Научная статья на тему '"майданное богословие" сторонников автокефалии'

"майданное богословие" сторонников автокефалии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
186
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"БОГОСЛОВИЕ МАЙДАНА" / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / УПЦ МП (УКРАИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА) / "МАЙДАННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ" / "MAIDAN REVOLUTION" / ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ "КИЕВСКАЯ РУСЬ" / INTERNET PORTAL "KIEVAN RUS" / УГКЦ (УКРАИНСКАЯ ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ) / ОБНОВЛЕНЧЕСТВО / "MAYDAN THEOLOGY" / UKRAINIAN ORTHODOX CHURCH OF MOSCOW PATRIARCHATE / UKRAINIAN GREEK CATHOLIC CHURCH / OBNOVLENCHESTVO (RENOVATIONISM)

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чаплин Алексий

В статье рассматривается вопрос о сущности сформировавшейся относительно недавно идеологии «богословия майдана». Анализируются оригинальные материалы портала «Киевская Русь». Раскрывается несостоятельность «идеи "симфонии Церкви и общества" взамен "симфонии Церкви и государства". Критикуется положение идеологии, отождествляющее Майдан и Церковь. Делается вывод о том, что положения «богословия майдана» в корне противоречат учению Православной церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Maidan theology” of supporters of autocephaly

In the article it is discussed a question of essence of ideology so called "Maidan theology " which was formed relatively recently. Оriginal materials of "Kievan Rus" portal are analyzed. Failure of "ideas" of symphony of the Church and a society "instead of " symphony of the church and a state" is shown. The state ideology, which equates Maidan and the Church, is critisized. It is concluded that the statements of the "theology of Maidan" fundamentally contradict the doctrine of the Orthodox Church.

Текст научной работы на тему «"майданное богословие" сторонников автокефалии»

9. Иоанн (Крестьянкин), архим. Страдание.//Журнал Православный Санкт-Петербург. — СПб.: 2001. №12 (117). с.25.

10. Ирофей (Влахос), митр. Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души. — М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2004.

11. Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение. Режим доступа:ttp://azbyka.ru^techшk/Kiprian_Kem/pravoslavnoe-pastyrskoe-sluzhenie//(дата обращения:14.04.2015)

12. Мороз А., свящ. Общность и разница между секулярнойи православной психотерапией: Практический семинар Режим доступа:http://oppspb-orthodoxy.ru/msemimr/19-obshchшst-i-razmtsa-mezhdu-sekulyarnoj -i-pravoslavnoj -psikhoterapiej (дата обращения:19.04.2015)

13. Ничипоров Б.В., свящ. Введение в христианскую психологию: размышления священника-психолога. — М.: Школа-пресс,1994.

14. Подоровская Ирина Анатольевна. Психологию нужно преподавать в богословской рефлексии. Режим доступа: http://www.mpda.ru/site pub/ 330790.html/(дата обращения: 14.04.2015)

15. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. — М.:Владос,

2001.

16. Шеховцова Л.Ф. Психотерапия и духовная практика христианства: общность и различия.//МПЖ. — 2004. №4. с.18-34.

17. Шеховцова Л.Ф. Теоретические и практические аспекты психологического консультирования. — СПб.: 1996.

18. Шеховцова Л.Ф. Христианское мировоззрение как основа психологического консультирования и психотерапии. — СПб.: Издание храма Воскресения Христова (у Варшавского вокзала); Общество православных психологов Санкт-Петербурга, 2009.

«Майданное богословие» сторонников автокефалии

УДК 26/28

Протоиерей Алексий Чаплин Белгородская и Старооскольская епархия

Россия, г.Белгород

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о сущности сформировавшейся относительно недавно идеологии - «богословия майдана». Анализируются оригинальные материалы портала «Киевская Русь». Раскрывается несостоятельность «идеи "симфонии Церкви и общества" взамен "симфонии Церкви и государства". Критикуется положение идеологии,

отождествляющее Майдан и Церковь. Делается вывод о том, что положения «богословия майдана» в корне противоречат учению Православной церкви.

Ключевые слова: «богословие майдана»; Русская Православная Церковь; УПЦ МП (Украинская Православная Церковь Московского Патриархата); «майданная революция»; интернет-портал «Киевская Русь»; УГКЦ (Украинская Греко-Католическая Церковь); обновленчество.

"Maidan theology" of supporters of autocephaly

Archpriest Alexey Chaplin, Diocese of Belgorod and Stary Oskol

Russia, Belgorod

Annotation. In the article it is discussed a question of essence of ideology - so called "Maidan theology " which was formed relatively recently. Original materials of "Kievan Rus" portal are analyzed. Failure of "ideas" of symphony of the Church and a society "instead of " symphony of the church and a state" is shown. The state ideology, which equates Maidan and the Church, is critisized. It is concluded that the statements of the "theology of Maidan" fundamentally contradict the doctrine of the Orthodox Church.

Key words: "Maydan theology"; Russian Orthodox Church; Ukrainian Orthodox Church of Moscow Patriarchate; "Maidan revolution"; Internet portal "Kievan Rus"; Ukrainian Greek Catholic Church; obnovlenchestvo (renovationism).

