Научная статья на тему 'МАВЗОЛЕЙ ДЖУЧИ-ХАНА: РЕАЛИИ, ЛЕГЕНДЫ И ОБРЯД'

МАВЗОЛЕЙ ДЖУЧИ-ХАНА: РЕАЛИИ, ЛЕГЕНДЫ И ОБРЯД Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
389
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМСКИЙ МАВЗОЛЕЙ / ДЖУЧИ-ХАН / ЗОЛОТАЯ ОРДА / УЛЫТАУ / РАДИОКАРБОННОЕ ДАТИРОВАНИЕ / КУЛЬТ ВЕРБЛЮДА / ДОИСЛАМСКИЕ РИТУАЛЫ / ТАЙНОЕ ЗАХОРОНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Усманова Эмма Радиковна, Ускенбай Канат Зулкарышулы, Кожа Мухтар Бакадырулы, Панюшкина Ирина Петровна, Соловьева Лидия Николаевна

По народным поверьям Джучи-хан, старший сын Чингиз-хана, похоронен в мавзолее (Казахстан, Улытау). Мавзолей построен в стиле исламской архитектуры XIV в. В письменных источниках и легендах рассказывается о смерти Джучи на охоте на куланов. А.Х. Маргулан, исследовавший погребения мавзолея, на основании легенд и артефактов, предположил в нем захоронение Джучи-хана. Радиокарбонное датирование деревянных деталей из мавзолея определило этапы его строительства и дату позднего изготовления погребального ящика по сравнению с датой смерти Джучи в 1225 году. Накопление новых данных по архитектуре и обрядности позволило высказать версию о том, что погребение Джучи-хана отсутствует в мусульманском мавзолее. Сочетание исламских и доисламских черт в обрядности мавзолея могут свидетельствовать о погребении представителя рода Джучи, принявшего ислам. Мавзолей был назван в честь Джучи и до сих пор является местом поклонения его памяти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Усманова Эмма Радиковна, Ускенбай Канат Зулкарышулы, Кожа Мухтар Бакадырулы, Панюшкина Ирина Петровна, Соловьева Лидия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUCHI KHAN MAUSOLEUM: REALITIES, LEGENDS AND RITUALS

Lore and folk legends designate the burial of Jochi Khan, the eldest son of Genghis Khan, in the eponymous mausoleum in Ulytau, Kazakhstan. The mausoleum was built according to Islamic architecture of the 14th-15th centuries. A.Kh. Margulan, the author of archeological excavations, relying mostly on the folk legends designated the mausoleum’s burial to Jochi Khan. Radiocarbon dating of mausoleum determines two stages of its construction throughout the 14th century and the burial box age later than the death of Jochi Khan in 1225. New evidence from the mausoleum architecture and artifacts suggests that Jochi's burial is not in the mausoleum but a secret place prescribed by the Chinggisid canon. The assembly of Islamic and pre-Islamic traditions and the camel skull found in the burial indicates that the burial was made for a person of Islamic faith from the Golden Horde. Whereas the mausoleum was named in the honor of Jochi Khan.

Текст научной работы на тему «МАВЗОЛЕЙ ДЖУЧИ-ХАНА: РЕАЛИИ, ЛЕГЕНДЫ И ОБРЯД»

