим мебель уникальную и прекрасную. Часто иностранцы даже не могли поверить, что эта мебель оригинальная. «Князь (имеется в виду Безбородко -С.М.) показывал мне целые залы, наполненные купленной в Париже у знаменитого эбениста Дагёра мебелью. У многих сих вещей имелись копии, воспроизведенные его рабами, и было невозможно отличить оные от оригиналов. Столь прекрасные работы не могли не убедить меня в чрезвычайной одаренности русских»2.

В XVIII в. мебель делалась в основном из красного дерева. Но в России использовали и простое дерево, окрашивая его в светлые и темные тона, нежно расписывали гирляндами, цветами, вазами. Кроме того, довольно часто к этим красочным декоративным элементам прибавляли золочение. Единственной в своем роде была металлическая мебель, изготовлявшаяся на Тульском Оружейном заводе из стали и бронзы. Начинали отдельные предметы делать в первой половине века - это были ажурные кресла барокального типа. В 80 - 90-х гг. XVIII в. мебель здесь изготавливают в классицистическом стиле. Многие предметы дарили Екатерине II. Металл позволял достичь такой утонченности форм, которая была недоступна для предметов, изготовленных из дерева. Поэтому предметы из металла создают ощущение легкости и воздушности. Кроме того, именно на тульском заводе умели делать алмазную огранку, когда сталь так обрабатывалась, что создавала впечатление предмета, усыпанного алмазами. «Нити жемчужника из граненой сверкающей стали, художественно прочеканенные розетки, аканты и гирлянды из золоченой бронзы, часто на фоне вороненой стали, применение золотой насечки - все заставляет воспринимать эти вещи почти как произведения ювелирного искусства»3.

В XIX в. законодательницей мод в мебели была Франция. Требования простоты и естественности способствовали развитию легких и строгих форм. Мебель продолжают делать из красного дерева, украшая ее полосками из латуни или гофрированными латунными вставками. Мебель Ж.Жакоба, выполненная в мастерской Давида завоевывает вкусы общества. Появляются новые формы, напоминающие греческие. Получает распространение стиль ампир,

2 Воспоминании г-жи Виже-Лебрен о пребывании ее в Санкт-Петербурге и Москве. 1795 - 1801. С приложением писем ее к княгине Куракиной. - СПб.: 2004. -С. 91 - 92.

3 Соколова Т.М. Очерки по истории художественной мебели .... - С. 136.

распространившийся на Италию, Германию, Англию.

Особую значительность приобретает мебель в России в первой трети XIX в. Многие выдающиеся архитекторы осуществляют проекты мебели - А.Воронихин, Дж. Кваренги, К.Рос-си, О.И.Бове. Широкой известностью пользуются такие мастера, как Х.Мейер, Г.Гамбс. На красоту и самобытность русской мебели этого времени указывал Стендаль: «Москва. превосходит все, что знает Париж. Все было рассчитано на жизнь в величайшей неге. Блистательная и элегантная отделка домов, свежие краски, самая лучшая английская мебель, украшающая комнаты, изящные зеркала, прелестные кровати, диваны разнообразнейших форм»4.

В 20-е годы XX века у нас в Москве был создан Музей мебели, ядром которого стала антикварная коллекция банкира и мецената В.О.Гиршмана, уехавшего во Францию в 1919 году и бросившего весь свой дом со всем содержимым. К сожалению, в конце 20-х гг. он был расформирован, просуществовав всего 7 лет. Основная часть собрания поступила в Государственный исторический музей. Как пишет Наталья Кологривова, «Идея его создания родилась в 1919 году, а уже в 1927 один из интереснейших музеев страны начал расформиро-вываться»5. Столь же трагическая участь постигла Бытовой музей 1840-х годов или Музей сороковых годов, как часто его называют. Это был музей, в основе коллекции которого были предметы из квартиры А.С.Хомякова и в нем

были воссозданы его кабинет и «говорильня» -диванная. Там были воссозданы гостиные, жилые комнаты. Но и он был закрыт в 1929 г.

Что касается истории развития мебели в других регионах, помимо Европы, то там в каждую эпоху и в каждой стране - своя история. Но традиционные основы продолжают влиять на развитие и специфику тех или иных форм мебели. «Сегодня самое дорогое - мебель», сказал в интервью летом 2003 года Геннадий Николаевич Селезнев - спикер Государственной думы. Сказал он с пониманием дела. Действительно, в современной жизни России интерьеру стали уделять большее внимание, чем это было характерно для советского времени. Вот почему появились спрос и предложение на меблировку жилого интерьера.

Сегодня мебель динамично изменяет свои формы. Многометровые диваны-гиганты переходят в тумбы и столы, спинки кроватей равны им самим, место для сна становится мини-библиотекой, закусочной, кинозалом, закусочной. Мебель становится мобильной, конструктивной - зеркала крутятся на 360 градусов, стеллажи, стулья - тоже. Космические утопии 60-х гг. XX в. стали буднями. Обтекаемая форма - символ скорости и покоренного пространства - основная форма современной мебели. Широко распространена пластмассовая мебель.

4 Виноградов А. Три цвета времени. - М.: 1945. - С. 70.

5 100 и 12 стульев из собрания Государственного исторического музея. - М.: 2003. - С. 28.

FURNITURE IN DWELLING INTERIOR

© 2012 S.T.Makhlina

St.-Petersburg state university of culture and arts

In the article historical changing forms of furniture are described. Furniture (Fr. meuble от лат. mobilis - подвижный) - room setting. As a rule, pieces of furniture are classified according to the function: for sleeping, for working, for cooking and for eating. According to its function pieces of furniture are divided into three groups. The first group is cupboards (wardrobe, kitchen cupboard, bookcase, for general use etc.) Chests of drawers, cabinet bases, writing cabinets, china-cupboards, chests and shelves are also associated with the group. The second group consists of pieces for seating and sleeping; beds, sofas, chaises longue, ottomans, as well as chairs, stools, banquettes, benches, etc. The third group includes the pieces with working surface - all kinds of tables (writing desks, wine tables, dining table, toilet table etc.). In XX convertible furniture has become quite popular; convertible sofa, chair-beds, all kinds of recessed beds, telescoping beds.

Key words; beds, throne seat, larets, curule seats, chairs, stools, cassapancas, cassones, chests, credenzas, post-avets, dressoirs, cupboards, cabinets, clocks, candelabra.

Svetlana Tevelevna Makhlina, Ph.D., professor of history and culture, Member of the International association of critics of art (AICA).E-mail: makhlina@pochta. tvoe.yv

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.