Научная статья на тему 'Матрица в симпатической доктрине Парацельса о человеке'

Матрица в симпатической доктрине Парацельса о человеке Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
148
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прокреация / матрица / матка / Парацельс / микрокосм / макрокосм / Парамирум / Yliaster / Archeus / limbus / procreation / matrix / uterus / Paracelsus / microcosm / macrocosm / Paramirum / Yliaster / Archeus / limbus

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ульяна Сергеевна Струговщикова

Практики прокреации обретают новые смыслы и новые подходы, выявляя ситуации, требующие философского и этического осмысления. Они ставят новые вопросы о материнстве и родительских практиках, включая споры о машинах-няньках, эктогенезе и вопросы гендерных и сексуальных идентичностей. Новый диалог с природой и технологиями открывает двери для нового диалога по поводу будущего, а также возобновляет диалог с прошлым. Поэтому автор обращается к наследию уже ставшего знания доктора Парацельса, чья семиотически переплетенная сеть аналогий и соответствий родилась в истории естествознания эпохи позднего Возрождения. Учение Парацельса сочетает в себе гармоничное, переплетенное знаками и символами сосуществование человека, животных, растений и минералов, где макро- и микрокосм, переплетаясь, проникают друг в друга, раскрываясь на три мира: большой мир, или природу, второй мир – человечество, которое олицетворяет мужчина, и третий мир – матрицу, которая является сущностью женщины. Учение о матрице резонирует с дискурсом современных практик прокреации. Оно показывает связь архетипических представлений воды и поля как материнского с представлениями о репродуктивных возможностях женщины. Упоминаются акт Творения мира, роль мужчины как носителя Духа Господня и его связи с матрицей, где происходит великая мистерия – появление нового человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Matrix in Paracelsus’ Doctrine on Human

Practices of procreation acquire new meanings and approaches, as well as require philosophical and ethical reflection. They offer new questions about motherhood and parental practices, including debates about machine-babysitters, ectogenesis, and issues of gender and sexual identities. A new dialogue with nature and technology opens the door to a new dialogue about the future, as well as a renewed dialogue with the past. Therefore, the author turns to the legacy of Dr. Paracelsus knowledge, whose semiotically intertwined network of analogies and correspondences was born in the history of natural science in the late Renaissance. Paracelsus’ doctrine combines the harmonious coexistence of man, animals, plants and minerals linked with signs and symbols, where the macroand microcosm, intertwining, penetrate each other, introducing three worlds: the big world or nature, the second world – humanity, which personifies a man, and the third world – the matrix, which is the essence of a woman. His doctrine on matrix resonates with the discourse of modern procreation practices. It shows a connection between the archetypal ideas of water and a field as maternal with ideas about reproductive possibilities of a woman. The Act of the World’s Creation is mentioned in connection with the role of a man as a bearer of Lord’s Spirit and his link to the matrix, where a great mystery takes place – the emergence of a new man.

Текст научной работы на тему «Матрица в симпатической доктрине Парацельса о человеке»

УДК 117 + 133.5

doi: 10.24412/cl-36976-2022-1-237-246

Матрица в симпатической доктрине Парацельса о человеке

У. С. Струговщикова

Институт философии РАН, Россия, Москва, ustrug@gmail.com

Аннотация. Практики прокреации обретают новые смыслы и новые подходы, выявляя ситуации, требующие философского и этического осмысления. Они ставят новые вопросы о материнстве и родительских практиках, включая споры о машинах-няньках, эктогенезе и вопросы гендерных и сексуальных идентичностей. Новый диалог с природой и технологиями открывает двери для нового диалога по поводу будущего, а также возобновляет диалог с прошлым. Поэтому автор обращается к наследию уже ставшего знания доктора Парацельса, чья семиотически переплетенная сеть аналогий и соответствий родилась в истории естествознания эпохи позднего Возрождения. Учение Парацельса сочетает в себе гармоничное, переплетенное знаками и символами сосуществование человека, животных, растений и минералов, где макро- и микрокосм, переплетаясь, проникают друг в друга, раскрываясь на три мира: большой мир, или природу, второй мир - человечество, которое олицетворяет мужчина, и третий мир - матрицу, которая является сущностью женщины. Учение о матрице резонирует с дискурсом современных практик прокреации. Оно показывает связь архетипических представлений воды и поля как материнского с представлениями о репродуктивных возможностях женщины. Упоминаются акт Творения мира, роль мужчины как носителя Духа Господня и его связи с матрицей, где происходит великая мистерия - появление нового человека.