УДК 902/904 https://doi.Org/10.24852/2587-6112.2022.3.74.80

МАВЗОЛЕЙ ДЖУЧИ-ХАНА: РЕАЛИИ, ЛЕГЕНДЫ И ОБРЯД1

© 2022 г. Э.Р. Усманова, К.З. Ускенбай, М.Б. Кожа, И.П. Панюшкина,

Л.Н. Соловьева, Г.А. Ахатов

По народным поверьям Джучи-хан, старший сын Чингиз-хана, похоронен в мавзолее (Казахстан, Улытау). Мавзолей построен в стиле исламской архитектуры XIV в. В письменных источниках и легендах рассказывается о смерти Джучи на охоте на куланов. А.Х. Маргулан, исследовавший погребения мавзолея, на основании легенд и артефактов, предположил в нем захоронение Джучи-хана. Радиокарбонное датирование деревянных деталей из мавзолея определило этапы его строительства и дату позднего изготовления погребального ящика по сравнению с датой смерти Джучи в 1225 году. Накопление новых данных по архитектуре и обрядности позволило высказать версию о том, что погребение Джучи-хана отсутствует в мусульманском мавзолее. Сочетание исламских и доисламских черт в обрядности мавзолея могут свидетельствовать о погребении представителя рода Джучи, принявшего ислам. Мавзолей был назван в честь Джучи и до сих пор является местом поклонения его памяти.

Ключевые слова: исламский мавзолей, Джучи-хан, Золотая Орда, Улытау, радиокарбонное датирование, культ верблюда, доисламские ритуалы, тайное захоронение.

JUCHI KHAN MAUSOLEUM: REALITIES, LEGENDS AND RITUALS2

E.R. Usmanova, K.Z. Uskenbay, M.B. Kozha, I.P. Panyushkina, L.N. Solovieva, G.A. Akhatov

Lore and folk legends designate the burial of Jochi Khan, the eldest son of Genghis Khan, in the eponymous mausoleum in Ulytau, Kazakhstan. The mausoleum was built according to Islamic architecture of the 14th-15th centuries. A.Kh. Margulan, the author of archeological excavations, relying mostly on the folk legends designated the mausoleum's burial to Jochi Khan. Radiocarbon dating of mausoleum determines two stages of its construction throughout the 14th century and the burial box age later than the death of Jochi Khan in 1225. New evidence from the mausoleum architecture and artifacts suggests that Jochi's burial is not in the mausoleum but a secret place prescribed by the Chinggisid canon. The assembly of Islamic and pre-Islamic traditions and the camel skull found in the burial indicates that the burial was made for a person of Islamic faith from the Golden Horde. Whereas the mausoleum was named in the honor of Jochi Khan.

Keywords: Islamic mausoleum, Jochi Khan, Golden Horde, radiocarbon dating, camel cult, pre-Islamic rituals, secret burial.

«Хромой кулан! Джучи-хан!

Мое сердце обеспокоено»

Ров Тамерлана. Сказание казахов

Письменные источники и легенды о Улытауские кочевья вошли в состав владе-

Джучи-хане ний Джучи после завоевательных походов

Мавзолей Джучи-хана (Республика Казах- монгольской армии в 1219-1224 гг. «Все обла-

стан, Карагандинская обл., в 45 км от г. сти и улус, находившиеся в пределах реки

Жезказгана) историографически связывается Ирдыш и Алтайских гор, летние и зимние

с именем Джучи, старшего сына Чингиз-хана кочевья тех окрестностей Чингиз-хан пожа-

(рис. 1). Казахские предания повествуют о ловал в управление Джучи и издал беспре-

его жизни и смерти в Улытау (Хорош, 2009). кословный указ, чтобы [Джучи-хан] завоевал

Новые исследования позволяют рассмотреть и включал в свои владения области Дашт-и

историко-культурные явления в датировке и Кыпчака и находящиеся в тех краях государ-

обрядности мавзолея. ства. Его юрт был в пределах Ирдыша, и там

1 Работа выполнена по гранту Министерства культуры и туризма Республики Казахстан № BR10164218 «Традиционная обрядность как манифестация помнящей культуры: ресурсы и стратегии символического капитала степной Евразии»

2 The work was carried out under the grant of the Ministry of Culture and Tourism of the Republic of Kazakhstan No. BR10164218 "Traditional ritual as a manifestation of remembering culture: resources and strategies of symbolic capital of steppe Eurasia"

• '~Ш^ШШШШШШ

Рис. 1. Мавзолей Джучи-хан, вид до реставрации, 1946 г. Фото Герасимова Г. Г. Fig 1. View of the Mausoleum of Jochi Khan before restoration, 1946. Photo by G. G. Gerasimov

была столица его государства» (Рашид ад-дин, 1960, с. 78).

