Научная статья на тему 'Матушки-покровительницы детей на народной картине няньхуа'

Матушки-покровительницы детей на народной картине няньхуа Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
180
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬ МАТУШЕК-ПОКРОВИТЕЛЬНИЦ ДЕТЕЙ / МИФ О ТКАЧИХЕ / ЧЖИ-НЮЙ / НАРОДНАЯ РЕЛИГИЯ / КАРТИНА-НЯНЬХУА / ИКОНА-НЯНЬХУА / SEVEN MOTHERS / QINIANGMA / MYTH OF HEAVENLY WEAVER GIRL / CHINESE POPULAR RELIGION / WOODBLOCK NEW YEAR PICTURE / NIANHUA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лемешко Юлия Геннадьевна

В статье предпринята попытка интерпретации образа семи матушек-покровительниц детей на иконеняньхуа. Семантика и иконография образа богинь формировались на базе архаических представлений о женском начале. Культ этих богинь был широко распространён на юге Китая и на Тайване в цинскую династию (1644-1911).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Seven Mothers on the Chinese Woodblock New Year Pictures

The article deals with interpretation of the image of Chinese goddesses Seven Mothers. Semantics and the iconography of the goddesses were formed on the basis of archaic concepts of Yin principle. The cult of the goddesses was widely spread in southern China and Taiwan in the Qing dynasty (1644-1911).

Текст научной работы на тему «Матушки-покровительницы детей на народной картине няньхуа»

Ю.Г. Лемешко*

Матушки-покровительницы детей на народной картине няньхуа

АННОТАЦИЯ: В статье предпринята попытка интерпретации образа семи матушек-покровительниц детей на иконе-няньхуа. Семантика и иконография образа богинь формировались на базе архаических представлений о женском начале. Культ этих богинь был широко распространён на юге Китая и на Тайване в цинскую династию (1644-1911).

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: семь матушек-покровительниц детей; миф о ткачихе; Чжи-нюй; народная религия; картина-няньхуа; ико-на-няньхуа.

Во времена династии Цин культ матушек-покровительниц детей Ци нянма (—ШШ) был широко распространён в провинции Фуцзянь и на Тайване. Сегодня трудно определить время появления этого локального южно-китайского культа, да и сам образ богинь может вызывать расхождение во мнениях.

Ци нянма в народной религии также называли Ци син няннян (— МШШ), Ци син ма (—МШ), Ци син нян жэнь (—МША), Ци син фужэнь (—ЖАА) [4, с. 19]. При изучении региональных центров по производству народной картины няньхуа, находящихся в провинции Фуцзянь (города Чжанчжоу и Цюаньчжоу), и ведущего тайваньского центра в городе Тайнань нам встретились бумажные иконы с изображением семи матушек-покровительниц детей ещё с одним именем - Ци нян фужэнь (—ШАА).

Образ семи богинь восходит к легенде о ткачихе Чжи-нюй (Щ^), внучке небесного императора. «Рассказывают, что ткачиха Чжи-нюй

* Лемешко Юлия Геннадьевна, Кафедра китаеведения Амурского государственного университета, Благовещенск, Россия. E-mail: ulemeshko@mail.ru

© Лемешко Ю.Г., 2015

490

была внучкой Тянь-ди — Небесного владыки; другие утверждают, что она была внучкой Владычицы Ванму; в конце концов это не так важно. Она была небесной феей, жила на восточном берегу Серебряной реки - Млечного Пути, и ткала на станке красивые слоистые облака из удивительного волшебного шёлка. Облака постоянно меняли свой цвет, и их все называли небесными одеждами, потому что они прикрывали небо. А небо, как и человек, тоже должно одеваться, хотя лазурно-голубое, словно раздетое донага, ясное небо тоже имеет свою прелесть. Кроме Чжи-нюй — Ткачихи, небесные одежды ткут ещё шесть молоденьких фей, сёстры Ткачихи — небесные мастерицы, но Чжи-нюй — самая усердная, самая трудолюбивая из них» [5, с. 108]. Согласно известной легенде, день рождения ткачихи и её сестёр празднуют в седьмой день седьмого месяца по лунному календарю.