Ключевые слова: прокреация, матрица, матка, Парацельс, микрокосм, макрокосм, Па-рамирум, Yliaster, Archeus, limbus.

Благодарности: работа выполнена в рамках государственного задания Института философии РАН.

Matrix in Paracelsus' Doctrine on Human

U. S. Strugovshchikova

Institute of Philosophy RAS, Russia, Moscow, ustrug@gmail.com

Abstract. Practices of procreation acquire new meanings and approaches, as well as require philosophical and ethical reflection. They offer new questions about motherhood and parental © Струговщикова У С., 2022.

practices, including debates about machine-babysitters, ectogenesis, and issues of gender and sexual identities. A new dialogue with nature and technology opens the door to a new dialogue about the future, as well as a renewed dialogue with the past. Therefore, the author turns to the legacy of Dr. Paracelsus knowledge, whose semiotically intertwined network of analogies and correspondences was born in the history of natural science in the late Renaissance. Paracelsus' doctrine combines the harmonious coexistence of man, animals, plants and minerals linked with signs and symbols, where the macro- and microcosm, intertwining, penetrate each other, introducing three worlds: the big world or nature, the second world - humanity, which personifies a man, and the third world - the matrix, which is the essence of a woman. His doctrine on matrix resonates with the discourse of modern procreation practices. It shows a connection between the archetypal ideas of water and a field as maternal with ideas about reproductive possibilities of a woman. The Act of the World's Creation is mentioned in connection with the role of a man as a bearer of Lord's Spirit and his link to the matrix, where a great mystery takes place - the emergence of a new man.

Keywords: procreation, matrix, uterus, Paracelsus, microcosm, macrocosm, Paramirum, Ylias-ter, Archeus, limbus.

Acknowledgements: the work was carried out within the framework of the state assignment of the Institute of Philosophy RAS.

Множественность и единичность как комплексная дихотомия являются разными сторонами раздробленности личности и ее последующего собирания. Мы наблюдаем динамический танец, когда одно сменяет другое, в культуре и истории, видим спады и рост в экономике, дискурс дихотомии искусственного и природного, общественного и нравственного против индивидуального и морального список можно продолжать. Множество сюжетов сегодня посвящено проблемам эпохи Антропоцена, антропоцентризма и опасной доминанте антропоса. Подчеркивается важность возведения нового диалога человека с природой и необходимость нового синтеза гуманитарного и естественного знаний в соединении с инженерными искусствами и информационными технологиями. Есть запрос на знание, которое бы соединяло органицизм с механикой, создавая некое органоподобное существо с человеческим лицом, а не с интерфейсом искусственного интеллекта. Следуя таким задачам и установкам на создание нового диалога с природой, человек способен шагнуть не только в будущее, где будет лишь бороться за выживание на планете, но и в такое будущее, где сможет жить, сосуществуя с другими обитателями планеты в динамической гармонии. Такой диалог позволяет также протянуть руку в прошлое, увидеть его эстетику, разные формы опыта, что поможет обновить наше восприятие мира и даст дополненную перспективу.

Практики прокреации сегодня обретают новые смыслы и новые подходы, выявляя при этом ситуации, требующие философского и этического осмысления и переосмысления. Прежде всего это «отказ от понимания женского самоочевидного/природного и установка на формирование гендерных алгоритмов» [Аристархова, c. 10], когда

«естественное предназначение женщины понимается как совокупность родительских практик» [Аристархова, с. 10], не различающихся на материнские и отцовские. А также проблемы репродуктивных практик, сексуальных и гендерных идентичностей, которые имеют прямое отношение к развитию биотехнологий и возникшему дискурсу о суррогатной и эктогенетической беременности, а также новых этических и политических установок.