Историки XVII в. упоминают Дашт-и Кыпчак как основное владение Джучи хана, называя Джучи «главным правителем кипчаков» (Histoire, 1874, p. 139-140; Лубсан Данзан, 1973, с. 230). Жизнь Джучи хана была недолгой, он «умер раньше своего отца - в 622/1225 году» (ал-Карши, 2005, с. 119). Прежняя дата его смерти 1227 г. является ошибочной (Ускенбай, 2013, с. 65-67). Письменные источники не указывают обстоятельств смерти Джучи, однако можно допустить, что она настала в результате естественных причин (Ускенбай, 2013, с. 67-68).

Первые легендарные сведения о смерти Джучи зафиксированы в сочинениях XV в. «Тарих-и арба улус» (История ..., 2007, с. 91-92) и «Шаджарат ал-атрак» (Тизенгаузен, 1941, с. 203-204). В XVI в. Утемиш-хаджи писал о смерти Джучи с упоминанием горы Улуг-Таг: «Когда Йуджи-хан отправился в вилайат Дашт-и Кыпчака, он достиг известного Улуг-Тага. Однажды, когда он вышел на охоту в горах, ему повстречалось стадо марал-кийиков. Он начал пускать стрелы и преследовать их, но упал с коня и свернул себе шею и умер. Так погиб Йуджи-хан» (Утемиш-хаджи,

2017, с. 28). В сочинении XVIII в. «Умдет ал-ахбар» сообщается о походе Джучи хана в Великий Дешт и охоте в горах на оленей с длинными хвостами (по всей видимости, это куланы, представители семейства оленевых имеют короткий хвост - прим. авторов), где он упал с лошади, повредил спину и скончался (Кырыми, 2018, с. 42). Топоним Улуг-Таг может соотносится с горами Улытау (Семби, 2014, с. 427 - 431).

В публикациях конца Х1Х в. и первой четверти ХХ в. выявлено пять ранних казахских народных легенд и одна кыргызская о смерти Джучи-хана (по-казахски Жошы хан) на охоте на куланов (Валиханов, 1985, с. 48; Мелков, 1922, с. 169-170; Затаевич, 1925, с. 358). Письменные сообщения совпадают с легендами. Вероятно, сложение первых легенд относится к XV-XVI вв., к тому же периоду, когда появляются первые письменные свидетельства о смерти Джучи. Примечательно, что Джучи-хан пригонял табуны куланов в ставку Чингиз-хана (Джувейни, 2004, с. 29). В исторической действительности прошлого следует искать корни сказок и легенд: «сказка сохранила следы исчезнувших форм социальной жизни» (Пропп, 1976, с. 31). Таким образом, фольклорный знак «Джучи-хан - кулан»

возникает на социально-культурной основе. Мавзолей Джучи-хана является одним из знаковых объектов коммуникативной памяти народов степной Евразии.

Мавзолей Джучи-хана

Это однокамерное портально-купольное здание из обожжённого кирпича с двойным куполом сфероконической формы, установленным на звездчатый барабан, и облицованный поливной плиткой ярко-голубого цвета (рис. 2) (Хорош, 2009).

В ходе исследований (1946 г.) внутри мавзолея вскрыто два погребения (Маргулан, 1948, с. 129). В погребении №1 обнаружены остатки деревянного гроба (ящика), разрозненные кости человека, кости животных, череп верблюда и фрагменты кожи, ткани, знамени.

В погребении №2 - кости другого скелета, остатки деревянного гроба (ящика), фрагменты ткани, кожи. Дно погребения выложено плитками, среди которых две были декорированы эпиграфическим орнаментом (Пацевич, 1946, с. 35-36). Вероятно, погребение №2 сделано позже погребения №1.

Захоронения были ограблены в 1929 г. Следует отметить одну деталь, описанную в дневнике раскопок (расшифровка - Э.Р. Усма-новой). Это фрагменты досок, в виде двух квадратных брусков с перекладинами между ними. По словам местного жителя, они лежали поперек могилы №1. Было сделано предположение, об их принадлежности погребальным носилкам (Пацевич, 1946, с. 31-33).