Матушки-покровительницы Ци нянма были призваны охранять здоровье мальчиков и девочек, начиная от рождения ребёнка, заканчивая совершеннолетием. Рассуждая об истоках появления этого культа, Чэнь Тайсянь, автор книги «Происхождение божеств», пишет: «В прошлом уровень развития медицины был далёк от современного, дети не могли сопротивляться серьёзным заболеваниям, с чаяниями о защите от недугов и просьбами о здоровье родители обращались к этим богиням. Когда ребёнок болел, они, стоя на коленях перед изображением матушек, читали молитвы. В некоторых случаях детей заставляли признать матушек-покровительниц названной матерью, что, по мнению родителей, гарантировало их ребёнку милость высших сил. Иногда новорождённому покупали замок долголетия1, на котором гравировали имя Ци нянма, и оберег вешали на шею [4, с. 19].

Как уже было отмечено, основная функция Ци нянма — покровительство и защита детей до 16 лет. Оказалось, что они выполняют и другую функцию: создают семьи, решая самый важный вопрос для молодых людей. Чэнь Тайсянь вспоминает одно из преданий: «Каждый год в седьмой день седьмого месяца по лунному календарю (в день рождения матушек-покровительниц Ци нянма), богини передают список имён неженатых юношей и незамужних девушек даосскому божеству Юэся Лаожэню2. Он знакомится со списками, тщательно изучая характер, способности, наклонности и внешность молодых людей, подбирает идеальные пары и «регистрирует» их.

1 Чан мин со — замок долголетия (й^Ш) рассматривают как амулет ребёнка, который застёгивали у него на шее через несколько дней после рождения (как вариант — через сто дней, через год). Амулет оберегал от болезней, злых сил и ненастий.

2 Юэся Лаожэнь - Лунный (вар.: Подлунный) старец (Я Т^А), даосское божество, покровительствующее сватовству и бракосочетанию.

491

Согласно преданию, Юэся Лаожэнь лепит глиняные статуэтки возлюбленных, связывая их ноги красной нитью. После просушки фигурок Юэся Лаожэнь выставляет их в Зал молодых супругов (Пэй'оу тан, На этом миссия покровителя сватовства и

бракосочетаний заканчивается» [4, с. 19]. Таким образом, матушки-покровительницы детей Ци нянма не только опекали своих подопечных до 16 лет, но и несли ответственность за их будущее. В народной традиции закрепилось выражение о том, как Ци нянма помогают детям, достигшим совершеннолетия: фэньмэнь белэй, чэнбао тяньтин ^П^^МЖАШ (букв.: «разбить [молодых людей] на пары и доложить [о них] в Небесный дворец»).

Иконография образа Ци нянма на бумажных иконах-няньхуа отличается простотой и схематичностью, что объясняется основными функциями, выполняемыми бумажными иконками — молитвенная и ритуально-обрядовая. Рассмотрим икону-няньхуа «Ци нян фужэнь» (^ Ш.ЖА) (рис. 1). Подобные иконы производились в Чжанчжоу, Цюань-чжоу и Тайнане. Рассматриваемая икона представляет собою многофигурное изображение, семь благопристойных дам расположены в два ряда, три небожительницы — вверху, четыре дамы образуют нижний ярус. Граница между миром богинь, проживающих в небесном тереме, и простых людей условна: под проведённой чертой — пятеро играющих мальчиков, спускающихся на землю на облаках.