Новый диалог с природой и технологиями открывает двери не только для нового диалога по поводу будущего, но и возобновляет диалог с прошлым наследием, уже ставшего знания. В истории возрожденческого естествознания родилась выстроенная семиотическая система аналогий и соответствий доктора Парацельса. Его учение

0 макро- и микрокосме позволило выстроить четкую картину, где гармонично сосуществуют человек, животные, растения и минералы - живое и неживое. Парацельс был успешным, необычайно популярным врачом, учение которого использовалось не только последователями-современниками, но и значительно позднее после его смерти в 1541 гг., став стимулом для развития естественно-научной мысли. В настоящей работе рассматривается учение Парацельса о матрице, которое резонирует с обсуждаемым дискурсом современных практик прокреации.

Термин «матрица» не был придуман Парацельсом. В словаре латинского языка мы находим: Matrix - 1) матка, самка-производитель, 116-27 н. э.; 2) анат. матка, тж. материнская утроба, IV-V н. э., 55 до н. э. - 39 н. э.; 3) ствол, из которого растут ветви, ок. 75-160 н. э.; 4) праматерь, первопричина, источник 50 г. н. э. [Дворецкий, с. 622]. В Средние века и в эпоху Возрождения слово «матрица» употреблялось в области печати и литья, позднее - в математике, теоретической физике, фильмографии. У Парацельса матрица представляет собой целый концепт, который не сводится к анатомической матке, но выходит за рамки медицины, охватывая философию создания мира и устроения человека. Будучи в Санкт-Галене, Парацельс написал две книги: "Paragranum" и "Paramirum", ставшие жемчужинами философской мысли Парацельса. Четвертая часть "Paramirum" - «О матрице» - представляет собой идею «матери» как уникального микрокосма Творения, ведь в отличие от Гиппократа, который считал женщину сосудом для семени мужчины, Парацельс не сводил представление о женщине только к образу матки, окруженной внешней оболочкой. «Матрица представляет собой закрытый мир, который не имеет ничего общего с другими мирами и является уникальным в своем роде. Этот мир как особый сосуд, имеет кожу и связывающие нити, которые представляют «границу» этого самого маленького мира, отделенного от другого мира - малого»1 [Paracelsus, 2008, с. 620]. Малым миром Парацельс называет мужчину. «В женщине есть слабость: она - самый маленький мир; и [она] чем-то отличается от мужчины, и имеет другую анатомию, теорию, [и] причины, свой ум, [и свое] лечение. И хотя многие болезни похожи на мужские, тем не менее врач отличает их друг от друга, ибо она иной мир» [Paracelsus, 2008, с. 620].

Чтобы разобраться в положении женщины и месте матрицы, необходимо следовать космогонии Парацельса и его учению о человеке. В разных работах Парацельс

1 Перевод с немецкого выполнен автором.

говорит о существовании трех миров. Первым творением была природа, или окружающий мир, макрокосм. Вторым творением и миром был человек или человечество как таковое, микрокосм. Третий мир - «мельчайший мир» [Paracelsus, 2008, с. 618] - мир женщины, или собственно матрица:

«Прежде чем были сотворены небо и земля, дух Божий носился над водой и был носим ею1. Эта вода была матрицей. Ибо в этой воде были сотворены небо и земля, и ни в какой другой матрице, кроме этой. В ней был носим дух Божий, именно тот дух, который есть в человеке, и которого нет у всех других тварей. Человек был создан, чтобы Дух не был один, и дух Господа был в нем. По этой причине дух Божий вошел в человека, и был он от Бога и к нему же вернется. И когда мир был ничем иным, как водой, и Дух Господень был на воде, то вода стала миром, который теперь матрица мира, и в ней было все сотворено дальше. Теперь [надо сказать, что] это была матрица человека (человечества - прим. автора), в которой Бог сотворил человека, обиталище из плоти для своего Духа. Эта же матрица человека стала целым миром; его семенем был limbus, семя, которое содержало весь мир. Таким было пришествие первого человека. Далее этот человек был отделен от матрицы и из него была сделана его собственная матрица, т. е. женщина2, которая не что иное, как целый мир. И Дух Господень представлен в ней и вкладывает плоды в нее. Так же как Дух Господень был носим над водой, так и мы, люди, несем его по земле и по воде - духа, которого еще никто никогда не видел и не увидит. И этот дух присутствует в матрице человека, т. е. в женщине». [Paracelsus, 2008, с. 642-646].