Впервые в казахстанской археологии А.Х. Маргулан при интерпретации погребений использовал методологический принцип сравнительного анализа данных фольклора и артефактов, который объясняет историческое явление при помощи фольклорного понятия «пластическая сила», творящей легенду (Цит. по: Еремина, 1986, с. 13).

Легенды о гибели Джучи-хана, отсутствие некоторых частей скелета в погребении №1, название мавзолея и первое письменное свидетельство о нем, датируемое 1582 г. (Хорош, 2009) - приводит к предположению о захоронении здесь Джучи-хана. По мнению А.Х. Маргулана мавзолей был построен в 1228 г. над могилой Джучи, умершего в 1227 г. Однако, данная датировка мавзолея прежде не проверялась. Джучи-хан не являлся мусульманином и возведение исламского мавзолея произошло значительно позже (Сембин, 1988, 42-43 б.).

Реставрация мавзолея Джучи-хана выявила два этапа строительства (Хорош, 2009). На

основании письменных и археологических данных строительство мавзолея было отнесено к XIV в. (Егинбайулы, 2001, с. 104). Сооружения исламской архитектуры над захоронениями ханов и знати появляются после принятия ислама как официальной религии в Золотой Орде в начале XIV в. (Зиливинская, 2016, с. 46). Второй этап строительства мавзолея (надстройка внешнего купола), скорее всего, относится к тимуридскому времени (Хорош, 2009).

Комплексные исследования представили новые знания по архитектуре и обрядовости мавзолея.

Календарный возраст элементов. Радио-карбонное датирование древесины ящика из погребения № 1, порога входной двери и балки фасада на ускорительном масс-спектрометре определило три независимых календарных интервала в истории формирования мавзолея (Panyushkina et al, в печати). 14C дата ящика калибрована 1245 годом c ошибкой+/- 25 лет (2 сигма), порога к 1330 году +/- 50 лет и балки 1350 годом +/- 62 года. Возраст ящика оказался старше конструкции мавзолея, но моложе даты смерти Джучи. Сопряжённый анализ калибровки 14С дат и архитектуры мавзолея выделяет два строительных этапа в XIV в. Ранняя дата, возможно, относится к возведению здания, а поздняя дата к достройке фасада. Значительный разрыв в хронологии памятника между возрастом погребального ящика и здания указывает на их разновременность.

Деревянный ящик. Изготовлен из сосны, традиционного материала погребальных предметов (Соловьева, 2021). По информации местного краеведа В.Крюкова, сосна не произрастает в гористой местности Улытау. Скорее всего, древесина была привозной.

Предметы погребальной церемонии: носилки и череп верблюда. Погребальные носилки в мавзолее относятся к мусульманскому обряду (Байгабатова, 2008, с. 728). Они могли использоваться при захоронении. На носилках доставляют умершего к месту погребения и после завершения обряда их оставляют. Этот обычай до сих пор сохранился у казахов южного региона и каракалпаков.

Череп верблюда является атрибутированной костью животного из погребения № 1 (Пацевич, 1946, с. 34). Верблюд в традиции народов Центральной Азии, как животное с «холодным» дыханием, связан с миром мертвых и является символом смерти (Содномпи-лова, Нанзатов, 2013, с 42-43). Где садится верблюд, там образуются кладбища и места

Рис. 2. Мавзолей Джучи-хан, вид после реставрации, 2008 г. Фото Хорош Е. Х. Fig 2. View of the Mausoleum of Jochi Khan after restoration, 2008. Photo by E. Kh. Khorosh

паломничества (Ураева, 2013, с. 16-18). Райымбек-батыр был похоронен на том месте, где остановился верблюд с навьюченным на него телом батыра (Аргынбаев, 1975, с. 196). Голова/череп верблюда в погребальном обряде мавзолея Джучи-хана - симбиоз исламского и доисламского культов.