«Богословие майдана», с одной стороны, - это манифест современного либерального богословия, или, прямо скажем, современного обновленчества. Оно гораздо шире границ Украины. Даже можно сказать, что ноги у этого богословия растут из России. Неслучайно автор этого манифеста архимандрит Кирилл (Говорун) до недавнего времени занимал ответственные должности в Русской Православной Церкви (далее - РПЦ) — первый заместитель председателя Учебного комитета РПЦ и проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры. С другой стороны, - это идеология, ставшая новым фундаментом для сторонников автокефалии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (далее - УПЦ МП).

О том, что «богословие майдана» можно именовать идеологией, говорит и сам архимандрит Кирилл (Говорун) в своем докладе «Идеологии: новые линии, разделяющие Церковь»1. Само по себе майданное богословие не было чем-то неожиданным. Его идейные истоки зрели и вынашивались в умах так называемых «либеральных богословов» задолго до «майданных революций» на

1Дудченко А., прот., Симпозиум украинских церквей в Торонто: начало настоящего диалога? [Электронный ресурс]// интернет-портал «Киевская Русь».- URL: (дата обращения: 10.02.2015).

Украине. Православная Церковь молчаливо мирилась и продолжает мириться с присутствием этой составляющей в своей жизни. Как Она долго мирилась с тем или иным заблуждением, пока это заблуждение оставалось в отдельных безумных головах ее членов. Но когда это заблуждение начинало претендовать на учение Самой Церкви, только тогда Церковь собирала Соборы и отсекала от себя ложное учение, определяя его как ересь. «Майданное богословие» — это именно тот момент истины, когда либеральные заблуждения отдельных представителей Церкви переросли в еретическое учение, не только противопоставляющее себя истинам Православной Веры, но и стремящееся собой подменить эти истины.

Итак, в чем суть этого учения? Основным главным рупором майданного богословия можно назвать интернет-портал «Киевская Русь» , редактором которого является протоиерей Андрей Дудченко. В своем докладе мы будем опираться, прежде всего, на анализ оригинальных материалов с этого сайта.

12 декабря 2013 года, когда события на Майдане уже имели накал, но еще не дошли до критической точки, на сайте «Киевская Русь» была опубликована статья вышеупомянутого архимандрита Кирилла (Говоруна) «Богословие майдана» . Несмотря на громкое название, начинается статья не с вероучительных принципов, а с социологических выкладок. Автор указывает, что Церковь традиционно ориентировалась в своих отношениях с миром, или, по выражению автора, в «публично-политической сфере», исключительно на государство. Поэтому традиционно из рамок диалога выпадал другой сегмент публично-политической сферы - общество. А оно в настоящую историческую эпоху, по словам автора, состоялось как «самодостаточное» «мощное измерение» в отношениях с государством. Это, по мнению автора, сегодня привело Церковь к необходимости «переходить от двумерных отношений «Церковь-государство» в трехмерные: «Церковь-государство-общество». Или даже в другом порядке: «Церковь-общество-государство», где государство отходит на третий план»4. По сути, это ключевая посылка для развития либерального богословия. Ее жизненную несостоятельность и спекулятивность убедительно показал современный православный философ и публицист Аркадий Малер: «Идея "симфонии Церкви и общества" взамен "симфонии Церкви и государства" - это последнее слово либерального богословия... Как и все отвлеченные идеи, эта идея красивая и, как все гуманистические идеи, весьма рукопожатая, но вот вопрос - кто является тем субъектом, которого общество делегирует налаживать эту симфонию? Государство - это организация, обладающая конкретной властью и представленная конкретными лицами, как, например, сегодняшнее государство Украина. С государством можно договориться, подписать и разорвать конкордат. Но общество - это совокупность всех людей, живущих на территории этого государства, многие из которых относятся к Церкви презрительно и прямо

2Киевская Pycb.URL: (дата обращения: 10.02.2015).

3Кирилл (Говорун), архим. [Электронный ресурс] // интернет-портал «Киевская Русь». - URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/4975 (дата обращения: 10.02.2015).

4Там же.

враждебно, как, например, на сегодняшнем Майдане. Как с таким Майданом можно заключить хоть какой-то союз, если он даже собственных лидеров не уважает? Так что идея "симфонии Церкви и общества" столь же красива, сколь и абсурдна»5.

Но именно отвлеченность красивой идеи позволяет ею манипулировать в своих интересах тем, кто стоит за политическими катаклизмами на Украине, а значит, возможно, и за идейными творцами «майданного богословия». Так, с легкой руки архимандрита Кирилла, «Майдан» становится представителем всего украинского общества: «И вот теперь на Майдане мы наблюдаем яркий пример осознания обществом своей собственной субъектности. На Майдане рождается или уже родилось сообщество, которое является хрестоматийным примером гражданского общества — его почти чистый субстрат. Это сообщество идентифицирует себя на основе общих ценностей: достоинства, честности, ненасилия, взаимопомощи, готовности к самопожертвованию. В таком чистом виде гражданского общества сейчас нет даже в Европе. Украинский Майдан, собравшийся «ради Европы», значительно перерос саму Европу»6. Вот что дает право, согласно либеральной идеологии, Майдану называться представителем всего общества, в независимости, является ли он действительно таковым, - это именование себя «гражданским обществом», исповедующим европейские ценности сугубо в либеральном контексте.