В трудах Парацельса сложно разобраться: библейский материал переплетен с учениями Аристотеля, неоплатоников, средневековых гностиков, дополнен мистической терминологией и символизмом. Несмотря на то что Парацельс часто придерживается триедичности, четкие границы отсутствуют. Бог по Парацельсу - Yliaster - высшая причина всего. Yliaster - термин, составленный Парацельсом из греческого и\г| - материя, и латинского astra - звезды, или миры. «Yliaster - первичная материя (materia prima), из которой в начале времен была сотворена Вселенная, это также скрытая сила в природе, благодаря которой растут и размножаются все вещи, при этом Yliaster -это Сущность, пребывающая в вечной активности» [Струговщикова, 2014, с. 123, 126]. В трактате «Философия поколений и плоды четырех стихий» читаем: «Yliaster делится на четыре части: в воздухе - это небо, в нем - твердь, которая дает свет и ночь, холод и тепло, в земле - это все плоды и возможность ходить, в воде - это происхождение всех минералов и пищи живых. Yliaster распадается и теряет свое имя» [Paracelsus, 1590, с. 55-64]. Одновременно с тем, когда Yliaster распадается на четыре элемента, Слово Господне, Fiat, или активное мыслящее начало, творит мир из Матрицы-первоматерии. Слово Господне - это Археус [Paracelsus, 1589-1590] - жизнь, «универсальный везде-

1 Приведем примеры из трех вариантов перевода Библии: Бытие 1:1-2. Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. [Библия, с. 9] Gen 1:1-2, "In the beginning when God created the heavens and the earth, the earth was a formless void and darkness covered the face of the deep, while a wind from God swept over the face of the waters." [Bible] Vulgate: "In principio creavit Deus caelum et terram. Terra autem inanis et vacua, et tenebrae erant super faciem abyssi, et Spiritus Dei ferebatur super aquas" [Vulgate].

2 Отсылка к сюжету о создании Евы из ребра Адама.

сущий принцип». [Струговщикова, 2014, с. 123]. Э. Уикс, переводчик и редактор книги «Paragranum», так комментирует понятие Archeus: 1) то, что разделяет и упорядочивает элементы; 2) наиболее возвышенный из духов, который можно отделить от тел; 3) в рамках макрокосма это космогоническая действующая сила, которая извлекает и разделяет все вещи из Yliaster, соответствуя подобной действующей силе в человеческом микрокосме [Weeks, с. 99].

В других текстах читаем, что Yiaster дал семя прокреации всего, т. к. помимо Archei он дает начало еще двум жизненным принципам: limbus major (семя большое) и limbus minor (семя малое). Limbus Major имело основание в Слове Божием (в Archeo), это семя, из которого вырастают все существа и другое семя - малое [Paracelsus, 1589, с. 295]. Limbus Major был необходим при создании мира - первого творения - и при создании человека - второго творения. Как семя размножения, оно самодостаточно в растениях, но для происхождения людей (после появления Адама) оно переходит в limbus minor. Так, первый человек создан из большого семени (limbus major) в матрице мира, а далее он несет в себе семя малое (limbus minor) [Paracelsus, 1589, с. 296], которое содержится в сперме мужчин и которое, затем, мужчина вкладывает в женщину. [Paracelsus, 2008]

«Limbus не в женщине, но дух [в ней]. Что такое limbus как не семя? Оно было взято и сделано от Бога, и из него создано человеческое существо, и ты должен знать, что в такой форме он поставил человека на его место. [...] Да и потому, что было бы негодно сделать человека из земли, клея и т. д. и [потом] дать ему жизнь. По этой причине Бог сотворил для него особую матрицу, которой он обладает, и другого рода семя, для своего рода душ. Соответственно, человек остается в природе мира. И точно так же, как Бог заключил небеса и сам был на небесах, и он творит человека на небесах, по той же причине мы должны знать, что мы не можем родить человека, если мы не находимся в матрице [...]. Ибо не Бог сошел со своего места, а только рука Его; по той же причине человек не сошёл со своего [назначенного] места; действует только то, на что было подписано. Следовательно, есть три матрицы: первая - это вода, над которой носится дух Господа, и эта же [вода] была матрицей, в которой были сотворены небо и земля. После этого возникли небо и земля и матрица Адама [матрица, из которой был создан Адам], возникшая рукой Бога; а из мужчины возникла женщина - матрица всех человеческих существ до самого конца мира. Что заключало в себе первую матрицу? Царство Божие окружило дух Божий: мир заключает вечный [дух], окружая его. Женщина окружена собственной кожей, ибо то, что находится внутри нее, есть матрица. По этой причине ее тело нельзя сравнивать с мужским, даже если оно исходит от мужчины». [Paracelsus, 2008, с. 646]. «Limbus major был первичной материей (prima materia) человека, поэтому limbus и есть человек. Limbus - небеса и земля, верхняя и нижняя сферы, четыре элемента и все, что находится в мире. Это микрокосмос, так как это целый мир, врач должен знать обе сферы - верхнюю и нижнюю, их элементы и сущность, их качества и природу (устроение). Если он это знает, тогда и понимает, какое нужно лекарство в нужное время. Что касается материалов, то Бог создал человека из матрицы» [Paracelsus, 2008, с. 648].