Выводы

14С датирование деревянных конструкций определило два этапа строительства мавзолея в XIV в. Возраст погребения №1 (середина XIII в.) старше здания мавзолея, но моложе даты смерти Джучи-хана. Скорее всего, захоронение Джучи отсутствует в мусульманском мавзолее. Представители «золотого рода» борджигинов, к которому относился Джучи, хоронились тайно, по языческим ритуалам (Юрченко, 2008, с. 287-304). Гипотетическое

перезахоронение костных останков в мавзолей не соответствует идее имперского погребального канона с сохранением сакральной силы предков.

В Золотой Орде практиковалось строительство мавзолея над языческой могилой (Бартольд, 1966, с. 395). Однако в данном случае следы раннего надмогильного сооружения отсутствовали (Егинбайулы, 2001, с. 104-105).

Погребение № 1 могло принадлежать умершему человеку мусульманского вероиспове-дования, возможно, происхождением из рода Джучи. Над его погребением был выстроен мавзолей, который назван именем «Джучи». Memoria мавзолея до сих пор выражается в форме поклонения его сакральному пространству.

ЛИТЕРАТУРА

АргынбаевХ.М. Народные обычаи и поверья казахов, связанные со скотоводством. // Хозяйственно-культурные традиции народов Средней Азии и Казахстана / Отв. ред. Т.А. Жданко, К.Ш. Шаниязов. М.: Наука, 1975. С. 195-197.

Байгабатова Н.К. Похоронно-поминальные обряды // Большой атлас истории и культуры Казахстана / Отв. ред. З.А. Джандосова. Алматы: АБДИ Компани, 2008. С. 726-728.

Бартольд В.В. К вопросу о погребальных обрядах турков и монгол // Сочинения. Т. IV. М.: Наука, 1966. С.377-396.

Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 2. / Отв. ред. А.Х. Маргулан. Алматы: Главная редакция Казахской советской энциклопедии 1985. 416 с.

Джамал ал-Карши. ал-Мулхакат би-с-сурах. Алматы: Дайк-Пресс, 2005. 416 с.

Джувейни Ата-Мелик. Чингисхан. История Завоевателя Мира / Перевод с текста Мирзы Мухаммеда Казвини на английский язык Дж. Э. Бойла, с предисловием и библиографией Д. О. Моргана. Перевод текста с английского на русский язык Е. Е. Харитоновой. М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2004. 690 с.

Егинбайулы Ж. Археологические исследования комплекса Жошы-хана // Отан тарихы. 2001. № 2. С.90-106.

ЕреминаВ.И. Книга В.Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки» и ее значение для современного исследования сказки // Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1986. С. 5-15.

Затаевич А. 1000 песен Киргизского народа: (Напевы и мелодии). Оренбург: Киргизское гос. изд-во, 1925.402 с.

Зиливинская Э.Д. Культовая архитектура Золотой Орды: происхождение и традиции // Поволжская археология. 2016. №2 (16). С. 44-67.

История Казахстана в персидских источниках. Т. 5. / Ред. М.Х. Абусеитова. Алматы: Дайк-Пресс, 2007. 476 с.

Киргизская степная газета: Литературные образцы / Сост. У. Субханбердина. Алма-Ата: Гылым, 1990. 571 с.

Кырыми Абдулгаффар. Умдет Ал-Ахбар. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2018. 200 с.

Лубсан Данзан. Алтан Тобчи («Золотое сказание»). М.: Наука, 1973. 440 с.

Маргулан А.Х. Археологические разведки в Центральном Казахстане (1946 г.) // Известия АН Казахской ССР. Серия: история. 1948. №49. Вып. 4. С. 119-145.

Мелков А.Л. Материалы по киргизской этнографии. Сказки // Труды общества изучения Киргиского края. Вып. 3. Оренбург: Типография М.Н. Махова, 1922. С. 142-182.

Пацевич Г.И. Дневник Центрально-Казахстанской Археологической экспедиции 1946 г. // Архив Института археологии им. А.Х. Маргулана КН МОН РК Инв. №367.