В научной литературе, посвящённой женским божествам поздней китайской мифологии, нет исследований о матушках-покровительницах детей. Благие деяния и добродетели основных представительниц класса няннян («от кит. простонародного няннян, «государыня», «императрица», восходящего к корню нян, «матушка»» [2, с. 540]) подробно описаны в отдельных работах китайских учёных, но среди них нам не встретилось божеств группы Ци нянма. Сюжет икон-няньхуа <<Ци нян фужэнь» даёт основания предполагать, что образ семи небожительниц, изображённых на иконах, может быть интерпретирован как образ матушек-чадоподательниц.

Нельзя точно сказать, во времена какой династии материализованный образ Ци нянма нашёл отражение в произведениях декоративно-прикладного искусства, можно лишь говорить о том, что няньхуа, изображающие благочестивых матушек-покровительниц, получили широкое распространение на юге Китая в цинскую династию.

Культ Ци нянма, первоначально распространённый в провинции Фуцзянь, постепенно приобрёл важное значение для этнических общностей, живущих на Тайване. Между берегами Тайваньского пролива с давних времён существовали относительно устойчивые связи, «путь с материка на Тайвань исторически установился через

492

Сямэнь, представлявший естественную гавань для двух округов провинции Фуцзянь — Чжанчжоу и Цюаньчжоу, через которые шёл поток переселения на о-ва Пэнху, а затем на Тайвань» [3, с. 27]. В 1684 г., после того, как Тайвань был включён в состав цинской империи, он был признан областью провинции Фуцзянь, островное правительство основалось в городе Тайнань. В 1887 г. по решению цинских властей Тайвань был выделен в отдельную префектуру, столица была перенесена в Тайбэй, но связи между берегами по-прежнему осуществлялись через налаженные пути. Для островного населения этот сложный исторический процесс сопровождался заимствованием и ассимиляцией духовной культуры Китая. Торговые связи между провинцией Фу-цзянь и Тайванем способствовали культурному взаимодействию, воспринимающая культура Тайваня была открыта для контактов.

Ван Сяогэ в статье «Отличительные особенности ксилографических картин няньхуа, выполненных в Чжанчжоу, Цюаньчжоу и Тай-нане» пишет, что в цинскую династию была сформирована единая региональная культура миньнань вэньхуа (букв.: «культу-

ра провинции Фуцзянь и Тайваня»), определявшая развитие традиционного ремесленного производства в приморских городах [1]. Мастера Тайнаня генерировали сюжеты картин, производимых в региональных школах провинций Фуцзянь и Гуандун (региональный центр в Фошани). Переселенцы, решившие основать бизнес по производству ксилографической картины в городе Тайнань, открывали свои мастерские на улицеМицзе (букв.: «Рисовая улица»). Кроме магазинов, торгующих рисом, здесь были расположены многочисленные лавки по продаже бумажной продукции. В одной из таких лавок «Линь кунь цзи» и была изготовлена икона

«Ци нян фужэнь» (рис. 1).

Пришедший на Тайвань культ Ци нянма прочно вошёл в обрядовую практику жителей острова. В конце цинской династии в городе Тайнань во время празднования Ци си (седьмой день седьмого месяца по лунному календарю) в храме Кай-лун гун (|^ЙЙ), который в народе также назвали Ци нянма мяо —ШШШ («Храм матушек-покровительниц детей»), проводили ритуал «совершеннолетия». Родители приводили в храм детей, которым исполнялось 16 лет, они совершали обряды, поклонялись своим заступницам. Церемония, проводимая для мальчиков, носила название Чу няо му гун ЖА^Й («оставить материнский дом»), для девочек - Чу по ма Ж ШШ («уйти [из-под опеки] матушек»).

493

Рис. 1. Икона Ци нян фужэнь, изготовленная в мастерской «Линь кунь цзи» (Конец династии Цин, художественный региональный центр г. Тайнань).