В. Пагель, один из выдающихся парацельсистов, комментирует, что модель микрокосма, воплощенная в матке (матери) и сравнимая с землей - популярный символ космоса в космосе XVI в. [Paracelsus, 2008, с. 618]. Матрица - это мир, воссозданный как материнское чрево, в котором лежал Адам. Рассуждения Парацельса о микрокосме и макрокосме подразумевают «материал» как женский источник всех вещей. Собственно, рассуждая о базисе макрокосма, Парацельс ставит слово matrix в тесную взаимосвязь с латинским mater, что означает «мать», чьим особым женским элементом или стихией является вода. Такое сопоставление водной стихии и женской сущности общепринято и традиционно. Во многих мифах вода представлена как архетипический образ женского.

«Поскольку женщина - это море и ничего, кроме моря, и человек есть внутри нее рыба, только отделившаяся в своем рождении, она такова, чтобы человек узнал себя и на кого он похож: <что он> животное в мире. Однако он рожден, чтобы иметь душу, чего нельзя сказать о рыбе» [Paracelsus, 2008, с. 642].

Продолжая описывать женскую матрицу, Парацельс подчеркивает, что ее следует понимать в ее микрокосмической природе: «я имею в виду [что ее следует рассматривать] как малый [мир], и как третье существо, и как последнее, и что он [этот мир] должен оставаться в пределах микрокосмической природы» [Paracelsus, 2008, с. 676]. Парацельс отмечает, что матрица по своему назначению - это «сосуд, принимающий, удерживающий и вмещающий ребенка». По Парацельсу матрица была создана, чтобы хранить семя, и в этом главное предназначение женщины:

«Ибо ради сосуда существует женщина; и не из-за каких-либо других частей, не из-за какого-либо другого дела, только для этого. Но поскольку матрицу следует понимать таким образом, вы должны знать, что вся женщина - это земля и все элементы: эта матрица - это дерево, растущее из земли. Ребенок - это плод, вырастает из дерева. И как дерево стоит в земле и в то же время вместе с землей в воздухе, а значит и в воде, как и в огне: все это есть поле. Поэтому в женщине присутствуют четыре плода, четыре элемента, низшая и высшая сферы; и посреди всего этого есть дерево, ради которого существует женщина» [Paracelsus, 2008, с. 678].

В учении Парацельса весь мир и все существа состоят из разного соотношения элементов (стихий). Соответственно матрица-дерево, вырастающее на поле, обладает всей необходимой пищей для вскармливания плода. Из этого следует, что матрица получает пищу и очищает ее в определенное время каждый месяц (речь идет о менструациях, об этом дискурсе см. далее). Обладая всем необходимым для роста, матрица поэтому является малым миром, микрокосмом, содержащим в теле все минералы мира Большого (макрокосма), а поскольку макрокосм подобен микрокосму, то и лекарство для микрокосма можно найти в макрокосме - отсюда и учение Парацельса, что минералами можно лечить соответствующие болезни: «все минералы хороши для человека: каждый, то есть для своего минерала, лежащего в теле микрокосма» [Paracelsus, 2008, с. 678].