Пропп В.Я. Специфика фольклора // Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. М.: Наука, 1976. С. 16-33.

Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. Т. 2 / Перевод с персидского Ю.П. Верховского. Примечания Ю.П. Верховского и Б.И. Панкратова. Редакция проф. И.П. Петрушевского.. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960. 248 с.

Семби М. Улытау // Краткий энциклопедический словарь исторических топонимов Казахстана / сост. И В. Ерофеева. Алматы: КазНИИК, 2014. С. 427-431.

Сембин М. Жошы мавзолей // Бшм жэне ецбек. 1988. № 2. 42-43 б.

Содномпилова М.М., Нанзатов Б.З. «Табан хошуу мал» верблюд в традиционных представлениях монгольских народов // Вестник БНЦ СО РАН. 2013. №4. С. 34-45.

Соловьева Л.Н. Заключение. Лаборатория: Естественно-научные методы в археологии. М.: ИА РАН, 2021.

Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т.Н. Персидские источники. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1941. 308 с.

Ураева Д. С. Толкование народных поверий связанных с культом верблюда в узбекском фольклоре // Филология и лингвистика: проблемы и перспективы: материалы 2 Междунар. науч. конф. / Отв. ред. Г.А. Кайнова. Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 16-18.

Ускенбай К.З. Восточный Дашт- и Кыпчак в XIII - начале XV века. Проблемы этнополитической истории Улуса Джучи. Казань: Фэн, 2013. 288 с.

Утемиш-хаджи. Кара таварих. Факсимиле. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2017. 312 с.

Хорош Е. Х. К вопросу о строительной истории мавзолея Жоши-хана // Научные чтения памяти Н.Э. Масанова / Ред. Б.Т. Жанаев Алматы: Дайк-Пресс, 2009. С. 101-109.

Юрченко А.Г. Тайные монгольские погребения (по материалам францисканской миссии 1245 года) // Степи Европы в эпоху средневековья. Т. 6. Золотоордынское время / Гл. ред А.В. Евглевский. Донецк: ДонНУ, 2008. С. 287-304.

Histoire des Mogols et des Tatares par Aboul-Ghazi behadour Khan. T.2. St.Petersbourg, 1874. 394 р. Информация об авторах:

Усманова Эмма Радиковна, научный сотрудник, Сарыаркинский археологический институт Карагандинского университета им. академика Е.А. Букетова (г. Караганда, Казахстан); [email protected]

Ускенбай Канат Зулкарышулы, кандидат исторических наук, директор, Институт гуманитарных исследований АБДИ (г. Алматы, Казахстан); [email protected]

Кожа Мухтар Бакадырулы, доктор исторических наук, старший научный сотрудник, профессор, Научно-исследовательский институт Археологии Международного казахско-турецкого университета им. Х.А.Ясави, (г. Туркестан, Казахстан); [email protected]

Панюшкина Ирина Петровна, Университет Аризона кандидат биологических наук, доцент, лаборатория по исследованию годичных колец деревьев (г. Тусон, США); [email protected]

Соловьева Лидия Николаева, младший научный сотрудник, лаборатория естественнонаучных методов, Институт археологии РАН (г. Москва, Россия); [email protected]

Ахатов Газиз Аманжолович, старший научный сотрудник, Институт археологии им. А.Х. Маргу-лана, (г. Алматы, Казахстан); [email protected]

REFERENCES

Argynbaev, Kh. A. 1975. In Zhdanko, T. A., Shaniyazov, K. Sh. (eds.). Khoziaistvenno-kul'turnye tradit-sii narodov Srednei Azii i Kazahstana (Economic and Cultural Traditions of the Peoples of Middle Asia and Kazakhstan). Moscow: "Nauka" Publ., 195-197. (in Russian).

Baigabatova, N. K. 2008. In Dzhadosova, Z. A. (ed.). Bol'shoi atlas istorii i kul'tury Kazakhsatana (Atlas of Kazakhstan History and Culture) Almaty: "ABDI Compani" Publ., 726-728 (in Russian).

