Научная статья на тему 'Майкл Оукшотт: этапы творческого пути и обзор основных трудов. Часть 2'

Майкл Оукшотт: этапы творческого пути и обзор основных трудов. Часть 2 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
336
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАСТЬ / ДЕМОКРАТИЯ / ДИСКУРС / КОНСЕРВАТИЗМ / ЛЕГИТИМНОСТЬ / ЛИБЕРАЛИЗМ / МЕТОДОЛОГИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР / ПОЛИТИКА / ПОЛИТОЛОГИЯ / РАЦИОНАЛИЗМ / СЦИЕНТИЗМ / ФИЛОСОФИЯ / AUTHORITY / DEMOCRACY / DISCOURSE / CONSERVATISM / LEGITIMACY / LIBERALISM / METHODOLOGY / SOCIAL CONTRACT / POLITICS / POLITICAL SCIENCE / RATIONALISM / SCIENTISM / PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чамаева Н. А.

Осуществлен комплексный анализ творческого пути М. Оукшотта, британского политического философа, автора множества статей и монографий по политической теории, истории мировой политической мысли, религиоведению, философии истории и другим актуальным направлениям современных гуманитарных знаний. Показаны основные этапы его карьеры и личной биографии, приведен обзор основных трудов мыслителя, показаны истоки и процесс формирования его оригинальной и разносторонней политической философии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Michael Oakeshott: Creative Development Stages and Review of Fundamental Works. Part II N. A. Chamayeva

The article offers a complex analysis of Oakeshott's biography, an English political philosopher, author of numerous essays and political theory studies, as well as the world's political ideas history, religious science, philosophy of History and others actual studies of contemporary humanitarian knowledge. The article shows the main stages of Oakeshott's career and private life, moreover reviews the philosopher's fundamental works. Besides the article considers the origins and the formation process of Oakeshott's peculiar and versatile political philosophy

Текст научной работы на тему «Майкл Оукшотт: этапы творческого пути и обзор основных трудов. Часть 2»

Серия «Политология. Религиоведение»

2011. № 2 (7). С. 53-58 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

И З В Е С Т И Я

Иркутского

государственного

университета

УДК 32.001

Майкл Оукшотт: этапы творческого пути и обзор основных трудов. Часть 2*

Н. А. Чамаева

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, г. Москва

Осуществлен комплексный анализ творческого пути М. Оукшотта, британского политического философа, автора множества статей и монографий по политической теории, истории мировой политической мысли, религиоведению, философии истории и другим актуальным направлениям современных гуманитарных знаний. Показаны основные этапы его карьеры и личной биографии, приведен обзор основных трудов мыслителя, показаны истоки и процесс формирования его оригинальной и разносторонней политической философии.

Ключевые слова: власть, демократия, дискурс, консерватизм, легитимность, либерализм, методология, общественный договор, политика, политология, рационализм, сциентизм, философия.

Особый интерес в рамках данного исследования представляет впервые опубликованная в 1956 г. работа «Что значит быть консерватором» [9]. Мы будем позднее самым подробным образом ее разбирать, а пока лишь ограничимся утверждением, что в краткой, афористичной форме в ней сконцентрирована суть деструктивной и конструктивной программ Оукшотта, другими словами, изложено, что он не приемлет в политической теории и практике, и какие видит альтернативы тому, что отрицает. Кроме того, в данном эссе Оук-шотт впервые дает развернутые определения важных для него понятий идеологии и традиции, с новыми красками возвращается к портрету рационалиста и намечает путь для создания иной методологии познания и альтернативной концепции рациональности, не сводящих одну реальность к другой и обуславливающих возможность более свободного социально-политического строя.

В 1965 г. Оукшотт женился на Кристел Шнайдер (это был его третий брак), а в 1968-м оставил кафедру и прекратил преподавание. Исключением стали любимые им семинары по истории политической мысли, которые он продолжал курировать до конца 1970-х. Заслуженный профессор вышел на пенсию как раз незадолго до начала студенческих волнений в Европе. Вместе с женой он поселился в Актоне - небольшой деревушке неподалеку от Дорсета - где занялся отделкой более ранних работ о Гоббсе (он выпустил их отдельной книгой в 1975 г. [6]), систематизацией взглядов на систему образования (три написанных им на эту тему эссе собраны в издании 1989 г. [31]) и написанием своей второй крупной книги. Фундаментальный трактат «О че-

* Окончание. Начало см.: Изв. Иркут. гос. ун-та. Сер. Политология. Религиоведение. 2011. № 1.