И здесь идеология перерастает в религиозное, отнюдь не православное, исповедание: «Майдан в своей ценностной составляющей значительно перерос и украинские церкви - все без исключения... украинские церкви начали подтягиваться до того уровня нравственного сознания и ответственности, которые продемонстрировал Майдан. От общих призывов к ненасилию они перешли к тому, чтобы делами и словами солидаризироваться с ценностями Майдана, осознав родственность его принципов с христианскими - Майдана, который явил множество примеров альтруизма, готовности к самопожертвованию, взаимопомощи и т.д.; избравший быть слабым, несмотря на свою численность; который имеет почти эсхатологические надежды на восстановление достоинства, которое Бог заложил в

п

человеческую природу» . Очевидно, что автор, употребляя слово «церкви», приравнивает каноническую благодатную УПЦ МП, не только с Римо-Католической Церковью (далее - РКЦ) Украинской Греко-Католической Церковью (далее - УГКЦ), но и с раскольническими сборищами, так называемой Украинской Православной Церковью Киевского Патриархата (далее - УПЦ КП) и Украинской Автокефальной Православной Церкви (далее -УАПЦ), представители которых в количественном отношении на Евромайдане

5 Малер А. От «богословия Майдана» к постпраздничному отрезвлению. [Электронный ресурс] // интернет-портал «РЕЛИГИЯ и СМИ».- URL: http://www.religare.ru/2_103479.html (дата обращения: 10.02.2015)

6Кирилл (Говорун), архим. [Электронный ресурс] // интернет-портал «Киевская Русь».- URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/4975 (дата обращения: 10.02.2015).

7 Там же.

занимали лидирующее положение8. Более того, хотя автор в своей критике обращается ко всем украинским «церквям», но читателю понятно, что все стрелы обращены против «родной» для автора УПЦ. Ведь так называемая «преступная власть» президента Украины В. Ф. Януковича, «склонная к православному культу», которую архимандрит Кирилл невзначай возвел до уровня нацистской, поддерживала исключительно Московский Патриархат. Но поражает даже не этот широкий экуменизм, а то, что для автора Церковь сама по себе уже не является «столпом и утверждением истины» (1Тим. 3:15), где нет «ни скверны, ни порока или чего-либо подобного» (Еф. 5:27). Наоборот, игнорируя общество и поддерживая власть, Церковь, по мысли автора, сама запятнала себя: «Для церквей сейчас есть возможность признать, что они часто принимают на себя роль посредника в желании мошенников защитить себя от Бога за свои криминальные поступки. За это церкви получают свои «комиссионные». Но к чему ведет такое посредничество? Оно ведет не просто к легитимизации коррупции в общественных отношениях, но и к ее сакрализации. Коррупция в нашем обществе, таким образом, становится сакральной»9. Чтобы очиститься и разорвать эту порочную связь с властью, Церковь должна выступить против власти на стороне Майдана, который, по мысли автора, в своих ценностных приоритетах является носителем Правды Божией, до которой Церкви еще расти и расти. «Сейчас для церквей, которые хотят следовать святым, есть возможность сказать то, что стало понятным для большинства украинского народа, который, хотя и не изучал в духовных семинариях и академиях по нескольку лет нравственное богословие, однако четко осознает, что нынешняя власть вовсе не является христианской... Сейчас для украинских церквей появилась возможность вырасти до уровня общества, которое быстро растет на основе тех ценностей, которые должны были бы демонстрировать церкви. Время менять свои отношения с властью. Время налаживать отношения с людьми. И учиться у них ценить и отстаивать достоинство, порядочность, человечность»10.

Если попытаться вникнуть в основную мысль сторонников «майданного богословия», которые себя в одном документе именуют, как «группа люблячих Украшу священнослужителiв Украшсько! Православно!' Церкви» 11 , то окажется, что для них Майдан и есть Церковь. Что позволило людям, исповедующим себя православными, прийти к такому абсурдному заключению?

8

Степаненко М. Евро-Майдан: евреи руками униатов вытащили самые большие каштаны [Электронный ресурс]// Миссионерско-апологетический проект «К Истине». - URL: http://www.k-istine.ru/sects/sects_ukraina-02.htm (дата обращения: 10.02.2015)

9

Кирилл (Говорун), архим. [Электронный ресурс] // интернет-портал «Киевская Русь».- URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/4975 (дата обращения: 10.02.2015).

10 Там же

11 Обращение священнослужителей Украинской Православной Церкви ко всем людям доброй воли в Украине [Электронный ресурс]// интернет-портал «Киевская Русь».- URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/events/4963 (дата обращения: 10.02.2015).

Уже давно в протестантском богословии «первенствующая апостольская

церковь» противопоставляется «церкви исторической». Либеральное

«православное» богословие переняло этот постулат. Для людей, сторонников

либерализма, ненавистна сама мысль о системе. Неважно, где и как она

проявляется, - государство, школа, партия, наконец, сама Церковь. Ибо в

системе обязательно должна существовать иерархия, подчинение и методы

насилия, заставляющие подчиняться и исполнять свои функции в этой системе.

Нынешние либеральные богословы «от православия», как заметил один автор,

— выходцы из диссидентских кругов. Для них Православная Церковь в

советские времена была антитеза системе господствующего строя и

государства. Быть православным означало для них выражать свой протест. В

протесте они как раз и ощущали собственную свободу быть не такими как все.