Bartol'd, V. V. 1966. In Sochineniia (Works) 4. Moscow: "Nauka" Publ., 377-396 (in Russian).

Valikhanov, Ch. Ch., 1985. In Margulan, A. Kh. (ed.). Sobranie sochinenii v pyati tomakh (Collectedworks in five volumes) 2. Almaty: Kazakh Soviet Encyclopedia Publ. (in Russian).

Dzhamal al-Karshi. 2005. al-Mulhakat bi-s-surah. Almaty: "Daik-Press" Publ. (in Russian).

Juveini Ata-Melik. 2004. In Kharitonova, E. E. (transl.). Chingishan. Istoriia ZavoevateljaMira (Genghis Khan. Story of the World Conqueror). Moscow: "Magistr Press" Publ. (in Russian).

Eginbaiuly, Zh. 2001. In Otan Tarihy (National History). 2, 90-106 (in Russian).

Eremina, V. I. 1986. In Propp, V. Ya. Istoricheskie korni volshebnoj skazki (Historical Roots of a Fairy tale). Leningrad: Leningrad State University, 5-15 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zataevich, A. 1925. 1000 pesen Kirgizskogo naroda: Napevy i melodii. (1000 songs of the Kyrgyz people: Tunes and melodies). Orenburg: Kirghiz State Publishing House. (in Russian).

Zilivinskaya, E.D. 2016. In Povolzhskaya arkheologiya (Volga River Region Archaeology) 16 (2), 44-67. (in Russian).

Abuseitova, M. Kh. (ed.). 2007. Istoriia Kazahstana v persidskikh istochnikakh. (The History of Kazakhstan in Persian Sources). Vol. 5. Almaty: "Dyke-Press" Publ. (in Russian).

Subkhanberdin, U. 1990. (ed.). Kirgizskaia stepnaia gazeta: Literaturnye obraztsy (Kyrgyz Steppe Newspaper: Literary Samples). Alma-Ata: "Gylym" Publ. (in Russian).

Kyrymi Abdulgaffar. 2018. Umdet Al-Ahbar. Vol. 2. Kazan: Institute of History named after Shigabuddin Mardzhani, Tatarstan Academy of Sciences (in Russian).

Lubsan Danzan. 1973. Altan Tobchi (The Golden Legend). Moscow: "Nauka" Publ. (in Russian).

Margulan, A.Kh. 1948. In Izvestiia Akademii nauk Kazakhskoi SSR. Seriia: istoriia (Bulletin of the Academy of Sciences of the Kazakh SSR. Series: History) 4 (49), 119-145 (in Russian).

Melkov, A. L. 1922. In Trudy obshchestva izucheniia Kirgiskogo kraia. (Proceedings of the Society for the Study of the Kyrgyz Territory). 3. Orenburg: "M.N. Makhov" Publ., 142-182. (in Russian).

Patsevich, G. I. 1946. Dnevnik Tsentral'no-Kazakhstanskoi Arkheologicheskoi ekspeditsii 1946 g. (Diary of the Central Kazakhstan Archaeological Expedition of 1946). Archive of the A. Kh. Margulan Institute of Archaeology. Inv. 367 (in Russian).

In Propp, V. Ya. 1976. Fol'klor i deistvitel'nost': Izbrannye stat'i (Folklore and Reality: Selected Papers). Moscow: "Nauka" Publ. (in Russian).

In Petrushevskii, I. P. (ed.). 1960. Rashid-ad-Din. Sbornik letopisei (Rashid-al-Din. Collection of Chronicles) 2. Moscow; Leningrad: Academy of Sciences of the USSR (in Russian).

Sembi, M. 2014. In Erofeeva, I. V. (comp.). Kratkii entsiklopedicheskii slovar' istoricheskikh toponimov Kazahstana (Brief Encyclopedic Dictionary of Historical Toponyms of Kazakhstan). Almaty, 427-431 (in Russian).