Для проведения церемонии изготовляли бумажный дом Ци нянма тин —ШШ^, символизирующий обитель семи матушек. Изображение матушек-покровительниц помещали внутри бумажного дома, дом ставили на алтарь. Участвующие в церемонии, трижды проползали под алтарем, мальчики поворачивали налево, девочки — направо. На этом церемония, посвященная вступлению во взрослую жизнь, заканчивалась, по окончании жгли ритуальные деньги и сжигали бумажные дома матушек-покровительниц.

Ритуал «совершеннолетия» сохранился в городе Тайнань до настоящего времени, в седьмой день седьмого месяца по лунному календарю в храме Кай-лун гун проводят «Обряд вступления во взрослую

494

жизнь» («{$ 16 Ш» ^^Ш^Ш)3. Администрация города Тайнань прилагает усилия для сохранения содержания и формы проведения праздника, практически без изменений остаются атрибуты, используемые во время церемонии, в том числе бумажные обители для матушек-покровительниц детей (см. Рис. 2).

Рис. 2. Юноша, прошедший церемонию совершеннолетия, с бумажным домом Ци нянма. (2011 г., г. Тайнань).

На Тайване в магазинчиках и лавках, продающих ритуальные товары, в наши дни можно встретить фигурку достопочтенной дамы в дорогом наряде, это матушка-покровительница детей Ци нянма, которая, соотносится с семью небожительницами, изображёнными на иконах-няньхуа.

Обобщая изученные материалы, можно сделать предварительные выводы. Во-первых, Ци нянма — это сложный полисемантический образ. Во-вторых, локальный ^льт матушек-покровительниц детей,

3 Информацию об истории и традициях Храма Кай-лун гун (^ ЙЙ) можно найти на официальном сайте: http://7mothers.vrbyby.com.tw/scenerys.php

495

возникший на юге Китая, первоначально был связан с мифологическим сюжетом о ткачихе Чжи-нюй и её шести сёстрах. В-третьих, популярность богинь и значимость их культа обусловлены архаическими идеями о материнском начале и почитанием святых матушек, дарующих и оберегающих детей. И, наконец, культ Ци нянма, принесённый на Тайвань мигрантами из провинции Фуцзянь, прочно вошёл в религиозную и светскую жизнь жителей острова. Адаптировавшись к новым условиям, культ перерос в религиозную традицию, сохранившуюся в городе Тайнань до наших дней.

Литература

1. Ван Сяогэ Чжанчжоу, Цюаньчжоу, Тайнань мубань няньхуа бянь'и ^I'U o'S^te^ffl^^ (Отличительные особенности ксилографических картин няньхуа, выполненных в Чжанчжоу, Цюаньчжоу и Тайнане) // Цзимэй дасюэ сюэбао Ж^А^^Ш. 2010. Т. 13, № 2. С. 23-27.

2. Рифтин Б.Л. Няннян // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко. М.: Вост. лит., 2006. [Т. 2:] Мифология. Религия. 2007. С. 540.

3. Тодер ФА. Тайвань и его история (XIX в.). М.: Наука, 1978. 343 с.

4. Шэньдэ юлай (Происхождение божеств). Пекин: Чжунго хуацяо чубаньшэ, 2011.

5. Юань Кэ. Мифы древнего Китая. Пер. с кит. Послесловие Б.Л. Рифти-на. М.: Наука. 1987. 527 с.

Yu.G. Lemeshko*

Seven Mothers on the Chinese Woodblock New Year Pictures

ABSTRACT

The article deals with interpretation of the image of Chinese goddesses — Seven Mothers. Semantics and the iconography of the goddesses were formed on the basis of archaic concepts of Yin principle. The cult of the goddesses was widely spread in southern China and Taiwan in the Qing dynasty (1644-1911).

KEYWORDS

Seven Mothers; Qiniangma; myth of Heavenly Weaver Girl; Chinese popular religion; woodblock new year picture; nianhua.

* Lemeshko Yulia Gennadyevna, PhD in philology, Amur State University, Blagoveschensk, Russia. E-mail: ulemeshko@mail.ru

496

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.