В силу своего либерализма, они исповедовали свободу исключительно

внешнюю, способную реализоваться только в благоприятных условиях

отсутствия всякого внешнего насилия, а не ту внутреннюю внешне

безусловную свободу во Христе, которую своей жизнью исповедуют Святые

Отцы и которая достигается как раз через беспрекословное послушание

авторитету Церкви и отсечение своей воли. Поэтому либеральствующая

интеллигенция просто не в состоянии была воспринять Церковь как

организацию (или евангельским языком - Царство) со своей иерархией и со

своими способами принуждения к послушанию. Не находя в Церкви своих

либеральных чаяний, современные богословы пускаются в различные

спекуляции. Уподобляясь протестантам, они начали противопоставлять Христа

и апостольскую Церковь - Церкви современной, то есть православной, где

якобы форма вытеснила содержание и «вера в Церковь» с ее бюрократизмом,

иерархией, поиском симфонии с государством подменила собой «веру во

Христа»: «прерывается соотнесённость церковной жизни со Христом и Его

Царством, Церковь заслоняет и подменяет Христа и становится некоей

самостоятельной «духовной сущностью», требующей служения себе, а не 12

Христу» . Конечно же, будучи формально православными, эти богословы не отрицают истинность Самой Церкви и Священного Предания. Однако, ссылаясь на учение о Церкви как Богочеловеческом организме, они подменяют Человечество Бога Христа в Церкви немощным человечеством падших грешных людей - членов Церкви. Это дает им возможность утверждать, что Божественная Истина в Церкви затмилась «человеческими преданиями» и историческими наслоениями: «История Церкви обнаруживает для нас очевидную проблему соотношения Духа и человеческого. Где грань? На что опереться вере в Церковь в этой смеси божественного и людского? Ведь Откровение Божие указывает нам только на основные догматы веры — о Троице и Боговоплощении, не исповедуя которые, невозможно быть христианином. Всё остальное, особенно в сфере канонов и прочих церковных определений, вовсе не лишено элементов учений, заповедей человеческих

12

Петр (Мещеринов), игум. Экклезиология: теоретические и практические проблемы. [Электронный ресурс] // интернет-портал «Киевская Русь».- URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/2175/#_ftn12 (дата обращения: 10.02.2015).

(Мф. 15:9). Не оказывается ли вследствие этого критерий отделения божественного от человеческого, иными словами - критерий веры в Церковь, размытым и в конце концов - оставленным на корпоративный или даже индивидуалистический произвол?» 13 . Такие спекулятивные измышления позволяют либеральным богословам ставить под сомнение в Церкви все, что не соответствует их представлениям об истинном христианстве, и даже обвинять Церковь, что она обмирщилась, стала «от мира сего» и попрала все свои главные качества: единство, святость, соборность и апостольство14.

Вот и для «майданного богословия», как практической составляющей «либерального богословия», «церкви» как организации - это уже христианство с элементами исторических наслоений и «человеческих преданий», а значит, с элементами греха. Поэтому все призывы к обновлению Церкви одновременно являются призывами к ее очищению от порочности. Образ порочности - это государство, причем в понятиях либералов всех мастей на византийско-русском Востоке государство являет себя в самом порочном виде - цезарепапизме. Современные постсоветские демократии Украины и России, по их мнению, несут на себе явную печать цезарепапизма. В России - это так называемый «Путинский режим», в Украине - «режим Януковича».

Так как в «исторических церквях» «майданное богословие» не может найти «чистый субстрат христианства» своего измышления, то обращается к человеческой личности как носителю образа Божьего. Образ Божий, по мысли этих богословов, в каждом человеке реализуется через стремления к так называемым гражданским свободам, за которые столько крови и пота пролила демократическая Европа, а теперь проливает Майдан. Они объявлены майданным богословием ничем иным, как «естественными добродетелями».

«Естественные добродетели помогают в отстаивании человеческого достоинства и свободы, - пишет протоиерей Богдан Огульчанский. -Логическим следствием утверждения общества на основании таких добродетелей есть традиционная европейская демократия со всем известными ее сторонами. Этим путем прошло большинство стран Европы. Развитие Майдана на первых порах будет означать утверждение в общности Майдана и вокруг него, в тех, кто разделяет его неравнодушие и ответственность за нашу жизнь, естественных добродетелей. В аспекте сообщества это означает: углубление взаимопомощи, солидарности с преследуемыми, выстраивание горизонтальных связей и структур внутри сообщества»15.

«Мы хотим победы Света над тьмой. Мы — за сближение с христианской Европой. С базовыми европейскими ценностями, которые есть ценности христианские в своей основе. Это: правда, справедливость, свобода,

13 Там же

14 Там же

15Огульчанский Б., прот. Быть христианином в гражданском обществе, или Спасение души versus гражданская и политическая активность? [Электронный ресурс]// интернет-портал «Киевская Русь».- URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/5012 (дата обращения: 10.02.2015).

ценность каждой личности», - «Обращение священнослужителей Украинской Православной Церкви ко всем людям доброй воли в Украине»16.

«Церковь не призвана играть роль в демократизации. Она должна проповедовать Христа и путь жизни во Христе и быть в этом примером. А этот путь невозможен без любви, правды и ответственности. Так мы

17

приходим к соприкосновению веры и гражданского общества» , — говорит другой идеолог «майданного богословия» протоиерей Андрей Дудченко.