ловеческом поведении» [11] увидел свет в 1975 г. (спустя 10 лет появился итальянский перевод [7] трактата). Он написан тяжелым, ранее не свойственным Оукшотту академическим языком. Избранный классический стиль изложения, последовательность разворачивания тезисов, серьезность и глубина подхода к анализу ряда актуальных проблем современной философии, социальной психологии и политической теории позволили Оукшотту донести свои идеи до авторитетных ученых того периода. В первые же два года после выхода книги на нее было опубликовано свыше 30 рецензий, причем автором одной из них был философ Ричард Рорти, назвавший Оукшотта «ироничным либералом» [29, с. 107-115].

Трактат «О человеческом поведении» был справедливо воспринят рецензентами как реализация задачи «определить понятия», т. е. установить базовые элементы политической теории, а затем реконструировать жизненный мир индивида с присущей ему свободой, способностью оценивать свое положение, ставить цели и выбирать стратегию поведения, проанализировать структуру его поведения в обществе, а затем выйти на уровень моделей общественного устройства, которые определенным образом встраивают в себя индивида, тем или иным способом «вознаграждая» его за преодоление пределов уникального единичного существования. Своими предшественниками на этом пути мыслитель называет Аристотеля, Гоббса и Гегеля.

В своей книге Оукшотт излагает и систематизирует в рамках целостной концепции свое понимание индивидуальности, свободы и выбора, проводит различия между идеологией и традицией, гражданской ассоциацией и ассоциацией предпринимателей, проводит целостный критический анализ рационализма и деконструирует основания сциентистского подхода в познании, социальной инженерии в политике, бихевиоризма в психологии, выстраивает правовую модель политического устройства, основанную на общественном договоре, и исследует множество альтернативных точек зрения на ряд затронутых вопросов, показывая их истоки, скрытые цели, возможные последствия. «Исследованные здесь темы волнуют меня настолько давно, насколько я сам себя помню», - пишет Оукшотт [2, с. 11]. И в самом деле, несмотря на разнообразие тем и форм, все тексты мыслителя вращаются в едином круге понятий. Множество философов прошлого и несколько современников стали для Оукшотта внутренними собеседниками, с которыми он вел беседу о смысле человеческой жизни, вернее, о попытках обессмыслить ее в упраздняющих самого человека идеологических системах.

Чуть позже, в том же 1975 г., Оукшотт выпустил «Словарь современного европейского государства» [25], представляющий собой дополнение к трактату. Мотивом к его написанию были отзывы критиков, неверно или недостаточно глубоко, по мнению автора, вникнувших в суть его политикофилософской концепции. В данном дополнении Оукшотт еще более четко подчеркивает один из основных своих тезисов: всякая власть, стремящаяся закрепиться, нуждается в самолегитимации, в обосновании своего господства путем укоренения в актуальной для данного общества морали, в отсылке к договорным (т. е. правовым) основаниям любого строя, пусть даже построен-

ного на физическом угнетении, поскольку и такой строй вырастает из узурпации пространства свободы человека, которая всегда остается его личным внутренним достоинством, даже если человек de jure или de facto дает согласие на рабство.

Здесь, вновь возвращаясь к любимой своей теме, Оукшотт вводит еще одну пару терминов - societas и universitas, - призванных отразить все то же напряжение между двумя вариациями общественного устройства, которое было выражено в противопоставлении «гражданской ассоциации» и «ассоциации предпринимателей». Он продолжает настаивать, что максимально свободным является такое устройство, при котором на деятельность человека накладывается лишь необходимый для обеспечения устойчивости общества минимум ограничений. При этом гражданам не предписывается ни всеобщих целей (таких, как, например, «прогресс», «спасение», «расовое превосходство», «истина» или «равенство»), ни процедур их достижения, а единственное, чему служит государство, - это сохранение всех традиционных форм самовыражения граждан, поддержание легитимности правового порядка и его модернизация по мере укоренения инноваций и их перехода в традиции [26].

Помимо данного фундаментального труда, во второй половине 70-х гг. Оукшотт выпустил несколько небольших статей, таких как «Поговорим о политике» [18], направленных, главным образом, на анализ различных политических систем, в которых происходит узурпация политического пространства одним «голосом» власти, предписывающим гражданам не только определенные процедуры, но и конечные цели деятельности. Особенно острой критике в статьях Оукшотта подвергался советский политический строй, а также милитаристские, националистические и социалистические тенденции в британской, европейской и американской политике.

Последним крупным творением Оукшотта стал сборник «Об истории и другие эссе» [10], опубликованный в 1983 г. В это издание вошли работы, большая часть которых посвящена его размышлениям о содержании понятия истории, о взаимоотношении понятий настоящего, прошлого и будущего, о процедуре становления «исторического события», о традиционном и инновационном в истории, о смысле деятельности историка и его влиянии на формирование восприятия исторического процесса и образа прошлого в сознании людей. Благодаря этому сборнику имя Оукшотта получило известность у исследователей, занимающихся современной философией истории. В их работах анализируется близость историко-философской концепции Оукшотта герменевтике Вильгельма Дильтея, Ханса Гадамера и Мартина Хайдеггера, а также методологии исторического исследования Мишеля Фуко и историков «школы анналов».