Следует отметить, что Парацельс различает не просто виды болезней, но и их особое проявление в мужчине и женщине, исходя из того, что они принадлежат разным мирам. В зависимости от причины могут быть два вида болезней, например при

рождении детей: одна либо врожденная, развивающаяся в семени (т. е. мужская), другая тоже врожденная, но развивающаяся из матрицы (т. е. женская). Различия в природе мужского и женского организма требуют понимания обеих природ, а также понимания основ медицины, которая позволяет выбрать надлежащее лечение. Парацельс упоминает, что есть болезни-гермафродиты, когда одинаковое полезное лечение может быть прописано и мужчине, и женщине, однако таких случаев не так много и такое лечение не так действенно, как при точечном воздействии. Матрица женщины двойственна: у нее могут быть болезни свои собственные и болезни от мужчины. Лечение таких болезней требует специального знания (theorica) [Струговщикова, 2019], которое получено от света природы. При этом болезнь женщины, исходящая от мужчины, требует мужской медицины. Наблюдения за различиями мужчин и женщин привели к тому, что Парацельс создает «женское лекарство». Такого понятия до Парацельса не существовало, хотя женские сигнатуры в фитотерапии появились задолго до Парацельса. Он также указывал на уникальную пищеварительную систему женщины и ее отличие от мужской, что сопоставимо с выводами современной нутрициологии и диетологии.

Главными отличительными чертами женщины от мужчины Парацельс считает наличие «женского трио»: груди, вскармливающей дитя; матрицы, или матки - сосуда, содержащего материал для рождения дитя; и менструаций - процесса очищения матрицы и соответственно женщины. Отдельный дискурс в эпоху Парацельса развивается вокруг женских менструаций, которые имеют символическую связь с водой. Для Парацельса матрица и менструации - это олицетворение всепоглощающего моря: «... силы моря проявляют себя, поднимаясь вверх [и в] восходящих, [в] приливах, [...]. Что же является причиной подъема моря? Это то, чем море поглощает то, что в него входит, [это] смерть этой вещи. Так и получается, что все воды поглощаются и убиваются морем и умирают в нем, как человек [погребается и поглощается] землей. То, что поглощает и убивает, имеет свое действие, которым оно разрушает все, что в него входит. Его действие - один раз в день. Таким же образом человек кто ест, переваривает пищу, которую ест. Как только он его получил и приступил к операции по его потреблению, желудок раздувается. Таким же образом море показывает свое действие. Ибо в море смерть воды; и вода больше не течет из моря; все погибает в нем; точно так же все, что растет на земле, умирает в земле. Подобно тому, как у моря бывают подъемы и отливы, точно так же вы должны понимать [что происходит] в женщине, потому что она мать детей: море - мать вод. Так как женщина есть мать, то она рождает из себя такие потоки, подъем которых раз в четыре недели с его выходом для того, чтобы человек был наделен тем качеством, что ничего мертвого не остается внутри него, а то, что оно удаляется от него, чего не бывает в море. Таким образом, менструация - это экскременты произведенных матрицей вещей, которые умирают в ней и извергаются».

Парацельс дискутирует с врачами, считавшими, что менструации являются «цветением женщины», как у дерева. Возможно, это обусловлено тем, что менструации свидетельствуют о половом созревании девушки, о том, что «дерево зацвело». Однако Парацельс дотошен в деталях, не жалея высмеивает оппонентов, хотя и ошибочен

в некоторых выводах: «Цветение женщин начинается, когда они зачинают - тогда они и цветут. После этого, вслед за всем их цветением, появляется плод - ребенок. Разве вы, врачи, не знаете, всякое дерево цветет тогда от плода, которое хочет вырасти из него? Дерево, внутри которого нет плодов, не цветет. И все же, судя по тому, что вы говорите, женщина может расцвести, не принося плода. Значит ли это, что девы цветут, как вы говорите, без плода? Здесь ничего нет. По этой причине это [должно быть] экскременты» [Paracelsus, 2008, с. 654]. И далее: «Разве вы не знаете, что матрица есть не что иное, как микрокосмос. Если она должна родить, то должна быть чистой. Это очищение, посредством которого вся грязь убирается с пути. И до тех пор, пока не произойдет полное и правильное очищение и не исчезнет то, что умерло, она не забеременеет. При этом она остается чистой до тех пор, пока молоко не перестанет. Молоко не приходит из менструации; оно исходит от сосков, которые предназначены именно для этой цели. И пока присутствует [состояние] беременности и кормления, экскрементов нет» [Paracelsus, 2008, с. 660]. Подчеркивая, что ребенок питается «благороднейшим молоком из грудей», Парацельс осуждает популярную идею отсутствия менструаций во время беременности и кормления по причине того, что менструации становятся молоком. «Как грубо и неотесанно было сказано, что человек [питается] таким ядом, пагубнее которого нет ничего, чем эти экскременты женщины» [Paracelsus, 2008, с. 660].