Интересно, что «сверхъестественные добродетели» для авторов

майданного богослова - это не что иное, как те же естественные добродетели,

18

только более совершенные . Соответственно, Майдан, если его направить в правильное русло развития добродетелей (а это возможно при условии тесного сотрудничества с христианскими церквями), вполне может заменить собою Церковь. По сути, в сознании сторонников «майданного богословия» это уже произошло, ведь Майдан уже объявили нравственным ориентиром для «церквей», до которого им нужно еще дорасти.

Но дальше - больше. Идеалы Майдана - это не просто либеральные ценности, а «это вера в идеальную, соборную Украину, которая уподобляется живой Церкви Христовой»19. Почему Украина? Еще в XIX в. у либеральной интеллигенции России, на которую, как ни странно, всегда равнялись и равняются украинофилы, образ Украины сложился как образ свободы и демократии, взращенный на идеализации Запорожской вольности и магдебургского права правобережных городов Украины. Образ Украины, как реализации самой чистой демократии, взращивался многими поколениями украинских националистических историков. Этот образ противопоставлялся византийско-московской деспотии цезарепапизма. Противопоставление не ограничивалось только государственным строем, но через противопоставление этнической ментальности доходило до религиозного противопоставления украинского православия - православию московскому. И вот богословы майдана видят именно в украинстве как таковом носителя «христианских» идеалов времен апостолов (они же гражданские свободы, они же европейские ценности). Для богословия Майдана: Украина = Майдан = Первенствующая Церковь. Майданный экуменизм - это экуменизм на основе идеи Украины как «живой Церкви Христовой». Поэтому майданные богословы постоянно находятся в тесном диалоге и сотрудничестве с Римо-Католической, Греко-Католической и раскольническими церквями (УПЦ КП и УАПЦ). Их совместные заявления позиционируются как пророческие и фундаментальные для украинской национальной идеи. «Сама революция достоинства была

16Обращение священнослужителей Украинской Православной Церкви ко всем людям доброй воли в Украине. [Электронный ресурс] // интернет-портал «Киевская Русь».- URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/events/4963

(дата обращения: 10.02.2015).

17

Дудченко А., прот. Интервью о священниках на майдане. [Электронный ресурс]// интернет-портал «Киевская Русь». - URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/events/4967 (дата обращения: 10.02.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18Огульчанский Б., прот. Быть христианином в гражданском обществе, или Спасение души versus гражданская и политическая активность? [Электронный ресурс]// интернет-портал «Киевская Русь». - URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/5012 (дата обращения: 10.02.2015).

19 Там же.

воплощением трех принципов, которые пророчески были очерчены в

20

Совместном воззвании УПЦ, УПЦ КП и УГКЦ от 1 декабря 2011 года» ; «в

обращении трех церквей - УПЦ, УПЦ КП и УГКЦ - от 1 декабря 2011 года...

три традиционные украинские церкви предложили три простых библейских

21

принципа как национальную идею для Украины» .

Почему же тогда эти богословы так упорно причисляют себя к Православной Церкви Московского Патриархата, ведь даже значение «канонического статуса» церкви они считают за условности и ставят его в кавычки? Дело в том, что УПЦ МП является самой многочисленной конфессией Украины, и все же немалое значение играет «канонический статус», если не в глазах майданных богословов, то в глазах верующих22. Таким образом, «группа люблячих Украшу священнослужителiв Украшсько! Православно! Церкви» являются пятой колонной в православной УПЦ.

Все эти богословские выкладки «докторов богословия» уже в корне противоречат учению Православной Церкви, начиная с экклесиологии и кончая антропологией Православия. Опасность же этой идеологии, или уже вероучения, заключается в том, что авторы «майданного богословия», используя нынешнюю конъюнктуру украинской власти (как и в прошлом веке обновленцы, используя власть большевиков), будут пытаться выдать его за самое что ни на есть православное, а всех несогласных причислять к еретикам.

Итак, Украина как носительница демократических идеалов, тождественных в сознании майданных богословов с идеалами и ценностями церкви первых христиан, уподобляется живой христовой церкви. Главный враг этой «живой церкви» - есть «мертвая» Русская Православная Церковь с ее доктриной Русского Мира, которую майдановские богословы соотносят с

23

идолопоклонством . РПЦ - это не просто другая национальная церковь, а совершенно иной полюс притяжения, в противовес Европейскому Западному миру, ценности которого объявлены единственными христианскими. Поэтому одной из составляющей майданного богословия становится именно ненависть ко всему Русскому и связанному с Россией, в том числе к Русской Православной Церкви и лично к ее Предстоятелю. Недавно один из сочувствующих майдану речник УПЦ протоиерей Георгий Коваленко своих собратьев во Христе несогласных с майданными идеями презрительно-снисходительно назвал «совками» и демонстративно отрекся от Московского

20Обращение украинской интеллигенции к Верховной Раде Украины в связи с межконфессиональной ситуацией в Украине. [Электронный ресурс]// интернет-портал «Киевская Русь». - URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/events/5094 (дата обращения: 10.02.2015).

21Черноморец Ю. Как нам возрождать Украину? [Электронный ресурс]// интернет-портал «Киевская Русь». -URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/churchIife/5047 (дата обращения: 10.02.2015).

22 Дудченко А., прот. О Московском Патриархате в Украине. [Электронный ресурс]// интернет-портал

«Киевская Русь». - URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/byauthor/5429 (дата обращения: 10.02.2015).