В 1989 г. в печать вышло последнее прижизненное издание работ Оукшотта - сборник «Голос либерального образования» [31], объединивший ранее опубликованные статьи на тему организации британской образовательной системы, устройства университетов, смысла и задач образования, его роли в трансляции традиций и легитимации социально-политического строя. Философский смысл и социально-политическая функция образования на про-

тяжении всей жизни и до последних дней составляли одну из ключевых для философа тем для размышлений.

19 декабря 1990 г. Оукшотта не стало. Он умер в своем доме в Актоне в возрасте 89 лет.

Множество работ Оукшотта было впервые опубликовано или отредактировано и издано повторно уже после его смерти. В их числе - расширенное американское переиздание сборника «Рационализм в политике» [13], сборник лекций «Мораль и политика в современной Европе» [8], прочитанных им в 1958 г. в Гарварде, сборник ранее издававшихся эссе различной тематики «Религия, политика и моральная жизнь» [17].

Среди посмертных изданий трудов мыслителя особенную известность получила книга «Политика веры и политика скептицизма» [22]. Написанный еще в 1950 г. манускрипт увидел свет лишь в 1996 г., однако многие его выводы затем прозвучали в сборнике «Рационализм в политике» 1962 г. Эта работа позволила еще более полно охарактеризовать синтетическую методологию Оукшотта, используемую им при построении политической теории, а также глубже проникнуть в суть различий между гражданской ассоциацией и ассоциацией предпринимателей. Оукшотт подчеркивает, что существование ассоциации предпринимателей основано на доминировании определенного типа идеологии, названного им «политикой веры».

Политика веры - это распространение убеждения в том, что политика в обществе не может не быть направлена на достижение всеобщих универсальных целей, получение каких-либо конечных морально-материальных благ, реализацию некоторой религиозной миссии или национальной идеи и т. п. Соответственно, в данной идеологической системе основным содержанием политического процесса является конструирование такой системы норм и практик, которая, по мнению политиков, говорящих от имени этих глобальных идей, самым эффективным и быстрым способом приведет общество в обещанное идеальное состояние.

В противоположность политике веры, политика скептицизма соответствует принципу бритвы Оккама и не предписывает сообществу граждан никаких правил, кроме необходимого для поддержания существующего сложноустроенного порядка и сохранения наличного многообразия «голосов» (человеческих практик и точек зрения) минимума. Распространение политики веры приводит к сужению, а затем и упразднению пространства человеческой свободы, к резкому ограничению альтернатив поведения и мышления.

Политика скептицизма, основанная на ценностном релятивизме, сама по себе не содержит сильного противоядия от угрозы резкой экспансии политики веры. Однако, по мысли Оукшотта, эту роль должно брать на себя образование (в самом широком смысле этого слова), дающее людям возможность выйти за пределы локальности своей точки зрения и свободно ощущать себя в пространстве «беседы» разнообразных «голосов».

В настоящее время готовится ряд других посмертных изданий работ Оукшотта. Активно продолжается работа по освоению его архива, расположенного на нижнем этаже библиотеки Лондонской школы экономики и поли-

тической науки. Ассоциация Майкла Оукшотта (The Michael Oakeshott Association), возглавляемая известным оукшоттоведом Кеннетом Миногой (Kenneth Minogue), занимается изданием ранее не публиковавшихся материалов из архива, публикует собственные аналитические работы высочайшего уровня по различным аспектам творчества мыслителя. Оукшоттоведение по всему миру набирает обороты, и созываемые раз в несколько лет крупные международные конгрессы на базе британских и американских университетов, куда со всего мира собираются исследователи наследия Оукшотта, - лучшее тому подтверждение.

Наследие Оукшотта постепенно становится классикой мировой политологической и философской мысли. В последнее время его труды стали появляться в учебных программах российских вузов. Все эти процессы требуют активного включения отечественных специалистов в работу над всесторонним изучением творчества мыслителя. Данная творческая биография является одним из важных шагов на этом пути.

1. CollingwoodR. // Cambridge Review. - Cambridge, 1933-1934. - N 55. - P. 249-250.

2. GrantR. Life and Works // Grant R. Oakeshott. - London, 1990.

3. Hobbes’s Leviathan. - Oxford, 1946.

4. Knox T. // Oxford Magazine. - Oxford, 1934. - N 52. - P. 551-552.

5. Oakeshott M. Experience and its Modes / M. Oakeshott. - Cambridge, 1933.

6. OakeshottM. Hobbes on Civil Association / M. Oakeshott. - Oxford, 1975.

7. OakeshottM. La Condotta Umana / M. Oakeshott. - Bologna, 1985.

8. Oakeshott M. Morality and Politics in Modern Europe: The Harvard Lectures, 1958 / M. Oakeshott. - New Haven, 1993.

9. Oakeshott M. On Being Conservative // Oakeshott M. Rationalism in Politics and Other Essays. - London ; New York, 1962.