Эпизод с кормлением и менструациями Парацельс завершает тем, что тело женщины, созданное из «грудей, матрицы и менструации», делает его далеким от мужчины, но ближе к большому миру, так как матрица женщины, являясь центрально-образующим концептом, находится в структуре, встроенной во внешний мир, связывая его. В мистической терминологии это означает, что именно в таинственной глубине мельчайшего мира раскрывается величие сотворенного. Являясь центром мира, женщина скрывает в себе великую мистерию. Мужчина дальше отстоит от природы, но ближе находится к Богу, поэтому и духовно более возвышен.

Поздние представители парацельсистской школы говорят о матери, или праматери звезд: «Эта великая мистерия стала матерью всех элементов, а действуя в них, также и праматерью всех звезд, деревьев и творений из плоти. Как от одной матери рождаются дети, так и от великой мистерии родился весь тварный мир. Так что великая мистерия является матерью всех смертных вещей» [Майер, с. 317]. Исследователь творчества Парацельса П. Майер продолжает, что это «праматерь всего сущего, заключающая в себе невиданный энергетический потенциал» [Майер, с. 317].

Учение о женских и мужских болезнях Парацельс подводит к тому, что истинный врач должен обладать знаниями о свете природы, т. е. быть сведущим в естественных науках. Используя принцип соответствия и аналогий трех миров, Парацельс указывает на экологические связи. «То, что земля уничтожает в дереве, уничтожается также в матрице. И напротив, то полезное, что получает дерево, прибавляется в матрице» [Paracelsus, 2008, с. 680]. Смерть окружающих существ находится в причинной связи с человеком и его болезнями. Яды, ядовитые созвездия, "chaos et astra" способны нарушать гармонию великой мистерии, как когда-то была нарушена Великая гармония

в связи с грехопадением Адама из Эдема [Бычкова, с. 4]. П. Майер считает, что высказывание «все наши болезни, скорбь и несчастья происходят от женщин» следует рассматривать с позиции космологических отношений матери со своими детьми, имея в виду окружающий мир и порождающую матку [Майер, с. 321]. Поскольку речь идет о женских сущностях и архетипах, то и связи-переплетения в этой мистерии Парацельс называет «женскими болезнетворными факторами» [Майер, с. 321]. Термин «женский дух» лег в основу учения о матрице, чтобы обозначить ту «разновидность женского духа», от которой женщины с больной психикой страдают сильнее, чем от своего негативного воображения. Интересно, что в отличие от многих современников Пара-цельс не отлучает женщин от высшей духовной деятельности, отмечая, что некоторые выдающиеся женщины могли бы превзойти в духовных исканиях даже мужчин. Однако из-за отсутствия возможностей (вследствие загруженности домашними делами, рождения детей и их воспитания) это становится практически невозможным.

Матрица для Парацельса имеет эстетический и научно-теоретический смысл, не сводясь только к половым органам женщины. Женщина - это таинственный микрокосм. И. Аристархова в своей работе «Гостеприимство матрицы» указывает на развивающийся на Западе дискурс вокруг матки-матрицы, далекий от сакральных смыслов, живущих в учении Парацельса. Современный дискурс затрагивает новые возможности биомедицины, порождает новые этические вопросы, требуя переосмысления и «переописания прежних понятий материнства в языках науки, культуры и политики» [с. 10]. Следует отметить, что размываются родительские практики, ставится вопрос о машине-няньке, материнство перестает быть прерогативой женщины, ведь возник вопрос о существовании трансгендерной «мужской беременности» (когда женщина, сменившая пол, вдруг решается на зачатие, вынашивание и рождение ребенка, оставаясь при этом «мужчиной»1) и ставятся вопросы о возможностях мужской беременности в принципе, т. е. создании мужчины как сосуда. Такой дискурс в России не особенно популярен и обсуждается в узких научных кругах либо в публицистике, затрагивая частные случаи. Однако дискурс женского в других практиках прокреации, например суррогатное материнство и эктогенетическая беременность, обсуждается и в обществе имеет довольно острый резонанс.