23

Савва, арх.(УПЦ МП) Об идеологеме «Русского мира»: экклезиологическая ересь? [Электронный ресурс]// Объединение православной молодежи «НИКА» Севастополь. - URL: http://nika-sevastopol.com.ua/news/2014-08-01_arhimandrit-savva-upts-mp-ob-ideologeme-russkogo-mira-ekkleziologicheskaya-eres (дата обращения: 10.02.2015)

Патриархата, как наследие советского режима . И это официальное лицо УПЦ! На своих личных страницах в соцсетях, доступных для широкого доступа, священники, принадлежащие к указанной «группе люблячих Украшу священнослужителiв Украшсько! Православно!' Церкви», не стесняются в выражениях: хулят Святейшего Патриарха Кирилла и священноначалие, репостят и публикуют материалы с призывами уничтожения России, называя русский народ и украинцев, выступающих за союз с Россией, фашистами, призывая сдавать в СБУ своих собратьев по вере, как сепаратистов, за то, что они, почитая таких общеизвестных православных старцев, как прп. Лаврентий Черниговский, схиархимандрит Зосима (Сокур), Серафим Тяпочкин, Иона Одесский, вслед за ними считают, что Украина и Россия должны быть вместе. «Слид поцикавытысь, що там пишуть почаевски подвижники в своих листках. Хай пидключается СБУ, бо деяки гарячи головы слид охолодыты в специально

25

вызначеных мисцях», - пишет один из майданных богословов . Вследствие своей русофобии самые либеральные богословы Европы готовы мириться и закрывать глаза на присутствие на Майдане неонацистских организаций, широко представленных в «Правом секторе».

В связи с этим следует обратить внимание на метаморфозы, которые происходят с «либеральным богословием», когда оно становится майданным. Для либерального богословия свойственен пацифизм и аполитизм. Именно за это оно всегда критиковала Православную Церковь, считая, что традиционная для нее «симфония власти», и вытекающее из этого благословение власти на насилие ради своих интересов, является возвратом к язычеству. Но когда дело начало касаться Майдана, «майданное богословие» забывает про свою принципиальную аполитичность и начинает лихорадочно искать в истории православной церкви прецеденты участия христиан в политике на стороне бунтующего народа (надо сказать, попытки очень неудачные и притянутые за уши, что чувствуют и сами горе-богословы) 26 . Понимая свою непоследовательность по отношению к политике (ведь именно за стремление вмешиваться в политику они обвиняли своих оппонентов в «политическом православии»), майданные богословы начинают прибегать к двойным стандартам. Оказывается, «политическое православие» - это когда Церковь через своих иерархов поддерживает государственную (нелиберальную) власть, а когда представители церкви призывают и благословляют народ на баррикады

24Коваленко Г., прот. Московского Патриархата на Майдане не было. [Электронный ресурс]// интернет-портал «Киевская Русь». - Режим доступа: http://www.kiev-orthodox.org/site/byauthor/5456 (дата обращения: 10.02.2015).

25Здесь аудиозапись моего доклада на епархиальном собрании с анализом соцстраниц одного из проповедников майданного богословия священника Запорожской епархии, который я сделал по благословению правящего архиерея в связи с жалобами прихожан. (Собрание было закрытым мероприятием, но аудиозапись выложил в Интернет священник, взгляды которого разбирались). Чаплин А., прот. - Обзор интернет-страниц о. Игоря Саввы. [Звукозапись]/ А. Чаплин, прот. [Электронный ресурс]// социальная сеть "ВКонтакте".- URL: http://vk.com/search?c%5Bperformer%5D=1&c%5Bq%5D=%EE.%20%C0%EB%E5%EA%F1%E8%E9%20%D7%E 0%ЕР%ЕВ%Е8%ЕР&с%5В5есйоп%5Р=аМю(дата обращения: 10.02.2015)

26Бей И. Грех ли выступать против власти? [Электронный ресурс]// Интернет-портал «Киевская Русь».- URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/4991 (дата обращения: 10.02.2015)

против государственной власти - это следование христианской совести , не

28

следовать которой преступно28.

Такие же метаморфозы и с отношением к участию в войне. Раньше война, как и всякое насилие, объявлялось нехристианским делом (именно с призывами ненасилия майданные священники обращались к милиции и «беркуту», считая что «мирные демонстранты» акты насилия совершают уже в

29

ответ на действия силовиков) . Но когда к власти в Украине приходит хунта, в статьях майданных богословов начинает витать патриотическая риторика. Россия объявляется врагом, не желающим принять в Украине революционные изменения, и долг каждого христианина стать с оружием в руках на защиту

30

своего «земного отечества» . В ход идут ранее столь нелюбимые либералами

31

цитаты святителя Филарета (Дроздова) и святителя Феофана Затворника . Все из единоверцев, кто не согласен, - объявляются сепаратистами, и внутренним госорганам предлагают с ними «разобраться».

Так как Украину и Россию связывают не только этническое родство, но прежде всего духовное единство, выраженное в единстве Православной Веры и Поместной Церкви, то первейшей задачей исповедников майданного

32

богословия становится курс на Автокефалию УПЦ . Причем для них не важно, каким методом совершить эту автокефалию. То ли через признания Константинополем, то ли через вынуждение Московского Патриархата

33

признать автокефалию УПЦ из-за угрозы насильственных отторжений храмов33 и репрессий со стороны государства. Приветствуются все методы. Главное результат.