Sembin, M. 1988. In Bilim zhane enbek (Knowledge and Work) 2, 42-43 (in Kazakh).

Sodnompilova, M. M., Nanzatov, B. Z. 2013. In VestnikBuryatskogo nauchnogo tsentra Sibirskogo otdele-niia Rossiiskoi akademii nauk. (Bulletin of the Buryat Scientific Center of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences). 4, 34-45. (in Russian).

Solov'eva, L.N. 2021. Zakliuchenie. Laboratoriia: Estestvenno-nauchnye metody v arhkeologii (Conclusion. Laboratory: Natural Science Methods in Archaeology). Moscow: Institute of Archaeology Russian Academy of Sciences (in Russian).

Tiesenhauzen, V. G. 1941. Sbornik materialov, otnosiashchikhsia k istorii Zolotoi Ordy (Collected Works Related to the History of the Golden Horde) II. Persidskie istochniki (Persian Writings). Moscow; Leningrad: Academy of Sciences of the USSR (in Russian).

Uraeva, D. S. 2013. In Kainova, G. A. (ed.). Filologija i lingvistika: problemy iperspektivy (Philology and linguistics: problems and prospects). Chelyabinsk: "Dva komsomol'tsa" Publ., 16-18. (in Russian).

Uskenbai, K. Z. 2013. Vostochnyi Dasht-i Kypchak v XIII - nachale XV veka. Problemy etnopoliticheskoi istorii Ulusa Dzhuchi (Eastern Dasht-i Qipchaq in the XIII - early XV century. Problems of Ethnopolitical History of the Ulus of Jochi). Kazan: "Fen" Publ. (in Russian).

Utemish-hadzhi. 2017. Kara tavarih.Faksimile. Kazan: Institute of History named after Shigabuddin Mardzhani, Tatarstan Academy of Sciences (in Russian).

Khorosh, E. Kh. 2009. In Zhanaev, B. T. (ed.). Nauchnye chteniiapamiati N.E.Masanova (Scientific Readings in Memory of N. E. Masanov). Almaty: "Daik-Press" Publ., 101-109. (in Russian).

Yurchenko, A. G. 2008. In Evglevskii, A. V. (ed.-in-chief). Stepi Evropy v epokhu srednevekov'ia (Steppes of Europe in the Middle Ages) 6 Zolotoordynskoe vremia (Golden Horde Time). Donetsk: Donetsk National University, 287-304 (in Russian).

Aboul-Ghazi. 1874. Histoire des Mogols et des Tatares. T.II. St.Petersbourg. (in French). About Authors:

Usmanova Emma R. Saryarka Archaeological Institute, Buketov Karaganda University. Universitetskaya Str., 28, Karaganda, 100024, Republic of Kazakhstan; [email protected]

Uskenbay Kanat Z., Candidate of Historical Sciences (PhD) Director, Institute for Humanitarian Studies, ABDI. Seifullin Ave., 465, Almaty, 050050/A20C6G3, Kazakhstan; [email protected]

Kozha Mukhtar B., Doctor of Historical Sciences, Senior Researcher, Professor, Research Institute of Archaeology of the H.A. Yasawi, International Kazakh-Turkish University. Sattarkhanov Ave. No. 29, Building 3, 116 South Kazakhstan region Turkestan, Bekzat 161200, Republic of Kazakhstan; [email protected]

Panyushkina Irina P., PhD, University of Arizona, Associate Research Professor, Laboratory of Tree-Ring Research (Tucson, USA); [email protected]

Solovieva Lidiya N. Institute of Archaeology Russian Academy of Sciences. Dm. Ulyanov St., 19, Moscow, 117292, Russian Federation; [email protected]

Akhatov Gaziz A. A.Kh. Margulan Institute of Archaeology; al Farabi Kazakh National University, Dostyk av., 44, Almaty, 050100, Republic of Kazakhstan; [email protected]

Статья поступила в журнал 14.03.2022 г. Статья принята к публикации 14.05.2022 г. Авторы внесли равноценный вклад в работу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.