Открытая целостность - это связывание времени. Человеческое качество - переживать время и события, происходящие во времени, как становящееся, сохраняющееся во времени. Связь Парацельса с настоящим временем необходима для того, чтобы заглянуть в будущее и, возможно, скорректировать траекторию.

Список литературы

Аристархова И. Гостеприимство матрицы: философия, биомедицина, культура / Пер. с анг. Д. Жайворонка. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2017. 368 с.

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Бытие. Гл. 1. Рос. библейское о-во, 2008. 1337 с.

1 Имеется в виду случай Томаса Бити.

Бычкова У С. Учение Парацельса о макро- и микрокосме // Идеи и идеалы. 2011. № 4, т. 2. С. 3-9.

Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. Ок. 50000 слов. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Рус. яз., 1976. 1096 с.

Майер П. Парацельс - врач и провидец. Размышления о Теофрасте фон Гогенгейме / Пер. с нем. Е. Б. Мурзина. СПб.: Алетейя, 2003. С. 560.

Струговщикова У. С. Николай Кузанский и Парацельс: о человеке // Филос. науки. 2014. № 6. С. 118-127.

Струговщикова У. С. Что такое «эксперимент» в медицинской системе Парацельса? // Идеи и идеалы. 2019. Т. 11, № 4, ч. 1. С. 86-106. DOI: 10.17212/2075-0862-2019-11.4.186-106.

The Book of Genesis 1:1-2 // Bible. URL: https://www.vatican.va/archive/bible/genesis/ documents/bible_genesis_en.html (дата обращения 11.04.2022).

Paracelsus. Azoth sive De Ligno et Linea Vitae / hrsg. Von J. Huser, Basel, 1589-1590 // THEO - The Paracelsus Database. Univ. of Zurich. URL: https://www.paracelsus-project.org/ (дата обращения 01.04.2022).

Paracelsus. Von den Podagrischen Kranckheiten vnnd was jhn anhengig ist // Theil Der Bücher und Schriffien, des Edlen, Hochgelehrten und Bewehrten Philosophi unnd Medici, Philippi Theophrasti Bombast von Hohenheim, Paracelsi genannt, Bd.: 4 / hrsg. Von J. Huser, Basel, 1589. URL: https://daten.digitale-sammlungen.de/0002/bsb00022505/images/index. html?id=00022505&groesser=&fip=qrsxdsydeayayztsfsdrxseayaeayaxdsyd&no=14&sei te=299] (дата обращения 04.04.2022).

Paracelsus. Philosophia de Generationibus & Fructibus quatuor Elementorum // Theil Der Bücher und Schriffien, des Edlen, Hochgelehrten und Bewehrten Philosophi unnd Medici, Philippi Theophrasti Bombast von Hohenheim, Paracelsi genannt, Bd.: 8 / hrsg. von J. Huser, Basel, 1590. URL: https://daten.digitale-sammlungen.de/0002/bsb00022508/images/index.ht ml?fip=193.174.98.30&id=00022508&seite=5 (дата обращения: 01.04.2022). Paracelsus, Paramirum. Liber quartus. On matrix // Theophrastus Bombastus von Hohenheim, 1493-1541: Essential Theoretical Writings/ trans. into English A. Weeks. Leiden, Boston: Bril, 2008. P. 616-719.

Vulgate - Genesis. Ch. 1 // Vulgate. URL: https://vulgate.org/ot/genesis_1.htm (дата обращения 11.04.2022).

Weeks A. / Paracelsus. Das Buch Paragranum // Theophrastus Bombastus von Hohenheim, 1493-1541: Essential Theoretical Writings/ trans. into English A. Weeks. Leiden, Boston: Bril, 2008.

Ульяна Сергеевна Струговщикова - кандидат философских наук, ORCID 0000-0002-1014-5487, web: https://iphras.ru/strugovshchikova.htm

Ulyana S. Strugovshchikova - CSc in Philosophy, ORCID 0000-0002-1014-5487,

web: https://iphras.ru/strugovshchikova.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.