Однако нам видится, что принятие автокефалии это только начало. В дальнейшем этот процесс должен перерасти в унию не только с раскольниками, а и с греко-католиками. Об этом предупреждал еще общепризнанный почитаемый и в России, и в Украине старец схиархимандрит Зосима (Сокур):

«Лишь только Украинская Церковь получит независимость, как сразу же начнется ее сползание в унию с католиками, что навсегда может разделить

27Коваленко Г., прот. Московского Патриархата на Майдане не было/ [Электронный ресурс]// интернет-портал

«Киевская Русь».- URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/byauthor/5456 (дата обращения: 10.02.2015)

28

Черенков М. О Воплощении и мифе нейтральности. [Электронный ресурс]// Интернет-портал «Киевская Русь».- URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/churchIife/4999 (дата обращения: 10.02.2015)

29Дудченко А., прот. Церковь и власть: миротворчество, обличение, неповиновение. [Электронный ресурс]// Интернет-портал «Киевская Русь».- URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/churchIife/4936 (дата обращения: 10.02.2015); Звернення священнослyжителiв i мирян з приводу кризово! ситуацп в Укршт (тривае збiр тдписш) [Электронный ресурс]// Интернет-портал «Киевская Рyсь».-URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/events/5048 (дата обращения: 10.02.2015)

30Дудченко А., прот. «Не убий» не значит «не защищайся». [Электронный ресурс]// Интернет-портал «Киевская Русь».- URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/byauthor/5608 (дата обращения: 10.02.2015)

31 Александр (Драбинко), митр. Война и ее вызовы. [Электронный ресурс]// Интернет-портал «Киевская Русь».-URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/churchIife/5379 (дата обращения: 10.02.2015)

32 Дудченко А., прот. О Московском Патриархате в Украине. [Электронный ресурс]// интернет-портал «Киевская Русь».- URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/byauthor/5429 (дата обращения: 10.02.2015)

33 Черноморец Ю. "Битва" патриархов. [Электронный ресурс]// Газета "День".- URL: http://www.day.kiev.ua/ru/article/obshchestvo/bitva-patriarhovvv (дата обращения: 10.02.2015)

народ Украины от заповеданного Христом единства» 34 . Майданное Богословие дает базу для этого объединения. А участие в меморандумах об автокефалии УПЦ этих конфессий свидетельствует не только о том, что они вмешиваются в дела другой конфессии, но и раскрывают их истинные цели -новая «Брестская уния». Так в середине ноября «на Ровенщине: епископы всех православных конфессий области и греко-католиков, а также Ровенская областная госадминистрация подписали совместный документ, в котором провозгласили курс на создание единой поместной Православной Церкви в

35

Украине» . И надо отметить, что именно греко-католики были главной движущей силой «Евромайдана» и его боевой организации «Правый сектор»36. И если майдан можно назвать христианским и церковным, то только в контексте католичества, и «православные богословы» майдана не могли этого не знать.

Майданное богословие, как я уже говорил, является сегментом либерального богословия присутствующего и сохраняющего, к сожалению, сильные позиции в РПЦ. Протестные акции Евромайдана не были стихийными. Как известно, они были тщательно спланированы и организованы Западом с целью оторвать Украину от союза с Россией. Для Украины на Евромайдане была разыграна религиозная карта Греко-католиков, а майданное богословие, как нам видится, призвано укрепить на Украине позиции греко-католиков за счет первоначальной автокефалии УПЦ, а затем и унии с РКЦ и УГКЦ. Другое дело в России. Где позиции РПЦ в народных массах достаточно прочны. Поэтому либеральное богословие будет стремиться не к Автокефалии, а к новому обновленчеству внутри РПЦ, строящихся на тех же вероучительных принципах, что и майданное богословие.

Литература

1. Александр (Драбинко), митр. Война и ее вызовы. [Электронный ресурс]// Интернет-портал «Киевская Русь». - Режим доступа: http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/5379

2. Бей И. Грех ли выступать против власти? [Электронный ресурс]// Интернет-портал «Киевская Русь». - Режим доступа: http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/4991

3. Большаков А. Униатский «майдан»: Заметки о роли греко-католической церкви в государственном перевороте на Украине/ А. Большаков. [Электронный ресурс] // интернет-газета "Столетие".- Режим доступа: hhttp://www.stoletie.ru/politika/uniatskij_maj dan_367.htm

34 О чем душа скорбит: Жизнеописание, пастырские труды, воспоминания духовных чад схиархимандрита Зосимы (Сокура) / Авт.- сост. иеромонах Тихон (Васильев), иеромонах Зосима (Мельник), схимонахиня Евфросиния (Бондаренко). - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2012. С. 291-298

35 Звернення священнослужителiв i мирян з приводу кризово! ситуацп в Укра!ш (тривае збiр шдпиав) [Электронный ресурс]// Газета <^вне Вечiрне».- URL: http://www.rivnepost.rv.ua/lenta_msgshow.php?id=56002 (дата обращения: 10.02.2015)

36Большаков А. Униатский «майдан»: Заметки о роли греко-католической церкви в государственном перевороте на Украине. [Электронный ресурс]// интернет-газета "Столетие".- URL: hhttp://www.stoletie.ru/politika/ uniatskij_majdan_367.htm (дата обращения: 10.02.2015)

4. Дудченко А., прот. «Не убий» не значит «не защищайся». [Электронный ресурс]// Интернет-портал «Киевская Русь». - Режим доступа: http: //www.kiev-orthodox.org/site/byauthor/5608