10. OakeshottM. On History and Other Essays / M. Oakeshott. - Oxford, 1983.

11. Oakeshott M. On Human Conduct / M. Oakeshott. - Oxford, 1975.

12. OakeshottM. Political Education / M. Oakeshott. - Cambridge, 1954.

13. Oakeshott M. Rationalism in Politics and Other Essays (new and expanded edition) / M. Oakeshott. - Indianapolis, 1991.

14. Oakeshott M. Rationalism in Politics and Other Essays / M. Oakeshott. - London ; New York, 1962.

15. OakeshottM. Rationalismus in der Politik / M. Oakeshott. - Neuwied und Berlin,

1966.

16. Oakeshott M. Religion and the Moral Life // In Memoriam: Charles Montagu Doughty. Caian, 1934. - P. 117-133.

17. Oakeshott M. Religion, Politics, and the Moral Life / M. Oakeshott. - New Haven, 1993.

18. Oakeshott M. Talking Politics // National Review. - 1975. - N 27. - P. 13451347, 1423-1484.

19. Oakeshott M. The Activity of Being an Historian // Historical Studies, I. - London, 1958. - P. 1-19.

20. OakeshottM. The Claims of Politics // Scrutiny. - Cambridge, 1939-1940. - N 8. -P. 146-151.

21. Oakeshott M. The Masses in Representative Democracy // Freedom and Serfdom: an Anthology of Western Thought. - Dordrecht, 1961.

22. Oakeshott M. The Politics of Faith and the Politics of Scepticism / M. Oakeshott. - New Haven, І996.

23. Oakeshott M. The Social and Political Doctrines of Contemporary Europe / M. Oakeshott. - Cambridge, І939.

24. Oakeshott M. The Social and Political Doctrines of Contemporary Europe / M. Oakeshott. - New York, І950.

25. Oakeshott M. The Vocabulary of a Modern European State // Political Studies. Sheffield. - І975. - N 23. - P. 3І9-34І, 409-4І4.

26. Oakeshott M. The Vocabulary of a Modern European State / M. Oakeshott. -Thorverton, 200S.

27. Oakeshott M. The Voice of Poetry in the Conversation of Mankind / M. Oakeshott. - London, І959.

2S. Oakeshott M. Thomas Hobbes // Scrutiny. - Cambridge, І935-І936. - N 4. -P. 263-277.

29. Rorty R. Review of On Human Conduct by Michael Oakeshott // Social Theory and Practice. - Tallahassee, 1976-1978. - N 4. - P. І07-ІІ5.

30. Stebbing L. // Mind. - Oxford, І934. - N 43. - P. 403-405.

31. The Voice of Liberal Learning: Michael Oakeshott on Education. - New Haven, London, 1989.

32. Tregenza I. The life of Hobbes in the writings of Michael Oakeshott // History of Political Thought. - Exeter, І997. - Vol. XVIII, N 3. - P. 53І-557.

33. Oakeshott M. The Masses in Representative Democracy // Anthology of world’s political thought : in 5 vol. Vol. 2.- М., І997.

34. OakeshottM. Rationalism in politics and other essays / M. Oakeshott. - М., 2002.

Michael Oakeshott: Creative Development Stages and Review of Fundamental Works. Part II

N. A. Chamayeva

Moscow State Lomonosov University, Moscow

The article offers a complex analysis of Oakeshott’s biography, an English political philosopher, author of numerous essays and political theory studies, as well as the world's political ideas history, religious science, philosophy of History and others actual studies of contemporary humanitarian knowledge. The article shows the main stages of Oakeshott’s career and private life, moreover reviews the philosopher's fundamental works. Besides the article considers the origins and the formation process of Oakeshott’s peculiar and versatile political philosophy.

Key words: authority, democracy, discourse, conservatism, legitimacy, liberalism, methodology, social contract, politics, political science, rationalism, scientism, philosophy.

Чамаева Наталья Александровна - аспирант кафедры философии политики и права философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, 127083, Москва, Петровско-Разумовский проезд, д. 9,

1-177, тел. 89262072597, e-mail:

nchamayeva@gmail. com

Chamayeva Natalya Aleksandrovna - Postgraduate Student of the Department of Philosophy of Politics and Law, Faculty of Philosophy, the Moscow State University of M. V. Lomonosov, 127083, Moscow, Petrovsko-Razumovskiy driveway, 9, 1-177, phone

89262072597, e-mail: nchamayeva@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.