5. Дудченко А., прот. О Московском Патриархате в Украине. [Электронный ресурс]// интернет-портал «Киевская Русь». - Режим доступа: http: //www.kiev-orthodox.org/site/byauthor/5429

6. Дудченко А., прот. Церковь и власть: миротворчество, обличение, неповиновение. [Электронный ресурс]// Интернет-портал «Киевская Русь». -Режим доступа: http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/4936

7. Дудченко А., прот., Симпозиум украинских церквей в Торонто: начало настоящего диалога? [Электронный ресурс] // интернет-портал «Киевская Русь». - Режим доступа: http: //www.kiev-orthodox.org/site/events/5203

8. Звернення священнослужителiв i мирян з приводу кризово! ситуацп в Укршш (тривае збiр шдпишв). [Электронный ресурс]// Газета <^вне Вечiрне».- Режим доступа: http://www.rivnepost.rv.ua/lenta_msgshow.php?id=56002

9. Кирилл (Говорун), архим. Жизнь в Церкви. [Электронный ресурс]// интернет-портал «Киевская Русь». - Режим доступа: http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/4975

10. Коваленко Г., прот. Московского Патриархата на Майдане не было [Электронный ресурс]// интернет-портал «Киевская Русь». - Режим доступа: http: //www.kiev-orthodox.org/site/byauthor/5456

11. Малер А. От «богословия Майдана» к постпраздничному отрезвлению. [Электронный ресурс]// интернет-портал «РЕЛИГИЯ и СМИ».-Режим доступа: http://www.religare.ru/2_103479.html

12. О чем душа скорбит: Жизнеописание, пастырские труды, воспоминания духовных чад схиархимандрита Зосимы (Сокура) / Авт.-сост. иеромонах Тихон (Васильев), иеромонах Зосима (Мельник), схимонахиня Евфросиния (Бондаренко). - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2012. - С. 452

13. Обращение священнослужителей Украинской Православной Церкви ко всем людям доброй воли в Украине. [Электронный ресурс]// интернет-портал «Киевская Русь». - Режим доступа: http://www.kiev-orthodox.org/ site/events/4963

14. Обращение украинской интеллигенции к Верховной Раде Украины в связи с межконфессиональной ситуацией в Украине [Электронный ресурс]// интернет-портал «Киевская Русь». - Режим доступа: http://www.kiev-orthodox.org/site/events/5094

15. Огульчанский Б., прот. Быть христианином в гражданском обществе, или Спасение души versus гражданская и политическая активность? [Электронный ресурс] // интернет-портал «Киевская Русь».- Режим доступа: http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/5012

16. Петр (Мещеринов), игум. Экклезиология: теоретические и практические проблемы. [Электронный ресурс]// интернет-портал «Киевская Русь». - Режим доступа: http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/2175/#_ftn12

17. Прот. Андрей Дудченко: Интервью о священниках на майдане. [Электронный ресурс]// интернет-портал «Киевская Русь». - Режим доступа: http://www.kiev-orthodox.org/site/events/4967

18. Савва, арх. Об идеологеме «Русского мира»: экклезиологическая ересь? [Электронный ресурс]// Объединение православной молодежи «НИКА» Севастополь. - Режим доступа: http://mka-sevastopol.com.ua/news/2014-08-01_arhimandrit-sawa-upts-mp-ob-ideologeme-russkogo-mira-ekkleziologicheskaya-eres

19. Степаненко М. Евро-Майдан: евреи руками униатов вытащили самые большие каштаны. [Электронный ресурс]// Миссионерско-апологетический проект «К Истине».- Режим доступа: http://www.k-istine.ru/sects/sects_ukraina-02.htm

20. Чаплин А., прот. - Обзор интернет-страниц о. Игоря Саввы. [Звукозапись], [Электронный ресурс] // социальная сеть "ВКонтакте".- Режим доступа:

http://vk.com/search?c%5Bperformer%5D=1&c%5Bq%5D=%EE.%20%C0%EB%E 5%EA%F1%E8%E9%20%D7%E0%EF%EB%E8%ED&c%5Bsection%5D=audio

21. Черенков М. О воплощении и мифе нейтральности. [Электронный ресурс]// Интернет-портал «Киевская Русь». - Режим доступа: http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/4999

22. Черноморец Ю. Как нам возрождать Украину? [Электронный ресурс]// интернет-портал «Киевская Русь». - Режим доступа: http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/5047

23. Черноморец Ю. «Битва» патриархов. [Электронный ресурс]// Газета "День". - Режим доступа: http://www.day.kiev.ua/ru/article/obshchestvo/bitva-patriarhovvv

Обзор основополагающих документов Русской Православной Церкви, утвержденных Священным Синодом в 2014 году

УДК 26/28

Протоиерей Сергий Шумских преподаватель Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью)

Россия, г.Старый Оскол hramprpsergij a@mail. т

Аннотация. В статье проводится обзор документов, утвержденных Священным Синодом РПЦ в 2014г. Подробно описываются наиболее важные решения. К ним относятся: торжества в честь 700-летнего юбилея со дня рождения преподобного Сергия Радонежского; указ Святейшего Патриарха Кирилла возносить во всех храмах молитвословия о мире на Украине; документ «О порядке избрания кандидатов для рукоположения в епископский сан»;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.